Согласно древней традиции огонь, полученный в Великую Субботу на тридневном ложе Искупителя, поддерживается в Кувуклии целый год и тушится только накануне Великосубботнего дня. Русские паломники, как и остальные богомольцы, несли зажженные свечи до места своего пристанища, стараясь сохранить святыню как можно дольше. А многие, проявляя свое благочестие и усердие, совсем не гасили благодатного огня, берегли его, чтобы довезти до России в особых фонарях. Об одном уникальном случае упоминается в «Путеводителе по Святой Земле» (Одесса, 1886): «Парасковья Федоровна Привалова донесла святой огонь, по обету, до новостроившейся церкви в городе Симбирске». …Более столетия прошло с тех пор. Как многое изменилось в мире… Но духовные связи русских христиан с храмом Гроба Господня не прервались. Насельницы Спасо-Вознесенской и Гефсиманской обителей (Русская Зарубежная Церковь) молились здесь в. те годы, когда приток богомольцев из России был прекращен. Лишь с 1948 года была возобновлена деятельность Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. А в 1989 году в Москве возобновилась деятельность Иерусалимского подворья. Быть может, недалек тот день, когда вновь многие российские богомольцы смогут посетить Святую Землю. И тогда поклонение Гробу Господню станет апогеем в духовной жизни каждого из них, как это было и прежде. Часть III Вифлеем. Уже более тысячи лет, со времени принятия на Руси христианства, идут и идут русские паломники в Палестину — к тем местам, которые были связаны с земной жизнью Спасителя. В давние времена паломники — «калики перехожие» — обычно шли из Иерусалима в Вифлеем пешком: «Вифлеем отстоит от Иерусалима два часа хождением», — сообщает один из них. Те, кто побогаче, «скакали на ослятах». Почетные гости добирались на лошадях. Мы же, сегодняшние паломники, доехали на рейсовом автобусе, отходящем от Дамасских ворот старого Иерусалима. Вифлеем — небольшой городок, расположенный уступами на двух холмах и в низине между ними. Окрестности его издавна славились плодородием, отчего он и получил название Бет-Лехем, что по-древнееврейски и на современном иврите означает Дом Хлеба; привычное нам «Вифлеем» — греческая форма этого названия. «Вифлеем стоит на горе красовито», — отмечал «киевский пешеходец» XVIII века Василий Барский. И правда, глядя на белые домики, облепившие склоны холмов, на зелень виноградников, ощущаешь покой и тихую радость…

http://azbyka.ru/fiction/k-svyatoj-zemle...

Старец Силуан говорил, что в опыте святых отцов можно усмотреть несколько различных способов борьбы с помыслом, но лучший из них – совершенно не вступать в беседу с ним(помыслом). Rezo 3 января 2013, 11:42 " Преподобный Иларион учил не противоречить вражьим помыслам, так как это под силу только опытным молитвенникам " Объясните, если можно на конкретном примере, что значит не противоречить помыслам. Вот пример, допустим идет пост, и вдруг возникает " непреодолимое " желание, которое якобы исходит от тебя самого, а по сути и есть помысл от врага, ну типа, " а не выпить ли тебе винца, или не съесть ли тебе мороженое тд. Так что значит не противоречить - принять то что предлагается? Или как? Виктор. 2 января 2013, 20:37 ОСТОРОЖНО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ! Православные, такое предупреждение надо написать на всех молитвословах, и это не преувеличение. Молитва это великая сила и оружие, как меч из дамасской стали. При неумелом обращении,очень легко пораниться и даже смертельно. Многие люди на пути неправильной молитвы впадали в состояние прелести, и вместо пути к Богу попадали на дорогу в преисподнюю. Как и для каждой вещи для молитвы есть инструкция по эксплуатации, в данном случае - это святоотеческие наставления. Любое своеволие и отступление от наставлений святых отцов, есть проявление гордости, а гордым Господь противится. Помните судьбу денницы, того ангела светла, который из-за гордыни был низвергнут с небес, и стал врагом рода человеческого. В духовной жизни ключевое слово-СМИРЕНИЕ! Нужно знать и читать святых отцов, ну или хотя бы послушать тех кто их читал. Ну вот например Осипов Алексей Ильич, душевный дядька, немного юмарной, но начитанный во святых отцах. Да хранит вас Бог! Иоанн 2 января 2013, 17:03 Я молился молитву Йисусову, хотя мой священник мне это запретил, полтора года беспреривно (в мыслях) и попал в психиатричную больницу. ORTODOX 1 января 2013, 22:37 PS: чтение Иисусовой молитвы на вдохе/выдохе, перебор чёток и т.п. физические упражнения описанные у Святых отцов, есть очень важная помощь, особенно на первом этапе и отвергать староотеческое предание, дело легкомысленное и неуважительные.

