Протестанты ставят нам в упрек формальность и обрядность нашего богослужения; но когда посмотришь на их обряд, то невольно отдаешь и в этом отношении предпочтение нашему обряду; чувствуешь, как наш обряд прост и величествен в своем глубоком таинственном значении. Священнослужитель поставлен в нашем обряде так просто, что от него требуется только благоговейное внимание к произносимым словам и совершаемым действиям; в устах его и через него священные слова и обряды сами за себя говорят, и как глубоко и таинственно говорят душе каждого и соединяют все собрание в одну мысль и в одно чувство! Оттого самый простой и неискусный человек может, не подстраивая себя, не употребляя искусственных усилий, совершать молитвенное действие и вступить в молитвенное общение со всей Церковью. Протестантский молитвенный обряд при всей наружной простоте своей требует от священнослужителя молитвенного действия в известном тоне. Оттого в этом обряде только глубоко духовные или очень талантливые люди могут быть просты; остальные же, то есть огромное большинство, принуждены подстраивать себя и прибегать к аффектации, которая именно в протестантских храмах чаще всего встречается и производит на непривычного человека тягостное впечатление. Когда я вижу здесь проповедника, когда он, стоя посреди храма, лицом к размещенному чинно на скамьях собранию, произносит молитвы, воздевая глаза к небу, сложив руки в известный всеми употребляемый вид, и придает своей речи неестественную интонацию, мне становится неловко за него; думается, как должно быть ему неловко! Еще ощутительнее становится неловкость, когда, окончив обряд, он всходит на кафедру и начинает свою длинную проповедь , оборачиваясь от времени до времени назад, чтобы выпить из стакана воды и собраться с духом. И что за проповедь! Редко случается слышать в ней действительно живое слово, когда проповедник – действительный духовный человек или талант. Говорят большею частью работники церковного дела чрезвычайно натянутым голосом, с крайнею аффектацией, с сильными жестами, поворачиваясь из стороны в сторону, повторяя на разные лады общие, всеми употребляемые фразы. Даже когда читают по книге, что нередко случается, они прибегают к известным телодвижениям, интонациям и расстановкам. Нередко случается, что проповедник, произнося некоторые слова и фразы, кричит и ударяет кулаком по кафедре, чтобы придать выразительность своей речи... Нет, здесь чувствуешь, как верно применилась наша Церковь к природе человеческой, не поместив проповеди в состав богослужебного обряда. Весь наш обряд сам по себе составляет лучшую проповедь , тем более действительную, что всякий принимает ее не как человеческое, а как Божие слово. И церковный идеал нашей проповеди как живого слова есть учение веры и любви от Божественных писаний, а не возбуждение чувства как необходимое действие каждого священнослужителя на собравшихся в церковь для молитвы 2 . В. III. Вестминстерское аббатство

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Церковные иерархи, политики и общественные деятели в Европе все чаще заявляют о проблеме христианофобии. 17 сентября 2010 года Папа Римский Бенедикт XVI во время встречи с британскими политиками, бизнесменами и представителями интеллектуальной элиты в Вестминстерском аббатстве заявил о своей обеспокоенности возрастающей маргинализацией религии, особенно христианства, которая имеет место в Европе «Есть люди, утверждающие, что религия должна замолчать или, как минимум, быть низведенной до исключительно частной сферы. Есть люди, которые утверждают, что необходимо препятствовать публичному празднованию Рождества Христова, руководствуясь сомнительными аргументами, что это каким-то образом может оскорбить представителей других религий или атеистов. И есть также те, кто утверждает парадоксально, но пытаясь бороться с дискриминацией что христиане в своей общественной жизни должны действовать и против своей совести. Это печальное свидетельство отказа не только учитывать права верующих на свободу совести и свободу религии, но также и права религии на место в общественной сфере» 2 . Стремление теоретиков и практиков европейского «тоталитарного релятивизма» вытеснить религию из общественной жизни в сугубо частную сферу, дискриминирует ее представителей, выталкивая их из политических и социальных процессов, лишая права высказываться по злободневным проблемам, опираясь на свои духовно-нравственные убеждения. В энциклике Caritas in Veritate Бенедикта XVI, опубликованной в 2009 году, также упоминается необходимость получения «статуса гражданства» для христианской религии, которое может «…внести свой вклад в развитие, только если в общественном пространстве найдется место для Бога: в культурной, социальной, экономической и особенно в политической сфере. Изгнание религии из общественной сферы впрочем, как и религиозный фундаментализм мешает людям встречаться и сотрудничать ради прогресса человечества» 3 . Архиепископ Римско-Католической Церкви в Великобритании Питер Смит подтверждает, что сегодня религия рассматривается исключительно как личная экстравагантность, которая имеет право существовать за закрытыми дверями один раз в неделю, но не должны иметь каких-либо выражений в общественной жизни или на работе 4 .

