Разделы портала «Азбука веры» ( 16  голосов:  4.8 из  5) Глава восьмая Новые времена - новые песни В истории есть символизм. 1961 год. В конце года — смерть Митрополита Николая, а в начале года, в первых числах января, умер другой деятель, фигура которого (увы!) — тоже символ эпохи. Настоятель Богоявленского храма, управляющий делами Патриархии протопресвитер Николай Федорович Колчицкий. В истории Русской Церкви наступают новые времена. Приходят в Церковь новые люди. В историю Русской Церкви 1961 год войдет как печальная дата. Летом пресловутый Собор в Троице-Сергиевой Лавре, положивший начало новому церковному устройству, совершенно антиканоническому и незаконному. Об этом «соборе» также придется сказать несколько слов. Этот «собор» прежде всего представляет собой совершенно невероятное и антиканоническое явление. Даже обновленческие соборы 20х годов, не признаваемые нашей Церковью, все же имеют более каноническую видимость. Прежде всего «собор» продолжался всего один день (точнее, 2 часа). Никто из архиереев — участников этого «собора» еще накануне понятия не имел о том, что они приехали на собор. Это было в Сергиев день — 18 июля 1961 года, когда по традиции в Троице-Сергиеву Лавру съезжается множество гостей, в том числе и много архиереев. Все архиереи, собравшиеся на собор, были уверены, что их приглашают на праздник для участия в богослужении. Лишь 18 июля после праздничной литургии, крестного хода и торжественного обеда в патриарших покоях им объявили о том, что предстоит собор, причем тут появились Куроедов, Трушин и другие работники Совета по Делам Православной Церкви. Весь «собор» состоял из речи Патриарха, доклада Митрополита Пимена и открытого голосования. Никаких прений не было. Лишь было сообщено собору об отрицательном отношении к новому Положению о Православной Церкви двух архиереев: Преосвященного Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского (проф. Войно-Ясенецкого), глубокого старца, уже находящегося при смерти, и Преосвященного Павла Архиепископа Новосибирского (Голышева).

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-novog...

Разделы портала «Азбука веры» Архимандрит Алексий (Поликарпов) " decoding="" title="" Архимандрит Алексий (Поликарпов): «Господь дарует нам Свою любовь, и мы спешим делиться этим даром» Архимандрит Алексий (Поликарпов) В Избранное 11 февраля 2018 года наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) отметил свое 70-летие. К юбилею отца Алексия коллектив издательства Даниловой обители собрал высказывания и мысли священника, которыми он в разные годы делился со своими собеседниками. Ими были и монастырская братия, и духовные чада, и корреспонденты разных изданий. Христос прежде всего любовь. Главная заповедь любовь к Богу и ближнему. Нужно читать и знать Евангелие , и самому жить так, чтобы слово Божие не было во осуждение. В семидесятые годы мне было двадцать с небольшим. Я вырос на Урале, родители мои церковными людьми не были, а меня, наверное, Христос позвал. Ведь и сегодня, когда молодые люди приходят в Церковь, говорят о желании монашеского пострига, многие спрашивают: а что у него или у нее случилось, какая беда? Никакой особой беды нет у большинства из них, как и у меня не было. Просто сердце откликнулось на зов Божий, а дальше постепенное вхождение в церковную жизнь, в богослужение, в чтение Евангелия и духовных книг, все это сделало свое дело. Моим духовником при постриге стал архимандрит Кирилл (Павлов) . Он обещал отвечать за меня Христу, а я повиноваться ему, якоже Христу. Об этом говорится в чине пострига. Игумен: «Се вручаю тебе пред Богом сего новоначального его же во страсе Божии и во всех добродетелех житии поучай… имаши бо ответ дати Богу о нем в день судный». Новоначальному: «Ты же якоже Христови во всем повинися старцу…». Мой путь ко Христу начался в детстве, в том числе и благодаря «Журналу Московской Патриархии». Моя тетя переписала из одного из номеров тогда этот журнал был редкостью некролог о владыке Луке (Войно-Ясенецком) . Так я узнал об этом удивительном человеке, который был верующим в трудное советское время, но при этом его многие уважали как ученого. На меня это тогда произвело сильное впечатление.

