Сборник статей. М. 1997. С. 319, 320). 418        Имеется в виду епископ Пекинский и Китайский Виктор (Святин, 2.8.1893–18.8.1966) – родился в семье диакона в г. Верхнеуральске Оренбургской губернии. Окончил Оренбургскую Духовную Семинарию и Казанскую Духовную Академию. Ушёл на фронт. Воевал на Кавказе. После развала армии вернулся в Челябинск, где был назначен начальником Организационного отдела Белой армии в Оренбурге. Штабс-капитан. Тяжело больной тифом был вывезен в Китай. В стенах Китайской Духовной Миссии принял монашеский постриг, был рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. Командирован во Владивосток, в Восточный институт для изучения китайского языка (1921 – окт. 1922). Архимандрит (1929). Хиротонисан во епископа Шанхайского, викария Пекинской епархии (6.11.1932 в Белграде). Епископ Пекинский и Китайский (фев. 1933). Начальник 20-й Миссии (июль 1934). Архиепископ (сентябрь 1938). В 1930-е гг. –председатель Антикоминтерновского союза Северного Китая. Воссоединился с Русской Православной Церковью (1945). Архиепископ Краснодарский и Кубанский (31.5.1956). Митрополит (20.6.1961). 419        О контактах Е. Литвиновой с представителями Московской Патриархии см. в публикуемом нами письме епископа Нестора митрополиту Антонию от 11.10.1925. Она же, как мы помним, состояла в переписке с состоящим в юрисдикции Московской Патриархии митрополитом Японским Сергием, от которого получила «длинное письмо» перед приездом владыки Нестора. 421        Великий Князь Никита Александрович (4.1.1900–12.9.1974) – сын Вел. Кн. Александра Михайловича и Вел. Кн. Ксении Александровны, сестры Императора Николая И. В браке (19.2.1922–1936) с графиней М.И. Воронцовой-Дашковой. В эмиграции в Англии, Франции и Америке. В частично уже цитированной нами в жизнеописании митрополита Нестора записке «Общее политико-стратегическое положение на Дальнем Востоке с русской национально-патриотической точки зрения», составленной в 1929 г. по просьбе европейских монархистов писателем и журналистом, капитаном 2-го ранга Б.П.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Светлов Алексей Владимирович (р. Б. Алексий) Светлов Владимир Павлович (протоиерей Владимир) Светлов Платон Александрович (протоиерей Платон) Свиньин Иларион Ферапонтович (р. Б. Иларион) Свиридов Петр Сергеевич (р. Б. Петр) Святин Леонид Викторович (митрополит Виктор) Северов Николай (протоиерей Николай) Селедков Григорий Андреевич (протоиерей Григорий) Селезнев Василий Георгиевич (иерей Василий) Селин Фирс Устинович (р. Б. Фирс) Семенов Василий Николаевич (р. Б. Василий) Семенова-Глебова Мария Михайловна (р. Ю. Мария) Семеновых (архимандрит Петр) Сементовский Сергей Иванович (р. Б. Сергий) Семерников (иеросхимонах Константин) Семов Алексей (протоиерей Алексий) Семов Иоанн Алексеевич (протодиакон Иоанн) Семовских Иван Иванович (р. Б. Иоанн) Серапинин Александр Васильевич (р. Б. Александр) Серапинин Василий Симеонович (протодиакон Василий) Серафим, архимандрит (Кузнецов Георгий Михайлович) Серафим, игумен (Бушуев Сергей Петрович) Серафим, игумен (фамилия не установлена) Серафим, иеромонах (Лысковец) Серафим, иеромонах (фамилия не установлена) Серафим, монах (Климовских