743. Неугасимый свет его духа [Текст]//Колокольный звон. 2014. Февр. 2) С. 1. 744. Лисюнин, В.Ф. Воспоминания и свидетельства очевидцев о тамбовском периоде жизни святителя-исповедника Луки [Текст]:/свящ. Виктор Лисютин//Покровский собор города Тамбова и православные традиции: [монография]/свящ. Виктор Лисюнин; [науч. ред. Лев Григорьевич Протасов]. Тамбов, 2013. С. 199–215. 745. Пеньков, В.Ф. [Рецензия] [Текст]/В.Ф. Пеньков// Вестн. Тамб. ун­ та. Сер. : Гуманитар. науки. 2013. 8 (124). С. 441–443. Рец. на кн.: Лисюнин, В.Ф. Тамбовская Голгофа святителя Луки: (по свидетельствам очевидцев): монография/свящ. Виктор Фёдорович Лисюнин. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2012. 535, с., л. ил. 746. Лисюнин, В.Ф. Факты и свидетельства очевидцев о тамбовском периоде жизни святителя-исповедника Луки (Войно-Ясенецкого) [Текст]/свящ. Виктор Лисюнин//Тамб. старина. Тамбов, 2013. Вып. 3. С. 145–162. 747. Лисюнин, В.Ф. Тамбовская Голгофа святителя Луки [Текст]: (по свидетельствам очевидцев): монография/свящ. Виктор Фёдорович Лисюнин. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2012. 535, с., л. ил. Библиогр.: с. 526–528. 748. Лисюнин В., свящ. Благая весть святителя-целителя Луки тамбовской пастве [Текст]/свящ. В. Лисюнин//Тамбов. Исторический портрет российского города: материалы науч.-практ. конф., посвящ. Году рос. истории. Тамбов, 2012. С. 41–62. 749. Кученкова, В. А. Лука, Архиепископ Тамбовский и Мичуринский [Текст]/В. А. Кученкова//Кученкова, В. А. Житие архиереев Тамбовских. Тамбов, 2012. С. 151–162. 750. [Об открытии Покровской церкви...] [Изоматериал]//Тамбовская область. Хроника событий, 1937–2012 гг. Тамбов, 2012. С. 30: фот. 751. Лисюнин, В. [Об архиепископе Луке] [Электронный ресурс]/иерей Виктор Лисюнин//Тамбовская Духовная семинария: офиц., некоммер. сайт. Тамбов, 2011. (Труды преподавательского состава Тамбовской Духовной семинарии). Электрон. данные. Режим доступа: http://seminaria.eparhiatmb.ruru/свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. 752. Феодосий, епископ Тамбовский и Мичуринский. Гомилетические труды архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в Тамбовской Епархии [Текст]/епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий//Тамб. Епарх. ведомости.2011. 7 (43). С. 26–29.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Дивизионная артиллерийская мастерская, в которой я служил, должна была на ходу настраивать артиллерийскую оптику. Мы имели при себе оружие и в любое время должны были быть готовы отбить атаку противника. Однажды на нас пошли фашистские танки, и я стал молиться святителю Николаю: «Святитель Николай, помоги!». А командир услышал и говорит: «Какого ты еще Николая поминаешь? Надо кричать: «За Родину, за Сталина! " ». Но Шиповальников всю свою надежду возлагал на Господа, и Он не оставил его Своим покровительством. В самых, казалось бы, безнадежных ситуациях раб Божий Виктор оставался жив. «Когда мы на плотах переправлялись через Днестр, – вспоминал он, – немцы нас бомбили с самолетов. Это было страшно. Несколько плотов погибло. Мы спаслись только чудом». Под Одессой дивизию, в которой служил Виктор Шиповальников, немцы взяли в плен. И вновь Господь не оставил Своего раба. Когда военнопленных проводили по Одессе мимо кладбищенской церкви, Виктор перекрестился и прыгнул в канаву. «Все равно, где умирать, – подумал он, – здесь в канаве или же там, в плену». Но Господь уберег