Война продолжается, но против кого? Происшедшее в последнее десятилетие должно было бы побудить задуматься. Сакраментальное высказывание Н. Данилевского о противостоянии России и Европы в XIX веке, маскируемом до Берлинского конгресса наличием некоей фантасмагории - турецкой империи, может быть перефразировано: пока между Россией и Западом «стояла коммунистическая фантасмагория», истинных причин холодной войны можно было и не заметить, когда же «призрак рассеялся», «нам ничего не остается, как взглянуть действительности прямо в глаза». Давление на некоммунистическую Россию лишь увеличилось. Но карта расширения НАТО как две капли воды похожа на карту пангерманистов 1911, когда Германия кайзера Вильгельма ставила практически те же цели, что потом гитлеровская Германия: Прибалтика, Украина, Крым, Кавказ. А в результате - «отсечение от двух морей - Балтийского и Понта Евксинского», которые сделали Россию в свое время державой, без которой «ни одна пушка в Европе не стреляла». А нам все твердят об СССР, соперничающем с гитлеровской Германией за мировое господство! Скорее, судя по сегодняшнему Дранг нах Остен, можно подумать, что борьба с Гитлером со стороны англосаксов была семейным спором о владычестве над миром. Разве под припев о продолжении борьбы за вселенскую демократию НАТО не устремились на Восток, обосновав этим даже агрессию против Югославии? Сначала объектом была «империя зла» - после того, как она сдала все свои геополитические позиции, - им стала антиатлантическая Югославия, потом Афганистан, затем «недемократический» Ирак, который якобы, уже только поэтому готов употребить оружие массового поражения против вселенской демократии. Именно таков смысл интерпретации современной истории в письме Е.Боннер и В.Буковского, призывавших Америку не останавливаться на достигнутом и продолжить борьбу, включив в число целей - нынешнюю Россию, осмелившуюся сопротивляться давлению. Это оскорбление России, разрушенной дотла фашистской агрессией и отдавшей 20 миллионов жизней не только за право на собственную историю. Они погибли, в том числе и за то, чтобы поляки, эстонцы, латыши и литовцы не прекратили бы свою национальную историю вообще. По нацистскому плану они должны были бы едва читать на немецком географические указатели в «Ингерманландии». В СССР у них были и страдания, но они стали академиками и генералами, литераторами и изобретателями и награждались Государственными премиями. Это проявления оккупационного режима?

http://pravoslavie.ru/5162.html

Всякий человек уже самим фактом своего существования обладает властью, он есть власть. Всякий человек утверждает себя пред лицом небытия и по отношению к другому человеку. Будучи живым существом, он уже оказывает влияние на свое окружение и на мир. В символическом рассказе об истоках «Книга Бытия» подчеркивает эту власть: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они...» ( Быт. 1:26 ). «И сотворил Бог человека по образу Своему...; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог , и сказал им Бог: ...наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте...» ( Быт. 1:27–28 ). Слова, указывающие на верховную власть, следует понимать здесь не в нашем падшем смысле, то есть как насилие, несущее разрушение, а в смысле «евхаристическом», в смысле преображения. В этом даре власти-созидания кроется первородное подобие человека и Бога. Добрая, животворящая сила дарована человеку. Находящееся между аскезой и нежностью, между отдалением и близостью отцовство-материнство, которое позволяет ребенку научиться всему необходимому – и прежде всего языку; власть в обществе, обеспечивающая минимум порядка и мира, позволяющая передачу культуры, памяти и, следовательно, стремление к общему будущему; знание и созидание как украшение и одухотворение мира – все это власть, власть существа, подобная свободному скачку лошади или мощной устойчивости дерева. У человека к этому добавляется еще сознание и язык, язык как инструмент, открывающий сознание, как способность сделать из мира приношение и достояние, диалог людей между собой и с Богом. Мы хорошо знаем это: существует тайна зла как некое таинственное предшествование нашему выбору. Существует грех как первородное и перманентное разрушение еще более первородной любви, связи с Богом. И тогда появляется гордыня самовластвования над самим собой, и доброе могущество существа частично поглощается жаждой господства над другим и подавления другого. Отдаленный от Бога и, значит, обреченный на смерть человек стремится забыть о зыбкости своего существования, подчиняя себе других. Он нуждается в рабах, чтобы чувствовать себя богом, т.е. видеть себя, раба смерти, бессмертным. В сочинении «О Граде Божием» св. Августин выявил эту диалектическую зависимость между тайным бессилием и насилием, выставляемым напоказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/v...

