Монголы в начале своего владычества над Россиею были еще язычниками и отличались веротерпимостию, потому что основным правилом их жизни служила Яса, или «Книга запретов», содержавшая в себе узаконения великого Чингисхана и строго предписывавшая эту веротерпимость и одинаковое уважение ко всем религиям. Преемники Чингиса при своем вступлении на престол давали клятву в точности следовать Ясе под опасением в противном случае лишиться престола. И очень естественно, если они везде, где ни господствовали, покровительствовали всем религиям, дозволяли каждому из своих подданных и покоренных народов держаться своей веры и свободно отправлять свое богослужение; сами даже соблюдали обряды и присутствовали при священнодействиях христиан разных исповеданий, магометан, буддистов и других язычников . В частности, о Гаюке, первом императоре монголов после покорения ими нашего отечества, известно, что он имел при себе христианских священнослужителей и давал им содержание и что пред большим шатром его всегда стояла христианская часовня, в которой они свободно звонили к часам и совершали службы по обрядам Греческой Церкви. Точно так же и об императоре, или великом хане, Мангу (1251–1259) повествуют, что он «при дверях главного дворца своего имел церковь, где священники христианские отправляли свое богослужение без всякой помехи». О преемнике Мангу, великом хане Хубилае, или Кублае, (1260–1292) вот что свидетельствует христианин-очевидец, служивший при нем 17 лет: «Зная, что Пасха — один из главных наших праздников, он велел всем христианам явиться к нему и принести с собою то Священное Писание, в котором заключается Четвероевангелие. Окурив торжественно ладаном эту книгу, он благоговейно поцеловал ее, то же должны были сделать по его приказанию и все тут бывшие вельможи. Это у него всегдашний обычай при всяком большом празднике у христиан, о Рождестве и о Пасхе. То же соблюдал он и в праздники сарацин, жидов и язычников» . Неудивительно, если, покорив себе и русских, ханы монгольские не только не стесняли их веры, напротив, охраняли ее и в своих ярлыках русскому духовенству, данных в защиту его прав, выражались, что «кто будет хулить веру русских или ругаться над нею, тот ничем не извинится, а умрет злою смертию» .

http://sedmitza.ru/lib/text/435876/

От Академии до Афона. По Востоку и Западу. Путевые наброски. Часть 6. Церковная жизнь. Константинополь. Патриаршая церковь св. Георгия. Всякому известно, что Русская Церковь долгое время была подчинена Константинопольскому патриарху, но и тогда, когда прекратилась административная зависимость Русской Церкви, связь ее со Вселенской Патриархией не порвалась. В глазах православных русских церковных людей вселенские патриархи всегда имели даже как бы некоторое обаяние. В старых «Исторических известиях» встречаются трогательные описания, какое почтительное гостеприимство оказывали древние благочестивые наши предки восточным столпам спасительной апостольской веры, как вся Русь преклоняла главы и колена пред ними, принимая их святительское благословение. Многие в Древней Руси разделяли с участливой печалью бедственное положение святителей Востока под иноверным владычеством. Царь Алексей Михайлович, расспрашивая святейших патриархов об их бедственном положении, падал им на грудь и обливался слезами сострадания, просил их простить и его, и русский народ, что не могут они освободить их от ига агарянского. Нам, привыкшим к господствующему положению Православной Церкви в своем Отечестве, всегда весьма печально вспоминать о том, что древнейшие патриаршие престолы подчинены неверным, что в городе равноапостольного Константина правитель — турецкий султан. Такое положение дела налагает, конечно, некоторый отпечаток и на всю жизнь восточных православных христиан и, во всяком случае, едва ли нормально. Ведь не напрасно каждый монах ежедневно за вечерней молитвой кладет земной поклон, говоря: «Хульное и богомерзкое агарянское царство вскоре испровержи и православным царем в руце предаждь». Однако глубоко ошибется тот, кто будет представлять внешнее положение восточных патриархатов как одно сплошное угнетение от фанатичных турок. Жизнь церковная на Востоке и при отсутствии господствующего положения православного населения слагается довольно самостоятельно и свободно. Константинополь. Патриарший дом в квартале Фанар. Еще византийский вельможа Лука Нотара при падении Константинополя говорил: «Лучше пусть будет в Византии турецкая чалма, нежели папская тиара». И эти слова имеют основание. С самого завоевания Константинополя турецкие законы отличаются весьма широкой терпимостью в отношении христиан. Законы, даже турецкие, святы; конечно, исполнители этих законов бывали супостатами, но это ведь всегда и везде. А вообще-то церковная жизнь Константинопольского Патриархата была свободна. Не угасала в ней идея соборного управления, каноны всегда сохраняли свою законную силу. Богослужение всегда совершалось свободно. Турецкая терпимость была так широка, что мусульманское правительство не препятствовало патриарху в самом Константинополе торжественно совершать чин Православия, где магометане провозглашались и нечестивыми, и проклятыми, и им провозглашалась анафема. Много раз об этом доводили до сведения правительства, но никогда чин Православия не запрещался.

