Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы Покров Богоматери. Из Покровского монастыря в Суздале. Конец XV в. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный музей-заповедник Светлый праздник – Покров Пресвятой Богородицы! Он свидетельствует нам о великой славе, которой увенчана Пресвятая Божия Матерь на небесах. В этот день Она явилась в небесной славе и люди увидели ее и возрадовались. Она держала в руках чудный покров, чтобы показать, как Она покрывает от всякого зла и защищает людей. Двойная радость для нас в этом празднике, одна в том, что мы видим великую праведницу и страдалицу в земной жизни, увенчанную такой небесной славой, а другая, что Она, пребывая на небесах, внимательно заботится о христианах, о наследниках Сына Его и Бога. И если Она радует нас Своей защитой, Своими явлениями, и прежде и теперь и всегда, должны и мы, братья, Ее радовать. Мы воистину можем принести радость Пресвятой Богородице. Вы спрашиваете как? Если мы веруем в Сына Божия и Сына Девы Марии, мы радуем Богородицу. Если мы любим Его, так как Она любит нас, мы радуем Богородицу. Если мы соблюдаем заповеди Христовы, этим мы радуем Ту, Которая родила Господа Христа. Если мы каемся в своих грехах, Она радуется с ангелами и всеми небесными силами Божиими. Ибо сказал Господь – «..на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15,7). Но если мы грешим и не каемся мы оскорбляем Пречистую Матерь Божию и оскорбляем светлых Божиих ангелов и все праведные небеса. Что нам пользы от празднования? Что нам пользы от молитвенных собраний и духовного пения? Господь смотрит не на уста, а на сердце, и когда Он приидет судить мир, будет судить не речи, а сердце. Если нечистыми будут наши сердца, отвергнет нас, а если найдет наши сердца чистыми, исполненными милости и любовью, приимет нас в Своей вечное Царство. Потому сказал ветхозаветный мудрец – «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что оно источник жизни» (Пр. 4,23). Если сгниет сердцевина дерева, долго ли проживет дерево? А человеческое сердце гниет от греха и когда сгниет, то человек превращается в тень человека и влачится по земле, пока совсем не исчезнет.

http://pravoslavie.ru/42057.html

Я не готов передать на бумаге весь разговор с Ириной Николаевной о том, почему это так: ее слова были искренними и очень душевными. Она говорила и об особой атмосфере, и об эмоциональной отдаче от детей, и о том, как важно, что из окон класса видны сверкающие в лучах солнца купола. Наверное, некоторые вещи понимаются только на уровне ощущений... — Знаете, когда я сюда пришла, то будто в сказку попала, — заключает Ирина Николаевна. Может быть, это оттого, что радость детства — и есть настоящая сказка? Возможно, такое детство, какое малышки обретают в монастырском приюте, способна обеспечить не каждая школа, и даже не каждая семья. Само по себе это не служит упреком ни школам, ни семьям никакого, а, скорее, свидетельствует о том, что если у ребенка нет ни того, ни другого, то монастырь может стать его любимым и единственным домом.   Наверное, только в те моменты, когда монастырскую успокоенность нарушает радостная детская суматоха, становится очевидно, что тишина и сосредоточенность молитвы — прежде всего особое состояние души, осмысленное и неслучайное. И когда во время службы в тихий полуосвещенный храм с громким шепотом заходят девять девочек в красивых бантах, ты еще лучше понимаешь, что Церковь — совсем не музейная комната, а реальная и живая традиция, в которой есть место нормальному детству. А глядя на то, с какой нежностью и материнской любовью монахини заботятся о своих воспитанницах, убеждаешься и в том, что сами монахини благодарны этим детям за то, что они есть. И тогда вспоминается: Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает (Мф 18 :3). Детский приют при Свято-Покровском женском епархиальном монастыре создан в 2007 году по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия. В это же время современные деревянные постройки на территории монастыря, ранее принадлежавшие соседней гостинице

http://foma.ru/k-xramu-na-samokate.html

