Переславль-Залесский Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 56.739194; 38.854382 Россия, Ярославская область, Переславль-Залесский Переславль-Залесский, Ярославская область Россия Общее описание [ править править код ] Объективно Районный центр Ярославской области, в 136 км к северо-востоку от Москвы. На берегу Плещеева озера, при впадении в него р. Трубеж. Население – 45 тыс. человек. Субъективно Жителю большого города Переславль кажется похожим на деревню. Почти так и выглядели старинные города: название «город» давали земляные валы (или стены) и храмы, а не каменные хоромы; жить в каменных зданиях вообще считалось неестественным. Наверно, поэтому дух старины пронизывает весь город, а не только отдельные достопримечательности Переславля . Город протяжённый (вдоль Ярославского шоссе), минимальное время знакомства – два дня. Город протяжённый, поэтому до центра города, до гостиницы и тем более до Никитского монастыря лучше ехать на местном автобусе. История города [ править править код ] Клещин (Городище) Предшественником Переславля был город Клещин. Полагают, что этот город основали в VII или VIII в. кривичи (племя, обитавшее в области нынешнего Смоленска). В IX в. пришли викинги и устроили «вик» – торговое место. Клещин стал главным населённым пунктом в округе. Город находился в зависимости от Новгорода, но оставался языческим. В начале XII в. Клещин вошёл в состав Ростово-Суздальского княжества. Благодаря основанию Переславля Клещин остался почти на том же уровне развития. Сейчас это д. Городище, которая стоит на высокой круче над Плещеевым озером в 3-4 км к северо-западу от центра города, поблизости от Никитского монастыря Переславля . Остатки земляных валов высотой до 9 м ограничивают площадку размером 100 на 160 м. Основание Переславля Не случайно иностранный гость в древности назвал Русь «Землёй городов» – «Гардариками». Города рождались один за другим, перенимая славу у врагов и друг у друга. Так возникло несколько Переяславлей. Переяславль Южный (Хмельницкий), который находится теперь в Киевской области Украины, в древности переял славу у печенегов. А владимиро-суздальский князь Юрий Долгорукий, изгнанный из Переяславля Южного, захотел перенять у него славу и в 1152 г. основал на берегу Плещеева озера, при впадении в него р. Трубеж, Переяславль Новый. По названию земель – Залесье – к XVI в. город стал называться Переяславлем Залесским. Мы будем называть его в современном написании – без буквы «я».

http://azbyka.ru/palomnik/Переславль-Зал...

В Брейтово открыли часовню памяти жертв Мологи Брейтово, Ярославская область, 2 декабря 2003 г. Леушинский монастырь В Ярославской области появился первый памятник жертвам затопленного Рыбинским водохранилищем Мологского уезда. В субботу в Брейтово освятили новую часовню, посвященную всем погибшим в затопленных деревнях и на строительстве ГЭС, сообщает телекомпания НТМ. Для Церкви Молога - это не только человеческая трагедия, но и утрата духовных ценностей: в Мологском уезде находилось знаменитое Леушинское подворье, где любил бывать отец Иоанн Крондштатский. На освящении часовни поэтому было много духовенства из Санкт-Петербурга. Главной святыней нового храма стала икона Богоматери Всех Скорбящих Радости - точная копия той, что была в затопленном монастыре. Деревянная часовня, построенная исключительно на пожертвования, - первый в нашей области памятник жертвам Мологи. И единственный залог того, что " русская Голгофа на воде " не повторится. На это, по крайней мере, надеются прихожане. В июле сего года администрация Рыбинска объявила о намерении осушить Рыбинское водохранилище и восстановить архитектурные памятники. Наша справка: Впервые город Молога упоминается в летописи от 1207 года при разделе Владимиро-Суздальского княжества на уделы великим князем Всеволодом Большое Гнездо (младшим братом Андрея Боголюбского). Он отдал Мологский удел своему старшему сыну ростовскому князю Константину. Если напомнить, что в традиции тогда было отдавать крупнейший удел старшему сыну, то станет понятно значение Мологи. В 1218 году Константин отдал Мологу, Ярославль и Ростов сыну Всеволоду, который стал основателем рода князей ярославских. Молога в связи с этим потеряла статус самостоятельного княжества и вошло в состав Ярославского. Если провести прямую линию от того места, где Волга после Рыбинской слободы (современный город Рыбинск) резко поворачивает к югу, по направлению к Угличу и Твери, и продолжить её далее, то она точно подойдёт к Новгороду. А чтобы добраться до него по этому прямому пути, необходимо войти в левый приток Волги - Мологу, а затем через волок выйти к реке Мсте, которая и впадает в Ильменское озеро. Становится понятна особая роль Мологи, как основного транзитного пункта между Владимиро-Суздальской землёй и Новгородом Великим. Роль Мологи была велика, потому что здесь шла перегрузка с волжских судов глубокой осадки на плоскодонные суда. Строились эти малые суда прямо здесь, в Мологе.

