Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЕВС [греч. Ζες], в Древней Греции религии и мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. З. принадлежит к 3-му поколению богов, свергших 2-е поколение (титанов). Имя З. имеет индоевроп. происхождение (ср. индоевроп. deiuo - дневное сияющее небо, древнеинд. deva - бог, dyaus - небо) и означает «светлое небо». В античности этимология имени З. связывалась с корнями греч. слов «жизнь», «кипение», «то, через что все существует». Сын титанов Кроноса (отсюда вариант имени З.- Кронид, Кронион) и Реи ( Hes. Theog. 457). Кронос, опасаясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждого рожденного Реей ребенка. При рождении З. Рея обманула мужа, дав ему вместо родившегося младенца завернутый камень, а ребенка тайно отправила на о-в Крит, на гору Дикта (Ibid. 453-491). По др. варианту мифа, Рея родила З. в пещере горы Дикта и отдала на воспитание куретам и корибантам (спутникам и служителям Великой матери богов Реи-Кибелы), к-рые вскормили младенца молоком козы Амалфеи ( Apollod. I 1. 5-7). Они заглушали плач ребенка ударами копий о щиты, игрой на тимпанах, плясками и криками. На о-ве Крит сохранились древнейшие символы почитания З. Критского, или З. Лабриса: изображения двойного топора (лабрис) - магического оружия, убивающего и дарующего жизнь. Главным местопребыванием З. Критского, отождествляемого с Минотавром, считался лабиринт. В Дельфах почитался архаический фетиш омфал (пуп земли) - камень, проглоченный Кроносом, или камень как пуп младенца З. ( Pausan. Descript. X 16. 3; Strabo. Geogr. IX 3. 6). Возмужав, З. вывел своих братьев и сестер из утробы отца ( Hes. Theog. 493-496, 501). З. опоил его зельем ( Apollod. I 2. 1), после чего Кронос изрыгнул своих детей. Борьба за власть с Кроносом и др. титанами (титаномахия) продолжалась 10 лет, побежденные титаны были низвергнуты в Тартар. Три брата, З., Посейдон и Аид , разделили власть между собой: З. досталось господство на небе (он получил имена Громовержец и Тучегонитель), Посейдону - на море, Аиду - царство мертвых (Ibidem). В древнейшие времена З. считался прародителем всего живого, он также владычествовал над землей и под нею, вершил суд над мертвыми (отсюда один из его эпитетов - Хтоний - подземный) ( Hes. Opp. 465; Homer. Il. IX 457). Позднее, сохранив за собой верховную власть над миром и управление всеми небесными явлениями, он начал именоваться Олимпийским (от горы Олимп, где он постоянно пребывал) или Фессалийским. З. почитали как хранителя общественного порядка и семьи; ему приписывали установление законов и обычаев.