ПОСТАНОВИЛИ: Принять типовой учебный план семинарии и типовые академический и семинарский уставы с учетом поправок и дополнений, высказанных на заседании Священного Синода. СЛУШАЛИ: Доклад и.о. Председателя Учебного Комитета при Священном Синоде Преосвященного епископа Верейского Евгения с предложением об изменениях в порядке назначения и утверждения руководящих должностных лиц духовных школ Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: Принять следующий порядок назначения: 1. Ректора духовной академии назначает Священный Синод по совместному представлению правящего архиерея и Учебного Комитета. 2. Ректора духовной семинарии назначает Священный Синод по представлению правящего архиерея, согласованному с Учебным Комитетом. 3. Проректора духовной академии назначает правящий архиерей по представлению ректора, согласованному с Учебным Комитетом. 4. Проректора духовной семинарии назначает правящий архиерей по представлению ректора с уведомлением Учебного Комитета. 5. Ректора духовного училища назначает правящий архиерей по согласованию с Учебным Комитетом и утверждает Святейший Патриарх. 6. Проректора духовного училища назначает правящий архиерей по представлению ректора. 7. Ректора Богословского института назначает Священный Синод по совместному представлению правящего архиерея и Учебного Комитета. 8. Проректора Богословского института избирает Ученый Совет и утверждает правящий архиерей. СЛУШАЛИ: Ходатайство Преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия об освобождении архимандрита Иеронима (Деркача) от обязанностей наместника Свято-Боголюбского мужского монастыря в связи с его новым послушанием по епархии. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить архимандрита Иеронима (Деркача) от обязанностей наместника Свято-Боголюбского мужского монастыря в п. Боголюбово Суздальского района Владимрской области. СЛУШАЛИ: Ходатайство Преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия об открытии на территории действующего с 1991 года Свято-Боголюбского мужского монастыря в пос. Боголюбово Суздальского района Владимирской области — Свято-Боголюбского женского монастыря и о назначении монахини Елены (Богдан) настоятельницей обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Свято-Боголюбского женского монастыря в пос. Боголюбово Суздальского района Владимирской области. 2. Утвердить монахиню Елену (Богдан) настоятельницей Свято-Боголюбского женского монастыря в пос. Боголюбово Суздальского района Владимирской области. СЛУШАЛИ: Ходатайство Преосвященного архиепископа Вятского и Слободского Хрисанфа о благословении на восстановление Христорождественского Богородичного женского монастыря в г. Вятские Поляны Вятской епархии и о назначении монахини Антонии (Ульяновой) настоятельницей обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Христорождественского Богородичного женского монастыря в г. Вятские Поляны Вятской епархии для возрождения в нем монашеской жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/4971864.ht...

На три и четыре поля лизены разделяются таким образом, что верхнее поле образуется из сейчас указанного полукруга, иногда с некоторым захватом и дальнейшего, и что остальная площадь разделяется карнизами (поясами) на две или на три части 467 . Кроме лизен московские церкви нашего времени отличаются от до-монгольских Суздальско-Владимирских украшением куполов, именно – их тамбуров или трибун, и алтарных абсид, формой дверных колонок и дверных наддужий. Украшение куполов на Суздальско-Владимирских церквах состоит: из трёхполосного карниза 468 и под ним из того, что составляло украшение нижнего поля лизен – из фриза, представляющего линий сомкнутых дужек, и из ряда колонок, поставленных под концами дужек (дужных соединений). На куполах церквей московских находим, что протяжение их тамбуров не всегда принимается за одно целое, как это в церквах Суздальско-Владимирских, но иногда за это одно целое, иногда же разделяется на две части; в первом случае окна в тамбурах прорубаются во всю длину их, во втором случае – только в нижнюю половину длины, а верхняя остаётся глухой, представляя собой именно особую часть от нижней. Что касается до украшений, то некоторые из них, каковы – карнизы, есть на всех куполах, но большей частью иных форм, чем на куполах