Скачать epub pdf Религия Ирана или Зороастрова Не все арийские племена так мрачно смотрели на жизнь, и так мало ценили человеческую личность, как индийцы, выработавшие браминское и буддийское воззрение. Религия западно-азиатских арийцев представляет собой попытку отрешиться от пантеистических начал и создать новое, более живое и жизненное, мировоззрение. Западные арийцы или иранцы занимали горную возвышенность, замкнутую пограничными горами, которая простиралась от долины Инда на востоке до рек Евфрата и Тигра на западе, и от океана и Персидского залива на юге до Каспийского моря и степей Окса на севере. Восточные иранцы были известны древнему миру под именем бактриан, западные – мидян и персов. Те и другие, впоследствии, образовали одно громадное персидское государство, возвышавшееся над всеми азиатскими народами древнего мира, и своей культурой, и своим значением во всемирной истории 674 . Известны судьбы этого великого из государств древнего мира, которое сначала покорено было Александром македонским, затем перешло под владычество скифского народа парфян (Арсакиды), – восстановлено в своей самостоятельности при Сассанидах (226 г. по Р. Хр.), и окончательно разрушено мусульманами (634 г. по Р. Хр.). Арийцы в Индии и арийцы в Иране, действительно, представляют два разнородные типа древней цивилизации, несмотря на единство происхождения и сродство первоначальных религиозных воззрений, которые у них были общи с индийцами, в их древнейшем, первоначальном отечестве. Жизнь арийских племен в гористой стране, с возбуждающим, а не изнеживающим, как в долинах Ганга, климатом, была более мужественной, крепкой и деятельной, чем жизнь их восточных единоплеменников. Как и эти последние, они признают бытие добрых и злых, враждебных человеку, духов и сил. Это древнее арийское верование, быть может, под влиянием тех же особенностей страны, развивается у них полнее и далее, – в целую дуалистическую систему господства в мире двух противоположных начал, – доброго и злого. Дуализм этот, вместе с временем, из стихийной, физической противоположности в явлениях природы, переходит в область явлений нравственных, и делается центром всего религиозного воззрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Так как (апостол) потребовал (от римлян) большой строгости в жизни, повелевая им быть мертвыми для мира, умереть пороку и пребывать твердыми в отношении к действию грехов, и так как казалось, что он говорит нечто великое и тяжелое, даже превосходящее человеческую природу, потому, желая доказать, что он не требует ничего чрезмерного и даже не столько, сколько следовало бы от человека, воспользовавшегося столь великим даром (благодати), но и очень соразмерное с человеческими силами и легкое, – он раскрывает это от противного и говорит: «человеческо глаголю», то есть: он как бы говорил по человеческим соображениям, применительно к тому, что обыкновенно бывает; словом – «человеческо» он обозначает соразмерность (требования с силами), как и в другом месте говорит: «искушение вас не достиже, точию человеческое» ( 1Кор 10.13 ), то есть – соразмерное с силами и малое. «Якоже бо представисте уды вашя рабы нечистоте и беззаконию в беззаконие, тако ныне представите уды вашя рабы правде во святыню». Хотя велико различие между господами, но однако (апостол) требует равномерного им служения. Надлежало бы предложить гораздо больше и настолько больше, насколько господство правды обширнее и лучше владычества греха, тем не менее (говорит апостол) ничего больше не требую, вследствие вашей " немощи». И не сказал: по немощи вашей воли или усердия, но: по немощи «плоти вашея», чтобы сделать речь менее неприятной. Но иное – нечистота, а другое – святыня, иное – беззаконие, а другое – правда. И кто настолько жалок и беден, чтобы не внести такую же ревность в служение Христу, с какою служил греху и диаволу? Выслушай, однако, что (говорит апостол) дальше, тогда ясно узнаешь, что мы не приносим и этого малого. Так как сказанное таким образом казалось просто невероятным и неправдоподобным и никто не согласился бы и слышать, что он не служит Христу столько же, сколько служил диаволу, то (апостол) следующими словами раскрывает это и доказывает достоверность, выводя на средину самое рабство и говоря, как служили греху.