Кондак 13 О преславный мучениче Христов ВонифАтие, приими от нас сие малое похвальное приношение, еже пред иконою твоею колена преклОньше и рУце свои к тебе простЕрши, тебе ныне приносим: даруй нам твое пред Господом заступление, наипАче же погибающим от пианства братиям нашим. Исцеление низпослИ, житиЯ благАго начало положИти всех нас сподОби, да спасение улучивши молитвами, во веки восхвалим Бога, поюще Ему: Аллилуиа. Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос " Ангелом светлым... " и 1-й кондак " ИзбрАнный вОине... " Молитва О многострадальный и всехвальный мучениче ВонифАтие! Ко твоему заступлению ныне прибегаем, молений нас, поющих тебе, не отвЕржи, но милостивно услыши нас. Виждь брАтию и сестрЫ наша, тяжким недугом пиАнства одержИмыя, виждь того ради от матери своеЯ, Церкви Христовой, и вечнаго спасения отпадАющия. О святый мучениче ВонифАтие, коснИся сЕрдцу их данною ти от Бога благодатию, скоро возстави от падений греховных и ко спасительному воздержанию приведИ их. УмолИ Господа Бога, Его же ради страдал еси, да простив нам согрешения наша, не отвратит милости Своея от сынов Своих, но да укрепит в нас трезвЕние и целомУдрие, да поможет Своею десницею трезвЯщимся спасительный обет свой до конца сохранити во дни и нощи, в нем бодрствующе и о нем добрый ответ на Страшнем Судилище дати. ПриимИ, угодниче Божий, молитвы матерей, о чАдех своих слезы проливающих; жен честнЫх, о мужЕх своих рыдающих; чад сИрых и убогих, от пиАниц остАвленных, всех нас, к иконе твоей припадающих, и да приидет сей вопль наш молитвами твоими к Престолу Всевышняго даровати всем по молитвам их здравие и спасение душ и телес, наипАче же Царство Небесное. Соблюди нас от лукаваго уловления и всех кОзней вражиих, в страшный час исхода нашего помози прейтИ непреткновЕнно воздушные мытАрства и молитвами твоими избави вечнаго осуждения. Умоли же Господа даровати нам к отечеству нашему любовь нелицемЕрную и непоколебИмую, пред врагами Церкви Святыя, видимыми и невидимыми, да покроет нас милость Божия в нескончАемыя вЕки векОв.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1232...

В ответ на милостивое письмо царицы Максим шлет глубокую благодарность ей за уверение в неизменной благосклонности к нему со стороны ее и царя и за присылку зуфи и в то же время прилагает пространное описание чудотворных мест в Новгороде и пределах его 819 . Преемником протопопа Максима был Никита Васильевич 1-й. В скором времени после поставления на новый пост, протопоп Никита 4 января 1635 г. несет в епитрахили и в низанных поручах крест из Благовещенского собора на золотой мисе в золотую палату, для целования его царем, при приеме послов польского короля, в доказательство пребывания с ним впредь в мире и согласии 820 ; он же присутствует у царя за обедом, даваемом в честь этих послов, «в скамье» 821 . Вместе с Иваном Наседкой протопоп Никита принимает на некоторое время участие в прениях о вере, возникших по делу королевича Вальдемара и царевны Ирины Михаиловны 822 . После неудачного состязания с пастором королевича Фельгабером о крещении, вследствие недостаточного знания филологии, приведенный этим в смущение, Никита уже более не принимал участия в дальнейших прениях о вере 823 . После смерти царя Михаила Феодоровича, Никита недолго оставался настоятелем Благовещенского собора и царским духовником, и в сентябре его место занял Стефан Вонифатьев, а Никита постригся в монашество в Троице-Сергиевский монастырь с именем Никифора, внесши при сем вкладу 100 р. 824 Стефан Вонифатьев (1645–1656 г.