Сергей) Серафим, схиигумен (Жигулин Иван Васильевич) Сергиевский Иоанн Васильевич (протоиерей Иоанн) Сергий, митрополит (Тихомиров Сергий Алексеевич) Сергий, святой мученик (Филиппов Чжан Сергий) Серебряков Михаил Алексеевич (р. Б. Михаил) Серышев Иннокентий Николаевич (протоиерей Иннокентий) Сесюнин (монах Пуплий) Сечко-Кушнеревский Николай Иванович (протоиерей Николай) Си Симеон (святой мученик Симеон) Сиворакша Митрофан Мефодиевич (протоиерей Митрофан) Сидельников Анатолий (диакон Анатолий) Силинский Георгий Евгеньевич (протоиерей Георгий) Симеон, архимандрит (Пономарев Варсонофий Стефанович) Симеон, епископ (Ду Феодор Семенович) Симеон, иеромонах (фамилия не установлена) Симеон, монах (фамилия не установлена) Симеон, святой мученик (Си Симеон) Симон, архиепископ (Виноградов Сергий) Симон, игумен (Горбоносов Сергей Иларионович) Симон, иеродиакон (фамилия не установлена) Симон, иеромонах (фамилия не установлена)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Связь индийцев с православным миром существовала в XVIII веке через живущих в Индии греков, которые проводили миссионерскую деятельность в Индии. Проповедь в новейшее время продолжали вести греческие православные миссионеры. Эти проповедники, в особенности отцы Афанасий (Антидос) и Игнатий (Сеннис), совершали дела благотворительности и милосердия, устраивая православные храмы и пристанища бездомным, больницы и школы, детские сады и приюты. Велики и труды русского православного миссионера архимандрита Андроника (Елпидинского) в 30–40 гг. XX в., который прожил в южной Индии 18 лет. Он проповедовал Евангелие, изучив жизнь индийцев изнутри: сначала он работал на ферме в Бангалоре, и только затем начал миссию. В 1935–36 гг. в Индии с православной миссией были митр. Нестор (Анисимов) , а также архим. Нафанаил (Львов) , который был начальником православной миссии на Цейлоне в 1937–39 гг. В 1938 г. в Индии и на Цейлоне побывал также епископ Китайский и Пекинский Виктор (Святин), который вел переговоры о вступлении местных христианских общин в единение с Православной Церковью. Индийская духовная миссия (современная). Образовалась в начале XXI в. в связи с обращением в православие англиканской общины во главе с епископом Роаном Неемией (в крещении он получил имя Поликарп и является в настоящее время православным миссионером). Миссионерская деятельность индийских православных миссионеров в XXI в. ведется в области Западной Бенгалии. Штат административно разделен на 17 районов, включающих 48009 деревень, в 52 из которых, принадлежащих к районам Хугли, Миднапор и Барднаман, и совершается миссия. В настоящее время в Индии трудятся 6 священников и 3 диакона Московского Патриархата. Церкви принадлежат школы в трех деревнях, новопостроенные приходские дома, земельные участки. В приюте для девочек живут 120 детей (данные середины 2014 г.). Все эти начинания поддерживаются священниками-миссионерами. На территории Российского посольства в Индии построен храм в честь ап. Фомы. Активным миссионером в Индии в настоящее время является священник Станислав Распутин, клирик Петрозаводской епархии Московского Патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/nastol...

