Неожиданно случилось, что много нищих пришли к епископу и с назойливостью приставали к нему, прося чем-нибудь помочь им. Святой, не имея ничего, чтобы дать им, скорбел в душе, не желая отпустить нищих без помощи, вспомнив же про деньги Констанция, взятые за коня, пошел в комнату, где был его ковчежец, и, благословив ради вины, открыл его, взял золотые монеты и отдал их бедным. Когда пресвитер возвратился и увидел ковчежец открытым, и не нашел в нем денег, то сильно оскорбился, поднял большой шум и стал с гневом кричать: – Невозможно мне жить здесь! На его голос сошлись все бывшие в епископском доме, пришел и сам епископ и стал утешать его, уговаривая добрыми словами. Он же с досадой отвечал святому: – Все у тебя живут хорошо, один я не имею места и не могу пожить спокойно, отдай мне мои деньги и я уйду от тебя. Епископ пошел в храм Пречистая Богородицы, надел на себя фелонь 8543 и, подняв кверху руки и возведя глаза к небу, молился, чтобы Господь послал ему откуда-нибудь столько золотых монет, сколько он взял у пресвитера, чтобы отдать их ему и смягчить гнев его. Святой, молясь, обратил глаза на себя и увидел на фелони внезапно явившиеся двадцать золотых монет, которые лежали между рук, поднятых кверху, и так блестели, как будто только что были сделаны и вынуты из огня. Возблагодарив Бога, епископ вышел из церкви и бросил деньги на одежду гневающемуся пресвитеру, сказав: – Вот, возьми деньги, о которых ты скорбел, и да будет тебе известно, что по смерти моей за свою скупость ты не будешь епископом этой церкви! Действительно, так и было: пресвитер для того и деньги копил, чтобы получить епископство, но слово, сказанное Божиим человеком, не бывает тщетно, и Констанций окончил свою жизнь в пресвитерском сане. Некогда два готфянина шли в город Равенну 8544 и, как странники, с любовию были приняты святым Вонифатием в епископском доме. Когда они уходили, Вонифатий, провожая их, сам налил вина в деревянный сосуд и дал им на дорогу в знак благословения. Сосуд был мал, так что вина должно было хватить только на один обед.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Никон принимал все челобитные, особенно от беззаступных вдов и сирот, и без волокиты сам их государю читал каждую пятницу после утреннего пения. Великий же государь, все те челобитные выслушав, не выходя из церкви, повелевал милостивые свои указы на челобитные писать и решенные дела сам архимандриту вручал. Так Никон делал людям добро и отстаивал мирскую правду по божественным законам три года, сделавшись любимым царским собеседником и в душеспасенных делах помощником. Тем временем оказалась без пастыря славнейшая Новгородская митрополия. Митрополит Аффоний состарился и обеспамятел, потому просил царя и патриарха его от чрезмерных трудов освободить и нашел покой в Спасском Хутынском монастыре. Кто должен был занять его место? Со стороны, усмехнулся Никон, все было просто: ради добродетельного и в мире славного жития Новоспасского архимандрита, по благоволению великого государя, святейший Иосиф патриарх Московский и всея Руси вместе с освященным собором поставили его в митрополиты Великого Новгорода. Главным было, конечно, желание и благоволение царя, но и поставление на митрополию именно архимандрита монастыря Новоспасского исключительным случаем не было. Тонкость состояла в том, что он, Никон, становился не просто одним из митрополитов, но первым кандидатом в патриархи на место престарелого Иосифа. Тут уже не просто благорасположение царя и его духовника Стефана Вонифатьевича, но дальний политический расчет просматривался. Удалось архимандриту Новоспасскому показать, что именно он, а не какой-либо иной церковный иерарх или ревнитель благочестия из государева окружения принесет наибольшую пользу российскому православию, что именно он сможет сделать то, чего от него ждут. Он верно тогда решил вопрос, кто и чего ожидает. Не ревнители благочестия, своими беседами с царем, проповедями и личным примером, а то и обличениями сражавшиеся против уклонения пастырей и прихожан от правого пути, были верным ориентиром. Они стояли за сохранение в традиционном и неповрежденном виде русских церковных обычаев и обрядов, ибо Русская церковь была, по их мнению, единственной опорой и защитой чистого православия. Два Рима пали — Москва же, как Третий Рим, стоит, и четвертому не быть. Рим католический совратился, Константинополь греческий и все епархии православного Востока больны — там вера православная испроказилась магометанской прелестью от безбожных турок. Лишь Русь сияет совершенным благочестием, как свет солнечный.