г.) участвовал в торжестве венчания царя Алексея Михаиловича на царство, он пользовался глубоким уважением, как при дворе, так и среди духовенства, как человек, выдающийся по своему уму, высоким нравственным качествам, по своей ревности к благочестию и по своим стремлениям к общественной деятельности. По словам биографии Неронова, «Стефан был муж благоразумен и житием добродетелен, слово учительно во устах имеяй. Входя в царския палаты, Стефан всегда глаголаше от книг словеса полезная, увещевая со слезами царя ко всякому доброму делу и врачуя его царскую душу от всяких злых начинаний 825 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Вениамин, преп. Нитрийский, ум. ок. 392. В субб. с. Вероника, или Виринея, мученица из Иераполя, с Домниной. 4 окт. Верк пресв., из 26 мучч. Готфских, в 4 веке. 20 марта. Вечеслав, князь Чешский, уб. братом Болеславом в 929 году. 28 сент. и 4 марта. Вевея, мученица Едссская при Траяне, с Сарвином. 15 окт. Вивиан, из 40 мучч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Викентий, диакон Августопольский (в Испании), муч. Валентийский при Диоклетиане (304). 11 ноября. Викторин, Виктор и др., мучч. Коринфские, ок. 251 тода. 31 янв. Викторин, муч. Римский при Диоклетиане, с Севастианом и др. 18 дек. Виктор, иначе Фотик, муч. Римский при Нероне, с матерью Фотиной Самаряныней. 20 марта. Виктор, муч. Коринфский ок. 251 г., с Викторином и др. 31 янв. Виктор воин и Стефанида, мучч. в Дамаске, при Антонине. 11 ноября. Виктор, Зотик, Зинон, Акиндин и Севериан, мучч. Никомидийские ок. 303 года. 18 апр. Виктор воин, муч. Халкидонский при Диоклетиане, с Евфимией всехвальной. 16 сент. Виктор, муч. при Ликинии, с Дорофеем и др. 18 февр. Вил или Вила муч., с Терентием и Неонилой. 28 окт. Вирилад, из числа 45 мучч. Никопольских, ок. 320 года. 10 июля. Виринея (Вероника), мученица из Иераполя, с Домниной и Проскудией. 4 окт. Вирко, иди Уирко, мученица Готфская, 4 века. 26 марта. Висарион, преп. Египетский 5 в. 6 июня. Виталий, муч. Керкирский, ученик ап. Иасона, с Зиноном и др. 28 апр. Виталий, муч. Римский, из 7 сынов Филицаты, ок. 164 года. 25 янв. Виталий преп., из обители аввы Серида, 7 века. 22 апр. Витимий, преп. Египетский 5 в. В субб. с. Вит отрок, Модест пестун, и Крискентия, питательница его, мучч. Луканийские при Диоклетиане. 15 июня. Вифоний муч., с Елпидифором и др. 3 апр. Вианор и Силуан, мучч. Писидийские. 10 июля. Владимир-Василий, вел. князь Киевский, ум. 1015. 15 июля. Власий пастырь, муч. Кесарийский (в Каппадокии). 3 февр. Власий, еп. Севастийский, муч. при Ликинии от Лисия. 11 февр. Вонифатий РимлянИн.муч. Киликийский ок. 307 года. 19 дек. Вонифатий милостивый, еписк. Ферентийский 6 в. 19 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Вит (побежденный или живущий, лат.), отрок, 15 июня. Вифоний (в глубину брошенный, греч.), муч., 3 апр. Вианор (жестокий, насильник, греч.), муч. писидийский, 10 июля. Владимир – Василий , вед. князь киевский, 15 июля. Власий пастырь, муч. кесарийский, 3 февр. Власий , еп. севастийский, муч., 11 февр. Вонифатий (благотворец, лат.), римлянин, муч. киликийский, 19 дек. Вонифатий милостивый, еп. ферентийский, 19 дек. Всевоиод-Гавриил , князь псковский, 11 февр., 22 апр. и 27 ноября. Вукол (пастух, греч.), еп. смирнской, 6 февр. Вера , муч. римская, 17 сент. Гаафа , княгиня готфская, 26 марта. Гаведдай , муч. персидский, 29 сент. Гавиний (лат.), пресв., муч. римский, 11 авг. Гавриил (нуж Божий или крепость Божия, евр.), архангел, 26 марта и 13 июля. Гавриил , муч. болгарский, 22 янв. Гавриил-Всеволод , князь псковский, 11 февр. Гаиания (земная, греч. см. Гай), муч. арменская, 30 сент. Гаиан (зенной, греч.), 15 ноября. Гаий (зенной, греч. и латин. gava – земля), ап. из 70, 5 нояб. Гаий , мучен. александрийский, 4 окт. Гаий , папа римский, муч. 11 