http://pravoslavie.ru/8334.html

Но на Юге он еще очень молод и учится делам правления. В 1209 году отец дал ему ещё одно дальнее княжение — Рязань. Притом княжение опасное: рязанцы являлись традиционными противниками Всеволодова семейства. Рязань вела с Владимиром упорную борьбу. Оказалась покорена, но не смирилась. Бунтовала, была подавлена, однако искорки мятежа тлели и тлели в остывшей, вроде бы, печи рязанского неистовства. Незадолго до того, как Рязанское княжение досталось Ярославу, отец его узнал о новой угрозе со стороны Рязани. Тамошние князья завязали тайные переговоры с Черниговом, находившимся во враждебных отношениях с державой Всеволода. Князь пошел на Рязанщину с войсками, взял город Пронск, у стен самой Рязани едва умолен был не брать город на щит, увёл в оковах весь Рязанский княжеский дом и только тогда утвердил в качестве правителя своего сына Ярослава. Иными словами, родитель наделил отпрыска властью над смертельно опасным местом. Чем был молодой князь для рязанцев? Последним шансом. «Либо вы покорны воле моей, которую я передаю вам через сына, — словно бы сообщал им Всеволод Большое Гнездо, — либо разорение и смерть». Рязанцы не послушались. Новые подданные, целовав крест, восстали и предали мучительной смерти доверенных людей молодого князя-чужака: их живыми засыпали землёй в погребах. Тогда Всеволод вернулся, выпроводил рязанцев из их города, велев забрать с собой кое-какое имущество, а потом спалил Рязань дотла. Лишённых крова горожан князь отогнал к Владимиру как пленников. В этой истории Ярослав Всеволодович не сплоховал: он уцелел сам и вовремя вызвал отца с подмогой. «Увалень» научился действовать быстро… В 1212 году отец его скончался, предварительно разделив свою землю между многочисленными сыновьями. К моменту, когда немолодой князь почувствовал наступление последнего срока, шестеро его сыновей оставались в живых. А долг перед родом требовал обеспечить отпрысков честью и богатством. Следовательно — дать им княжения. Старший сын, Константин, не хотел деления Владимиро-Суздальской земли на части, требовал себе всей державы. Но родитель, осердясь, решил иначе. И вот получил от отца Константин города Ростов и Ярославль, а Юрий — Суздаль, Владимир (столицу княжества) и формальное первенство среди потомков Всеволода, хотя и уступал годами Константину. Так разъяренный отец в 1212 году, на смертном одре, наказал строптивого сына.

http://veraifoma.ru/famblog/velikij-knja...