http://pravoslavie.ru/5831.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Николай Мистик. Письма к халифу «Письма к халифу» Никлая Мистика — написаны по различным дипломатическим поводам. «Письма к халифу» представляют конечно прежде всего исторический интерес. Тем не мене в «Письмах к халифу» Николай Мистик  подспудно выражает некоторые важные аспекты православной полемики с исламом, интересные подробности жизни тех лет. Письма к Халифу Первое письмо Николая, архиепископа Константинопольского преславному и знаменитейшему эмиру и возлюбленному другу послание о Крите 1. Всякая земная власть и господство, зависят от господства и власти свыше; и нет ни власти, ни правителя среди людей, по собственной проницательности получившего господство на земле, если только не согласится на [это] получение сущий в вышних Властитель, Вождь и единый Правитель. Поэтому следовало бы, если [это] возможно, всем тем, кто получил в удел господство среди людей, если бы даже ничто другое не побуждало к общению друг с другом и к беседе на словах, уже из–за одного того, что дар власти мы получили от Одного, не пропуская и одного дня, совершать общение друг с другом, — и посредством писем, и посредством расторопных в делах послов. Настолько же более [это следовало бы] тем, кто предан великим господствам и владениям, насколько большим почетом они окружены, словно некие братья, из среды других братьев возвысившиеся и избранные, удостоенные высоких должностей и получившие величайшие властные полномочия. Что же значит сказанное нами? То, что два владычества, — сарацин и ромеев, — всякое владычество на земле превосходят и блистают как два великих светила на тверди [небесной], и уже из–за одного этого нам должно относиться друг к другу дружелюбно и по–братски, и из–за того, что образом жизни, обычаями и религией мы разделены, разумеется, не следует питать вражды и лишать себя общения [хотя бы] от случая к случаю посредством писем. 2. Поэтому следовало бы нам так думать и делать, даже если бы никакая другая необходимость вещей к этому не побуждала. Теперь же и сложившиеся обстоятельства таковы, что мы убеждаемся, с какой разумной причиной мы говорили [так]; хотя это, как нам внушают, и не по душе твоему величеству, что и побудило нас писать и отправить послов, теперь уже посланных, к вашей Богом данной власти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Преподобнаго отца нашего Исидора Пилусиотскаго Аще несть поста, бывает служба праздника и святаго Исидора. Аще ли есть пост, точию святаго. На Господи, воззвах: стихиры праздника 3 и святаго 3. Стихиры праздника , глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Закон, иже в Писании,/исполняя, Человеколюбец/в церковь ныне приносится,/и Сего приемлет старыми руками Симеон старец, –/ныне отпущаеши мя, – вопия, –/ко оному блаженству,/видех бо Тя днесь, плотию мертвенною обложенаго,/животом господствующа/и смертию владычествующа. Свет во откровение языков/явился еси, Господи,/на облаце седя легце,/Солнце Правды,/закона сеновное исполняя, Симеон взываше:/из истления мя разреши,/яко видех Тя днесь. Недр Родителя не отлучься Божеством,/воплощься, якоже изволил еси,/объятиями держим Приснодевы,/на руки подался еси Богоприимца Симеона/рукою Твоею держай всяческая,/темже ныне отпущаеши мя,/радостно взываше,/в мире раба Твоего,/яко видех Тя, Владыко. Ины стихиры святаго, глас тойже. Подобен: Яко добля: Видении и деяньми к Богу возвышаяся,/житие, всемудре, совершил еси,/видения восхождение деяние водрузив,/и мудре желаемых возлюбил еси последнее,/егоже быв желания внутрь,/удостоился еси блаженнаго ныне конца/и трисолнечнаго сияния. Наводнением благодати/и одожденьми словес твоих/напояеши вся Богомудрыя,/к горнейшей мудрости чаши уста твоя положь,/яко от источника богатно ты почерпл еси/и раздал еси всюду лучи учений,/посылая, и уча, и наказуя досточудне. Воздержанием мудрование плотское умертвил еси,/в живоносную мертвость одеявся,/и, душевное устроение/разширив, преподобне, яве,/вместительное дарований Духа совершил еси,/и приятелище был еси Богодохновенных учений/и премудрости сущия паче ума пребывание. Слава, и ныне, праздника, глас 2. Германово: Днесь Симеон на руки Господа славы подъемлет,/Егоже под мраком первее Моисей виде,/на