авг. Гаий , мучен. никомидийский, 21 окт. Гаий , муч. с Евстохием и друг., 23 июня. Гаий , из 40 мучч. Севастийских, 9 марта. Галактион (молочный, греч.), муч. едесский, 5 ноября. Галактион и Иулиания , мучч. 22 июня. Гали или Калиса , муч. 10 марта и 16 апр., (прекрасная, греч). Галик муч., 3 апр. Галина (тишина, спокойствие, греч.), муч. коринфская, 16 апр. и 10 марта. Гамалиил св. (награда Божия, евр ), 2 авг. Гантиол , муч. с Ианиуарием , 19 сент. Геласий (смеющийся, греч.), из 10 муч. критских, 23 дек. Гемелл (близнец, двойник, лат.), пафлогонянин, муч. едесский, 10 дек. Геннадий (благородный, греч.), патриарх цареградский, 31 авг. Георгий (земледелец, греч.), великомуч. никомтдийский, 23 апр. Георгий Хозевит, 8 янв. Георгий , патриарх константинопольский, 18 авг. Георгий Лимнеот, преп. оиимпийский, 24 авг. Георгий , еп. амастридский, (Пафлаг.), 21 февр. Георгий , еп. деволтский, нуч. болгарский, 22 янв. Георгий , нитрополит милитинский, исповедник, 7 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Все три описанные церкви в VII в. были предоставлены папой римским Гонорием монахам, последователям преподобного Венедикта Нурсийского 27 , которые тогда же и поселились здесь и положили начало монастырю, существующему и до нынешних времен и носящему наименование аббатства «Трех Фонтанов». Начиная с 649 г.. этот монастырь долгое время был заселен греческими иноками, которые, укрываясь от жестоких преследований на Востоке со стороны еретиков-монофелитов, или «единовольников», искали себе убежища в Риме. Еще в XVI в. этот монастырь был в цветущем состоянии, а потом стал упадать и в середине XIX в. находился уже в совершенном запустении. Причиной его запустения были царившие здесь, вследствие гнилых малярийных испарений, губительные лихорадки. Только начиная с 1869 г., монастырь начал снова заселяться монахами-траппистами, которые, через насаждение здесь эвкалиптовых деревьев, осушили и оздоровили эту местность и сделали ее годной и приятной для обитания. 8. Церковь во имя святых Вонифатия мученика и преподобного Алексия, человека Божия, на Авентинском холме (Chiesa dei SS. Bonifazio ed Alessio all " Aventino; Piazza S. Alessio, 23) Главный престол верхней церкви стоит на возвышении и обращен лицом к молящемуся народу. Передняя сторона, именно та, которая обращена к главному входу, раскрывается по желанию богомольцев, и тогда можно видеть находящуюся внутри престола, за бронзовой решеткой, большую из белого мрамора гробницу. В ней почивают мощи мученика Вонифатия (память 19 декабря) и преподобного Алексия, человека Божия (память 17 марта). В гонение императора Диоклетиана на рубеже III-IV вв. в Риме жила одна богатая и знатная женщина, по имени Аглаида; у нее был молодой раб, по имени Вонифатий. Несмотря на то, что оба были христианами, они жили между собой блудно. Но Вонифатий, при всей греховности своей, имел и некоторые добродетели: он был милостив к бедным, странноприимен, сострадателен к несчастным и часто думал о своей дурной жизни и просил Господа дать ему силу избавиться от страстей. И Господь услышал его молитвы и не только избавил его от греха, но и увенчал мученическим венцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Второй – сама чистота. Первого обнимали руки блудной госпожи – Аглаиды; второго обнимал Господь, когда тот был среди детей, благословляемых Христом… Но вдруг и первый возвышается до второго. Святой Игнатий жаждет, просит, молится, ждет не дождется мученичества… Что-то поразительное! Ни один святой так не стремился к мученичеству!.. Горел огнем нестерпимым – жаждал быть замученным за Христа… Ощущал в этом какую-то дивную захватывающую сладость. А когда римские