М.Н. Боголюбов Академик Тихвинский С. Л. Начальник 20-й миссии – Владыка Виктор (воспоминания Генерального консула СССР в Пекине) Мое знакомство с начальником Российской Духовной Миссии в Китае архиепископом Пекинским и Китайским Виктором состоялось в октябре 1945 г. вскоре после церемонии капитуляции японского гарнизона Бэйпина (так тогда называли Пекин).. Автор настоящих строк – в то время второй секретарь Посольства СССР в Китае – был направлен представителем Посольства в Северном Китае и прилетел в Бэйпин вечером 10 октября. При содействии председателя бэйпинского Общества советских граждан адвоката Рябрина я познакомился с членами местной советской колонии, подвергавшейся в годы японской оккупации строжайшему полицейскому контролю и всевозможным притеснениям со стороны японских властей, впрочем как и проживавшие в Бэйпине русские эмигранты, не имевшие советского гражданства. Среди русского населения Бэйпина и соседнего Тяньцзиня, насчитывавшего ко времени японской капитуляции свыше тысячи человек, большим авторитетом пользовался начальник Российской Духовной Миссии в Китае архиепископ Пекинский и Китайский Виктор. В годы японского владычества в Китае оккупационные власти, вынужденные считаться с тем влиянием, которое имел начальник Миссии среди русского населения, а также среди проживавших в Северном Китае иностранцев и православных китайцев, пытались всячески склонить архиепископа Виктора к тесному сотрудничеству с японскими властями и даже назначили его, вопреки его желанию, председателем Антикоминтерновского союза Северного Китая. От местных советских граждан я узнал биографию архиепископа Виктора (в миру Леонид Святин). Он был сыном священнослужителя из оренбургских казаков и стремился пойти по стопам своего отца. Однако в годы первой мировой войны он был мобилизован на действительную военную службу, окончил курсы прапорщиков военного времени, а в период гражданской войны вместе с отступавшими под натиском Красной Армии белогвардейскими частями Дутова, Бакича и Белова перешел границу западной китайской провинции Синьцзян. В Китае молодой офицер в 1921 г. в возрасте 27 лет принял монашеский постриг при Российской Духовной Миссии в Пекине, с которой он связал всю свою дальнейшую судьбу, постепенно продвигаясь по ступеням церковной иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Виктор (Святин), митр. Краснодарский. Фотография. Нач. 60-х гг. XX в. (Святин Леонид Викторович; 2.08.1893, ст-ца Карагайская Верхнеуральского у. Оренбургской губ.- 18.08.1966, Краснодар), митр. Краснодарский и Кубанский. Род. в семье учителя, впосл. принявшего священный сан. После обучения в церковноприходской школе Л. Святин поступил в Челябинское ДУ, затем в Оренбургскую ДС, по окончании к-рой в 1915 г. продолжил учебу в КазДА. В июне 1916 г. направлен в тифлисское Михайловское пехотное военное уч-ще, затем проходил военную службу на Кавказском фронте. После Октябрьской революции 1917 г. вернулся в Верхнеуральск, был мобилизован в ряды Белого движения и назначен начальником организационного отдела гл. штаба Оренбургской армии под командованием ген. Г. А. Белова. В 1919 г. в составе отряда ген. А. С. Бакича штабс-капитан Святин отступил к границе Китая и после роспуска армии эмигрировал в г. Ханькоу (Китай). В февр. 1921 г. Святин прибыл в Пекин, где поступил послушником в пекинский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь при Русской духовной миссии в Китае . 30 июня 1921 г. начальником миссии архиеп. Пекинским Иннокентием (Фигуровским) Святин был пострижен в монашество, 3 июля рукоположен во диакона, 7 июля - во иерея. В авг. того же года по благословению архиеп. Иннокентия В. поступил на китайско-корейск. фак-т Восточного ин-та во Владивостоке, в июне 1922 г. в связи с поражением Белой Армии в Приморье оставил учебу и вернулся в Китай. 10 авг. 1922 г. В. был назначен настоятелем Покровской ц. на братской могиле рус. воинов в г. Тяньцзинь. Стараниями В. при приходе развернулась активная деятельность рус. правосл. братства, созданы школа, б-ка и госпиталь для эмигрантов, благоустроено рус. кладбище. В. давал приют эмигрантам, помогая им одеждой, питанием, трудоустройством. В 1929 г. при помощи купца-эмигранта И. В. Кулаева здание небольшой Покровской церкви-часовни было перестроено в обширный каменный храм. Во время освящения новопостроенного храма 3 нояб. 1929 г. В. был возведен в сан архимандрита. В 1930 г. по инициативе В. при Покровском храме открылся Дом милосердия им. прп. Серафима Саровского для престарелых и больных, организовано правосл. кит. миссионерское братство.