Уходя, митрополит Сергий формально оставил за собой руководство Русской миссией. «Конечно, я знал и знаю, – сказал при этом митрополит Сергий, ...что с 1917года 7 ноября Миссия – это я один». Архипастырь отказался от переезда в Америку, куда его приглашали знакомые, и предпочел остаться в Токио. «Бог да благословит рождающуюся Ниппонскую Национальную Православную Церковь », – сказал митрополит, прощаясь с паствой. 222 Местная община выбрала своим главой священника Иоанна Оно. В январе 1941 г. иерархи РПЦЗ архиепископ Виктор (Святин) и епископ Иоанн (Максимович) направили митрополиту Анастасию телеграмму с просьбой благословить хиротонию епископа для Японии. Благословение со стороны митрополита Анастасия было получено. 223 4 апреля 1941 г. о. Иоанн Оно был пострижен митрополитом Мелетием (Заборовским) с именем Николай, а супруга будущего иерарха Вера Оно – епископом Димитрием (Вознесенским) с именем Елена. 6 апреля в Свято-Николаевском соборе Харбина митрополит Мелетий вместе с сонмом архиереев рукоположил архимандрита Николая во епископа Ниппонского и Токийского. 224 Свои пастырские обязанности епископ Николай выполнял до 1946 г., когда был вынужден уйти на покой как ставленник «военной партии». 225 Под контролем Японии оказались значительные территории Китая. В Маньчжурии, где в 1931 г. было создано государство Маньчжоу-Го, находились архиепископы Мелетий (Заборовский), Нестор (Анисимов) , епископы Димитрий (Вознесенский), Ювеналий (Килин). Последний, являясь епископом Синцзянским, не мог выехать в свою область, занятую Красной армией. В связи с этим епископ Ювеналий стал викарием Харбинской епархии с титулом Цицикарский. 226 Помимо Маньчжурии Японией были оккупированы районы Восточного и Южного Китая, где также находились православные приходы, окормляемые архиепископом Пекинским Виктором (Святиным) и епископом Шанхайским Иоанном (Максимовичем) . Некая напряженность в отношениях между Пекинской и Харбинской епархиями наблюдалась еще в 1920-х гг. Русская духовная миссия, существовавшая до революции и ставшая основой для Пекинской епархии РПЦЗ, считала свое положение в Китае приоритетным и всячески противилась вмешательству харбинских архиереев в свои дела. Харбинская епархия возникла в годы Гражданской войны, состояла в основном из русских эмигрантов, была более многочисленной и претендовала на ведущую роль в регионе. Неясны были и границы между Харбинской епархией и территорией Русской миссии. В связи с этим Архиерейскому Синоду приходилось неоднократно разбирать конфликты между архиепископом Харбинским Мефодием (Герасимовым) и архиепископом Пекинским Иннокентием (Фигуровским) и даже мирить их. 227 После смерти этих архипастырей в 1931 г. конфликт потерял свою остроту. Но проблемы все же остались.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Храм во имя свт. Иннокентия Иркутского в г. Лабдарин. 1990 г., освящен в 2009 г. Храм во имя свт. Иннокентия Иркутского в г. Лабдарин. 