Глава 11 Описание орла, поднимающегося из моря (1–6). Правление двенадцати больших крыльев и двух придаточных крыльев (7–23). Покушения на господство четырех придаточных крыльев (24–28). Владычество трех голов орла (29–36). Явление льва и его обличительная речь к орлу (37–46). 3Езд.11:1 И видел я сон, и вот, поднялся с моря орел, у которого было двенадцать крыльев пернатых и три головы. 1 . Пророк видит во сне орла, поднимающегося из недр моря (de mari). У орла 12 крыльев и три головы. Восемь придаточных крыльев, играющих второстепенное значение, пока не названы. Символ орла употреблялся в приложении к монархии как на Востоке, у ассириян и персов, так и на Западе, у римлян. У еврейских пророков он применяется как к целой монархии, так и к отдельным лицам. Иезекииль изображает под видом орла халдейскую (XVII:3, 12) и египетскую монархию (XVII:7, 15); Иеремия – вавилонского царя Навуходоносора (XLVIII:40; XLIX:22). В книге Даниила первой мировой монархии, созерцаемой под символом льва, приписываются орлиные крылья (VII:4). В Римской империи изображение орла употреблялось в качестве государственного герба на знаменах и монетах. Со времени Ирода Великого оно помещалось на самом Иерусалимском храме и на иудейских монетах. В этом символе царственной птицы автор хотел оттенить, с одной стороны, необычайную мощь и силу Римской империи, царившей почти над всем миром, с другой, ее хищнические наклонности. Орел выходит из моря подобно четырем зверям Даниила (VII:3). Из той же книги взяты главные составные части видения: крылья и головы. У Даниила третий зверь – барс имеет 4 птичьих крыла и 4 головы (VII:6). 3Езд.11:2 И видел я: вот, он распростирал крылья свои над всею землею, и все ветры небесные дули на него и собирались облака. 2 . В видении Даниила точно так же на великом море, откуда выходят четыре зверя, борются все четыре ветра небесных (VII:2). Несмотря на бурю, орел плавно взмывает над морем и достигает облаков. 3Езд.11:3 И видел я, что из перьев его выходили другие малые перья, и из тех выходили еще меньшие и короткие.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 1–5. Призыв к праведности, которая одна ведет к мудрости и Богу. 6–10. Неправда, помимо того что удаляет от Бога, еще не остается безнаказанной. 11–12. Нечестивые вносят в мир смерть, 13–14. вопреки изначальному намерению Творца, Который все определил к жизни. 15–16. Праведность же, напротив, ведет к бессмертию. Прем.1:1 . Любите справедливость, судьи земли, право мыслите о Господе, и в простоте сердца ищите Его, Прем.1:2 . ибо Он обретается неискушающими Его и является не неверующим Ему. 1–2 . Кн. Премудрости Соломона начинается призывом к мудрости с указанием благоприятных условий к ее достижению. Призыв этот обращен к судьям земли ( οι κρνοντες τν γην). В экзегетической литературе существует не одно мнение по вопросу о том, к кому в данном случае обращается писатель. Некоторые толковники полагают, что судьями земли писатель назвал здесь благочестивых израильтян и тем выразил свое верование, что ревностные иудеи в мессианское время примут участие в Божественном суде над прочими народами (сл. Прем. 3:7–8 ). Такое объяснение не соответствует течению мыслей этой и следующей глав, где речь обращена не к благочестивым людям, а напротив, к заблуждающимся и порочным. Затем во всей главе нет никакого указания на то, что выражение «судьи земли» берется в переносном, а не собственном значении. Поэтому правильнее будет под судьями земли разуметь владык земных вообще и греч. κρνειν понимать в общем и широком значении – господствовать, царствовать, владычествовать, а не только «судить». В таком значении выражение «судьи земли» употребляется в Св. Писании нередко ( Притч. 8:16 ; Пс. 2:10 ; Ис. 40 ; Сир. 4:15 ). Но обращение в начале книги к судьям земли не значит, что писатель адресовал свою книгу исключительно князьям и владыкам земным. Это обращение имеет больше значение простой риторической фигуры, ибо содержание книги не имеет ничего специального, что бы имело отношение только к властям, но все увещания книги проникнуты общечеловеческим характером, приложимы ко всем – кто нечестием своим удаляется от Бога и мудрости. Спрашивается поэтому, какая цель была у писателя избрать такую форму обращения – «судьи земли»? Объясняют это тем, что писатель уже в первой главе хотел вывести говорящим царя Соломона, почему полагал, что ему приличнее обращаться с речью к владыкам земли, а не к простым людям; но в таком случае еще более было бы подходящим обратиться к целым народам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 7. Запечатление святых исповедников веры Христовой Ф.