В Екатеринбурге начался крестный ход с мощами благоверного князя Александра Невского 12 июня 2021 г. 18:45 12 июня 2021 года, в День России, в Александро-Невском Ново-Тихвинском женском монастыре г. Екатеринбурга митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений совершил молебен перед ковчегом с мощами благоверного великого князя Александра Невского. С этого богослужения начался Восточный крестный ход , приуроченный к 800-летию со дня рождения святого князя Александра Невского. Крестный ход организован по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, при поддержке Русской Православной Церкви и Благотворительного фонда имени равноапостольного князя Владимира. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Екатеринбургской епархии  протоиерей Николай Ладюк, секретарь епархиального совета игумен Вениамин (Райников), руководитель службы протокола протоиерей Николай Тарантин, руководитель административного секретариата иеромонах Аркадий (Логинов), председатель отделов по связям Церкви с обществом и СМИ и по взаимодействию с казачеством, старший священник Храма на Крови протоиерей Максим Миняйло, благочинный Монастырского округа Екатеринбургской епархии игумен Иероним (Миронов), благочинный Рождественского округа г. Екатеринбурга, настоятель храма Рождества Христова иерей Андрей Юганец, помощник начальника отделения по работе с верующими военнослужащими Центрального военного округа, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери протоиерей Андрей Канев, духовенство Екатеринбургской епархии. За богослужением молилась настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря игумения Домника (Коробейникова) с сестрами обители. В храме присутствовали командующий войсками Центрального военного округа генерал-полковник А.П. Лапин, заместитель губернатора Свердловской области В.А. Чайников, представители Благотворительного фонда имени равноапостольного князя Владимира. По окончании молебна митрополит Евгений обратился к верующим с архипастырским словом, выразив надежду на то, что как раньше во времена жизни Александр Невский «шествовал по своей стране, обходя ее пределы, чтобы навести порядок внутри городов и княжеств, защитить страну от внешнего врага», так и сегодня он невидимою своей рукою устроит мирное и благочестивое житие нашего Отечества. «То, что сегодня мы живем в нашей стране, что в стране сохраняются те ценности, которые получил князь Александр от своего прародителя великого князя Владимира, — это заслуга нашего небесного покровителя», — отметил глава митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/5819601.ht...

Выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» ФОТОРЕПОРТАЖ В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» , приуроченная к тысячелетию первого письменного упоминания о Суздале, которое будет отмечаться в 2024-м году. На выставке представлено около 600 экспонатов из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, в том числе уникальные Златые врата суздальского Богородице-Рождественского собора (XIII век), список иконы Богоматери Владимирской, который приписывается Андрею Рублеву, и другой, авторства Симона Ушакова, список второй половины XVI века с одной из древнейших русских икон «Богоматерь Боголюбская», созданной по заказу князя Андрея Боголюбского, первый иллюстрированный «Букварь» (1694) Кариона Истомина, колокол, отлитый известным псковским литейщиком середины XVI века Порфирием Григорьевым, надгробная плита Великой княгини Агриппины из Воскресенского собора Александровского монастыря в Суздале (XIV век), Евангелие с автографом князя Дмитрия Пожарского и другие уникальные артефакты. Многие экспонаты представлены публике впервые. Самые ранние предметы относятся к IX–X векам.. Цель выставки — показать, что Владимиро-Суздальская земля за многие столетия своего существования накопила огромную сокровищницу памятников духовной и материальной культуры. Посетить выставку можно по адресу: Западное крыло Новой Третьяковки, зал 1 (г. Москва, Крымский Вал, д. 10). Ближайшие станции: метро «Октябрьская» или метро «Парк Культуры». Телефоны поддержки: +7 495 622–73–41 и 8 800 250–73–41. Выставка продлится до 10 мая. vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Иван Новиков-Двинский/Третьяковская галерея vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Иван Новиков-Двинский/Третьяковская галерея vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Иван Новиков-Двинский/Третьяковская галерея vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Иван Новиков-Двинский/Третьяковская галерея vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Иван Новиков-Двинский/Третьяковская галерея vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/150657.html

