В апр. 1982 г. в составе паломнической делегации РПЦ посетил Св. землю. Участвовал в экуменических и миротворческих встречах в Нидерландах, Чехословакии (1983-1985). В сент. 1984 г. сопровождал Патриарха Пимена (Извекова) в офиц. поездке в Югославию. В марте 1985 г. пострижен в монашество с именем Евгений и возведен в сан архимандрита митр. Антонием. В мае 1985 г. в составе делегации РПЦ принял участие в экуменическом богослужении в Вестминстерском аббатстве (Великобритания), посвященном 40-летию окончания второй мировой войны. В 1986 г. как преподаватель Ленинградской ДС участвовал в богословском собеседовании представителей РПЦ и Евангелическо-лютеранской церкви в Финляндии. 31 мая 1987 г. Ленинградский и Новгородский митр. Алексий возглавил хиротонию Е. во епископа Тамбовского и Мичуринского в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. Е. участвовал в Поместном юбилейном Соборе РПЦ 1988 г. Был членом мандатной комиссии на Поместном Соборе РПЦ 1990 г. по избранию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В 1990-1993 гг. с разрешения Свящ. Синода избирался депутатом облсовета и членом Малого Совета народных депутатов Тамбовской обл. 25 февр. 1991 г. возведен в сан архиепископа. С 25 марта 1991 г. председатель Комиссии Свящ. Синода по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты работающих в РПЦ. 23 июня 1988 г. по ходатайству Е. Церкви были возвращены мощи свт. Питирима Тамбовского, а впосл. мн. церковные ценности, хранившиеся в музеях области. В дек. 1991 г. он был в составе Комиссии Свящ. Синода по освидетельствованию мощей прп. Серафима Саровского . Под его рук. восстанавливали разрушенные и строили новые храмы, количество к-рых возросло в епархии с 38 до 120, началось возрождение мон-рей. В 1988 г. Е. провел повторную после 1987 г. реставрацию Покровского кафедрального собора Тамбова, в росписях храма появилась тема Тамбовских святых. Под рук. Е. осуществлялся сбор сведений о подвижниках Тамбовской земли. На основе собранных данных была написана икона «Собор Тамбовских святых». 16 февр. 1988 г. по ходатайству Е. Патриарх Пимен установил празднование Собору Тамбовских святых 10 авг. ежегодно. В Тамбове было вновь открыто ДУ. С 1994 г. в епархии ежегодно стали проводить Питиримовские образовательные чтения.

http://pravenc.ru/text/186973.html

В начале 1944 г. в румынских общинах были введены «советы примирения» в составе местного священника и двух членов общины, назначаемых мировым судьей. Советы собирались по воскресеньям для разрешения возникающих в общине конфликтов, в том числе по имущественным вопросам; теперь мировые судьи не должны были принимать подобных дел, если они на были рассмотрены новыми органами. Следует упомянуть, что ежегодно 8 ноября в бухарестском кафедральном соборе Патриарх Никодим совершал праздничное богослужение по случаю дня рождения и тезоименитства короля Михая. В ходе войны целый ряд румынских церквей и обителей пострадали от бомбардировок и артиллерийских обстрелов (только в Бухаресте англо-американские бомбардировки уничтожили 10,5 тыс. зданий), например, разрушению подвергся основанный в 1806 г. монастырь Гичиу в районе г. Плоешти (он был восстановлен в 1952 г.). Лишения войны усилили религиозные чувства румын. Так, на торжественном богослужении в Яссах 14 октября 1942 г. по случаю дня св. Параскевы, особо почитаемой местным населением, присутствовало более 200 тыс. паломников из Молдавии и Транснистрии. Богослужение и крестный ход возглавлял Молдавский митрополит. И в годы войны не прекращались межконфессиональные контакты Румынской Церкви. Так, в марте 1943 г. архиепископ Кентерберийский Вильям Темпл, нанес дружеский визит и посетил румынскую часовню в Лондоне. [iv] 13 июня 1943 г. в экуменическом богослужении в лондонском Вестминстерском аббатстве на праздник Троицы участвовал представитель Румынской Православной Церкви. [v] А когда в 1943 г. в оккупированной немцами Франции возникло движение «Недели молитвы о единстве христианского мира», первое молитвенное собрание с участием католиков и протестантов было устроено православными в румынской церкви Парижа, причем молебен отслужил русский митрополит Евлогий (Георгиевский). Тогда же в Париже был основан Межправославный комитет для объединения отдельных православных, желавших участвовать в Неделе молитвы под председательством настоятеля румынского храма архимандрита (позднее архиепископа) Феофила (Ионеску). [vi]

