Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Послание к ефесянам (Ephesians, letter to the) В Еф.1 богатство Божьей благодати во Христе показано почти в литургическом обрамлении. Предположение, что это послание носило характер как бы циркулярного письма, которое должно было читаться во многих церквах, основывается на отсутствии в нем личных приветствий, столь характерных для посланий Павла. В Ефесянам использовано множество образов, относящихся как к космическому или небесному измерению, так и к земному или человеческому. Но главное место в послании занимает тема единства и примирения всего сущего во Христе. Космическое измерение . В Ефесянам показана масштабная панорама Божьих искупительных дел в Иисусе Христе. В этом послании содержатся образы, относящиеся к широчайшим категориям времени и пространства. Скромные и ведущие борьбу за существование христианские общины в Малой Азии изображаются участниками потрясающих по вселенскому размаху и непреодолимых по своей природе искупительных событий. Величие Христа рисуется, в основном, в образах небесного владычества. Бог воскресил Христа из мертвых и посадил одесную Себя «на небесах» ( Еф.1:20 ). Образ Христа, сидящего «одесную», то есть на месте царской власти и царского достоинства, перекликается с Пс.109:1 , где говорится о царской особе, которая сядет одесную Бога и чьи враги будут положены в подножие ног царя. Это образ превознесенного Царя, одержавшего полную победу над вражескими силами. Образ царя и военной победы получает в Ефесянам дальнейшее развитие в словах, что Бог «все покорил под ноги Его» ( Еф.1:22 ), и хотя образы подножия ног и «всего под ногами» почти синонимичны, в данном случае использован другой ветхозаветный текст. Речь идет о Пс.8:7 , где человек увенчивается «славою и бестию» владычества над Божьим творением, выражающегося в том, что Бог «все положил под ноги его». Христос стал исполнением царственного предназначения Израиля и владычества над творением Адама. Он обладает верховной властью над новым творением, созданным Божьей искупительной силой. Но «все», положенное под ноги Христа, – это не земные животные, а своенравные духовные существа, показанные как «начальства и власти, и силы и господства, и всякое имя, именуемое» ( Еф.1:21 ). Христос изображается Победителем, вселенским Воином-царем и небесным «Адамом». Знаменуя Собой кульминационный пункт библейской драмы, в которой Израиль не сумел выступить в роли нового Адама среди заблудших народов во главе с царем, несущим венец Адамова идеала, Христос исполнил искупительную роль Израиля и царствует над всем. Он есть Господь всего, вселенский Примиритель.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

