Этими и им подобными словами укреплял в благочестии святой Феодот Виктора. И Виктор действительно, мужественно выдерживал подвиг свой до тех пор, пока помнил слова, которыми его увещевал святой Феодот. Все взиравшие на страдание святого, восхваляли славный подвиг его. Когда же приблизился самый конец его мученического подвига и наступало время отшествия его из сего мира, Виктор попросил мучителя прекратить на время его страдание, чтобы он имел время размыслить сам в себе. Тотчас же слуги игемона прекратили мучение и отвели Виктора в темницу. Но Виктор умер в темнице от ран, оставив в неизвестности конец своего исповедания. После этого блаженный Феодот отправился в селение, называвшееся «Малос» и отстоявшее от города на четырнадцать стадий. Пошел же сюда святой потому, что узнал, что здесь окончил свой мученический подвиг и был брошен в реку, называвшуюся Галиос, святой мученик Валент, страдавший ранее в Мидикинах. Феодот отправился к селению этому, однако не вошел в него, но остановился около него, на реке, в расстоянии двух поприщ от того селения. Найдя мощи святого мученика, Феодот с честью похоронил их. Когда он возвращался оттуда, то встретил некоторых христиан, которые, увидав его, весьма благодарили его, как благодетеля всех христиан; в особенности они благодарили его за одно великое благодеяние, оказанное им святым, а именно: когда был разорен алтарь Артемидин, то эти христиане были преданы игемону на мучение; но святой Феодот выкупил их после многих хлопот, и выкупил их немалою ценою. Вот за это христиане теперь и кланялись ему, приветствуя его и воссылая ему благодарность. Святой же, высказав радость по поводу свидания с ними, предложил им вкусить вместе с ним пищи. Найдя одно возвышенное и красивое место, они возлегли на траве; на том месте росло много красивых деревьев, было много цветов и всюду слышалось пение птиц. Прежде нежели приступить к вкушению пищи, святой послал двух из них в селение за священником, которой бы благословил им трапезу и вместе с ними вкусил бы пищи, а затем напутствовал бы их обычными молитвами (следует заметить, что святой Феодот привык всегда вкушать пищу с благословения священника и даже, если позволяла возможность, в его присутствии). Когда посланные приближались к тому селению, то увидали священника, выходившего из церкви после пения шестого часа; однако они не знали, что это пресвитер того селения. Заметив, что на путников громко лаяли собаки, бывшие в том селении, священник подошел к ним и, отогнав собак, приветствовал их, а затем спросил:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Гунтамунду наследовал (21 сент. 496) брат его, Тразамунд, человек не без образования и усердный арианин. В его довольно продолжительное царствование были применяемы разные способы подавления православной веры; король следовал примерам отчасти Юлиана, отчасти Диоклетиана. Не одобрял он снисходительности Гунтамунда, отвращался и жестокости Гунерика, но желал всех подданных своих сделать арианами. Почести и подарки доставались тем, кои переходили в арианство; а непреклонных постигало презрение или невнимание короля. И величайшим преступникам прощались вины, коль скоро они отказывались от Никейского Символа веры 59 . Намеренно заводил король разговоры о вере, предлагал тонкие и запутанные вопросы, чтобы отвечающих поставить в трудное или смешное положение, и наконец объявлял, что все доводы и заключения православных не удовлетворяют его, что только арианское воззрение решает все трудности 60 . Впрочем не пренебрегал и мерами строгости, и в 498-м году, по настоянию арианского патриарха Кирилла, выславши епископа Карфагенского Евгения из королевства 61 , издал указ, воспрещавший православным избирать епископов на место выбывших или умерших. От того к 507 году оставалось так мало православных епископов в Африке, что остальные, радея о благе церкви, общим советом на соборе, под председательством, Виктора, примаса Бизацены. положили и без королевского позволения тайно посвятить епископов на праздные кафедры. Решение это быстро исполнено было: многие пресвитеры и диаконы против собственной воли получили епископство. Но ариане скоро узнали о том. Когда донесено было королю, то он велел представить Виктора в Карфаген, и вслед затем сослал в Сардинию как его, так и других сто двадцать епископов, в том числе более шестидесяти было из Бизацены 62 ; кроме сего, много духовенства сослано было в разное время. Папа Симмах, сведав о бедственном положении сосланных как в Сардинии, так и в самой Африке, послал им деньги и одежды, присовокупив и послание, всех увещевая и ободряя к терпению. Но из этого же послания видно, что из православных бывали и отступники.