Механические оттиски применялись в Палехе и Мстере и для изготовления более дорогих икон. В количественном отношении они не могли сравниться с дешевыми «краснушками», но навыки ремесла старинщиков были доведены до автоматизма, и изготовление дорогих «стильных» и «мелочных» писем вряд ли отнимало чересчур много времени. Все упиралось в уровень мастерства и в такие структурообразующие линии ремесленной культуры, как функция произведения и связь мастера с заказчиком. Эти же линии интересно завязываются с динамикой социальной среды суздальских ремесленников и формами повседневной жизни. Быт Во второй половине XIX в. в мире суздальского иконного дела все больше становилось богатых и бедных. Наверху местной иерархии располагались владельцы средних и крупных иконописных заведений, вроде Н.М. Сафонова, И.Е. и М.Н. Мумриковых, А.П. Шахова и других, которые из иконописцев довольно быстро превращались в крупных коммерсантов и предпринимателей. Внизу – рядовые иконники, которые становились наемными работниками. Новые историко-культурные реальности промысла – во многом следствие реформы 1861 г., положившей начало заключительному периоду в истории императорской России. Крестьянская реформа, осуществленная деятелями славянофильского направления (Ю. Самарин и другие), принесла крепостным иконописцам освобождение и сразу же усилила их социальную активность. Ранее крепостная зависимость сковывала движение, и это хорошо видно на примере развития отхожего промысла, а также принудительных вызовов иконописцев работ в столицах. Указы о вызовах суздальских иконников в Москву известны уже с XVII в. Для «государевых скорых дел» – поновления росписи Большого Успенского собора в Московском Кремле в 1648–1649 гг. – были привлечены «суздалец» Константин Герасимов, из Владимира – Колистрат Федоров, Семен Панкратов и Димитрий Попов (Ушаков, 1906, с. 20). В 1659 г. для работ в Архангельском соборе вызывались посадские иконописцы из Переяславля (Забелин, 1850, с. 22). В XVIII в. все чаще стали привлекать для работ деревенских крепостных ремесленников.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

В 1207 году Всеволод получил известие от племянников Романа Олега и Глеба о тайных переговорах рязанского князя с черниговцами, направленных против Владимире-Суздальского княжества. Всеволод, собиравший полки у устья Оки, встретился с восемью рязанскими князьями в своем лагере. В результате переговоров шестеро рязанских князей – Роман Глебович, Святослав Глебович с сыновьями Мстиславом и Ростиславом, Ингварь и Юрий Игоревичи, Глеб и Олег Владимирович, – были схвачены и вместе со своими боярами отправлены во Владимир. Всеволод после месячной осады взял Пронск и подошел к Рязани. После того, как рязанцы выдали Всеволоду почти всех своих остальных князей с княгинями, великий князь владимирский вернулся домой. В следующем 1208 году Всеволод отправил княжить в Рязань своего сына Ярослава. Через несколько месяцев в рязанском княжестве начались волнения, люди Всеволода и Ярослава были частью захвачены, а частью перебиты, живыми засыпанные в погребах. Ярослава хотели захватить и выдать черниговцам. Ярослав, собрав вокруг себя остатки дружины, послал за помощью к отцу, который сразу же пришел с войском к Рязани. Ярослав вышел из города к отцу, а Рязань была разграблена и сожжена, жители города были разосланы по разным городам Владимире-Суздальского княжества. В последующие два года владимирское войска еще дважды ходили в рязанские земли. После смерти Всеволода в 1212 году его сын Юрий освободил рязанских пленных князей. До 1238 года сведений о контактах между владимирцами и рязанцами в летописях почти отсутствуют, за исключением 1217 года, когда Глеб и Константин Владимировичи перебили на берегу Оки шестерых своих братьев, и 1219 года, когда Юрий Всеволодович оказывал помощь Юрию Рязанскому. В 1232 году рязанцы вместе с владимирцами вместе ходили в поход на болгар и мордву. В 1210 году Ярослав Всеволодович возвратился в Переяславль Залесский. В 1214 году он женился на дочери прославленного князя Мстислава Мстиславича Торопецкого-Удалого – Ростиславе-Феодосии, называвшейся также и Смарагдой (Изумрудной), в иночестве Ефросиний. Глава 3. Новгород. Мстислав Удалой. Битва при Липице. Переяславль-Залесский. 1212–1223 годы