http://pravenc.ru/text/158550.html

М.Н. Боголюбов Кепинг О. В. Последний начальник Российской Духовной Миссии в Китае – архиепископ Виктор: жизненный путь 249 Митрополит Виктор (в миру Леонид Викторович Святин) родился 2 августа (ст. стиля) 1893 г. в станице Карагайской Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии. Его отец – Виктор Евграфович Святин, учитель, впоследствии священник Свято-Николаевского собора г. Верхнеуральска. Мать – Мария Петровна – была дочерью атамана Карагайской станицы, войскового старшины Петра Степановича Жукова. Мать Леонида Викторовича умерла рано, оставив пятерых детей (три сына и две дочери), и детей воспитывала бабушка Мария Федоровна Святина (мать отца). В 1915 г. Леонид Викторович с отличием окончил Оренбургскую Духовную Семинарию и поступил в Казанскую Духовную Академию, но в 1916 г. со второго курса был мобилизован и направлен в Тифлис в Михайловское военное училище. Однако началась революция и он вернулся домой в Верхнеуральск, где был снова мобилизован и направлен в штаб генерала Белова в г. Белорецке, где он и прослужил до отступления 250 . Со штабом же генерала Белова он отступал до границы с Китаем. Положение русской армии на границе было ужасным – голодные, раздетые, разутые люди, среди которых началась эпидемия сыпного тифа. Заболел тифом и Леонид Викторович. Как известно, армия на границе была распущена и желающие вернулись домой. Хотел вернуться домой и Леонид Викторович, но случай резко изменил его жизнь. Здесь на границе его, больного тифом, нашел генерал Жуков, Гервасий Петрович, его дядя, родной брат его матери, который с семьей ехал дальше в Китай. Он предложил Леониду Викторовичу поехать вместе с его семьей в Китай. И Леонид Викторович с семьей Жуковых едет в Ханькоу. Десятки тысяч русских, выброшенных революцией в Китай (по некоторым данным, их было двести тысяч человек 251 ), начинали жизнь в незнакомых условиях Китая – чужая речь, непонятная культура. В это время именно Русская Православная Церковь , имеющая к тому времени двухсотлетние корни в Китае, оказалась тем центром, который объединял всех, оказывая по мере сил и возможностей различную помощь в обустройстве жизни в чужой стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Памяти алапаевских мучеников, в земле китайской под спудом находящихся В серый промозглый декабрьский вечер затрепетала ярким живым огоньком в Пекине поминальная свеча, зажженная на территории посольства РФ в КНР – бывшей территории Российской Духовной Миссии в Китае – в честь и память Великого князя Сергея Михайловича; Великой княгини Елисаветы Феодоровны; князей – братьев Иоанна, Константина и Игоря – сыновей Великого князя Константина Константиновича; князя Владимира Палея – сына Великого князя Павла Александровича от морганатического брака; Федора Ремеза – секретаря Великого князя Сергея Михайловича; Варвары Яковлевой – инокини Марфо-Мариинской обители милосердия. Зажег свечу и установил ее на камень, некогда служивший частью памятника 222 китайским мученикам за Веру Христову, внук Бориса фон Кепинга Борис Александров, приехавший на несколько дней в Пекин для того, чтобы увидеть воочию места, которые знал с детства из рассказов своего дяди митрополита Виктора (Святина), бабушки и мамы – почившей два года назад Ксении Кепинг, их друзей и знакомых – всех тех, кто жил на территории «Бэйгуаня». «Бэйгуань» или, по-русски, «Северное подворье» – так называлась между своими территория Миссии. Трепетный огонек этой свечи, зажженной в столице Китая в час начала поминальной службы в Краснодаре – месте последнего земного служения митрополита Виктора (Святина), слился со светом множества поминальных свечей в Свято – Екатерининском, «Красном», как его называют в народе за красоту, храме Краснодара. И в живом язычке пекинской свечи привиделся недалеко от половинки мемориального камня, накрывавшего в свое время колодец, в который сбрасывали ихэтуани тела умученных ими китайских православных, – привиделся красавец храм Всех Святых Мучеников, представлявший гордость Миссии и ее несомненное украшение. Из склепа этого храма, по свидетельству родной сестры владыки Виктора (Святина), записанному с ее слов ее родной дочерью – Ксенией Кепинг, в 1947 году архиепископ Виктор (Святин) вынужден был вывезти гробы с останками Алапаевских мучеников на территорию миссийского кладбища и поместить их в склепе церкви в честь Серафима Саровского. Интересно, что в свое время новую бронзовую арматуру для гробов Алапаевских мучеников, оставшихся в Пекине, изготовил на свои средства Борис фон Кепинг, внук которого читал теперь молитву перед поминальной свечей в Пекине.