церквей Суздальско-Владимирских 469 , другие из них, каковы – фризы и колонки на одних куполах есть (и именно – или оба вместе или одно первое) 470 , на других нет 471 , и на которых есть, – иной формы против куполов суздальско-владимирских. В том случае, если находятся все украшения, два последние из них (фризы и колонки) иначе помещаются на куполах, тамбуры которых принимаются за одно целое, и иначе – на куполах, тамбуры которых разделяются на две половины. Карнизы, которые мы находим на куполах московских церквей, суть следующее: довольно широкий, но едва выдающийся, спуск со стены (как бы несколько выпущенный abacus капители у колонн дорического ордена) и под ним две полосы узорчатого плетения (в соответствие трём полосам плетения, составляющим карниз, который находится между полями лизен) 472 одна полоса узорчатого плетения между двумя полукруглыми ободами, причём целое иногда представляется тождественным с карнизами, разделяющими лизены 473 ; тройной лёгкий спуск со стены, представляющий собой лесенку, обороченную верхом вниз (или как бы базу колонн ионического и коринфского орденов, обороченную верхом вниз) и под ним вплотную к нему или на некотором расстоянии от него полукруглый обод 474 ; тройной лёгкий спуск без обода 475 ; три полукруглые обода, расположенные так, что верхний под самой кровлей и что второй и третий, почти соединённые друг с другом на некотором расстоянии (через некоторую полосу) от верхнего 476 ; один полукруглый обод под самой кровлей 477 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

История свидетельствует, что в ТМУТАРАКАНЬ, бывшую столицу некоторых удельных Российских Князей, в конце того же XI века поставлен был в Киеве Епископ, но Епархия сия при самом начале своём уничтожилась от нашествия Печенегов и Половцев. В ПОЛОЦКЕ, прежде бывшем Литовском, по требованию тамошних князей Российского поколения, в начале XII века поставляемы были Епископы, наконец, Архиепископы, через 500 лет бывшие православными, но с начала XVII века предались они к Униатам. Они одни только в Литве Архиепископами именовались. В ТУРОВЕ, Литовском знатном городке, по причине бывших Князей, в начале XII века или несколько ранее поставлен был от Митрополита Киевского Епископ с наименованием Туровского и Пинского. Епископство сие продолжалось до исхода XVI века. В начале XII века Великий Князь Мстислав Владимирович Киевский повелел поставить Епископа в СМОЛЕНСК. Епархия сия неоднократно уничтожалась, однако, ныне существует. В ней были сперва Епископы, потом, с 1589 года, Архиепископы и с 1682 года Митрополиты, а, наконец, с 1722 года разные, писались они просто сперва Смоленскими и потом вместе Брянскими, а с 1654 года доныне Смоленскими и Дорогобужскими. В 1215 году при Владимирском на Киеве Князе Гeopruu II Всеволодовиче учреждена во Владимире на Клязьме Епархия. Некоторые летописцы смешивают её с Владимирской на Волыни и полагают учреждённой ещё в 992 году, но несправедливо. Епархия сия на Клязьме в конце XIII века по приходу в Россию Митрополитов паки прекратилась. В половине XIV века опять казалась восстановленной, но ненадолго, и оставалась упразднённой до 1748 года. А в сем году по указу Государыни Императрицы Елисаветы Петровны возобновлена: но в 1788, Мая 6, соединена с Суздальской. Архиереи именовались сперва Епископами Суздальскими, Владимирскими и Юрьевскими; потом, с 1226 года, Суздальскими, Владимирскими и Переславля Залесского; с 1274 года Владимирскими, Суздальскими и Нижегородскими; с 1748 года Владимирскими и Яропольскими, с 1764 года Владимирскими и Муромскими; с 1789 года Суздальскими и Владимирскими, а с 1800 года поныне Владимирскими и Суздальскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Напротив, в Суздальской земле местное население приняло деятельное участие в ссоре своих князей. За дядей стоял прежний пригород Владимир, недавно ставший стольным городом великого князя. Племянников дружно поддерживали старшие города земли Ростов и Суздаль, которые действовали даже энергичнее самих князей, обнаруживали чрезвычайное ожесточение против Владимира. В других областях старшие города присвояли себе право выбирать на вече посадников для своих пригородов. Ростовцы