Ворша. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Ред. 2011г. =========== До строительства в XVIII веке церквей деревня была государевой дворцовой и называлась Починки, потом перешла к Владимирскому Рождественскому монастырю . Жители окрестностей занимались промыслом бобров (бобровики) и поставкой шкур на мех. Починки были приписаны к Арбузовскому приходу, но в половодье, из-за разлива реки Клязьмы, приход был отрезан от своего храма и " не поспевал к пению " , а крестьяне жаловались церковным властям " у нас многие без потреб всяких церковных помирают " . Существующая действующая каменная Троицкая церковь построена в 1832 году взамен деревянных Дмитриевской (1714) и Троицкой теплой (1755). В честь них в большом каменном храме имеются приделы, третий придел св. блгв. кн. Александра Невского. Его существование обосновано существенным вкладом архимандрита Рождественского монастыря Благолепы, который по преданию пожаловал в старую деревянную церковь иконостас и икону св.блгв.кн. Александра Невского. Эта икона почиталась чудотворной. Колокольня достроена в 1839 году вместе с оградой. Современное состояние характеризуются удобным местоположением неподалёку от федеральной трассы. Просторная Троицкая церковь в Ворше снискала популярность у населения для устройства пышных венчаний, что особенно заметно в выходные летние погожие дни по кортежам из нарядных автомобилей. (Использованы материалы книги Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии.//Выпуск первый. Владимир и Владимирский уезд. Составили В. Добронравов и В. Березин. Губ. г. Владимир. Типо-Литография В.Паркова, 1893. стр. 115-118) Село Ворша (Ворща) - в 21 версте от Владимира. До XVIII ст. это село не имело церкви и именовалось деревней «Починки»; вместе с ближайшими деревнями: Кониной, Овинцевой, Козьминой и Елховицей принадлежала к приходу села Арбузова, в 7 верстах, за рекой Клязьмой. Дальность расстояния от села, неудобство сообщения с приходской церковью в половодье побудило жителей Починок и упомянутых деревень построить свою церковь и основать свой приход. В 1710 г. 1 июня они отправили прошение в патриарший казенный приказ о дозволении постройки церкви в дер. Починки и дать благословенную грамоту. 17 июня 1710 г. крестьянам означенных деревень из патриаршего казенного приказа выдана была благословенная грамота на строение в дер. Починках церкви во имя св. Димитрия Солунского.

http://sobory.ru/article/?object=02091

Горицы. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь с колокольней Карта и ближайшие объекты " Село Горицы при реке Рпени находится в 10 верстах от губернского города. Начало этого поселения восходит по крайней мере к XV веку. В жалованной грамоте великого князя Василия Иоанновича от 1515 г. в числе сел, с которых великий князь приказывал ежегодно давать определенный сбор в пользу причта Владимирского Дмитриевского собора, упоминаются " Старыя и Новыя Горицы. Великим князем Иоанном Васильевичем село Горицы пожаловано Рождественскому Владимирскому монастырю, во владении коего и находилось до упразднения монастырских вотчин. Название Гориц селом в грамоте 1515 г. указывает на то, что и тогда была здесь церковь. Существование её в начале XVII столетия подтверждается записью в патриарших окладных книгах 1628 г., где сказано: " церковь Преображения Господа Бога Нашего Иисуса Христа в селе в Горицах в вотчине Рожественского монастыря... дани 9 алтын 2 денги; в 1656 г. дани положено 1 рубль 16 алтын, заезда гривна " . В 1710 г. при этой церкви были " поп Степан Власов, дьякон Михаил Власов, дьячек Илья Алекеев " . В 1746 г. на Горицкую церковь дани было положено 1 руб. 88 коп. Этими данными подтверждется непрерывное существование церкви в селе Горицах за полтора века. Сведения о дальнейшей судьбе церкви в селе Горицах до половины нынешнего столетия скудны. Известно, что в 1829 г. пристроен был придел—в честь Николая Чудотворца—на память о церкви, бывшей в нынешней приходской деревне Масленке. В 1838 г. заложена была существующая ныне каменная церковь; освящена она в 1857 г. В 1875 году трапеза была расширена. Колокольня окончена постройкою в 1865г. Престолов в церкви два: в настоящей, холодной,—в честь Преображения Господня (над этим престолом устроена сень), в приделе—во имя Святителя Николая Чудотворца. Из святых икон пользуется особенным уважением у прихожан и почитается ими за чудотворную древняя икона Святителя Николая, перенесенная сюда из церкви, бывшей в деревне Масленке. В церковной библиотеке сохранилось евангелие, печатанное при патриархе Иосифе. Есть крест напрестольный серебряный с частицами св. мощей разных Угодников. На одном из потиров, имеющихся в церкви, есть надпись: " за упокой Климента, Ирины, Емельяна, Абрама от создания вдовы Любовской в церковь Рождества Богородицы " .

