Владимир. Богородице-Рождественский мужской монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Собор Рождества Богородицы во Владимире является главным храмом Рождественского монастыря, расположен в восточной части территории. Первый собор был построен в 1192-1196 гг. стараниями Владимирского князя Всеволода III Большое Гнездо. Здание представляло собой четырехстолпную трехапсидную одноглавую церковную постройку, возведенную в традициях владимиро-суздальского зодчества конца XII века (не сохранился до наших дней). Великое освящение состоялось в 1219 г. В дальнейшем история собора и монастыря была неразрывно связана с именем князя Александра Невского. При нем Богородице-Рождественский монастырь стал главной обителью всей Северо-Восточной Руси и удерживал эту главенствующую роль вплоть до XV века. В 1263 г. в монастырском соборе был похоронен князь Александр Ярославович Невский, мощи которого были открыты в 1381 г. и оставались здесь до XVIII века. В 1724 г. по приказу Петра I мощи Александра Невского были перенесены в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую Лавру. При архимандрите Викентии в 1678-85 гг. к церковному зданию были пристроены не сохранившиеся до наших дней каменные палатки. В 1858-1868 гг. собор Рождества Богородицы, сильно перестроенный и крайне ветхий, был разобран и возведен заново на прежнем основании по проекту архитектора Н.А. Артлебена, но уже без галерей и с применением нового материала - белого камня и кирпича. Храм своими формами напоминал Дмитриевскую обитель, отличаясь от него строгостью своего внешнего оформления. Фасады храма затейливо украшены орнаментами, львами и женскими масками - узоры вырезаны из гладкотесаного камня. Храм имеет один центральный алтарь. В монастыре была создана знаменитая Лаврентьевская летопись, повествующая о событиях во Владимиро-Суздальской Руси XII-XIII веках, именно в Рождественской обители было написано Житие и служба святому благоверному князю Александру Невскому. Сегодня главной святыней обители являются мощи святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца.

http://sobory.ru/article/?object=02747

Предлагаемое послание помещено в сей рукописи л. 11 – 18. с надписью: послание некоего старца к богоблаженному Василию Архимандриту, о скиме. Из содержания послания открывается, что сей Архимандрит Василий был одним из преемников пр. Феодосия Печерского , следовательно – настоятелем печерской обители, и, по всей вероятности, – одно и т ο же лицо с игуменом Василием, к которому писал св. Кирилл притчу «о белоризце». По летописям известно, что первые настоятели печерские, облеченные саном архимандрита, не отлагали наименования игумена. Так в киевской летописи, настоятель печерский Поликарп, до 1171 г. именуемый игуменом (Полн. Собр. летоп, Т. 2. Стр. 95. 96. 98. 100. 101), с 1174 называется вместе архимандритом и игуменом. Сретоша и с кресты, Митрополит, и Архимандрит печерский игумен (стр. 107). Под 1182 г. – Преставися блажены Архимандрит игумен печерьской, именем Поликарп, месяца июля в 24 день (стр. 126). Подобным образом и Василий называется в летописи тем и другим именованием: священа бысть церковь святого Василья... Архимандритом печерьскым игуменом Васильем (стр. 128). Тогда же Князь... созва.. Епископа Андреяна Юрьевского... и Архимандрита Василья печерьского игумена. И не только в Киеве, настоятели Киевоиечерского монастыря назывались вместе архимандритами и игуменами, но то же видим и в епархиях Новгородской и Владимирской, когда там учреждены были архимавдрии в монастырях Юрьеве и Владимиро-Рождественском. Преставися игумен святого Георгия Саватия, Архимандрит Новгородский (Т. 3. лет. Новгор. 1. стр. 42). Послаша по Кирила игумена и архимандрита монастыря святыя Богородицы Рожества... (Т. 1. Лаврент. лет. стр. 192). – Такое явление, многократно повторяющееся в разных областях Русской митрополии, нельзя обьяснить сбивчивостью летописцев. Мы видим, что и в Греции архимандриты иногда подписывались игуменами, иногда – тем и другим именованием вместе. Так на Соборе седьмом Вселенском, в деянии 3-м, Савва Студийский, Платон Саккудийский, Иосиф Ираклийский названы просто игуменами, а в четвертом деянии все они подписались архимандритами и игуменами. Σββας ρχιμανδρτης κα γμενος μονς τν Στυδων, И т. д. Также подписались и еще пять настоятелей иных монастырей (Dinii Concil. Τ. III. par. 1. Sect. 1. р. 522 et 597). Наименованием «игумена» выражалось отношение известного лица к монастырю, как настоятеля; а наименованием «архимандрита» -отношение его к прочим настоятелям, пред которыми он первенствовал достоинством, а иногда и заведывал ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

