Васс, Евсевий, Евтихий и Василид. 20 янв. Виктор, Зотик, Зинон, Акиндин и Севериан. 18 апр. Евлампий и Евлампия. 10 окт. Евсевий, Неон, Леонтий, Лонгин и проч. до 40. 24 апр. Евфрасия дева. 10 янв. Исакий, Аполлос и Кодрат. 21 апр. Феопемпт еп. и Феона. 5 янв. Христофор, Феона и Антонин воины. 19 апр. Анфим епископ и другие в 304. 3 сент. Аникита и Фотий. 12 авг. Филетер. 30 дек. Ермолай, Ермипп и Ермократ, ок. 305. 26 июля. Еввула св., мать муч. Пантелеимона. 30 марта. Пантелеимон, или Пантолеон, безмездный врач, ум. ок. 305. 27 июля. Василисса муч., ок. 309. 3 сент. Адриан и 23 мучч. при Максимиане. 26 авг. Кириакия, муч. при Максимине. 7 июля. Лукиан, пресв. Антиохийский, муч. в 312. 15 окт. Корнут священномуч. 12 сент. Дасий, Гаий и Зотик, мучч. 21 окт. Каллиста и ее братья, Евод и Ермоген, мучч. 1 сент. Стратон, Филипп, Евтихиан и Киприан мучч. 17 авг. Феофилакт еп., исповедник, ум. ок. 845. 8 марта. Никополь, в Армении. Сорок пять мучч., ок. 320 года. 10 июля. Нисивия, Nisibis, в Месопотамии. Феврония преп., мученица при Диоклет. 25 июня. Платонида преп., 4 века. 6 апр. Вриенна, Иерия, Фомаида, препп., в начале 4 в. Субб. с. Иаков еп., сконч. позже 341. 13 янв. Вата монах, Персянин, муч. позже 364. 1 мая. Нисса, в Каппадокии. Григорий еп., брат Василия В., ум. 394, и Феозва (Феосевия), супруга его. ум. ок. 372. 10 янв. Нитрия, пустыня Ливийская , к югу от Мареотского озера, к западу от Скитской пустыни. В ней подвизались преподобные: Аммун, или Аммон, ум. ок. 350. 4 окт. Серапиоп, ум. ок. 358. В Субб. с. Нафанаил, ум. ок. 375. Субб. с. Вениамин, ум. ок. 392. Субб. с. Лор и Пиор, ученик Антония В. 4 в. Субб. с. Памва, современник Антония В. 18 июля. Иеракс, сконч. в начале 5 в. Субб. с. Аммоний, ученик его, 4 в. Субб. с. Иоанн, нареченный Варсонофий, еп. Дамасский, 5 в. 29 февр. Нола, в Кампании. Павлин милостивый, еп., ум. ок. 431 года. 23 авг. Нурсия, в средней Италии. Евтихий и Флорентий, препп. 23 авг. Одисс, Odessus, в Мезии, при Черном Море. Амплий, из 70 апп. 31 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Зоя, преп. 5 в. 13 февр. Герман, преп. 5 в. Субб с. Востра, Востры, Востра, в Аравии. Тимон, ап. из 70, епископ. 30 дек. Антипатр епископ, 5 века. Субб. с. Врунтусиополь, Brundusium , в Нижней Италии. Левкий еп., исповедник при Коммоде. 20 июня. Гадара, в Келесирии. Закхей диакон, муч. в 303. 18 ноября. Газа, в Палестине. Филимон, ап. из 70, епископ. 22 ноября. Тимофей, Агапий и Фекла, мучч. 304–306. 19 авг. Силван еп., с 40 мучч. в 311. 4 мая. Жены и девы, пострадавшие при Иулиане. 29 марта. Силван пресв., муч. 14 окт. Порфирий еп., ум. 420. 26 февр. Феофан преп. 29 сент. Галатия. (Сн. Анастасиополь, Анкира, Калипта, Сикея). Крискент, или Криск, из 70, еп. 30 июля. Иулиан и 40 другов его, мучч. при Диоклетиане. 12 сент. Селевк, Макровий и Гордиан, мучч. при Ликинии. 13 сент. Галлия. Дионисий с двумя учениками своими. 3 окт. Сатурнин, проповедник Евангелия. 3 июня. Гангра, в Пафлагонии . Каллиник муч. 29 июля. Ипатий еписк., муч. ок. 326. 31 марта. Геллеспонт. Васса, муч. при Максимиане. 21 авг. Герара. Герары, в Палестине. Силван и ученик его Зинон, препп. 4 в. В Субб. с. Гортина , в Крите. Тит, из 70, епископ. 