http://pravenc.ru/text/199691.html

«О каких же делателях говорит здесь Господь? – вопрошает святитель Златоуст и отвечает; – О двенадцати учениках. Но, сказав, – «делателей мало», увеличил ли их число? Нет, но послал только двенадцать. Так для чего же сказал: «молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою?» Для того, чтобы впоследствии и эти двенадцать заменили многих, получив благодатные силы. Смотри, как Он далек от тщеславия: чтобы не водить всех за Собой, посылает учеников. Впрочем, не для того только посылает, но и для собственного их обучения, чтобы, получив образование в Палестине, как бы в некотором училище ратоборства, приготовили себя к подвигам в целом мире. Потому-то, как юных птенцов приучают к летанию, так и Он открывает им обширнейшее поприще для действий, чтобы потом они могли удобнее приступить к последующим подвигам; а сначала делает их только врачами телесными, дабы после вверить им важнейшее врачевание души. И смотри, как показывает легкость и необходимость этого дела! Ибо что говорит? «Жатвы много, а делателей мало». Я, – говорит, – посылаю вас не сеять, но жать. «Другие трудились, а вы вошли в труд их» ( Ин. 4:38 ). Этими словами Он удерживает их от самомнения, возбуждает к бодрости и показывает, что предшествовавший труд сеяния был больше. Жатва есть окончание всего труда земледельца». Почему же Он говорит о жатве, когда дело еще в самом начале? Нечестие господствовало еще во всей вселенной, жертвенники курились, идолам поклонялись, Иисуса не почитали, и глубокая ночь покрывала все, – страсти владычествовали и все было потопляемо. Один только народ Иудейский, по-видимому благочестивый, имел пророков и малые семена Богопознания, но и те со временем были зарыты в земле, и учители этого народа не только не могли учить благочестию других, но и сами тогда подавали повод к соблазнам. Об этом говорит и пророк: «имя мое безславится» ( Ис. 52:5 ). Почему же Христос упоминает о жатве и говорит: «жатвы много»? Потому, что Он намеревался послать учеников Своих по всей вселенной, а они, вероятно, страшились, смущались и, рассуждая сами с собой, говорили: «Возможно ли, чтобы мы, простые, неученые, бедные, неизвестные, отучили людей от старых обычаев, обратили их к новым понятиям? Когда мы исторгнем терния? Когда посеем семена? Когда возрастим посеянное? Кто нас не растерзает, кто нас не поразит?» И вот, чтобы они не смущались такими мыслями, Он назвал Евангелие жатвой, как бы так говоря: все устроено, все приготовлено; Я посылаю вас собирать готовые плоды; в один и тот же день вы можете и сеять, и жать; потому что как земледелец, выходя на жатву, радуется и не думает о трудах, но спешит как бы на готовое приобретение, так и вам должно идти на проповедь, потому что это дело есть жатва, доставляющая нам готовые плоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Письмо X. Кубикуларию Иоанну Поскольку вы понуждаете изложить причину, ради которой судом Своим постановил Бог, чтобы люди управлялись людьми, хотя у них у всех одна и та же природа, всех причастных себе просто поэтому являющая равночестными, скажу, как смогу, ничего не скрывая из воспринятого от мудрых и блаженных мужей, но пропуская ради краткости многое, что об этом можно бы сказать. Истинный разум, говорят, таинственно указывает, что человек, по милости сотворившего его Бога получивший в удел господство надо всем видимым миром, образом злоупотребления обратил движения врождённой силы своей умной сущности к противоестественному и тем, по справедливому суду Божиему, внёс в себя и во весь мир ныне властвующую изменчивость и смертность, дабы сила души 182 не сохранялась навечно бессмертной у стремящегося к противоестественному, что было бы не только крайним злом и очевидным отпадением от истинного бытия самого человека, но и явным отрицанием Божественной благости. Поэтому многострадальная эта и многоплачевная жизнь человеческая, влекущая и влекущаяся то туда, то сюда из-за великого неразумия и неупорядоченности питающей её материи, или, точнее говоря, в своём влечении влекущая всех людей, делает их соучастниками своих мучений, никому не позволяя полностью освободиться от её волнения. И образовалось это по приличествующей Божественной мудрости причине: чтобы мы о настоящей жизни, которую мы безрассудно любим по собственному расположению, претерпеванием страданий от её обстоятельств узнали, хотя бы и поздно, сколько вреда приносит привязанность к ней, и ведали, что много полезнее нам отдаление от неё, нежели с ней соединение и по здравому рассуждению возненавидели бы её, и, покинув смешение и волнение видимых вещей, благоразумно обратили бы наши желания к устойчивой неизменности умопостигаемых. Но раз мы и терпя бичевание, и страдая от тысячи зол не в состоянии разорвать дружескую связь с жизнью, премудрый и благой Бог по Своему промыслу составил людям закон владычества, издревле сдерживая бешенство порока, которое по распущенности явилось бы в жизни, чтобы без начальствующего и останавливающего беззаконный натиск сильнейшего на слабейшего люди не стали, как рыбы морские, истреблять друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Разделы портала «Азбука веры» Глобализация — 1) процесс глобальной международной интеграции, осуществляемый под контролем наиболее мощных в военном и экономическом отношении государств, на основе унификации норм политической, экономической, правовой, нравственной и культурной сфер жизни; 2) формирование единообразного мирового порядка, подразумевающего подчинение общества ограниченной группе людей. Какая связь между единообразным глобальным порядком и наступлением царства антихриста? В наше время много говорят о возрастании контроля над обществом и связанной с этим процессом глобализацией. В частности, признаки этого процесса усматриваются во введении биометрических паспортов, контроле над средствами коммуникаций (телефония, интернет-ресурсы и пр.); в размывании международных культурных границ, в пересмотре и унификации «общечеловеческих» нравственных ценностей ; в нарастании экуменического движения (см. подробнее: Нужен ли православному экуменизм? ). Нередко в перечисленных выше реалиях видят знамения скорого пришествия антихриста, приближения кончины мира. Из Откровения Божия , запечатленного в Книгах Писания Ветхого и Нового Заветов, известно, что сын погибели, воцарившись, будет владычествовать над всеми народами ( Откр.13:8 ). Его царство будет не просто глобальным: оно обнаружит вершину глобализации, ибо будет единственным на земле царством от мира сего (истинно верующие будут вне этого царства; но таких, увы, будет немного ( Лк.18:8 )). В отличие от Царства Божьего , единство членов которого мыслится как основанное на любви (к Богу, друг к другу) ( Мф.22:37-39 ), единство подданных в богоборческом царстве антихриста будет зиждиться на обмане, очаровании, лести, ужасе, потребительстве, наконец, на единообразных законах, едином религиозном культе — культе почитания зверя (сына погибели). По оценкам некоторых отцов Церкви , власть антихриста будет простираться даже на чувства людей (см. подробнее: Что «общего» и различного между Христом и антихристом? ). Естественно предположить, что методы господства и контроля антихриста над гражданами своей империи будут основаны на тех базовых принципах, которые будут выработаны его предшественниками, в том числе на тех, что формируются в наше время. Цитаты о глобализации