1836 г. Наступил обычной чередой 1836 год. С ревностью занимаясь науками, я старался избегать всяких лишних знакомств и никому не навязывался со своей дружбой; между тем, моей дружбы многие из товарищей как в бурсе, так и вне ее, заискивали. Некоторым из этих искателей, как нравившимся мне своим умом и добрыми качествами, я отвечал взаимной дружбой и доверием; прочих старался только не огорчать своей холодностью и невниманием. Между прочим, завел со мной знакомство ученик 1 низшего отделения Александр Рождественский , сын эконома архиерейского дома, игумена Космина монастыря Амвросия (из вдовых священников). Рождественский жил в архиерейском монастыре и нередко приглашал меня к себе пить чай; давал мне из библиотеки своего отца, для чтения, книги. Однажды он дал мне в отличном сафьяновом переплете книгу: «Освобожденный Иерусалим», Тасса в русском переводе» (8). Только лишь я пришел с этой книгой в бурсу и положил ее перед собой на столе, чтобы, выучив заданный урок, сейчас же приняться за ее чтение, как вдруг приезжает ректор семинарии и не один, а с ректором Владимирского училища, протоиереем И.П. Остроумовым – магистром, отличавшимся необыкновенно быстрым взглядом и пылким характером. Ректор семинарии прошел через нашу комнату, не заметив или не обратив внимания мою книгу: но о. Остроумов, шедший позади его, увидав эту книгу и быстро развернув ее, закричал во все горло: «о. ректор, посмотрите, какие книги читают ваши ученики». Ректор, возвратившись на этот крик из соседней комнаты и посмотревши мою книгу, не сделал никакого замечания: по всей вероятности, он видел ее так же, как и я, в первый раз в жизни и не знал ее содержания. Но, по русской пословице, что запрещено, то подслащено; и потому я тем с большим любопытством начал, в тот же вечер, читать осужденную протоиереем Остроумовым книгу. Игумена Амвросия – отца моего товарища Рождественского я лично не знал и никогда его не видел: он, по поручению преосвященного, постоянно жил в Москве, ведя тяжебный процесс с арендатором принадлежащего Владимирскому архиерейскому дому подворья, называемого Суздальским и находящегося на Софийской улице, смежной с Кузнецким мостом.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

VII. Восстановление пещерного придела св. Леонтия в Ростовском Успенском соборе Ростовский Успенский собор – один из немногих оставшихся архитектурных памятников XIII века. Построенный первоначально епископом Феодором в 990 году собор был дубовый и, простояв 168 лет, в 1160 году сгорел. «Погоре, – отмечает летописец, – град Ростов мало не весь и соборная церковь сгорела и бе чудна зело и преудивленна, яко же не была, и не вемы, будет ли». При великом князе Андрее и Ростовском епископе Несторе, 12 мая 1164 года, собор был заложен каменный, и когда при копании рвов, 23 мая, обретены были мощи Ростовских епископов Леонтия († 1073 г. ) и Исаия († 1089 г. ), то князь Андрей Боголюбский для мощей св. Леонтия прислал и каменную гробницу. Епископ Ростовский Лука, в 1185–1189 гг., расписал стены собора и сделал многие украшения, но через 15 лет, в 1204 году, при епископе Иоанне, своды храма и часть стен упали, и 25 апреля 1213 года князь Константин Всеволодович заложил вновь церковь «на месте падшия». В 1230 году, сыном этого князя, блаженным Васильком (убитым в последствии – 1238 г. – татарами на р. Сити), храм был достроен и 25 февраля, в первую неделю великого поста, в присутствии князя, освящен архимандритом Владимирского Рождественского монастыря Кириллом, который, сделавшись вскоре Ростовским епископом, приложил не мало стараний к этому храму. «Украси церковь Богородицы, – говорит Кирилловская летопись, – иконами многоценными, ихже несть мощи и сказати, и с предполы, рекше пелены; учини же и кивота два многоценна, и индитью на святой трапез, сосуды же, и рипиды, и двери церковныя прекрасны, яже наричутся златыя на полуденной стране; паче же внесе во святую церковь кресты честные и многи мощи святыхъ в раках прекрасных, в заступление и покров граду Ростову». В феврале месяце 1237 года, татары, разоряя Ростовско-Суздальскую область, не пощадили и соборного храма. Как велики были повреждения, летописей о том не сохранилось, но, вероятно, в тяжелое время татарского ига Ростовский собор подвергался внутренним разорениям неоднократно.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