http://sedmitza.ru/lib/text/439700/

Они взяли и ушли, и в потребное время пили вино из этого сосуда, и, однако, вино в сосуде нисколько не убавлялось, и сосуд всегда оставался полным. Пробыв несколько дней в Равенне, странники возвратились назад и пришли опять к святому, благодаря его за благословение, и принесли ему сосуд с тем же вином, извещая, что во всю дорогу нигде другого вина не пили, однако, вино в сосуде все-таки не истощилось. Не должно умолчать и о том, что рассказывает один из клириков той страны, муж честный. – Некогда святой Вонифатий, – говорит клирик, – вошел в свой виноградник и увидел такое множество гусениц, что весь виноградник был покрыт ими, и вся зелень должна была погибнуть. И сказал святой гусеницам: заклинаю вас именем Господа нашего Иисуса Христа, уйдите отсюда, и не смейте больше есть этой травы, и тотчас все множество гусениц, по слову угодника Божия, вышло из виноградника, так что не осталось ни одной. Господь Бог, прославляющий святых Своих и исполняющий желание боящихся Его, да будет и Сам прославляем в них во веки. Аминь. 8537 Туския – иначе Этрурия – древняя область средней Италии, расположенная между Тирренским морем и Аппенинскими горами, на севере от Рима. 8538 Хитон – греческое название нижней одежды (рубашки), у восточных народов – свита или свитка – верхняя, простая, грубая одежда. 8540 Точило – яма, в которой давили созревший виноград для приготовления вина из его сока, давили виноград или посредством особого снаряда, или же просто ногами. 8541 Кимвал – древний ударный музыкальный инструмент, состоящий из металлической тарелки, посреди которой прикреплялись ремень или веревка для надевания на правую руку. Кимвал ударяли о другой кимвал, надетый на левую руку, отчего и получался звук. 8543 Фелонь – одно из священнических облачений, риза. В древности фелонь надевалась при совершении богослужений как священниками, так и епископами. Ныне в нее облачаются лишь одни пресвитеры. 8544 Равенна – город с гаванью при Адриатическом море, находился на северо-восточном берегу Аппенинского полуострова. Император Август сильно укрепил его, и он считался оплотом Италии. Императоры Западной Римской империи, начиная с Гонория, имели здесь свое местопребывание. Равенна существует доселе и представляет главный цветущий город Итальянской области того же имени. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Правда этого изречения подтверждается житиями святых. Пустынник Дорофей работал день и ночь. Днем выходил из пещеры, собирал камни, строил кельи для иноков. Ночью плел корзины. Ел сухой хлеб, сна имел мало. Преподобный Захария (17 ноября) был шорник; преп. Евлогий (5 марта) – Каменотес, Евхарист – пастух, епископ Александр – угольщик (12 авг.), епископ Павлин Ноланский – добровольный раб, Симеон Верхотурский (12 сент.) – портной, Мартин (28 июня) – повар, Филарет Милостивый (1 дек.) земледелец, Пафнутий – старшина. И мученики были не меньшие трудолюбцы: Трифон пас гусей, Флор и Лавр – каменьщики, строители, Конон (5 марта) огородник, Прокл и Максимин – ваятели, Феодот – содержатель харчевни, Вонифатий (12 дек.) – раб. „Бог любит постника». (Поговорка). „Ты постишься, а брат твой ест и ты этим хвалишься. Пост – лекарство для души. Что же ты хвастаешься, если с помощью лекарства достигаешь здоровья, которое брат твой имеет (не всегда!), не лечившись? Разве больные могут хвалиться?» (Авва Варсонофий). „Любовь и милосердие должны приобретаться пощением». ( Иоанн Кассиан ). „Если подвизаетесь в посте, как должно, не гордитесь. Если же тщеславитесь сим, то лучше ешьте мясо. Ибо не так вредно для человека есть мясо, как гордиться и надмеваться». (Авва Исаак). „Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи и ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однако-ж не перестает грешить». ( Василий Великий ). „Пост для человека, а не человек для поста». (Филарет, м-т Моск.). · Пост – испытанное, рекомендуемое Церковию, средство для борьбы с грехами. „Постящеся телесно, постимся и духовно, порвем всякую связь с неправдой, дадим алчущим хлеб и безкровных нищих введем в дом». (Стихира на „Госп. воззв.» 1-й седмицы вел. поста). „Будем поститься постом приятным, угодным Богу; истинный пост есть удаление от зла, воздержание языка, прекращение гнева, удаление страстей, прекращение лжи и клятвопреступления». (Стих. на стиховне понедельника 1-й седм. вел. поста).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

