Можно возразить, что плюсквамперфект использован не столько для обозначения давности  времени Святослава, сколько потому, что его действия по чисто грамматическим признакам сопоставляются, как предшествующие, со временем неудачного похода Игоря и Всеволода. Тем не менее, и эту специфическую особенность описания Святослава следует иметь в виду при обсуждении характера его изображения в «Слове». Оттенок восприятия времени княжения Святослава, как времени давно бывшего, эпического, времени былых побед Руси ощущается и в плаче Ярославны; действия Днепра, извека пробившего каменные горы «сквозе  землю Половецкую», сопоставляются с тем, что он «лелеялъ на себе «Святославли носады до плъку Кобякова»” . Никто не опроверг эти наблюдения Н.С. Демковой. Следовательно, «Слово» не могло быть написано ранее июля 1194 г. 3. Об этом же свидетельствуют и авторские слова: «Того старого Владимира нельзе  бе пригвоздити къ горамъ Киевскимъ; сего бо ныне сташа стязи Рюриковы, а друзии – Давидовы». Рюрик Ростиславич стал Киевским князем  после смерти своего соправителя Святослава Всеволодовича в июле 1194 г., и правил Русской землей вместе со своим братом Давыдом до его кончины 24 апреля 1197 г., а потом уже княжил самостоятельно по лето 1201 г. Думается, и тут права Н.С. Демкова, когда замечает, что «при жизни Святослава следовало бы говорить о стягах двух других князей-дуумвиров, правивших Русской землею: самого Святослава и Рюрика» . Причем, хочу отметить, в таком  тандеме Святослав, как правило, упоминается в летописях первым. Следовательно, «Слово» не могло быть написано позднее лета 1201 года. 4. Выше уже говорилось, что Б.А. Рыбаков проанализировал фразу: «Ты бо можеши  посуху живыми шереширы стреляти, удалыми сыны  Глебовы» как датирующий признак: в ней содержится указание на поход Всеволода Суздальского в 1183 г. на Волгу вместе с Глебовичами, но нет свидетельств о  последовавшей  ссоре с ними летом 1185 г. Однако, как правомерно заметил Б.И. Яценко, историк не обратил внимания на упоминание в том же пассаже похода на Дон: «Великый княже Всеволоде! Не мыслию ти прелетети издалеча отня злата стола поблюсти? Ты бо  можеши Волгу веслы раскропити, а Донъ шеломы выльяти!» Поход Всеволода Суздальского на Дон состоялся в 1198 г. (Лавр. лет. – 1199 г.), возвратился он 6.VI.1198 г. в субботу (см. выше § 2) . Следовательно, «Слово» не могло быть написано ранее этого похода. 5. Странной и неуместной кажется фраза в конце «Слова»: «Игореви князю Богъ путь кажетъ изъ земли Половецкой на землю Рускую, къ отню злату столу», – которая не согласуется с завершающим «Слово»  сообщением, что «Игорь едетъ по Боричеву къ святей Богородици Пирогощей». Но это – не отчий престол! По Ипатьевской летописи Игорь бежит в Путивль, а затем в Новгород-Северский. Но и это – не отчий престол. Попытка А.А.Горского доказать обратное не выглядит удачной (см. выше § 2).