А.И. Никольский Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода. Том I. Рукописи богослужебные Источник Содержание Предисловие Песнь Песнем Евангелия Апостолы Псалтыри Часословы Паремейники Октоихи Шестодневы Триоди Постные Триоди Цветные Синаксарь Минеи Общие Минеи Праздничные Минеи служебные месячные Празднея Тропари и кондаки Песнопения утрени Канонники Акафисты Молитвенники и молитвы Сборники богослужебные Служебники Службы Сборники избранных служб Сборник старообрядческих служб Ектении Отпусты Последования молебных пений Последования разные Правила келейные и от искушения Требника Извлечения из Кормчей Епитимейник Последования молебных пений (2) Скитское покаяние Исповедание по вся дни Исповедание иноком Уставы Церковные Извлечение из Церковного Устава Устав старообрядческий Устав о псалтыри Устав о христианском житии Чины Присяги Чины (2) Святцы Синодики Нотные книги Приложения Приложение I. Канон Кирилла философа Приложение II. Молитвы из чина освящения плодов лл.84–87 об.)     Предисловие Собрание рукописей в Архиве Святейшего Синода, заключающее в себе более 2000 номеров, составилось постепенно, имеет свою историю. В разное время и по разным обстоятельствам представлялись в Святейший Синод рукописи, которые, по рассмотрении, или отсылались авторами в те учреждения, откуда были присланы, или сдавались в Синодальный Архив. Нет возможности, да и необходимости говорить здесь о том, когда и при каких обстоятельствах та или другая рукопись поступила в Архив Святейшего Синода. Мы приведем лишь несколько примеров. В 1721-м году 25 августа присланы были из Тайной Канцелярии в Святейший Синод тетради бывшего архимандрита Владимирского Рождественского монастыря Гедеона, названного по снятии санов «расстригою Григорием», числом 166 номеров, из которых большая часть оказалась «казаниями» или проповедями самого архимандрита на разные праздники, на царские дни, на викторию над «свейским королем» и на другие случаи, говоренными им или в своем монастыре, или в других местах. Весьма немногие тетрадки, две или три, составляли что-то вроде записок для памяти; были также три письма. По своей малоценности в денежном отношении эта часть имущества доставлена была в Святейший Синод бесспорно и оставлена им непроданною. (Описание документов и дел, т. I 276 / 421 302–303). В 1749-м году в Святейшем Синоде возникло дело об исправлении чина Православия по доношению Московского Успенского Большого собора ключарей. Из дела видно, что по определению Святейшего Синода от 1-го февраля 1751-го года прислана была в Святейший Синод Киевским митрополитом Тимофеем, при доношении от 28-го марта того же 1751-го года, «верная копия о бываемом в Киево-Катедрально-Свято-Софейском соборе повсягодно в первую Святого Великого поста неделю Православия о поминовении содержащих православную веру и о анафематствовании отступников, еретиков и раскольников, хулящих Святую Православную веру и о прочем чинодействии, каковое в ту неделю чинимо бывает».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Амвросий (Ключарев Алексей Иосифович), архп.Харьковский и Ахтырский Родился в 1820 году в семье протоиерея гор. Александрова Владимирской губернии. Первоначальное образование получил в Вифанской духовной семинарии, а высшее в Московской Духовной Академии, которую окончил в 1844 году со степенью кандидата богословия. Время академического образования Алексея Ключарева было той порой в жизни Московской Духовной Академии, когда в особенности процветал в ней знаменитый профессор философии протоиерей Ф.А.Голубинский. По великим путям Промысла Божия Алексей Ключарев, а позднее о.