С.Б. Сорочан Глава 4. Византия и хазары в Таврике: господство или кондоминиум? Смысл событий конца VII – начала VIII в. в Крыму неоднократно трактовался и трактуется отечественными и зарубежными исследователями как начало распространения на большую часть Таврики власти Хазарского каганата, обернувшегося долгим абсолютным хазарским верховенством, владычеством, господством, завоеванием, которое сокрушило экономическое и политическое влияние Византийской империи, якобы «тормозившей нормальное развитие местной среды» на полуострове 1186 . Иногда в ход пускаются менее определенные термины: «покровительство», «контроль», «сюзеренитет», «протекторат» или даже «колония», подразумевающие если не полную принадлежность хазарам, то во всяком случае одностороннее подчинение, институт «дистанционного данничества», вассальный статус и «вольного города» Херсона, и Готфии, и всей прочей Таврики если не с конца VII в., то уж точно с 40-х или 80-х гг. VIII столетия 1187 . Еще раз о тудуне Херсона и статусе Боспора и Фанагории в начале VIII в . Новейшие работы остаются верны этой точке зрения и безоговорочно, на уровне учебной истины включают «оккупированный хазарами Крым» в состав западных земель Хазарского каганата, объявляют его «Крымской Хазарией» 1188 . Даже в коллективной академической монографии, посвященной средневековому Крыму, Северо-Восточному Причерноморью и Закавказью, которая задается целью подведения итогов многолетних исследований в этом регионе( главу σ Крыме VIII–IX вв. венчает непререкаемый подзаголовок – «Хазарское господство» 1189 . Он вполне соответствует заключительному непререкаемому выводу о том, что Хазарский каганат вытеснил Византию из Таврики; Боспор, Сугдея, Мангуп и десятки других более мелких пунктов стали принадлежать хазарам и до X в. здесь установилось безраздельное хазарское владычество 1190 . Подразумеваемый при этом захват наиболее крупных торговых портовых городов Тамани и Таврики отдельные исследователи считают важной причиной завоевательной политики хазар 1191 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда уже не столько внутреннее, хотя превратное, увлечение, сколько обычай и слепой навык привязывали язычника к его самодельным божествам; то, сколь ни сильна была эта привязанность, язычник чувствовал себя уже не слишком зависящим от своих божеств, – более полагался на себя самого, чем на них и, след. честь великих замыслов, успехи дел усвоял главным образом себе самому. Потому самонадеянность, превозношение и стремление к преобладанию являются господствующими страстями в языческом мире при Исаии. «Силою моей руки, – говорит ассирийский завоеватель, – я сделал сие и моею мудростью, ибо я умен» ( Ис.10 ). В надмении и хвастливости сильно обличаются, в книге, тиряне, моавитяне, египтяне и проч. В некоторых надмение доходило до превозношения пред Богом израилевым и до богохульства и соединялось с беспощадною жестокостью. «Пусть не обманывает тебя Бог твой, – говорил Сеннахирим чрез послов своих к Езекии ( Ис.37 ). – Ведь ты слышал, что сделали цари ассирийские со всеми землями... Спасли ли их боги народов, которых разорили отцы мои»? С сего времени преобладающие на востоке народы и начали непрерывно, один за другим, домогаться владычества над всем известным тогда миром, каковы ассирияне, потом халдеи и так далее. Само собою разумеется, что иные из языческих народов более, другие менее растлены были разрушительным влиянием язычества. Так, напр., халдеи, которых можно назвать возобновителями вавилонского царства, пораженные чудом возвращения солнца по случаю болезни Езекии, приходили к сему царю, «да вопросят его о чудеси, еже случися на земли» ( 2Пар.32:31 ). Следовательно, они отчасти отличались от прочих язычников «невежд, несмысленных, – как говорит об них Исайя, – которых глаза точно замазаны, чтобы не видать истины» ( Ис.44 ). Но и в халдеях уже таилась гордыня, готовая наложить на мир оковы владычества, как уже прозирали пророки (сам Исайя и Михей). И разве одному Богу были известны более свежие и благонадежные народы в языческом мире; «не было еще и отпрысков» (по выражению Исаии) чего-либо лучшего от язычников. С гордостью, иссушающею самые глубокие внутренние источники нравственной жизни и свежести, не могли не соединяться в языческом мире и всякие другие виды нравственного растления.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

1. Видя, что многие из людей более любят и уважают кажущияся блага, нежели существенно полезныя и действительно добрыя, я считаю необходимым сказать кратко о тех и других и противопоставить теперь одни другим – блага многими презираемыя и блага весьма желаемыя, чтобы, узнав различие между теми и другими, мы ценили одни, как достойныя привязанности и спасительныя, а другия научились презирать, как ничего не стоющия. Так люди любят богатство, власть, первенство и славу, и многие ублажают властителей народов, возимых на блестящих колесницах и сопровождаемых криком глашатаев и большою толпою оруженосцев, а презирают жизнь любомудрствующих и избравших монашескую жизнь; те появляясь обращают на себя взоры народа, а эти появляясь не привлекают на себя взоров ничьих или очень немногих; и последним никто не пожелал бы уподобиться, а тем – все, между тем как приобрести власть и получить господство над народом трудно и для многих невозможно, и стремящимся к этой власти нужно иметь много денег, а избрать монашескую жизнь и проводить жизнь в служении Богу для всех одинаково легко и удобно. Притом обладание властию прекращается с этою жизнию, или лучше сказать – еще при жизни оставляет пристрастных к ней, и даже некоторых подвергало великой опасности или позору; а монашеская жизнь и теперь обогащает праведников многими благами и по скончании жизни приводит светлыми и радостными пред судилище Бога и Отца, когда большая часть начальствовавших явятся получить великое наказание за деяния своей жизни. Посему противопоставив одни другим блага любомудрия и кажущияся полезными блага владычества и славы в настоящей жизни, вникнем в различие тех и других благ; потому что при сравнении они будут более ясными, или лучше, если угодно, верховное из благ, т.е. царствование, сравнив с любомудрием, посмотрим на плоды того и другого достояния, тщательно исследовав, над кем властвует царь и над кем любомудрый. Так царь господствует над городами и областями и многими народами, руководствуя своими указаниями и военачальников и градоначальников и войска и народы и советы; а предавший себя Богу и избравший монашескую жизнь властвует над гневом и завистию и сребролюбием и сладострастием и прочими пороками, постоянно имея в виду и заботясь, как бы не допустить душу подпасть под власть гнусных страстей и не предать разум в рабство этой тяжкой тирании, но всегда соблюдать ум выше всего, поставив над страстями страх Божий. Такое господство и владычество принадлежит царю и такое монаху, так что справедливее иной назвал бы последняго царем, нежели блистающаго багряницею и венцом и сидящаго на золотом престоле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