- Часовенка, что была возле храма, осталась цела, исчезла лишь облицовка, пропало кое-что из рельефа. Она была выложена очень хорошо, в полкамня, все швы проработаны графитом. Рядом с одноглавой часовней лежал мрамор, чуть поодаль - могилы. Я видел открытку 1905 года с изображением часовни: создавала особое впечатление красивая ограда, вход из чугунного литья - настоящая кузнечная работа. Такую сейчас не встретишь в современных строениях. Благодаря историку-краеведу Александру Георгиевичу Кублицкому, мы узнали и точную дату построения храма. Александр Георгиевич сообщил нам, что в «Трудах Черниговской губернской архивной комиссии 1906-1908 г.г.» был дан алфавитный список церквей Черниговской епархии, в котором значилось: «Новозыбковъ. Bohuфamiebckaя, к., п., 1896 г., Шведовымъ». Эта краткая запись стоит дорогого. А ещё увлеченный краевед подарил интересное свидетельство своей учительницы Александры Марковны Точеной. Из Москвы (проживала у своих детей) в 1998 году она вспоминала в письме к А.Г. Кублицкому: «О церкви Шведовых, что была против здания пединститута, почти ничего не помню. Называлась она на народном языке «Нифатьевской» и, помню, что сама форма здания более походила на западную архитектуру: здание с колоннами и башнями. Помнится, высокая, красивая, сверкающая розовыми бликами, башня (даже не помню, был ли крест на ее вершине), к ней примыкал молитвенный зал. Площадь вокруг огорожена была металлической решеткой с красивыми воротами и иконой. Церковный ансамбль очень красиво светился розовым цветом в лучах заходящего солнца. Потом в молитвенном доме был устроен пионерский клуб. Ребята обнаружили в подвальном помещении захоронение, видно, основателей. Клуб вскорости закрыли, так как шел слух, что что-то пугало там детей. Храм заняли под зернохранилище, а потом его снесли». Да, человек смертен. Лишь вечны его добрые дела. Как написал в своем «Этюде о былом» К.Ф. Попов, руководитель клуба «Зыбчане»: «Могила же самого Афанасия Шведова неизвестна. Покрыты тайной последние годы его жизни. Лишь в потемневших от времени стенах, сквозь ажур кованых кружев парадного входа, да в просвете окруженных резной вязью последних сохранившихся в городе каменных ворот его бывшего дома. чудится нам облик этого человека».