его от неминуемой смерти. Конвоиры не заметили «прыгуна». Когда колонна ушла далеко вперед, Шиповальников выполз из канавы и пришел в церковь . Прислуживавшие там монахини нашли ему гражданскую одежду и уголок для проживания. Осенью 1941 года Одесса перешла под власть немецких союзников – румын. А поскольку они православные, то с позволения немецких властей стали открывать храмы. А для подготовки священников организовали двухгодичную духовную семинарию. По Божьему Промыслу в нее поступил Виктор Шиповальников. Рекомендацию для поступления ему дал оказавшийся в Одессе знакомый священник отец Павел Ковалевский, в свое время бывший в архангельской ссылке. Из числа преподавателей Шиповальников на всю жизнь запомнил протоиерея отца Феодора Флорю, позже описанного Солженицыным в книге «Архипелаг ГУЛАГ». Отец Виктор запомнил и необычайный подъем народного духа после открытия православных церквей. «Однажды, – рассказывал он, – после службы священнослужители вышли крестным ходом на площадь и крестили тысячи людей». 2. Рукоположение

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Изучив жизнь иерея Александра Ильенкова на основании архивных данных, материалов архивов СБУ по Запорожской области, воспоминаний очевидцев и других документов, комиссия по канонизации Запорожской Епархии пришла к выводу: что иерею Александру Ильенкову были присущи: — высокое личное благочестие, кротость, долготерпение, непрестанная молитва, ревностное пастырское служение, борьба за сохранение храма, арест и кончина от истощения и болезней в лагере за исповедание Христа. Исповедник протоиерей Виктор Киранов Протоиерей Виктор Киранов родился 8 марта 1881 г. в с. Манойловка Таврической епархии. С успехом окончив Таврическую Духовную семинарию, в 1905 году Виктор вернулся к отцу, женился на дочери священника. После рукоположения о. Виктор был назначен в Бердянский Вознесенский собор и прослужил там до его закрытия в 1928 году. В 1935 году был арестован правящий архиерей Георгий (Делилов). В 1937 году закрыли и Свято-Покровский храм. Отец Виктор вместе с другими священниками 7 дней ходит по домам верующих и готовит приходское собрание. На собрание пришло 4 тысячи человек, что удивительно для того времени. И власти вновь открывают храм. Но недолгой была радость о. Виктора. Затем перешел в Свято-Покровскую церковь, в которой оставался благочинным и настоятелем. В 1938 году его арестовали. Начался крестный путь Православного священнослужителя. Вот так он описывает происшедшее: «…Сперва отборная, нецензурная ругня, толчки и удары до грыжи, затем бессонная стойка без еды и питья в течение 300 часов…». Суд состоялся 29 сентября 1939 года, о. Виктора за «антисоветскую» деятельность приговорили к 5 годам заключения. Лагерные будни — это тяжелая работа, побои, унижения, скудное питание. В 1942 году силы исповедника иссякают в Краслаге, страдая нравственно и физически, скончался воин Христов протоиерей Виктор Киранов. ОН НЫНЕ СТОИТ В СОНМЕ СВЯТЫХ В ВЕЧНОЙ СЛАВЕ У ПРЕСТОЛА ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА КАНОНИЗАЦИЮ ПРОТОИЕРЕЯ ВИКТОРА КИРАНОВА Изучив жизнь протоиерея Виктора Киранова на основании архивных данных и материалов СБУ по Запорожской области, воспоминаний очевидцев, материалов печати и других документов, комиссия по канонизации Запорожской Епархии пришла к выводу: что протоиерею Виктору Киранову присущи:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2283...