http://pravoslavie.ru/5259.html

Рядом с городовыми, землевладельческими, хозяйственными колониями, в уездах и станах городовых, вольные, охочие люди, садясь на черном лесу, посажая, поставляя починки и деревни на лесех и ширясь по мере того, куды ходил топор, коса и соха, постепенно, целыми общинами, поговоря со всем миром, заселяли черные волости. Совокупность всех верхне и средне-волжских городов с их уездами, станами и волостями составляла одну, нераздельную областную федерацию общин, по причине основания всех этих городов одним княжеским родом, вследствие федеральности, общинности колонизации, по которой колонисты свободно переходили из одной области в другую, постоянно перезывались в каждое княжество из иных княжений и волостей, и, наконец, вследствие распространения по всей системе верхней и средней Волги одной, соединительной колонизации – московско-суздальской: княжеской, боярской, владычней и монастырской. Кроме того, область всех этих городов с их уездами и волостями, область ростовско-суздальского колонизационного строительства Юрьева цикла, естественно смыкала и определяла речная система верхней и средней Волги до впадения в нее Оки, или до Нижнего Новгорода включительно. На запад границей ее были притоки Москвы-реки, на севере – верховье Волги, на востоке – верховья Шексны, Костромы, Унажи и Ветлуги, на юге – южные притоки Оки. При Юрии Долгоруком, вся эта средняя полоса Великой России, по речной системе и по единству колонизации, естественно представляла нераздельное целое и образовала особую новую областную федерацию местных общин, в форме Ростовско- Суздальского княжества, или иначе, Ростовской и Суздальской Земли. А потом, особенно после Всеволода III или Великого, вследствие общего средневекового стремления городских и даже сельских общин к особности, к дроблению, а княжеских земель к удельности, почти все города ростовско-суздальской федерации обратились в удельные. Но и тут федеративная связь между ними нисколько не прерывалась, напротив, крепко поддерживалась, сплочалась географическою связью, единством рода удельных князей, колонизационною общинностью и, в частности, обще-соединительною сетью церковной московско-суздальской колонизации, охватившей всю область верхней и средней Волги с ее притоками и стягивавшей ее к Ростову, Суздалю, Владимиру и главным образом к Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Скачать epub pdf 58. Всеволод III Юрьевич (Георгиевич) прозванием Большое Гнездо, великий князь владимирский и суздальский сын Юрия I Владимировича Долгорукого, князя суздальского и великого князя киевского, от второго брака с «гречанкою» (см. 155). Родился на месте, где теперь г. Дмитров (уездный Московской губернии), в 1154 г.; по смерти отца выгнан братом, князем Андреем Боголюбским, из земли суздальской и увезен матерью в Константинополь в 1162 г.; возвратившись оттуда, находился в рати Андреевой при взятии ею приступом Киева 8 марта 1169 г.; вместе с братом Михалком (см. 142) отразил половцев от Переяслава в 1170 г.; по смерти Глеба Юрьевича, князя переяславского, именовавшегося, но без значения, и великим князем киевским, дан Михалком вместо себя Киеву в 1171 г.; захваченный там Ростиславичами, отпущен к Михалку и с ним присоединился к рати Андреевой, двигавшейся на Киев, в 1173 г.; по смерти Андрея отправился было с Михалком в землю суздальскую, но, видя усобицу, возвратился на юг, в Чернигов, в 1174 г.; призванный оттуда с братом же владимирцами, посажен Михалком на стол Перелавля-Залесского в 1175 г.; по смерти Михалка пересел на стол владимирский и через неделю разбил другого претендента, Ярополка Ростиславича, племянника своего, 27 июня 1176 г.; поразил Глеба рязанского с половцами на р. Колокше и допустил ослепление племянников своих, Ростиславичей, мятежными владимирца-ми в 1177 г.; воюя с новгородцами, сторонниками Ярополка Ростиславича, испепелил Торжок и Волоколамск в 1178 г.; воевал с князем Святославом черниговским в 1180 г.; взял Торжок и заковал Ярополка в 1181 г.; ходил на болгар, называемых в летописи серебряными, осаждал их Великий город, но возвратился, заключив с ними мир, в 1183 г.; посылал новую рать на болгар в] " в г.; огнем и мечем пустошил землю князей рязанских, ему непокорных, в 1187 г.; явил первый пример обряда постригов, торжественно исполнив его над сыном своим, трехлетним Юрием (см. 192), в 1192 г.; посылал своих бояр возводить Рюрика Ростиславича на стол киевский, продолжавший именоваться великокняжеским, в 1194 г.; ходил войной на землю вятичей, владение Ольговичей черниговских, в 1196 г.; проник в глубину степей половецких, заставил половцев бежать от р. Дона к морю в 1198 г.; подчинил себе Новгород к 1201 г.; заковав на пиру князей муромо-рязанских, взял после трехнедельной осады Пронск в 1207 г. и сжег Рязань в 1208 г.; докончив завоевание Рязанского княжества, примирился с Ольговичами черниговскими в 1210 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Закрыть Лух много видел – и татаро-монгольское нашествие, и Смутное время. Но стоит и стоять будет 21.11.2023 26 «Поселение Лух – одно из древнейших на территории области. Точная дата его основания не установлена. В «Полном собрании русских летописей» упоминается о том, что в начале XIII века войска хана Батыя покорили, разграбили, пожгли все волжские города и поселения «…даже и до Галича Мерьского». В 1238 году пали многие княжества Северо-Восточной Руси: Рязанское, Московское, Владимирское, Костромское, Тверское, Суздальское, Ростовское. Вместе с такими городами, как Владимир, Суздаль, Ростов, Лух, Юрьевец, Кинешма и др. С образованием в 1341 году Нижегородско-Суздальского великого княжества Лух, в числе других городов бывшего Суздальского княжества, находился в его составе до воссоединения в 1392 году с Московским Великим княжеством. В XVI веке крепость Лух выдержала осаду татарского войска, которое взяло Кострому, но Лух одолеть не смогло. Предав огню посады, татары ушли вниз по Волге в Казань. А в честь этой битвы и была восстановлена близко к оригиналу крепостная стена, стоящая на высоких валах. С другой стороны крепость обтекает река Лух со щуками, которые пасутся прямо у мостков», – пишет журналист Андрей Малосолов на сайте «Царьграда». Об этом посёлке более подробно в эфире Ивановского общественного телевидения рассказал д. и. н., член Союза писателей России Алексей Федотов. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/video/2023/11/21/luh_...