горе Синайстей скрижали дающа ему./Сей есть, Иже во пророцех глаголяй и закона Творец./Сей есть, Егоже Давид возвещает, Иже всем страшный,/имеяй велию и богатую милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Теоретический семинар Сначала остановимся на частных аспектах этого вопроса, а потом перейдем к общим понятиям и определениям. Нередко говорят и пишут, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Обратимся к первоначальному библейскому тексту: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле” ( Быт.1:26-28 ). То есть, Бог и в самом деле планировал сотворить человека как по своему образу, так и по своему подобию ( Быт.1:26 ), но реально человек сотворен только по образу. Это имеет глубокое символическое значение, о котором писали многие св. отцы и о котором мы скажем немного дальше. Второй важный момент, который появляется при анализе создания человека по образу Божию, заключается в том, что многие св. отцы соотносили образ Божий с Иисусом Христом. Эта идея была присуща таким древним церковным писателям, как, например, Ириней Лионский , Тертуллиан , Климент Александрийский , Ориген , Афанасий Великий , Анастасий Синаит , Иоанн Дамаскин , Николай Кавасила .   Разбору их точек зрения и обобщению этой проблеме посвящена работа П. Ю. Малкова “Святоотеческое учение о сотворении человека по образу Сына Божия” (Малков. 2000). В чем же конкретно проявляется сотворение человека по образу Божию? Разные христианские писатели выделяли разные черты образа Божия, дополняя и продолжая друг друга: Интересна сводка Фотия, патр. Константинопольского († 891 г.) предшествующих святоотеческих мнений о том, что же, собственно, надо понимать под образом и подобием Божием в человеке: 1) некоторые усматривали созданность человека по образу Божию в разумности и свободной воле; 2) другие в стремлении к начальствованию и господству; 3) третьи – в способности человека воспроизводить и творить; 4) способности мыслить и говорить отображают внутритроичную жизнь Божества ( Киприан (Керн) архим. 1996, с. 251).

http://azbyka.ru/chelovek-kak-obraz-i-po...

Скачать epub pdf Октябрь Никифор, архиеп. Константинопольский, свт. Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры и против думающих, что мы поклоняемся идолам/Пер. И.Д. Андреева; под редакцией М.Д. Муретова//Богословский вестник 1902. Т. 3. 10. С. 273–288 (1-я пагин.). (Продолжение.) —273— восхваляется и славится, – зачем касаться величия Божия, превышающего ум и слово и дерзать на невозможное? Да не впадем случайно по недостатку разума и осмотрительности в пропасть безумия подобно нечестивым! Итак, пусть они пустословят и скажут, чем Бог ослабляется и удерживается до такой степени, что, изнемогая и отказываясь от деятельности, оставляет власть Свою втуне? Или лучше, как мы говорим, что есть такого, чего Бог не превышал бы и не превосходил? Какое слово представит безмерное величие Его, бесконечную, могущественную, неизмеримую власть, безграничную силу владычества над всем? И чтобы из желания этими жалкими словами превознести Высокое нам не умалить Его неизреченное господство над всем и владычество, которое все превышает и превосходит без всякого сравнения и подобия, недоступно и непостижимо ни для кого, не поддается никакому уму и слову, как составляющее исключение среди всего видимого, невидимого и всех имен этого века и будущего, – воздержимся от этого, как превышающего наши силы. Но если Он, не добровольно лишившись Своих прав, превратился в подданного, то Он конечно подвергся насилию, и владыка оказывается под властью тирана. Но кто же тиран, отнявший у Него власть? Тот, кто делается тираном, должен быть сильнее и превосходнее постольку, поскольку он обладает преимуществом победителя и победы. В делах видимых и человеческих, когда противники и воины вступают в битву и скрещивают руки, плодом оружия и трудов пользуются оказавшиеся более доблестными, как победившие в сражении и взявшие в плен неприятеля, вследствие —274— чего они приносят большую долю добычи и доспехов, получают весьма много оружия, или опустошают вражескую страну и заставляют на будущее время побежденных, как обращенных в рабство, платить дань.