http://pravoslavie.ru/1838.html

Шанхай. Собор иконы Божией Матери " Споручница грешных " . Карта и ближайшие объекты Бывший Кафедральный собор иконы Божией Матери «Споручница Грешных», г. Шанхай. Расположен на улице Синьлэ, район Сюйхуй (раньше Rue Paul Henry, французская концессия). Сама идея строить кафедральный собор здесь появилась раньше 1929 года. К концу 1934 г., во время прибытия из Сербии только что рукоположенного епископа Иоанна (Максимовича) Шанхайского, он же наблюдал и за окончанием стройки, кафедральний собор был посвящен иконе Божией Матери «Споручница грешных». В церкви до недавнего времени был размещен ресторан " The Dome " (Купол). Но в октябре 2005 г. было установлено, что там его уже нет.   http://www.orthodox.cn Кафедральный собор во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных» в Шанхае, построенный по проекту архитектора Я.Л. Лихоноса, является самым величественным сооружением из всех русских православных церквей в Китае, его вместимость составляет две с половиной тысячи человек. Поверхности стен с немногочисленными деталями придают храму суровый облик. Информационно-аналитический портал «Православие на Дальнем Востоке» Храм в честь иконы Божией Матери " Споручница грешных " был кафедральным собором Шанхайской епархии. Возведён по проекту архитектора Я.Л. Лихоноса в 1935 г. Является самым крупным православным храмом страны, его стены вмещали более 2500 человек, на хорах могли разместиться около 300 певчих. Высота собора составляет 35 метров, украшен пятью куполами и стенами кремлевского стиля. Архиепископ Шанхайский Симон (Виноградов) в 1928 году впервые обратился к русским православным верующим с призывом собрать деньги для постройки большого православного храма в Шанхае. Несмотря на широкий энтузиазм прихожан, денег удалось собрать крайне мало: благосостояние русских эмигрантов оставляло желать лучшего. Тем не менее, сооружение Собора было постоянной мечтой владыки Симона. Вторично с призывом о сборе средств на православный храм он обратился в 1930 г. уже глубоко больным человеком. На этот раз был объявлен церковный заем – за каждые 10 долларов взноса было обещано 100 долларов возврата с годовым процентом 6%. Общая сумма займа составила 30.000 долларов. В феврале 1933 г. архиепископ Симон скончался. Претворением его мечты в жизнь занялся епископ Виктор (Святин). Благодаря его энергии и воле, сооружение храма было начато, несмотря на весьма скудные средства.