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-xri...

Шотландцы не без усилий к 1328 году добились подписания Нортгемптонского договора о том, что Камень судьбы вернется к ним, с условием, что будет по необходимости изыматься и использоваться для коронаций британских монархов. Лишь в 1996 году договор был выполнен; в коронации матери Карла III, Елизаветы II, он участвовал. В коронации Карла III он тоже будет задействован.  В субботу Скунский камень прибыл в Лондон. Реликвия была перевезена в специальном контейнере из шотландского дуба. Две золотые кареты В день торжества царственные супруги, Карл и Камилла, поедут в Вестминстерское аббатство в новой карете, созданной в 2014 году в честь 60-летия правления Елизаветы II. Она была сделана австралийским мастером в подарок королеве; ее дизайн и конструкция максимально современные для такого традиционного предмета, заведомо используемого лишь в церемониальных целях. Но обратный путь им предстоит проделать на карете Георга II, которой уже более 260 лет. Вес золотой кареты — 4 тонны, ее везут 8 лошадей, запряженных цугом. По отзывам королевы Елизаветы, карета очень неудобная: едет с черепашьей скоростью, сильно трясется на своей старинной кожаной подвеске, и единственное ее преимущество — высота и огромные окна. Елейная ампула и драгоценная ложка Перед алтарем будущий глава страны присягает, клянясь защищать справедливость, закон и Англиканскую Церковь, а затем архиепископ Кентерберийский совершает древний ритуал помазания головы елеем, символизирующим божественную благодать. Масло приносят на коронацию в особой золотой ампуле родом из XVII века в форме орла с раскрытыми крыльями, а на месте наливают в серебряную ложечку, украшенную позолотой и жемчугом.  Елей для помазания сделан из оливок, собранных на Елеонской горе в окрестностях Вифлеема, и ароматизирован смесью кунжута, розы, жасмина, корицы, нероли, бензоина и янтаря в соответствии с рецептом, используемым уже много столетий. Патриарх Иерусалима Феофил III и англиканский архиепископ в Иерусалиме Хосам Наум освятили масло для коронации Карла III в начале 2023 года.

http://pravmir.ru/koronacziya-karla-iii-...

Британские библеисты, принявшие активное, но не афишируемое участие в создании СП , повлияли на формирование переводческой стратегии авторов СП, способствовав сложению данного текста как Русской национальной Библии. Они повлияли как на выбор текстологической основы СП, так и на сложение его текстологического единства. Подобно как в KJV, где наиболее латинизированными являются литургически значимые разделы и выражения, в СП те же пассажи подвергались максимальной славянизации. В-пятых, к национальным Библиям сформировалось отношение как особому общенародному достоянию. В силу этого обстоятельства национальные Библии не заменяются переводами новыми, но тщательно исправляются, причем правке придается характер дела национальной важности. Так, для создания KJV, явившегося, в сущности, в правке перевода Вильяма Тиндаля, было создано шесть комитетов — по два в Оксфорде, Кембридже и Лондоне. Совместные заседания этих комитетов под председательством еп. Ланселота Андерса носили характер общенационального деяния и проводились в Иерусалимской палате рядом с Вестминстерским аббатством . Иногда высказывается мнение, что подобная история KJV и последующих версий носит уникальный характер, обусловленный гражданской и религиозной историей Британской Империи, а также новых англоязычных наций. Однако с полной уверенностью можно сказать, что трепетное отношение к национальным Библиям свойственно и иным народам, ими обладающими. Так, к примеру, уже в наше время, в 1972 г., правительство и парламент Швеции создали Комиссию для исправления Шведской Библии . Основная работа проводилась так называемыми переводческими парами, состоявшими из библеиста и специалиста в области шведского языка, причем оба они должны были знать и древнееврейский. Созданный переводческой парой текст, снабженный богословским и филологическим комментарием, рассматривался переводческой комиссией, после чего публиковался в СМИ с просьбой к читателям присылать свои отзывы. По рассмотрении отзывов снабженный комментариями внешних специалистов текст постранично зачитывался на общем заседании Комиссии и после согласования издавался в виде отдельных книг . В 1975 г. был опубликован Новый Завет, в 1986 — неканонические книги Ветхого Завета, а в 2000-м юбилейном году увидела свет исправленная Шведская Библия, официально рекомендованная к употреблению в богослужении и изучению в школах.