http://azbyka.ru/globalizaciya

Разделы портала «Азбука веры» Душевная жизнь — 1) внутренняя психическая жизнь; 2) жизнь души , разлучившейся с телом (после физической смерти  человека); 3) образ жизни, оцениваемый в нравственном отношении выше, чем образ жизни по плоти  (плотская жизнь; жизнь, характеризуемая владычеством плотского начала), но ниже, чем образ богоугодной жизни по духу (духовная жизнь). Святоотеческая мысль различает в человеке сферы телесного, душевного и духовного. К душевному относится литература, музыка, поэзия, то есть сфера изящного во всех ее проявлениях. Ну а духовное — это вера, покаяние, молитва, пост и прочие христианские подвиги. Христианские учителя отмечают, что душевное делает человека эстетически чутким, утончает его и разрыхляет его душу, но само по себе не спасает. В этом смысле справедливо упрекать деятелей культуры в натяжке, когда они свою работу называют «духовной». Поэт, художник, режиссер, сценарист — это не люди духовного труда. Это люди труда душевного. Но обратной стороной медали является также то, что невозможно дать человеку духовное, не дав прежде душевное. Об этом пишет апостол Павел, говоря, что «вначале душевное, а потом — духовное». Чем душевная жизнь отличается от плотской и духовной? Плотская, душевная и телесная жизнь суть понятия, характеризующие плотских, душевных и духовных людей соответственно. Плотская жизнь, как самая низменная из перечисленных, подразумевает господство плотских побуждений, в том числе плотских страстей , таких, например, как чревоугодие , пьянство, блуд . Эти страсти принадлежат к наиболее разрушительным, пагубным. Кроме того, к особенностям плотского человека относятся чрезмерные (неоправданные ни в нравственном, ни в физиологическом отношении) стремления к постоянной «заботе» о собственной плоти (пристрастие к косметике, нарядам, мыслимым и немыслимым пластическим «усовершенствованиям» тела (вплоть до уродования)). Вместе с тем плотская жизнь не исключает зависимости и от всякого рода душевных страстей ( гордости , зависти , уныния , гнева  и пр.).