25 авг. Кирилл еписк., муч. при Декии. 9 июля. Евмений епископ, 3 века. 18 сент. Кирилл епископ, муч. при Максимиане. 6 сент. Готфия . Никита муч. 15 сент. Савва, муч. ок. 372. 15 апр. Вафусий, Верк и другие, 26 мучч., в 4 веке. 26 марта. Иоанн еп.. 8 века. 19 мая. Далматия. Ермий из 70, епископ. 8 апр. Дамаск, в Келесирии . Анания, из 70, еп., пострад. в Елевферополе. 10 окт. Виктор воин и Стефанида, мучч. при Антонине. 11 ноября. Кесарий, Дасий и прочие, пять мучч. 1 ноября. Иоанн преп., нареченный Варсонофием, еп. Дамасский, отшельник Нитрийский, 5 века. 29 февр. Петр, пресв. Капетолийский, муч. от агарян ок. 742. 4 окт. Даод . Димитрий, муч. при Максимиане. 15 ноября. Деволт, Deve l tus , в Фракии. Георгий, священномуч. Болгарский, с Мануилом и друг. 814–817. 22 янв. Декаполь Исаврийский. Прокопий преп., исповедн. при Льве Армянине. 27 февр. Василий преп., спостник пр. Прокопия. 28 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

— Вы ожидали такую бурную реакцию солидарности с этими женщинами на Западе? Конечно. Более того, один советник из правительства Рейгана сказал, что вообще эта акция задумана в Вашингтоне. Эпизод совершенно малозначительный, но 83% всех мировых СМИ, Обама, премьер-министр Франции, все вдруг отреагировали. Это очень странно, что у всех такая солидарность, ясно, что это общее такое действие, задумано и согласовано по телефону, что в этом участвуют все. Обама обычно, когда у нас здесь что-то происходит, спит, или, наоборот, когда он работает, мы спим.Что-то он проснулся, стал звонить. Нарушил свой сон, чтобы позвонить Путину — это странно. Из-за чего? Из-за трех-четырех хулиганок, которые ругались страшными словами? Они сами себя называют такими словами, которые я даже не могу при Вас произнести, это намеренное такое хулиганство, провокационное. Ясно, что это акция несет в себе какую-то дополнительную нагрузку. Мы все это, конечно, ожидали, но я даже не думал, что президент США спустится с Олимпа своего и будет позиционировать себя как защитника. Мне кажется, то, что поставляется оружие в Дамасск террористам, — это гораздо более неприятная вещь, чем эти безумные женщины. — Если бы все-таки Церковь или государство знали, что будет такая международная реакция, наверное, они дали бы им срок на 15 дней и штраф, чтобы они сидели и все, а сейчас они уже — символы протеста, движения против президента… Мне очень приятно. Раньше, при советской власти, у нас были символами протеста против государства в начале, в 20-х годах, академик Лихачев, он был на Соловках, затем академик Сахаров, а теперь взбесившиеся женские гениталии, понимаете? Просто анекдот. Раньше мировая общественность поддерживала академиков, умнейших людей, мировых светил, лауреатов Нобелевской премии, а сейчас мировая общественность поддерживает взбесившиеся гениталии — это очень интересно. Они сами себя проявляют. Протест на уровне взбесившихся женских гениталий — замечательно! Этот процесс — очень смешной, вы не находите? Пусть протестуют, если это, может быть, специально сделано, чтобы отвлечь от Дамаска, пусть лучше с плакатами идут спасать гениталии взбесившиеся. Церковь как цензор

http://pravmir.ru/prot-dimitrij-smirnov-...