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1240 году хан Батый разрушил Киев, ограбил то, что не сгорело, и стольный город потерял всякое значение. Утратила значение и выработанная Ярославом система распределения уделов. В Суздальской Руси хан утверждал только Владимирского князя, и только этот князь получал ярлык на княжение. Соответственно и родовое наследование распространялось только на земли, принадлежащие Владимирскому князю. Если между наследниками возникали споры, в таком случае хан сам решал вопрос. Что же касается других русских городов и земель, то они оставались в семейной собственности. Глава каждой семьи имел право распределить свое движимое и недвижимое имущество отдельным лицам или всем родственникам, включая свою жену, как будущую вдову, «по грамоте душевной» (т. е. по духовному завещанию. – Н. У.) до ее смерти. Время шло, и претендентов на получение наследства становилось все больше и больше. Претендовали не только братья, сестры, дети, но и внуки и правнуки. Вотчин же становилось меньше и меньше, и площадь их уменьшалась и уменьшалась. Проф. С. Платонов дает последствиям системы уделов следующую характеристику: «В многолюдном княжеском роде чувство родства притуплялось от частых ссор и усобиц; поэтому посягнуть на имущество соседнего князя считалось дозволительным. В погоне за „примыслами» у князей все более и более крепло взаимное отчуждение и развилось открытое хищничество. Они стали смотреть друг на друга как на постоянных соперников и врагов, и старались при первом удобном случае овладеть у соседей плохо защищенным городом, селом, челядью. Всякое такое приобретение составляло желанный „примысел». В результате подобная политика повела к одичанию людей и разложению политического порядка» 817 . В северо-восточной Руси наступила политическая неурядица, в которой господствовало одно право сильного. Выход из такого печального состояния обозначился лишь тогда, когда в Суздальской Руси началось народное движение в пользу объединения и нашлась сильная княжеская семья (в Москве), которая сумела воспользоваться этим движением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Полагают, что, во времена доисторические, местность нынешней Москвы составляла часть страны, населенной финскими и славянскими народами, самые названия которых давно забыты. В 12 в., история застает уже местность эту в черте княжества суздальского, долженствовавшего служить переходным звеном от киевских родовых порядков к московскому государственному единству, и со предельно с нею, именно в можайском и верейском уездах нынешней московской губернии, по течению р. Поротвы, находит народец Голядь, который, выселившись, на Поротву по мнению Карамзина, из прусской Галиндии (Galindae), известной еще Птоломею 2 , был, в 1147 г., покорен кн. Святославом Ольговичем черниговским. Это покорение кн. черниговский совершил, так сказать, мимоходом, в то время, когда он, вытесненный из южной России великим князем киевским, спешил на север, под защиту своего союзника, кн. Юрия Владимировича суздальского, который, перед тем, писал к нему: «Приди, брате, ко мне в Москов» 3 . Впервые упомянув, таким образом, о Москве, как месте существующем, летописец повествует, что князья-союзники съехались в Москве и «любезно целовастася в день пятка, на Похвалу Богородицы», что в 1147 г. Приходилось 4 апреля, а далее описывает самое пиршество князей, при чем не забывает рассказать о редком красотою нарде, подаренном кн. Юрию сыном Святослава, Олегом, и рассыпается в похвалах искренней дружбе и щедрости князей, особенно Юрия, богато одарившего тогда всех бояр Святославовых. Но о том, что такое была в то время Москва, летописец не говорит ни слова, – и это очень естественно, потому что тогда, в самый разгар княжеских усобиц, внимание всех летописцев и не летописцев было исключительно устремлено на ежедневые перипетии эгоистических владык русской земли и никто не мог провидеть роли, какую, в судьбах этой земли, надлежало, со временем, играть именно Москве. Впоследствии же, когда историческое значение Москвы выяснилось, начало ее стало возводиться к мифам и облеклось баснями, на которые были особенно щедры в 17 в. И хотя ни миф, ни басня не составляют существа истории, они не могут однако быть обойдены историком, который, за отсутствием положительных данных, обязан, в известном смысле, принимать к сведению и мифы с баснями, критически выбирая и оценивая между ними особенно предания народные, потому что последние, в таких случаях, всегда существуют и, в самом качестве вымыслов, становятся как бы поэзией истории, т.