http://sobory.ru/article/?object=39364

иеродиакон Вонифатий и вся прочая братия. Января 5 дня 1822 года Его Сиятельству князю Александру Николаевичу Голицыну, Господину Министру Духовных дел и Народнаго просвещения. Ваше Сиятельство! Милостивейший Государь! По получении известия из Курска о деле нашем и об межевании леса, просимаго нами, о чем и Вашему Сиятельству по долгу смиреннейше извещаю, с какого Казенной палаты предписания кому следует прилагаю копию, конечнаго удовлетворения по просьбе нашей, с надеждею безсомненною Монаршей Милости, воскрешающей смиренной нашей обители, и усерднейшаго Вашего Сиятельства ходатайствования: честь имею пребыть, пока жив. Истинный здравия и спасения желатель Вашего Сиятельства и о успеении внимания и сердечным молитвы усерднейший богомолец смиренный послушник Глинской Богородицкой пустыни строитель иеромонах Филарет Марта 8 дня 1822 года Ваше Сиятельство! Милостивейший Государь! Всевышняго благоволением на излияние высокомонарших милостей начало возымели от Вашей благотворительной и боголюбивой души и истиннаго христианскаго благочестиваго человеколюбия к нуждающейся Глинской Богородицкой общежительной пустыни, и все самонужнейшее пособие и милостивое содействие учинено чрез курское губернское начальство откомандированными уездными: землемером, стряпчим и земскаго суда членом. При форштмейстре просимый участок леса измерен и просимаго мною с братиею леса оказалось по суходолу строеваго с полустроевым и дровянаго 170 десятин, кустарнику 14 десятин; всего 184 десятины с саженями. Да болото, по которому растет ольховой мелкий лес, лозовой кустарник и камыш 107 десятин с саженями. В число сих просимой нами дачи 220 десятин к владеемой нами, по сухому грунту, как по измерении землемера не оказалось: то, помещая 184 десятины, приемлем и сии 107 десятин, хотя неудобныя по местоположению, но прилегают и сии к обители, где по употреблении трудов наших можем со временем для выпуску скота в некоторых местах, усовершенствовать и покос сена, хотя нужный для обители, на что и общий план сделан и за надлежащим подписанием препровожден в Курскую казенную палату, и из которой о незамедлительном представлении к Г-ну министру финансов послано от Мене с братиею просительное письмо к курскому Г-ну вице-губернатору Ивану Осиповичу Колодовичу; а ныне совершенное окончание о сделании доклада на Высочайшее монаршее благоволение и утверждение, возлагаем несомненную и твердую надежду на Всевышняго и на боголюбивое и милостивейшее Вашего Сиятельства, истиннаго благодетеля предстательство. Повергая себе со смирением у Престола Божия, молим Господа о ниспослании Всеавгустейшему и Благочестивейшему Монарху здравия и долгоденствия, а имя Вашего Сиятельства неизгладимо и приснопоминаемо при жертвоприношениях и деннонощных молитвах, с прошением здравия, долгоденствия и спасения, останется навсегда в смиренной обители сей, покуда оная существовать будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мч. Вонифатию вонзают под ногти «тростие». Клеймо житийной иконы. XIX в. (ГМЗК) Мч. Вонифатию вонзают под ногти «тростие». Клеймо житийной иконы. XIX в. (ГМЗК) Иконография В. Р. не была стабильной, несмотря на то что в пространной редакции его жития содержится описание его внешности: «лет четыредесяти, низок, толст, рус власы, армелаос носяй» (ВМЧ. Л. 441r). На миниатюре из Минология Василия II В. Р. пожилой, с седыми волосами и бородой, облачен в короткую тунику, порты и сапоги. В греко-груз. рукописи - юноша с короткими темными волосами, одет в тунику до колен, плащ, порты и сапоги. Согласно иконописному подлиннику Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в., В. Р. должен быть написан «аки Георгий, риза киноварь, испод лазорь». Строгановский иконописный подлинник (кон. XVI в.) содержит следующее описание: «Аки Козьма, плешив, а инде пишет, аки Георгий мученик, риза киноварь, испод лазорь, у Внифантия свиток в руце, а в нем: Владыко Господи Вседержителю, избави люди Своя от идольского гнева и от всякия скорби и печали». На старообрядческих иконах XIX в. В. Р. изображен юношей с высоким лбом и короткими прямыми волосами, как у вмч. Димитрия Солунского («Сщмч. Антипа с избранными святыми на полях» (1825, ГМЗК), «Св. Вонифатий с житием в 12 клеймах» из Овражной молельни с. Коломенского (XIX в., ГМЗК)). Отдельных образов В. Р. известно мало, обычно они создавались как патрональные. Изображение святого могло вводиться в мученический лик в системе храмовой росписи, как, напр., на столпе на фресках Вологодского Софийского собора (1686-1688). Икона В. Р. «новгородских писем XVI в. из собрания И. К. Рахманова, Москва» (местонахождение неизвестно) участвовала в выставке древнерус. искусства 1913 г. в Москве. В Новое время изображения В. Р. становятся более распространенными. Возможно, рост популярности святого в этот период был связан с тем, что мученика, к-рый, по житию, «блуд творяше, бе же и пианица, но милостив и нищелюбив», стали почитать как молитвенника за страждущих недугом пьянства.