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Уильям Д. Маунс Глава 44. Первый аорист действ./среднего залога изъявит. наклонения Прикосновение к экзегетике С аористом ненадлежащим образом обращаются как толкователи, так и проповедники. Слишком часто говорят, что глаголы в аористе обозначают однажды совершенное единовременное действие в прошлом, когда текст этого не подразумевает. Билл Маунс исчерпывающе ясно объясняет это в своей книге. Зная о такой ошибке, нам не нужно впадать в другую крайность и быть неспособными увидеть, что в некоторых контекстах аорист действительно выражает такого рода действие, и не только потому, что глагол употреблен в аористе, но и благодаря контексту. В Рим. 6:10 об Иисусе говорится: γρ πθανεν, τ μαρτ πθανεν φπαξ («ибо, что касается смерти, которой Он умер, Он умер для греха раз и навсегда»). Глагол в аорист πθανεν («он умер») ясно говорит о смерти Иисуса однажды и за всех, так как он определяется наречием φπαξ («раз и навсегда»). Цель Павла – объяснить, что силой Своей смерти Иисус раз и навсегда завоевал власть над грехом и смертью . Победа Иисуса над грехом и смертью представляет не только исторический интерес. Рим. 6 учит, что те, кто принадлежат Иисусу, разделяют с Ним Его победу над грехом. В ст. 2 говорится: οτινες πεθνομεν τ μαρτ, πς τι ζσομεν ν ατ («мы, которые умерли для греха, как же можем всё ещё жить в нем?»). Следующие стихи (3–6) разъясняют, что мы умерли для греха посредством крещения во Христа, ибо, когда мы были крещены в Него, мы были распяты вместе со Христом. Поэтому время глагола πεθνομεν (аорист; «мы умерли») в ст. 2 подразумевает нашу смерть для греха раз и навсегда во время обращения. Когда мы умерли со Христом, силы греха, господствовавшие над нами, были решительно разбиты. Это не означает, что мы больше неспособны грешить. В противном случае призыв не позволять греху царствовать в наших жизнях был бы излишним (ст. 12–14). Но это означает, что власть, владычество и господство греха над верующими были совершенно сокрушены. Так как Христос пленил грех Своей смертью, и так как мы умерли со Христом, теперь мы разделяем победу над грехом. «Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» (ст. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Царство Божие I. ПОНЯТИЕ Слова, используемые в Библии для передачи понятия «царство» [евр. малхут; греч. басилейа], означают: «царская власть», «царское владычество». Слово «царство» имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю» (ср. Пс. 144:13 ; Мф. 25:34 ). В Ев. от Матфея чаще употребляется другое словосочетание – «Царство Небесное» (32 раза; «Царство Божие» – только в Мф. 6:33 ; Мф. 12:28 ; Мф. 19:24 ; Мф. 21:31.43 ), но эти выражения синонимичны. Ц.Б. означает прежде всего неогранич. власть Господа над миром – над царством природы и Духа ( Пс. 102:19 ). Но помимо этого, подразумевается и нечто другое, а именно: господство Бога, Которому мы себя подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим. Иисус учит молиться о пришествии этого Царства, этой цар. власти Бога ( Мф. 6:10 ). Ц.Б. одноврем. пребывает в настоящем и в будущем. Природу его нельзя назвать ни чисто земной, ни чисто неземной, ни чисто духовной ( 1Пар. 29:11 ); односторонняя трактовка привела бы к сужению этого библ. понятия. II. БИБЛИЯ О ЦАРСТВЕ БОЖИЕМ Ц.Б., отчасти проявляющееся в настоящем, во всей своей полноте придет в будущем. В ВЗ сообщается о зарождении Ц.Б., о том, что противостоит ему на земле, излагаются пророч. обетования, касающиеся этого Царства и его будущего. НЗ показывает Того, в Ком «Царство Божие» на земле проявляется воочию: Иисуса Христа. Где находится Христос, там и наступает Ц.Б. Но только со Вторым пришествием Иисуса в славе Ц.Б. обретет свое совершенство на земле: 1) ВЕТХОЗАВЕТНОЕ ВОЗВЕЩЕНИЕ ЦАРСТВА БОЖИЕГО И ЕГО ОЖИДАНИЕ. Говоря о ветхозаветной истории Ц.Б., прежде всего следует иметь в виду миссию ⇒ Израиль (⇒ Пятикнижие Моисея, I,Б). Чтобы установить Свое Царство на земле, Бог избрал народ, которым стал особым образом руководить, чтобы через него всем остальным народам открылась Божья сущность ( Исх. 19:5.6 ). Чтобы вооружить Израиль для исполнения высокого поручения, Бог посылал ему Своих ⇒ пророков, устами которых Он давал народу указания ( Иер. 7:25 ). Но народ Израиля сопротивлялся водит-ву Бога и препятствовал осуществлению Ц.Б. на земле (см. Неем. 9:6–37 ). С резкими обличениями израильтян выступали пророки, возвещая суд над избранным Божьим народом. И наказание пришло. Палестина была завоевана врагами, а народ уведен в ⇒ плен. Но Бог не отказался от Своего замысла. Предсказания пророков о грядущем Царстве, в котором свершатся Божьи замыслы, должны были исполниться.