Комментарий священника А на что ты готов ради милосердия? Как применить максималистские принципы святых к себе, поясняет председатель отдела по благотворительности Санкт-Петербургской епархии прот. Александр Степанов: — Раздать все — это евангельский идеал, Сам Христос говорит: «Раздай все и следуй за мной» (Мф.19,21). Но Он говорит это не всем! Он говорит это юноше, который его спрашивает: «А что сделать сверх исполнения заповедей?». Хочешь совершенства — вот тебе путь: раздай все имение нищим. Сейчас условия изменились: уже невозможно продать себя в рабство, глава семьи не может уже так единовластно распоряжаться имуществом родных, как тысячу лет назад. Но сама по себе самоотверженность хороша, и если человек готов служить ближним до такой степени, до смерти и смерти крестной, — пусть служит. Но распоряжаться, например, чужим имуществом даже в самых благих целях, как Юрий Деточкин, сейчас абсолютно недопустимо, не по-христиански. Нам надо творчески искать другие формы. Кто-то готов по слову Христову все раздать, а кто-то пока не готов. Не надо делать слишком многого. Каждый должен об этом хоть иногда задумываться, но меру себе надо определять наедине со своей совестью. И этот выбор и будет показывать меру нашего христианства. Но уж точно христианин не может просто жить на широкую ногу, ничего не жертвуя, и думать, что все в порядке. Верно ли выбрана мера, можно узнать по плодам. Дерзновение святых оправдывалось тем, что оно приносило добрый плод — и та же жена св.Филарета Милостивого была утешена, и деньги внуку св. Вонифатия вернулись. Если же очевидно, что человек благотворит, разрушая что-то, разрушая свою семью, например, — так не годится, и такое дело и не устоит. Во всем нужна мера, просто мера святых больше, чем мера только ищущих святости. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/shokiruyushhee-miloser...

А пророки «присноблажатся», как предсказавшие о Христе. Но главное вот что: они подготовили брак Христа с Церковью. Это из тропаря: «om язык (народов) теми предобручивый Церковь». А вы за нас «мольбу Господу присно принесите блаженнии» (четверый тропарь девятой песни второго канона). Святой Вонифатий и святой Игнатий Богоносец Девятнадцатого празднуется первый, двадцатого декабря – второй. Это два мученика. Оба – святые. Житие первого – известно: раб богатый женщины, римлянки Аглаиды, и управитель ее имений; а вместе с тем – и сожитель ее, и притом страдавший пристрастием к вину; но при всем этом – добрый душою, милостивый к бедным. Госпожа, человек верующий, послала его в Малую Азию привезти оттуда мощи какого-либо мученика, ибо через это она надеялась спасти грешную душу свою. Отъезжая, Вонифатий, шутя, спросил госпожу, примет ли она его тело (с коим она грешила в нечистоте), если он будет замучен за Христа? Благоразумная Аглаида серьезно оговорила его за неуместность шуток в такой момент. Вонифатий, благодушный, уехал в Малую Азию и, пораженный там величием и страданиями мучеников, объявил и себя христианином. За это он был обезглавлен, и сопровождавшие его рабы привезли мученическое тело к госпоже. Перед этим было видение, извещавшее ее о событии, – и Она вышла навстречу святому за Рим; на месте встречи устроила для него храм, а сама поселилась при нем, скончавшись преподобною. И невольно в мысли моей связались в один вопрос эти два события: спасение двух грешников и рождение Спасителя. Второй – сама чистота. Первого обнимали руки блудной госпожи, Аглаиды; второго обнимал Господь, когда тот был среди детей, благословляемых Христом… Но вдруг и первый возвышается до второго… Игнатий жаждет, просит, молится, ждет-не-дождется мученичества. Что-то поразительное! Ни один святой так не стремился к мученичеству! Когда слушаешь стихиры и тропари, жутко становится… Горел огнем нестерпимым – жаждал был замученным за Христа. Ощущал в этом какую-то дивную захватывающую сладость. А когда римские христиане хотели хлопотать за него, не без надежды на освобождение, – он и умолял, и запрещал это. Такова была жажда.