Алексей, находился под ближайшим руководством таких святителей, какими были Филарет и Иннокентий Московские. В своих воспоминаниях о митрополите Филарете он подробно объясняет, в каких отношениях стоял он к этому великому святителю с самого начала своего священнического служения; как мудрый и милостивый Филарет и миловал его и «сторожил над ним», и как отечески воспитывал его к предстоящему высокому служению, которое было принято его питомцем уже по кончине великого святителя при его преемнике. В отношении влияния на него святителя Иннокентия о.Алексей говорил, что «святитель силой своего духа и веры овладел моей душой и в одиннадцатый час моей жизни увлек меня на предстоящее делание в вертограде Христовом». В следующем, 1845 году, Алексей Ключарев получил степень магистра богословия. По окончании академического курса был назначен профессором философских наук в Вифанскую семинарию, где преподавал логику, психологию и латынь. 17 ноября 1848 года был рукоположен во священника к церкви Московского Рождественского девичьего монастыря, а в марте следующего года переведен в церковь Казанской Божией Матери у Калужских ворот. Благодаря своему всестороннему образованию, стройному истинно философскому направлению ума, молодой священник занял сразу выдающееся положение среди московского духовенства. «В лучших дворянских и купеческих домах тогдашней Москвы он пользовался редким уважением, как даровитый и глубокомысленный проповедник, как опытный духовник, законоучитель, советник, духовный наставник». Богослужение он совершал с истинной церковной сановитостью, ни одного из воскресных и праздничных дней не оставлял без проповеди и его церковь скоро стала сборным пунктом всех любителей церковного благолепия и красноречия. С самого начала его проповеди нашли себе место на страницах «Московских Ведомостей».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Весь. Церковь Троицы Живоначальной. Михаило-Архангельская церковь Карта и ближайшие объекты Михаило-Архангельская церковь 1765 г., 1817 г. в селе Весь совершенно уникальное сооружение,  поражает своими архитектурными пропорциями и гармоничной связью с окружающим ландшафтом. Пятиглавие церкви видно из соседних сел даже с многокилометрового расстояния. Основной объем традиционного бесстолпного суздальского типа надстроен на еще одну высоту, и церковь стала почти башней с четырьмя ярусами, устремленной ввысь и парящей над окружающими ее полями. Внизу храма имеется теплая часть, вверху просторная холодная. Фасады декорированы колоннами и карнизами из белого камня. Сквозь отпавшую штукатурку нижних ярусов просматриваются кирпичные узорчатые кокошники первоначальных окон. Храм датируется возведением первоначального объема и его капитальной перестройкой, полностью изменившей облик. Утрачены кровли и стены трапезной, своды аварийные, общее состояние церкви неудовлетворительное. Церковь бесхозная. Весь находится от Владимира в 40 верстах, а от Суздаля в 8 верстах, расположено на правом берегу реки Ирмизи. Село Весь было вотчиной Владимирского Рождественского монастыря, а в 1764 г., с упразднением монастырских вотчин, перешло в казенное ведомство. В первой половине XVIII ст. в селе Весь была деревянная церковь; на месте ее стоит каменная часовня, крытая железом. Существующая в селе церковь каменная, двухэтажная, пятиглавая, построена средствами прихожан; нижний этаж ее теплый, с престолом в честь Архистратига Михаила, построен в 1769 г., а верхний – холодный, с престолом в честь Св. Живоначальной Троицы, построен в 1817 г. При церкви колокольня, ограда и сторожка каменные. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1816 г., исповедные росписи с 1829 г., опись церковного имущества хранится в церкви. При церкви имеется земли: усадебной 1 дес., сенокосной 6 дес., пахотной 32 дес. 146 кв. саж.; план и межевая книга на землю имеется. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Причт получает на свое содержание от требоисправлений и земли до 650 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из села и деревни Кощеевой, в 4 верстах от церкви. Всех дворов в приходе 240, душ муж. пола 622, а жен. 768 душ. Утварью, ризницею, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.