http://pravoslavie.ru/58415.html

«Так еще в 1975-м вышла замуж за Мухаммеда (выпускника факультета шариата Дамасского университета, который в то время был студентом, а потом аспирантом МИСИ. – Ред.). Так что, если бы не он, читать Коран мне бы даже в голову не пришло. Мы – потомственные дворяне из Царского Села. Были очень близки к императору и крещены в Царскосельском Екатерининском соборе – там же, где и четыре дочери Николая ΙΙ. В советское время папу (полунемца-полуангличанина) расстреляли, я родилась в ссылке в Коми. В Москву мы с мамой вернулись в хрущевскую оттепель... Когда Мухаммед сделал предложение, я ему наотрез отказала. Но он взял академический отпуск в институте и выстоял его у меня в подъезде в Сивцевом Вражке... А когда уже после свадьбы речь заходила о религии, что было достаточно редко, я всегда говорила одно и то же: «Солнышко, вот у тебя – свое, а у меня – свое». Так продолжалось лет десять... Когда же я впервые прочла Коран на английском языке, то была восхищена им. Вот как Лев Толстой сказал: «Прошу считать меня правоверным магометанином». Так и я могу сказать: «Прошу считать меня правоверной мусульманкой», – так Валерия Порохова описывала свой приход к исламу 226 . После принятия ислама Порохова приступила к переводу Корана на русский. Точнее она пыталась переводить смыслы священного для мусульман текста с английского языка не просто на русский язык, а на смесь русского и церковнославянского. Впервые этот перевод был опубликован в журнале «Наука и религия» и сразу вызвал скандал в среде арабистов 227 . Большинство знатоков ислама и арабского языка назвали перевод Пороховой безграмотным, поставив логичный вопрос: как можно было переводить эту книгу с другого перевода и без знания арабского? С критикой в адрес Пороховой выступили известные исламоведы: Виктор Ушаков, Сергей Прозоров, Александр Игнатенко и Ефим Резван. Последний высказался наиболее резко, охарактеризовав труд Пороховой как «синтез в высшей степени удачного менеджмента и крайне безграмотной реализации сложнейшей научной задачи» 228 . В поддержку Пороховой высказались: Алексей Малашенко, Саид Кямилев и представители Совета муфтиев России.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