http://sobory.ru/article/?object=01782

Менчаково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородице-Рождественское подворье Суздальского Покровского женского монастыря Карта и ближайшие объекты Богородице-Рождественская церковь в селе Менчаково построена на высоком берегу реки Ирмес в традициях бесстолпных суздальских храмов с соотношением размера кубоватого основного объема и общей высоты церкви как 1:2. Тем не менее, церковь отличается от зачастую более домашних и уютных суздальских церквей своеобразной строгостью, обусловленной прямыми линиями кровель. Жестко и геометрически точно выстроены кровли пятиглавого основного объема, невогнутый шатер колокольни, прямолинейные скаты кровель апсидной части и трапезной. Обилие прямых линий несколько скрашено рядом кокошников на фасаде и слабовыраженными закруглениями трехчастной апсиды. Небольшая часть храма в трапезной используется по назначению для служб. Основной объем отделен от нее временной перегородкой из кирпича и используется как склад сена. Общее состояние храма снаружи удовлетворительное, восстановлены кровли, фасады побелены. В интерьерах предстоит большой объем восстановительных работ, состояние фресок очень тяжелое. Село Менчаково находится от Владимира в 41 версте, а от Суздаля в 8 верстах, и расположено на возвышенном берегу реки Ирмеси. В XVIII в. Менчакове существовала деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, но к концу столетия обветшала и была разобрана. Вместо нее средствами прихожан и помещиков Кашинцевых в 1795 г., по благословению Виктора, епископа Суздальского и Владимирского, построена каменная пятиглавая церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1799 г. в этой церкви сделаны два теплые придела с престолами: в честь св. и чудотв. Николая и св. Федора и Иоанна, Суздальских чудотв. Колокольня при церкви каменная. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1810 г., а исповедных росписей с 1829 г. Церковной земли имеется: усадебной по лицевой линии 20 саж., сенокосной 7 дес. 1861 кв. саж. и пахотной 25 дес. 2175 кв. саж.; план на землю и межевая книга имеются. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Годового содержания причта: 16 руб. сер. процентов с причтового капитала, от земли 150 руб. сер., требоисправлений 300 руб. сер. и 10 руб. сер. от сбора печеным хлебом, а всего около 500 руб. сер.