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слово в неделю Ваий Множайшии народи постилаху ризы своя no пути, друзие же резаху ветви от древ и постилаху no пути ( Мф. 21:8 ). По каким побуждениям народ, собравшийся в Иерусалим на праздник ветхозаветной пасхи, при входе Спасителя, встретил Его с пальмовыми ветвями? и для чего мы в настоящие дни так же носим в руках древесные ветви? Пальмовые или финиковые ветви в древности были символом победы. Иудейский народ, быв свидетелем бесчисленных чудес Иисуса Христа, полагал, что когда Он решился наконец, торжественно вступить в Иерусалим, столицу предков своих по плоти: то без сомнения открыто провозгласить Себя ожиданным в течении веков Мессией, и поразив силой своих чудотворений Римлян, поработивших Палестину, покорить под власть Иудеев все народы мира. Уверенный в таком предположении, Иудейский народ и встретил Иисуса Христа, как Победителя. Но Господь наш вступил перед кончиной земной жизни своей торжественно в Иерусалим не для одержанная победы по мирским расчетам, а для одержания крестными своими страданиями и смертью победы над поработившими род человеческий грехом и вечной смертью. В воспоминание такой победы постановила Св. Церковь и нам, сынам своим, в настоящие дни носить древесные ветви, чтобы мы старались соделаться участниками победы Господа нашего над грехом и вечной смертью. Чем же мы можем усвоить себе эту победу? Верой в ту истину, что Иисус Христос удовлетворил за преступление нами заповедей Божиих вечному правосудию, и христианской деятельностью, подавляющей господствующую в нас силу греховную. В чем состоит победа Иисуса Христа над владычеством в мире греха и вечной смехи? В том, что Господь наш, приняв на Себя ходатайство за грехи рода человеческого, понес за них крестную смерть, и тем удовлетворив за нас вечному правосудию, освободил своей смертью верующих в Него от вечной смерти, или от бесконечных мук в геенне огненной. Для чего необходимо усвоить нам верой в Иисуса Христа победу Его над грехом и вечной смертью? Для того, что мы не имеем и не можем иметь другого средства к умилостивлению Бога и удовлетворению вечному Его правосудию за причиняемое нашими грехами оскорбление благости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Содержание    Сей духовный и светлый луг, испещренный красотою небесных цветов, и благоухающий чистыми Апостольскими вонями, представляет образ Божественнаго рая. Как чувственный и неувядаемый тот сад исполнен был нетленными древами, безсмертными плодами и другими превосходными и неисчислимыми красотами: так и сие Богосветлое собрание священнолепной Церкви сияет духовными и неизреченными тайнами, из коих настоящий святый праздник Рождества истиннаго Бога нашего Христа есть для нас непреоборимая твердыня, непоколебимое основание, начало спасения и преславный венец. Для него древнее было образовательно предречено; чрез него новое ясно проповедано всей вселенной. Им уничтожена сила тления, и прекращено гибельное поклонение демонам. Им умерщвлены страсти человеческия, и возстановлена жизнь Ангельскаго господства. Им отверсто небо, и земля получила Божественное величие. Им возвращен человекам рай, и упразднено владычество смерти. Им разсеяно демонское обольщение, и возвещены премудрость Божия и всечистое пришествие Бога на землю. Ибо «не Ходатай, ниже Ангел, но Сам Господь приидет и спасет их», говорит Пророк (Ис. 63:9). О неизчислимое богатство благовестий Божественных! О неизъяснимое ведение таин премудрых! О неистощимое сокровище неизреченных даров Божиих! О неоскудевающая благодать промыслительнаго человеколюбия! «Сам Господь приидет и спасет их».    Каким же образом, Пророк Божий, по твоему пророчеству, Господь приидет к нам? В сем случае я с дерзновением обращаюсь к тебе, приняв на себя лице тех древних мужей, которые восхвалили всехвальное торжество пришествия Господа, но которые на самом деле не видели новаго и пречистаго рождества Его от Пречистыя Девы, не видели ликования Ангелов, не слышали Божественных их гласов, коими, оглашая блаженных пастырей, они с радостию возвещали о родившемся Спасителе, не зрели ни даров, принесенных волхвами, ни Божескаго их поклонения; — приняв, говорю, на себя лице древних оных мужей, я желаю вопросить тебя об образе предвозвещаемаго тобою пришествия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2658...