1990 г., освящен в 2009 г. В кон. 20-х гг. XX в. у части кит. правосл. паствы возникло желание перейти из юрисдикции РПЦЗ (связь с к-рой была неустойчивой) под управление Московского Патриархата. В 1934 г. прот. Сергий Чан обратился с письмом к местоблюстителю Патриаршего престола митр. Сергию (Страгородскому), в к-ром представил себя преемником митр. Иннокентия (Фигуровского), получившим одобрение Нанкинского правительства, и просил принять его и верную ему паству под свой омофор. Несмотря на то что прот. Сергий был принят митрополитом в юрисдикцию Московского Патриархата и ему было поручено заведование правосл. приходами в К., его поддержало небольшое количество прихожан-китайцев. Еп. Виктор (Святин) , ставший в авг. 1933 г. после смерти еп. Симона (Виноградова) главой РДМ, в 1938 г. перенес местопребывание Совета миссии из Шанхая в Пекин и учредил Управление духовной миссии, состоящее из Совета, хозяйственного отдела и канцелярии. За время управления миссией архиеп. Виктором были открыты молитвенные дома и храмы в Пекине, Калгане (Чжанцзякоу), Чифу (Яньтае), Цзилине (Гирине), Сянгане (Гонконге), Гуанчжоу (Кантоне), Аомыне (Макао), Лаошани, построен монастырь близ Дайрена. В июне 1945 г. на совещании епископов в Харбине было принято решение обратиться к патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с просьбой о возвращении в юрисдикцию Московского Патриархата. Воссоединение состоялось 27 дек. 1945 г. Тогда же определением Свящ. Синода в пределах Китая и Кореи был образован митрополичий округ с присвоением архиерею титула «митрополит Харбинский и Восточноазиатский», временное управление округом было поручено архиеп. Нестору (Анисимову) . Согласно патриаршему указу от 11 июня 1946 г., митрополичий округ был преобразован в Восточноазиатский Экзархат. 22 окт. 1946 г. в его состав были включены Пекинская епархия и ее Шанхайское вик-ство. Политические разногласия в среде рус.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

24 .08(06.09).1923–26.12(08.01).1923: Ярославская (обн.) 26 .12(08.01).1923–06(19).05.1927: Ленинградская 1 (обн.) 06(19).05.1927–23.04(06.05).1930: Московская (обн.) Вениамин Новицкий 02(15).06.1941–08.1942: Новоград-Волынская 02(15).06.1941–08.1942: Пинская, в. у. 08 .1942–09.1944: Полтавская Вениамин Тихоницкий 14(27).12.1942–07(20).03.1957: Кировская 1945–1945: Ижевская, в. у. Вениамин Троицкий Стерлитамакская Вениамин Федченков 10(23).02.1919–1920: Севастопольская 22 .03(04.04).1933–08(21).08.1947: Американская Вениамин Фролов 02(15).11.1923–: Байкинская Вениамин 1924–1926: Богодуховская (обн.) 1926–1929: Луганская (обн.) Викентий Никипорчук 03(16).02.1930–07.1931: Нижне-Ломовская (обн.) 07 .1931–02.1932: Белгородская (обн.) 02 .1932–17(30).03.1932: Острогожская (обн.) 11 .1934–10(23).01.1935: Алатырская (обн.) Виктор Богоявленский 1919–1923: Барнаульская 1924–1924: Нижне-Удинская 03 .1925–20.10(02.11).1928: Омская Виктор Ельцов 11(24).10.1934–25.05(07.06).1938: Семипалатинская (обн.) Виктор Островидов 26 .12(08.01).1919–1923: Уржумская –1922: Томская, в. у. 1923–1927: Глазовская 1923–1924: Кировская, в. у. 1925–04.1928: Омская, в. у. 1926–: Воткинская, в. у. 1927–1927: Шадринская, в. у. 1927–1927: Свердловская, в. у. 1927–1927: Ижевская, в. у. Виктор Путята 22 .11(05.12).1926–17(30).03.1927: Юхновская (обн.) 17(30).03.1927–1928: Петровская (обн.) 04 .1928–19.08(01.09).1929: Уральская (обн.) 19 .08(01.09).1929–03.1930: Костромская (обн.) 03 .1930–09.1930: Павлодарская (обн.) 12 .1930–16(29).04.1931: Семипалатинская (обн.) 09 .1931–10.1931: Корельская (обн.) 10 .1931–21.06(04.07) .1936; Череповецкая (обн.) 1936–1936: Петрозаводская (обн.) 23 .07(05.08).1936–08(21).04.1937: Тамбовская (обн) Виктор Святин 08(21).10.1932–1937: Шанхайская (заруб.) 1937–18(31).05.1956: Пекинская Виктор 1926–: Каменская (обн.) Виссарион Зорнин (Зорин) 17(30).09.1924–09(22).12.1925: Ульяновская 1924–1924: Омская 09(22).12.1925–1927(?): Ульяновская (григ.) 1927(?)–: Саратовская (григ.) –1933: Воронежская (григ.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