http://sobory.ru/article/?object=17980

Статья посвящена проблеме выявления последствий государственной религиозной политики в исследуемом регионе в период с 1958 по 1964 год. Начальная дата связывается с окончанием послесталинской борьбы за лидерство в коммунистической партии и государстве и формированием новой церковной политики, направленной на разрушение религиозных организаций в СССР. Окончание периода связано со сменой высшего руководства СССР и сопутствующими изменениями в религиозной политике. С целью выявления последствий государственной религиозной политики были проанализированы характер, содержание данной политики, а также отношение верующих к антицерковным действиям местных органов власти. Территория Краснодарской и Кубанской епархии в исследуемый период соответствовала административным границам Краснодарского края. Данную епархию возглавлял митрополит Виктор (Святин). Применение статистического метода позволило автору выявить динамику изменения кадрового состава среди православного духовенства, количество закрытых храмов в Краснодарской и Кубанской епархии и количество совершаемых священнослужителями религиозных обрядов. В результате применения системного метода было выявлено, что в реализации религиозной политики принимали участие не только местные советские и партийные органы власти, но и активно привлекалась общественность, что придавало широкомасштабность антицерковным акциям. Стремление органов власти к полному вытеснению Православной церкви из жизни граждан в исследуемом регионе привело к потере более половины кадрового состава священнослужителей и закрытию более 50 % храмов. Для борьбы с религиозными традициями власти использовали как административные меры, выразившиеся в изменении правил оформления документов при крещении детей, так и распространение опыта организации советских нерелигиозных обрядов. Эти меры привели к тому, что с 1958 по 1964 г. количество крещений уменьшилось на 38,2 %, венчаний – на 87 %, отпеваний – на 66 %. Однако жители края продолжали посещать храмы и участвовать в религиозных обрядах. Было выявлено, что в Краснодарском крае обряд крещения составлял наибольший процент в сравнении с другими обрядами, что говорит о большей востребованности данного обряда у прихожан. В результате государственной религиозной политики Православной церкви как институту был нанесен серьезный удар, но ликвидировать религиозность населения не удалось.

http://bogoslov.ru/event/6004863

Arhiva O delegaie de cretini ortodoci din China a svârit un pelerinaj la Eparhia de Ekaterinodar i a cinstit memoria mitropolitului Victor (Sveatin) 14 august 2020 11:27 8-9 августа 2020 года город Краснодар посетила делегация православных верующих из Китая, которые прибыли в Екатеринодарскую епархию , чтобы побывать на могиле митрополита Виктора (Святина), возглавлявшего Русскую духовную миссию в Пекине с 1933 года до ее вынужденного закрытия в середине 1950-х годов.  В первый день визита за трапезой состоялась встреча представителей китайской делегации с потомками тех верующих, которые были в составе Духовной миссии в Пекине и вместе с владыкой Виктором в середине XX века переехали из Китая на Кубань. Собравшиеся поделились воспоминаниями о трудах и духовном наследии архипастыря. На следующий день один из представителей китайской делегации Николай Ду причастился за Литургией. Затем гости посетили Екатеринодарскую духовную семинарию, где ознакомились со стендом, посвященным митрополиту Виктору. По словам посетителей, для них было очень интересно увидеть облачение архипастыря и вещи, к которым он прикасался. Делегаты выразили желание посетить Екатерининский кафедральный собор, где служил владыка. По словам представителей Екатеринодарской епархии, православные китайцы особо почитают двух русских архипастырей — святителя Иоанна Шанхайского и митрополита Виктора (Святина). В частности, к последнему они нередко обращаются с молитвенными прошениями и, как рассказывают, получают просимое.  В завершение верующие из Китая посетили Славянское кладбище Краснодара, где возложили цветы на могилу приснопамятного архипастыря.  Митрополит Виктор (Святин) родился 2 августа 1893 г. в станице Караганийской Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии. Учился в Челябинском духовном училище, затем в Оренбургской духовной семинарии, по окончании которой в 1915 г. продолжил учебу в Казанской духовной академии. В 1916 г. был мобилизован и направлен в Тифлисское Михайловское военное училище. После Октябрьской революции 1917 г. вернулся в Верхнеуральск, был мобилизован в ряды Белого движения, служил офицером в Оренбургской армии под командованием генерала Г.А. Белова. После роспуска армии эмигрировал в Китай, где в 1921 г. был пострижен в монашество в Пекинском Успенском монастыре при Русской духовной миссии. 

http://patriarchia.ru/md/db/text/5676785...