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Владимир Путин принял участие в рождественском богослужении в Успенском соборе Владимира 7 января 2002 г. Владимир Путин, совершивший в рождественские дни поездку по Владимирской области, принял участие в праздничном богослужении в Успенском кафедральном соборе 7 января. Как сообщил корреспондент " Интерфакса " , в ночь Рождества Христова президент вместе с тысячами горожан молился на службе, которая прошла в одном из самых древних храмов России, украшенном фресками преподобного Андрея Рублева. Богослужение возглавил архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Церковный год > > Рождество Христово Интерфакс/Православие.Ru Владимир Путин посетил школу в Малоярославце Малоярославец (Калужская область), 7 января 2002 г. 6 января Владимир Путин посетил в Переславле-Залесском Спасо-Преображенский собор. У входа его встретил настоятель собора, который поздравил президента с наступающим Рождеством. Фото Владимира Родионова и Сергея Величкина (ИТАР-ТАСС) Президент РФ Владимир Путин продолжил сегодня свою рождественскую поездку по российским городам. Накануне глава государства посетил три города Золотого кольца: Переславль-Залесский, Гусь-Хрустальный, Владимир. Затем Владимир Путин приехал в Малоярославец. Здесь он посетил общеобразовательную среднюю школу. Владимир Путин посмотрел рождественское представление, которое приготовили воспитанницы детского приюта " Отрада " Черноостровского женского монастыря и учащиеся этой школы. Поблагодарив за представление, глава государства поздравил детей с Новым годом и Рождеством Христовым, отметив, что в этот праздник " мы живем в ожидании чуда " . Архиепископ Калужский и Боровский Климент, поздравляя Владимира Путина с Рождеством, пожелал, чтобы " Россия стала крепким государством, а ее дети, когда вырастут, гордились, что живут в этой стране " . ИТАР-ТАСС/Православие.Ru На Кубе впервые торжественно отмечено православное Рождество 08.01.2002 На Кубе впервые торжественно отмечено православное Рождество. Божественная литургия по случаю праздника Рождества Христова состоялась в зале торгпредства России в Республике Куба. В праздничном богослужении приняли участие постоянно проживающие на острове граждане России и СНГ.

http://zavet.ru/news/news020105.htm

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Пресвятой Богородицы Скоропослушница Невская Первообраз этой иконы, находящейся на Афонской горе, в монастыре Дохиар, написан в Х веке. Сохранилось предание о первых чудесах, явленных от этой иконы. Один из монахов, Нил, слышал голос этой иконы, но не внял ему, не уверовав в возможность чуда, явленного Божией Матерью, за что и был ослеплен. Но после усердных молитв Божия Матерь вернула ему зрение, возвестив: «Передай братии, с этих пор Я - их покров и защита монастыря. Пусть они и все православные прибегают ко Мне в нуждах, и никого я не оставлю. И будет икона Моя именоваться «Скоропослушница», потому что всем притекающим к ней буду являть Я милость и услышание скорое». С тех пор множество чудес явила Богородица через этот образ. Прозревали слепые, начинали ходить хромые, спасались от плена, и совершались многие другие чудесные явления и исцеления притекающих к этому образу. Петербургский список Божией Матери «Скоропослушницы» отличается по иконографии от афонского прообраза. На нем изображена Божия Матерь без Богомладенца, с молитвенно простертой десницей. Подобное изображение не было известно прежде и представляет собой новый иконографический тип иконы «Скоропослушницы». По сути, на берегах Невы прославилась новая икона Божией Матери. Под одним названием стало существовать два образа Божией Матери. В связи с почитанием этого образа и для того, чтобы отличить его от Скоропослушницы-Одигитрии, патриарх Алексий II своим указом в 2004г. присвоил иконе наименование Невской Скоропослушницы. Образ, находящийся ныне в Свято-Троицком соборе Лавры, первоначально был написан для Никольского Бар-градского подворья в С.-Петербурге, находившегося на пересечении 2-й Рождественской и Мытнинской улиц. Этот тип иконы не встречается ни в Греции, ни на православном Востоке, поэтому образ называют еще «Невской Скоропослушницей». Петербургский список иконы стал вкладом Великого князя Сергия Александровича и его супруги Елизаветы Феодоровны (позже прославленной Церковью) в строящийся храм. Для иконы в храме был вырезан киот по образу киота иконы Владимирской иконы Божией Матери в Успенском соборе Кремля для того, чтобы подчеркнуть ее особое значение для Петербурга и всей России. Очень скоро образ прославился чудотворениями и стал весьма почитаться петербуржцами. Особо почитался он Императором Николаем II и его Семьей, которые возносили свои молитвы к святой иконе до последних дней своей жизни. Императрица Александра Феодоровна писала А.А. Вырубовой в декабре 1917 года, находясь в тобольской ссылке: «Помолись за нас и за тех, кого мы любим, и за нашу дорогую Родину, когда бываешь у «Скоропослушницы»; ужасно люблю Ея чудный лик».