http://sobory.ru/article/?object=01416

Епископ Назарий дал интервью " Журналу Московской Патриархии " декабря 2019 - Ваше Преосвященство, когда вы впервые услышали об Александре Невском? - Думаю, не буду оригинален. Как и все представители моего поколения, узнал об этом человеке из фильма Сергея Эйзенштейна. Очень долгое время Александр Невский отождествлялся для меня с киногероем, блистательно сыгранным Николаем Черкасовым. Кстати, черкасовский персонаж до сих пор меня впечатляет. Считаю, что ни одна из других попыток изобразить Александра Невского средствами кинематографа даже рядом встать не может по убедительности и глубине образа. В детстве я считал Александра Невского былинным персонажем, кем-то вроде одного из легендарных русских богатырей со знаменитого васнецовского полотна. Позднее, уже в школе, узнал, что это реальная историческая личность. Конечно, в то время о Священной истории мы и помышлять не могли. Я и по-славянски-то читать учился по шести разрозненным страничкам из Евангелия от Матфея с параллельно напечатанными текстами на русском и церковнославянском языках. Когда после школы поступил в Крымский сельскохозяйственный институт в Симферополе, на весь город там было лишь два открытых храма. По-настоящему я впервые соприкоснулся с житиями святых, когда начал петь на клиросе в одном из киевских храмов. Церковный праздник - отличная возможность познакомиться с тем или иным святым, ведь ему поешь стихиры, тропарь и кондак! А когда поступил в Ленинградскую духовную семинарию , при любой возможности бегал в Троицкий собор лавры. И конечно, даже не мог предположить, что вернусь сюда наместником возрожденного монастыря. - Как известно, мощи святого благоверного Александра Невского горели в пожаре во владимирском Рождественском монастыре. Были ли вы свидетелем какого-то обследования? В каком состоянии мощи? - При мне специальных обследований не было, но состояние мощей давно уже не тайна. Я впервые увидел мощи святого Александра Невского, когда уже в должности наместника брал от них частицу по Патриаршему благословению. Мощи представляют собой комплекс весьма разнородных фракций: сметки послепожарного пепла, остатки монашеской мантии, части собственно самих мощей, среди которых выделяются большие кости голени и предплечья, а также фрагменты ребер (один из которых мы передали в Храм Христа Спасителя), части черепа. Так что версия о полностью сгоревших в пожаре останках Александра Невского не имеет ничего общего с действительностью. Тем более что во Владимире мощи пребывали в каменном саркофаге, довольно устойчивом к внешнему воздействию пламени, что, кстати, подтверждается частично уцелевшей мантией.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Доброзраков Михаил Степанович; 1790, с. Чиреси Лукояновского у. Нижегородской губ.- 23.06.1872, Кременский Вознесенский мон-рь), архиеп. Донской и Новочеркасский. Род. в семье Стефана Михайлова, который в сане диакона служил в Богородице-Рождественской ц. с. Чиреси, а впосл. в сане протоиерея - в Сергиевской ц. с. Кондрыкина. Поступил в Нижегородскую ДС, получил фамилию Доброзраков. По свидетельству современника, «своим внешним видом оправдывал свою фамилию», «отличался открытым, веселым, сообщительным темпераментом». По окончании семинарии в авг. 1814 г. поступил в СПбДА. Учился во 2-м курсе (наборе), при ректоре архим. св. Филарете (Дроздове) . Однокурсниками были буд. архим. прп. Макарий (Глухарёв) , архиеп. Иринарх (Попов) , еп. Иоанникий (Образцов) . Окончив академию 18 июля 1817 г. со степенью магистра богословия, 24 июля был назначен профессором церковной и гражданской истории Черниговской ДС. С 13 февр. 1818 г. возглавлял одновременно уездное и приходское духовные уч-ща Чернигова. Собирался жениться на дочери протоиерея, но свадьба не состоялась: по словам И., «святитель Николай не благословил». 