http://pravmir.ru/v-ozhidanii-rozhdestva...

V. Свящ. Писание содержит указание на возможность и обязанность для каждого творить милостыню. Уже ветхозаветный праведник призывал творить милостыню не только из многого, но и из малого (Тов 4. 8). Христианство бесконечно углубило эту мысль, указав, что величина жертвы зависит не от количества жертвуемого, но от степени того лишения, какому добровольно подвергает себя благотворящий: «Если есть усердие, то оно принимается, смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет» (2 Кор 8. 12) - так формулировал св. апостол этот закон христ. милостыни. Всякая Б. ценна, если совершается от полноты веры: и 2 лепты вдовицы (Мк 12. 42-44), и чаша воды, поданная жаждущему (Мф 10. 42). «Давай что имеешь; ибо Бог не требует сверх сил. Ты - хлеб, другой - чашу вина, иной - одежду, и таким образом общим сбором уничтожается несчастье одного» ( Greg. Nyss. De benefic.). Хотя бы ты был беднее того, кто у тебя просит, но если положишь две лепты или дашь кусок хлеба, не имея больше ничего, то «ты все исполнил» ( Ioan. Chrysost. In Matth. 52. 4). Скудость в деле благотворения, происходящая от недостатка благодателя, восполняется усердием его ( Cypr. Carth. Test. adv. Jud. III. 2; Ioan. Chrysost. In Matth. 52. 3). «Благотвори, сказано (Рим 12. 8), с радушием» ( Greg. Nazianz. Or. 14). Истинный благотворитель последнее отдаст, чтобы исполнить долг христианского милосердия. Церковь прославляет христолюбивых милостивцев: Феофана Милостивого , Газского (пам. 29 сент.); сщмч. Зотика Сиропитателя (IV в.; пам. 30 дек.); свт. Мартина Милостивого , еп. Турского († ок. 400; пам. 12 окт.); прп. Виссариона , чудотворца Египетского (IV-V вв.; пам. 6 июня); прп. Сампсона Странноприимца († ок. 530; пам. 27 июня); свт. Павлина Милостивого , еп. Ноланского († 431; пам. 23 янв.); свт. Вонифатия Милостивого , еп. Ферентийского (VI в.; пам. 19 дек.); свт. Иоанна Милостивого , Патриарха Александрийского († 620; пам. 12 нояб.); прав. Филарета Милостивого Пафлагонянина († 792; пам. 1 дек.) и др. Христос-сеятель. Мозаика из усыпальницы А. М. Эрлангера на Введенском кладбище в Москве. 1914 г. Худож. К. Петров-Водкин

http://pravenc.ru/text/149333.html

Слуги не дождавшись замученного Вонифатия, стали думать, что он где-нибудь пьянствует с блудницами и смеялись, говоря: «так то наш Вонифатий мощей ищет». Найдя на третий день тело его замученным, они ужаснулись своего осуждения и наказания за это. Но когда они посмотрели на него, он немного открыл очи свои и ласково смотрел на друзей своих, улыбаясь устами и светлым лицом показывая, что он прощает их. Таким образом, и Аглаида и Вонифатия чудесно переменили жизнь свою: один кровно, другая слезами омыла грехи свои. Св. Вонифатий милостивый, епископ Ферентийский Дающий обогащается Однажды мать св. Вонифатия заглянула в житницу и увидела, что она пуста: св. Вонифатий весь хлеб раздал нищим. Горько она плакала, а он, затворившись в житницу, стал молиться, – и житница стала полна хлеба. Господь и в малых прошениях слушает уповающих на Него Лисица прибежала, похитила одного петуха во дворе св. Вонифатия и убежала в гору. Св. Вонифатий пошел в церковь и стал молиться Богу, жалуясь на похищение петуха. Придя домой, он видит, что лисица принесла петуха, оставила его и сама пала мертвою. Чудесное умножение вина Однажды град побил весь виноград; св. Вонифатий повелел собрать оставшиеся кисти, приготовить много бочек, и когда стали тот виноград в точиле давить, вино мало по малу умножилось до того, что все сосуды монастырские и бедных людей вином наполнились. На кого святой разгневается, на того и Бог разгневается Один благочестивый муж просил совершить Божественную литургию