е. предметом, никогда и ни в каком случае не лишенным строго-научного интереса.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Закрыть Суворовский Храм! 15.03.2022 393   26 сентября произошло мероприятие федерального уровня! В поселке Кистыш Суздальской области был открыт памятник Александру Васильевичу Суворову! Друзья! 26 сентября произошло мероприятие федерального уровня! В поселке Кистыш Суздальской области был открыт памятник Александру Васильевичу Суворову! Мероприятие приурочено к 290-летию со дня рождения полководца. Монумент установлен Российским военно-историческим обществом на территории родового имения генералиссимуса в селе Кистыш, которое Петр I подарил деду полководца за заслуги перед царём и Отечеством.! Ежемесячно мы перечисляем материальную помощь на восстановление Суворовского Храма! Именно благодаря тебе, Брат, храм святителя Василия Великого, изображённый на упаковках Урал, обновляется и восстанавливается! ( P.S.дaбы избежать ненужных комментариев под записью,то так же перечисления идут в больницы, детские дома, малоимущим семьям Благодаря Вам, друзья, восстанавливается целая история! Возле Суворовского храма в селе Кистыш Суздальского района Владимирской области, был открыт памятник Александру Васильевичу Суворову! Наша с вами история! Спасибо! Наша команда посетила Храм и задала пару вопросов Александру Владимировичу Черкасову - генерал-майор, писатель, руководитель инициативной группы по восстановлению Суворовского храма в селе Кистыш Суздальского района Владимирской области, председателя Попечительского Совета регионального благотворительного общественного Фонда помощи ветеранам и инвалидам силовых структур «ОМОФОР» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/video/2022/03/15/suvo...

В Суздале открылась выставка, посвященная Арсению Элассонскому, архиепископу Суздальскому Суздаль, 27 октября 2005 г . 4 ноября Россия впервые будет отмечать День народного единства. Во Владимирской области главные торжества пройдут в Суздале. Здесь тесно сплелись судьбы двух подвижников русской земли – Дмитрия Пожарского и Арсения Элассонского. Знаковые фигуры XVII столетия, они и сегодня для нас являются примером патриотизма, указывают путь к христианским идеалам мужественного стояния за Истину, сообщается на сайте «Музеи России» . Начало 17 века в России – время Смуты. Отряды иноземных завоевателей разоряют Россию, Москва захвачена поляками. Решается судьбоносный вопрос – о свободе и национальной независимости русского государства. Для освобождения Москвы по призыву нижегородца Кузьмы Минина формируется народное ополчение, под руководством князя Дмитрия Пожарского. Осенью 1612 года после длительной осады столица была освобождена от польских завоевателей. Накануне решающего штурма ополченцы молились о даровании победы перед Казанской иконой Божией Матери. 22 октября (4 ноября) русские герои взяли Китай-город. Очевидцем важнейших событий Смутного времени, рассказавшим о них в своих мемуарах, был архиепископ Арсений Элассонский. Родился он около 1550 г . в Фессалии (Греция) в семье священника. Молодым человеком принял монашеский постриг и вскоре был посвящен в иеродиаконы. В 1580-е годы стал архиепископом Элассоны и Димоника. Современники отмечали в архиепископе Арсении внутреннее благородство, высокие нравственные качества. В своем окружении он выделялся умом и образованностью, литературными талантами. Поэтому не случайно его включили в состав посольства, отправлявшегося из Греции в Россию. Так, в 1586 г . Арсений Элассонский впервые оказался в Москве. На обратном пути в Грецию, он решил не возвращаться на родину и остался во Львове, где два года преподавал греческий и церковнославянский языки в местной школе православного братства. Во второй раз Арсений Элассонский приехал в Россию в 1588 г . с посольством константинопольского патриарха Иеремии II. Он участвовал во всех переговорах с московским правительством по поводу учреждения патриаршества в России, а затем в избрании и рукоположении первого русского патриарха Иова. На прощальном приеме греческих послов у царя Федора Ивановича он получил разрешение остаться в Москве.

