Митрополит Иларион (на фоне собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Споручница грешных», Шанхай): Часть из них вернулась в Советский Союз, где практически все вернувшиеся сразу оказались в лагерях, другая часть вместе с архиепископом Иоанном Шанхайским покинула Шанхай, оказалась на Филиппинах, и оттуда кто-то попал в США, кто-то — в Австралию, кто-то — в другие страны. Голос за кадром: В 1954 году Священный Синод Русской Православной Церкви упразднил Российскую духовную миссию в Китае. Все православные храмы Китая были переданы Восточно-Азиатскому экзархату Русской Православной Церкви. Позже не стало и Экзархата, а все его недвижимое имущество подлежало передаче Правительству КНР. За исключением территории Российской духовной миссии в Пекине. Она отошла Посольству СССР в Китае. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Я еще помню китайских священнослужителей, которые приезжали в Россию в 50-х годах. И я был тогда школьником, но живо интересовался церковной жизнью, читал об этих визитах, читал о хиротониях, которые происходили. И помнил хорошо, какое огромное значение имели Русская православная миссия в Китае, епархия Русской Православной Церкви в Китае для духовной жизни тысяч и тысяч православных китайцев. Голос за кадром: В 1956 году Китай покинул последний русский архиерей — владыка Виктор (Святин), а Китайская Церковь получила от Московской Патриархии статус автономной. Это был важный шаг, направленный на укрепление Православия в Китае. В тот момент, когда первая русская эмиграция в Поднебесной практически сошла на нет, было необходимо сделать Православие в Китае подлинно китайским, основанным на национальной самобытной культуре. Между тем антирелигиозная борьба набирала силу. На большой, даже по нынешним меркам, территории Миссии развернулось строительство нового советского посольства. Послом СССР в КНР тогда был Павел Юдин. Именно при нем в 1956-м году на глазах у владыки Виктора была сожжена ценнейшая библиотека Миссии. А годом позже, в 1957-м, был взорван храм Всех святых мучеников — главный храм Миссии. Заодно уничтожили надвратную церковь и колокольню, Успенский храм переделали в гараж, библиотеку Миссии — в консульство, архиерейский домовый Иннокентиевский храм — в зал для торжественных приемов Посольства.

http://patriarchia.ru/db/text/2977783.ht...

Несмотря на то, что приходы в Германии должны были находиться в ведении митрополита Евлогия, Зарубежной Церкви всё же в 1927 г. удалось часть из них подключить к своему управлению (епископы Тихон (Лященко), Серафим (Ляде) из Русских немцев, выпускник Московской Духовной Академии, хиротонисан во епископа Карловчанами). Также они подключили себе приходы в Швейцарии и Италии. К Русской зарубежной Церкви присоединилась и часть приходов во Франции, куда был назначен архиепископ Серафим (Лукьянов – бывший Финляндский). Под юрисдикцию «Карловацкой» Церкви перешли некоторые приходы Северо-Американского округа, которые возглавил епископ Тихон и Русские приходы в Южной Америке и Австралии. 887 В короткий срок Русская Православная Церковь за границей объединила большинство приходов Русского зарубежья. Успех, по-видимому, объясняется тем, что монархическая, антиассимиляционная программа Карловчан нашла живой отклик среди политических изгнанников. Следует отметить, что Карловчане призывали к подчинению себе не только эмигрантских приходов, но и тех зарубежных епархий, где Русские эмигранты составляли лишь очень незначительную часть верующих. Такие требования были обращены, например, к митрополиту Японскому Сергию (Тихомирову) . Причём в случае неподчинения ему угрожали смещением. Однако, он решительно отвергал эти предложения до конца своих дней († 1945), сохраняя каноническое общение с Московской Патриархией. Однако, в Китае, где наряду с Православными Китайцами Церковные общины состояли из многочисленных Русских эмигрантов, порой, людей малоцерковных, но настроенных резко антисоветски, ни о каких политических компромиссах не могло быть и речи. Даже епископы, сохранявшие некоторое время каноническую связь с Московской Патриархией, в конце-концов вынуждены были уступить монархическим настроениям своей паствы (епископы Пекинский Виктор (Святин), Нестор (Анисимов)) . 888 Иной была ситуация в «ближнем зарубежье». Церкви в изгнании не удалось привлечь на свою сторону митрополита Литовского Елевферия (Богоявленского), до самой своей кончины († 31.12.1940) находившегося в каноническом общении с Московской Патриархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нестора, Митрополита Харбинского и Маньчжурского, Экзарха Московской Патриархии в Восточной Азии от 31 мая 1948 года в непосредственное ведение и лич­ное владение Московской Патриархии, в лице ныне здравствующего Святейшего Патриарха, передается мною, смиренным Нестором, епископом Курским и Белгородским, представителем Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия, не как личное иму­щество Митрополита Нестора, а на общих основаниях, как церковное имущество с оборудованием и инвента­рем, Исполняющему должность Экзарха Московской Патриархии по Восточной Азии, Преосвященному Епископу Цицикарскому Никандру. Духовенство церкви Дома Милосердия в лице настоятеля Архимандрита Вениамина, священников Антония Галушко, Петра Опика, протодиакона Николая Лобаса, иеродиакона Христофора, находится, как и все Харбинское духовенство, в каноническом подчинении Епископу Никандру, коего имя возносится за Богослужением» 18 ноября 1948 года, когда владыка Нестор уже на­ходился на Лубянке (всего в нескольких минутах езды от Чистого переулка, где размещалась Патриархия) Патриарх Алексий все еще не знал о его местопребы­вании. Его Святейшество писал Г.Г. Карпову: Где сам митрополит Нестор неизвестно. Видимо предполагают, что на нашей территории. Позже, уже после своего освобождения в 1956 году, владыка Нестор рассказывал (ссылаясь на разговор с Патриархом Алексием), что Патриархия длительное время не имела решительно ни­какой информации о его местонахождении Патриарх Алексий так и не издал указа о снятии ми­трополита Нестора с его постов, а затем нарочито долго не решал вопрос о замещении ставших фактически ва­кантными должностей. Только два года спустя, в конце лета 1950 года, Экзархом Восточной Азии был назначен архиепископ Китайский и Пекинский Виктор (Святин), а титул епископа Харбинского и Маньчжурского и за­местителя Экзарха был утвержден за епископом Никандром (Викторовым) Митрополит Нестор (Анисимов) восемь лет провел в заключении в мордовском поселке Явас с. 112]. С 1956 г. он был назначен на должность митрополита Новосибирского и Барнаульского, а с 1958 г. возглавил Кировоградскую и Николаевскую епархию с.368].