ЧТО БОГ ОТКРЫЛ О СЕБЕ ЛЮДЯМ О, Ты, пространством безконечный, Живой в движеньи вещества, Теченьем времени превечный, Без лиц, в Трех Лицах Божества! Дух, всюду сущий и единый, Кому нет места и причины, Кого никто постичь не мог, Кто все Собою наполняет, Объемлет, зиждет, сохраняет, Кого мы называем: Бог. Г. Державин, ода «Бог» Как-то ученый и священник отец Павел Флоренский спросил свою кухарку, простую, необразованную женщину: «Что такое солнце?» Она посмотрела на него с недоумением: «Солнце? Ну, так посмотрите, что такое солнышко». Отец Павел остался доволен ответом. Действительно, есть вещи, которые невозможно объяснить, их можно только увидеть. И когда мы высказываем что-либо о Боге, необходимо помнить, что Творец бесконечно превосходит все земное. Он – Всевышний, поэтому наши слова и понятия не могут быть в полноте приложимы к Нему. Но Бог Сам показал, явил Себя людям. Именно поэтому человек способен выражать свои представления о Нем. О Боге мы знаем то, что Он Сам о Себе открыл. Господь познается в тех Его свойствах, в которых Он проявил Себя в тварном мире. Многие из свойств Божиих в Священном Писании означаются под определенными именами. Давайте обратим на это внимание. Господь и Владыка «Я – Господь, это – Мое имя», – так сказал Он Сам через «ветхозаветного евангелиста» пророка Исайю (VIII век до P. X.). К Богу обращаются, именуя Его Господом и Владыкой, признавая таким образом Его верховное господство над Вселенной. В Священном Писании вы встретите и другие имена: Эл – Бог Крепкий; Элогим – Исполненный сил; Саваоф, то есть Господь небесных воинств; Адонай – верховный Господь, Владыка над всем; Господь (ангельских) сил; Господь веков; Царь славы; Царь царствующих и Господь господствующих. Бог обладает абсолютным, верховным владычеством над всем существующим. Но не есть ли это ущемление прав человека? А не ущемляются ли права ребенка, когда он подчиняется родителям? Господство Божие над людьми подобно нежной, внимательной заботе отца о своих детях. Он также именуется Вседержителем, потому что все содержит в Своей благодатной власти, премудро руководит происходящим и поддерживает порядок во Вселенной. Бог есть Личность

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

29.03.2024 В православной культуре тема греха и воздаяния занимает одно из ключевых мест. Непонимание того, что такое грех, делает невозможным уразумение смысла не только православной культуры, но и огромного числа произведений светского искусства многих веков. Свое понятие греха существует в разных религиозных системах. В целом грех — прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога, богов, идолов, кумиров, предписаний и традиций ); реже — нарушение главных этических правил, норм, установившихся в обществе. Наиболее общее определение гласит, что грех является следствием акта воли индивида, подразумевает вину и влечёт за собой воздаяние. Однако православие делает здесь акцент на болезнь и исцеление. В русском языке слово «грех» (ст. — слав. гр?хъ) очевидно изначально по значению соответствовало понятию «ошибка» (ср. «погрешность», «огреха»). Аналогично греки обозначали понятие греха словом ???????? (???????), означающим «промах, погрешность, провинность», либо синонимичным ему словом ????????? (Иак. 5, 16); а иудеи — словом «хэт» (непреднамеренный грех)— «промах». Согласно православной вере в иерархической лестнице земных творений человек поставлен на наивысшей ступени, и в отношении ко всем земным существам он занимает господствующее место, хотя так или иначе и зависит от всех иных существ. Будучи земным, он приближается по своим дарованиям к небесным существам. После того как созданы были все земные твари: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Быт. 1, 26 — 27). Еще более подчеркивается мысль о высоком назначении человека и его особом значении тем, что в совете Божием положено создать его по образу Божию и по подобию. Всякий образ необходимо предполагает сходство его со своим первообразом; следовательно, наличие образа Божия в человеке свидетельствует об отражении в его духовной природе Божественных совершенств.

http://old.pobeda.ru/prosveshhenie/osnov...