во время усобицы также говорили про Владимир: " Это наш пригород: сожжем его либо пошлем туда своего посадника; там живут наши холопы-каменщики " . Ростовцы, очевидно, намекали на ремесленников, которыми Андрей населил Владимир. Но и этот пригород Владимир не действовал в борьбе одиноко: к нему примыкали другие пригороды Суздальской земли. " А с переяславцы, - замечает летописец, - имяхуть володимирцы едино сердце " . И третий новый городок, Москва, тянул в ту же сторону и только из страха перед князьями-племянниками не решился принять открытое участие в борьбе. Земская вражда не ограничивалась даже старшими городами и пригородами: она шла глубже, захватывала все общество сверху донизу. На стороне племянников и старших городов стала и вся старшая дружина Суздальской земли; даже дружина города Владимира в числе 1500 человек по приказу ростовцев примкнула к старшим городам и действовала против князей, которых поддерживали горожане Владимира. Но если старшая дружина даже в пригородах стояла на стороне старших городов, то низшее население самих старших городов стало на стороне пригородов. Когда дяди в первый раз восторжествовали над племянниками, суздальцы явились к Михаилу и сказали: " Мы, князь, не воевали против тебя с Мстиславом, а были с ним одни наши бояре; так ты не сердись на нас и ступай к нам " . Это говорили, очевидно, депутаты от простонародья города Суздаля. Значит, все общество Суздальской земли разделилось в борьбе горизонтально, а не вертикально: на одной стороне стали обе местные аристократии, старшая дружина и верхний слой неслужилого населения старших городов, на другой - их низшее население вместе с пригородами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Путешествие по русскому Средневековью Выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» Матвей Давыдов Фото: Иван Новиков-Двинский/Третьяковская галерея В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» , приуроченная к тысячелетию первого письменного упоминания о Суздале. На выставке и вправду представлены сокровища — те, чьи изображения обычно печатаются в учебниках истории, истории искусства, причём в разных по времени разделах. А здесь они все вместе, и ты ходишь из зала в зал — и словно путешествуешь по русскому Средневековью. Всматриваешься в экспонаты (а их порядка 600 — из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника) — и погружаешься в прошлое, в историю культуры, историю людей, живших до нас... О выставке рассказывает Матвей Давыдов, член кураторской группы выставки, заведующий научно-исследовательским отделом Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, кандидат исторических наук: Златые врата суздальского Богородице-Рождественского собора XIII века. Фото: Иван Новиков-Двинский/Третьяковская галерея — Один из важных памятников, которые представлены на выставке, — Златые врата суздальского Богородице-Рождественского собора XIII века. — Это уникальный памятник своей эпохи на территории Руси. Он выполнен в технике «золотой наводки» (основана на граверном протравливании лакового покрытия, для нанесения рисунка соединением ртути с золотом), которая была распространена в северной средневековой Европе. Сами же изображения в клеймах стилистически показывают влияние византийской культуры. А выполнил все это, как мы можем с большой вероятностью утверждать, русский мастер. То есть перед нами пример, как культура Руси, вбирая в себя лучшее (это касается и техники, и стилистики), создавала уже нечто свое, причем на высоком художественном уровне. Суздаль на тот момент, а это 1230-е годы, незадолго до Батыева нашествия, — город пусть и значимый, упоминающийся в летописях, но не ключевой, не самый важный политический или культурный центр. И если даже в городах не первостепенного значения создавались такие замечательные памятники, что уж говорить о том, как были украшены столичные города. К сожалению, то, что сохранилось, дошло до нас — малая толика того, что было изначально. И вот, эти бесценные частицы, которые сохранены у нас во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, в Московском Кремле, в Государственном историческом музее, — они приоткрывают прошлое для нас, людей XXI века.