http://pravoslavie.ru/14965.html

«Золотая кладовая» в Суздале вновь принимает гостей Владимирская область, 26 апреля 2006 года Большим событием в научной жизни Владимиро-Суздальского музея-заповедника стал состоявшийся 10-11 апреля " круглый стол " , посвященный святому Арсению Элассонскому, о чём сообщает портал «Музеи России» .   Среди его участников были известные ученые: историки и филологи, искусствоведы и антропологи. Темы докладов раскрывали разные стороны жизни святого Арсения, архиепископа Суздальского, а также вводили в научный оборот новые уникальные находки - детали облачения из гробницы святого Арсения. В их числе кресты византийской работы рубежа XIV-XV вв. и шитая пелена XVI столетия с изображениями местных святых. Теперь эти превосходные памятники заняли почетное место в " Золотой кладовой " , которая была специально выбрана для проведения заседаний " круглого стола " . Для " Золотой кладовой " это мероприятие стало своеобразной репетицией открытия, ведь до последних дней экспозиция была недоступна для посетителей. Известная музейная " сокровищница " , в которой собраны первоклассные памятники русского декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до начала XX века, более полугода была закрыта. В задачи музея входили ремонт помещения, замена электропроводки, установка новой современной сигнализации. Облик самой экспозиции также полностью обновился. Из всех предложенных музеем-заповедником был выбран проект, предложенный художником из Вологды Сергеем Михайловичем Иевлевым. Он включал разработку современных музейных витрин с индивидуальной подсветкой и цветовым решением каждого зала, наиболее отвечающим задачам современного показа экспонатов. Выполнение проекта также было поручено вологжанам. С вологодской фирмой " Информбюро " музей работает уже не первый год.  Но если раньше это были лишь небольшие фрагменты, новая " Золотая кладовая " - полностью оснащена и оборудована " Информбюро " . Для изготовления витрин применялись высококачественные материалы, безопасное для экспонатов освещение, было найдено удобное конструктивное решение - и экспозиция стала удобной в эксплуатации.

http://pravoslavie.ru/17155.html

Александр Горматюк Сам Александр Горматюк в течение 6 лет ездил во Владимир так часто, что сотрудники местного музея стали считать, что он работает у них. «После того, как я стал реставрировать эту икону, в моей жизни изменилось всё! – говорит он. – Представьте, я лицом к лицу общался с иконописцем XII века!» Конечно, постоянно отправлять столичных реставраторов в командировки было не очень удобно. Но когда в июле 2010 года всерьез встал вопрос о перевозке иконы в Москву, в здании реставрационного центра имени Грабаря случился крупный пожар. Многие сочли это знаком. Будущие поколения должны увидеть эту икону Никто из реставраторов пока не берется судить о том, где и когда может быть выставлен подлинник иконы, встречи с которым ждут и ученые, и любители искусства, и верующие. «На вопрос о том, смогут ли наши потомки увидеть эту икону, я отвечаю: это возможно», – комментирует Александр Горматюк. Сейчас подлинник иконы находится в специально оборудованном помещении реставрационных мастерских Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Основной этап реставрации завершен, но впереди минимум два года мониторинга. Лишь убедившись, что состояние иконы стабильно, специалисты начнут подготовку к ее экспонированию. В настоящий момент доступ к Боголюбской иконе имеют лишь двенадцать человек из числа научных сотрудников, но благодаря качественным фотографиям на выставке в Центре имени Грабаря каждый желающий сможет увидеть икону такой, какой ее видел, возможно, сам князь Андрей Боголюбский. Дополняют экспозицию уникальные фотографии и редкие документы из архивов ГЦХРМ-ВХНРЦ, Государственной Третьяковской галереи, Владимиро-Суздальского музея-заповедника, а также специально привезенные из Владимира фрагменты белокаменной резьбы, оружия XII века и недавно подаренное Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику Евангелие писателя Ивана Шмелева. Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/creative/takoy-ee-vide...