А между тем такая картина требует существенного пересмотра. Возникший изначально как сообщество разбойников и почти сразу вступивший на путь огосударствления, Рим в ходе постоянных войн, больше связанных с обеспечением собственной безопасности, чем с жаждой господства, уже в I веке до н.э. превратился в единственную державу Средиземноморья. Успехи римского оружия во многом опирались на выработанный столетиями своеобразный, уходящий корнями в разбойничье прошлое кодекс чести, или, как называли сами римляне, «нравы предков», с такими важными составляющими, как дисциплина и мужество, верность долгу и прямолинейность. Но когда в обозначенное время римляне достигли высоты своего положения в мире, оказалось, что они идейно к ней не вполне готовы и нуждаются в осмыслении и теоретическом обосновании империи, своего места в мире. В отличие от греков, практический ум римлян столетиями не был склонен к теоретизированию, и, строго говоря, вплоть до времени Цицерона и Варрона (I в. до н.э.) не было по-настоящему осмыслено даже римское 700-летнее прошлое. Первый император Октавиан Август (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.) понимал всю важность и одновременно сложность задачи, для решения которой создал мощный интеллектуальный кружок. Но решения оказались половинчатыми и хотя создали более-менее привлекательный образ Рима благодаря более высоким стандартам жизни (причем лишь для элит провинций, а не для широких слоев населения), однако не смогли создать образ будущего и скорее опирались, с одной стороны, на усталость римского общества от ужасов гражданских войн I века до н.э. и, с другой стороны, на неспособность завоеванных народов к сопротивлению римскому владычеству, чем на готовность двигать историю вперед. Римский миропорядок был образован именно эмпирическим путем, и Рим первых веков нашей эры оставался историческим текстом, так сказать, недосказанным и недописанным, довольно интересным сочетанием противоречий, как то: республиканские институты и монархия, власть императора и власть сената, гражданские свободы и политическая необходимость, сила права и право силы, Рим как завоеватель и Рим как общее отечество завоеванных народов. Римляне постоянно находились в поисках самоидентификации и сами не вполне могли выразить свои предпочтения: одни, будучи приверженцами императорского дома, с пиететом относились к последним в истории защитникам сенатского строя; другие, сами выходцы из сенатской оппозиции, уже не представляли Рим без сильной единоличной власти; для третьих римское отечество как бы терялось в объятиях мира как единого отечества всех людей. Если для философски настроенного греческого ума важнейшей задачей была реализация идеала, то для римлянина таковой была самореализация, поиск и нахождение себя.