Но спустя немного времени, завистливый враг человеческого рода воздвиг против нас такое жестовое гонение посредством некоторых африканских мавров, которых называют мегребинами, что почти вся чернь иерусалимская, в числе трех тысяч людей, единодушно согласилась умертвить гвардиана и бедных фраторов, при восклицаниях: Да здравствует султан! Смерть франкам! т. е. христианам латинским, и это убийство совершилось бы, если бы не спасло нас дивное заступление Предтечи и милосердие Божие. Но Бог-Отец щедрот и всякие утехи, Который, ради заслуг Крестителя, определил избавить уповающих на Него рабов из рук убийц, подвиг на милость сердце военного начальника (sangiach, i. е. princeps militis) и он тотчас отправил один отряд воинов в Горнюю для нашей защиты, другой поставил у монастыря Спасителя, а остальных воинов впоследствии увел с собою ко храму Соломонову, для укрощения собравшегося там народа. После этого распоряженья вскоре произошел такой бунт, какого еще никогда не видали и не слыхали в Иерусалиме, именно: чернь и воины убивали друг друга камнями, мечами и пулями и дрались одни за спасение нас, а другие за смерть нашу. Но попущением Божиим вся эта возмутительная толпа была рассеяна и прогнана. Впрочем, этим не кончил возмущения и гибели исконный изобретатель смерти и человекоубийства; ибо измыслил новый повод к возмущению и как лев рыкающий искал погубить нас. После первого бунта везде разнеслась молва, которая дошла и до дамасского паши, будто франки, живущие в Иерусалиме, за большие деньги получили от нового кади храм Иоанна Крестителя в Горней и там, в раскопанных могилах, нашли богатейшие сокровища. Паша собрал свое войско и за Дамасском поставил палатку на дороге, ведущей к Иерусалиму, намереваясь, после отдыха, идти в Св. Град и взять найденные сокровища. Но всеблагий Бог возблаговолил спасти агнцев из челюстей волков, избавить овец от лютейшего льва. Ибо не успел и часа отдохнуть там паша, и, вот (дело по истине дивное), султанские курьеры принесли к нему указ, лишающий его должности и повелевающей ему спешить в Константинополь и явиться султану. Тогда он в бешенстве бросил на землю свой дулибант и несколько раз повторял:«я-Алла, я-Алла» 152 ; как бы говорил:«О Боже, почему Ты воспрещаешь мне идти далее? Почему Ты не замедлил прибытия этих людей тремя или четырьмя днями, дабы я мог выполнить то, что замыслил против христиане? Посему, он в тот же час возвратился в Дамасск. Таким образом, все ухищрения диавола уничтожены были одним мановением Божеского милосердия. Хвала Богу, Царю веков, Который всемогущею десницею Своею избавил нас от таких опасностей и бед, Который помог нам стяжать в сей день священное место и Который дарует нам силу и способность сохранять и почитать оное до настоящего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Александретта ничем не замечательна, и если путешественники сходят здесь на берег, то единственно для того, чтобы отдохнуть от продолжительного морского плавания. Верстах в двух от города, по берегу моря, находятся два каменных столба, указывающие место, куда, по словами местных жителей, кит выбросил пророка Иону после трехдневного его заключения в своем чреве. Для желающих осмотреть это место, надо нанять лодку (за которую, если наберется человек 10 или 15, каждому придется заплатить копеек по 15–20-ти в оба конца) и съехать на берег. Отсюда надо пойти по берегу пешком до столбов, которые видны и с парохода. Вообще же надо остерегаться слишком долго оставаться вне парохода и глядеть в оба, так как здесь бывают внезапные ветры, которые сильно затрудняют возвращение на пароход. Купаться в море надо тоже осторожно и не уходить в воду далеко, потому что здесь, как и на всем побережии, водятся акулы. От Александретты до Яффы. Выйдя из Александретты под вечер, мы на утро приходим в Латакию, где пароход стоит недолго, и сходить паломнику на берег никогда не удается. Латакия, древняя Лаодикия, основана Селевком Никатором; её не надо, однако смешивать с другой более знаменитой Лаодакией, где собирался поместный Собор 360 года, и которая упоминается в послании к Колоссянам, гл. 4, и в Апокалипсисе, гл. 1 и 3. В тот же день после обеда пароход бросает якорь перед красивым тройным городом Триполи, тонущем в садах. Высаживаться тут за недостатком времени тоже не удается, но зато на борт здесь привозят массу апельсинов, так как Триполи считается столицей царства апельсинов. Уходя вечером из рейда Триполи, на утро пароход приходит в Бейрут. Этот город в древности