св. мученику Проклу и придти в дом для благословения. Св. Вонифатий пришел, но комедиант с музыкантами и с обезьяною заиграл пред дверьми. «Увы! мертвец окаянный, сказал св. Вонифатий, – я обедать пришел и еще не отверз уст на обыкновенную хвалу Богу, а он с обезьяною, предварив, ударил в кимвалы. Дайте ему есть». Не успел выйти со двора комедиант, как вдруг камень большой пал на его голову и убил его. Благословение умножает вино На путь двум готам св. Вонифатий дал малый сосудец вина; но, сколько они из него ни пили в пути, он оставался полон и не истощим. Св. Григорий, епископ Омиритский

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный. Кондак 13 О, предивный мучениче Христов Вонифатие, приими от нас сие малое похвальное приношение, еже пред иконою твоею, колена преклоньше и руце свои к тебе простерше, тебе ныне просим: даруй нам твое пред Господем заступление, наипаче же погибающим от пианства исцеление низпосли и жития благаго начало положити всех нас сподоби, да спасение улучивши, молитвами твоими, во веки восхвалим Бога, поюще Ему: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангелом светлым, огнь мучений твоих росою благодати угасивым, огражден был еси, страдальче Христов Вонифатие, да яко грешник нераскаянный не погибнеши и пред Господем в одежде брачней предстанеши, научи и нас облещися в светлыя ризы святости, тебе зовущих: Радуйся, жизнь за Христа отдавый; радуйся, страданиям Его подражавый. Радуйся, очи своя к Богу обративый; радуйся, волю свою в добродетелех укрепивый. Радуйся, рабе Христов верный; радуйся, святый конец жития своего приемый. Радуйся, к покаянию сердца обращаяй; радуйся, ко Христу, пути истинному, приводяй. Радуйся, Духом Святым просвещенный; радуйся, соблазнами мира сего не прельщенный. Радуйся, змия лукаваго посрамивый; радуйся, святых лик возвеселивый. Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный. Кондак 1 Избранный воине Христов, венцем славы украшенный, мученической смертию вечныя смерти избавивыйся, от мрака греховнаго отвративыйся и к вечному Свету пришедый, приими моление наше в похвалу тебе приносимое, и нас избави от сетей лукаваго врага нашего, да тебе с радостию зовем: Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный. Молитва О многострадальный и всехвальный мучениче Вонифатие, к твоему заступлению ныне прибегаем: молений нас, поющих тебе, не отвержи, но милостивно услыши нас, виждь братия и сестры наша тяжким недугом пианства одержимая, виждь того ради от Матери своей, Церкви Христовой, вечнаго спасения отпадающия. О, святый мучениче Христов Вонифатие, коснися сердец их данною ти от Бога благодатию, скоро возстави от падения греховнаго и ко спасительному воздержанию приведи их.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Широту возможного диапазона трактовок одного и того же житийного текста светскими авторами можно показать на примере художественных пересказов Страдания мученика Вонифатия. Этот святой мученик – одна из самых примечательных фигур в галерее «грешных святых» христианского Востока и Запада, а посвященный ему агиографический текст по своей яркости и самобытности сравним лишь с ранее рассмотренным Житием Марии Египетской 195 . Вонифатий (19 декабря) жил в Риме в конце III в. Согласно Четьим Минеям, он был рабом, управителем дома своей госпожи Аглаиды, состоявшей с ним в предосудительной связи. Житие приводит портрет своего героя (он молод и красив, невысок ростом и «желтоволос») 196 , а также сообщает, что «раб греха» Вонифатий, несмотря на свое пристрастие к вину и распутству, был милостив к нищим и отзывчив ко всем, находящимся в несчастии, а также часто молился. Набожной была и его подруга во грехе, которая однажды