«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Указы Собрание указов святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Свидетельство того, как святой епископ борется с церковными нестроениями. Для того, чтобы понять с чем имеет дело читатель, приведем небольшой отрывок из указа святителя: «Не есть ли священнослужение вообще, а в наше время в особенности, тяжелый подвиг служения народу, изнывающему и мучающемуся от глада и жажды слышания слов Господних (Ам. 8, II)? А многие ли священнослужители ставят своею целью такой подвиг? Не смотрят ли на служение Богу как на средство пропитания, как на ремесло требоисправления? Народ очень чутко распознает таких. […] Тяжкие испытания и страдания перенесла Церковь наша за время Великой революции, и конечно, не без вины. Давно, давно накоплялся гнев народный на священников корыстолюбивых, пьяных и развратных, которых, к стыду нашему, было немало. И с отчаянием видим мы, что многих, многих таких и революция ничему не научила. По-прежнему, и даже хуже прежнего являют они грязное лицо наемников — не пастырей, по-прежнему из- за них уходят люди в секты на погибель себе. Им напомню страшные слова пророка Исаии: Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем (Ис. 1, 5–6). Умоляю вас, сопастыри мои, помните слова Павловы: Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (1 Тим. 6,10). Помните также, что доброго пастыря даже нищий народ не оставит в нужде. А корыстолюбивый всем ненавистен. Да не будет таких среди нас, да успокоится наболевшее сердце мое!» Указы святителя Луки Войно-Ясенецкого Всем отцам благочинным и через них всем священникам епархии Крымской Мои циркулярные распоряжения не исполняются. Даже в некоторых городских церквах, как я лично убедился, до сих пор читаются, а не поются стихиры на «Господи воззвах», на стиховне и на хвалитех.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Постскриптум Наша книга уже была сверстана, когда Издательство получило еще несколько материалов о жизни дорогого Святителя. Прежде всего – это его собственное Слово, сказанное в день восьмидесятилетия, из которого ясно видны цельность, решимость и глубочайшее духовное мужество этого великого человека. Удивительным фактом была и публикация «Литературной газеты» от 13 апреля 2005 г., в которой корреспондент из Омска Н. Яковлева в заметке «Красноармеец из окопа» рассказала о судьбе ветерана М. В. Бубликова. Светское издание, печатающее рассказ об очередном исцелении, полученном воином от Господа через руки хирурга Войно-Ясенецкого, свидетельствует о поистине всенародной известности Святителя Луки. Эти два небольших, но очень ценных материала, вместе с фотографиями, тоже поступившими к нам позднее, мы помещаем в Постскриптуме от Издательства, чтобы донести их до нашего читателя. Слово в день восьмидесятилетия Да не покажется вам самохвальством то, я хочу вам сказать, ибо истинно говорю, что не ищу славы своей, а славы Пославшего мя. В книге Товита читаем важные слова: «Тайну цареву хранить прилично, а о делах Божиих объявлять похвально». Именно о великих делах Божиих, явленных в жизни моей, хочу я вам говорить. Знаю, что много, много людей недоумевают о том, как мог я, достигнув славы ученого и весьма крупного хирурга, оставить хирургию и науку и стать проповедником Евангелия Христова. Думающие так глубоко ошибаются, считая, что невозможно совместить науку и религию. Это совершенно неверно, ибо знаем мы из истории науки, что даже гениальные ученые, подобные Галилею, Ньютону, Копернику, Пастеру, нашему великому физиологу Павлову – были людьми глубоко религиозными. Знаю я, что и среди нынешних профессоров есть очень много верующих людей, просящих у меня благословения. Не разубедим мы тех, которые осуждают меня за то, что я стал священником и епископом. Оставим их. Но должен я вам сказать, что и сам я считаю уязвительным и непостижимым то, что сотворил со мною Господь Бог, ибо, оглядываясь на свою прошлую жизнь, ясно вижу, как неведомо для меня Господь уже с юных лет моих вел меня к священству, о котором я сам никогда не помышлял, ибо страстно любил хирургию и всей душей был предан ей. Она глубоко удовлетворяла мое всегдашнее стремление служить бедным и страдающим людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Прославление святителя Луки 24–25 мая 1996 года в Симферопольской и Крымской епархии произошло поистине историческое событие: состоялось торжество прославления святителя Крымского Луки (Войно-Ясенецкого). 