Яковлев. «Апостолы» Мы слышали вопль мучеников, которые умоляли Господа Бога об отмще­нии свирепым идолопоклонникам, проливавшим христианскую кровь; вопль этот силен был пред Богом; последняя печать, которую снимет с таинственной книги Иисус Христос, откроет нам разного рода казни, ко­торыми поражено будет владычество нечестия в отмщение за кровь про­литую. А между тем представляется Иоанну новое видение: являются ан­гелы с восточной стороны неба с печатью Бога Живого, чтобы положить эту печать на челах рабов Божиих ( Апок. 7:2–3 ) в отличение их от тех, для кото­рых готовятся казни. Сверх того, мысль этого видения та, чтобы показать верным христианам, что хотя тяжко и трудно им переносить преследова­ния, мучения, умерщвления, но вот они, принимаемые в Царство Божие, предстоят пред Богом с признаками своей победы и блаженства, ими ощу­щаемого. Такое явление, когда бы его ни рассматривали верующие, всегда произведет сладкое чувство уверенности, что не напрасны труды, болез­ни и все другие жертвы из любви к Иисусу Христу. С другой стороны, изоб­ражения казней Божиих, которые мы скоро увидим, хотя и ужасают, но и отрадно действуют на душу верную. Она, гонимая зловерием, угнетаемая беззаконным миром, знает из примеров Писания, всегда подтверждаемых событиями, что зло не навсегда господствует, что правосудие Божие не замедляет отмщать за рабов своих страшными поражениями. Запечатление, о котором говорит пророчество, неизъяснимо важно для души христианской. Первое ее запечатление бывает, когда налагается на нее при крещении печать даров Духа Святого. Это обновление, оправ­дание, освящение ее природы, поврежденной грехами прародительски­ми. Об этом запечатлении так говорит апостол: «Помазавый нас Бог , Иже и запечатле нас, и даде обручение (залог) Духа в сердца наша» ( 2Кор.1:21–22 ). Кто сохранит эту драгоценнейшую печать, тот сподобится принять но­вую печать Бога Живого. Первая есть отличительный знак христианина от неверного; вторая отличает праведника, вступающего в жилище вечно­го покоя и блаженства от беззаконников, осуждаемых на вечное мучении. В чем состоит эта печать? Мы не знаем, да и бесполезно доискиваться до этого познания. Довольно сказать: это отличительный знак, который по­ложит на челах праведников луч Божий; а начертание луча Божия для нас не вообразимо. А может быть, эта печать будет простой знак креста Хрис­това, печать мученичества, блистающая сиянием невещественным, пре­восходящим все вещественные светлости.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Глава 9 Молитва от лица Соломона о ниспослании мудрости. 1–4. Исповедание благости, всемогущества и мудрости Божией и высокого назначения человека. 5–8. Указание личных обстоятельств жизни. 9–19. Без премудрости человек не может познать волю Божию и исполнить свое назначение. Прем.9:1 . Боже отцов и Господи милости, сотворивший все словом Твоим 1–4 . Вступление в молитву Соломона. Писатель говорит о Божественной благости, всемогуществе и мудрости и о высшем назначение человека. 1 . В обращении писатель выражает ту мысль, что Бог, вследствие своего отношения к Израилю («Боже отцов»), по причине Своей милости и в силу Своего всемогущества захочет и может наделить его мудростью. Прем.9:2 . и премудростию Твоею устроивший человека, чтобы он владычествовал над созданными Тобою тварями Прем.9:3 . и управлял миром свято и справедливо, и в правоте души производил суд! 2–3 . Приводится дальнейшее основание, почему псевдо-Соломон надеется на исполнение своей молитвы. Это основание – в высоком назначении человека. Человек по самому своему устройству назначался Премудростью Божиею к господству над природой и высокому управлению миром ( Быт. 2:19–20 ; Пс. 8:7 ; Сир. 18:1–4 ). Такая его задача делает для него необходимым усвоение Премудрости Божией. «…управлял миром свято и справедливо…» Оба эти понятия («свято и справедливо») в Священном Писании часто соединяются вместе ( Лк. 1:75 ; Еф. 4:24 ); первое означает устремление души к Богу, второе определяет должные отношения к ближним. Прем.9:4 . Даруй мне приседящую престолу Твоему премудрость и не отринь меня от отроков Твоих, 4 . «Даруй мне приседящую престолу Твоему премудрость…» Поэтическое олицетворение Премудрости, как и выше ( Прем.6:14 ). «Не отринь меня от отроков