назывался Беритом и был родиной финикийского историка Санхониатона. Христианство насаждено было здесь очень рано. В Берите были знаменитые училища, сначала языческие, а потом христианские, в которых воспитывались св. Иоанн и Аркадий. Здесь совершилось некогда чудо, рассказанное св. Афанасием Александрийским . Евреи, найдя икону Спасителя, подвергли её поруганию и пронзили мечем, и из раны вытекла кровь и вода, как некогда из прободенного на кресте пречистого тела Господня. Здесь находится православный собор во имя св. Великомученика Георгия, подле которого живет митрополит, и церковь , называемая русской, потому что она построена на пожертвования из России. За городом возле одной мечети указывается место, где, по преданию, св. Великомученик Георгий убил змея. В мечети показывают круглый камень, на котором будто бы отдыхал после своей победы св. Георгий. Здесь же находится и источник, изведанный, по преданию, св. Георгием, почувствовавшим жажду после поражения змея. Горы, что высятся над Бейрутом и блестят часто своими снеговыми верхушками, суть знаменитые горы Ливанские, населённые, по преимуществу, христианами. Из Бейрута проложена прекрасная шоссейная дорога в столицу Сирии – Дамасск.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Горько было Иоанну Дамаскину и особенно горько от неизбежной и тягостной мысли о том, что страдал он невинно и страдал он за правое дело – за защиту св. икон. Велики были и телесные страдания св. Иоанна, но он вменял их в ни во что. К вечеру этого горького дня Иоанн прослышал от своих друзей, что гнев халифа утих; тогда он отправился к халифу и просил у него одной только милости – возвратить ему отсеченную часть руки. Халиф смилостивился и велел возвратить св. Иоанну отрубленную кисть руки. Св. Иоанн, затворившись тогда в своей опочивальне, где у него находилась икона Божией Матери с Превечным Младенцем, пал на колени и стал усердно молиться, чтобы Она, Едина Чистая, Едина Благословенная, обнаружила его невиновность перед халифом. Долго молился Иоанн и от изнеможения, а также и от упадка сил, испытываемого им теперь вследствие потери крови после отсечения руки, заснул. Во сне он видит Матерь Божию, Которая приказывает ему приложить отрубленную часть руки к остальной и перевязать ее. Иоанн так и сделал, и рука не только приросла, но и оживилась. В радости св. Иоанн воспел песнь «Твоя победительная десница боголепно в крепости прославися“… Это нынешний первый ирмос первой песни первого гласа. Впоследствии св. Иоанн написал и еще множество ирмосов и разделил их на 8 гласов, или ладов и положил, таким образом, начало нашим октоиху и ирмологию. Другую песнь по поводу своего чудесного исцеления св. Иоанн воспел точно так же в честь Божией Матери. Эта песнь и до сих пор поется у нас во дни Великого поста за литургией после «Тебе поем», в качестве задостойника. Своим плавным и полным кротости напевом, доставшимся нам в наследие от греков, а им несомненно переданным самим Дамаскиным, это песнопение и до сих пор производит чарующее впечатление, успокаивает больные души, целит и оживляет и настраивает на молитву. В память своего исцеления св. Иоанн Дамаскин сделал серебряное изображение кисти руки и прикрепил его к своей иконе, пред которою он молился об исцелении. Весть об исцелении св. Иоанна быстро облетела Дамасск. Многие приходили к нему поздравить его и лично удостовериться в этом, и рука св. Иоанна красноречиво говорила всем о милости Божией и Пречистой Его Матери к нему. Красный, как нить, шрам на месте отсечения свидетельствовал, что рука, действительно, была отрублена. Икона Божией Матери, находившаяся у св. Иоанна, была прославляема, как чудотворная. Многие желали иметь ее изображение и срисовывали ее, при чем пририсовывали и ту ручку, которую к ней приделал св. Иоанн в память своего исцеления. Отсюда и получилось изображение Божией Матери «Троеручицы». Это есть икона, исцелившая св. Иоанна Дамаскина .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