http://pravenc.ru/text/155230.html

Через три дня Вонифатий призвал пресвитера Констанция и, помолившись, отворил дверь в винное хранилище, и увидел, что все сосуды и кувшины, в которые для благословения понемногу было налито вина, переполнены пенистым вином, так что оно лилось, через края, даже земля напиталась вином, и если бы епископ немного замедлил войти в хранилище, то вся бы земля была покрыта вылившимся вином. Когда пресвитер, видя это, весьма удивился, то святой запретил ему говорить кому-либо об этом, боясь и избегая суетной человеческой славы. В другой раз, когда праздновалась память святого мученика Прокла , один благородный муж из того же города, по имени Фортунат, просил святого Вонифатия, по совершении службы святому мученику, прийти в дом его и преподать благословение, святой не отказал ему, потому что Фортунат просил его об этом с верою и истинною любовью. Вонифатий, совершив Божественную службу, пришел на трапезу к Фортунату. Прежде чем он по обычаю помолился перед трапезою, один из скоморохов стал перед дверями с обезьяною и заиграл на кимвалах 8541 . Святой, услышав звуки кимвал, рассердился и сказал: – Увы, мертв есть сей нечестивец, поистине мертв, я пришел обедать и еще не успел открыть уста для обычного восхваления Бога, как он предупредил меня, пришел с обезьяною и заиграл на кимвалах! При этом он присовокупил: – Пойдите, дайте ему есть и пить, но знайте, что он мертв. Нечестивый же тот человек, взяв хлеб и вино, хотел было выйти из ворот, но тотчас же большой камень сзади внезапно упал и ударил его по голове, скоморох упал на землю и полумертвым был отнесен на руках в свой дом, а на другой день, как предсказал святой, умер. Так должно благоговеть перед святыми угодниками Божиими и почитать их, ибо они суть храмы Божии и Бог пребывает в них. Когда святой прогневается, вместе с ним гневается и живущий в нем Бог, и тогда святой может одним словом покарать оскорбившего его. В другой раз тот же пресвитер Констанций, внук святого, продал своего коня за двадцать золотых монет, и, положив их в ковчежец 8542 , ушел по своему делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