послала Вонифатия в киликийский город Тарс за мощами христианских мучеников (там происходило очередное гонение на христиан). Перед отъездом Вонифатий с улыбкой спросил госпожу, что будет, если вместо мощей привезут его тело, она же укорила его в несерьезности. Этот укор запал в душу Вонифатия, и на корабле он по ночам молился. В Тарсе, отстав от своих попутчиков, Вонифатий стал очевидцем массовых казней христиан. Зрелище так потрясло его, что он тут же принародно назвал себя христианином и после долгих мучений был обезглавлен. Его мученическая кончина вызвала массовое обращение в христианство зрителей-язычников. Тем временем его спутники решили, что Вонифатий снова запил. Узнав же о его гибели, они в смущении просили прощения святого возле его обезглавленного тела, и отсеченная голова Вонифатия открыла глаза и милостиво им улыбнулась. Спутники выкупили тело и привезли его в Рим, где подруга возвела церковь в его честь и 18 лет каялась там в своих грехах. Согласно греческим житийным актам, Аглаида при жизни удостоилась дара чудотворения и после смерти также была причислена к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

Мученический подвиг святого Вонифатия совершился в 290 году, а кончина достигшей праведности и при жизни своей еще достигшей дара чудотворений Аглаиды последовала через 15 лет после того. Она погребена была при гробе святого Вонифатия. Святого Вонифатия Милостивого, епископа Ферентийского Сын бедной вдовы, с детства проявлял Вонифатий черты любви к ближнему, доходившей до самоотвержения. Так, например, при встрече с бедными он отдавал им даже свою одежду и переносил терпеливо упреки за это со стороны своей матери, пока не вразумлена была она одним случаем, убедившим ее, что нестяжательность сына ее угодна Богу и привлекает на дом чудное воздаяние Божие. Однажды, когда она рассердилась на сына за то, что он отдал бедным весь небогатый запас хлеба, сберегаемый ею, и горько плакала и упрекала его в расточительности, Вонифатий прибегнул к Богу с усердною молитвою, после которой чудным образом появился вдруг в житнице при доме такой обильный запас хлеба, какого и не бывало никогда до того времени у его матери. Не могла она не признать в этом особенной помощи Божией… и не препятствовала после того своему сыну отдавать все до последнего нищим. Много было и после того проявлений чудной милости Божией к милостивому… Достигнув зрелого возраста, сделавшись епископом, Вонифатий не утратил любвеобилия и до конца своей жизни не переставал жертвовать всем в пользу нуждающихся. Прославленный многими чудотворениями, он и Святою Церковью был причтен к лику святых и наименован «Милостивым». Святой Вонифатий жил в Италии в VI веке. День двадцать первый Страдание святой Иулиании, княгини Вяземской Блаженная княгиня Иулиания – образец высокого супружеского целомудрия 1066 . Супруг ее князь Симеон Мстиславич (Иванович) Вяземский разделил несчастную долю Смоленского князя Юрия Святославича. Когда Витовт завладел Смоленском, захватив в нем в плен и супругу Юрия, Симеон последовал за Юрием в Новгород. Великий князь Василий Дмитриевич, которого брат Юрий женат был на дочери несчастного Смоленского князя, дал изгнанным князьям Торжок. Супруга князя Симеона цвела телесной красотою, а еще более душевною. Сластолюбивый Юрий, разжигаемый похотью скотскою, не раз хотел осквернить ее. То словами строгой правды, то мольбою удерживала она несчастного от греха. «Нельзя быть тому: у меня есть муж и я дорожу верностью ему более, чем жизнью», – говорила целомудренная княгиня Юрию. Князь решился на явное злодеяние в своем доме. Среди веселого пира убил князя Симеона. Затем хотел он безнаказанным насилием насытить скотскую похоть свою. Чтобы