На старом Ливадийском кладбище похоронен отец Владыки Иоанна – Николай Антонович Вендланд. На городском кладбище Симферополя у храма Всех святых покоится его духовный отец – митрополит Симферопольский и Крымский Гурий (Егоров, умер в 1965 г.). Рядом с могилой Владыки Гурия была и могила любезного им обоим архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого , умер в 1961 г.), причисленного к лику святых 21 марта 1996 года. Мощи его почивают в Троицком кафедральном соборе города Симферополя, в котором служил архиепископ Лука, а после его кончины – и митрополит Гурий. В Крыму прошло несколько лет детства Владыки Иоанна. На протяжении всей жизни он вновь и вновь возвращался на эту землю. В Крым Владыка приезжал поклониться родным могилам, послужить в крымских храмах, полюбоваться природой, побывать на археологических раскопках, в древних пещерных городах. Вот что писал об этом митрополит Иоанн в 1971 году: «... На этот раз я увидел в Крыму кое-что такое, чего раньше не видел совершенно. Это – фантастические белые скалы, в которых на высоте 300–400 метров над дорогой вырублены пещерные города. Когда-то, в 1-ом тысячелетии от Р[ождества] Х[ристова] их населяли монахи. Теперь кое-где отдельные глыбы скал обвалились вместе с келиями, и потому можно легко войти в эту келию, посмотреть в ее круглое окно (также вырубленное в скале), увидеть углубления для икон, посмотреть на копоть от лампады, теплившейся под сводом такого углубления, осмотреть следы железных гвоздей, которые, вероятно, поддерживали полки с книгами. Но такой осмотр меня, конечно, мало удовлетворил. Мне хотелось добраться до самого города. И вот, в Тепе-Кермене нам это удалось. На совершенно неприступную с виду гору удалось сзади подняться на автомобиле. Мы остановились на травянистом склоне. Отдельные одинокие деревья: кизил, дикие яблони и груши, терн – украшали этот склон, образуя подобие некоего рая. Еще 100–150 метров по вертикали и по очень скользкому склону – и мы у скал. Множество келий, залов, алтарей (типичный для алтаря полусвод, врата и углубление, где стоял престол!) пронизывали скалы, как соты в улье. Наверху – хранилище (для зерна? для воды? или для вина?). У края – бездна. Как жили здесь эти подвижники? Каждый глоток воды – драгоценность. Каждая горсть зерна – неимоверный труд. Между тем пещеры еще дышат высоким взлетом духа. Кто были эти люди? Монахи? А может быть, целое племя христиан с семьями? (пещеры как бы подразделяются на группы вроде современных трехкомнатных квартир). Какой труд и какой инструмент употребили они, чтобы выбить в известняке (белом и довольно мягком, но все-таки – в камне) свои высокие жилища!».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Настоящее издание содержит проповеди выдающегося отечественного архипастыря, исповедника православной веры и хирурга, святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского. Данные проповеди в основном относятся к последнему периоду жизни и деятельности святителя — к периоду его пребывания на Симферопольской кафедре, и посвящены рассмотрению и истолкованию различных евангельских чтений, которые следует читать на Литургии в течение всего церковного года. Слова свт. Луки наполнены не только нравоучительным и вероучительным содержанием, в них можно найти множество примеров тонкой и глубокой, и в то же время понятной неискушенному слушателю экзегезы Священного Писания (Нового Завета), тесно связанной по своей природе с творчеством святых отцов и учителей Церкви (в частности, с экзегетическим наследием святителя Иоанна Златоуста). Кроме того, слова святого подвижника и исповедника XX века являются прекрасным примером и образцом того, как следует священнику строить свою проповедь и организовывать проповедническую деятельность на приходе. Для изучающих гомилетику, пастырское богословие, нравственное богословие, библеистику, современные толкования Священного Писания. Для священнослужителей. Для широкого круга православных читателей. Издание может быть использовано в качестве практического пособия для воспитанников и преподавателей духовных семинарий, студентов богословских вузов и факультетов (учебные предметы: «Нравственное богословие», «Гомилетика»). ru Александр Микитенко http://www.Domstroy.eparchia.ru a-mikitenko@ya.ru ExportToFB21, FictionBook Editor Release 2.6 10.07.2011 OOoFBTools-2011-7-10-14-11-53-149 1.0 Евангельское злато. Беседы на Евангелие Приход храма Святаго Духа сошествия 2007 5-98891-077-7 Твердый переплет, 336 стр. Тираж: 4000 экз. Формат: 84x108/32 мм) Предисловие История книги, которую вы, дорогой читатель, держите в руках, не похожа на историю большинства книг, издававшихся прежде и издающихся ныне. Ее автор, тогда архиепископ Симферопольский и Крымский, а ныне святитель Лука, не готовил к печати свои проповеди, прочитанные с архиерейской кафедры в 1949–1952 годах. Ведь в годы официального атеизма об издании оригинальных богословских произведений, тем более апологетического (защищающего веру от безбожия) характера опасно было и мечтать. Безоглядным подвигом архиепископа было уже то, что он обращался к своей пастве с таким смелым устным словом Божией правды.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Находясь и в отпуске, и на каникулах, можно совершать нравственный молитвенный подвиг 14.06.2020 19:05:38 Протоиерей Сергий Филимонов Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Несмотря на то, что в этом году пост не очень длинный, всё равно это пост и хотелось бы провести его правильно. Как совместить дачный, отпускной период с Петровым постом, как правильно питаться, какие молитвы читать - на эти вопросы отвечает д.м.н., профессор, протоиерей Сергий Филимонов, председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского. Отец Сергий, в чём главная особенность Петрова поста? Какие изменения происходят в службах по время поста? Особенностью Петрова поста является предуготовление православного христианина ко дню святых апостолов Петра и Павла - 12 июля. Апостольский пост имеет свои особенности. В эти святые христианин старается читать Деяния святых апостолов, Послания святых апостолов, которые раскрывают евангельское учение Господа нашего Иисуса Христа. Ход богослужения соответствует уставу РПЦ. В эти дни особенно полезно читать жития святых апостолов, деяния – то есть знакомиться с апостольским наследием. Относительно каких-то сугубых молитв указаний не имеется. Однако весьма полезно, если постящийся христианин будет призывать молитвенно святых апостолов, особенно тех, которые близки его сердцу или чьё имя он носит, то есть своего тезоименитого святого. Также полезно заказывать молебны, читать акафисты кому-нибудь из святых апостолов. Петров пост совпадает с каникулами, дачным периодом, временем отпусков. Посоветуете, как правильно верующему его провести: и для телесной пользы и для духовной, конечно? Любой пост – это, в первую очередь, время нравственного подвига. Поэтому находясь и в отпуске, и на каникулах, можно совершать нравственный молитвенный подвиг, одно другому не мешает.