http://bogoslov.ru/article/656120

В сентябре 1964г. Святейший Патриарх предпринял путешествие в Афины, Женеву и Лондон. 4.II.1965 исполнилось 20 лет его патриаршего служения. Святейший Патриарх Алексий принимал активное участие в борьбе за мир. Духовный писатель. + 17.IV.1970 года. Труды: «Комбатанты и некомбатанты во время войны» (1899 г.) (Кандидатская диссертация в Юридич.факультете)· «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета». (Кандидатское сочинение 1903 года). Слово на День Святой Пасхи. «Тульск.Епарх.Вед.» 1909, 12, стр.183. Речь при наречении его во епископа. «Приб. к «Церк.Вед.» 1913, 18–19, стр.791. См.также «ЖМП» 1957, II, стр.36–38. Слова, речи, послания, обращения T.I ( ) М.· T.II (1948–1954 гг) М. 1954. m.III(1954–1957 гг) М.1957. T.IV (1957–1963 гг) М.1964. «Речь на филаретовском вечере в Московской Духовной Академии». «ЖМП» 1964, 2. «Речь на приеме участников сессии Исполкома Всемирного Совета Церквей в Троице-Сергиевой Лавре». «ЖМП» 1964, 4. «Речь при вручении жезла епископу Антонию (Мельникову)». «ЖМП» 1964, 7. «Слова, речи, послания, обращения» (1957–1963 гг.) m.IV «ЖМП» 1964, 7. «Послание Московским духовным школам ко дню их 20-летия». «ЖМП» 1964, 8. «Послание пастве Западноевропейского Экзархата Русской Православной Церкви». «ЖМП» 1964, II. «Речь на приеме у короля Греции Константина». «ЖМП» 1964, II. «Речь на приеме у генерального секретаря ВСЦ». «ЖМП» 1964, II. «Речь на официальном обеде в главной квартире ВСЦ». «ЖМП» 1964, II. «Речь на торжественном богослужении в Вестминстерском аббатстве». «ЖМП» 1964, II. «Речь на приеме у Архиепископа Кентерберрийского Михаила Рамсея»· «ЖМП» 1964, II. «Речь на юбилейном акте ВДА». «ЖМП» 1964, 12. «Рождественское послание». «ЖМП» 1965, I и 12. «Рождественское приветствие Предстоятелям Поместных Православных Церквей». «ЖМП» 1965, I. «Речь при вручении жезла епископу Саратовскому и Волгоградскому Пимену». «ЖМП» 1965, 2. «Речь на торжественном собрании, посвященном 20-летию Патриаршества»·