http://azbyka.ru/dushevnaya-zhizn

Римское владычество. Всеобщее ожидание Спасителя Освободившись от владычества греческих царей, иудеи не долго пользовались свободой. Римляне, завоевав весь мир, овладели также и еврейским народом (64 год до Р. X.). Они поставили над Палестиною правителем Антипатра из потомков Исава – идумеянина. Он очень ловко добился доверия римлян. Но вскоре был отравлен. После него был назначен правителем его сын Ирод, прозванный Великим. Он был человек подозрительный, жестокий и хитрый. Он так же, как и его отец, умело добился доверия римских властей и был объявлен царем Иудейским. Чтобы обрести расположение иудеев, царь Ирод обновил Иерусалимский храм. Получив звание царя, он все же был в подчинении у кесаря, т. е. римского царя, – императора. С тех пор, как Иудея стала под властью римлян, в ней всегда находился римский правитель, – наместник римского императора. Иудеям оставлен был также Синедрион , т. е. совет из первосвященников и старейшин народа, но и власть синедриона была во многом ограничена. Синедрион, например, никого не мог предавать смертной казни без разрешения римского правителя, которому и принадлежала высшая власть в Иудее. Мировое господство римлян поколебало основы язычества. В Рим, как в столицу мира, съезжались ученые, писатели, купцы и другие представители от всех народов. Они несли с собою каждый свою языческую веру. Так люди, видя бесконечное разнообразие языческих богов-идолов, убеждались, что все языческие боги придуманы самими людьми. Многие язычники стали терять веру и надежду на будущее. Чтобы забыться, они стали предаваться всякого рода увеселениям, а некоторые, впадая в уныние, кончали жизнь свою самоубийством. Но лучшие из них, наблюдая, что мир идет к гибели, все же надеялись, что откуда-то должно прийти спасение, если не от людей, то свыше. А иудеи, рассеянные по всей земле после плена вавилонского и других последующих пленений, всюду несли с собою весть о скором пришествии Спасителя мира. Поэтому взоры лучших людей языческого мира стали обращаться к востоку – к Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Ты видишь, Отче! как много мучителей и владык, которые посреде нас живут и царствуют? диавол обременяет нас своею гордостью, мир нападает на нас с своими полчищами, плоть возмущает нас своим сладострастием и прелестями; – воля наша воинствует противу нас со всеми своими вожделениями. Безжалостные сии мучители содержат нас в угнетении, царство Твое возмущают, Твое правление и Твою власть везде уничижить стараются. Они только того и хотят, только о том и заботятся, чтобы в нас совершалась их, а не Твоя воля, чтобы мы провождали жизнь по их велению, а не по Твоим законам. – Восстань, небесный Царь! укроти сих возмутителей, рассыпь сие мятежное скопище, не попусти сим властям распространяться в Твоем царстве; одолевать, и над нами господствовать; да низвергнутся Твои противники, и расточатся Твои враги, да погибнут все они от лица Твоего, и да рассеются все ненавидящие Тебя. Ты владычествуй, Господи! Ты обладай нами и исправляй нас; Твое царство, Твоя одна власть да будут нам ведомы, и в нас да пребывают. Воля Твоя да будет для нас светильником, закон Твой да будет нашим веселием, оправдания Твои нашим богатством, все скорби и злоключения за имя Твое Святое да будут нашею славою. Управляй нами, Господи! посредством Божественного Твоего промысла, ограждай и защищай нас Твоею десницею, наставляй нас Духом Твоим, усмири Твоим законом, обогати Твоими дарами, накажи премилосердною Твоею десницею. Сотвори, Господи! чтобы плоть, мир, диавол и воля наша не обретали более в нас места; отжени от нас князя мира сего. Един Ты над нами господствуй, Един повелевай; Един буди в душах наших, и царствие Твое да исполнит сердце наше. Ты Един будь светом нашего разума, и укреплением нашей воли. Тебя Единого да взыщет сердце наше, к Тебе Единому да притекает с молением, Тебя всею силою да вожделеет; словом: да приидет царствие Твое, и сего для нас довольно. Ниспосли мне благодать Твою, Отче! и я после сего ни о чем более да не помышляю, ничего более да не ищу, и не желаю кроме царствия Твоего! Оно одно для меня да довлеет; о нем и день и ночь прилежно да помышляю; в нем единственно да пребываю и упражняюсь. Ты Един, Отче! Благ, Красен и Любезен; Ты Един превожделенный Жених душ наших; и так Ты Един царствуй, повелевай, обладай; Ты Един исправляй волю мою; Един буди моим Царем, а я смиренный и верный раб Твой. Утроба моя Тобою токмо да утешается, сердце мое в Тебе да обретает свое успокоение, душа моя Тобою Единым да будет исполнена. Сподоби меня, Отче! к Тебе Единому стремиться: ибо Ты единственное мое пристанище, совершеннейший конец всех моих желаний; Ты безмятежное царство, в котором чистые и Святые живут вечно и почивают с миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