15:25–31. Факей и ассирийские кампании. Факей упоминается в анналах ассирийского царя Тиглатпаласара III как Paqaha. Ассирийский царь утверждает, что когда израильтяне низложили Факея, он посадил на престол Осию, последнего царя Израиля (732 г. до н. э.). После этого ассирийцы взыскали с Израиля огромную дань. Имя Факея упоминается также на фрагменте кувшина из Асора. Текст просто гласит: «Вино принадлежит Факею». 16:1–20 Ахаз Иудейский Информацию о содержании ст. 1–9 см. в коммент. ко 2Пар. 28 . 16:10. Ахаз и Тиглатпаласар в Дамаске. Эта встреча имела место после падения Дамаска в 732 г. до н. э. Ахаз, как верный вассал, был обязан присутствовать на праздновании победы ассирийского царя и подтвердить свою покорность. 16:10. Дамасский жертвенник. Очевидно, жертвенник по дамасскому образцу был построен по той причине, что произвел на Ахаза большое впечатление, а не потому, что его принудили к этому ассирийцы. Исходя из того, что известно о политике ассирийцев этого периода, трудно предположить, что они заставляли своих вассалов присоединяться к почитанию их верховного бога, Ашшура. Таким образом, этот факт может рассматриваться как художественное нововведение, а не как проявление религиозного синкретизма. В настоящее время археологическая или письменная информация об особенностях этого жертвенника отсутствует. 16:14. Медный жертвенник. См. коммент. ко 2Пар. 4:1 . Это был главный жертвенник во внутреннем дворе святилища, использовавшийся для жертвоприношений животных. 16:14. Перемещение жертвенника. Медный жертвенник располагался строго к востоку от храма, т. е. перед входом. Первоначально новый жертвенник Ахаза был поставлен между входом во внутренний двор и медным жертвенником, но, после того как медный жертвенник был смещен по оси восток-запад и поставлен с северной стороны нового жертвенника, последний занял во дворе центральное положение. Таким образом, новый жертвенник фактически заменил бронзовый жертвенник. 16:15. Распределение функций. Ритуалы, совершавшиеся на новом жертвеннике, были типично израильскими. Никаких культовых нововведений или внедрения иноземных ритуалов в систему израильского богослужения не произошло. В новом жертвеннике соединились все предписанные законом функции системы жертвоприношений. Единственная функция, отведенная медному жертвеннику, не описана в израильской ритуальной литературе. Использованное здесь выражение ( в русском переводе – «до моего усмотрения») означает «исследовать», «проверять», и, возможно, указывает на жертвоприношения, при которых внутренности жертвенных животных исследовались с целью получения предзнаменований. Неясно, почему Ахаз отвел эту функцию традиционному жертвеннику.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

15:33. Фирца. См. коммент. к 14:17. Фирца стала официальной столицей Северного царства Израиль во время правления Ваасы. Она сохраняла этот статус, пока Амврий не перенес столицу в Самарию (16:24). 15:33. Хронология. Царствование Ваасы представляет одну из наиболее сложных хронологических проблем в Библии. Если, как утверждается в этом стихе, Вааса взошел на престол в третий год Асы и царствовал двадцать четыре года, то годом его смерти следовало бы считать двадцать шестой год Асы (см.: 16:8). Проблема возникает в связи с тем, что во 2Пар. 16сказано, что Аса и Вааса находились в состоянии войны в тридцать шестой год Асы. Было выдвинуто немало гипотез, разрешающих эту проблему, но ни одна из них не является достаточно убедительной. Тиль датирует правление Ваасы 909–886 гг. до н. э. Он был современником Асы Иудейского и Венадада Дамасского. Это было начало столетнего периода, в течение которого арамеи из Дамаска стали играть в этом регионе ведущую роль. 16:4. Лишение погребения. Членам дома Ваасы (но, заметьте, не самому Ваасе) была предначертана самая страшная участь, какая только могла ожидать человека в Древнем мире. Оставление тела без погребения означало окончательное унижение и осквернение, ибо большинство древних народов верили, что надлежащее и своевременное погребение влияет на загробное существование. В эпосе о Гильгамеше Энкиду, возвратившись из преисподней, рассказывает Гильгамешу, что умершие и непогребенные не знают покоя, а те, у кого не осталось живых родственников, питаются отбросами. В одном вавилонском заклинании погребение рассматривается как соединение духа умершего с теми, кто был ему дорог. Мы знаем, что даже израильтяне верили, что надлежащее погребение влияет на посмертное существование. Как и их соседи, израильтяне хоронили своих близких, снабжая их всем необходимым в будущей жизни, в том числе глиняными сосудами, наполненными пищей, драгоценностями для отвращения зла, орудиями и предметами личного пользования. Израильский закон предписывал, чтобы даже тело казненного преступника было погребено до наступления ночи, а не оставлено на съедение птицам и другим животным. Ассирийские анналы 1-го тыс. до н. э. красноречиво свидетельствуют, насколько остро стояла эта проблема. Так, Ашшурбанипал наказывал своих противников, проволакивая их мертвые тела по улицам. Тела, оставленные на съедение животным и птицам, было невозможно похоронить, и это было самым унизительным из всех возможных наказаний. Относящееся к этому периоду ассирийское проклятие гласит: «Пусть собаки разорвут твое непогребенное тело на части». В некоторых случаях трупы разрубали на куски и скармливали собакам. Обычно подобные злодеяния совершались для того, чтобы исключить всякую возможность надлежащего погребения, лишить человеческую душу спокойного загробного существования и обречь ее на вечные блуждания. Иногда оставление тела без погребения практиковалось и египтянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