христиане хотели хлопотать за него, не без надежды на освобождение, – он и умолял, и запрещал это… Такова была жажда. Но и святой Вонифатий сразу воспылал огнем подобной же любви и «самовольне» пошел на страдание… Оба – хотели… Это мне дало такие мысли. С 20 декабря начинается предпразднство Рождения Спасителя… Спасителя от грехов и прелести идолопоклонства. И вот накануне предпразднства Церковь нам показывает пример, наглядный, разительный, как происходит через Христа величайший, всепожигающий переворот в душе: язычник, блудник, пьяница, раб людей и раб страстей… И вдруг взлет: сбросил все, освободился от уз греха… Порыв… и мученик… Христос спас грешника-язычника… Святой Вонифатий – образ дохристианского состояния, а святой Игнатий – чистый, светлый, ясный, в тайнстве крещения просвещенный Христом. Всю жизнь пламенеет любовью к Нему… Разгорается огонь до нестерпимости. И он радостно отдает себя за Любимого на растерзание зверям. Это – образ новозаветного благодатного состояния. Как чудно! Но оба они разгорелись любовию ко Христу, «родитися» ныне «хотящему». И спасаться могут все: и чистые, и грешники. Благодать Христова сильна перерождать человека. Обоим я послужил молебен, и святой Аглаиде. Их молитвами, Господи Иисусе Христе, возжги любовь и в нас! Что святого Вонифатия спасло от падений? Благодать. Но за что? Чем она «воспользовалась» в нем? Его нищелюбием и милостивостью сердца. Если у кого из грешников это есть, Господь их не забудет; а найдет путь ему спасения, – рано или поздно, так или иначе. А Аглаида, с коей он жил грешно, спаслась за свою веру: горячо желала иметь у себя мощи мученика, то есть святыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

За два воскресенья вспоминаются праотцы, то есть ветхозаветные святые. Зачем это? «От них» Господь показал «…Едину… Марию Чистую, из Неяже цвет пройде Христос…» (1-я стихира на «Господи, воззвах» [в Неделю святых праотец]). Ветхозаветные святые – сродники Ей… И следовательно – «сродники» Христу (20 декабря, 1-й тропарь 8-й песни [канона на] повечерии). Да и Сам Спаситель благоволил «от семене их быти по (подобным) нам»; а после их, «поползнувшияся», спасет «крестом… и воскресением» (2-я стихира [на «Господи, воззвах» в Неделю святых праотец]), выведет их из ада. А «пророцы присно блажатся», как предсказавшие о Христе [там же, стихира на литии]. Но главное вот что: они подготовили брак Христа с Церковью. Это из тропаря: «…от язык (народов) теми предобручивый Церковь …» А вы за нас «мольбу Господу присно принесите, блаженнии…» ([там же,] 4-й тропарь 9-й песни [канона]). 19-го празднуется – первый, 20 декабря – второй. Это два мученика… Оба – святые. Житие первого – известно: раб богатой женщины, римлянки Аглаиды, и управитель ее имений; а вместе с тем – сожитель ее, и притом страдавший пристрастием к вину; но при всем этом – добрый душою, милостивый к бедным. Госпожа, человек верующий, послала его в Малую Азию привезти оттуда мощи какого-либо мученика, ибо через это надеялась спасти грешную душу свою. Отъезжая, Вонифатий, шутя, сказал госпоже: а примет ли она его тело (с коим она грешила в нечистоте), если он будет замучен за Христа? Благоразумная Аглаида серьезно оговорила его за неуместность шуток в такой момент. Вонифатий, благодушный, уехал в Малую Азию и, пораженный там величием и страданиями мучеников, объявил и себя христианином. За это он был обезглавлен; и сопровождавшие его рабы привезли мученическое тело к госпоже. Ей было пред этим видение, извещавшее ее о событии; и она вышла навстречу святому за Рим; на этом месте устроила для него храм; и сама поселилась при нем, скончавшись преподобною. И невольно в мысли моей связались