24 мая Высокопреосвященнейший Лазарь, архиепископ Симферопольский и Крымский, Высокопреосвященнейший Василий, архиепископ Кировоградский и Александрийский, Высокопреосвященнейший Илларион, архиепископ Херсонский и Таврический, Преосвященнейший Николай, епископ Ивано-Франковский и Коломыйский, и Преосвященнейший Антоний, епископ Хмельницкий и Шепетовский, встретили Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины. Встретить дорогого гостя прибыли также председатель Верховного Совета Автономной Республики Крым Е.В. Супрунюк, председатель Симферопольского городского Совета В.Ф. Ермак, духовенство и миряне. Торжественная встреча Первосвятителя, Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины состоялась в 17 часов в кафедральном Свято-Троицком соборе. Началось всенощное бдение. Храм был полон молящихся, на торжества прибыли священнослужители и из других епархий Украины. Всенощное бдение возглавил Блаженнейший Владимир. В субботу в 9.30 состоялась встреча Первосвятителя и облачение. Божественную Литургию служили: Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины, Высокопреосвященнейший Никодим, митрополит Харьковский и Богодуховский, Высокопреосвященнейший Лазарь, архиепископ Симферопольский и Крымский, Высокопреосвященнейший Василий, архиепископ Кировоградский и Александрийский, Высокопреосвященнейший Илларион, архиепископ Херсонский и Таврический, Преосвященнейший Николай, епископ Ивано-Франковский и Коломыйский, Преосвященнейший Антоний, епископ Хмельницкий и Шепетовский, Преосвященнейший Питирим, епископ Николаевский и Вознесенский. Возглас: «Благословенно Царство...» произнес архимандрит Павел, наместник Киево-Печерской лавры. Посреди храма покоились мощи святителя Луки, украшенные живыми цветами. Кафедральный собор не мог вместить молящихся, и многие стояли в ограде церковной. Для них шла трансляция богослужения из собора через репродукторы, расположенные вне храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Фото из архива М.Д.Прозоровской ЖМП 6 июнь 2016 /  10 июня 2016 г. 14:50 Жизнь по евангельскому времени В Москву из Симферополя, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в Донской монастырь принесены мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. В Москве святыня будет находиться до 22 мая. Два года назад в «Журнале Московской Патриархии» было опубликовано интервью с близкой родственницей святителя Луки, Майей Дмитриевной Прозоровской (здравству.щей и сегодня, на днях ей исполнилось 88 лет), которое до сих пор не потеряло своей актуальности. Предлагаем его вашему вниманию. Шнурки для ботинок — Майя Дмитриевна, какое у вас самое яркое впечатление осталось о святителе Луке? — Владыка пригласил нас с мамой в Крым в 1946 году, после его перевода с Тамбовской кафедры. Когда мы приехали к нему под вечер, он стоял у письменного стола, а за его спиной было окно, и его освящали лучи заходящего солнца... Такой красивый, высокий, статный, с белоснежными волосами и легкой кружевной бородой. Сколько уже  лет прошло с того момента, но эта встреча до сих пор остается самым ярким впечатлением. На многих фотографиях святитель Лука выглядит строгим, даже суровым, поэтому сложился стереотип, что таким он был и в жизни. Да, наверное, в отношении к своим обязанностям, в своем главном служении так и было. Но в моей памяти осталась картинка, когда на даче в Алуште он сидит на веранде, увитой виноградом, в белом подряснике — весь светлый, благостный. Вот таким он и был для нас. Незабываемое впечатление оставили в памяти и его службы в храме. Запомнилось, что он очень любил цветы. И не пышные букеты, а анютины глазки, ландыши, незабудки. Говорил мне: «Марусенька (имя Майя не признавал), посмотри: цветы — это же Божьи создания. Какая тонкость, какая красота в них». И мне так греет душу, что возле музея святителя в Троицком монастыре посажены скромные цветы, которые как будто специально для него так красиво цветут. Он с большой теплотой и нежностью относился к детям. У нас есть книга, подаренная моему сыну, где святитель написал: «Правнуку моему Володе, пока еще Чижику».