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Пресвитер, исполнив поручение короля, возвращаясь с реликвиями, должен был переправиться через озеро Лиманн, из которого вытекает река Родан. Длина этого озера равняется примерно четыремстам стадиям, ширина – ста пятидесяти. Так вот, когда пресвитер, как я уже говорил, возвращался и сел уже в судно, внезапно налетевшая буря вспенила волны, валы, словно горы, вздыбились к звездам, так что корма суденышка вздымалась на высоту, когда погружался нос, а когда, в свою очередь, она опускалась она, то нос корабля висел в воздухе. Матросы обезумели» от ужаса и не ожидали среди такой опасности уже ничего, кроме смерти. Тогда пресвитер, когда увидал, что что они сломлены силой этих валов и погребены под пеной таких волн, то, сняв с шей ковчежец, в котором находились реликвии святых, с верой бросил его в бушующие волны и закричал, обращаясь к заступничеству святых: «Призываю ваше милосердие, славные мученики, чтобы не погиб я в этих волнах, но, напротив, прошу вас, часто подающих помощь погибающим, соизволить подать руку помощи и для моего спасения. Утишьте волны и меня, надеющегося на вашу помошь, проводите до берега». И когда он еще говорил эти слова, ветер утих, воды успокоились, и они были вынесены на берег. Об этом я узнал от самого пресвитера. Говорят, что в этом озере водится форель весом в сто фунтов. Глава 76. О Виктории Массилийском А у гробницы святого мученика Виктора Массилийского происходят такие удивительные чудеса: часто приходящие туда недужные уходят исцеленными, бесноватые, призывая мученика, очищаются с сильными мучениями. Слуга патрикия Аврелиана ужасно страдал, мучимый демоном, так что много раз сам себя рвал зубами; приведенный в базилику святого, он, когда почувствовал себя опаляемым его святостью, то безумствовал по всей церкви и лишь на третий день ушел исцеленным. Он настолько был награжден за свою крепкую веру, что после, остригши волосы 45 , был посвящен в аббата и настоятельствовал в одном из монастырей. Глава 77. О святом мученике Бавдилии В городе Немавсе есть известная могила мученика Бавдилия, у которой происходит много чудес. Из этой могилы выросло лавровое дерево и, проросши через стену, раскинуло снаружи свою листву, зеленея с приходом весны. Местные жители часто убеждались при многих болезнях, что получают через это дерево небесную помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

– Кому дал? – Сильвану епископу. Зенофил... сказал: Значит, чтобы сделаться пресвитерам, он дал Сильвану епископу плату в двадцать фоллов? С. сказал: Дал. 3. сказал: Перед Сильваном положено? С. сказал: Перед кафедрой епископов. 3. сказал: Кем взяты деньги? Н. сказал: Сами епископы разделили их между собой»: Р. 333: «Сколько фоллов дал Виктор, чтобы стать пресвитером? К. сказал: Я видел принесенные корзины с деньгами. 3. сказал: Кому отданы корзины? К. сказал: Епископу Сильвану. 3. сказал: Народу не дано? Ответил К. (иподиакон): Ничего: и мы (иподиаконы) непременно получили бы что-нибудь, если бы деньги были распределены по обыкновению (sicut solet)». – Следовательно, Виктор дал деньги, чтобы сделаться пресвитером. Это было обычно («по обыкновению, sicut solet»): только деньги должны были быть разделены общине (populus), т. е. бедным (ср. Р. 333, вопрос: бедные не получили?) и всему клиру. Деяния (которые в имеющемся у нас виде подложны) основываются здесь в интересующей нас части на libellus (книжечке) диакона Нундинария, который вступил в клир Цирты при Сильване, – следовательно, на современном сообщении. Это событие отразилось на Циртском соборе 311 г., на котором Сильван получил епископское посвящение. Ср.: Völter. Ursprung des Donatismus. S. 89–90. По Volter’y, денежное пожертвование Виктора, вероятно, было назначено для восстановления разрушенной церкви и не было поэтому, как обычно делалось иначе, разделено бедным и клирикам. От африканских обычаев должно сделать обратное заключение к римским. Невольно вспоминается большой денежный дар, который Маркион предложил римской общине, ср.: Тертуллиан . О прескрипции [против] еретиков, гл. 30: Против Маркиона. IV, 4. – Ср. также Евсев. IV, 43, 16: римского пресвитера Новациана диаконы уговаривали помочь братьям, «в чем справедливо (themis) и насколько возможно пресвитеру помогать братьям, терпящим бедствия и нуждающимся в заботе». Оказание помощи и забота о терпящих нужду братьях есть дар и призвание пресвитера (ср. §11).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