20 авг. 1819 г. был переведен в СПбДА бакалавром кафедры церковного красноречия. 21 авг. пострижен в монашество. 26 авг. посвящен в сан диакона, 8 сент.- в сан иерея. 22 дек. того же года указом Синода причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры . 30 янв. 1820 г. утвержден действительным членом Академической конференции и членом Внешнего академического правления. 31 окт. 1819 г. по представлению Академической конференции митр. Новгородский и С.-Петербургский Михаил (Десницкий) возложил на И. обязанности заведования академической б-кой. 26 июля 1821 г. удостоен звания бакалавра богословских наук и назначен инспектором академии. 16 авг. того же года возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем юрьев-польского во имя архангела Михаила монастыря Владимирской епархии. По воспоминаниям академического периода, И. «не любил слишком много обременять себя административными заботами, но вместе с тем не стеснял ни наставников, ни студентов» ( Р. С. 1872. С. 228). Отличался большой эрудицией, гибкостью и живостью ума, красноречием, благодаря к-рому считался лучшим проповедником в С.-Петербурге. Лекции И. во многом носили импровизационный характер.

http://pravenc.ru/text/469476.html

Ростовский Успенский собор – один из немногих оставшихся архитектурных памятников XIII века. Построенный первоначально епископом Феодором в 990 году, собор был дубовый и, простояв 168 лет, в 1160 году сгорел. «Погоре, – отмечает летописец,– град Ростов мало не весь, и соборная церковь сгорела, и бе чудна зело и преудивленна, яко же не была, и не вемы, будет ли 1 ». При великом князе Андрее и ростовском епископе Несторе, 12-го мая 1164 года, собор был заложен каменный, и когда при копании рвов, 23-го мая, обретены были мощи ростовских епископов Леонтия († – 1073 г.) и Исаия († – 1089 г.), то князь Андрей Боголюбский для мощей св. Леонтия прислал и каменную гробницу. Епископ ростовский Лука, в 1185–1189 годах, расписал стены собора и сделал многие украшения, но через 15 лет, в 1204 году, при епископе Иоанне, своды храма и часть стен упали, и 25-го апреля 1213 года, князь Константин Всеволодович заложил вновь церковь «на месте падшия». В 1230 году, сыном этого князя, блаженным Васильком (убитым впоследствии (1238 г.) татарами на р. Сити), храм был достроен, и 25-го февраля, в первую неделю великого поста, в присутствии князя, освящен архимандритом Владимирского Рождественского монастыря Кириллом, который, сделавшись вскоре ростовским епископом, приложил немало стараний к этому храму. «Украси церковь Богородицы, – говорит Кирилловская летопись, – иконами многоценными, ихже несть мощи и сказати, и предполы, рекше пелены; учини же и кивота два многоценна, и индитью на святой трапезе, сосуды же, и рипиды, и двери церковные прекрасны, яже наричутся златыя на полуденной стране; паче, же внесе во святую церковь кресты честные и многи мощи святых в раках прекрасных в заступление и покров граду Ростову». В феврале месяце 1237 года, татары, разоряя Ростовско-Суздальскую область, не пощадили и соборного храма. Как велики были повреждения, – летописей о том не сохранилось, но, вероятно, в тяжелое время татарского ига Ростовский собор подвергался внутренним разорениям неоднократно. В 1280 году епископ ростовский Исаия (святой) покрыл соборную церковь оловом, а пол сделал из красного мрамора 2 . В 1408 году, при архиепископе Григории, в Ростове случилось страшное бедствие, равносильное татарскому погрому: «Погорел град Ростов, и церковь каменная соборная святая Богородицы падеся, и колоколы разлишася; и иных церквей погоре 14, и людии многие истопе, июня 24 3 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/v...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010