http://pravoslavie.ru/104769.html

Беседа 21 «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть». ( Матф. 6:24 ) Изъяснение 6:24–27. Двоякий вред богатства. – Можно быть богатым, но не служить мамоне. – Почему богатство названо мамоной. – Христос запрещает заботу о житейских нуждах. – Удобоисполнимость заповеди. – Почему эта заповедь кажется невыполнимой. – Щедрая милостыня – путь к полному нестяжанию. 1. Видишь ли, как Христос мало-помалу удаляет пристрастие к настоящим благам, и, предлагая обширное слово о презрении богатств, ниспровергает владычество сребролюбия? Он не удовлетворился тем, что сказал прежде, хотя говорил много и сильно; но присоединяет и другие побуждения, более грозные. Что может быть поразительнее теперь произнесенных слов, если богатство, в самом деле, может отлучить нас от служения Христу? И что вместе вожделеннее, если, презирая богатство, можем иметь истинное расположение и любовь к Христу? Что всегда говорил, то и ныне скажу: именно, подобно искусному врачу, показывающему, что от невнимания его советам происходит болезнь, а от повиновения здравие, Христос тем и другим, т. е., пользой и вредом, побуждает слушателей к повиновению словам Своим. Итак, смотри, как Христос, уничтожая препятствие, указывает и устраивает нашу пользу. Не потому только, говорит Он, вредно для вас богатство, что оно вооружает против вас разбойников и совершенно помрачает ум ваш; но преимущественно потому, что оно, делая вас пленниками бездушного богатства, удаляет вас от служения Богу, и, таким образом, вредит вам и тем, что делает вас рабами вещей, над которыми вы должны господствовать, и тем, что не позволяет служить Богу, которому всего более вы должны служить. Как прежде показал Он двоякий вред для собирающих богатство на земле – и тот, что собирают богатство там, где тля тлит, и тот, что не собирают его там, где стража самая безопасная, так и теперь показывает двоякий вред – и тот, что богатство удаляет нас от Бога, и тот, что оно порабощает маммоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова М. Курдюмов. Православие и большевизм События, происходящие в России на тринадцатый год ее коммунистического плена, в какой-то плоскости можно и нужно рассматривать как бурное, вулканическое брожение религиозной стихии. Борьба безбожия с христианством не есть борьба только политическая, а главным образом, борьба религиозная. Советское безбожие не официальный атеизм государства, не атеистическое миросозерцание, а именно религия, – своеобразная, изуверская, изнанка самого понятия religio. Если мы вдумаемся в те злобно-насильнические методы, при помощи которых безбожие насаждается в России, в свирепый фанатизм официально покровительствуемого властью «союза безбожников», то у нас не останется сомнений в том, что перед нами самая подлинная секта, исповедующая черную веру, которая ныне объявлена господствующей религией СССР. Черная вера эта имеет свой катехизис, свой культ богоненавистничества и не терпит никаких проявлений богопочитания. Антирелигиозные карнавалы, суды над Богом, процессия около мавзолея Ленина и поклонение его «мощам», песни и частушки, которым обучают в советских школах точно так же, как прежде обучали молитвам; «октябрины» и гражданские похороны – суть ритуальные проявления этого культа, несомненно содержащего в себе мистико-патологические элементы хлыстовских Маленьких «пионеров» воспитывают как будущую жреческую касту, с детства одурманивая их остро дразнящими переживаниями активного кощунства. Если бы советская власть имела в виду истребление «суеверий» путем «научного просвещения» масс, то она не изгоняла бы из школ и университетов тех подлинно научных и философских трудов, которые расшатывают и опровергают основы материалистического миропонимания. И недаром в России теперь строго запрещены всякие публичные дискуссии на темы об утверждении и отрицании религии, которые иногда допускались в первые годы советского владычества; результаты этих дискуссий оказывались противоречащими видам большевистской пропаганды всякий раз, когда к участию в прениях или к чтению докладов допускались представители духовенства или просто образованные люди из православных мирян.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Владычество эфиопов Торжество Ассирии Нижняя Нубия находилась под властью египтян уже более 1800 лет, тогда как область между вторыми и четвёртыми порогами была покорена ими приблизительно 1000 лет назад. Мы видели, что эта страна постепенно настолько подверглась египетскому влиянию, что в каждом более или менее значительном городе Нижней Нубии был выстроен величественный египетский храм и со времени Рамсеса II всюду стали почитаться египетские боги. В то время, как туземный язык по-прежнему оставался чисто народным, египетский язык стал языком администрации и правительственной власти, а также и египетских эмигрантов, поселившихся в стране. Плодородные и урожайные земли Верхней Нубии, богатые копи в горах, на восток от Нижней Нубии, до некоторой степени возмещавшие неплодородие её земли, и оживлённая транзитная торговля с Суданом делали её богатой и обеспеченной ресурсами. Это начали понимать египтизированные нубийцы, в которых медленно пробуждалось чувство собственных национальных прав. Что же касается случайных набегов враждебных племён из восточной пустыни или негров Судана, продолжавшихся по-прежнему, то существенным образом воспрепятствовать развитию страны они не могли. Шешонк I всё ещё владел Нубией, и верховный жрец Амона в Фивах в первую половину царствования Такелота II мог пожертвовать богу нубийского золота, по всей вероятности, полученного путём торговли. Возможно, что область порогов всё ещё была подчинена Египту, вплоть до середины XXII династии (около 850 г. до н.э.). Мы напомним, что Нубия в продолжение нескольких столетий находилась в тесной связи с Фивами и храмом Амона 131 . Там была «золотоносная область Амона», имевшая с конца XIX династии своего собственного губернатора, верховный жрец Амона стал наместником Нубии в конце XX династии, в то время как в эпоху XXI династии ту же должность занимали фиванские принцессы-жрицы. Таким образом, контроль фиванской иерархии, распространявшийся на Нубию в течение более ста лет, начиная с конца XIII столетия, затем превратился там на 250 лет в полное господство.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010