http://radonezh.ru/2020/06/14/nahodyas-i...

Нельзя отрицать внешнюю аскезу: поклоны, посты, соблюдение канонов. Это — наша внешняя сторона, а внутренняя основана на любви к Богу и ближнему. Нужно делание и внутреннее, и внешнее, как написано в Великом покаянном каноне Андрея Критского: «…да две жене сочетает». Каждый свой шаг следует приносить как бы в жертву Богу, и тогда Бог это все будет видеть. И еще и еще раз: Христос для нас — это и путь, и истина, и жизнь (Ин. 14:6). Христос есть путь, потому что Он не только указывает человеку путь, Он и ведет его по этому пути. Он всей своей жизнью показывает нам пример. Господь наш, пример истинного Человека. Мой путь к Христу начался в детстве, в том числе и благодаря «Журналу Московской Патриархии». Моя тетя переписала из одного из номеров — тогда этот журнал был редкостью — некролог о владыке Луке (Войно-Ясенецком). Так я узнал об этом удивительном человеке, который был верующим в трудное советское время, но при этом его многие уважали как ученого. На меня это тогда произвело сильное впечатление. — Отец Алексий, Вы несли послушание иподиакона при архиепископе Свердловском и Курганскогом Клименте (Перестюке). Чем вам запомнился этот архипастырь? — Архиепископ Климент был глубоко верующий человек, который перенес много испытаний. Он жил, любил и служил Церкви, был всегда доступен для простых верующих. Подростком он был послушником на Дальнем Востоке в обители, которую основали валаамские монахи, в Уссурийском Троицко-Николаевском монастыре. Когда монастырь закрыли в 1925 году, он эмигрировал в Китай. На чужбине его рукоположили. Там же, в Харбине, окончил богословский факультет Института святого князя Владимира. Вернулся он из Китая после войны в 1955 году, был архимандритом на Дальнем Востоке, а потом уже его рукоположили во епископа. Владыка Климент окормлял Свердловскую и Курганскую области с 1966 по 1980 год. Мы знаем, что тогда было сложное время: веру из народа безбожная власть стремилась всеми силами искоренить. Много было препон на его пути, да и эмиграцию ему не могли простить. Трудно было управлять епархией, трудно было созидать дело церковное. Мы, мальчишки-иподиаконы, этого тогда не понимали, но видели, как ему было непросто.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3622228...