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ Это был московский Кремль в первоначальном своем очертании: он занимал, как это выяснено И. Е. Забелиным в его Истории г. Москвы, западный угол кремлевской горы, обрывавшийся крутым мысом к устью Неглинной у нынешних Боровицких ворот, в названии которых сохранилась память о боре, хвойном лесе, некогда покрывавшем кремлевскую гору. Пространство, опоясанное стенами князя Юрия и имевшее вид треугольника, по соображениям г, Забелина, едва ли занимало половину, скорее третью долю нынешнего Кремля. Город возник на перепутье между днепровским югом и верхневолжским севером. С тем же значением пограничного городка Суздальской земли является Москва и в дальнейших летописных известиях. Я рассказывал о шумной борьбе, какая поднялась по смерти Андрея Боголюбского между его младшими братьями и племянниками. В 1174 г. дяди, восторжествовав над племянниками, вызвали из Чернигова укрывавшихся там своих жен. Княгинь поехал провожать сын черниговского князя Олег; он довез теток до Москвы и оттуда воротился в «свою волость» Лопасню Лопасня – село в 70 верстах от Москвы к югу по серпуховской дороге: так близко подходила тогдашняя черниговская граница к суздальскому городку Москве. Из рассказа той же летописи видно, что Москва носила и другое, более раннее название – Куцкова. Название это она получила от местного вотчинника, боярина и, по преданию, суздальского тысяцкого Степана Куцка или Кучка, которому принадлежали окрестные села и деревни и память о котором, замечу мимоходом, сохранялась после в названии московского урочища Кучкова поля (ныне улицы Сретенка и Лубянка). С временем возникновения и с географическим положением Москвы тесно связана и ее дальнейшая политическая судьба. Как городок новый и далекий от суздальских центров – Ростова и Владимира, Москва позднее других суздальских городов могла стать стольным городом особого княжества и притом должна была достаться младшему князю. Действительно, в продолжение большей части XIII в. в Москве не заметно постоянного княжения: князья появлялись в Москве лишь на короткое время, и все это были младшие сыновья своих отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Митрополит достиг цели своей поездки: Ярослав послушался старшего брата Юрия, отца своего митрополита, и заключил мир с Михаилом. Следствием мира было то, что, как мы видели, Михаил уехал из Новгорода, оставя там сына своего Ростислава, и новгородцы не могли дождаться его с войском, чтоб идти вместе на Ярослава. Но опять новые волнения в Новгороде, торжество стороны суздальской, изгнание Ростислава, бегство приверженцев Михаиловых к нему в Чернигов и утверждение Ярослава в Новгороде, могли снова возбудить вражду Суздаля с Черниговом; сюда присоединялась еще другая причина вражды, к которой не мог быть нечувствителен и великий князь Юрий: в 1232 году Михаил черниговский вместе с Владимиром киевским двинулись на волынских князей – Даниила и Василька Романовичей, бывших в близком свойстве с Юрием владимирским, ибо дочь последнего была за Васильком. Как бы то ни было, но в том же 1232 году великий князь Юрий с братом Ярославом и племянниками Константиновичами вступил в Черниговские волости; сам Юрий возвратился, не доходя Серенска; но Ярослав с новгородским войском взял и сжег Серенск, осадил было и Мосальск, но отступил без успеха и без мира, истребивши только много хлеба во владениях врага своего. У последнего, как мы видели, жило много новгородцев, его приверженцев, бежавших вследствие перевеса стороны суздальской. Внезд Водовик умер, но у него остался сын, который вместе с пятью другими изгнанниками, подговоривши трубчевского князя Святослава, явился в пределах новгородских; но Святослав, увидавши, что товарищи его обмануты своими приятелями в Новгороде, что там нет никакой надежды на успех, уехал назад; тогда новгородские изгнанники бросились во Псков и получили здесь успех благодаря, вероятно, недавней вражде псковичей с Ярославом: они схватили наместника последнего, Вячеслава, прибили его, заключили в оковы; смута вставала и в Новгороде: вероятно, и здесь поднялась враждебная Ярославу сторона, пользуясь отсутствием князя; но приезд Ярослава утишил волнение; князь велел схватить псковичей, бывших в Новгороде, посадил их на Городище в гриднице и послал во Псков объявить его жителям: «Мужа моего отпустите, а тем путь покажите прочь, пусть идут, откуда пришли».