http://azbyka.ru/way/arhimandrit-aleksij...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 7 проповедей в Лазареву субботу и Вербное воскресение 7 мин., 09.04.2023 Что говорили об этих важных для евангельской истории днях известные проповедники? Мы собрали для вас яркие отрывки из проповедей Иоанна Кронштадского, Луки Войно-Ясенецкого, Антония Сурожского и других известных людей Церкви. 1 Митрополит Сурожский Антоний Слово в Лазареву Субботу «Мы стоим на грани страстных дней, и на этой грани, в образе Лазаря и его воскресения, встает перед нами большая, радующая нас надежда: Господь крепче смерти, Господь победил ее – не только в том прямом смысле, в котором эта победа явлена телесным воскрешением Лазаря, но еще и в другом, который, может быть, еще непосредственнее относится к нам изо дня в день… Пришел Господь и повелел Лазарю встать из мертвых: вот образ для нас. В каждом из нас он лежит – умерший, побежденный, окруженный нашим сетованием, часто безнадежным. А сегодняшнее Евангелие, на самой грани страстных дней, нам говорит: Не бойтесь! Я – воскрешение и жизнь! Тот друг Господень, который в вас жил, который в вас есть, который кажется безнадежно мертвым, от одного слова Моего может воскреснуть – и поистине воскреснет! И вот войдем в страстные дни с этой надеждой, с уверенностью, что мы идем к Пасхе, к переходу от временного к вечному, от смерти к жизни, от нашей пораженности к победе Господней. Войдем в страстные дни с трепетом о том, как нас возлюбил Господь и какой ценой Он нам дает жизнь, войдем уже теперь с надеждой, со светом и с радостью грядущего воскресения» 2 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Слово в праздник Входа Господня в Иерусалим «Христос — источник радости. Он источник подлинного веселья, переходящего в жизнь вечную, и без Христа такого источника не существует. Вот почему говорит апостол Павел: «всегда радуйтесь»; потому что если вы живете со Христом, если мир Христов становится вашим миром, то в вашу жизнь приходит радость как величайшая ценность, как показатель богатой, сильной и независимой от внешних обстоятельств внутренней духовной жизни человека.

http://foma.ru/7-propovedey-v-lazarevu-s...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – июнь 2019 22 мин., 03.06.2019 1-я страница обложки. На белом фоне красными буквами надпись: ПРИВЫКАЙ БЫТЬ БЕССМЕРТНЫМ. Ниже — небольшая белая лодка, ожидающая на водной глади у причала. Внизу страницы пояснение: Как справиться со страхом, что в раю тебе будут не рады. См. раздел «Вопрос номера. Страх смерти» (С.18-27) и другие материалы. Пролог : (на заставке фото Александра Гаврилова) Самуил Маршак . «Всё мне детство дарило...» . Стихотворение//Фома. - – июнь 2019. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: июнь //Фома. - – июнь 2019. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 15 июня. Троицкая родительская суббота. - С.4. 11 июня. День памяти святителя Луки ( Войно-Ясенецкого ) . Фото:  Хирургическое отделение городской больницы в Ташкенте, 1917. - С.4. 23 июня. 130 лет назад родилась Анна Ахматова. [Публикуется       стихотворение Анны Ахматовой « Кого когда-то называли люди ...».        1945]. Ил.: Ю. Анненков. Портрет А. Ахматовой. 1921. - С.4. 6 июня . - 220 лет назад родился Александр Пушкин . [Иосиф Бродский .       Цитата: «Ничто не имело более великих последствий для русской    литературы и русского языка, чем эта продолжавшаяся тридцать семь лет жизнь...»]. Ил.: Прижизненный портрет Александра Пушкина работы Ксавье де Местра, 1800-1802. - С.5. 30 июня. День памяти всех святых, в земле Русской просиявших . [Заметка посвящена судьбе епископа Афанасия (Сахарова), который в мае 1935 года, сразу после открытия метро, в сталинской Москве совершил необычный крестный ход: с иконой всех русских святых проехал первую и единственную тогда ветку от «Сокольников» до «Парка Культуры», читая при этом молитвы на освящение нового столичного вида транспорта. Епископ Афанасий прошел через годы тюрем и ссылок. Долгие годы он работал над текстом службы русским святым. Работа была закончена в 1953 году. В 2000 году владыка Афанасий прославлен в лике новомучеников и исповедников российских]. Ил.: Собор всех святых в земле Русской просиявших. Икона; Наземный вестибюль станции метро «Сокольники». Фото. - С.5.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6194-i...