http://pravicon.com/info-701

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 4 (52) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2020-01-05) Происхождение изображения: Загружено 2020-01-05, анонимно. Описание: Боголюбская икона Божией Матери передана в Никольский кафедральный собор г.Тейково. Историческая справка В далеком 1831 году на Тейково обрушилось большое испытание: в село пришла холера. Число погибших от морового поветрия, как именовали заболевание в те времена, шло на сотни. Бороться со смертельным недугом в Тейково прибыл Владимирский губернский предводитель дворянства Андрей Петрович Хметевский. Уроженец соседнего с Тейковом села Березовик, он не смог оставаться в стороне от бедствия земляков. Хметевский организовал лечебницу для пострадавших, доставил лекарей. Однако, все усилия оказывались тщетными, тейковцы продолжали умирать. В своих донесениях, адресованных владимирскому губернатору, Андрей Петрович с горечью сообщал: «… положение крестьян местного селения заставляет меня еще остаться здесь, не могу Вам выразить, какое в них возрыдалось уныние и, даже можно сказать, отчаяние… Заболевших никак не могли уговорить принять лекарство. Некоторые по сделанным убеждениям и приказаниям и брали лекарство в рот, но, исходя наружу, выплевывали. Привозят же больных в таком положении, что тяжелые умирают уже через несколько часов. Вот что и заставляет меня завтра тотчас после обедни поднесть образы в приготовленную фабрику для лазарета, отслужить молебен с водосвятием и приступить к переводу больных…». Будучи глубоко верующим человеком, Хметевский в те страшные дни много молился, понимая, что лишь чудо может спасти село от полного вымирания. Он же по благословению епископа Владимирского и Суздальского Парфения доставил в село икону — список с почитаемой иконы Боголюбской Божией Матери. Она и сотворила чудо, молитвы были услышаны Царицей Небесной, и холера отступила. За усердие и самоотверженность, проявленные при борьбе с эпидемией холеры, Хметевскому было объявлено монаршее благоволение. Поскольку Андрей Петрович был прихожанином Боголюбского монастыря и особым почитателем Боголюбской иконы Божией Матери, то после своей кончины в 1849 году он был погребен в Боголюбском монастыре у стен древнего Богородице-Рождественского собора.