— Спаси тебя Господи, сынок… Пересекая пространство храма, Виктор прошел к левым диаконским вратам, со священным трепетом приложился к ним и осторожно открыл дверь. Он с благоговением вошел в алтарь. С верой во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь решительно опустился на колени и прижал горячий лоб к прохладному каменному полу, медленно поднялся и еще дважды до земли поклонился сияющему дарохранительницей Престолу. В своем недавнем прошлом он сошел с ума, чтобы прийти к уму через скорби и наказания — к началу постижения Истины по милости Божией. Подошел под благословение к отцу Александру. Теплая и по особому чистая рука священника умиротворяюще легла в скрещенные ладони Виктора, и он благоговейно прикоснулся лицом к деснице пастыря. — Облачайся, — коротко приказал батюшка и продолжил свои неспешные приготовления к службе. Виктор снял пиджак, повесил его на один из крючков для мирской одежды и достал из шкафа стихарь. Повернулся с одеянием в руках к священнику. Тот издали быстро, но вместе с тем и чинно благословил алтарника, после чего Виктор, как в гимнастерку, но гораздо осторожнее просунул голову в ворот парчовой священной одежды и столь же благоговейно вдел по очереди руки в широкие рукава. Это одеяние напоминало ему сказочную рыцарскую мантию, воинское облачение… Может быть, такими были походные плащи легионеров, которыми предводительствовал блистательный воевода Георгий? — К прохождению службы готов, — самому себе сказал Виктор, расправляя складки стихаря, и почувствовал, будто исчезли за плечами целые десятилетия его жизни. Он увидел себя изнутри подростком, да — нет, совсем ребенком, который испытывает невыразимую радость и счастье от одной только мысли о Боженьке… Так в детстве он и говорил: Боженька, пусть всем будет хорошо… А ведь даже не был крещен тогда. Откуда это было?! Да, вот отсюда — от Престола, от сияющего небесным золотом Креста, от верующих русских людей, которые несуетливо заполняли храм. Виктор налаживал кадило. Последний звук призывного колокола чисто растаял в небе Коломенского… «Благословен Бог…»

http://azbyka.ru/fiction/zhivyj-v-pomosh...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

За это время у епископа Виктора собрались дела по Ижевской епархии, и он был в недоумении, «передать ли Еп. Симеону, оставившему Ижевск, поступившие дела по Ижевской епархии, или дело его считать оконченным» [lxxix] . Для разрешения этого недоумения епископ Виктор обращается письмом к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию. 14/27 ноября 1926 года [lxxx] митрополит Сергий дал на этом письме следующую резолюцию: «Я введен был в заблуждение телеграммой протоиерея Тонкова. Назначение Преосвященного Епископа Симеона была лишь попытка в исполнение его желания. Управление Ижевской Епархией от Вас отнимать никто не думает. М. С.» [lxxxi] . На основании данной резолюции митрополита Сергия епископ Виктор вновь вступает во временное исполнение обязанностей управляющего Ижевской епархией, известив об этом благочинного города Ижевска протоиерея Владимира Замятина [lxxxii] . Вторично вступив во временное управление Ижевской епархией, епископ Виктор совершил процессуально ошибочное, с точки зрения канонических правил, действие. Епископ Виктор перечислил 20/7 января 1927 года в Ижевскую из Сарапульской епархии село Старые Зятцы без согласования этого вопроса с правящим Сарапульским архиереем Алексием (Кузнецовым). Последний был извещен об этом перечислении 22 января 1927 года отношением за 43 Глазовского Духовного Управления в такой форме: «В исполнение распоряжения Преосвященнейшего Виктора, Епископа Глазовского, вр. управляющего Ижевской Епархией, Духовное Управление имеет честь представить Вам копию его резолюции от 20/7 января 1927 г. за 57 следующего содержания: „...в виду того, что граждане СССР свободны по своим религиозным убеждениям избирать себе по своему желанию духовных руководителей, а также принимая во внимание резолюцию Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия о том, что в состав самостоятельной Ижевской епархии могут входить все приходы на территории Вотобласти, если они пожелают присоединиться к Ижевской епархии, благословляется причту и приходскому совету церкви села Старые Зятцы согласно неоднократному постановлению приход. Совета (1925 г. 10-го мая прот. 1926 г. 30 мая прот. 3; 1926 г. 2-го июля прот. 4; 1926 г. 14-ноября прот. 6) считать себя находящимися в ведении Ижевской епархии“» [lxxxiii] . При принятии такого решения епископ Виктор мог руководствоваться указом о первом открытии Ижевской епархии от 26 января/8 февраля 1926 года, в котором говорится: «Оповестить и другие местности и города, вошедшие в Вотобласть, на предмет возбуждения ими, если пожелают, ходатайства о включении их в Ижевскую епархию» [lxxxiv] .