http://e-vestnik.ru/church/svyatitel_luk...

Епископ Ялтинский Нестор ЖМП 3 март 2010 /  12 апреля 2021 г. 17:30 Епископ Ялтинский Нестор: «Святитель Лука шел навстречу своим страхам» На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает церковный историк, соавтор-составитель сборника «Крымская епархия в документах святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и надзирающих органов. 1946–1961».  PDF-bepcuя.   — Ваше Преосвященство, ваше служение неразрывно связано с Крымским полуостровом. Знали ли что-то в обществе об архиепископе Луке (Войно-Ясенецком) на излете советской эпохи, помнили ли его церковные люди? — Первую книгу об этом человеке, систематизирующую его жизнь и труды, написал светский историк Марк Покровский. Он был диссидентом, впоследствии эмигрировал на Запад. Я читал эту работу еще в самиздате. В стене забвения архиепископа Луки она, конечно, проделала изрядную брешь, но не была лишена изъянов. Верующие же люди, особенно в Крыму, владыку Луку, разумеется, помнили, ведь он пребывал на кафедре полтора десятка лет. Но свидетельства эти передавались из уст в уста и понемногу приобретали характер легенд. — Вы подробно изучали биографию святителя, работали с громадным корпусом сопутствовавших его жизни архивных документов. Что поразило вас больше всего? — Я видел его первое уголовное дело — среднеазиатское. Там очень много... человеческого! Например, в череде допросов присутствует момент, когда после колоссального давления на подследственного и, видимо, после избиений он отвечает: «Да, хорошо, завтра я дам показания о своей контрреволюционной деятельности». Допрос на этом завершается, заключенного возвращают в камеру. Далее происходит непонятное: ровно двадцать дней ни одного допроса, через три недели дело передают другому следователю — и святитель твердо заявляет ему: никаких показаний, от своих прежних слов отказываюсь, потому что они были произнесены под давлением. Тут рождается святитель Лука, которого мы знаем: четкий, ясный, точно знающий собственные права и готовый сражаться за свое исповедание и за каждый сантиметр своего внутреннего пространства.

http://e-vestnik.ru/history/episkop_yalt...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь как житие: о фильме «Излечить страх» 11.06.2020 587 Время на чтение 6 минут Картина «Излечить страх» о святителе Луке (Войно-Ясенецком) снималась пять лет (вечность по нынешним временам) и стала совместным проектом творческого коллектива трех стран: Украины , Белоруссии и России. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, авторам удалось рассказать о святости как явлении, не перепутав его с понятием о сверхчеловеке, а архимандрит Тихон (Шевкунов) убежден, что это житие исповедника, выраженное средствами кинематографа. Памятник свт. Луке (Войно-Ясенецкому) возле архиерейского дома, где он жил в Красноярске (неподалеку находится еще и музей святого, в годы войны там был госпиталь). Сейчас в бывшем архиерейском доме - храм Иоанна Предтечи. Фото автора С первых минут «Излечить страх» обрушивает на зрителя поток трагических фактов и нечистот человеческой души, выплеснувшийся на улицы Ташкента в 1917 году. На примере маленького провинциального городка режиссер несколькими сценами погружает нас в атмосферу катастрофы великой страны. И здесь не столько важны масштабность и размах происходящих событий, сколько то, что происходит в душах. В картине нет проходных ролей, каждый персонаж уникален и несет свою смысловую нагрузку, органично вписанную в логику сюжета, будь это затаивший злобу на всю «контру» санитар Андрей (Александр Числов), одержимый безумной идеей профессор Михайловский (Алексей Шевченков), отрекшийся от сана священник Петр Зверев (Александр Яцко) или истязающая себя за нарушение обета безбрачия Анна Ланская (Екатерина Гусева), жена Валентина Феликсовича. Словно списанные с героев Достоевского, каждый носитель своей философии, сконцентрированной в идее образа, своей жизненной позиции. Талант актеров позволяет создать колоритные персонажи, просеиваемые ситом времени. И все они, словно планеты, вращаются вокруг главного героя, сталкиваясь или едва соприкасаясь с ним, но неизменно вынужденные отвечать на тревожащие их совесть вопросы.