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Календарь Великого поста 2024 по дням 29 мин., 14.03.2024 Содержание Календарь Великого поста 2024: особенности богослужения, дни памяти и о том, как соблюдается пост в эти дни. Седмица первая 18 марта, понедельник Первый день Великого поста. Народное название Чистый понедельник отражает стремление верующих избавиться от всех следов разгульной и сытной Масленицы и вступить на очистительный путь Четыредесятницы. Особенности богослужения: Литургии нет. Вечером в храмах совершается повечерие с Великим покаянным каноном Андрея Критского. Для чтения на первой седмице поста он разделен на четыре части. Посещение богослужения или домашнее чтение канона в эти дни дает возможность верующим осознать весь ужас греха и почувствовать надежду на прощение. Дни памяти: Иконы Божьей Матери « Воспитание ». До 1917 года чудотворный образ хранился в Казанском соборе на Красной площади, затем был утерян и теперь там находится список. Перед этим образом родители молятся о своих детях. Обретение мощей блгвв. кнн. Феодора Ростиславича Черного Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Князь Феодор прославился своей праведной жизнью и трудами на благо Церкви и ради распространения христианства в тяжелые времена татаро-монгольского ига. В середине XV века в ярославском Спасо-Преображенском монастыре были обретены нетленные чудотворные мощи князя и двоих его сыновей. Обретение мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Пост: Монастырский устав предписывает полный отказ от еды в первый день поста, а для мирян рекомендовано сухоядение (т. е. отказ от пищи, прошедшей термическую обработку, и от растительного масла). Меру поста каждый верующий должен определять сам, посоветовавшись со священником. В Чистый понедельник держать пост следует максимально строго, но обязательно учитывая свои возможности. 19 марта, вторник Особенности богослужения: Литургии нет. На великом повечерии читается вторая часть Великого покаянного канона Андрея Критского. Тем, кто по той или иной причине не может посетить богослужение, следует помолиться дома самостоятельно.

http://foma.ru/kalendar-velikogo-posta-2...

Святитель глазами атеистов В 1946–1961 годах, когда управляющим Крымской епархией был архиепископ Лука, в должности уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Крымской области последовательно состояли Я.И. Жданов (1946–1955 гг.), Л.С. Яранцев (1955–1957 гг.), А.С. Гуськов (с 1957 г.). Подававшиеся ими информационные отчеты (крымские уполномоченные именовали эти документы докладами) поначалу, в 1946–1953 годах, были ежеквартальными, в 1954–1957 – полугодовыми, с 1958-го – годовыми. Информационные отчеты первое время адресовались лишь председателю Совета по делам РПЦ при СМ СССР. Но постепенно круг начальственных лиц, которым представлялись отчеты, расширялся: с 1949 года отчеты направлялись еще и секретарю Крымского обкома Коммунистической партии, с конца 1952-го – еще и председателю Крымского облисполкома, а с 1954 года, после передачи Крымской области из состава РСФСР в состав УССР – еще и уполномоченному по делам РПЦ при СМ СССР по Украинской ССР. Вниманию читателей предлагается публикация отложившихся в фонде Р-2647 ГААРК (Государственного архива автономной республики Крым) машинописных отпусков этих отчетов (в извлечениях) и некоторых других составленных крымскими уполномоченными документов, содержащих информацию об архиепископе Луке. Все приводимые документы снабжены грифом «секретно» или «совершенно секретно». При ознакомлении с ними читателям необходимо помнить об их тенденциозности: они составлялись партийно-советскими чиновниками, которые, в соответствии с занимаемой в богоборческие времена должностью, обязаны были быть (или (часть текста отсутствует) Доклады уполномоченных Справка-доклад уполномоченного председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР 25 ноября 1946 г. Архиепископ Лука в беседе со мной поставил вопрос о возможности сбора в одно место всех монашек быв. женских монастырей Крыма и местом такого сбора выдвинул быв. женский монастырь в Топлах Старо-Крымского района 7 , в данное время в нем находится Крымская опытная зональная станция.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Симферополь. Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий собор, Греческая церковь Карта и ближайшие объекты Неподалёку от Петропавловского собора вознес в небо свои главы Свято-Троицкий собор.  