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Что же касается до отношения славян, переселенцев к основному финскому населению, то это отношение обоих народов отличалось совершенно мирным характером. Древние писатели (Тацит, Иорнанд) называют финнов самым мирным племенем из обитателей европейского севера. Тоже впечатление мирного, уступчивого, забитого племени финны произвели и на русских. Древняя Русь, встретившись с финскими племенами, кажется, сразу почувствовала свое превосходство над ними, назвав все эти племена ироническим именем «Чуди белоглазой». Финны или сливались с славянами, теряя свою самобытность, или же уходили все далее и далее на север и восток. Но это обрусение края и заселение совершалось не вдруг, а шло в начале чрезвычайно медленно. До начала XII века Ростовско-Суздальская земля считалась бедной, глухой и отдаленной окраиной, в которой первые русские князья даже не хотели жить постоянно, предоставляя управление краем наместникам своим, а сами лишь изредка наезжая сюда, или если уж и давали здешним городам князей, то самых младших из княжеского рода. Слабо проникало сюда, в эту отдаленную окраину, и христианство до XII века. Хотя позднейшие летописцы в сказании о крещении Руси и повествуют, что сам князь Владимир вместе с епископами проповедовал христианскую веру в Ростовско-Суздальской земле, «наказуя люди и крестя», но несомненно, что христианство начало здесь распространяться и укрепляться значительно позднее, – лишь во времена Леонтия и Исайи, епископов Ростовских, живших во второй половине XI века. С конца XI и первой половины XII века положение Ростовско-Суздальской земли начинает изменяться. Славянское население ее быстро начинает увеличиваться, Ростовско-Суздальская земля начинает быстро расти, увеличиваться, богатеть и наконец к началу XIII в. достигает цветущего состояния. Главная причина этого быстрого возвышения и усиления Ростовско-Суздальской земли заключалась в обильном притоке на север славянского населения из южной Руси, – притока, вызванного, с одной стороны, неблагоприятными условиями жизни южной Руси того времени, с другой – мудрою и энергичною деятельностью Ростовско- Суздальских князей и главным образом – мудрой политикой первого великого князя северной Руси, Андрея Юрьевича Боголюбского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Феодоре и Иоанне, суздальских чудотворцах» и «Суздальския древности». Первая три сочинения не были одобрены Св. Синодом, что однако не остановило Иоасафа от напечатания некоторых из них впоследствии, а последнее произведение под заглавием – «Суздальския достопамятности» появилось на страницах «Владимир. Губерн. Ведомостей» в 1849 году в таком порядке: 3 – Предуведомление. – I. О начале христианства в Суздале и о первом епископе Суздальском; 4 – 9 – II. О суздальской иерархии; 10 – III. Исторический взгляд на предшествовавшия статьи суздальских достопамятностей; 11 – 13 – IV. О великом княжении суздальском и великих князьях. – В 50-м «ведомостей» за тот же год редактор В. И. Доброхотов заявил, что «иеромонах Иоасаф начал пространную статью о достопамятностях города Суздаля, но по некоторым обстоятельствам прекратил ее». Этими «некоторыми обстоятельствами» было остававшееся в законной силе запрещение иметь в келье бумагу и чернила. Хотя, по аттестации монастырского начальства, в 1849 г. Иоасаф «вел себя довольно не худо», по «писания» его, как видно, не давали покоя зоркому начальству: 27 декабря 1850 г. архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря Иоаким представил отобранное от Иоасафа объяснение в имении им у себя