I, 21 – 90 [о терапевтах, которых он, в какой-то мере, отождествлял с ессеями (воспроизводя слово ессеи от арам. ‘ase’ – “врач”: θεραπευτο’ς, то же, что и сир. ассиа). Разницу между ессеями и терапевтами Филон полагал в том, что первые были приверженцы практико-деятельной добродетели, а вторые – мистико-созерцательной]. Подробнее см.: Чемена, 76 – 105; Шенк, 52, 116, 178, 212; Елизарова, 33; так же монографию И.Р. Тантлевского. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. О ессеях в отношении к христианству см. статью А. А. Смирнова (Смирнов, А.А. Об ессеях в отношении к христианству./Прибавления к Творениям св. Отцов. – М., 1871. – 1 СС. 211 – 296.) О ессейских общинах в Дамаске свидетельствует т.н. «Дамасский документ» (CD). Как пишет Ирина Левитская, если «Дамасск» в CD – это точное географическое положение, а не метафора (символическое обозначение Вавилона, или Кумрана), то тогда можно полагать, что «ессейское движение зародилось в Дамасске». Сейчас большинство современных исследователей рукописей Мертвого моря считают «Дамасск» метафорой. Левинская, 69. Самое раннее из известных ересиологических произведений, а именно, Συνταγμα (Apol. I 26) Иустина Философа († 165 г.) не сохранилось (отрывки из этого соч. можно найти у Иринея, Мефодия). По всей видимости, этот шедевр положил начало “науке ересиологии”. Συνταγμα Иустина послужила источником последующих работ: Иринея, Ипполита, Епифания (?) и др. Следом за Иустином выступил с опровержением лже-именного знания Ириней (†202 г.), его 5 книг «Против ересей» (ок. 180 г.) является, наиболее авторитетным источником по своей древности. Так же существовало, в этот период, большое количество трудов направленных, как против отдельных ересей, так и общих: Труд Агриппы Кастора против учения Василида, Мильтиада против валентиан, Мусана против энкратитив, Модеста против Маркиона, Игисиппа, который в своих ‘Υπομνημα’τα также опровергал гностиков. Третьим источником являются соч. Климента Александрийского : «Строматы», «Педагог» (там большой экскурс о энкратитах), новооткрытое послание Пс.– Климента (о ереси карпократиан), «Выписки из Феодота».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Первый поход Ахава на Сирию Краткая историческая справка – Сирия: Слово Сирия означает в еврейском тексте словом Арам или Арамея, что переводится “страна высокая”. В обширнейшем значении слова Сирия простиралась от Средиземного моря и реки Кидна до Евфрата и от горы Тавр на севере до Аравии и до границ Египта на юге. Она разделялась на Сирию Палестинскую, которая вмещала в себя Ханаан и Финикию; Килисирию – между двумя рядами гор Ливана, и верхнюю Сирию. Последняя была известна под названием Сирия в тесном смысле. Первоначально столицею Сирии был город Ионния, а затем Дамасск. Антиохия была некогда царскою резиденцией и считалась третьим городом в мире по богатству и населению. Баалбек и Пальмира доселе еще представляют замечательнешие развалины своего древнего величия. Здесь в различные времена сражались за свое господство Ассирияне, Иудеи, Греки, Парфяне, Римляне, Сарацины, Крестоносцы и Турки. Нина, Семирамида, Сезострис, Александр, Помпей, Антоний, Тит, Аврелиан и другие, в позднейшее же время Готфрид Бульонский, Ричард-Львиное Сердце, Саладин и другие, а во времена ближайшие к нам Наполеон и Магомет-Али на равнинах Сирии представляли собой грозных завоевателей. В Сирии преобладает арабский язык. 3Цар. 20, 1–6 : Требование Венадада 214 , царя Сирийского. 3Цар. 20, 7–12 : Отказ Ахава по совету старейшин. 3Цар. 20, 13–15 : Обетование Божие о победе. 3Цар. 20, 16–21 : Победа Ахава. 4 книга ЦАРСТВ Иеровоам II – царь Израильский (4 Цар. 14, 23–29) Иеровоам II 228 – сын Иоаса, – один из замечательных царей царства Израильского; полный разгром языческого окружения; дружеские отношения с Иудейским царством; великолепие двора. Но: попрание закона Моисеева – лишение земель основной части населения, рабский труд; непрочность государства в религиозно-нравственном отношении; элементы идолослужения в стране. Блестящее царствование Иеровоама II было последним и притом призрачным расцветом пред полным увяданием. Царствовал Иеровоам II 41 год. Краткая историческая справка – Ассирийская монархия и древний город Ниневия

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Сирия Сирия ( II Цap. VIII, 12 ). Слово Сирия означается в еврейском тексте словом Арам (см. это слово). В обширнейшем значении слова, Сирия простиралась от Средиземного моря и р. Кидиа до Евфрата и от г. Тавр на севере до Аравии и до границ Египта на ю. Она разделялась на Сирию Палестинскую, которая вмещала в себе Ханаан и Финикию, Килисирию – между двумя рядами гор Ливана, и Верхнюю Сирию. Последняя была известна под названием Сирии в тесном смысле. Цари сирийские вели частые войны с сынами Израилевыми и иногда были подчиняемы ими, а иногда вступали в союз с ними. Сирия преимущественно находилась под владычеством ассириян, вавилонян, персов, македонян, римлян и магометан, которым принадлежит и в настоящее время. Сирия и Ассирия суть названия совершенно различного происхождения. Первое родственно с Тиром, или Суром, как обыкновенно произносят, а другое ведет свое начало от Ассура. Отличительные черты в физическом виде Сирии составляют большие горные хребты Ливан и Антиливан, тянущиеся с с. к ю., и большие пустыни, лежащие на в. и ю.