в один вопрос эти два события: спасение двух грешников и Рождение Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Между плачем, воплями и рыданиями слышно было много следующих слов: «Куда же ты, батюшка наш, идешь? Куда ты от нас скрываешься? Ах ты, кормилец наш, ах ты, батюшка наш! Ах ты, милостивец наш!!! Кто же нас, после тебя, кормить будет, кто отрет слезу нашу горьку; кто поможет нам в несчастиях наших, как все это ты так нам делал? Ах, батюшка наш, на кого ты нас оставляешь?! Ты идешь к праведному Судии – Богу за получением венца милостивым. Молися же ко Господу Богу и о нас грешных; мы же тебя не забудем, пока живы будем, – мы и дети наши в род и род возвестим имя твое». Не было сказано при гробе о. Вонифатия речей; но воспоминание о его жизни и делах, изустные рассказы о них при гробе замечательного подвижника были самым лучшим назиданием, заменившим всякое другое слово. Погребение совершенно было о. архимандритом, наместником Киево-Златоверхо-Михайловского первоклассного монастыря, с старшею братиею. Многие просили у него благословения снять с него портрет. Старец о. Вонифатий отвечал на это: «Кто я, убогий, чтобы писать вид мой? Изображают лики Божии и святые, а мы люди, и люди-то грешные». Тоже самое повторил он и мне, пишущему сии строки, когда я думал пригласить фотографа, дабы снять с него портрет, с добавлением: «мы всегда и во всех случаях должны стараться отсекать вины тщеславия в самом начале». Роста он был среднего, телосложения крепкого и, не смотря на восьмидесяти-пяти летнюю жизнь свою, на голове не имел ни одного волоса седого – они были черные, коих часто мазал елеем от лампады, которая теплилась пред ликом Матери Божией, бывшей в его келии. Глаза имел карие, нос умеренный, браду имел довольно длинную, густую, окладистую – всю седую 19 . Двадцать лет провел он с матерью родной; Восемь лет жил с целомудренной женой своей, как с сестрой. Двадцать пять лет Богу и Царю служил; Шестнадцать лет в обителях святых жил; Шестнадцать лет нищую братию кормил. Смотрите, сколько он на свете был? 85 годов! И вот, век его как день вчерашний промелькнул, Как будто в первый раз на свете он взглянул.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

«О, великая сила покаяния! О, неизмеримая глубина милосердия Божия. Ты, преподобный Моисей, был прежде разбойником, но потом ужаснулся своих грехов, восскорбел о них и в раскаянии пришел в монастырь и там в великом плаче о своих беззакониях и в трудных подвигах поводил свои дни до кончины и удостоился Христовой благодати прощения и дара чудотворения. О, преподобный, ты от тяжких грехов достиг пречудных добродетелей, помоги и молящимся тебе рабам (имена), влекомым в погибель от того, что они предаются безмерному, вредному для души и тела употреблению вина. Склони на них свой милостивый взор, не отклони и не презри, но внемли им, прибегающим к тебе, Моли святой Моисей, Владыку Христа, чтобы не отверг их Он, Милостивый, и да не возрадуется Диавол их погибели, но да пощадит Господь этих бессильных и несчастных (имена), которыми овладела пагубная страсть пьянства, ведь мы все Божии создания и искуплены Пречистою Кровию Сына Его. Услышь, же, преподобный Моисей, их молитву, отгони от них Диавола, даруй им силу победить их страсть, помоги им, простри твою руку, выведи их на путь добра, освободи их от рабства страстей и избавь от винопития, чтобы они обновленные, в трезвении и светлом уме возлюбили воздержание и благочестие и вечно прославляли Всеблагого Бога, всегда спасающего Свои создания. (Из молитвослова на русском языке священника В. Адаменко. Новгород 1927 г. стр. 240–242). Третья молитва св. мученику Вонифатию (из службы с