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/11/zhizn_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Почему греки так любят русского святого О популярности в Греции святителя Луки (Войно-Ясенецкого), знаменитого хирурга и архиепископа, рассказывает митрополит Нектарий (Антонопулос) 31.05.2016 1128 Время на чтение 3 минуты Одним из самых почитаемых в Греции святых в последние годы стал русский святитель Лука (Вой­но-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский. В его честь на греческой земле освящены уже более 40 новых храмов. Многое сделал для этого митрополит Арголидский Нектарий (Антонопулос), которого соотечественники называют «секретарём епархии святого Луки». Он совершил множество экспедиций по местам, связанным со святителем Лукой, выпустил огромными тиражами книги о любимом святом. Ежегодно 11 июня, в день памяти святителя Луки, около 200 жителей Греции во главе с владыкой Нектарием едут в Свято-Троицкий монастырь Симферополя для участия в торжествах у мощей святого. В этом году 11 июня исполняется 55 лет со дня преставления святителя Луки. Митрополит Нектарий рассказал нам и о других памятных датах и чудесах, связанных с именем русского святого. Священство и Сталинская премия - Нынешний год действительно заставляет вспомнить о многом в жизни святителя? - Да, это так. Ровно 100 лет тому назад Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий защитил докторскую диссертацию «Регионарная анестезия». А 95 лет назад в Ташкенте профессор Вой­но-Ясенецкий стал священником. В начале 1946 года, то есть 70 лет назад, будущий святитель получил Сталинскую премию 1-й степени за научную разработку новых хирургических методов, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов». Эти труды и в наши дни остаются настольными книгами хирургов. Ещё одна круглая дата - 18 марта этого года исполнилось 20 лет со дня обретения мощей святителя Луки, а 20 марта 1996 года его святые мощи были перенесены в Свято-Троицкий кафедральный собор Симферополя. - Как в вашей жизни появился русский святой?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/m...

История нашей страны знает множество людей, послуживших ее становлению, возвеличивая ее как святую Русь. Но где она, святая Русь? И можем ли мы назвать так современную Россию? Вопрос непростой, но ответ на него, как видится, лежит вне физических законов и исторических рамок. Святая Русь - это вневременное устроение. Это сонм святых, живших на Руси во все века и сохранявших верность Господу. К великому сонму святых, явленных и неявленных, в тяжелейшем для Церкви XX веке присоединился целый собор новомучеников и исповедников Российских.И среди них мы видим величественную фигуру святителя Луки (в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого; 1877-1961) - ученого с мировым именем, профессора хирургии и топографической анатомии, одного из основателей регионарной анестезии и гнойной хирургии.В течение многих лет Валентин Феликсович работал земским врачом в самых разных частях России - от юга родины до самых крайних точек на севере страны. В самый разгар антирелигиозной пропаганды профессор, главный врач большой больницы города Ташкента, хирург принимает священный сан. «При виде кощунственных карнавалов и издевательств над Господом нашим Иисусом Христом мое сердце громко кричало: “Не могу молчать!“. И я чувствовал, что мой долг - защищать проповедью оскорбляемого Спасителя нашего и восхвалять Его безмерное милосердие к роду человеческому»,- вспоминает он.В 1923 году отец Валентин (Войно-Ясенецкий) принял монашеский постриг с именем Лука и был рукоположен во епископа. В сане епископа за исповедание православной веры прошел тернистый путь лагерей, принимал участие в Великой Отечественной войне, в 1946 году возведен в сан архиепископа, награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке. За выдающиеся научные труды «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при огнестрельных ранениях крупных суставов» был награжден Сталинской премией I степени, а за участие в Великой Отечественной войне медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Практически до последних дней святитель Лука сочетал епископское служение с хирургической практикой. В 1995 году он был причислен к лику святых Украинской Православной Церкви, в 1999 году - к лику святых Красноярской епархии. В 2000 году - к лику святых Русской Православной Церкви. Детство и юность

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1223...