http://sobory.ru/article/?object=01424

Митрофан, священномученик, епископ Владимирский и Суздальский († 1238; память 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых) О жизни и деятельности епископа Митрофана сведений сохранилось немного. С 1219 года – игумен Рождественского мужского монастыря в городе Владимире. 14 марта 1227 года (по Н. Д., 1228 года) хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского. Скончался 7 февраля 1238 года (по Н. Д., скончался 1 февраля 1237 года). Святитель принял мученическую кончину в нашествие Батыя. Вот как описывает это событие М. В. Толстой : «В мясопустное воскресенье 7 февраля, вскоре после заутрени, началось наступление татар. Владыка Митрофан вместе с великокняжеской семьей и народом заперлись в Успенском соборе. Собравшиеся приняли иноческое пострижение от епископа Митрофана, исповедались, причастились Святых Таин и приготовились к смерти. Татары завладели городом и, придя ко храму, в котором находился епископ Митрофан с людьми, взломали церковные двери, разложили костры вокруг храма и в самом храме и зажгли. Тогда епископ Митрофан сказал: «Господи, простри невидимую руку Свою и приими в мире души рабов Твоих», затем благословил всех на смерть неизбежную. Все бывшие в соборе умерли от дыма и мечей неприятельских». Погребен преосвященный Митрофан в Успенском кафедральном соборе. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 4. – С. 10. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 1. – С. 822. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 83, 91, прим. 8. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 653, 661. Сергий (Спасский) , архиепископ. Полный месяцеслов Востока. – 2-е изд. – Владимир, 1901–1902. – Т. 2. – С. 566. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 362. Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. – СПб., 1882. – С. 362. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 76.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Суздаль. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:1739. Адрес: 601260 Владимирская область, Суздальский район, г.Суздаль, Торговая пл. Координаты: 56.42007, 40.44851 Проезд:Центральная площадь у торговых рядов Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Воскресения Господня находится на базарной площади, близ торговых рядов. В описи г. Суздаля 1617 г. Воскресенская церковь записана так: «позади рядов церковь приходная Воскресения Христова, деревянный верх да церковь с трапезою Леонтия Ростовского чудотворца… у Воскресения служит поп Семен Иванов». Обе деревянные церкви стояли до 1719 г., а в этом году во время бывшего в Суздале пожара сгорели. Вместо них построены две каменные церкви: холодная – в честь Воскресения Господня, а в 1739 г. теплая – в честь Казанской иконы Божией Матери с придельным престолом во имя Архистратига Михаила. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г. Каменная церковь Казанской иконы Божьей Матери (зимняя церковь на Торговой площади Суздаля рядом с Торговыми рядами) построена в 1739 г. Казанская церковь была пристроена к Воскресенской и многократно перестраивалась. К двухклетному невысокому каменному храму с глубокой апсидой с восточной стороны примыкает небольшой придел. Храм и придел увенчаны небольшими луковичными главками на невысоких барабанах. Церковь интересна кружевным металлическим гребнем на коньке крыши. Обращает на себя внимание продуманное разнообразие форм покрытий алтарных апсид ансамбля Казанской и Воскресенской церквей: прямой скат апсиды Воскресенской церкви удачно дополняется изогнутым фигурным покрытием апсиды Казанской церкви и сферическим покрытием придела. Существует предположение, что в здании Казанской церкви похоронен ключарь Рождественского монастыря Ананий Фёдоров, написавший в 1770-х гг. «Историческое Собрание о Богоспасаемом граде Суздаль».

http://sobory.ru/article/?object=04247

Представители Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих посетили Владимирскую епархию 4 апреля 2022 г. 18:09 30 марта 2022 года по благословению председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви игумена Петра (Еремеева) Владимирскую епархию посетили члены выездной экспертной группы в следующем составе: председатель комиссии — архимандрит Феофилакт (Безукладников) , заместитель председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, член Научно-методического совета Комиссии, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря ; секретарь — монахиня Анувия (Виноградова), кандидат исторических наук, секретарь Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, казначея Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; монахиня Феонилла (Харченко), помощница секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, насельница Иоанно-Предтеченского монастыря г. Москвы. Во Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии прошла аккредитация курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Владимирской епархии. Делегаты выездной комиссии приняли зачет по дисциплине базовой части учебного плана «История монашества и аскетика» у трех групп слушателей курсов. Зачет успешно сдали 54 слушателя, среди которых две игумении, три насельника и 49 насельниц из восьми монастырей и подворий Владимирской епархии — Боголюбского женского монастыря, Успенского Княгинина женского монастыря, Покровского женского монастыря г. Суздаля, Спасо-Преображенского женского монастыря с. Спас-Купалище, Никольского женского монастыря с. Волосово, Богородице-Рождественского мужского монастыря, Архиерейского Благовещенского подворья с. Сновицы, Архиерейского Никольского подворья с. Санино. Всем успешно окончившим курсы будут выданы свидетельства. Комиссию сопровождал и участвовал в приеме зачета руководитель курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Владимирской епархии, преподаватель истории монашества и аскетики, наместник Боголюбского Алексиевского мужского монастыря г. Владимира иеромонах Дионисий (Пелевин). Членов выездной комиссии принял первый проректор Владимирской семинарии иерей Андрей Сидоров; были проверены документы курсов.