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Никандра (Викторова) во епископа Цицикарского, викария Харбинской епархии. 22 окт. того же года определением Синода РПЦ в состав Восточноазиатского Экзархата вошла Пекинская епархия. Пекинский архиеп. Виктор (Святин) , начальник духовной миссии в Китае, был поставлен в подчинение Н. В качестве экзарха Н. принимал меры по возобновлению приходской жизни в местностях, особо пострадавших во время войны. Экзарх проводил перемещение духовенства на лишившиеся пастырского окормления приходы, назначал туда рукоположенных им новых священнослужителей. Иногда проводилось временное объединение неск. приходов под попечением одного священника. Были упорядочены деятельность благочиний и руководство епархиальными мон-рями. Воссозданы несколько ранее закрывшихся храмов, согласован проект строительства собора во имя Александра Невского в г. Дальнем (совр. Далянь). В нач. 1946 г. в Харбине открылся лицей им. св. кн. Александра Невского, который заменил закрытую кит. властями Харбинскую ДС. Лицей был уникальным учебным заведением, объединявшим программу советской средней школы с преподаванием ряда религ. дисциплин (действовал до 1951). Поскольку существовавшее ранее в Харбине Благовещенское подворье Пекинской духовной миссии прекратило работу, по настоянию Н. был решен вопрос об открытии в Харбине духовной миссии в непосредственном ведении экзарха. В результате объединения типографий харбинского Дома милосердия и Казанско-Богородицкого муж. мон-ря был организован Издательский отдел Восточноазиатского Экзархата. Самым масштабным проектом Издательского отдела стал 3-томный «Песнослов». Часть тиражей харбинского церковного изд-ва направлялась в Московскую Патриархию. В Харбине продолжалось издание епархиального журнала, переименованного из «Хлеба небесного» в «Вестник Восточноазиатского Экзархата». Став экзархом, Н. продолжал широкую благотворительную деятельность. Он инициировал создание в сент. 1946 г. Харбинского об-ва Красного Креста и был избран его президентом. Началось строительство госпиталя Красного Креста в Харбине.