21:19. Псы, лижущие кровь. В те времена псы бродили по улицам и питались отбросами. Подобное обращение с чьим-либо телом (тем более с царским) означало бесславную смерть и даже невозможность погребения. Согласно всеобщему убеждению, это угрожало благополучию загробного существования (дополнительную информацию см. в коммент. к 3Цар. 16:4 ). Израильтяне верили, что тело («плоть») и душа, в сущности, неразделимы. Человек – это и душа, и плоть. По этой причине с мертвым телом обращались очень бережно, считая его продолжением человеческого существования. Ассирийские анналы 1-го тыс. до н. э. красноречиво свидетельствуют, насколько остро стояла эта проблема. Так, Ашшурбанипал наказывал своих противников, проволакивая их мертвые тела по улицам. Относящееся к этому периоду ассирийское проклятие гласит: «Пусть собаки разорвут твое непогребенное тело на части». 21:27. Реакция Ахава. Вретище и пост считались основными элементами покаяния и траура в Древнем Израиле. О соблюдении поста на древнем Ближнем Востоке известно очень мало. Обычно пост соблюдали во время траура. В Ветхом Завете пост почти всегда сопровождает обращение к Богу с прошением. Идея поста заключается в том, что человек, осознавая важность обращения к Богу, настолько заботится о своем духовном состоянии, что физические потребности отступают на второй план. В этом смысле пост означает очищение и смирение перед Богом ( Пс. 68:11 ). Вретище, сделанное из козьей или верблюжьей шерсти, было грубым и колючим. Во многих случаях вретищем покрывали только чресла. На саркофаге Ахирама изображены плакальщицы во вретищах, обернутых вокруг бедер поверх юбок. 22:1–40 Битва при Рамофе Галаадском 22:1. Хронология: битва при Каркаре. Со времени заключения договора между Ахавом и Венададом в конце гл. 20 прошло три года. По общему мнению, причиной прочности их союза была угроза со стороны ассирийского царя Салманасара III, который прокладывал свой путь на Запад. В 853 г. до н. э. он напал на Южный Арам, где в битве при Кар-каре его встретила коалиция из двенадцати западных государств. Салманасар упоминает Ахава Израильского и Адраазара Дамасского как двух наиболее влиятельных членов коалиции, возглавляемой Йарулени Хаматским. Каркар расположен на Оронте в 150 милях к северу от Дамаска, но всего в 25 милях от Хамата. Несмотря на заявления Салманасара о своей победе, изучение дальнейшей истории показывает, что западная коалиция преуспела в достижении своей основной цели. Только через двенадцать лет, после того как конфедерация распалась, Салманасар проявил некоторые признаки власти в этом регионе. По всей вероятности, именно успех в борьбе с Салманасаром подтолкнул Ахава к военным действиям против арамеев и к попытке вернуть Рамоф Галаадский.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