http://patriarchia.ru/db/text/5914439.ht...

В 1995–1998, а затем еще в 2004–2005 годах мне, как архитектору, посчастливилось работать в Сретенском монастыре. Видя, как монастырь выглядит сейчас, сложно представить, что здесь было лет 17 назад. Хотелось бы рассказать о тех работах в обители, непосредственное участие в которых я принимал. Храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери Сретенского монастыря. Советское время      В конце 1994 года мой друг и однокурсник Дмитрий Журавлев предложил мне принять участие в проектировании иконостаса для собора Сретенского монастыря – тогда еще подворья Псково-Печерской обители; над этим иконостасом он уже работал в то время. Мы были студентами МАРХИ – Московского архитектурного института. Настоятель подворья отец Тихон (Шевкунов) доверил нам, в общем-то еще достаточно неопытным, столь ответственное дело, за что мы ему и поныне благодарны. Древнерусская архитектура и искусство вызывали у меня особый интерес, здесь же, в монастыре, мы реально могли трудиться в этой области. Бог ответил на мое желание, дав возможность практической работы. Место нам, студентам, было в общем-то хорошо знакомо: недалеко, на улице Рождественке, находился наш институт, здесь же, на Лубянке и на соседнем Рождественском бульваре, мы часто гуляли и довольно весело проводили время. Так, в помещении первого этажа нынешнего настоятельского корпуса (Лубянка, 19) Сретенского монастыря располагалось кафе со входом с Лубянки, популярное у студентов нашего курса. Тогда я не воспринимал это место как территорию монастыря и уж точно не представлял себе, что буду работать на его восстановлении. В 1991 году сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Русской Православной Церкви, и здесь был создан приход. А в 1994 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, было принято решение организовать здесь подворье Псково-Печерского монастыря и возродить монашескую жизнь. Настоятелем подворья был поставлен иеромонах Тихон (Шевкунов). 8 сентября 1995 года должно было торжественно отмечаться 600-летие перенесения Владимирской иконы Божией Матери из Владимира в Москву. Планировалась патриаршая служба, перенесение с крестным ходом на праздничное богослужение Владимирской иконы Божией Матери.

http://pravoslavie.ru/44736.html

Святейший Патриарх Кирилл освятил закладной камень в основание Богородице-Рождественского кафедрального собора Мурома 8 июля 2018 г. 20:28 8 июля 2018 года в завершение Первосвятительского визита в Муромскую епархию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание Богородице-Рождественского кафедрального собора города Мурома. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий , епископ Муромский и Вязниковский Нил . Надпись на закладном камне гласит: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, основася сей кафедральный собор в честь и память Рождества Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, при епископе Муромском и Вязниковском Ниле в лето от Рождества Христова 2018 месяца июля 8 дня». На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе И.О. Щеголев, губернатор Владимирской области С.Ю. Орлова, глава округа Муром Е.Е. Рычков, руководство региона и главы администраций районов Владимирской области. Богослужебные песнопения исполнил хор Благовещенского мужского монастыря г. Мурома под управлением О.А. Яковишиной. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился со словом к его участникам: «Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю со знаменательным событием — закладкой кафедрального собора в Муроме. Дай Бог, чтобы и храм был построен во благовремении, и место вокруг собора приобрело должный вид. Всегда кафедральные соборы были в центре города. Сейчас в центре старинного города построить кафедральный собор невозможно. Но строительство кафедрального собора вне центра должно побуждать городские власти и всех, от кого это зависит, таким образом обустраивать пространство вокруг собора, чтобы оно стало новым духовным, культурным центром города. Дай Бог, чтобы так и было и чтобы воссиял своими куполами сей замечательный собор Рождества Пресвятой Богородицы на древней православной муромской земле.

http://patriarchia.ru/db/text/5233131.ht...