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В те самые годы композитор, который уже прославился как автор симфоний и фортепианных концертов, вдруг обращается к хоровой литургической музыке и пишет произведение, которое в течение XX века становится самым известным произведением духовной музыки во всех странах, где оно исполнялось. При этом в нашей стране во времена гонений " Всенощная " Рахманинова не звучала ни в концертных залах, ни в церквях за богослужениями, и только в этом храме в 70-80-е годы хор под управлением Н.В. Матвеева раз в год исполнял это произведение. Послушать эту музыку, соприкоснуться с запрещенным шедевром нашего великого композитора приходили сюда, в том числе, и люди, далекие от Церкви. Сегодня эта музыка звучит повсюду, ее знают не только в России, но и далеко за ее пределами, и она выполняет важную миссионерскую роль - такую же, как и православные иконы, которые мы видим, например, входя в Вестминстерское аббатство в Лондоне, где проходят коронации королей и королев, где совершаются важные события в жизни Англиканской Церкви. При входе в этот храм висят две православные иконы - Спасителя и Божией Матери,  написанные русским иконописцем. А на портале этого храма одна из статуй посвящена святой преподобномученице Елисавете Феодоровне. Музыка Сергея Васильевича Раманинова прозвучала не только в исполнении Московского Синодального сора, но и в исполнении хора Винчестерского кафедрального собора, который здесь сегодня присутствует». Митрополит Иларион сообщил, что после службы этот хор исполнит несколько произведений из своего репертуара.  Приветствуя хоровой коллектив, он сказал: «Надеюсь, что пребывание этих молодых людей на нашей земле будет благословенным, что они сумеют соприкоснуться с духовной традицией, которая столь ярко отображается в нашем богослужении, в наших иконах и нашей литургической музыке». Владыка  также пожелал всем верующим благополучного прохождения поприща Великого поста. По окончании Всенощного бдения  хор из Великобритании дал небольшой концерт для прихожан. С.В. Рахманинов написал «Всенощное бдение» во время Первой мировой войны. Впервые произведение было исполнено 10 марта 1915 года в Большом зале Благородного собрания в Москве (ныне Колонный зал Дома Союзов) Синодальным хором под управлением Н.М. Данилина. Композитор посвятил опус С.В. Смоленскому — выдающемуся церковному музыканту и хоровому деятелю.

http://mospat.ru/ru/news/51622/

В течение весны и лета я продолжал энергично работать для осведомления англикан о православной Церкви. Среди моих постоянных лекционных поездок мне пришлось посетить Ирландию. Этот зелёный остров, из которого святой Патрик (377–460), его небесный покровитель, изгнал всех змей, полон особого очарования. Ирландия живёт в своём мире, она провинциальна, её темп замедлен, она почти на сто лет отстаёт от остальной Европы. В Дублине церкви полны не только по воскресеньям, но и в будничные дни. На её севере католики и протестанты продолжают драться друг с другом. Англиканская Церковь в Ирландии тоже дышит атмосферой XIX века, но небольшая группа в ней серьёзно интересуется православием и её члены пригласили меня. С 29 июня по 7 июля состоялись очередные англо-православные съезды в Хай-Ли. Студенческая часть была посвящена вопросу достижений и потерь реформации, съезд же Содружества имел своей темой «Бог, который говорит». Обе эти конференции подвели итоги нашей предвоенной работы и ещё раз собрали выдающихся богословов обеих Церквей, вместе с интересной и живой молодёжью. Около 250 человек перебывало на них. Среди докладчиков со стороны русских выделялись отец Кассиан Безобразов , отец Георгий Флоровский , Г. П. Федотов и Л. А. Зандер. Со стороны англикан выступал наш новый председатель Роллинсон, епископ Дарбский (1884–1960) и бенедиктинский монах дом Григорий Дикс (19011952), один из самых талантливых литургистов своей Церкви. Молитвенная жизнь конференции была поручена священнику Эрику Абботту (р. 1915), человеку глубокой духовности, ставшему впоследствии знаменитым настоятелем Вестминстерского Аббатства. Содружество всё более становилось международной организацией. В 1939 году в Хай-Ли были сербы, румыны, делегация из Швеции, возглавлявшаяся энергичной молодой богословкой Гунвор Салин (р. 1905). На съезде участвовал вартопед армянской церкви Тиран Нерсоян, выбранный после войны патриархом Иерусалимским. Большой потерей для всех было отсутствие двух основоположников Содружества, епископа Вальтера Фрира, умершего в 1938 году и отца Булгакова, только что перенёсшего операцию рака горла 118 . Особенно его никто не мог заменить. Ему одному были присущи дерзновение и вера провидца будущего примирения Востока и Запада. Несмотря на эти потери, Содружество продолжало расширять свою миссионерскую работу. В связи с общими съездами были организованы мною три местных конференции с участием лиц, приехавших из заграницы. Они состоялись в Корновалисе, в Шрюсбери и в Хартфорде. На них служились православные литургии, хоры состояли из англичан, певших по-английски русские церковные мотивы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Второе. Книга была создана женщиной, которая находилась в сложной финансовой и духовной ситуации. В таких условиях она начала создавать эту книгу, и это состояние наложило свой отпечаток на повествование о волшебном мире добрый и злых волшебников. Роулинг писала свою книгу семь лет, но создала ее за два с половиной часа езды в поезде. Целостное представление, о чем будет роман, появилось у нее в течение поездки из Лондона в Эдинбург. Поэтому все названия, которые появляются в книге, носят серьезную смысловую нагрузку и очень важны для понимания произведения. Теперь о контексте, в рамках которого эта книга появилась, и почему ее создали. Дж. Роулинг живет в Эдинбурге, столице Шотландии, которая, как мы знаем, является частью Соединенного Королевства. Учитывая то, что действие романа происходит, по большей части, в школе волшебство Хогвардс, необходимо понять, как в этих условиях английские дети воспитываются и как они ходят в школу. Несмотря на то, что официальной Церковью Великобритании является Англиканская Церковь, главой которой является в настоящее время королева, начиная с кон. XIX в. и по настоящее время наиболее преуспевающей образовательной моделью в Великобритании является модель католического образования. В католическую школу хотят записаться все, начиная от протестантов и заканчивая атеистами и мусульманами. Они даже на службы приходят, чтобы их заметил настоятель и дал справку, необходимую для поступления в католическую школу, т.к. без рекомендации настоятеля в католическую школу попасть невозможно. С того момента, как в сер. XIX в. в Великобритании была восстановлена католическая иерархия, Католическая Церковь в Соединенном королевстве поставила своей задачей воспитание детей, прежде всего католиков, которые должны были стать лучшими членами английского общества. Для этого была выработана образовательная система, которая должна была дать идеальные результаты, чего она и добилась. В создании данной системы непосредственное участие приняло одно из бенедиктинских аббатств, которое находится недалеко от Йорка, в Йоркшире. Это место называется Амплфорф (Ampleforth). Согласно истории этот монастырь был основан католическими монахами, которые были изгнаны из Вестминстерского аббатства после отделения Англиканской Церкви. Аббатство находилось на попечении одной дамы, которая в 1802 г. подарила ему монастырское здание. Ее звали леди Феафакс (Fairfax). Мы о ней еще поговорим.