Организаторами Форума являются Отдел по взаимодействию Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, Совет православных общественных объединений Санкт-Петербурга, Творческое Объединение «Возрождение», Координационный совет патриотических сил Санкт-Петербурга. Место проведения: Выставочный центр «Московские ворота» (здание бывшего ДК им. Капранова), м. Московские ворота, адрес Московский пр., д.97. Время работы: с 11.00 до 20.00 часов. Вход свободный. Программа Форума изобилует тематическими мероприятиями. Форум посвящен святым православным врачам, целителям, бессребреникам. В часовню будут принесены чтимые иконы вмч. и цел. Пантелеймона, прп. Агапита Печерского, свт. Луки Крымского. Книжный салон издательства «Воскресение» представит тематическую подборку изданий на тему «Церковь и медицина». Состоится презентация нового сборника акафистов святым врачам, целебникам, бессребреникам, выпуск которого по благословению священноначалия приурочен к проведению Форума. Издание получило гриф Издательского совета РПЦ. Проект «Здоровье православному человеку» под руководством проф. В.Н.Вишнева реализует цикл общедоступных лекций православных врачей-специалистов разного профиля: кардиолога, невролога, остеопата, гинеколога, фитотерапевта. Все посетители смогут получить консультации специалистов по интересующим вопросам, записаться на прием в медицинские центры города. В программе «Голоса истории» прозвучат уникальные записи голосов свт. Луки Крымского (Войно-Ясенецкого), свт. Иоанна Шанхайского, архим. Кирилла (Павлова), старца Николая Гурьянова, прп. Паисия Святогорца, прп. Порфирия Кавсокаливита, старца Ефрема Катунакского, архим. Иоанна (Крестьянкина), архим. Алипия (Воронова), старца Адриана Кирсанова. Памяти Святых Царственных страстотерпцев посвящены круглые столы, музыкальные программы, встречи, кинопоказы. 23 января в 14.40 в рамках работы кинолектория показ фильма «Русская Голгофа». Это документально-художественное произведение о трагической судьбе последнего Русского Императора.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/16/so...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Проповеди Собрание проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Эти проповеди произносились св. Лукой Крымским в годы гонений и естественно ни о какой публикации речи идти не могло. Однако сами прихожане стенографировали проповеди святители и не смотря на огромную опасность, печатали их и распространяли в самиздате. Предисловие История книги, которую вы, дорогой читатель, держите в руках, не похожа на историю большинства книг, издававшихся прежде и издающихся ныне. Ее автор, тогда архиепископ Симферопольский и Крымский, а ныне святитель Лука, не готовил к печати свои проповеди, прочитанные с архиерейской кафедры в 1949–1952 годах. Ведь в годы официального атеизма об издании оригинальных богословских произведений, тем более апологетического (защищающего веру от безбожия) характера опасно было и мечтать. Безоглядным подвигом архиепископа было уже то, что он обращался к своей пастве с таким смелым устным словом Божией правды. Но его благодарные слушатели не могли мириться с тем, что это бесценное слово будет храниться лишь в их сердцах. Они захотели, чтобы оно проникло в души как можно большего числа людей, сквозь тернии, сквозь пространство и время. И Бог дал им такую возможность. Как и при распространении книги святителя Луки «Дух, душа и тело», верующие стали сподвижниками своего любимого архипастыря, осуществив «самиздат». Но в этом случае они не просто размножили написанный текст. Они из недели в неделю, из месяца в месяц, из года в год стенографировали (тогда ведь магнитофон был величайшей редкостью), перепечатывали проповеди на пишущей машинке. И это было рискованно, так как все машинки были зарегистрированы под номерами в НКВД. Они переплетали эти листочки на домашних переплетных станках с такой любовью и таким тщанием, каких никогда не удостаивалось ни одно из официальных изданий ни тех, ни последующих времен. На переплете дошедшего до нас одного из томов такого «самиздата» даже оттиснут святой Крест. И это тоже грозило суровой карой в богоборческие времена.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Спешите идти за Христом! «Спешите идти за Христом!» — сборник проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого), произнесенных им в Симферополе в 1946-1948 гг. «Возлюби Господа всем сердцем, истреби остаток любви к миру, не оглядывайся, не вспоминай о прошлой жизни, когда мало думал о Боге, думал, как получше, повеселее прожить. О жизни прежней забудь и не забудь отречься от дел прежней жизни. Никогда не говори: сегодня поживу так, как прежде, займусь тем, чем прежде, а завтра всё это оставлю. Если так думать, за Господом не пойдешь. И завтра скажешь то же. Представишь себе и завтра картины покинутой гобой жизни, и завтра отложишь жизнь новую на завтра. А совесть будет напоминать: оставь сейчас, сейчас же оставь. И будет совесть твердить свое, напоминать одно и то же. Если не слушаться голоса совести, то он замолчит совсем, и то, что откладывал на завтра, останется отложенным навсегда. Не будет забыто то, что должно быть забыто. Правильно сказано, что оглядывающийся назад не будет надежен для Царствия Божия. Кто возложил руку свою на плуг, не должен оглядываться. Нужно смотреть только вперед; вперед, всегда вперед и, вознеся сердце свое к Богу, идти за Христом. Спешите, спешите — спешите идти за Христом. Жизнь коротка, — и потому спешите идти за Христом.» Спешите идти за Христом Печаль яже по Бозе и печаль мирская 1946 г. Печаль бо яже по Бозе покаяние нераскаянно во спасение соделовает, а мира печаль смерть соделовает» (2 Кор. 7, 10). Это глубокие-глубокие слова святого апостола Павла из его Второго послания к Коринфянам. Нужно вникнуть в эти слова: что такое печаль яже по Бозе и что такое печаль мирская? Печаль ради Бога — это то настроение, с которым жили все святые, это прежде всего тяжкая-тяжкая скорбь о своих собственных грехах. Это также непрерывная скорбь о том, что мы видим в мире: что люди нечестивые, не верующие во Христа, живут так, как научает их жить сатана; они и знать не хотят пути Христова. Печаль по Бозе — печаль о той неправде, о воровстве, убийстве, разврате, лжи — страшной лжи, всё пропитывающей лжи, среди которой жили и живут люди всех исков. Печаль по Бозе — печаль об участи наших детей, нашей молодежи, которая не знает ничего о Боге, которая живет без Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