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Часть первая Книга первая. Православие в западнорусских областях, бывших под польским владычеством, в половине XVIII столетия I Речь посполитая во второй половине века и общий очерк положения в ней православного русского народа и духовенства. – II. Отнятие латинянами у православных церквей и монастырей земельных угодий. – III. Разного рода захваты, грабежи и наезды, которым подвергалось православное духовенство от латинян. – IV. Факты с явной печатью религиозного преследования православных. Запрещение православным публичного оказательства своей веры. – V. Преследование латинянами православного духовенства и способы удаления православных священников с их приходов. – VI. Искание православным западнорусским духовенством удовлетворения справедливости в судах. – VII. Положение православного крестьянства. – VIII. Проект Виленского игумена Азарии. – IX. Различные способы совращения православных в латинянство. – X. Помощь западнорусскому православию из России – и, главным образом, из Киева. – XI. «Кошельковый сбор» в пользу западнорусских православных церквей и монастырей. – XII. Влияние тяжёлых условий жизни на состав православного западнорусского духовенства. Славные сыны Киевской академии. – XIII. Скорбный лист западнорусского православия. – XIV. «Плача достойный» внешний вид уцелевших православных уголков среди воинствующего латинства и таковое же внутреннее их состояние. – XV. Вытекавшие из тяжёлого положения православия в западнорусских областях, бывших под Польшей, задачи России в отношении к возвращённым ей от Польши западнорусским областям. I Вторая половина XVIII века была временем предсмертной агонии Польского государства. „Дух саморазрушения” господствовавший в польской государственной жизни на всём её протяжении 1 , вёл речь посполитую ускоренными шагами к роковой политической могиле. Историки, оглядывающие на расстоянии столетия прошедшие судьбы польской государственной жизни, без труда замечают всюду носившиеся в ней зловещие признаки близкой смерти. Законы без силы, король без власти, сейм без дисциплины, казна без денег, народ без прав, дворянство без твёрдых нравственных устоев и – в довершение всего – религиозная борьба двух половин государства: такие язвы на политическом теле не излечимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Январь 23 января 1866. После ранней обедни в воскресение (дома). Благодарю Тебя, Господи, яко услышал мя еси, егда воззвах к Тебе в сердце моем. Но отыми от Мене, Господи, прелесть сластей. Господи! Да не истощеваются всуе дары Твоей благости – не попусти быть роскоши суетной в доме моем, да будет же в доме моем только всё необходимое к благоприличию жилища и к здравию и бодрости и благоприличному одеянию и украшению тела относящееся, а не к сластолюбию и расслаблению душ и телес или к суетному блеску и красоте, да тленные сласти земные не отринут нас от Тебе. Истинные и вечные сладости да земной блеск и красота не лишат нас лицезрения Тебе, непритупного и умного 7 Света и неизреченной доброты 8 Твоего Божественного зрака. Господи! Даждь мне благодать прилепиться к Тебе единому всем сердцем моим до последнего моего издыхания и потом. Аминь. Господи! Даждь мне благодать не прилагать сердца ни к чему тленному. Аминь. Господи! Даждь мне всю надежду жизни в Тебе едином полагать. Лукавый и всезлобный враг соединяется с нашею душою чрез пристрастие ее к земным благам – отсюда необходимость презирать земные блага, вменяя их в сор и прах и помет ради Бога и ради лести бесовской, хотя земные блага сами в себе, как творение Божие, благи и прекрасны и полезны. Читай церковные молитвы при многочисленном стечении народа так, как будто бы был в церкви один человек или несколько простых людей, которых ты нимало не опасаешься. О сахаре, потребляемом своими или гостями, говори: это пыль земная; о чае-кофе и сластях говори: это [...]. Человек, как образ Всетворца Бога, имеет полномочие над всеми земными вещами – всё для него, как царя, и всякий человек имеет права владычества над земными вещами и существами, а не один кто-либо. Изъявляющий господство один кто-либо есть гордец – чадо дьявола и самолюбец. Еда [рус.: будто] вселитеся едини на земли [ Ис. 5, 8 ] и вся благая земли снесте? Что ты гониши внутренно присного 9 своего, [отца] своего? Ты недостоин благ земных, а прочие все достойны их; тебе не следует быть на земле, а прочие должны быть на ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Скачать epub pdf 5. Владычество человека Писание говорит о владычестве человека над мирозданием – владычестве, которым наделил его Создатель. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. ( Быт.1:26–28 ) Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! ( Пс.8:4–10 ) Эти стихи Библии говорят о двух вещах – во-первых, человек обладает властью над творением; во-вторых, источник этой власти – Бог . Власть человека должна была проявляться в “возделывании и хранении” мира: И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. ( Быт.2:15 ) Как говорит св. Иоанн Златоуст , Человек есть превосходнейшее из всех видимых животных; для него-то и создано все это: небо, земля, море, солнце, луна, звезды, гады, скоты, все безсловесныя животныя. Почему же, скажешь, он создан после, если превосходнее всех этих тварей? По справедливой причине. Когда царь намеревается вступить в город, то нужно оруженосцам и всем прочим идти вперед, чтобы царю войти в чертоги уже по приготовлении их: так точно и теперь Бог, намереваясь поставить как бы царя и владыку над всем земным, сперва устроил все это украшение, а потом уже создал и владыку, и таким образом на самом деле показал, какой чести Он удостоивает это животное… Сказав: сотворим человека по образу нашему и по подобию, (Бог) не остановился на этом, но последующими словами объяснил нам, в каком смысле употребил слово образ. Что говорит? – И да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и всеми гады, пресмыкающимися по земли. Итак, образ Он поставляет в господстве, а не в другом чем. И в самом деле, Бог сотворил человека властителем всего существующаго на земле, и нет на земле ничего выше его, но все находится под его властно. (Св. Иоанн Златоуст Беседы на книгу Бытия Беседа VIII)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

архим. Кирилл (Павлов) О нашем времени. Сказано 10 января 2001 года Будем надеяться, что на будущее время Господь не оставит нас без Своей помощи. Время сейчас сложное и опасное. Надо бодрствовать и трезвиться. Враг тонко, хитро наступает, приближается.... Чувствуется приближение и дыхание антихриста, это скрывать нечего, да. Здесь не надо в панику вдаваться ни в коем случае. Сейчас именно идут сигналы, которые нас настраивают на то, что­бы быть ближе к Богу. Ближе к Богу – и ближе друг к другу. Стараться нерадение свое уже оставить, посерьезнее отнестись и к вопросу своего спасения, и своего исправления, испытания. А для того, чтобы одержать победу, надо облечься во всеоружие Божие, чтобы все козни эти преодолеть, устоять. Поэтому, как никогда сейчас, надо нам облечься в броню веры и любви христианской. Надо знать, как апостол говорит, что Господь предопределил нас не на гнев, а для получения спасения во Христе Иисусе, умершем за нас. Как Апостол пишет солунянам, «что о временах и сроках нет нужды вам знать, братья, вы сами достоверно знаете, что пришествие Христово будет как тать ночью, когда будут говорить мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба... Но вы, братия, не во тьме, чтобы день вас застал как тать... вы сыны дня и света, а тьмы не сыны. Поэтому не будем спать, как спят прочие, но будем трезвиться и бодрствовать. Спящие спят ночью, упивающиеся упиваются ночью. Мы, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви, ждем надежды спасения». Поэтому – надо трезвиться. А самое главное, надо любовь хранить. Не нужно никакой вражды, никаких расколов, враг эту мысль дал. Надо любовь хранить. Не надо давать врагу никаких расколов учинять. Помните, как во время революции у нас в Церкви – обновлен­цы, из среды же Церкви вышли епископы-обновленцы. Знаете, вот так и... А это на руку им... Враг боится мира. Вражда – самое его испытанное средство. Поэтому, желаю вам, чтобы братство было единодушное. Снисходили бы друг к другу, прощали бы друг другу. И только. Как апостол Павел сказал: «Возлюбленные и избранные Божие, облекитеся в милосердие, в благость, в смиренномудрие, в кротость, долготерпение, снисходя друг к другу, и прощая взаимно обиды, жалобы. Особенно облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. Мир Божий да владычествует, господствует во всех сердцах. Мы призва­ны в одном теле, и будьте дружелюбны...»