750 Евсевий говорит о нем, что «он муж, тщательно изучивший Римские законы». H. E. 2, 2. А Тритемий прямо называет его адвокатом. 751 «Когда ты грешник, подобный мне (да, я упоминаю о себе, потому что знаю все преимущество по грехам): совершай так покаяние, так обними его, как потерпевший кораблекрушение хватается за доску… Что говорить о том (о покаянии), когда сам я грешник по всем отношениям и рожден ни к чему другому, как только к покаянию». De poenit с. 4, 12. If. Ego me scio, neque alia сагпе adulteria commisisse, neque tunc alia carne ad continentiam eniti. De resurrect. c. 59. spectae. c. 19. 752 Тартуллиан ad Seap. ult cap. Apolog. c. 23. Ad istam disciplinam metu praedicti iudicii transvolamus, Lib. de anima c. 2. 753 Иероним de script. Eccl. с. 53. Из того, что Тертуллиан был в Риме, когда Праксей возбудил там ненависть к монтанистам, заключают о его сане римского пресвитера: но это основание слишком слабое, тем более, что никто из древних не называет его римским пресвитером, тогда как Октат называет его Пунном, а Зефирина городским, т.е. римским епископом Виктора Пуатьерским; предостинат Сирмондов прямо именует Тертуллиана карфагенским пресвитером. 754 «Почему же не обнять душой, сколько можем, удобства к воздержанию? Коль скоро будет случай, насладимся им, дабы тому, чего не могли исполнить в супружестве, следовать во вдовстве. Надобно пользоваться случаем, который уничтожает то, что повелевала необходимость». Так писал Тертуллиан к супруге своей, убеждая ее не вступать в брак после его смерти. (lib. 1 ad uxor. с. 7), и конечно тогда, как уже приближался к старости (завещаний не пишут в молодости); с другой стороны в сем сочинении нет еще мыслей ревности к Монтану; равно не говорит Тертуллиан ни здесь, ни в других сочинениях, чтобы жена его была язычница. Отселе следует заключить и то, что Тертуллиан не вскоре по обращении принял сан пресвитера. Последнее согласно и с его глубоким чувством раскаяния в прежних грехах. 755 De script. с. 53. Hic cum usque ad mediam aetatem presbiter Ecclesiae permensisset, invidia et contumeliis ecclesiae Romanae ad Montani dogmata delapsus. О сочинениях пр. 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Насколько известно, начали хоронить в этом некрополе донатистских клириков в 422-м году. 7 октября 422 г. умерла 50-ти лет Юлия Гелиола, сестра донатистского епископа в Ala Miliaria, Немессана, а 22-го декабря в свою очередь умер этот епископ. Брата и сестру похоронили в одной и той же камере, первой из ряда расположенных к северу. Без сомнения с этого и началось постепенное заполнение кладбища. На лицевой стороне погребальной камеры вставлен был камень с надписью. Он теперь находится в Лувре. Надпись следующего рода: —330— Memoria sancti semperquo gloriosi patris nostri Nemessani ep(i)s(copi). Vixit annis LX, inter quibus XVIII, quos sacerdotium D(omi)no administravit et requievit in pace XI K(a)l(endas) Januaria(s), a(nno) p(rovinciae) CCCLXXX et III. Julia Geliola, sacra Dei, sacerdotis soror, vixit annis L, et requievit in pace nona(s) octo(bres) a(nno) p(rovinciae) CCCLXXX et III (См. С. I. L. VIII. Gsell, 21570; Fouilles de Banian p. 20–21). Титул pater noster показывает, что Немессан был епископом в самом городе Ala Miliaria. В течении 18 лет исполнял он епископские обязанности и, кажется, пользоваться великим уважением и почитанием со стороны донатистов. По крайней мере в склепе, где покоилось его тело, открыто существование graffiti на известке, очевидно сделанных богомольцами. 325 Одиннадцать лет спустя, для умершего пресвитера Виктора устроили другую камеру, вторую из ряда расположенных к северу. Эта камера сообщалась при помощи внутренней двери с камерой Немессана, у входа в неё была помещена следующая эпитафия: Memo(ria) Victoris p(res)b(yteri). Vicxit annis LII: dis(cessit) XI K(a)l(endas) octob(res). Lucianus frater fecit. (Anno) pro (vinciae) CCCXC и II II. (C. I. L. VIII, 21574,). Из этой подписи видно, что пресвитер Виктор умер 52 лет, 21-го сентября 433 года и что он был погребен заботами его брата Люциана. К нему не замедлил скоро присоединиться пресвитер Кресцент. Он умер 55 лет 27 февраля 434 г. и тело его положили в одной из камер к югу. Вот его эпитафия:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Латинская церковная историография в древний период находилась под сильным влиянием греческой. Сочинение Евсевия было переведено на латинский язык пресвитером Руфином в 410 году, который также продолжил рассказ о жизни Церкви до 395 года. «Истории» продолжателей Евсевия перевел по желанию сенатора Кассиодора в VI веке схоластик Эпифаний. Собственно же отцом латинской историографии является Лактанций , автор сочинения «О смертях преследователей». 