чернил и бумаги и писании бумаг, и при этом прибавил, что принадлежностей к письмоводству у него в келье он, Иоаким, никогда видеть не мог, потому что Иоасаф от него всегда свои сего рода занятия старается содержать в глубокой скрытности. Иоасаф в своем показании – почему он, в явное нарушение указа Св. Синода, осмелился не только держать в своей келье бумагу и чернила, но даже писать бумаги, – «благопочтительнейше» объяснял следующим: во первых, «вынужден был держать в своей келье бумагу и чернила необходимостью, тою именно, что мне нужно иметь переписку с моими детьми и даже хлопотать об них пред высшим начальством; ... во вторых, осмелился держать в своей келье бумагу и чернила потребностью. Имея ученую степень, я, дабы не в праздности провождать время и не потерять того, что мною приобретено в течении четырех-летнего академического образования, занимался общеполезными историческими сочинениями...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

Суздаль. Суздальский православный лицей. Домовая церковь Арсения Элассонского. Домовая церковь. Действует.   Престолы: Арсения Элассонского Год постройки:Дата постройки неизвестна. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Суздальский район, Суздаль Координаты: 56.410394, 40.464288 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Михайловская Слобода (Михали), Суздальский православный лицей им. святителя Арсения Элассонского На территории современного Суздаля в месте впадения реки Мжары в Каменку, в древности располагалась Михайлова слобода, принадлежащая брату Всеволода Михалке (Михаил Юрьевич). Напротив, в излучине Каменки, и по сей день находится обширный Михайловский луг, с трех сторон окружённый руслом реки. На протяжении столетий луг использовался для выгона скота: деревянная ограда с единственной неприкрытой рекой северной стороны не позволяла скоту разбредаться. Селище Михали (Михайловская Слобода), XI-XIII, XIV-XVII вв. Территория близ церкви Флора и Лавра, правый берег р. Каменка. Протянулось от перекрестка ул. Михайловская и Колхозная вверх по течению реки, размеры ок. 300х80 м. Керамика гончарная древнерусская и позднесредневековая. В XV в. на месте бывшей Михайловой слободы стояло село Михайлова сторона, принадлежавшее церковным властям. Земля Михайловского луга была собственностью суздальского архиепископа, а затем перешла к городскому посаду. Михайловский луг площадью 25 га расположен на берегу Каменки, в юго-восточной части города. С юга и востока естественной границей служит левый берег реки. С севера луг граничит с индивидуальной жилой застройкой по ул. Южной. Западная граница проходит вдоль усадеб по ул. Шевченко. Суздальский православный лицей имени святителя Арсения Элассонского, приход Михаила Архангела на Михалях " Суздальский православный лицей " является негосударственным образовательным учреждением. Он занимается духовно-нравственным воспитанием учащихся в традициях Православия. Лицей работает с 1 сентября 2004 года как " Епархиальная школа-пансион " и осуществляет образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования. 6 мая 2011 года по благословению Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия он был переименован в " Суздальский православный лицей имени святителя Арсения Элассонского " . Теперь лицей носит имя греческого святителя, назначенного в начале XVII века Архиепископом Суздальским. 17 августа 2005 года честные мощи святителя Арсения были обретены в Рождественском соборе города Суздаля. Ныне мощи святителя Арсения покоятся в специально изготовленной для них раке, являясь одной из главных святынь церкви Рождественский собор, куда стекается, для поклонения им, множество богомольцев. В дни памяти, 12 мая и 17 августа, учителя и ученики школы собираются на архиерейский молебен в честь святителя Арсения Элассонского. На видном месте, как заходишь в здание школы, находится икона небесного покровителя.

http://sobory.ru/article/?object=17985

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010