поиск:   разделы   рассылка Епископ Егорьевский Тихон: " Наша задача – сделать историю актуальной " Источник:  Официальный сайт Московского Патриархата Епископ Егорьевский Тихон – наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, автор и руководитель проекта экспозиций " Россия – моя история " дал интервью порталу " Православие и современность " . – Уже трижды в Манеже прошли интерактивные выставки проекта " Моя история " . Они пользуются огромным успехом, однако высказывается и критика. Выставка " От великих потрясений к Великой Победе " , прошедшая в ноябре 2015 года, вызвала шум в соцсетях. В одном из разделов была размещена цитата святителя Луки, которая на самом деле ему не принадлежит, и более того – люди увидели в этом попытку реабилитации сталинизма. Есть ощущение, что сегодня тема отношения к советскому прошлому буквально раскалывает общество. Как, по Вашему мнению, можно преодолеть этот раскол? – Да, как вы выразились, " шум был " , это действительно так. Что касается " оправдания " сталинизма – на этой выставке его увидели те, кто хотел увидеть. Они не заметили при этом самую большую по размеру на выставке тематическую экспозицию, посвященную подвигу новомучеников, экспозицию, посвященную ГУЛАГу – ничего этого критики почему-то не увидели. Но действительно, были и наши ошибки, за что мы уже приносили извинения. Представленная в одном из залов цитата святителя Луки (Войно-Ясенецкого), касающаяся Сталина, широко известна, она многократно приводится в различных публикациях, но все же, как выяснилось, не находит документального подтверждения. Нам обратили внимание на это, мы проверили, убедились, что это действительно так и сразу эту цитату сняли. Все остальное – просто навешивание ярлыков, иначе не скажешь. В отношении общества к Сталину сегодня зачастую превалируют крайние позиции. Мы помним, кто стал победителем интернет-голосования " Имя России " , которое проводилось несколько лет назад, – Иосиф Сталин. Но мы совершенно не являемся его апологетами. Можно отдавать ему должное как государственному деятелю, и при этом говорить о том насилии и преступлениях, которые творились в стране. Разве в этом есть что-то пререкаемое? Есть историческая правда. Скоро будет открыта эта часть экспозиции в Историческом парке на ВДНХ, и непредвзятые зрители сами смогут убедиться: представлен объективный рассказ о том трагическом времени.