Первую деревянную греческую церковь построили здесь в 1796г. С 1826г. в Свято-Троицкой церкви находилась греческая гимназия. В 1868г. старую церковь разобрали и на том же месте построили новое, более просторное здание по проекту архитектора И.Ф. Колодина. С 1996г. в Свято-Троицком соборе находится святыня не только города, но и всего Крымского полуострова – мощи святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого), а также чудотворная икона Божьей Матери «Скорбящая». Обителью Свято-Троицкий женский монастырь стал в начале 2003г., до этого был кафедральным собором. По материалам сайта http://www.palomnik.crimea.ua/ Сегодня Свято-Троицкий собор (Симферополь) является одной из главных достопримечательностей Крыма. Мощи Луки Крымского хранятся в серебряной раке, которую подарили святые подвижники из Греции. Улица, на которой расположен Троицкий женский монастырь, называется Одесской (с 1946 года). Но когда-то это была Греческая улица, в знак того, что здесь располагался храм, построенный греками, и греческая школа. И вообще, на этой улице в те времена жило много греков. И. Ф. Колодин спроектировал Свято-Троицкий собор (Симферополь) в классическом стиле. Если посмотреть на него сверху, то видны крестообразные очертания. Посередине собора поднимается восьмигранный световой купол. Колокольня построена над левой частью храма и имеет небольшие размеры. Снаружи церковь декоративно расписана и имеет элементы мозаики. С главной стороны можно увидеть капители ордера коринфов, легкие арки и тонкие пилястры. В прошлом купола были голубыми, а сегодня они перекрашены в черный цвет. Верхушки куполов увенчаны ажурной ковкой.Собор смотрится очень величественно и красиво. Непосредственно под куполом на прихожан смотрит образ Господа Иисуса Христа. Слева и справа от образа изображены четыре евангелиста. Храм имеет два придела: в честь святителя Николаю Мирликийского; в честь святых Константина и Елены.

http://sobory.ru/article/?object=08801

Скачать epub pdf Предисловие к публикации На кладбище г. Симферополя, рядом с погребением знаменитого врача – архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) , стоит новое надгробие с надписью: «Епископ Таврический Михаил (Грибановский) , 1856–1898». Большинству наших современников, даже христиан, это имя вряд ли известно. Однако те, кто читал написанное им, особенно «Письма» и сборник «Над Евангелием», и мог ознакомиться с его биографией, без сомнения засвидетельствуют, что владыка Михаил был одним из самых ярких духовных светильников России второй половины прошлого века. Стремившийся к монашескому уединению (он стал первым после двадцатилетнего перерыва монашествующим студентом Санкт-Петербургской Духовной Академии) молодой иеромонах по благословению св. Феофана Затворника и преп. Амвросия Оптинского остается «в миру»: несет служение в Академии, затем в посольской церкви в Греции, потом вновь в России, уже как архиерей. Но служение в миру не стало для него исполнением тягостной обязанности. Еще задолго до пострига он писал, что «невозможно одному устоять против течения океана суеты и низких помыслов» и что для этого «нужно общество духовных аскетов». Такое общество в его понимании – не очередной кружок, монастырь или орден, но те члены церкви, которые полностью стали на путь следования за Христом. Важной вехой в развитии этого направления мысли стала речь о правильном понимании церковности, произнесенная о. Михаилом в конце декабря 1886 г. Удивительно читать в ней обращенные к вполне благополучному с современной точки зрения христианскому обществу призывы ознакомиться (!) с учением Церкви по Евангелию и постановлениям Вселенских Соборов, отрешившись при этом от предвзятости и субъективности. Но еще более удивительно то, что с первых же строк о.