http://pravicon.com/image-34313

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЛЮБСКИЙ В ЧЕСТЬ ЯВЛЕНИЯ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ) МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание БОГОЛЮБСКИЙ В ЧЕСТЬ ЯВЛЕНИЯ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ) МОНАСТЫРЬ (Владимирской и Суздальской епархии), в пос. Боголюбово Суздальского р-на Владимирской обл. Панорама мон-ря с запада (выделено место основания мон-ря). Фотография. 2002 г. Панорама мон-ря с запада (выделено место основания мон-ря). Фотография. 2002 г. Ок. 1157/58 г. св. блгв. кн. Андрей Юрьевич Боголюбский основал неподалеку от Владимира на берегу р. Клязьмы загородную резиденцию - «град камен» Боголюбово (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 231), в к-ром построил ц. в честь Рождества Богородицы и др. храмы. Источники, относящиеся к более позднему времени, объясняют выбор места волей Богоматери, изъявленной через Ее Владимирскую икону (ст. 1-й пол. XV в. «А се князи рустии», дополняющая Комиссионный список НПЛ), или непосредственно при явлении Пресв. Девы кн. Андрею (Житие кн. Андрея Боголюбского, нач. XVIII в., «Сказание о чудесах Владимирской иконы Богоматери» в редакции сер. XVIII в., «Летопись Боголюбова монастыря» игум. Аристарха, 1767-1769). Ансамбль построек в Боголюбове включал в себя помимо храмов двухэтажный каменный дворец князя, соединенный переходом с лестничной башней и хорами дворцовой Рождественской ц., каменный киворий, сооруженный, по преданию, на месте, где стоял шатер князя и где явилась ему Пресв. Дева, возможно, еще одну башню; замок был обнесен каменными стенами. В создании дворцового ансамбля принимали участие европ. зодчие: по мнению О. М. Иоаннисяна,- из Ломбардии, по мнению А. И. Комеча и др. исследователей,- из Юж. Германии. По повелению кн. Андрея была написана Боголюбивая, или Боголюбская , икона Божией Матери. Под 1214/15 г. летопись впервые упоминает о Б. м., сообщая о кончине проживавшего там на покое свт. Иоанна , еп. Ростовского и Суздальского (ПСРЛ. Т. 1. М., 1997. Стб. 438). Однако основание обители на территории княжеского замка, по-видимому, нужно отнести ко времени жизни св. кн. Андрея, о чем пишет в «Летописи Боголюбова монастыря» игум. Аристарх: «Благоверный великий князь Андрей Георгиевич Боголюбский устрои в Боголюбове при церкви Рожества Пресвятыя Богородицы другую церковь трапезную во имя святаго мученика Леонтия, и монашествующую братию собра, и постави им первоначальнаго игумена Сергия». Источник этой статьи неизвестен, но, как можно заключить, автор «Летописи» пользовался не дошедшими до нас документами из монастырского архива. Б. м., по-видимому, является первым примером традиции, в соответствии с к-рой владимирские князья сооружали на территории своих резиденций соборный храм или храмы и основывали придворные мон-ри, напр. Успенский, Дмитровский соборы и Рождественский мон-рь во Владимире, Георгиевский собор и Михаило-Архангельский мон-рь в Юрьеве-Польском.

http://pravenc.ru/text/149505.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Владимирской и Суздальской епархии), в г. Суздале Владимирской обл. Основан в нач. XIII в. Точное время и обстоятельство устроения Е. м. неизвестны, летописных сведений об этом не сохранилось. Принятая в исторической лит-ре дата основания - 1207 г. впервые и без ссылки на источники приведена в сочинении ключаря Богородице-Рождественского собора А. Фёдорова XVIII в. «Историческое собрание о Богоспасаемом граде Суздале»: «Монастырь девич Положения Ризы Пресвятыя Богородицы древняго строения, построенный в лето 6715 (т. е. 1206-1208 гг.- А. М.) близ стены, что в старый по кремле земляный вал» ( Фёдоров. 1855. С. 56-57). Прп. Евфросиния Суздальская с видом на Ризоположенский мон-рь. Литография. XIX в. (ГПИБ) Прп. Евфросиния Суздальская с видом на Ризоположенский мон-рь. Литография. XIX в. (ГПИБ) Е. м. известен прежде всего как место иноческих подвигов в 1-й пол. XIII в. прп. Евфросинии Суздальской, предания о к-рых и чудеса, современные агиографу, впервые записал насельник Евфимиева суздальского монастыря инок Григорий в XVI в. Преподобная была канонизирована предположительно в 1576 г., мощи обретены 18 сент. 1698 г. В наименовании мон-ря имя святой появляется, очевидно, с посл. четв. XVI в. Существование Е. м. в XIII в. косвенно подтверждается результатами археологических раскопок, проведенных в 1990-1991 гг. под рук. М. В. Седовой : установлено, что на рубеже XI и XII вв. в районе обители находился курганный могильник, на месте к-рого с сер. XII в. была улица, застроенная усадьбами посадских. В нач. XIII в. происходит перепланировка участка, улица исчезает. По мнению Седовой, это произошло в связи с основанием прп. Евфросинией рядом с Е. м. Троицкого мон-ря для пострига «мужатых жен» ( Седова. 1997. С. 141-143). В 1764 г. Троицкая обитель была упразднена, а ее насельницы переведены в Е. м., Троицкая ц. бывшего мон-ря стала приходской и приписывалась к Е. м. дважды: с нач. 40-х гг. XIX в. до 1851 г. и с 6 нояб. 1871 г. до упразднения мон-ря в 1923 г.