http://pravoslavie.ru/150656.html

13.01.1900 26.11.1903 ОРЕНБУРГСКАЯ 26.11.1903 13.08.1910 НИЖЕГОРОДСКАЯ 13.08.1910 15(28)03.1918 Иоаким Пухальский ГАЙСИНСКАЯ, обн. 03(16)10.1925 ВИННИЦКАЯ, обн. 03(16)10.1925 АРТЕМОВСКАЯ, обн. СТАЛИНСКАЯ, обн. 01(14)12.1937 Иоаким Савелов НОВГОРОДСКАЯ 22.12.1672 26.07.1674 ВСЕРОССИЙСКАЯ 26.07.1674 17.03.1690 Иоаким Феодорович Струков ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 04.06.1727 08.06.1730 ВОРОНЕЖСКАЯ 08.06.1730 26.09.1742 АРТЕМОВСКАЯ, обн. БЕЛГОРОДСКАЯ (Великобелгородская) (XIII в.) ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ Иоанн I ВЛАДИМИРСКАЯ Св. Иоанн II ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская), паки ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская), 3-й раз ГЛАЗОВСКАЯ 02(15)11.1928 02.1929 ЗАДОНСКАЯ 09(22)01.1922 ЗАДОНСКАЯ, обн. КРУТИЦКАЯ ЛУЦКАЯ (1398) ЛЬВОВСКАЯ (XII в.) Иоанн II ЛЬВОВСКАЯ (1414–1415) МОРШАНСКАЯ, обн. 16(29)10.1922 МУКАЧЕВСКАЯ (1491–1498) в/у? НОВГОРОДСКАЯ ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ (Иоанн ТУРОВСКАЯ САЛМАССКАЯ САТКИНСКАЯ (1928?) Иоанн I СМОЛЕНСКАЯ (XII в.) Иоанн II СМОЛЕНСКАЯ ТЕРСКАЯ, обн. Иоанн I ХОЛМСКАЯ (1072) Иоанн II ХОЛМСКАЯ Иоанн III ХОЛМСКАЯ Иоанн I ЧЕРНИГОВСКАЯ 23.11.1111 Иоанн II ЧЕРНИГОВСКАЯ 09.1335 (1345) Иоанн I ЯРОСЛАВСКАЯ 09.05.1131 01.10.1146 Св. Иоанн II ЯРОСЛАВСКАЯ 23.01.1190 1213 (1214) ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 1213(1214) (Св.?) Иоанн III ЯРОСЛАВСКАЯ 12.04.1356 Иоанн IV ЯРОСЛАВСКАЯ 17.01.1520 12.05.1525 Иоанн Авалиани ГОРИЙСКАЯ 13.04.1852 06.04.1858 Иоанн Алексеев I ЧЕБОКСАРСКАЯ 25.03.1899 05.04.1902 ПЕРМСКАЯ 05.04.1902 01.01.1905 ТАЛЛИННСКАЯ 12(25)12.1955 01(14)08.1961 в/у РИЖСКАЯ 12(25)05.1958 01(14)08.1961 в/у ВИЛЬНЮССКАЯ НИЖЕГОРОДСКАЯ 01(14)08.1961 12(25)02.1965 Иоанн Альбинский ПОДОЛЬСКАЯ, обн. 29.05(11.06)1922 ВЛАДИМИРСКАЯ, обн. Иоанн Баба ЛУЦКАЯ в/у ЛЬВОВСКАЯ в/у? ЛЬВОВСКАЯ (1394–1397) ЛЬВОВСКАЯ Иоанн Бирецкий ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ 1467(1462) Иоанн Бодбели, кн. Макаев СИГНАХСКАЯ 30.06.1811 14.07.1811 АЛАВЕРДСКАЯ 14.07.1811 30.08.1814 СИГНАХСКАЯ, паки 30.08.1814 28.12.1818/ 14 .09.1837 Иоанн Боднарчук в/у ЖИТОМИРСКАЯ 23.09(06.10)1977

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ястребов Григорий Фед. Поступил в семинарию 1763 г. 1771 г. обучался в риторике. Ястребцов Алексей Степ. Поступил в семинарию 1767 г. 1779 г. окончил философию и несколько раз просил об определении на священнические места (Арх. Суз. кон. 1778 г., 291; 1779 г., 1780 г., 1781 г. подал прошение об увольнении в Новгородскую епархию. В прошении между прочим писал: „От Вашего Преосвященства никакого милосердия и впредь получить не надеюсь и за темь Вашим на меня жестокосердием утруждать Вас более не (Арх. Суз. кон. 1781 г., Ястребков Семён. В 1788 г. обучался в синтаксиме. Ячменев Иван. 1774 г. числился в аналогии и был в бегах. См. выше, стр. 137. ____________________________________ Федоровский Ефим Ив. 1782 г. из философии – в Московский университет (Арх. Суз. кон. 1782 270). Федоровский Семён Дм. 1763 г. взят в семинарию. 