В мае 1995 г. был выбран облик будущего храма: его автором стал архитектор Олег Вадимович Копылов. Проект был одобрен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В основание собора вложена капсула с землей, взятой из-под стен воссоздаваемого Храма Христа Спасителя в Москве. Закладка капсулы в основание нового Кафедрального собора Христа Спасителя г. Калининграда произошла в июне 1996 года. В конце июня 1996 года рядом со стройплощадкой собора был сооружен деревянный Малый собор Христа Спасителя. Этот храм был освящен митрополитом Калининградским и Смоленским Кириллом в честь Нерукотворного образа Господня. Первое праздничное богослужение состоялось 27 сентября 1996 года. Этот храм простоял рядом со строящимся собором до 2009 г., после чего был разобран и собран вновь в калининградском микрорайоне «Сельма». http://soborkld.ru/istoriya-sobora/ Храм Христа Спасителя — главный православный храм Калининграда, построенный по проекту архитектора Олега Копылова. Рассчитан на 3 000 человек. Высота (до креста) достигает 73 метров. Храм расположен на центральной площади Калининграда — площади Победы. Храм построен в стиле Владимиро-Суздальского храмового зодчества. Строился с 1995 года (установлен закладной камень). В 1996 году Президентом России Б. Ельциным и митрополитом Кириллом в основание постройки заложена капсула с землёй, взятой от московского Храма Христа Спасителя. Строительству активно способствовал губернатор области Л. Горбенко. Верхний храм Воскресения Христова освящён 10 сентября 2006 года патриархом Алексием II, освящение приурочено к 20-летию открытия первого православного храма в Калининграде. Нижний храм во имя Нерукотворного Спаса освящён 27 сентября 2007 года митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым). В храме был установлен переданный в 1996 году Свято-Князь-Владимирским братством из Германии сюда «Мемельский» иконостас, созданный во время Семилетней войны для русского гарнизона в Мемеле (ныне — Клайпеда). По предложению председателя этого братства, Г. А. Рара, нижний храм служит храмом воинской славы и является храмом-памятником в память о русских воинах, погибших в Семилетнюю войну, Наполеоновские войны, Первую мировую войну и Вторую мировую войну в Восточной Пруссии, нынешней Калиниградской области. В июле 2010 года рядом с собором открыт новый небольшой храм, созданный в таком же стиле, — Храм Петра и Февронии. 3 октября 2010 года перед началом Литургии Святейший Патриарх Кирилл передал главному храму самой западной российской епархии антиминс, который был освящён им на Дальнем Востоке в ходе Первосвятительского визита на Камчатку. http://adamovka.ru/sobor/?id=54

http://sobory.ru/article/?object=08417

Церковь Бориса и Глеба — одноглавая, четырёхстолпная, трехапсидная. Сложена из прекрасно отёсанных и положенных почти насухо квадров качественного белого камня. В плане храм без учёта апсид очень близок к квадрату. Наружные лопатки делят стены на три неравных прясла (средние прясла шире и выше боковых). Уступообразное сужение наружных лопаток создает «перспективность» прясел. Внутренние лопатки соответствуют наружным, соответствуют им и крестчатые столпы. Над западным порталом в стене со стороны интерьера выложена разгрузочная арка. Размеры церкви, сторона подкупольного квадрата, общие пропорции, конструктивные особенности, профиль лопаток, декор близки ещё одному сохранившемуся храму 1152 года — Спасо-Преображенскому собору в Переславле-Залесском. В связи с этим верх храма достаточно адекватно реконструируется по аналогии со Спасским собором. Церковь, по-видимому, замышлялась как главный собор городка Кидекши на восточных границах Суздальского княжества, что и отразилось в сдержанности её внешнего декора и простоте линий. Впрочем, и здесь наблюдаются очевидные параллели с западноевропейским романским искусством, чуть более ярко проявившиеся в других памятниках храмового зодчества Владимиро-Суздальской земли. В частности, обращает на себя внимание аркатурный пояс из так называемых «ломбардских арок», делящий боковые прясла храма на два яруса. Характерен перспективный портал очень простого профиля — в виде трех уступов (сохранился только с северной стороны) — с немного вынесенным замковым камнем на передней арке. Над аркатурным пояском в пряслах — поребрик. Барабан также имел городчатый пояс (его остатки были найдены под кровлей храма). Цоколь церкви (в настоящее время находящийся под землёй) — простейшей прямоугольной формы. Внутри храма крестчатые столбы, лопатки простые однообломные, а наружные — двухуступчатые. На некоторых камнях кладки можно увидеть идентичные знаки княжеских мастеров — такие же, как и на стенах Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Бориса...