Марк Поповский Скачать epub pdf Содержание Предисловие Предисловие М. Поповского к изданию конца 1990-х Том первый Пролог – житие Глава первая. В исторической тени (1877–1917) Глава вторая. Две правды (1917–1923) Глава третья. Схема и схима (1924–1925) Глава четвертая. Как это делалось в тридцатом (1926–1931) Том второй Глава пятая. Исповедую хирургию (1933–1937) Глава шестая. Конвейер (1937–1941) Глава седьмая. Время соблазнов (1941–1946) Глава восьмая. Крым – земля курортная (1946–1961) Послесловие     Предисловие Это необычайная книга о необычайном человеке и о его невероятной судьбе. Невероятной даже на фоне нынешних публикаций, когда на читателя обрушился поток долго скрываемых сведений о героях и политических преступниках, о палачах и жертвах. Здесь все нестандартно и насыщено парадоксами, которые в уме иностранца едва ли смогут уложиться. Только немыслимые зигзаги отечественной истории последних десятилетий способны были породить эту «жизнь» и это «житие». Человек, о котором пойдет речь у Марка Поповского, не погиб в лагере, но прошел через все круги ада; он не был оппозиционером, однако почти на всей его биографии лежала печать изгойства. Врач, писавший научные труды в тюремной камере, он не только дождался их публикации, но и получил за них при Сталине Сталинскую премию. При этом он одновременно был и хирургом, и священнослужителем Русской Православной Церкви, архиепископом… Я помню его уже слепым, за десять лет до его смерти в 1961 году. Помню его письма к моей матери, которые ему уже приходилось диктовать секретарше. Вокруг него складывались самые фантастические легенды. И неудивительно. Он поистине казался каким-то чудом природы, клубком противоречий. Однако, как увидит читатель, именно этот человек принадлежал к породе абсолютно цельных, как принято говорить, «высеченных из единого камня натур». Такая фигура – настоящая находка для биографа, для психолога и историка. А Марк Александрович Поповский как раз и был неутомимым воссоздателем исторических характеров. Когда он заинтересовался профессором Войно-Ясенецким, архиепископом Лукой, он уже был автором целой серии книг о знаменитых врачах и биологах. Работал над обширной биографией академика Николая Вавилова. Приобрел опыт «охоты за документами», упорных поисков в архивах, опроса живых свидетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

«Разработку Луки продолжаем…» Основу сборника «Разработку Луки продолжаем…» составляют недавно рассекреченные документы — докладные записки сотрудников МГБ СССР и информационно-отчетные доклады уполномоченных по делам РПЦ при Совете министров СССР по Крымской области о деятельности архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого, 1877–1961) на Крымской кафедре (1946–1961). Пристальный и недоброжелательный контроль со стороны власти за каждым поступком и словом святителя ныне стал документальной летописью его исповеднических трудов по просвещению народа Божия учением Христовым, противостояния воинствующему безбожию и свидетельством непоколебимой веры в Промысл Божий. ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский, родился в Керчи 27 апреля 1877 года и отошел ко Господу 11 июня 1961 года в Симферополе, в день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших, на 85-м году своей многострадальной подвижнической жизни. 15 лет служения архипастыря на Крымской кафедре (1946–1961) совпали с новыми гонениями на Церковь. Представители власти еще сохраняли веру в возможность построения коммунизма и предпринимали очередные попытки «показать последнего попа». Сравнительно ровные (как известно, преследование Церкви никогда не прекращалось) государственно-церковные отношения первого послевоенного десятилетия стали обостряться и вылились в жестокие, изощренные гонения. Практиковалась массовая селекция духовенства, вмешательство в богослужебную практику, попрание канонических принципов жизни и т.д. Контроль за церковной жизнью достиг своего апогея. Святитель Лука, как выдающийся архипастырь, с присущими его личности силой и волей, стал на защиту интересов Церкви. Увы, именно этот период жизни не нашел отражения в его автобиографии: «В мае 1946 года я был переведен на должность архиепископа Симферопольского и Крымского. Студенческая молодежь отправилась встречать меня на вокзал с цветами, но встреча не удалась, так как я прилетел на самолете. Это было 26 мая 1946 года».

http://pravoslavie.ru/46606.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010