1764 г· исключён «за неспособностью» (Арх. Суз. кон. 1704 г., 225). Фёдоров Василий. В 1771 г. обучался в школе аналогии. Фёдоров Герасим. В 1771 г. обучался в школе аналогии. Фёдоров Дмитрий. Поступил в семинарию 1774 г. 1779 г. из синтаксимы – во Владимирское наместническое правление для определения в приказный чин (Арх. Суз. кон. 1779 г., 507). Фёдоров Иван. В 1771 г. обучался в школе аналогии. Фёдоров Козьма Фед. 1788 г. из синтаксимы–пономарём в с. Матвеищево (Арх. Суз. кон. 1788 г., 535). Фёдоров Николай. В 1771 г. обучался в школе аналогии 20 Не мало дел помечено резолюцией еп. Геннадия такого приблизительно содержания: «По сему доношению изследовать и, буде но следствию окажется, что жалоба ученика на священника с причетники принесена справедливо, то тогда обиженнаго защитить, а с обидящими поступить согласно указов». (См. напр. Дело архива Суздальской дух, консистории, 1766 г., 101). 30 Некоторые монастырские здания пришлось ввиду этого распоряжения еп. Тихона перестроить и приспособить для помещения учеников. См. Арх. Суздальской консистории. 1786 г., 300. 57 Еп. Геннадий скончался в Москве на Суздальском подворье. Арх. Суздальской дух, консистории. 1775 г., 147

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Опиравшиеся в междоусобной княжеской борьбе на поддержку горожан Владимира и Суздаля братья Андрея Михалка (ум. 1176) и сменивший его Всеволод Большое Гнездо одержали верх. Тонкий дипломат и искусный политик Всеволод Большое Гнездо (1176–1212) продолжал политическую линию отца и брата, успешно борясь с сепаратизмом местной знати. Боярство было сильно обескровлено в междоусобной борьбе. В 1177 были разгромлены войска рязанских князей (битва на Прусовой горе). В результате походов 1180, 1187, 1207 годов было сломлено сопротивление Рязани. Борьба на восточных рубежах Владимире-Суздальского княжества против болгар подготавливала осуществленный позже выход к устью Оки. Длительные и первоначально успешные действия за подчинение Новгорода кончились восстанием новгородцев (1207) и выходом его из сферы владимирского влияния. В Южной Руси Всеволод усиливал свое влияние с помощью дипломатических интриг, вмешиваясь во внутренние дела князей, и ссорил их между собой, что привело к новому разгрому Киева (1203). Летописцы называли его «великим», князья – «господином». В 1211 году Всеволод созвал совещание представителей от всех городов княжества, которое утвердило передачу княжения его сыну Юрию. Но после смерти Всеволода (1212) ростовское боярство стало разжигать усобицы между его старшим сыном Константином и Юрием, в которую втянулись силы Новгорода, Пскова и Смоленска под руководством Мстислава Удалого. Константин хотел восстановить стольные права боярского Ростова, Мстислав – ослабить силы Владимиро-Суздальского княжества и ликвидировать его приоритет. Юрий и поддерживающий его брат Ярослав были разбиты новгородцами в Липецкой битве (1216). Заняв престол, Константин поделил княжество между братьями. Единство Владимиро-Суздальского княжества было нарушено, образовались княжества Ростовское, Ярославское, Переяславское. После смерти Константина в 1218 году Юрий вернулся на княжение, восстановил свое господствующее положение и авторитет Владимиро-Суздальского княжества. Он продолжал наступление на восток, нанес крупное поражение болгарам (1220) и основал в устье реки Оки Нижний Новгород (1221).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010