http://pravenc.ru/text/187868.html

Откровенные рассказы странника духовному своему отцу Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. — 3-е изд., испр. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — 368 с. – (Б-ка духовной прозы) Эта книга – одна из самых замечательных книг о молитве. Учиться непрестанной Иисусовой молитве по ней благословляли святитель Феофан Затворник и оптинские старцы. На ней воспиталось несколько поколений православных людей. Приводим отрывок из книги. ПРЕДИСЛОВИЕ «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» достаточно известны в России. Первые четыре рассказа написаны русским автором во второй половине прошлого века и распространялись в рукописном и печатном виде. Они были обнаружены и переписаны на Афоне настоятелем Черемисского монастыря Казанской епархии игуменом Паисием и им же изданы. В 1884 году в Москве вышло уже четвертое издание. Кроме указанных четырех рассказов, в бумагах в Боге почившего преподобного старца иеросхимонаха Амвросия Оптинского, были обнаружены в рукописи еще три рассказа странника, которые названы «Свиданиями». Они дважды издавались в России в 1911 году тщанием архиепископа Никона (Рождественского; † 1917/18), а затем переиздавались за границей. Кому принадлежат эти рассказы, неизвестно. На сей счет высказывались различные предположения. В числе возможных авторов называли и игумена Тихона — настоятеля одного из монастырей Нижегородской или Владимирской епархии, автора ряда душеполезных книг, и архимандрита Михаила, настоятеля Троицкого Селенгинского монастыря, и преподобного Амвросия Оптинского, и святителя Феофана Затворника Вышенского. Но достаточных оснований отдать предпочтение кому-либо из них не имеется. Вероятно, автор рассказов был неизвестный, хотя и одаренный писатель. Святой епископ Феофан (Говоров), Вышенский Затворник (1815—1894), свидетельствует о том, что сам исправил «Рассказы» и дал им известный нам вид. Об этом он написал Н.В. Елагину в письме от 26 октября 1882 года: «...Помните или знали ль Паисия Саровского — теперь игумена где-то в Казанской епархии? Он начал рассказ странника, искавшего молитву Иисусову... Я эту книжицу поправил и дополнил... и послал для второго издания».

http://pravoslavie.ru/30850.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВЛАМПИЙ Евлампий (Введенский), еп. Калужский и Боровский. Фотография с портрета 1-й пол. XIX в. (РГИА) Евлампий (Введенский), еп. Калужский и Боровский. Фотография с портрета 1-й пол. XIX в. (РГИА) (Введенский Евфимий Иванович; 1756, г. Юрьев-Польский Московской губ., ныне Владимирской обл.- 22.05.1813, Лаврентиев калужский мон-рь), еп. Калужский и Боровский. Род. в семье диакона. Фамилию получил по месту служения своего отца - в юрьев-польском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыре . Окончил Владимирскую ДС, в 1788 г.- Славяно-греко-латинскую академию . В 1787 г. (по др. сведениям, в 1788) был пострижен в монашество с именем в честь мч. Евлампия, рукоположен во иерея и назначен префектом (инспектором) Троице-Сергиевой семинарии, в 1792 г.- ректором семинарии. С 1792 по 1795 г. Е. был наместником ТСЛ. С 23 июля 1795 г. игумен Заиконоспасского московского монастыря , с дек. 1797 г.- архимандрит Донской иконы Божией Матери московского монастыря. 29 июня 1801 г. Е. был хиротонисан во епископа Архангельского и Холмогорского. Новопоставленный архипастырь, по словам знавшего его кн. А. Долгорукого, «проводил жизнь анахорета», чем удивлял ближних. Освятил неск. церквей в Архангельске, в т. ч. в 1802 г. восстановленные после пожара приделы преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и пророка Илии в Рождественском храме и в 1805 г. уникальный иконостас кафедрального Троицкого собора, впосл. поразивший имп. Александра I («Я всю Россию дважды объехал, но таких царских врат нигде не видел»). Награжден орденом св. Анны 1-й степени (1806). 16 апр. 1809 г. Е. был переведен на Калужскую и Боровскую кафедру. Будучи весьма требователен к ищущим священного сана, рукополагал во пресвитеров лишь окончивших ДС и только по достижении возрастного ценза; подобная практика в то время была исключением. Если воспитанник просил рукоположения до окончания учебы, Е. предлагал доучиться, а исключения делал только по просьбам вдов и сирот духовного звания. Даже диаконов посвящал на места своих отцов лишь после строгого личного испытания. Редко переводил клириков с места на место; вразумлял тех священников, кто «по болезни» оставляли деревенские приходы и нанимались служить ранние литургии в городских храмах Калуги.