Теперь с исчезновением очередного порядка стали прекращаться и эти переделы. Члены княжеской линии, слишком размножавшейся, не имели возможности занимать свободные столы в других княжествах и должны были всё более дробить свою наследственную вотчину. Благодаря этому в некоторых местах княжеские уделы распадались между наследниками на микроскопические доли. Я сделаю краткий обзор этого удельного дробления, ограничиваясь лишь двумя первыми поколениями Всеволодовичей. По смерти Всеволода его верхневолжская вотчина по числу его сыновей распалась на 5 частей. При старшем Владимирском княжестве, которое считалось общим достоянием Всеволодова племени, явилось 4 удела: Ростовский, Переяславский, Юрьевский (со стольным городом Юрьевом Польским) и Стародубский на Клязьме. Когда внуки Всеволода стали на место отцов. Суздальская земля разделилась на более мелкие части. Владимирское княжество продолжало наследоваться по очереди старшинства, но из него выделились 3 новых удела: Суздальский, Костромской и Московский. Ростовское княжество также распалось на части: из него выделились младшие уделы Ярославский и Углицкий. Переяславский удел также распался на несколько частей: рядом со старшим уделом Переяславским возникли два младших, из него выделившихся, Тверской и Дмитрово-Галицкий. Только княжества Юрьевское и Стародубское остались нераздельны, ибо первые их князья оставили лишь по одному сыну. Итак, Суздальская земля, распадавшаяся при детях Всеволода на 5 частей, при внуках его раздробилась на 12. В подобной прогрессии шло удельное дробление и в дальнейших поколениях Всеволодова племени. Для наглядности пересчитаю вам части, на какие последовательно дробилось старшее из первоначальных удельных княжеств – Ростовское. Из этого княжества сначала, как я сказал, выделились уделы Ярославский и Углицкий, но потом и остальное Ростовское княжество распалось ещё на две половины, ростовскую, собственно, и белозёрскую. В продолжение XIV и XV вв. белозёрская половина в свою очередь распадается на такие уделы: Кемский, Сугорский, Ухтомский, Судской, Шелешпанский, Андожский, Вадбольский и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Несмотря на официальное наименование артели, Параклит разгоняют. В 1929 году бывший Зосимовский монах возвращается в родное село и вновь становится землепашцем. Но ненадолго. В 1930 году батюшка переезжает в село Никульское Собинского района Владимирской области и становится приходским священником. В 1933 году его переводят в село Карачарово того же района. А в 1934 – в Воскресную Слободку Суздальского района. На момент ареста в 1937 году он служил священником в церкви села Мордыш Суздальского района, что стоит на пологом берегу Нерли. Несмотря на кратковременное служение зосимовского старца на этом приходе вокруг отца Софрония сложилась крепкая община. Следственное дело сохранило имена его преданных духовных чад, впоследствии претерпевших страдания и гонения, это: Грачева Мария, Лисёнковы Сергей и Матвей, Зиновия Наумова – староста храма. Именно она указывается в доносе на отца Софрония, как «дьячиха Зиновия – злостная контрреволюционерка и антисоветчица». Заявление это было написано председателем Мордышского сельсовета Ляшко. Неизбежное общение между прихожанами и настоятелем стало по версии следователей НКВД заговором, а их нечастые посиделки, на которых можно было услышать сетования на тяжелую жизнь, – подготовкой к контрреволюционному мятежу. Собственно, никакими фактами клеветники не располагали. Только на похоронах селянки вырвались неосторожные слова батюшки и его верной помощницы о наболевшем – беспросветной колхозной кабале, бесчеловечном советском строе, об ушедшем достатке дореволюционных времен. Этого хватило для доноса. Однако не только корявые строки клеветника и записи следователей НКВД, но и память народная сохранила имена и образы мучеников. Жители сегодняшнего Мордыша еще помнят и старосту, и самого батюшку: «Был он невысокого роста, бородка. Жил у Юшиных – комнату снимал. Поздно вечером гуляли мы у Нерли: тогда, ведь, ни радио, ни телевизоров – все время в общении. Глядим – машина легковая к Юшиным подкатывает. Из нее люди выходят, и в дом. Через некоторое время выводят отца Софрония. И все – больше мы его не видали»...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010