Толкование на главнейшие места книги пророка Даниила, составленное по руководству св. Златоуста, св. Ефрема Сирина и блж. Феодорита Источник В основание принят, по преимуществу, текст бл. Феодорита, как представляющий более обстоятельное толкование, с которым сносимы потом были толкования св. Златоуста и св. Ефрема Сирина . 1) Ты, Царю, видел еси: и се тело едино, велие тело оно, и обличие его высоко, стоящее пред лицем твоим, и образ его страшен. Тело, егоже глава от злата чиста, руце и перси и мышцы его сребряны, чрево и стегна медяны, голени железны, нозе, часть убо некая железна, и часть некая скудельна ( Дан.2:31–33 ). Св. Даниил наименовал здесь только четыре вещества – золото, серебро, медь и железо (ибо о глине упомянул не отдельно, но в соединении ее с железом). А через эти металлы он указывает на четыре самые великие царства, которые, будучи сменяемы одно другим, обладали обширнейшими странами земного шара. Первое вещество – золото означает царство Ассирийское и Вавилонское. Главою названо оно потому, что было по времени первым могущественным царством. Второе вещество – серебро означает царство Персидское и Мидийское: ибо Кир, происходя от обоих народов – от Мидян по матери и от Персов по отцу, когда разрушил царство Ассирийское или Вавилонское, предал его во власть Персам. Грудью и мышцами Пророк назвал сие царство для показания родства Кирова с двумя народами: так как правая рука означает род отца, а левая – род матери, соединение коих сосредоточено в груди, содержащей самое сердце. Медью он назвал царство Македонское, которое, по разрушении царства Персидского, подобно сему последнему, было господствующим. Представила его чревом тела и бедрами: чревом обозначая владычество одного Александра, а бедрами – разделение царства Македонского, после его смерти. Железом назвал царство Римское, заступившее место Македонского, и представил его голенями: так как голени, составляя оконечность тела, могут поддерживать все тело. Представляет его также стопами ног железными, но уже с примесью глины, и этим указывает не на другое царство, но на то же самое, которое в последствии сделается слабым, подобно глине. Пророк, употребив различные металлы, показывает тем различную крепость царств: ибо серебро тверже золота, медь тверже серебра, а железо превосходит твердостью и самую медь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Учреждение Патриаршества в России К оглавлению Еще во 2-й половине XV в., когда Греческая империя окончательно подпала под владычество турок и Русские митрополиты не могли уже беспрепятственно путешествовать в Царьград для святительского поставления и затруднялись даже письменно сноситься с Цареградскою кафедрою, все четыре патриарха Востока дали свое согласие, чтобы впредь первосвятитель Восточнорусской Церкви не ходил в Царьград, но избирался и ставился в самой России и имел власть ставить своих епископов и править своею Церковию по примеру патриархов, а также определили будто бы, чтобы он считался святительскою честию выше всех православных митрополитов и в случае Вселенского Собора занимал первое место после Иерусалимского патриарха . Несмотря, однако ж, на все это, Русская Церковь по-прежнему оставалась только митрополиею, хотя и первою из митрополий, и в зависимости от Константинопольского патриарха, хотя только номинальной. А между тем время шло, и, тогда как патриаршие Церкви, бедствовавшие под игом неверных, более и более сокращались и умалялись, Русская Церковь вместе с Русским государством постоянно расширялась и увеличивалась и по своему объему далеко превосходила каждую из них. Тогда как сами патриархи, совершенно зависевшие от произвола своих мусульманских властителей, более и более теряли свою духовную власть и значение, сохраняя почти одно лишь имя патриархов, Русские митрополиты, хотя вполне зависевшие от своих православных государей, но в них же находившие для себя и самую незыблемую опору, пользовались действительною архипастырскою властию и являлись истинными первосвятителями среди своего духовенства и всей паствы. Тогда как самая православная вера в патриарших и других православных Церквах Востока и Юга, порабощенных магометанами, подвергалась всякого рода притеснениям, уничижениям, поруганиям, в России она была в собственном смысле господствующею, охранялась законами и всеобщим уважением правительства и народа и сияла всем своим блеском. Православная Россия под управлением своих православных могущественных государей сделалась главною представительницею и единственною охранительницею и защитницею православия во всем мире — так понимали ее сами русские, так же смотрели на нее и все православные Востока и Юга, стонавшие под игом иноверцев и искавшие в ней для себя покрова, помощи и утешений.

http://sedmitza.ru/lib/text/436092/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010