отрезвить его и легче уйти, княгиня ударила рассвирепевшего в плечо ножом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святителю Вонифатию Милостивому, епископу Ферентийскому Тропарь, глас 4й Правило веры и образ кротости,/воздержания учителя/яви тя стаду твоему/яже вещей истина:/сего ради стяжал еси смирением высокая,/нищетою богатая./Отче священноначальниче Вонифатие,/моли Христа Бога/спастися душам нашим. Кондак, глас 2й Божественный гром, труба духовная,/веры насадителю и отсекателю ересей,/Троицы угодниче,/великий святителю Вонифатие,/со ангелы предстоя присно,/моли непрестанно о всех нас. Молитва О, всесвятый Вонифатие, милостивый раб Милосердаго Владыки! Услыши прибегающих к тебе, одержимых пагубным пристрастием к винопитию, и, как в своей земной жизни ты никогда не отказывал в помощи просящим тя, так и теперь избави этих несчастных (имена). Некогда, богомудрый отец, град побил твой виноградник, ты же, воздав благодарение Богу, велел немногие сохранившиеся грозды положити в точиле и позвати нищих. Затем, взяв новое вино, ты разлил его по каплям во все сосуды, бывшие в епископии, и Бог, исполняющий молитву милостивых, совершил преславное чудо: вино в точиле умножилось, и нищие наполнили свои сосуды. О, святителю Божий! Как по твоей молитве умножилось вино для нужд церкви и для пользы убогих, так ты, блаженный, уменьши его теперь там, где оно приносит вред, избави от пристрастия к нему предающихся постыдной страсти винопития (имена), исцели их от тяжкого недуга, освободи от бесовского искушения, утверди их, слабых, дай им, немощным, крепость и силу благоуспешно перенести это искушение, возврати их к здоровой и трезвой жизни, направи их на путь труда, вложи в них стремление к трезвости и духовной бодрости. Помоги им, угодник Божий Вонифатие, когда жажда вина станет жечь их гортань, уничтожи их пагубное желание, освежи их уста небесною прохладою, просвети их очи, постави их ноги на скале веры и надежды, чтобы, оставив свое душевредное пристрастие, влекущее за собой отлучение от Небеснаго Царствия, они, утвердившися в благочестии, удостоились непостыдной мирной кончины и в вечном свете бесконечного Царства Славы достойно прославляли Господа нашего Иисуса Христа со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/zdorovie/chto-protivopo...

О. Вонифатий был всегда внимательным к нищим и, не смотря на все свои занятия, всегда с терпением выслушивал их прошения. При сем случае он вспоминал прекрасную черту из жизни св. Иоанна Милостивого. «Однажды, говорил он, шел Иоанн Милостивый на божественную службу. На пути подходит к нему бедная вдова просительница. Внимательный владыка вошел в ее положение, и долго беседовал с ней. Ему напомнили, что будет время выслушать ее и после, а теперь время службы, но он кротко заметил: «как послушает меня Господь, если я не послушаю ее наперед. Ведь и это тоже Божия служба». (Смотри житие Иоанна Милостивого ноября 12 дня). . Безропотное перенесение различных оскорблений В жизни о. Вонифатия было много неприятных обстоятельств; но он, весь преданный в волю Божию, никогда не впадал в уныние, а напротив всегда безропотно, с изумительною твердостью духа переносил всякие неприятности. Любовь, какую он в короткое время стяжал в г. Киеве от его жителей своею жизнью, также общее всех к нему уважение и доверие, возбудили против него в некоторых лицах жестокую ненависть. Завистники о. Вонифатия не постыдились оклеветать его пред самым киевским митрополитом. Дело о сем митрополит и передал своему викарию. На него представлено было несколько ложных обвинительных пунктов, из самых добродетелей его хитрая зависть умела извлечь причины к его обвинению. Старец, по своему обычаю, безотказно