23.07(05.08)1936 08(21)04.1937 Виктор Пьянков в/у ТАПАСКАЯ 06(19)02.1990 12(25)03.1990 ТАПАСКАЯ 12(25)03.1990 07(20)07.1990 ПОДОЛЬСКАЯ 07(20)07.1990 06(19)07.1999 Виктор Садковский ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 09.06.1785 12.04.1793 МИНСКАЯ 13.04.1793 13.05.1796 ЧЕРНИГОВСКАЯ 13.05.1796 11.11.1803 Виктор Святин ШАНХАЙСКАЯ 24.10(06.11)1932 02.1933 ПЕКИНСКАЯ 02.1933 18(31)05.1956 ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ 18(31)05.1956 05(18)08.1966 в/у СТАВРОПОЛЬСКАЯ 03(16)11.1962 Викторин Беляев в/у ПЕРМСКАЯ 18(31)05.1973 21.05(03.06)1973 ПЕРМСКАЯ 21.05(03.06)1973 21.08(03.09)1974 ВЕНСКАЯ 21.08(03.09)1974 28.02(13.03)1975 АЛЕКСИНСКАЯ 28.02(13.03)1975 29 05(11.06)1977 ТУЛЬСКАЯ 29.05(11.06)1977 28.03(10.04)1978 ВИЛЬНЮССКАЯ 28.03(10.04)1978 28.03(10.04)1989 Викторин Любимов ЧЕБОКСАРСКАЯ 03.11.1868 07.12.1874 ВИТЕБСКАЯ 07.12.1874 06.03.1882 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 06.03.1882 21.08.1882 Виссарион кн. Дадиани I МИНГРЕЛЬСКАЯ 30.08.1824 16.07.1828 Виссарион кн. Дадиани II МИНГРЕЛЬСКАЯ 12.01.1875 12.06.1885 АЛАВЕРДСКАЯ 12.06.1885 06.06.1898 ИМЕРЕТИНСКАЯ 06.06.1898 04.08.1900 Виссарион Зорнин (Зорин) ОМСКАЯ СИМБИРСКАЯ 17(30)09.1924 09(22)12.1925 УЛЬЯНОВСКАЯ, григ. 09(22)12.1925 САРАТОВСКАЯ, григ. 1927(?) ВОРОНЕЖСКАЯ, григ. МОСКОВСКАЯ, григ. ЯРОСЛАВСКАЯ, григ. Виссарион Нечаев ДМИТРОВСКАЯ 30.07.1889 14 12.1891 КОСТРОМСКАЯ 14.12.1891 30.05.1905 Виссарион Стретович в/у КОРОСТЕНЬСКАЯ 16(29)07.1992 10(23)08.1992 КОРОСТЕНЬСКАЯ 11(24)08.1992 09(22)06.1993 ОВРУЧСКАЯ 09(22)07.1993 Виссарион, кн. Чичуа МИНГРЕЛЬСКАЯ 01.01.1863 15.12.1864 Виталий Борисов-Жигачев ХАРЬКОВСКАЯ 28.02.1826 12.03.1832 АСТРАХАНСКАЯ 12.03.1832 04.12.1840 Виталий Введенский ЕПИФАНСКАЯ 02(15)08.1920 05.1922 ЕПИФАНСКАЯ, обн. 05.1922 06(19)08.1922 ТУЛЬСКАЯ, обн. 06(19)08.1922 27.04(10.05)1930 в/у НИЖЕГОРОДСКАЯ, обн. МОСКОВСКАЯ, обн. 27.04(10.05)1930 МОСКОВСКАЯ, обн., паки 27.04(10.05)1941 ТУЛЬСКАЯ ДМИТРОВСКАЯ 12(25)03.1950 Виталий Вертоградов ТОМСКАЯ 10.01.1865 24.11.1866 Виталий Гречулевич ОСТРОЖСКАЯ 13.05.1879 06.10.1882 МОГИЛЕВСКАЯ 06.10.1882 14.05.1885

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1954 г. у советского руководства вновь пробудился усиленный интерес к Ближнему Востоку и с Патриархом Александром III обсуждались пути полного привлечения на сторону Московской Патриархии других восточных первосвятителей, им послали ценные подарки. Интересно, что в это время архиепископ Севастийский Афинагор просил у Русской Церкви денег на кампанию избрания его Иерусалимским Патриархом. Но, к чести Владыки Алексия, он посчитал эту просьбу «странной и моральной неприемлемой» 854 . За все время своего Патриаршества он ни разу не пошел на участие в подобных сомнительных акциях. Помимо Православных Церквей Московская Патриархия поддерживала контакты с христианскими конфессиями западных стран. В 1951–1953 гг. СССР неоднократно посещали представительные делегации Англиканской и Германской Евангелическо-Лютеранской Церквей. Значительно хуже обстояло дело с влиянием Москвы на русскую эмиграцию. Так, во Франции у Московской Патриархии осталось всего 10 приходов и функционировали они в очень тяжелых условиях. Французское правительство так и не допустило в страну назначенного