[  назад  ] Екатеринодарская епархия Кубанская митрополия Создана 12 марта 2013 года в составе Екатеринодарской, Новороссийской, Ейской, Армавирской и Тихорецкой епархий. Екатеринодарская епархия (Кубанская) Кубанская и Екатеринославская (1916-1927), Кубанская и Черноморская (1927-1933), Краснодарская и Кубанская (1926-1943 и 1944-1994), Луганская и Краснодарская (1943-1944), Краснодарская и Новороссийская (1994-2001), Е. и Кубанская (2001- Иоанн (Левицкий) (13 сентября 1916 -1919) Димитрий (Вербицкий) (1919) Сергий (Лавров) (1919-1922) (с 1920 епархией не управлял) Трофим (Якобчук) (1926) Иннокентий (Летяев) (20 авугста 1926 - 1 октября 1927) Феофил (Богоявленский) (1927 - 8 апреля 1933) Феодосий (Вощанский) (апрель-июль 1933) Памфил (Лясковский) (11 августа 1933 - 10 января 1936) Софроний (Арефьев) (февраль 1936 - май 1937) Фотий (Тапиро) (12 июля 1943 - 1944) Флавиан (Иванов) (8 января 1945 - 19 октября 1949) Гермоген (Кожин) (19 октября 1949 - 15 апреля 1954) Борис Алеутский и Североамериканский (1954-1956) Виктор (Святин) (31 мая 1956 - 18 августа 1966) Алексий (Коноплев) (8 октября 1966 - 19 апреля 1978) Гермоген (Орехов) (19 апреля 1978 - 27 января 1980) Владимир (Котляров) (24 апреля 1980 - 12 мая 1987) Исидор (Кириченко) (12 мая 1987 - 8 августа 2020) Павел (Пономарёв) ( 25 августа 2020 - Викариатство Майкопский епископ Варлаам (Лазаренко) (1919-1927) Викариатство Новороссийский епископ Сергий (Костин) (14 августа 1955 - 17 сентября 1956) Викариатство Ейский епископ Тихон (Лобковский) (   (3 апреля 2005 - 27 мая 2009 ) Герман (Камалов) (  1 мая 2011 - 12 марта 2013 ) Новороссийская епархия Н. и Геленджикская (12 марта 2013 - Выделена из состава Екатеринодарской епархии 12 марта 2013 года в административных границах городов Анапы, Геленджика и Новороссийска, а также Крымского, Славянского и Темрюкского районов Краснодарского края. Феогност (Дмитриев) (  14 апреля 2013 - Ейская епархия Е. и Тимашевская (12 марта 2013 - Выделена из состава Екатеринодарской епархии 12 марта 2013 года в административных границах Брюховецкого, Ейского, Калининского, Каневского, Кущевского, Ленинградского, Приморско-Ахтарского, Староминского, Тимашевского и Щербиновского районов Краснодарского края.

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-ru...