Твоих» – ср. Прем.2:13 ст. Прем.9:5 . ибо я раб Твой и сын рабы Твоей, человек немощный и кратковременный и слабый в разумении суда и законов. Прем.9:6 . Да хотя бы кто и совершен был между сынами человеческими, без Твоей премудрости он будет признан за ничто. Прем.9:7 . Ты избрал меня царем народа Твоего и судьею сынов Твоих и дщерей;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава VII. Состояние веры и нравственности К оглавлению Период монгольского владычества над Россиею, казалось, был особенно благоприятным временем для нравственного ее улучшения и возвышения. Никогда еще она не подвергалась такому громадному бедствию, какому подверглась теперь, и никакое бедствие не тяготело над нею так долго. Никто в России не сомневался тогда, что иго монгольское есть наказание Божие за грехи, а пастыри Церкви громогласно повторяли эту мысль и не переставали призывать народ к покаянию и исправлению жизни . Едва протекло первое столетие этого тяжелого ига, как Россию постигла новая кара небесная — страшная язва, известная под именем черной смерти. Явившись в 1352 г. сперва в Пскове, потом в Новгороде и обошедши все русские области, она в продолжение с лишком семидесяти лет (1352–1427) несколько раз повторялась в разных местах, особенно в Новгороде и Пскове, и везде производила ужасные опустошения. Не только домы, а целые города пустели от нее: в Глухове и Белозерске не осталось ни одного жителя, в Смоленске едва осталось пять человек, которые наконец решились удалиться из города, наполненного одними трупами. Никогда в России не свирепствовала такая губительная и такая продолжительная язва. Все видели в ней гнев Божий за грехи и по гласу пастырей Церкви спешили каяться и обращаться к Богу . Мы не говорим уже о многих других общественных бедствиях, какие испытывало тогда наше отечество, но которые известны были ему и прежде, хотя и эти нравственные уроки могли иметь силу и оказывать свое благодетельное влияние. К концу XIV и особенно с начала XV в. в России сделалась господствующею мысль о близкой кончине мира — новое, необычайное побуждение к покаянию и благочестию христианскому. Настало последнее столетие седьмой тысячи лет от сотворения мира, с истечением которой, думали, должно последовать преставление света и должен открыться всеобщий суд. Эту мысль разделяли вполне сами наши архипастыри, даже просвещеннейшие из них, каковы Киприан и Фотий, и пользовались ею, чтобы убеждать своих пасомых к исправлению жизни.

http://sedmitza.ru/lib/text/435936/

Глава XIV В этой главе особенно ясно выступает мысль, что Ассур и Вавилон, – хотя отдельные царства, павшие разновременно,-но представляют собою одно сатанинское царство гордости и насилия, а потому имена их тожественны в пророчестве, говорящем о падении царства зла 710 . Люцифер, денница, сын зари ( Ис. 14:12 ) есть прототип их временного владычества. Как отец лжи и гордости, он свержен в ад: но также как он будут свержены Ассур и Вавилон 711 , сделавшиеся его царствами. Так падет и царство мира его, когда окончательно воцарится правда Божия, против которой и доныне мир и плоть борются. Господь сказал приидя на землю: „ныне суд миру сему, ныне князь мира сего изгнан будет вон“ ( Ин. 20:31 ). Причина и источник зла лишается власти, изгоняется из мира: от того часа притекающий к Господу с мольбою о защите свободен от насилия сатаны: воле человеческой возвращена ее свобода. 1 . Близко время его, и не замедлят дни его, ибо помилует Господь Иакова и снова возлюбит Израиля; и поселит их на земле их, и присоединятся в ним иноземцы и прилепятся к дому Иакова. Близко время Вавилона, дни его сочтены, говорит пророк, живущий духом в будущем, еще относительно далеком. Пророчество произносится, как мы видели, во времена Ахаза 712 ; но в это время Вавилон еще даже не царство, а область Ассирии; сама Ассирия еще могущественна, и пророк видит события, имеющие совершиться лишь через полтора века. Но пророк видит уже и плен Иуды, и возврат из него. Но более того, пророк, в особенности в совокупности стихов 1 и 2-го, говорит о событиях более общих и более таинственных, которые можно отнести лишь к распространению и утверждению на земле Христианства. Другими словами в речении: „помилует Господь Иакова и возлюбит Израиля“.... „и присоединятся к ним иноземцы“.... надо разуметь всех чад Авраама, т. е. всех верующих всех племен, которые, по словам Апостола: „благословляются с верным Авраамом“ ( Гал. 3:7–9 ). 