[греч. Αγκαρθου], муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, находящийся в юрисдикции К-польского Патриархата (архиепископия Крита). Расположен на каменистой возвышенности между селами Сгурокефали и Самбас, в 23 км от г. Ираклион. Первые письменные упоминания об обители относятся к 1532 г. Тогда этот небольшой мон-рь принадлежал критской семье Каллиергов, знаменитых борцов против венецианского владычества. 1-й известный по источникам игумен - Нифон Нотара. В XVI в. мон-рь был окружен крепостными стенами, приобрел многочисленные подворья. Игумены А. (Герман, Григорий, Арсений) принадлежали к семье Евдемояннидов с близлежащего о-ва Китира. 1-м игуменом, происходившим с Крита, стал Максим Лукарис (с 1619). Благодаря его деятельности к 1637 г. число монахов возросло до 60, умножились земельные владения мон-ря, ставшего одним из богатейших на острове. А. был центром просвещения, здесь располагались богословская школа и рукописные мастерские. В мон-ре подвизались буд. Патриархи Александрийские Сильвестр , Мелетий I Пигас , Кирилл II Лукарис (впосл. К-польский Патриарх Кирилл I ). После захвата Крита турками в 1645 г. игум. Афанасий Христофор бежал в Италию, увезя с собой монастырские святыни. Его преемник Мелетий Каллонас укрывался на о-ве Китира, спасая иконы, реликвии и книги. Во времена тур. господства благодаря вмешательству митр. Критского Неофита Пателлария обитель не была разрушена, однако число монахов резко сократилось, они вынуждены были прекратить просветительскую деятельность. Мон-рь оказывал поддержку освободительному движению на Крите. Во время греч. восстания 1821 г. турки убили множество монахов и подожгли обитель, уничтожив постройки, уцелевшие монахи разошлись по близлежащим мон-рям. А. недолго оставался заброшенным: в последние годы тур. владычества мон-рь достиг своей прежней славы; в 1883 г. возобновила работу богословская школа, позднее переведенная в мон-рь Христа. На месте старой церкви в 1894 г. был построен собор. Во время освободительного движения на Крите в 1896 г. в А. располагался отряд Антония Трифицу. С окончанием тур. владычества на Крите (1898) начался период возрождения мон-рей. В 1940 г. был отстроен заново собор А. В 1970 г. власти о-ва Китира передали монахам А. все священные предметы, вывезенные Мелетием Каллонасом, в т. ч. и чудотворную икону Божией Матери «Панагия Орфани». В 2000 г. в А. было 22 насельника, игумен - архим. Евмений (Руссакис). В мон-ре хранятся ценные книги, мощи многих святых. Престольный праздник - Успение Пресв. Богородицы (15 авг.).

http://pravenc.ru/text/115536.html

Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 21 ноября, 2013. Новостная служба Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. 21 ноября. ПРАВМИР.Православные празднуют Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Празднование Собора Архистратига Божия Михаила установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Чины Ангельские разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней. После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы. Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих. За Херувимами — предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы, таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию. Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти. Господства владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения. Силы исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество. Власти имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-sobor...

     По Церковному Уставу, за неделю до Светлого Воскресения Христова перед праздником Входа Господнего в Иерусалим в субботу вспоминается воскрешение Спасителем Лазаря. Эта суббота называется Лазаревой. Данная история подробно описана в 11-й главе Евангелия от Иоанна. Примечательным событием является то, что Спаситель воскресил не просто умершего, но того, кто был четыре дня во гробе и начал разлагаться. В Священной истории евреев это был беспрецедентный случай. Ветхозаветные пророки воскрешали умерших, но только тех, которые упокоились совсем недавно. Воскресение же Лазаря спустя четыре дня после погребения было уникальным. Это событие взбудоражило Иерусалим и многих жителей Палестины. Люди осознали, что между ними находится явный Посланник Всевышнего. Они признали в Господе нашем Иисусе Христе Мессию, хоть и имели извращенное понятие о Нем как о земном царе, который должен избавить евреев от римского владычества, дать им земное благоденствие и господство над другими народами. Благодаря воскрешению Лазаря стал возможным Вход Господень в Иерусалим при большом стечении народа, радостный и торжественный. Именно воскрешение Лазаря и последовавшая за ним встреча Христа людьми у врат еврейской столицы послужили толчком для вынесения смертного приговора Спасителю на совещании иудейских старейшин в среду перед Пасхой. Они совершили воистину сатанинский страшный грех. Убедившись, что в мир пришел Мессия (ибо никто не творил такие дела, которые совершал Христос), они ради сохранения своей власти, статуса и материального благополучия сознательно отказались от Него и решились на убийство. Для нас же Лазарева суббота является первой «ласточкой» Пасхи – Светлого Воскресения Христова. Воскрешение Лазаря символично: это воскрешение во Христе всех нас, каждого человека. Для Бога нет ничего невозможного. Какие бы тяжелейшие грехи ни тяготили душу человека, какие бы оковы страстей ни держали бы ее в плену-гробе страстей года и даже десятилетия (в том символика четырех дней), нужно только покаяться и призвать Бога, и Он, как любящий Отец, воскресит каждого из нас. Эта символика воскресения записана в богослужебном уставе. На утрене Лазаревой субботы поются воскресные тропари и песнь «Воскресение Христово видевше…» При этом отверзаются Царские врата и совершается каждение всего храма. Поется Великое славословие. Во время трапезы разрешается вкушение подсолнечного масла и рыбьей икры.

http://pravoslavie.ru/102509.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010