экзархом Западной Европы архиепископа Фотия (Топиро), Патриархия была вынуждена освободить его и поручить управление экзархатом проживавшему в Берлине архиеп. Борису (Вику). Для непосредственного руководства приходской жизнью в Париже был образован совет при экзархе из местных граждан СССР. Но власти неоднократно угрожали выслать из страны (и высылали) наиболее активных его членов. К примеру, 4 февраля 1952 г. М. Суслов и 3. Вышинский писали в Бюро Президиума Совета Министров СССР, что французское правительство угрожает выслать всех священников Московской Патриархии из эмигрантов, принявших советское гражданство, и поэтому необходимо осуществить поездку в эту страну архиеп. Бориса 855 . И только в 1953 г. такого разрешения удалось добиться. Негативно сказывались не только противодействие западных государств, но и утрата в значительной степени интереса руководства СССР к зарубежным приходам Московской Патриархии. Глава Российской Духовной Миссии в Китае архиепископ Пекинский Виктор (Святин) во второй половине 1940-х гг. послал целый ряд рапортов Патриарху Алексию с просьбами прислать священников из СССР, подчеркивая, что может пропасть огромное имущество. Весной 1949 г. в очередном рапорте он почти молил о помощи: «Ваше Святейшество, помогите Миссии выйти из тупика, в котором она находится не по своей вине, введите в ее организм новые животворные сипы, протяните ей в наступающий 12-й час спасительную отеческую руку». Но помощь не поступила. В 1954 г. по соглашению между правительствами СССР и КНР Миссия прекратила свое существование, архиеп. Виктор в 1956 г. был вызван в Советский Союз и назначен на Вологодскую кафедру 856 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уставшие и больные душевно, эти люди не дадут должного горения и одушевления делу, а приехавшие с Родины будут более авторитетны и для местного китайского населения. Вот почему я раньше писал и просил и теперь снова почтительно подтверждаю, что в Китай нужно послать из Советского Союза новую 21-ю Российскую Духовную Миссию» 260 . Во второй части этого же рапорта излагаются основные направления работы 21-й миссии: «В продолжение трех–пяти лет Миссия в экономическом отношении должна встать на собственные ноги и вернуть Патриархии все, что было и будет затрачено. Потенциальные возможности у Миссии огромны, но в данный момент, в силу чисто исторических обстоятельств и событий, экономическое положение Миссии плачевно. Земельные участки и другое недвижимое имущество Миссии не используется должным образом, предприятия не оправдывают себя, здания за ненедостатком капитального ремонта разрушаются, небольшое число людей, обслуживающих Миссию, бедствует. Не хватает материальных средств, не хватает рабочих рук, нет должного хозяйственного руководства. Необходимы героические усилия со стороны самой Миссии, необходима существенная помощь от Московской Патриархии, необходима забота и помощь Родины». В конце же этого рапорта просто мольба, крик о помощи: «Ваше Святейшество, помогите Миссии выйти из тупика, в котором она находится не по своей вине, введите в ее организм новые животворные силы, протяните ей в наступающий двенадцатый час спасительную отеческую руку». Но Москва 21-ю миссию в Пекин не прислала. Архиепископ Виктор получил приказ Патриархии упразднить Миссию и в 1956 г. вернулся на Родину, где получил назначение в Краснодарскую епархию. Здесь он прожил ровно десять лет. В 1961 г. был возведен в сан митрополита. В августе 1966 г. его не стало. Официальное заключение о смерти – инфаркт легких. 