http://pravenc.ru/text/187166.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИРСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Владимирской и Суздальской епархии), основан между 1197 и 1206 гг. во Владимире кн. Всеволодом (Димитрием) Юрьевичем Большое Гнездо. Юж. и вост. границей В. Р. м. служил вал т. н. Печернего города, на западе к мон-рю примыкала резиденция князя, а также соборы Димитрия вмч. и Успения Пресв. Богородицы . В наиболее раннем описании Владимира - писцовой книге И. А. Головленкова и В. Львова 1624-1625 гг.- эта местность названа «кремлем» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. 71. Л. 1 об.). В. Р. м. в кон. XII-XVIII в. Мн. исследователи считают временем основания В. Р. м. год закладки каменной ц. в честь Рождества Богородицы - 1192-й (указание летописей) или 1191-й (в кладке зап. стены храма (до его разрушения в 1930) находился камень с надписью, очевидно XVII в.: «Начало Рожествена монастыря лета 6699»). Однако в летописных статьях о закладке (1192) и об освящении (1197) Рождественского храма не говорится об учреждении при нем мон-ря (ПСРЛ. М., 2001. Т. 1. Стб. 409, 413). Впервые игумен В. Р. м. упоминается в летописи под 1206 г. Под 1212 г., в некрологе вел. кн. Всеволоду, летописец сообщает: «И монастырь созда, в нем церковь камену Рождество Святыя Богородица» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 424, 437). (При описании погребения в 1175 св. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях упоминается «игумен святое Богородици Володимерьское» Феодул, к-рый привез тело убитого князя из Боголюбова во Владимир (ПСРЛ. М., 1962. Т. 1. Стб. 370; М., 1998. Т. 2. Стб. 593). Нек-рые историки, ошибочно считая Феодула игуменом В. Р. м. (он являлся, по-видимому, настоятелем владимирского Успенского собора), полагали основателем мон-ря кн. Андрея Боголюбского.) Мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) Мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) Первое время В. Р. м. управляли игумены, между 1227 и 1230 гг. в обители была учреждена архимандрития . В 1238 г., при взятии Владимира татарами, мон-рь был разграблен и сожжен, архим. сщмч. Пахомий убит, вероятно, погибли и др. иноки ( Приселков М. Д. Троицкая летопись. М.; Л., 1950. С. 316). В. Р. м. считался старшей рус. обителью до 1561 г., когда по грамоте Московского митр. св. Макария первенство перешло к Троице-Сергиеву мон-рю. В «Лествице о соборных властех» 1599 г. и «Лествице Патриарха Иоасафа I» 1635-1637 гг. В. Р. м. стоит на 2-м месте среди рус. обителей. В 1667 г. настоятелю мон-ря архим. Филарету было пожаловано право ношения скрижали на мантии, архиерейского посоха и именование «преподобнейший». К В. Р. м. были приписаны в 1682 г. Феодоровский мон-рь в вост. предместье города, в 1692 г. владимирский во имя вмч. Георгия Победоносца мон-рь .

http://pravenc.ru/text/154981.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010