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

Архимандрит Лазарь (Абашидзе): «Антихрист заходит в Грузию» «В нашей Церкви верующие и даже некоторые из духовенства проповедуют приближение религиозного «возсияния»(возрождения), говорят, что приближается светлое время для христиан, что в последние, апокалептические времена антихрист будет властвовать повсюду, а в Грузию он так и не войдет и т. д . Но охваченные приятными и сладкими мечтаниями, занятые приведением в порядок внешних церковных дел и мест для отдохновения (в ожидании того благоприятного периода) множество духовных лиц и мирян не замечают (или не хотят замечать), как в Грузию заходит дух антихриста, который запускает глубокие корни в души людей и начинает свое владычество во всех слоях жизни. Сейчас все зависит от нас, и самое страшное – что люди безмолвствуют. Безмолвствуют священники и духовенство, лишь изредка слышен предупреждающий голос Вот пытаются ввести в школах " половое воспитание " , существенно сократить курс отечественной истории – на осуществление этой программы из Европы, из самого лона сатанинского, в Грузию текут огромные денежные средства! Что это значит? Тот, кто ознакомится со смыслом этого проекта «половое воспитание», посмотрит новые учебные издания – ясно увидит их желание, чтобы ребенок с самого раннего возраста начал изучать разный половой разврат. Их цель – вытравить любое чувство стыда, они желают поставить целью жизни поиск услаждением похотью. Начинается страшное, жестокое гонение на человеческую совесть, нравственные ценности и духовность. Но для чего это нужно мировым политикам, почему они не скупятся на такие средства и тратят на это столько денег, чтобы купить у детей и их родителей совесть? Потому что сейчас во всем мире проводится активная работа для того, чтобы подготовить пути антихристу, всеми этими мероприятиями руководят сами темные силы. Для них важно подготовить какой-то общий мировой порядок, то есть подготовить людей в общности интересов, общности желаний, в едином стремлении – лишь тогда будет возможно единое мировое господство и контроль над всем человечеством, только тогда диавол сможет осуществить свою древнюю мечту: поклонение ему всего человечества как господу богу.

http://pravoslavie.ru/90678.html

Ахитофел Покорила еси неработное твое достоинство телу твоему: иного бо Ахитофела обретши врага, душе, снизшла еси сего советом: но сия разсыпа Сам Христос, да ты всяко спасешися. Душа, сотворенная по образу и подобию Божию и в этом отношении немногим умаленная пред Ангелами, должна господствовать над телом, использовать его как орудие для достижения духовных целей, привлекать его к участию в богоугодных делах. Душа должна помнить, что не она создана для тела, а тело для нее, как ее одежда. К сожалению, грех извратил их отношения. Душа унижает перед телом свое неработное, владычественное достоинство: она не ограничивается согласием на удовлетворение – в пределах, указываемых разумом и законом, – его естественных потребностей, но с рабской покорностью служит его прихотям в пище, одежде, жилище, родотворении и тому подобном. В порывах усердия к этому служению она забывает свои духовные потребности, не заботится о познании того, что нужно знать для вечного спасения, пренебрегает обязанностями благочестия, самоотвержения и любви к ближним, заглушает в себе потребность общения с Богом и тем губит себя. Кийждо искушается на грех, от своея похоти влекомъ и прельщаемь ( Иак.1:14 ), но не без участия посторонней злой силы, исконного врага нашего спасения. Он всегда старается уловить людей в свою его волю ( 2Тим.2:26 ) и помогает плоти поработить дух, внушая человеку, что не стоит жить для духа, что счастье заключается в чувственных благах и удовольствиях, что жизнь человеческая коротка и что потому надобно спешить пользоваться ею, чтобы извлечь из нее все, что она может дать приятного для чувственности. Подобные внушения, обольстительные для плоти, напоминают злой совет Ахитофела во время возмущения Авессаломова. Ахитофел изменил Давиду и после его бегства подал совет Авессалому немедленно напасть на Давида, чтобы воспользоваться его утомлением и неготовностью к обороне. К счастью, совет Ахитофела был разрушен Хусием, который, оставаясь верным Давиду, вошел в доверие Авессалома и убедил его помедлить с нападением на Давида и сначала собрать против него со всего Израиля многочисленное войско, чтобы наверняка победить его. Ахитофел с горя, что его не послушали, покончил жизнь самоубийством ( 2Цар.17:1–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010