http://pravenc.ru/text/2565132.html

Октябрьская революция 1917 г. стала поворотным моментом в истории П. д. м. В связи с инфляцией и аннулированием военных займов миссия оказалась на грани банкротства, в 1919 г. в Китае были закрыты все правосл. миссионерские станы. Оставшиеся финансовые и материальные средства были мобилизованы на поддержку беженцев из России. В заметке «Положение духовной миссии в Китае», опубликованной в газ. «Дальний Восток», говорилось: «Вследствие политических событий в России миссия лишилась почти всех источников доходов. Предприятия миссии за отсутствием оборотного капитала не могут конкурировать с китайскими предприятиями. По мнению начальника миссии, лучшим выходом из создавшегося положения является обеспечение промышленных учреждений миссии (мельница, механич. мастерская, маслодельный завод, салотопня, мыловарня, типография и пр.), благодаря чему миссия могла бы не только существовать, но и значительно расширить свою миссионерскую деятельность» (Дальний Восток: Газ. Владивосток, 1919. 9 окт.). В 1920 г. П. д. м. приютила многочисленных беженцев из России. Бывш. председатель Совета министров Временного Сибирского правительства П. В. Вологодский был принят в миссию юрисконсультом. Архим. Макарий (Счастнев) 23 июня 1923 г. был назначен кафедральным протоиереем и благочинным Успенского мон-ря в Пекине, 26 сент.- благочинным правосл. духовенства, проживающего в г. Шанхае. К Александро-Невской ц. в г. Ханькоу был назначен бывш. священник Енисейской епархии И. И. Михайлов, также покинувший Россию в составе Белой армии в нояб. 1922 г. В нач. 1921 г. послушником пекинского Успенского мон-ря стал бывш. офицер Л. В. Святин (впосл. митр. Краснодарский и Кубанский Виктор ), вскоре он был пострижен в монашество и рукоположен во иерея; 10 авг. 1922 г. назначен настоятелем Покровской ц. в Тяньцзине. Учреждения миссии принимали рус. беженцев и в др. регионах: еп. Забайкальского и Нерчинского Мелетия (Заборовского ; впосл. митрополит Харбинский и Маньчжурский), архиеп. Оренбургского и Тургайского Мефодия (Герасимова ; впосл. архиепископ Харбинский и Маньчжурский), архим. Ювеналия (Килина ; в схиме Иоанн; впосл. архиепископ Ижевский и Удмуртский) и мн. др.

http://pravenc.ru/text/2579896.html

По-другому складывалась послевоенная история Зарубежной Русской Церкви, иначе именуемой карловацкой. Сразу после своего избрания на Первосвятительский Престол 10 апреля 1945 года Патриарх Алексий I обратился к зарубежным иерархам со словами братского увещания: «Молим Господа, да вразумит Он поставивших свой разум выше разума Церкви и в гордыне своей пребывающих в упорном коснении, да призовет заблудших в ограду Церкви своей». 10 августа 1945 года Патриарх Алексий I вновь обратился с увещевательным посланием к карловацкому епископату, духовенству и мирянам, в котором призывал их к воссоединению с Матерью-Церковью. Призыв этот возымел известный успех. В октября 1945 года в Харбин была направлена церковная делегация во главе с архиепископом Ростовским Елевферием (Воронцовым) для переговоров с архиереями карловацкой юрисдикции, находившимися в Китае. В результате переговоров архиепископ Елевферий и митрополит Мелетий (Заборовский), возглавлявшие Харбинское епископское совещание, подписали акт о воссоединении. В этом документе выражено горячее стремление духовенства и мирян Дальневосточной Православной Церкви «встать под высокую руку Святейшего Отца нашего Алексия, Патриарха Московского и всея Руси, законного преемника Святейшего Патриарха Тихона». С Матерью-Церковью воссоединилась и Российская духовная Миссия в Китае во главе с епископом Виктором (Святиным). На территории Китая в 1946 году был образован Восточноевропейский Экзархат, просуществовавший до 60-х годов, когда в ходе изуверской «культурной революции» церковная жизнь в Китае была разгромлена. Во главе Экзархата стояли последовательно: митрополит Нестор (Анисимов), архиепископ Виктор (Святин) и епископ Василий (Шуан), китаец по происхождению. С Матерью-Церковью воссоединились и русские православные приходы на Балканах: в Югославии и Болгарии, а также некоторые приходы в Германии и Австрии, главным образом в советской оккупационной зоне (позже ГДР). В 1948 году Русская духовная Миссия в Иерусалиме, находившаяся прежде в ведении карловацкого Синода, перешла в юрисдикцию Московской Патриархии.