[  назад  ] Пекинская и Китайская епархия Пекинская и Китайская епархия (1945- Восточно-Азиатский Экзархат (22 августа 1950-1956) Виктор (Святин) ( 1945 - 24 мая 1956 ) Василий (Шуан) (  30 мая 1957 -  3 января 1962) протоиерей Николай Ли (3 января 1962 - ) Викариатство в Шанхае (1922-1950) епархия (1950-1965) Ювеналий (Килин) ( 15 июня 1946 -  январь 1947 ) Симеон (Ду) ( 1950 -  3 марта 1965) Викариатство Тяньцзине (позднее перенесено в Ханькоу), епархия (1950- Симеон (Ду) (  30 июля 1950 - 1950 ) Харбинская епархия (1920-1956) Х. и Манчжурская (1939-1956) Мефодий (Герасимов) ( 1920 -  11 октября 1929) Мелетий (Заборовский) ( 1929 -  6 апреля 1946) Нестор (Анисимов) ( 6 апреля 1946 -  1948 ) Никандр (Викторов) ( 1952 - 7 февраля 1956 ) (упр. Восточноазиатск. экзарх) Цицикарское викариатство (Харбина) Ювеналий (Килин) ( октябрь 1945 - 1946 ) Никандр (Викторов) (  22 сентября 1946 - 1952 ) Хайларское викариатство (Харбина) Димитрий (Вознесенский) (  1934 -  сентябрь 1946) Священный Синод 27 декабря 2000 года возложил временное архипастырское попечение о пастве Китайской Автономной Православной Церкви, проживающей в автономном районе Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики, на епископа Читинского и Забайкальского, а 17 июля 2002 года временное архипастырское попечение о пастве в Синьцзян-Уйгурском автономном районе было возложено на архиепископа Астанайского и Алма-Атинского при координации исполнения данных решений с Отделом внешних церковных связей. Ныне действующие приходы и общины на территории Китая: Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Харбин), Простроенный в 1930 году храм был закрыт в 1955 году и вновь официально открыт в 1986 году (настоятель - отец Григорий Чжу Шипу 1984-2000, с 2000 года службы не регулярны). Приход святых апостолов Петра и Павла (Гонконг), с 2004 года служит о.Дионисий Поздняев, приход официально восстановлен 6 октября 2008. (Шанхай, на территории Генерального консульства РФ, с 2005 - о. Алексей Киселевич; с 2008 служат клирики старого поставленя - иерей Михаил Ван, протодиакон Евангел Лу).

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-ru...

В первый день визита за трапезой состоялась встреча представителей китайской делегации с потомками тех верующих, которые были в составе Духовной миссии в Пекине и вместе с владыкой Виктором в середине XX века переехали из Китая на Кубань. Собравшиеся поделились воспоминаниями о трудах и духовном наследии архипастыря. На следующий день один из представителей китайской делегации Николай Ду причастился за Литургией. Затем гости посетили Екатеринодарскую духовную семинарию, где ознакомились со стендом, посвященным митрополиту Виктору. По словам посетителей, для них было очень интересно увидеть облачение архипастыря и вещи, к которым он прикасался. Делегаты выразили желание посетить Екатерининский кафедральный собор, где служил владыка. По словам представителей Екатеринодарской епархии, православные китайцы особо почитают двух русских архипастырей — святителя Иоанна Шанхайского и митрополита Виктора (Святина). В частности, к последнему они нередко обращаются с молитвенными прошениями и, как рассказывают, получают просимое.  В завершение верующие из Китая посетили Славянское кладбище Краснодара, где возложили цветы на могилу приснопамятного архипастыря.  Митрополит Виктор (Святин) родился 2 августа 1893 г. в станице Караганийской Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии. Учился в Челябинском духовном училище, затем в Оренбургской духовной семинарии, по окончании которой в 1915 г. продолжил учебу в Казанской духовной академии. В 1916 г. был мобилизован и направлен в Тифлисское Михайловское военное училище. После Октябрьской революции 1917 г. вернулся в Верхнеуральск, был мобилизован в ряды Белого движения, служил офицером в Оренбургской армии под командованием генерала Г.А. Белова. После роспуска армии эмигрировал в Китай, где в 1921 г. был пострижен в монашество в Пекинском Успенском монастыре при Русской духовной миссии.  Осенью 1932 г. в качестве делегата от китайского духовенства присутствовал на Соборе Русской Православной Церкви Заграницей в Сремских Карловцах в Югославии, на котором был назначен епископом Шанхайским, викарием Пекинской епархии. Епископская хиротония состоялась в том же году в Белградском кафедральном соборе. В 1933 г. был назначен 20-м по счету начальником Русской духовной миссии в Китае с титулом епископа Китайского и Пекинского. В 1945 г. вместе со значительной частью клира и паствы в Китае перешел из юрисдикции РПЦЗ в Московский Патриархат. После вынужденного закрытия Духовной миссии прибыл в 1956 году в СССР, в том же году был назначен правящим архиереем Краснодарской и Кубанской епархии. Скончался в 1966 году в Краснодаре, похоронен на городском Славянском кладбище.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5676945...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010