http://bogoslov.ru/article/404972

Генриха III и Элеоноры Прованской в Вестминстере (14 янв. 1236). Подробно М. П. описывает свое пребывание при королевском дворе в Вестминстере в 1247 г., на празднике св. Эдуарда Исповедника (13 окт.), и беседу с кор. Генрихом III. Вероятно, король специально вызвал ко двору М. П., чтобы тот засвидетельствовал торжественную церемонию передачи Вестминстерскому аббатству реликвии - недавно приобретенного Генрихом III сосуда с Кровью Христовой (подробнее см.: Vincent N. The Holy Blood: King Henry III and the Westminster Blood Relic. Camb., 2001). К тому времени М. П. был уже известен королю как автор «Большой хроники» (Chronica majora), их знакомство могло состояться в ходе одного из посещений монархом аббатства Сент-Олбанс. Генрих III поручил М. П. правдиво записать все увиденное и услышанное, а затем пригласил отобедать с собой. В дальнейшем М. П. еще несколько раз встречался и беседовал с королем (в 1250 или 1251 и в марте 1257 в Сент-Олбансе, в июле 1251 в Уинчестере). Ок. 1256 г. М. П. побывал в Лондоне и осмотрел содержавшегося в Тауэре слона, подаренного Генриху III франц. кор. Людовиком IX Святым . М. П. оставил подробное описание и 2 рисунка слона, которые считаются первыми в Европе изображениями этого животного, выполненными с натуры ( Lewis. 1987. P. 212-216). Возможно (судя по подробным описаниям в своих сочинениях), он присутствовал при освящении церкви в аббатстве Хейлс (графство Глостершир, осень 1251), а также на свадьбе дочери Генриха III Маргариты с королем Шотландии Александром III в Йорке (26 дек. 1251). М. П. поддерживал регулярные и достаточно тесные контакты со многими представителями англ. знати (в т. ч. с Ричардом, гр. Корнуоллом, братом кор. Генриха III), чиновниками королевской канцелярии и казначейства («Палаты шахматной доски»), к-рые, по-видимому, были его информаторами. Достоверно известно об одной его поездке за пределы Англии. В 1248-1249 гг. по поручению папы Римского Иннокентия IV и аббата Сент-Олбанса М. П. посетил Норвегию, чтобы уладить конфликт в бенедиктинском мон-ре Нидархолм (близ совр.