-в. Долины Сирии очень плодоносны и доселе еще изобилуют пшеницей, виноградом, табаком, тутовыми деревьями, оливками, превосходными плодами, как, напр., апельсины, финики, фисташки и др. Климат в обитаемых частях Сирии удивительно здоров и приятен. Сирию населяют разные народности, но в городах народонаселение по преимуществу состоит из турок и греков. Единственное поколение, которое может считаться туземным, – суть жители вершин Ливана. Замечательнейшие из них суть друзы и марониты. Общий язык их арабский. Воины и правительственные чиновники говорят по-турецки. От древних сирийцев почти не существует никаких следов. Ни одна страна не была так известна в древности, как Сирия. На ю.-з. находилась Обетованная Земля, страна израильтян, колыбель христианства. Финикия, особенно города ее – Тир и Сидон славились своей торговлей. Первоначально столицей Сирии был г. Иоппия, а затем Дамасск, бывший долгое время столицей могущественного государства. Антиохия была некогда царской резиденцией и считалась третьим городом в мире по богатству и народонаселению. Баалбек и Пальмира доселе еще представляют замечательнейшие развалины своего древнего величия. Здесь некогда в различные времена сражались за свое господство и преобладание ассирияне, иудеи, греки, парфяне, римляне, сарацины, крестоносцы и турки. Нина, Семирамида, Сезострис, Александр, Помпей, Антоний, Тит, Аврелиан и др., в позднейшее же время Готфрид Бульонский, Ричард Львиное Сердце, Саладин и др., и потом во времена, ближайшие к нам, Наполеон и Магомет-Али на равнинах Сирии представляли собой грозных завоевателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Печальная судьба доселе постигала русскую миссию в Палестнне и слаба она была по своему составу, бедна материально, и не сильна авторитетом; не сильная какою-нибудь другою внешнею поддержкою, она была убоже всех других миссий на Святой Земле. Очень недолго она просуществовала более или менее самостоятельно, да и то в это время, будучи нежеланною гостьею Патриархии, даже живя в ее помещении, ей пришлось стать по неволе в полузависимое от нее положение, что было чуть не обусловлено широко вещательными, исшедшими не из жизни, а из канцелярии инструкциями. Учрежденная в 1847 году с архимандритом во главе, она не имела ни собственного уголка, никакой другой поддержки материальной или духовной, и содержалась всего на 10000 рублей. А между тем по грандиозной инструкции, она при своих грошевых средствах обязана была, кроме исполнения своих прямых обязанностей, «преобразовывать мало по малу самое греческое духовенство, возвысить оное в собственных его глазах столько же, сколько и в глазах православной паствы, а также привлечь к православию и утвердить в оном те местные народные элементы, которые постоянно колеблются в святой вере»... Разумеется, при таких средствах исполнение подобных задач было возможно только для канцелярии, пишущей такие инструкции, а не на практике. Инструкции второй миссии 1858 г. с епископом во главе были еще более комичны. Кроме всевозможных обязательств, ей навязанных, она должна была облагодетельствовать паству богоугодными учреждениями, милостынями и всеми просветительными мерами... и притом распространять круг своей деятельности на всю Палестину, Сирию, Ливан, Дамасск, горную Хазбею, Сидонское побережье, Синай и Египет, т. е. по словам г. Хитрово, «на три восточные православные Патриархата от источников Ефрата до истоков Нила»; выполнение этой колоссальной задачи было возложено на трех иеромонахов, которым отпускалось на все эти потребности около 15000 рублей в год. Обеим миссиям было вменено в обязанность «не вмешиваться в житейские дела наших поклонников, и иметь только наблюдение об их нравственности...»; миссия значит прямо, de jure была лишена даже возможности опереться на эту живую русскую силу, не имея ни откуда поддержки. При таких выработанных за зеленым столом инструкциях не мудрено, что обе наши первые миссии не только не выполнили своего назначения, но и не сделали ничего для поддержания авторитета России на Святой Земле уже потому одному, что они были связаны по рукам и по ногам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010