А вот живший в IV в. сщмч. Зотик Сиропитатель (память 30 декабря/12 января) все же через похожую историю мученически пострадал. В то время в Константинополе усилилась проказа и, чтобы прекратить ее распространение, император Константин Великий повелел бросать в море всякого прокаженного. Тогда Зотик явился к царю и предложил ему купить драгоценных жемчугов и блестящих камней для утвари, уверяя, что очень опытен в этих делах. Св. Константин знал священника и полностью доверял ему, поэтому легко выдал крупную сумму денег, на которую св. Зотик выкупил у воинов сколько смог обреченных на утопление прокаженных и устроил для них, говоря современным языком, хоспис, где сам и служил больным. Когда же Константин умер и на престол взошел его сын Констанций, впавший в арианство, то Зотик был призван во дворец дать отчет о царских деньгах. «Я покажу тебе такое богатство, какого раньше ты не имел», — ответил Зотик и повел царя к больницам. Там, показывая прокаженных и больных, сказал: «Вот, царь, прекрасные камни и блестящий жемчуг, которые я добыл для спасения твоего с немалым трудом и дорогою ценою». Но император-еретик только разгневался на святого и велел, привязав его к диким мулам, гнать их через поля и дороги, и так св. Зотик окончил земную жизнь. Милость к павшим На языке уголовного кодекса поступки ап. Фомы и св. Зотика назывались бы растратами, а св. Вонифатия — воровством. Напрашивается вопрос, как милостивые святые отнеслись бы к тому, если бы что-то украли у них? Вот, например, житие скончавшегося около 350 года (память 8/21 августа) святителя Мирона Критского. Этот святой был земледельцем и постоянно благотворил нуждающимся, раздавая им часть урожая. Господь уберег его от искушений, постигших св. Филарета: величина урожаев всегда соответствовала размерам подаяний, и семье роптать не приходилось. Однажды, застав на своем гумне воров, до того наполнивших мешки, что даже не удавалось поднять их, он подошел и своими руками помог поднять мешки на плечи; при этом он строго запретил ворам рассказывать о его поступке. За свою добродетельную жизнь святой Мирон впоследствии стал священником, епископом и чудотворцем. Подобных историй в житиях множество.

http://pravmir.ru/shokiruyushhee-miloser...

Афанасий Иванович занимался торговлей и фабричным производством кирпича и спичек. Его зятья ездили в качестве снабженцев по другим городам для закупки товаров в лавки и магазины своего тестя. Из кирпича шведовского завода и была построена Вонифатьевская (в просторечии Шведовская) церковь. Этим же кирпичом со штемпелем А.Ш. (Афанасий Шведов) вымостил купец и часть новозыбковских улиц. Сын Иван родился поздно, и счастливые родители специально не закрывали окна. чтобы прохожим было слышно, как кричит Шведовский Наследник. Происходило это в доме, напротив храма (где ныне Дом детского творчества). Ванечке досталась нелегкая жизнь - в советское время клеймо купеческого сына определило его путь. Сначала - тюрьмы и лагеря, потом бездомное, голодное существование. Да еще моральная травма - вернувшись из мест не столь отдаленных, Иван обнаружил оскверненный родительский склеп. В нескольких домах, принадлежавших Афанасию Шведову до революции, его единственному наследнику не нашлось даже маленькой комнатушки. Между тем И.А. Шведов был яркий, талантливый художник (по словам близко знавшего его Д.Т. Сулоева). Но тяжелая жизнь, пережитые унижения, не утихающая боль за оскверненную память родителей развили в нем потребность в спиртном. Он уже не мог жить без зелья, с которым своеобразно (строительством храма) боролся его отец. Умер он неожиданно, еще совсем нестарым человеком. По свидетельству современников, Вонифатьевский храм был маленький, но чрезвычайно красивый (чем-то напоминал храм Василия Блаженного), что и послужило основанием для уничтожения его (взорвали в 1932 году с резолюцией: мешает проведению праздничных демонстраций). Кроме заботы о духовной пище для своих сограждан, Афанасий Иванович думал и об образовании молодых новозыбковцев: на его средства была построена школа им Петра I (сейчас там находится административное здание медицинского училища). Учебный корпус медучилища тоже был построен Шведовым - там находилась богадельня (что-то вроде дома для престарелых). Потому-то там такие крохотные аудитории - это жилые комнаты, каждая - для 1-2 старушек. Храм был единоверческим, т. к. именно такой веры придерживался А.И. Шведов. Выходец из старообрядцев, он, скорее всего, вынужден был присоединиться к единоверию, чтобы быть неуязвимым. Старообрядческая вера до 1905 года была гонимой, брачные свидетельства, оформленные ею, законными не признавались. Потому все новозыбковское купечество перешло в единоверие - они не изменили ни в чем обряды старообрядческие. Единоверцы служили по старым (дониконианским) книгам и старому обряду, но приняли священника, рукоположенного православным епископом, и вошли в состав русской православной церкви (подчинялись православному епископу).

http://sobory.ru/article/?object=39364

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010