2. Нехристианские письменные памятники –  Сочинения античных авторов, в том числе критиков христианства К данной группе относятся сочинения упоминавших о христианах античных авторов. Некоторые из этих авторов критиковали Христианство как с позиции «здравого смысла», с философских, культурологических позиций, в которых не просматривается апологии определенной религии, так и с религиозной точки зрения. К данному направлению можно отнести Лукиана, Цельса, Цецилия, Порфирия, Гиерокла, Фемистия, Юлиана, Ливания, Симмаха, а также античных историков Тацита, Светония, Аммиана Марцеллина, Евтропия, Секста Аврелия Виктора, Евнапия, Зосимы. –  Иудейские источники Свидетельство о Христе имеется уже в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия (книга 18, глава 3:3). Однако о подлинности данного фрагмента ведутся споры. Поскольку Христианство уже в I веке отделилось от иудейства, чему способствовала непримиримая позиция самих иудеев, иудейские авторы либо не писали о Христианстве, либо подвергали Христианство нападкам и критике. 3. Юридические источники Основную часть этой группы источников составляют акты императорской власти. Ввиду обилия накопленного юридического материала предпринимались первые попытки кодификации римского права, которые сначала осуществлялись частными лицами. В V веке кодификация становится государственным мероприятием. По приказу восточного императора Феодосия II (408–450) комиссией из 16 юристов был составлен первый официальный сборник императорских конституций, который был опубликован в 438 году в 16-ти книгах. Этот сборник известен как Кодекс Феодосия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шатровцы опровергают расхожее мнение о том, что русские пятидесятники - покорные проводники западной буржуазной культуры с её либеральными ценностями. Они открыто осуждают «дух капитализма» и однозначно отказываются признавать так называемое «богословие процветания», распространенное в большинстве церквей Америки и проникающее в некоторые российские протестантские общины. «Они проповедуют преуспевание, богатство, говорят, что христианство должно быть «веселым», «раскрепощенным», «радостным». Мы же проповедуем, что в жизни христианина может быть всё: и радости, и горести. Ради спасения человека Бог может сделать его и больным, и здоровым, и богатым, и бедным, богатство само по себе не является показателем чего бы то ни было». На практике последователи Виктора Шатрова отличаются весьма консервативными взглядами на мораль и культуру. Члены общин одеваются подчёркнуто скромно. Женщинам не разрешается приходить на собрание в брюках и укороченных юбках, а в ряде общин, по православной традиции, практикуются и платки (к слову, во многих молитвенных домах пятидесятников до сих пор практикуется также разделение зала на «мужскую» и «женскую» части, которое не принято сегодня даже в Православной Церкви). Особенное значение для всех пятидесятников имеют традиционные семейные ценности, что проявляется как в проповедях, так и в жизни. В обычной пятидесятнической семье в России сегодня рождается никак не меньше трех детей, а там, где возможно, - и больше. Причем такая практика существовала и в советские времена, когда многодетность не была популярной и семьи с большим количеством детей испытывали как материальные, так и всевозможные психологические сложности. Например, у ныне покойного старшего пресвитера Евангельских Христиан в Духе Апостолов Дмитрия Леонтьевича Шатрова было четырнадцать детей, и в восьмидесятые годы он официально считался самым многодетным отцом в Ленинграде. Закономерно, что традиционные пятидесятники в России - жёсткие противники всех форм феминизма и эмансипации женщины. Естественно, что женское священство, распространённое у протестантов Европы и Америки (и даже у части лютеранских общин России), традиционными российскими пятидесятниками расценивается как крайняя форма апостасии.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/52...