8:3. Сува. Это арамейское государство располагалось у Антиливанских гор, в долине Бика в южном течении Оронта и простиралось на восток до равнины Хомса. Сува упоминается в новоассирийских хрониках VIII-VII вв.до н.э. 8:3. Евфрат. По всей видимости, здесь говорится о местности, расположенной в излучине Евфрата у Эмара. Согласно 1Пар. 18 , это сражение произошло у Емафа на Оронте. Древнееврейское слово, переведенное как «владычество», означает «рука», и в других местах используется для обозначения памятника с царской надписью ( 1Цар. 15:12 ; 2Цар. 18:18 ). Очевидно, Давид установил здесь подобный памятник. В ст. 13 говорится, что Давид «сделал себе имя», что является иносказанием, используемым в древнееврейском языке по отношению к памятнику. Стелами, установленными на берегах Евфрата, гордился фараон Тутмос III (XV в. дон. э.). 8:4. Колесницы. Сирийские колесницы этого периода походили на ассирийские образцы, изображенные на рельефах IX в. до н. э. Обычно колесницы были запряжены двойкой или четверкой лошадей. Два деревянных колеса со спицами на задней оси поддерживали небольшую платформу, на которой располагались возница и стрелок, вооруженный луком и копьем. Борта доходили только до бедер стоящих ездоков. 8:4. Подрезание жил у коней. У израильтян не было возможности пристрелить лошадей из милосердия или взять на себя заботу о них. Но и оставлять лошадей врагу они не хотели. Порча лошадей заключалась в подрезании подколенного сухожилия (аналогичного ахиллову сухожилию человека). 8:5. Сирийцы Дамасские. Арамейцы (сирийцы) появились в Леванте в XI в. до н. э. Основываясь на сведениях из клинописных источников, можно предположить, что название «Арам» первоначально относилось к региону, а затем закрепилось за населяющим его народом. Современные исследования показывают, что земледельческие и скотоводческие арамейские общины, существовавшие на протяжении 2-го тыс. до н. э. в верхнем течении Евфрата, постепенно объединялись в политический союз. О царе Дамаска в тексте ничего не говорится, откуда следует, что Дамаск еще не превратился в могущественную державу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Раскопки, недавно произведенные на древней границе между Эдомом и Иудеей, подтвердили эдомское вторжение в иудейскую часть пустыни Негев, в города En Hatzeva и Qitmit. Черепки из Арада, содержащие военную корреспонденцию этого периода, также показывают, что наступление Эдома было неизбежно. Филистимляне продвинулись вглубь территории Шфелы, возобновив контроль над областью, которая во времена Озии находилась под контролем Иудеи (см. коммент. к 26:6–8). Долины Аиалон, Сорек и долина дуба служили главными подступами к горной местности Иудеи. Археологических свидетельств завоевания филистимлянами этих мест нет. Военная кампания Тиглатпаласара в 734 г. до н. э. была направлена в том числе и против Филистии. Это привело к установлению в 734 г. до н. э. ассирийской стелы в Газе и к захвату Азота в 733 г. до н. э. В одном ассирийском письме из Нимруда упоминается неспокойная обстановка в Палестине того времени. Ахазу не удалось вернуть потерянные земли, так как они были превращены в ассирийские провинции. 28:23. Боги Дамаска. На древнем Ближнем Востоке большинство народов верили, что власть богов распространяется только на определенную территорию. Земля, подчиненная божеству, фактически управлялась монархом. Обычно боги не контролировали события, которые происходили в других регионах (и не находились под их юрисдикцией). Поскольку большинство войн объявлялись священными, честь победы приписывали богам. Еще в середине 3-го тыс. до н. э. правитель шумерского города Лагаш утверждал, что его боги даровали ему победу над соседним городом Уммой. Здесь Ахаз честно признается, что, поскольку сирийцы победили его, их боги более могущественны. Боги Дамаска относились к арамейскому пантеону, в который входил бог бури, чье имя – Адад – является, по всей вероятности, собственным именем Ваала, и оно известно из хананейских источников. Ахаз также соорудил большой жертвенник «богам Дамасским» (см.: 4Цар. 16:9–16 ). По какому образцу был сделан этот жертвенник – финикийскому, арамейскому или даже ассирийскому, – неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