http://sedmitza.ru/lib/text/440019/

Поздравляя архиепископа Нестора со вступлением на кафедру, владыка Виктор (Святин) пишет ему: «Из приложенных к письму копий писем Владыки Иоанна и моего вы увидите, что Преосвященный Иоанн сначала твердо встал на лояльные пути признания и перехода в юрисдикцию Московской Патриархии, но потом, когда стало известно, что митрополит Анастасий и Заграничный Синод продолжают свое существование, когда установилась у Владыки Иоанна постоянная пере­писка с митрополитом Анастасием, когда пошли слухи о приеме нас в лоно Церкви по особому чину, как рас­кольников и не было известно, что будет с нами дальше, Владыка Иоанн под влиянием не добрых людей в Шанхае, муссирующих всякие неправдоподобные слухи, постепенно стал склоняться к убеждению, что ему над­лежит оставаться в ведении и юрисдикции Заграничного Синода. В настоящий момент он еще на распутье (27 марта 1946 г.)» В Фонде Совета по делам религий при Совете Министров СССР сохранилась справка о владыке Несторе подзаголовком «о недостойном проведении митропо­лита НЕСТОРА»: «Управляющий генконсульством в Харбине имел беседу с митрополитом НЕСТОРОМ, в которой обратил его внимание на недопустимое с его стороны поведение в общественных местах и амораль­ные поступки, дискредитирующие его, как главу рус­ской православной церкви в Манчжурии. Нестор признал, что склонен к злоупотреблению спиртными напитками, отдельные случаи поведения, несовместимого с его саном и положением. Однако, после этого разговора Нестор образа жизни не изменил:      продолжает систематические выпивки и, якобы, понуждает девочек – воспитанниц дома милосердия к сожительству. В конце апреля 1947 года, в сопровождении группы священнослужителей, Нестор выезжал на западную ли­нию КВ ж.д./Манчжурия-Харбин/, где, в стадии силь­ного опьянения, утерял часть своего облачения, которое затем нашел где-то на улице, в грязи. такого рода непристойном поведении митрополи­та Нестора идут нежелательные разговоры среди ве­рующих и русского населения Харбина. Авторитет его сильно подорван, в массе духовен­ства возрастают оппозиционные настроения»

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

После воссоединения с Матерю Церковью дальневосточных епархий и российской духовной миссии в Китае во главе с архиепископом Виктором (Святиным) в 1946 г. был образован Восточный экзархат, его первым экзархом стал митрополит Нестор (Анисимов) . После его ареста советскими властями в 1948 г. новым патриаршим экзархом в 1950 г. был назначен архиепископ Виктор (Святин), вернувшийся в 1955 г. на родину и получивший вскоре после этого назначение на Краснодарскую кафедру. С отъездом архиепископа Виктора российская духовная миссия в Китае прекратила свое существование. В ноябре 1956 г. Святейший Патриарх и Священный Синод определили образовать Китайскую Автономную Православную Церковь . В мае 1957 г. в Москве была совершена хиротония архимандрита Василия (Шуана) во епископа Пекинского, который и получил от священноначалия полномочия архипастырского окормления Китайской Автономной Церкви. В ходе массового коммунистического террора, названного «культурной революцией», православная Церковь в Китае была разгромлена. Епископ Василий (Шуан) скончался 3 января 1962 г. Часть православных священников и мирян выехала на рубеже 50–60-х гг. в Австралию, Соединенные Штаты и другие страны, немногие вернулись на родину в Россию. Оставшиеся же в самом Китае православные русские люди почти все были репрессированы, и многие из них погибли. В настоящее время идет трудный процесс возрождения православия в Китае. В 1948 г. Русской Православной Церкви властями государства Израиль частично были возвращены владения Русской Православной Церкви, расположенные в Западном Иерусалиме и на территории Израиля, которыми ранее распоряжалась Русская Зарубежная Церковь . В ноябре 1948 г. в Палестину выехал первый состав Духовной миссии во главе с архимандритом Леонидом (Лобанковым). В юрисдикцию Московской Патриархии вернулся тогда Горненский женский монастырь, расположенный на окраине Западного Иерусалима, в то время как Елеонский и Гефсиманский монастыри в Восточном Иерусалиме, в ту пору отошедшем к Иордании, остались в ведении зарубежного Синода. Обязанности начальника русской Духовной миссии в Иерусалиме в разное время исполняли такие видные церковные деятели, как архимандриты Поликарп (Приймак), Никодим (Ротов) и Ювеналий (Поярков).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Потерпев полное фиаско, «доброжелатели» Владыки не оставили своих намерений. На этот раз они попытались столкнуть его с Зарубежным Синодом. В 1939 г. в берлинской газете «Слово» была напечатана корреспонденция из Харбина о том, что архиепископ Нестор, возвратившись с синодальной конференции, проходившей в Сремских Карловцах, вручил благодарственную грамоту Синода некоему Кауфману. Причём текст корреспонденции был составлен таким образом, что главный редактор одной из харбинских газет Е.С. Кауфман был нарочито смешан с доктором А.И. Кауфманом, возглавлявшим еврейскую общину Харбина. В Харбин из Зарубежного Синода был немедленно послан запрос за подписью митрополита Анастасия (Грибановского) . «Нестор, – говорится в донесении, – написал Анастасию ответ, в котором указал, что грамота была вручена не еврею Кауфману, а Е.С. Кауфману, родившемуся от православных родителей, хорошему христианину, и его газете, в редакционном составе которой нет ни одного еврея. В письме указано, что смешение в корреспонденции двух Кауфманов произошло безсомненно нарочито» 221 . 16 октября 1941 г. исполнилась четверть века архиерейства владыки Нестора. Предстоял также 35-летний юбилей служения его в священном сане. За свои труды Заграничным Архиерейским Собором и Синодом в 1941 г. архиепископ Нестор был награжден бриллиантовым крестом на клобук. Об этом он был извещён архиепископом Гермогеном (Максимовым, 1945), являвшимся членом-представителем Русской Церкви Дальнего Востока в Архиерейском Синоде. С началом Великой Отечественной войны Православная Церковь в Китае и Маньчжурии оказалась в изоляции от всего Православного мира. «...Японской администрацией края парализована вся хозяйственная жизнь эмиграции, исковерканы и больше чем наполовину уничтожены русские школы, некоторые из священников подверглись тяжёлым репрессиям, избиениям и даже смерти. Наличные иерархи, а именно Высокопреосвященнейший митрополит Мелетий [Заборовский], Высокопреосвященнейший архиепископ Нестор [Анисимов], Высокопреосвященнейший архиепископ Виктор [Святин], Высокопреосвященнейший архиепископ Димитрий [Вознесенский], Преосвященнейший епископ Иоанн [Максимович] и Преосвященнейший епископ Ювеналий [Килин], не находятся между собой в дружеском согласии» 222 , – писал в рапорте Патриарху Московскому и всея Руси Алексию (Симанскому) священник Богородско-Казанской Табынской женской обители в Какагаши близ Дайрена (Дальний) протоиерей Иоанн Петелин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