http://pravenc.ru/text/2562564.html

Еще одной важной темой обсуждения на конференции станет проблема свидетельства христиан современному миру, констатировал владыка Иларион, отметив, что данная тема «важная и не простая, поскольку в этом вопросе что именно и как говорить о Христе нашим в большинстве своем неверующим современникам, позиции Церквей часто расходятся; уверен, что нам предстоят интересные и содержательные дискуссии». Епископ Г. Бедфорд-Штром приветствовал участников Конференции от имени Евангелической церкви в Германии, отметив важность продолжающегося диалога между двумя Церквами, который ныне проходит в формате конференций, и актуальность тематики нынешней встречи. Тема «мученичества и страданий наших братьев на Ближнем Востоке» объединяет христиан, уверен епископ Генрих Бедфорд-Штром. В ходе своего выступления председатель Совета Евангелической церкви в Германии также отметил, что одним из приоритетных направлений двустороннего межцерковного сотрудничества является взаимодействие в академической сфере. Глава Евангелическо-лютеранской церкви в России архиепископ Д. Брауэр в приветственном слове, в частности, сказал о том, что в России проходят многочисленные мероприятия, посвященные 500-летию Реформации. Он также упомянул о подготовленных совместно с Международным союзом немецкой культуры выставке и книге, которые посвящены известным отечественным пасторам, многие из которых приняли мученическую смерть в годы советской власти. «Мученики для нас это те, кто бесстрашно и мужественно исповедовал свою веру вопреки всем обстоятельствам, даже самым сложным и самым адским, вопреки самой смерти. Мученики это те, кто передал нам свою веру ценой своей крови, следуя Агнцу Христу», подчеркнул архиепископ Д. Брауэр. Чрезвычайный и Полномочный посол Федеративной Республики Германии в Российской Федерации Р. фон Фрич в приветственном слове отметил важность диалога между христианами России и Германии, сказал об общих современных вызовах, стоящих перед ними, о тяжелых последствиях XX века для христиан обеих стран. В качестве зримого свидетельства связи между христианами России и Германии Р. фон Фрич упомянул о том, что что среди скульптурных изображений мучеников XX века на западном фасаде Вестминстерского аббатства можно увидеть статуи преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны и немецкого лютеранского пастора Дитриха Бонхёффера.

http://patriarchia.ru/db/text/5053678.ht...

Из опубликованных впосл. сочинений Д. наиболее известны: 4-томный труд о систематике и морфологии усоногих раков (1851-1854), «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) и «Насекомоядные растения» (1875). 2-е послужило основой для выделения новой науки (этологии), занимающейся поведением животных. В знак признания его заслуг Д. был похоронен рядом с И. Ньютоном в Вестминстерском аббатстве в Лондоне. Создание теории происхождения видов За время плавания на «Бигле» Д. удалось собрать большое количество биологических, геологических и палеонтологических материалов, классификацией и подробным изучением которых он занимался много лет. Во время путешествия Д. впервые серьезно задумался о роли пространственной изоляции в эволюции. На эту идею его натолкнуло изучение фауны Юж. Америки, явно возникшей в 2 этапа, причем древняя, раннетретичная, фауна по характеру эволюции отличалась от более поздней. Это позволило Д. предположить, что материки Сев. и Юж. Америка были долгое время изолированы друг от друга. В еще более яркой форме о роли пространственной изоляции в эволюции свидетельствовали наблюдения Д., сделанные им на Галапагосских о-вах, где он подробно исследовал дивергенцию «дарвиновских вьюрков», а также гигантских сухопутных черепах. Помимо установления роли пространственной изоляции в эволюции Д. во время раскопок нашел интереснейшие данные об эволюции, реально имевшей место во времени. Анализ палеонтологических материалов, собранных в Андах и Уругвае, в частности останков вымерших гигантских ленивцев и нек-рых ископаемых беспозвоночных, обнаруженных в меловых отложениях, окончательно убедили Д. в том, что эволюция действительно имела место. Представления об эволюции неоднократно высказывались и до Д. Наиболее четко они были сформулированы франц. натуралистом и философом Ж. Б. Ламарком. Его труд «Философия зоологии», содержащий в целостной форме представления автора об эволюции, вышел в свет в 1809 г., в год рождения Д. Поэтому основная заслуга Д. состояла не в развитии им эволюционной концепции, а в том, что он впервые серьезно задумался над главными факторами, к-рые движут эволюцией живых существ.