Строительство нового каменного храма финансировал Алексей Васильевич Смирнов, хозяин Ликинской мануфактуры. Он выделил из личных средств весьма солидную сумму - 150 тысяч рублей, а потом до конца жизни избирался церковным старостой. Помогали главному спонсору строить храм местные купцы: братья Антоновы, Гавриловы и Яшины. На сохранившейся каменной табличке с закладного камня стоит дата строительства - 20 июля 1877 года. Окончание же датируется 1886 годом. В 1886 году был освящён главный престол нового храма, в следующем - его приделы: Николая Чудотворца и Никиты Мученика. Храм вышел очень красивым, особенно смотрелась четырёхъярусная колокольня высотой 70 метров. Кирпичное четырёхстолпное здание в псевдорусском стиле с декоративным пятиглавием над центральной частью и шатровой колокольней, близкое к типовым проектам. По завершении работ освящать главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы приехал епископ Владимирский и Суздальский Феогност. В 1895 году храм обнесли каменной оградой, украшенной кованными решётками. В 1896 году в селе открылась церковно-приходская школа. Говоря о здании церкви, отдельно нужно сказать о металлической часовне, выстроенной фабрикантом А. В. Смирновым. Она была возведена у западной стены храма, в её оконных проёмах находились витражи. Внутри часовенка была украшена дорогими коврами, подсвечниками, лампадами. В подвале находилась усыпальница Смирновых. Первоначально причт состоял из священника, дьякона и псаломщика, для которых Смирнов построил жилые дома рядом с храмом (они, кстати, сохранились по сей день), а также наделил пахотной и сенокосной землёй. Новый приход объединил семь соседних деревень, помимо Горы: Новую, Высоково, Сальково, Кудыкино, Ликино и Язвищи, общей численностью 1158 мужчин и примерно столько же женщин. Рассказывают, что после прихода к власти большевиков церковь была полностью разграблена. Один из грабителей попытался взобраться на купол, чтобы соскоблить с него позолоту, но сорвался и разбился насмерть. Правда, службы в церкви время от времени проводились вплоть до 1938 года, пока храм окончательно не закрыли, переоборудовав его в склад. Здесь также складировались удобрения. Колокола сняли в годы Великой Отечественной войны. В храме чудом сохранилась старинная Казанская икона Божией Матери, видать загодя спрятанная кем-то из прихожан.