249 Это не научное сообщение, а воспоминания, написанные младшей сестрой митрополита Виктора Ольгой Викторовной Кепинг. 250 Л. В. Святин не был «офицером действующей армии в первую мировую войну», как это утверждается в биобиблиографическом словаре «Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 г. (включительно)». Составитель митрополит Мануил (Лемешевский) . Куйбышев, 1966. Т. 2. С. 173. 251 J. Svanberg. The Russians in China. – Multiethnic Studies in Uppsala. Essays presented in Honour of Sven Gustavsson, June 1, 1988. Uppsala University, 1988. P. 100.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Годы борьбы подорвали здоровье генерала, и 22 ноября 1934 г. в возрасте 56 лет он покончил с собой. Тело повесившегося генерала обнаружила хозяйка квартиры. Возле тела был найден пакет властям французской концессии и «Предсмертное заклятье» Зайцева: «Отходя в загробный Мир, я заклинаю всех тех, кто, преследуя материальные выгоды, будут оказывать содействие в продлении тирании коммунистов, как повадных преследователей веры в Единого Истинного Бога, что проклятия из загробного Мира будут посылаемы на головы большевистских доброжелателей выделено мною. – А. Г.. «Аминь». Добровольно оставляющий земное бытие И. М. Зайцев» 122 . Шанхайская газета «Слово» в некрологе, опубликованном 24 ноября 1934 г., отметила, что Зайцев покончил с собой «в припадке душевного расстройства» 123 . Зайцев был похоронен на новом Зикавейском кладбище Шанхая. После самоубийства генерала с его бумагами ознакомился епископ Китайский и Пекинский Виктор (Святин), в прошлом офицер Оренбургской армии, а в 1934 г. – начальник Российской Духовной миссии в Пекине 124 , в архиве которой хранились документы генерала. 17 декабря 1934 г. в шанхайских газетах было опубликовано его письмо: «Ознакомившись детально с посмертными письмами и материалами покойного генерал-майора И.М. Зайцева, я вижу, что покойный был высоко религиозный человек и исключительной стойкости патриот, поставивший целью своей жизни действенную борьбу с поработителями нашей Родины – коммунистами. Ради этой цели покойный рискнул выехать в СССР, где ему не удалось осуществить свои намерения. После тяжких испытаний ему посчастливилось вернуться снова в эмиграцию, где, невзирая на все трудности материального и морального характера, покойный не прекращал этой борьбы и, уходя от нас, завещал продолжать ее нам. Все толки о его причастности к лагерю большевиков являются вымыслом злонамеренных людей и его злейших политических врагов – безбожников коммунистов» 125 . После смерти генерала Росснационалисты издали его книгу «Четыре года в стране смерти». Еще при жизни Зайцев планировал издать четырехтомную автобиографию под общим названием «Из недавно пережитого». Тома предполагались следующие: Т. 1. От Мартовской революции до Октябрьского переворота; Т. 2. От Октябрьского переворота до падения Сибирского фронта; Т. 3. От эвакуации за границу до возвращения в Советский Союз; Т. 4. Четыре года в коммунистическом аду. Выход книг анонсировался читателям, но жизнь Зайцева оборвалась до того, как эта идея получила свое воплощение. Из всего проекта полностью был издан лишь четвертый том (в Китае), а также опубликовано несколько глав (главы 12–15) второго тома (в СССР).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010