— Хак!..Хак!.. Шакалов-нелюдей рубили прикладами, рожками автоматов, саперными лопатками. Их втаптывали в землю, крушили им ребра и черепа. Вскоре к базе подошли и затаившиеся «бэтээры». Через полчаса все группы сомкнулись на главной площадке «духовской» базы, в центре которой располагался крысятник. У русских легко ранены были двое. Тушами дохлых «духов» была завалена вся площадь. Несколько избитых служителей восточного ритуала жались вплотную друг к другу подле сатанинской ямы. Их крупно лихорадило. На них вроде бы не обращали внимания. Видели только тела двух наших ребят на краю ямы и лежащее навзничь тело капитана вокруг которого сонно клубились жирные туши черных арычных крыс, каждая величиной с персидского кота. Автоматчики выпустили несколько магазинов по животным-людоедам. В яму опустили несколько досок и лестницу из погреба. Нашедшиеся сами собой добровольцы обмотали руки тряпьем, руки и ноги густо облили соляркой, чтобы отпугнуть оставшихся после расстрела живых крыс, обвязались веревками и без опаски, без брезгливости спустились на дно ямы. Они бережно извлекли изуродованное тело русского воина Сергия. Лестницу и доски убрали. И только после этого как бы невзначай «заметили» кучку испуганных бандитов. — Кто организатор?! Зверье! Кто рвал на куски моих ребят?! “Духи”, впившись стеклянными от ужаса глазами в Батю, лязгали зубами. Десантника самого трясло, но он изо всех сил сдерживал предательскую дрожь: перед его взором были истерзанные тела рядового, сержанта и капитана. — Кто выдаст зачинщика оргии, обещаю живым сдать в ХАД. Слова звенели в вечернем воздухе дамасской сталью. «Духам» перевели. — Времени у вас одна минута. На шестьдесят первой секунде при невыполнении приказа всех сожгу в крысятнике. Опять заговорил переводчик. Батя взглянул на часы. Через десять секунд «духи» вытолкнули из своей среды двоих неистово забесновавшихся и орущих собратьев. Оба повалились на землю и с истинно восточной церемонностью, извиваясь, поползли к ногам русского командира. Они визжали, тыкали друг в друга пальцами, указывая, кто же виновнее. Не доползли. Сгорели заживо расстрелянные из ракетницы.

http://azbyka.ru/fiction/zhivyj-v-pomosh...

Это описание так называемой Сиро-Ефраимитской войны. В одной известной реконструкции событий того времени говорится, что государства сиро-палестинского региона (включая Израиль и Сирию) создали коалицию для борьбы с набиравшей силу Ассирией в царствование Тиглатпаласара III. Возглавил этот союз в 733 г. до н. э. сирийский царь из Дамаска Рецин. Годом ранее, Сирия и Израиль попытались принудить иудейского царя Ахаза присоединиться к этой коалиции против Ассирии. Правители этих двух государств стремились свергнуть Ахаза с престола (см.: Ис. 7:6 ). По просьбе Ахаза Ассирия совершила военный поход на запад в 733– 732 гг. до н. э. и произвела опустошения в этом регионе, что привело к краху Дамасского царства и возведению на престол марионеточного царя (Осии) в Израиле. Существует и другое мнение: агрессия коалиции Сирии и Израиля отражает только их честолюбивые притязания и не имеет ничего общего с коалицией, созданной для борьбы с Ассирией. Ассирийские анналы Тиглатпаласара 111 сохранились лишь фрагментарно, но они дают общее представление об этой кампании. 28:14,15. Обращение с пленными. В ассирийских анналах и на настенных рельефах запечатлены невероятно жестокие условия, в которых находились депортированные на чужбину люди. Мужчины обычно были нагими, часто с крюками, которыми им пронзали нос или губу, а некоторые из них были лишены конечностей. Другие несли с собой свои нехитрые пожитки. По-видимому, израильтяне обращались с пленными точно так же, за что и заслужили осуждение пророка Одеда. Поэтому забота и милосердие, проявленные по отношению к пленным, особенно примечательны. 28:16. Ахаз обращается за помощью к ассирийцам. В ответ на вторжение в Иудею других сиро-палестинских государств Ахаз обратился за помощью к Ассирии. Хотя в ассирийских анналах об этом ясно не говорится, Ахаз перечислен среди царей, плативших дань Тиглатпаласару III. 28:17,18. Военные конфликты. По-видимому, обращение Ахаза за помощью к Ассирии объясняется не только его озабоченностью сирийско-израильским вторжением, но и постоянными военными конфликтами с Эдомом и Филистией.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010