акафистом) О, многострадальный и всехвальный мучиниче Вонифатию, ко твоему заступлению ныне прибегаем, молений нас, поющих тебе, не отвержи, но милостивно услыши нас. Виждь братию и сестры наша тяжким недугом пьянства одержимых, виждь того ради от Матери своея Церкви Христовой и вечного спасения отпадающих. О, святой мучиниче Христов, коснися сердец их, данною ти от Бога благодатию. Скоро восстави от падений греховных и ко спасительному воздержанию приведи. Умоли Господа Бога, Его же ради страдал еси, да простив нам согрешения наша и не отвратит Милости Своея от сынов Своих, но да укрепит в нас трезвение и целомудрие да поможет Своею Десницею трезвящимся спасительный обет свой до конца сохранити, во дни и ночи о нем бодрствующее и добрый ответ о нем воздати на Страшом Судищи. Прими, угодниче Божий, молитвы матерей о чадах своих, слезы проливающих, жен честных о мужей своих рыдающих, чад сирых и убогих от пьяниц оставленных. Всех же нам к иконе твоей припадающих услыши и да придет к ней вопль наш, молитвами твоими ко Престолу Всевышняго, даровати всем по молитвам их здравие и спасение души и телес, наипаче же Царствие Небесное. Покрой и соблюди нас от лукавого ловления и всех козней вражиих, в страшный час исхода нашего помози пройти непреткновенно воздушные мытарства и молитвами твоими избави вечного осуждения. Умоли же Господа даровати нам к Отечеству нашему Любовь нелицемерную и непоколебимую. Да покроет нас милость Божия в нескончаемом веки веков. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

О себе, как силу и авторитет имеющий, автор говорит: «и о сем зельне болю душею, яко отдал еси паству свою волком на расхищение, пачеже церковь Божию в поругание мятежником». Очевидно, писавший хорошо знал, что архиепископ обратит должное внимание «на зельное боление душею» писавшего и не отнесется к этому заявлению автора с пренебрежением, или полным индифферентизмом, как бы это могло быть, если бы автор не был сильный и влиятельный человек в Москве. Только Стефан Вонифатьевич мог таким тоном писать архиепископу: «всею силою и всею мощию должни суть архиепископи и епископи имети стражбу о священных канонах божественных правил, поручено бо есть им твердо соблюдати я..». Из слов автора: «николи же бо, святителю Божий, овца пастырем не бывает, ниже заяц – льву; но ведая твое, святителю Божий, ко мне нищему милостивное права человеколюбного, дерзнух известити и на память ти привести», видно, что автор – москвич, лично хорошо был знаком с архиепископом и пользовался его расположением, которое и ободрило его обратиться к архиепископу с посланием о единогласии. Нельзя не заметить и того, что если бы автор послания был заурядный москвич ревнитель, то зачем бы он стал с своими рассуждениями и доказательствами в пользу единогласия обращаться к архиепископу суздальскому, когда он мог направить свое послание прямо к патриарху, или даже к государю, как это и делали обыкновенно все московские ревнители. Иное дело Стефан Вонифатьевич. У него уже вышло (о чем скажем ниже), по вопросу о единогласии, столкновение с патриархом Иосифом, он знал, что для решения этого вопроса будет собран нарочитый собор, и он стал стараться найти среди архиереев таких, которые бы, убежденные его посланием, открыто стали на сторону единогласия. В лице суздальского архиепископа он, очевидно, хотел приобрести себе сторонника в вопросе о введении единогласия. Наконец нельзя не обратить внимания и на то обстоятельство, что это послание Стефана к архиепископу Серапиону находится в тесной связи с известной челобитной государю патриарха Иосифа (она напечатана в приложении к нашей книге: Патр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010