принимал к себе странников обедать и помогал им в чем мог: на него донесли, будто он укрывает у себя беглых 13 . О. Вонифатий в оправдание свое отвечал, что «он принимает странников, – эту меньшую Христову братию, которых, если бы кто и запретил ему принимать, он не может не принять, боясь страшной участи немилостивых в будущей жизни ( Мф.25:41 )». Архипастырь увидел всю правоту дела о. Вонифатия; увидел примерную жизнь его, тут же предложил ему перейти в его обитель Киево-златоверхо-михайловский монастырь. Старец сей отвечал, что он «всегда готов идти куда бы только преосвященнейшему угодно было послать его». Почему он, (1851 года 14 декабря) и был помещен в означенном монастыре и определен гостиником, каковое послушание нес он до 1861 года с великою пользою для монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Авраам сражается за бедствующих, бескорыстно избавляет пленников, человеколюбиво принимает странников; и Провидение всегда хранит его богатым и сильным, всегда избавляет от опасностей; и он, без сомнения, удостаивается блаженного Божия посещения, по замечанию апостола, именно за свое страннолюбие ( Евр. 13, 2 ). Иов, по благотворительности, был оком для слепых, ногой для хромых, отцом для немощных ( Иов 29, 15–16 ). И хотя на него самого, после богатства и славы, попущен был лютый день нищеты, лишения детей, болезни, оскорбления, уничижения, но Господь, избавив его, благословил «последние дни Иова более, нежели прежние» ( Иов 42, 12 ), «и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде» ( Иов 42, 10 ). Товит «делал много благодеяний братьям» ( Тов.1, 3 ) – дает хлебы алчущим и одеяние нагим, погребает бедственно умерших ( Тов. 1, 17 ) – и за это от врагов своего народа подвергается разграблению имения и опасности для жизни. Освободившись от опасности, дерзает на прежний Подвиг и, по нечаянному случаю, бывшему следствием этого подвига, лишается зрения и впадает в нищету. Где же обещанное благотворящему словом Божиим избавление в день бедствия? Оно несколько медлит для того, чтобы явиться тем более чудным. Ангел Рафаил ведет сына Товитова, доставляет ему счастливое супружество, богатство, средство для возвращения отцу зрения и событиями больше, нежели словами, учит Товита, Едну, Товию – и нас, какое благо молитва с постом, милостыней и правдой, что лучше творить милостыню, чем собирать золото. Филарет, митрополит Московский ( 114, 521–522 ). Святой Вонифатий, епископ Ферийский, был чрезвычайно милостив к бедным. Будучи еще юношей и живя с матерью, он нередко возвращался домой без верхней, а то и без нижней одежды, потому что отдавал ее нищим. Мать за это часто бранила его: «Безрассудно поступаешь, сын мой. Ведь ты сам нищий, где же тебе и других нищих одевать?» Но все это было еще только началом скорбей матери от сына. Однажды он тайно вошел в житницу, где были запасы хлеба на целый год, и весь хлеб роздал нищим. Мать пришла в отчаяние. Она сначала горько плакала, потом начала биться головой о стену и кричать: «Горе мне! где теперь я добуду хлеба на целый год?» Вонифатий подошел к матери и стал умолять ее, чтобы она оставила житницу. Потом пал на колени и стал пламенно молиться, чтобы Господь услышал его и утешил его мать. Молитва юноши была услышана, и что же? Житница оказалась переполненной пшеницей. Радости матери не было границ. Увидев великое чудо Божие и то, как щедро вознагражден был сын ее, она с тех пор не возбраняла ему раздавать милостыню, кому и сколько хочет, – и прославила Господа. Не лишним считаем добавить, что в свое время Вонифатий за свою святую жизнь сподобился и святительского сана. Пролог в поучениях ( 81, 289–290 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010