http://pravenc.ru/text/Дарвином.html

Лайза Пикард подробнейшим образом описывает жизнь Лондона той поры – с 1840-х по 1870-е годы. Она внимательна к любой мелочи, для нее нет главного и второстепенного, значительного и мелкого. Любое проявление жизни той эпохи интересует ее как бытописателя, и в этом заключена особая прелесть книги. Все начинается с запахов, которые поистине были ужасны в то время, – нечистоты, скотные дворы, десятки тысяч овец, коров и свиней на лондонских улицах, базары домашних животных, трущобы, рыбные рынки – все это вносило свою лепту в «аромат» Лондона. Казалось, что сделать с этим ничего нельзя. Зловоние проникало не только в кварталы бедноты, но даже в королевский дворец: «В июне 1858 года Темза воняла настолько сильно, что находиться в Вестминстерском дворце в покоях, выходивших на реку, стало не только непереносимым, но и опасным». Средневековые методы управления городским хозяйством исчерпали себя и им на смену пришли «столичные советы по городским работам». Нашлись энергичные люди и частные инвесторы, главным лондонским инженером стал Джозеф Базалджетт , широкие взгляды которого, а также менеджерские способности и инженерный гений, сделали невозможное – за пять лет Лондон был весь перекопан, покрыт сетью канализационных труб и очистных сооружения. Со зловонием было покончено. Так энергично преобразовывались в то время многие сферы жизни англичан и лондонцев, в первую очередь. Когда городское хозяйство стало постепенно приходить в порядок, у людей появилась потребность заняться и образованием, и библиотеками, и больницами. В 1860-е годы на противоположном от Вестминстерского аббатства берегу Темзы была построена новая больница Святого Фомы. Со строительством ее связано имя известной Флоренс Найтингейл. Она была первой сестрой милосердия в истории Великобритании . Удивительно, что английская аристократка в возрасте 19 лет, во время путешествия с родителями по Европе, неожиданно для всех решила посвятить себя служению милосердия, посетив в 1849 году Институт диаконис в Кайзерверте (Германия). Она организовала медицинскую помощь во время Крымской кампании, а затем ей было поручено вообще реорганизовать английскую армейскую медицинскую службу. Флоренс – это характернейший человек своей эпохи. Она действует, изобретает и добивается. Она собственными силами, по сути, создает новую профессию – профессию медсестры. При больнице Святого Фомы, упоминавшейся ранее, которую построили на деньги, собранные по подписке, была организована первая в мире школа сестер милосердия . Вскоре выпускницы этой школы начали создавать аналогичные учреждения при других больницах. Как пишет Лайза Пикард: «Медсестры стали трезвыми, честными, надежными, пунктуальными, спокойными, дисциплинированными, чистыми и опрятными, и добросовестно вели записи».