http://bogoslov.ru/article/1295104

Священник (в отставке) Енисейского полка во время русско-Японской войны 1904–1905 гг. Мужественно исполнял свои пастырские обязанности. Напутствовал умирающих на перевязочных пунктах под огнем неприятеля, в особенности 20 августа 1904 г. Протоиерей Виктор Марсов Виктор Александрович. Служил на ст. Аньда КВЖД в 1925–1930 гг. и в Успенской церкви Харбина в 1931–1940 гг. Жил в районе Модягоу. В 1940-х гг. был уже за штатом. Протоиерей Виктор Познанский Виктор. Священник Тарусского пехотного полка во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. Во время боевых действий мужественно исполнял свои пастырские обязанности, ободрял людей словом и своим примером. Протоиерей Виктор Черных Виктор Иоаннович. Родился в 1887 г. в г. Камышлове Пермской губернии. Из семьи духовенства. Окончил гимназию в г. Тюмени в 1903 г. Работал в управлении заводом и железной дороги в гг. Тюмени, Иркутске, Владивостоке. В 1923 г. арестован большевиками. После освобождения эмигрировал в Китай. С 1924 по 1929 гг. работал на КВЖД. С 1929 г. жил в Харбине. В 1933 г. окончил здесь богословские курсы. Библиотекарь епархиальной библиотеки. Окончил богословский факультет Института святого Владимира в 1937 г. Служил на ст. Эрдахэцзы (близ г. Муданьцзяна) в 1937–1941 гг. и на ст. Ашихэ в 1941 г. Восточной линии КВЖД, в церкви поселка Механических мастерских, затем в Свято-Николаевском соборе Харбина. Один из последних русских священников в соборе. В 1966 г. через Гонконг выехал во Францию. Скончался 16.09.1967 г. в старческом доме г. Ле-Перре под Парижем. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де Буа. Протоиерей Виталий Мухачев Виталий. Военный священник при 4-ом полевом подвижном госпитале во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. Исполнял свои пастырские обязанности и самоотверженно трудился в госпитале и на перевязочных пунктах под огнем неприятеля. Протоиерей Владимир Актов Владимир Павлович. Военный священник 6-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, участник подавления восстания ихэтуаней в Китае в 1900–1901 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Виктор Васильевич был активным участником православного возрождения нашего города. Благодаря моему товарищу, был защищен Московский Парк Победы в Санкт-Петербурге, построен храм «Всех святых в земле Российской просиявших» на этом памятном месте. Его трудами были открыты многие храмы и монастыри города, такие как Казанский кафедральный собор и женский Новодевичий монастырь. На закате Советского Союза Виктор Васильевич был одним из вдохновителей проведения городских Крестных ходов. Воистину, он был лидером православного возрождения Петербурга. Виктор Васильевич по образованию был искусствоведом, заканчивал академию им. И.Е.Репина, всегда выступал с призывом сохранения русской православной культуры и русской национальности. Мой друг и старший товарищ неустанно стремился к спасению России и русского народа, принимая активное участие в общественно-политических организациях Петербурга и Москвы . Виктор Васильевич проявил себя на ниве борьбы против сатанинской нечисти, он активно противостоял сектантству и оккультизму, проводя Крестные ходы по Невскому проспекту, где его неоднократно забирала милиция как одного из лидеров. Мы вместе трудились над сборником под названием «Православная Церковь. Современные ереси и секты в России». Виктор Васильевич стремился к возрождению православно-монархической русской государственности. Он многих вдохновил на это благое дело. В последние годы жизни мой товарищ переписывался с людьми со всего мира, его приглашали в разные страны, но по состоянию здоровья он уже не мог совершать дальние поездки. Но продолжал в меру своих сил работать. Как ни наберу его номер телефона, слышу в трубке ответ: «Я работаю». Последними его трудами были: «Вера против безбожия. Петроград-Ленинград 1920-1930-е» и «Православные храмы и соборы в Западной Европе». Виктор Васильевич Антонов скончался 14 мая в 11:30 утра. Как мне стало известно, новопреставленного раба Божиего Виктора похоронят на Большеохтинском кладбище. Смерть Виктора Васильевича - это большая утрата для нашего города. Он был бесстрашным человеком, никогда ничего не боялся, а стремился к процветанию православной русской культуры и русского народа. Он был одним из выдающихся деятелей нашей эпохи. Для меня его кончина невосполнимая утрата.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/05/15/on...