2 . И возьмут их народы, и приведут на место их, и дом Израиля усвоит их себе на земле Господней рабами и рабынями, и возьмет в плен пленивших его, и будет господствовать над угнетателями своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Европа, куда ты идешь? Папа Лев III коронует Карла Великого Европа – это тайна. Из всех цивилизаций только европейская управляет миром. Все современные движения выходят из европейской истории и стараются либо распространять европейские ценности, либо отвергать их. Конечно, миром в XX веке управляли Соединенные Штаты: экономикой, политикой, наукой и военными делами, но по сути Соединенные Штаты – это просто переход старого мира в новый: с Запада – на дальний запад. Посмотрите на историю XX века: разве в нем господствовала не Европа? Европа стала местом зарождения двух мировых войн, коммунизма и фашизма. Хотя сегодня нам и кажется, что экономическое будущее связано с Восточной Азией, но… Последние события в Западной и Восточной Европе показывают: когда Европа чихает, весь мир простужается. И потому разве не важно постараться, оглянувшись на историю Европы, найти ключи к внутреннему смыслу Европы, к ее значению и судьбе? Европа и дохристианская эпоха Долгие тысячелетия темной ночи языческой Европы имеют своим апогеем Римскую империю, величайшую из всех известных нам дохристианских империй. Она суммировала все человеческие знания и организаторские способности. Она построила инфраструктуру для полного экономического и военного владычества. Эта империя дала принципы и развила практику правовой системы. Ее философия была рациональной. Ее монолитная структура сплачивалась посредством синкретической всемирной религии, в которой почитались все языческие боги всех народов огромной империи. Она собрала пантеон языческих божеств и абсурдных мифов, сочетая все это с полной свободой граждан служить только избранным ими богам, но с одним обязательным условием, что императору будет воздаваться божеское почитание. Таким образом, квинтэссенцией ее сути стало поклонение падшему человеку как Богу. Нельзя понять ни средневековую, ни современную Европу без этого исторического фона 2000-летней давности, так как Европа заворожена этой идеей, весьма примитивной, – идеей объединения, идеей монолитной, централизованной империи, которую она пыталась и пытается установить почти в каждом поколении.

http://pravoslavie.ru/31643.html

Если бы можно было перейти на другая планеты, то и там мы утвердили бы свое владычество, для которою земля слишком ттсна. (Слова одного генерала ордена) 2 . Слишком три с половиною столетия тому назад в Западной Европе раздались голоса мыслящих людей про­тив злоупотреблений католичества, а потом и против самого католичества, безусловно господствовавшего до тех пор на всем Западе. Усмотрев в католической церкви множество недостатков, оскорблявших религиозное чувство, многие обра­зованные люди того времени серьезно призадумались над таким явлением и затем скоро усомнились в истине са­мого католичества. Отсюда один шаг до отреченья от него, и это отреченье действительно произошло. Но отвергнув старое, нужно было создать на место его что-нибудь новое, – и вот является новое христианское исповедание, противоположное католичеству. Вскоре это новое исповедание распространилось по западным государствам. Во главе этого движения стоял Лютер. Итак, против могущественного католичества выступила грозно надвигавшаяся реформация. Папе и католичеству грозила весьма серьезная опасность, большая, чем когда-либо; но в оппозицию новому движению ни для кого незаметно возникает общество, поставив­шее своею цель защиту и охрану папства и католичества. Около Парижа, в предместье Сев-Жан, в пещере св. Дионисия Ареопагита , 15 августа 1534 года тайно собираются семь человек. Глава этого маленького общества торжественно произносит здесь клятву – всю свою жизнь и все свои силы посвятить на защиту римской церкви и ее верховного главы – папы и на распространению истинной веры между неверующими. „Ad majoren Dei gloriam“, заключает он свою клятву, сверкая взором, в котором выражалась ревность b решительность. За ним ту же клятву повторяюсь и все остальные, заключая теми же словами: „ Ad majoren Dei gloriam“. После этого на алтаре глава начертал буквы: L.H.S. Когда его спросили, что это значить, он отвечал: Lesus Homnum Salvator. – и это должно быть нашим девизом. Пылал ревностью к предпринимаемому делу, обще­ство вышло из пещеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010