Как бы предчувствуя эту свою нужду в молитве о нем, он – первый из христианских писателей, в конце одного из своих творений обращается к читателям с той трогательной смиренной припиской, которая потом будет повторяться в тысячах и тысячах русских летописей и у современных церковных писателей. В конце своего трактата “О крещении” Тертуллиан пишет, говоря новокрещаемому: “Просите, сказал Господь, и дастся вам. Ты просил и получил, ты стучал и отверзлось тебе. И я молю тебя об одном: когда будешь просить, помяни и грешного Тертуллиана ”. Квинтус Септимиус Флоренс Тертуллиан – таково его полное имя, – родился между 145 и 160 гг. в Карфагене и был сыном сотника, состоявшего на службе Тиверия, проконсула Африки. Тертуллиан получил хорошее образование. Он стал выдающимся юристом. Наряду со своим родным латинским языком, он в совершенстве знал и греческий, что доказывается тем, что впоследствии он написал на этом языке несколько творений. Был он, по-видимому, знаком и с древнееврейским языком. Биографические сведения о нем скудны. Наибольшие дает бл. Иероним в своем “Каталоге”: “ Тертуллиан пресвитер, первый латинский писатель после Виктора и Аполлония , был уроженцем провинции Африки, города Карфагена, сыном проконсульского центуриона. Он был острого и бурного темперамента. Жил во времена Севира и Каракаллы. Написал множество трудов, которые, как общеизвестные, нет надобности перечислять. В городе Конкордии, в Италии, я видел глубокого старца, по имени Павла. Он рассказывал, что, когда он был молод, то знал в Риме одного переписчика, работавшего в молодые годы при благословенном Киприане, и тот рассказывал, что Киприан никогда не проводил дня без чтения какого-либо отрывка из Тертуллиана и часто говаривал: «подай мне моего учителя» (Da magistrum), подразумевая под этим Тертуллиана . После того, как он был некоторое время пресвитером в Церкви, перейдя за средний возраст, Тертуллиан из-за нескольких притеснений по зависти со стороны римского духовенства склонился к заблуждениям Монтана, которые он несколько раз упоминает в своих творениях под наименованием «нового пророчества». Он дожил, говорят, до глубокой старости и написал много трудов, до нас дошедших” (Bishop Kaye. Accounts of the Writings of Tertullian, pp. 5–8).

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

У Виктора картенскаго – писателя 5 века покаяние наз. sacramentum poenimenmiae. 451 Кирилл александ.: «по моему мнению, двояким образом мужи вдохновенные Духом Божиим отпускают и удерживают грехи: тогда как достойных допускают к крещению и недостойным отказывают, и тогда, как обличают согрешающих чад церкви и кающихся прощают, как и Павел коринфского любодея» кн, 12 на Иоан. § 23. 457 Advers. hoeres. Lib. 1. с. 21. § 5. Непоименованные у Иринея ученики Валентина были, как видно из слов Феодорита (Horet fab. 1. 11), Августина (Hoeres 16), и Епифания (Hoeres 36), маркиониты и гераклеониты. жившие во 2 веке 462 Св. Амвросий (lib. 1. de poenitent. c. 8. гл. 2. p. 400) в упрек новатианам, после того как привел слова Мар. 16, 18 – говорит: сиг ergo manus imponitis et benedictionis opus creditis, si quis forte reualuerit aegromus»?-Здecь Benedictionis opus,-impositio manuum тоже, что тайнственное елеопомазание; ибо миропомазания и соединившегося с ним возложения рук новатиане не принимали. 463 В толк, на пс. 26 (Enarr. 2. in Psal. 26 § 2. гл. 4 р. 119) он изображает влияние елеопомазания на состояние души при смерти; а в сочинении зерцало; в котором он собрал изречения писания, quae nunc (in novo testam) facienda sunt, si facienda praecepta sunm,-npuboдum сл.ап. Иакова гл. 3· р. 813. Possidius in vita Augustini с. 27. 464 Ер. ad. Decentium Eug episcopum. В начале послания жалуется на то, что предстоятели церквей вводят произвольное разнообразие в чине церковном. От сего то, говорит он, язычники думают, что церкви между собою несогласны, или что апостолами предано церквам противоположенное учение». Это вступление показывает, чго если Иннокентий говорит о елеопомазании; то это не новое учреждение, а учреждение преданное апостолами, но оразнообразишиееся в некоторых обрядах. Недоумения касательное елеопомазания он разрешает следующее: а) может ли оно быть отправляемо епископами также, как пресвитерами? б) может ли быть сообщаемо кающимся? Labbei conceil. гл. 2. р. 1248. Слова Иннокентия приводили: Беда –в толковании на послание Иакова, причем присовокуплял: nune ecclesiae consuetudo tenet, utinfirmi eleo consarato ungunturapraesbyteris et oratione comitantur; также Х родегар in regula canonicetum (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010