http://pravmir.ru/vremya-peremen/

Может быть на этом основания народное предание относит местопребывание первых людей по изгнании из рая к хевронской долине. Недалеко от Хеврона показывают даже пещеру, где жили будто бы первые люди. Хеврон, древнейший из городов, упоминаемых в Священном Писании , был главным городом сынов Знаковых (Иис. Нав. 21:11 ). Над ним реют самые седые библейские воспоминания. Здесь жили праотцы Еврейского народа: Авраам, Исаак, Иаков. Здесь они многократно беседовали с Богом и здесь нашли для себя покой их тела после смерти. Здесь жил некоторое время царь Давид, против которого здесь же возмутился его сын Авессалом. Богатый библейскими воспоминаниями, Хеврон не богат историческими памятниками. Единственный исторический памятник Хеврона – это мечеть, в которой находятся, согласно преданию, гробницы Авраама, Исаака и Иакова с их семействами (кроме Рахили). Но вход в мечеть очень затруднителен и разрешается только лицам, снабженным именным султанским фирманом. Вход же в пещеру под мечетью, где, по преданию, находятся гробницы патриархов, закрыт для всех, даже для самих мусульман. В 1862 году, по особому разрешению Султана, встреченному с большим неудовольствием мусульманами, спускался в эту пещеру принц Вельский (теперь король Эдуар VII) с настоятелем Вестминстерского аббатства доктором Станлеем и еще двумя англичанами. Это были первые посетители (со времен крестоносцев, когда прекращен доступ в мечеть) и последние, так как мусульмане того убеждения, что посещение гробниц патриархов нарушает их покой и неприятно им, и приводят в доказательство, что когда завоеватель Палестины Ибрагим-паша вздумал было проникнуть в эту пещеру, то был отброшен оттуда как бы ударом молнии. Что современный Хеврон стоит на месте библейского города, это считается более или менее достоверным. В городе сохранилось одно водохранилище, древность которого, по мнению ученых, восходит, по крайней мере, ко временам Давида. Здесь, по их предположению, Давид казнил убийц Иевосфея, сына Саулова ( 2Цар. 4:12 ). В настоящее время Хеврон – довольно большой торговый город и населен почти исключительно магометанами, отличающимися здесь крайним фанатизмом, вследствие чего город является не безопасным для христиан, в которых даже уличные мальчишки обыкновенно бросают каменьями, если их не сопровождает кавас – гроза турок. Пока мы ходили около города, к нам подошел турок – чалмоносец, с достоинством что-то объяснявший и прибавлявший потом знакомое нам слово «бакшиш.» Кавас объяснил нам, что он требует бакшиша по праву (!) здешнего муллы. Магометанские муллы не получают никакого вознаграждения за свое священнослужение, чаще всего не имеют никакой собственности, а потому живут исключительно сборами со своих земляков, или паломническими бакшишами, которые они вымогают очень бесцеремонно. Мы удовлетворили требование муллы, к великому его удовольствию.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Не позднее 1054 г. англ. кор. Эдуард Исповедник (1042-1066), единокровный брат Эдмунда Железнобокого, не имевший собственных детей, стал рассматривать в качестве потенциального наследника своего племянника Эдуарда, жившего в изгнании. В 1054 г. по поручению Эдуарда Исповедника в Германию отправился Эалдред, еп. Вустерский (1046-1062, впосл. архиепископ Йоркский (1061-1069)). Эалдред пробыл в Кёльне ок. года, но не смог договориться о возвращении Эдуарда, по-видимому, из-за шедшей в то время войны между имп. Генрихом III и кор. Эндре I. После смерти Генриха III (5 окт. 1056) отношения между Венгрией и Свящ. Римской империей нормализовались, что позволило Эдуарду и его семье вернуться в Англию. Возможно, 2-е отправленное за ними посольство возглавлял Гарольд Годвинсон, эрл Уэссекса (король Англии в янв.-окт. 1066). Спустя неск. дней после прибытия в Англию Эдуард скоропостижно скончался (19 апр. 1057). О жизни его семьи до Нормандского завоевания 1066 г. сведений нет. По-видимому, М. воспитывалась в одном из жен. мон-рей в Уэссексе, тесно связанных с англосакс. королевским домом. Это могло быть либо аббатство Уилтон (в Уилтшире), либо аббатство Ромси (в Хемпшире). Известно, что младшая сестра М., Кристина, стала монахиней и, возможно, аббатисой в Ромси и Уилтоне. Именно в Уилтон М. отправила на воспитание дочерей. Скорее всего в воспитании М. участвовала жена Эдуарда Исповедника Эдита, сестра Гарольда Годвинсона, известная своей образованностью и христ. благочестием. Младший брат М., Эдгар, возможно, рассматривался Эдуардом Исповедником как потенциальный наследник. В соответствии с т. н. Законами Эдуарда Исповедника (в действительности написаны неизв. англ. автором во 2-й четв. XII в.) кор. Эдуард даровал Эдгару почетный титул этелинга, к-рый в англосакс. Англии традиционно носили сыновья королей. Однако после смерти Эдуарда Исповедника (5 янв. 1066) большинство магнатов поддержали кандидатуру влиятельного эрла Гарольда Годвинсона, хотя он и не состоял в родстве с королевской династией. Согласно англ. источникам, сам Эдуард Исповедник, находясь на смертном одре, выбрал наследником Гарольда. Претензии на англ. трон предъявил также герцог Нормандии Вильгельм, внучатый племянник Эммы, матери Эдуарда Исповедника. Осенью 1066 г. Вильгельм, собрав большое число рыцарей из Нормандии, Фландрии, Бретани и др. регионов Сев. Франции, переправился в Англию и разбил Гарольда в битве при Гастингсе (14 окт. 1066). После гибели Гарольда в бою часть англосакс. знати во главе с Йоркским архиеп. Эалдредом провозгласила королем Эдгара Этелинга, но не смогла собрать достаточно сил, чтобы противостоять Вильгельму, который был коронован на Рождество 1066 г. в Вестминстерском аббатстве.

http://pravenc.ru/text/2561964.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010