http://sobory.ru/article/?object=02461

Троицы и окончательно было произведено отделение вдов от девиц, что в ту пору, когда, по уставам женских монастырей, все жили сообща, по нескольку человек в келье, было весьма благоразумно. Таким образом, Ризположенский монастырь при пр. Евфросинии достиг цветущего состояния и разросся так, что образовалось из одного два женских монастыря, долгое время имевших даже особых игумений и объединённых снова в один монастырь лишь недавно. Пр. Филарет, епископ Черниговский, описывая житие пр. Евфросинии, сообщает, что преподобная после смерти игуменьи, принявшей её в монастырь, избрана была в начальницы монастыря, но это известие не подтверждается древним житием (см. житие в приложении). Напротив, списатель жития, сообщив о смерти игуменьи монастыря, говорит: «Раба же Христова Евфросиния поклонися с прочими черноризицами до земли второй по игуменьи и умолиша ю быти ей начальницы да во обители чин не пременится». Таким образом, пр. Евфросиния не была игуменьей Ризположенского монастыря. Но это не мешало ей иметь нравственное влияние на монашествующих обители, которое она оказывала примером своей высоконравственной и подвижнической жизни и учительством. В 1238 г., на десятом году пребывания пр. Евфросинии в Ризположенском монастыре, Суздаль, наравне со всей русской землёй, постигло величайшее бедствие. Хан Батый с полчищами татарскими обложил г. Владимир, бывший тогда столицей великокняжеской, отделил часть татарских орд и отправил их для взятия Суздаля. Татары подошли к Суздалю с южной стороны от Владимира и стали на Яруновой горе, где ныне Космодемьянская церковь на берегу р. Каменки. Многие черноризицы из окрестных монастырей убежали в город, ища в нём спасения, и были перебиты или захвачены в плен со всеми другими, скрывшимися в городе. Монастырь же Ризположенский, не смотря на то, что стоял вне укреплений и ничем не был защищён, остался цел и невредим. Татары пощадили его, не сделав ему никакого вреда, и все живущие в монастыре инокини остались невредимыми. Списатель жития пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Тверь не сохранила имена исторических лиц, создавших сюжеты уникальных изображений и тексты надписей на клеймах саркофага, однако неоспоримо, что эти мастера очень хорошо знали «Житие Святого Благоверного князя Михаила Ярославича Тверского» и были прекрасно образованы. Также неоспоримо и то, что эта рака имеет огромную историческую ценность, т.к. является уникальным произведением русского церковно-ювелирного искусства. III . Святые благоверные великие князья Александр Невский и Михаил Тверской В 2021 году, который был объявлен годом Александра Невского, православная Русь и Российская Федерация торжественно отметили церковно-государственный праздник — 800-летие со дня рождения славного сына и непобедимого полководца Земли Русской. Великий князь Киевский и Владимирский Александр Ярославич родился 13 мая 1221 г. в Переславле-Залесском. Он был вторым сыном переславского князя Ярослава Всеволодовича и внуком князя Всеволода Большое Гнездо. С Тверской землёй его связало само её выделение в 1243 г. Ярославом Всеволодовичем из Владимиро-Суздальских и Переславских земель. Затем — передача её уделом младшему брату Александра Ярославу Ярославовичу. Более того, д.и.н.. профессор В.А.Кучкин доказывает, что до того был в истории Тверского княжества период, когда им управлял, вместе с Новгородской землёй, сам победитель немцев на Чудском озере. Александр Невский ушёл из жизни 4 ноября 1263 г., возвращаясь из Орды, и не застал полководческих побед и великого духовного подвига своего родного племянника князя всея Руси Михаила Ярославича Тверского. Но несомненно, что тот чтил своего знаменитого дядю и, в той или иной степени, продолжил его внутреннюю и внешнюю политику. Однако, надо подчеркнуть, что Тверской княжеский дом Рюриковичей выработал свою оригинальную политическую культуру и свой нравственный кодекс. Об этом можно прочесть в статье одного из авторов этого очерка «Тверская земля и Россия под покровом святого благоверного великого князя Михаила Ярославича. Есть и другие, прошлые и настоящие, связи Тверской земли с Александром Невским, с его именем: мощами, церквами и приходами, научной, краеведческой и художественной литературой. Нам же удалось найти параллели восприятия князей Александра и Михаила, связанные с ритуалом погребения, поклонения и исцеления у мощей этих общерусских святых.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/20/...