Михаил предвосхищает ставшие известными только через тридцать лет слова преп. Серафима Саровского о цели христианской жизни. Он говорит о церковности как не столько о внешней, но о внутренней форме церковной жизни, таком ее направлении, «в котором видно преобразующее действие Святого Духа, присущее Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Служение на Тамбовской кафедре В том же 1944 году Владыка получил указ о назначении на Тамбовскую кафедру. По данным Тамбовского облисполкома, на 1 сентября 1942 года в области числилось сто сорок семь незакрытых церквей, однако действующими были только церкви в Тамбове и Мичуринске. Подавляющее большинство использовалось как подсобные и складские помещения. В Покровской церкви Тамбова и продолжил свое архипастырское служение святитель Лука. 26 февраля 1944 года в этом храме Владыка произнес свою первую проповедь : «Пятнадцать лет были закрыты и связаны мои уста, но теперь они вновь раскрылись, чтобы благовествовать вам слова Божии. Примите мои утешения, мои бедные, голодные люди. Вы голодны отсутствием проповеди слова Божия. Храмы наши разрушены, они в пепле, угле и развалина. Вы счастливы, что имеете хоть небольшой, но все же храм. Он грязен, загажен, темен, но зато в сердцах наших горит свет Христов. Давайте сюда живописцев, художников. Пусть они пишут иконы, нам нужен ваш труд для восстановления уничтоженного, и вера засияет новым пламенем». Как писал в своих письмах Владыка, «тяжелый невроз прошел, когда возобновилось церковное служение» 49]. В Покровском храме в Тамбове впервые прозвучали слова покаяния священнослужителей, примкнувших к обновленческому движению. Чин покаяния для тех, кто «в малодушии своем убоялся страданий за Христа и избрал путь лукавства и неправды», составленный самим архиепископом-исповедником, был достаточно строгим, но необходимым для очищения совести согрешившего С первых же дней управления епархией Владыка ходатайствовал об открытии в Тамбове большого двухэтажного Спасо-Преображенского собора, который вместил бы всех верующих, но местные власти всячески препятствовали этому. Впервые после революции тамбовский архипастырь излагал перед Священным Синодом план возрождения духовной жизни в епархии: религиозное просвещение интеллигенции, знакомство ее с миром духовным, церковное воспитание детей, открытие воскресных школ для взрослых. Получив запрет на созыв общеепархиального собрания духовенства и мирян, он обратился к верующим с призывом: «Примемся все, сильные и слабые, бедные и богатые, ученые и неученые, за великое и трудное дело восстановления Церкви Тамбовской и жизни ее» И, действительно, общенародный духовный подъем привел к тому, что к 1 января 1946 года было открыто двадцать четыре прихода.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь РПЦ в 1945–1990 гг. 879. Католическая богословская печать о течениях в Русской Церкви//ВРЗЕПЭ. 1951. 6. С. 39–40. Мнение «Herder-Korrespondenz» о выступлениях в печати архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого) по поводу негативных тенденций в приходской жизни. 880. Кожа А., прот. Миротворчество Русской Православной Церкви/Свящ. А. Кожа//БТ. 1987. Сб. 28. С. 181–191. 881. Питирим (Свиридов), митр. Крутицкий и Коломенский. Слово, произнесенное... 10 июля 1955 г. в русском патриаршем храме Успения Пресвятой Богородицы в Лондоне по случаю пребывания в Англии делегации РПЦ/Архиеп. Питирим//ВРЗЕПЭ. 1955. 24. С. 294–295. О совр. положении РПЦ. 882. Сергеенко А., прот. О положении Церкви в России: Докл. члена церковной делегации, побывавшей в Сов[етском] Союзе//ВРЗЕПЭ. 1947. 2. С. 7–21. 883. Филарет (Вахромеев), митр. Минский и Слуцкий. Интервью с руководителем передач первой программы французского телевидения архим. Иоанном (Ренето)//ВРЗЕПЭ. 1980/1981. 105/108. С. 132–136. Совр. жизнь РПЦ. 884. Шпиллер В. Д., прот. Письмо. архиеп. Брюссельскому и Бельгийскому Василию (Кривошеину) [от 02 янв. 1967 г.]//ВРЗЕПЭ. 1967. 58. С. 107–109. О трудностях совр. приходской жизни, процессе насильственной секуляризации и возникающем напряжении в церк. кругах. 885. Шпиллер В. Д., прот. Письмо [архиеп. Брюссельскому Василию (Кривошеину) ] от 30.12.1971//ВРЗЕПЭ. 1972. 77. С. 95–96. О совр. церк. жизни. 886. Шпиллер В. Д., прот. О современной организации и жизни наших православных церковных приходов: (К предстоящим собеседованиям с деятелями христианских церквей США во время ответного визита делегации РПЦ, февр. 1963 г.)//БСб. 1999. 4. С. 303–317. 887. Языкова И. К. «Отец Александр Мень и мать Мария (Скобцова) – свидетели для XXI века»: [Междунар. конф. Рига, 29–30 сент. 2000 г.]/И. Я.//Страницы. 2000. Т. 5. 3. С. 475–477. См. также 1372, 2813. Архиерейские и Поместные Соборы (1944–1990); постановления Священного Синода 888. Архиерейский Собор РПЦ. 1990, янв. Обращение. ко всем верным чадам Русской Православной Церкви/Предисл.: Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский//ЦиВр. 1998. 1(4). С. 35–40.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010