протоиерей Виктор Гурьев (1842–14.01.1912) Нравственно-аскетические труды протоиерей Виктор Гурьев Пастырь, духовный писатель. Сотрудничал в «Душеполезном чтении» и в «Кормчем». Автор сборников по Прологу, Четьям-Минеям, патерикам. Биография   1. Биографические сведения Протоиерей Виктор Петрович Гурьев о своем происхождении оставил следующую собственноручную запись в перешедшей к нему по наследству родовой Библии Елизаветинского издания. «Я, протоиерей, Московского уезда, Покровской, села Покровского, на Филях, церкви, Виктор Гурьев, от покойной моей бабушки, вдовы протоиерея Хотькова монастыря, Пелагеи Ивановны Гурьевой, умершей в 1862 году 86 лет, о начале рода моего и происхождении фамилии Гурьевых слышал следующее: Мой прапрадед, родоначальник фамилии Гурьевых, был сельский священник Владимирской епархии (уезда и села не помню) Гурий Дмитрич: от него и пошла, по его имени фамилия Гурьевых. У Гурия Дмитрича был сын Дмитрий Гурыч, также сельский священник Владимирской епархии. У Дмитрия Гурыча был сын Лев Дмитрич, тоже сельский священник Владимирской епархии. У Льва Дмитрича был сын Иоанн Львович Гурьев, мой родной дед, умерший 80 лет от роду, в 1850 году, заштатным протоиереем Хотькова монастыря. У Иоанна Львовича был сын Петр Иванович Гурьев, родившийся в 1813 году и умерший в 1869 году 18 декабря, священником Московской, Иоанна-Предтеченской, на Земляном Валу, церкви. От Петра Ивановича родился я, Виктор Гурьев, 1842 года ноября 9 дня. Отец Виктора Петровича был человеком крупных от природы способностей и с философским направлением мышления. Он прекрасно знал немецкий, латинский, греческий и еврейский языки и был лектором греческого языка в духовной семинарии «с особенным усердием и благопоспешностью», как сказано в его аттестате. Петр Иванович был близок с ученым богословским миром и в его доме постоянно бывали выдающиеся ученые богословы, которые весьма уважали его. Как человек, он был очень простой и добрый, как отец – крайне строгий. После Петра Ивановича осталась солидная библиотека из книг преимущественно на немецком языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/

Не ускользали от его взора и морские корабли, часто стоявшие у причалов Либавского порта и уходившие в море. Среди них хорошо запомнились ему «Князь Пожарский», «Верный», крейсер «Вестник», «Ринада» и другие... Да, общество его тяготило. Бывало, соберутся все родные за вечерний чай, а Виктора нет. Не любил он пить чай вечером вместе со всеми, и особенно с приходившими гостями 9 . В гости Виктор тоже избегал ходить. Он предпочитал оставаться дома и наедине писать разные рассказы и т. п. Церковь Виктор любил. Не было случая, чтобы он без особой причины опустил праздничное богослужение. С большим благоговением смотрел Виктор на архиереев и их благолепное служение. Как-то раз (это было на 3-й или 6-й неделе Великого Поста 1898 года) в школе узнали, что к ним в Либаву приезжает епархиальный архиерей – епископ Рижский Агафангел (Преображенский). Радости не было конца. Намечалось освящение придела перед всенощной. Ученики рядами разместились при входе в церковь . К назначенному времени приехал святитель и торжественно вошел в храм. Началось богослужение. Виктор ощущал в себе необыкновенный подъем духа. Все ему так нравилось: и умилительное пение архиерейского хора и величественная служба. Хотелось вечно наслаждаться всем этим благолепием. Но, увы! Всенощная кончилась. Архиерей покинул храм и удалился в почтовый дом на отдых. Расходился народ. А он все стоял в храме, весь очарованный воздействием близости к нему святителя-Ангела. И мысли одна за другой рисовали ему образ архиерея. – Ведь он Ангелом должен быть по жизни своей, – размышлял сам в себе Виктор. И, выйдя из храма, стал прохаживаться мимо окон протоиерейской квартиры, где разместился Владыка, желая хоть одним глазом увидеть в окне святителя. – Он, должно быть, особый человек, – думал отрок. – Святитель, наверное, не ест и не пьет, как обычно все окружающие его люди, а по- особому. Долго ходил Виктор около дома, где остановился епископ, очарованный архиереем, и только поздно вечером вернулся к себе домой 10 . За его любовь к храму и служителям церкви Господь охранял его Своею десницею.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010