Состоялся круглый стол Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской митрополий «Монашеские добродетели как средоточие монашеского подвига» 9 декабря 2021 г. 13:47 8 декабря 2021 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялся круглый стол «Монашеские добродетели как средоточие монашеского подвига», в котором приняли участие представители Владимирской , Ивановской , Костромской и Ярославской митрополий. В связи с санитарно-эпидемиологическими ограничениями мероприятие проводилось в онлайн-формате. Собрание открыл митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф . С приветствиями к участникам круглого стола обратились также митрополит Владимирский и Суздальский Тихон , митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт , епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин . Затем представители митрополий представили подготовленные доклады. От Владимирской митрополии были представлены доклады насельника Богородице-Рождественского мужского монастыря г. Владимира кандидата исторических наук, доктора теологии иеромонаха Варфоломея (Минина) — «Исторические аспекты вопроса монашеских добродетелей в житии преподобной Иулиании Лазаревской. Любовь к Богу и человеку как высшая нравственная категория» и настоятельницы Покровского женского монастыря г. Суздаля игумении Екатерины (Кожевниковой) — «Евангельское служение ближним как монашеская добродетель». В своих выступлениях докладчики отметили, что умение отличать добро от зла является тем нравственным чувством, которым по великой милости Божией наделен только человек. Человеческая способность направлять свою волю к добру или злу именуется свободой. Однако не в самой способности выбирать между добром и злом заключается основная ценность свободы, а в выборе добра: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). Церковь Христова всегда подчеркивала, что только следование путем нравственной жизни помогает человеку обрести свободу (Ин. 8:32). Церковная история убедительно показывает, что монастыри и монашество — это не продукт времени, но духовное учреждение Церкви Христовой, способствующее раскрытию духа подлинного христианства и утверждению живого опыта благодатной жизни святых отцов и подвижников.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В Министерстве культуры РФ прошло заседание Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом 14 июня 2019 г. 21:20 13 июня 2019 года в Министерстве культуры Российской Федерации состоялось заседание Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом . Заседание возглавили сопредседатели комиссии — председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон и директор Государственного Исторического музея А.К. Левыкин. Со стороны Русской Православной Церкви в работе комиссии приняли участие руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) , настоятель подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов Андроникова монастыря г. Москвы архимандрит Дионисий (Колесник), клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы протоиерей Георгий Мартынов, заместитель председателя Патриаршего совета по культуре иеромонах Павел (Щербачев), настоятель Владимирского собора г. Севастополя протоиерей Сергий Халюта, древлехранитель Ярославской епархии игумен Никодим (Федоров), наместник Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря игумен Анастасий (Додарчук), наместник Кирилло-Белозерского монастыря игумен Иоасаф (Вишняков). Со стороны Министерства культуры Российской Федерации в работе комиссии участвовали президент Союза музеев России, генеральный директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский, директор Департамента музеев Министерства культуры РФ В.А. Кононов, директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Херсонес Таврический» Е.А. Морозова, юрист-консульт Севастопольского военно-исторического музея-заповедника Л.В. Хацкевич, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева М.Б. Миндлин, директор Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» Н.С. Каровская, директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника М.Н. Шаромазов, представители музеев и другие приглашенные лица. Члены комиссии обсуждали вопросы взаимодействия общины Владимирского собора, расположенного на территории музея-заповедника «Херсонес Таврический», с музеем, а также севастопольского Владимирского собора-усыпальницы адмиралов с Севастопольским военно-историческим музеем-заповедником.

http://patriarchia.ru/db/text/5455039.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010