http://religare.ru/2_108581.html

поиск:   разделы   рассылка Мария Городова Убитый священник не противопоставлял себя Церкви Источник:  Российская газета Пятого августа около восьми часов вечера в своем доме в Пскове был найден мертвым священник Павел Адельгейм. По предварительной версии, 75-летний батюшка стал жертвой душевнобольного. " РГ " связалась с иереем Сергием Ивановым – настоятелем храма Святых Жен-мироносиц г. Пскова, где много лет служил отец Павел Адельгейм. Отец Сергий, примите наши соболезнования! Как все произошло? Иерей Сергий: Для нас это огромная потеря. Скорбим. Чувствуется утрата священника, который всю свою жизнь отдал Богу, Церкви и людям. Вчера вечером, когда матушка Вера – жена отца Павла мне позвонила, сообщив о случившемся, я сразу приехал к ним в дом. И в момент смерти отец Павел выполнял свое служение. Все произошло во время беседы отца Павла с этим человеком. Именно во время беседы все случилось. Отец Павел читал в этот момент ему о святом Луке Войно-Ясенецком, о святом, слова святого, это была проповедь человеку, и у этого несчастного произошла вспышка гнева. Я не могу сказать, что подвигло его на этот шаг. Это был знакомый отца Павла. Но я лично этого человека не знал. У нас, священников, у каждого, есть своя паства, чада духовные, люди, которых мы окормляем. И это был такой человек. Это был болящий? Иерей Сергий: Со стороны, заочно, трудно сказать. Факт в том, что у несчастного, который убил о. Павла в тот момент случился приступ агрессии, помутнение. Может быть, беснование? Иерей Сергий: Когда все произошло, этот человек не стал никуда убегать. Он выскочил на улицу и бегал возле дома. Никуда не убегал, не прятался, а бегал и кричал, что он убийца, что сотворил страшное, что он убил. И потом, когда приехала полиция, вот он и себя еще два раза ранил. Как будто извне в него было вмешательство. Бывают бесноватые люди, люди, в которых живет бес. Это встречается не так часто в повседневной жизни, но мы, священники, с таким встречаемся чаще. Мы это видим. Эти проявления есть. И такое проявление случилось рядом с отцом Павлом. Господь его так забрал, не каждого священника Господь так забирает. Но для отца Павла, как он жил, служа Богу и людям, так и Господь его мучеником забрал. Путь отца Павла, как мы сейчас видим, крестный путь, был путем служения Богу, Церкви, людям. И Господь его к Себе призвал через мученическую кончину.

http://religare.ru/2_102011.html

поиск:   разделы   рассылка Светлана Галанинская С амвона и с Парнаса " Кому из нас не знаком прихожанин-неофит, у которого в семье и на работе проблемы, а он желает, вместо того чтоб трудиться и решать их, бросить супруга и удалиться в " тихую гавань " монастыря " Есть священники, имеющие вторую профессию в запасе, но преданные первой и главной – церковному служению. Но вот провинциальный священник, который был бы еще и известным в столицах поэтом – это уже редкость. Таков о. Сергий Круглов, автор нескольких поэтических сборников, служащий в Спасском соборе Минусинска. О том, как уживаются в нем две его ипостаси, он рассказал нашему порталу. – В повести Юрия Коваля " Самая легкая лодка в мире " был такой персонаж – милиционер-художник. Так вот по его речи всегда можно было легко определить, кто сейчас говорит. Иногда он начинал фразу как художник, а заканчивал как милиционер. Иерейское служение, конечно, имеет мало общего с полицейской службой. И все-таки. Не ощущаете внутреннего раздвоения между священником и поэтом? – Человек создан Богом – единым, цельным. Грех внес в человека мучительную шизофрению, разбил его: на жизнь и смерть, земное и небесное, на душу и тело, на разум и чувства, на множество осколков... Ис-целить, снова сделать человека целостным, спасти от тления и смертного раздробления, пришел Бог на землю, Сам став человеком. Потому все важное, что есть в человеке от Бога, не противоречит одно другому. Так и мое служение в Церкви, и способность к поэтическому слову, данная от Бога – никакого диссонанса между ними нет. – История знает много случаев служения в сане " без отрыва " от творчества. Например, Антонио Вивальди и Джордж Беркли мы гораздо лучше знаем как композитора и философа, чем как священника и епископа... – Список коллег в этом отношении можно продолжить – от Джона Донна до о. Томаса Мертона и архиепископа Иоанна Шаховского, замечательных поэтов. Прекрасные поэты есть среди моих нынешних товарищей – священников – о.Константин Кравцов из Москвы, о.Виктор Теплицкий из Красноярска. Это если вести речь только о стихотворцах. А сколько священников совмещали и совмещают служение и, например, научные изыскания, занятия медициной, преподавание. Вспомним врача-святителя Луку Войно-Ясенецкого, ученых протоиереев Глеба Каледу и Леонида Цыпина, иконописца архимандрита Зинона Теодора, музыкальное творчество митрополита Илариона Алфеева, и многих других. Меня радует в этих людях именно их органичность, непедалирование различия их ипостасей.

http://religare.ru/2_96901.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010