С окончанием Второй мировой войны в связи с изменениями политических условий как в мире, так и в Советском Союзе, в настроениях в русской церковной эмиграции обозначились две противоположные тенденции. С одной стороны, на волне патриотического подъёма, а также в связи с прекращением в России во время войны истребительных гонений на Церковь и начавшимся с конца 1943 г. восстановлением многих церковных структур, прежде всего Патриаршества, – в эмиграции началось массовое движение за возвращение на родину. Многие русские архипастыри и пастыри, находившиеся за границей в разных юрисдикциях, по окончании Второй мировой войны пожелали вернуться в Московский Патриархат. Так, в юрисдикцию Матери-Церкви был принят в 1946 г. глава Западноевропейского экзархата Константинопольского Патриархата церквей русской традиции (то есть «евлогианской юрисдикции») митрополит Евлогий (Георгиевский). Из состава Русской Зарубежной Церкви в Московскую юрисдикцию перешли пребывавший в Болгарии архиепископ Богучарский Серафим (Соболев) и почти все иерархи Китайской епархии (за исключением архиепископа Шанхайского Иоанна (Максимовича) : владыки Виктор (Святин), Димитрий (Вознесенский), Ювеналий (Килин), Нестор (Анисимов) . Активное движение за возвращение в Московский Патриархат прошло в послевоенный период в Американской Православной Церкви, заявившее о себе на Кливлендском Соборе 1946 г. С другой стороны, окончание Второй мировой войны принесло с собой и новую волну эмиграции. Русское церковное зарубежье пополнилось несколькими сотнями тысяч бывших советских военнопленных, остарбайтеров, участников антикоммунистических военных формирований и просто беженцев из Советского Союза. Справедливо опасавшиеся репрессий в случае возвращения на родину, они принесли в среду русской эмиграции новый центробежный импульс, свидетельствуя в то же время о нерешённых духовных и политических проблемах и рисках, по-прежнему существовавших в Советской России. В связи с новой политической картой Европы и мира меняются и условия пребывания русских эмигрантов на Западе, возникают новые духовные и интеллектуальные центры русского православного зарубежья.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010