Денег, выданных из Коллегии Экономии, конечно, далеко не хватало на поправку погоревших зданий, и из консистории выдана была игуменье сборная книжка для сбора доброхотных пожертвований. На эти средства монастырь и обстраивался в течение более 20 лет. Кельи были выстроены вновь, церкви, колокольня и ограды были перекрыты железом мастерами Глятковскими, жителями Никольской слободки, принадлежавшей Покровскому монастырю. Перекрыты были башни и сделаны вновь из железа ворота въездные и водяные в ограде монастыря, которая была во многих местах исправлена, а в деревянных частях выстроена вновь. Колокола были перелиты из старой меди с добавлением новой. Словом, понемногу монастырь был приведён в прежнее благоустроенное состояние. Пожар повредил многое и внутри церквей. Игуменье Ираиде пришлось поправлять иконостас и другие образа в церкви, которые в 1783 г., согласно заключённому контракту, суздальский купец Гаврило Иванов сын Иконников подрядился «в Ризположенской церкви имеющиеся образа, что ни есть все возобновить, а в тунбах написать вновь иконостас и по сторонам киоты какие в оной церкви состоят по старому грунту почистить, и где надлежит починить и прикрыть масляной краской, и потом золотом позолотить на гурьфабру за 280 рублей». (Контр. в Архиве монаст.). Сам иконостас был также починен, а царские двери вырезаны вновь резчиком из слободки Скучиловой, принадлежавшей Спасо-Евфимиевскому монастырю, Дмитрием Прокофьевым за 22 рубля и вызолочены позолотчиком, штатным служителем Суздальского архиерейского дома Гавриилом Сытиным за 43 р. 80 коп. Ещё ранее, в 1775 г. иконописцы того же Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Андрей Васильев и Гаврило Иванов расписали «тайную сень над царскими вратами» в Трапезной церкви. Пользуясь благосклонным отношением к монашествующим и монастырям правительства в царствование Императора Павла I, издавшего в 1797 г. указ о наделении монастырей рыбными ловлями, пашенной землёй и покосами, Ризположенский монастырь исходатайствовал себе несколько угодий. После упразднения суздальского архиерейского дома и перевода его во Владимир оставались свободными многие земельные дачи архиерейского дома, которые и были распределены между суздальскими монастырями. Ризположенскому монастырю в 1799 году достались сенные покосы внутри сел Гнездилова, Туртинского, Янева, Кибола, Ивановского и Крапивья – в количестве пяти десятин. Тогда же монастырь получил в пользование мельницу о двух поставах близ с. Михайловой стороны на реке Каменке, которою он владеет до настоящего времени, отдавая в аренду.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

295 sqq. В древние города князья не переносили столиц; во-вторых, что Галич был основан во времена уже исторические, это даёт знать Ипатская летопись под 1206г. 1367 «Запустевший» Муром снова возвёл до некоторой степени в города князь Юрий Ярославич в 1351г. (обновивший Муром на том же месте, но вовсе не переносивший его на другое, как думают Муромские патриоты, не полагающие, чтобы Муром ниспадал из города в село и поэтому хотящие разуметь под обновлением Юрьевым перенесение со старого места на новое, хотя и перенесение не упадшего города с одного места на другое есть вещь курьёзная и далеко не сразу понятная), Карамзин IV, 171. 1368 Татищев, к известиям которого мы вообще относимся с недоверием, утверждает, что епархия Рязанская открыта в 1198г., быв отделена от Черниговской, по просьбе князей Рязанских, великим князем Киевским Рюриком Ростиславичем и митрополитом Иоанном (III, 329). На это заметим, во-первых, что великие князья Киевские тогда ровно ничего не значили, и вся власть принадлежала великим князьям Владимирским. Во-вторых, что митрополит Иоанн 1198г. нигде более кроме Татищева не упоминается. 1369 В повести „О пришествии Николина образа из Корсуни на Рязань”, о которой см. во 2 половине тома, стр. 361. 1370 Когда столица княжества из Рязани переведена в Переяславль, остаётся неизвестным; но, во всяком случае, уже после нашествия Монголов. 1371 Которые до 1836г. находились под землёй, а в этом последнем году открыты, см. Географическо-статистический словарь Российской империи Семёнова под сл. Рязань Старая, т. IV стр. 383. 1373 Симон в Патерике, в повести о создании Печерской церкви и именно об оковании гроба Феодосиева суздальским тысяцким Георгием даёт знать, что Юрий посажен был на удел в детстве или, по крайней мере, в ранней юности, но он, неизвестно когда родившийся, отцом был женат в 1107г. 1374 Так как Иоанн был поставлен на обе епископии, то очень возможно, что великий князь не находил удобным отделять Суздаль от Ростова при его бытности на кафедре или делать у него как бы хищение.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003    004    005    006