http://bogoslov.ru/article/474777

Итак, церковь на Букингем Пэлэс Роуд принадлежала Англиканской Церкви. В 1924 году ее передали во временное использование православным: после того, как была закрыта часовня в русском посольстве, которая была единственным местом, где русские могли совершать богослужения. Но когда Великобритания признала Советский Союз, здание посольства Российской Империи пришлось освободить, поэтому Англиканская Церковь предложила церковь в центральной части Лондона. Это предложение было сделано просто русской общине, которая в то время была еще единой в юрисдикционном смысле. Затем, в 1926 году, произошел раскол между последователями митрополита Евлогия в Париже (позже, в 1931 году, они перешли в юрисдикцию Константинополя) и теми, кто последовал за членами Карловацкого синода. Договоренности между двумя группами были интересными: в одно воскресенье церковь использовала Карловацкая группа, а в следующее – последователи митрополита Евлогия. Так они и чередовались между собой по воскресеньям. У них были специальные договоренности относительно того, кто будет использовать церковь во время Страстной Седмицы и великих праздников. Так продолжалось приблизительно до 1945 года, когда «евлогианский» приход перешел в юрисдикцию Московского Патриархата. Как я понимаю, делить церковь стало сложнее, потому что между русскими из Парижа и Зарубежной Церковью не было тесного общения, хотя они и признавали друг друга в некотором смысле. Мне кажется, большинство прихожан не волновал вопрос о юрисдикциях. Они просто приходили в эту церковь, потому что это была русская церковь. Но, технически говоря, она делилась между двумя группами. Я помню то всенощное бдение, когда я впервые зашел туда в 1952 году. Я был занят в воскресные дни утром – ходил на богослужения в Вестминстерское Аббатство. В тот первый для меня субботний вечер в церкви были два священника с длинными седыми бородами и дьякон. В следующую субботу там был только один священник – и у него не было бороды. А в последующую субботу снова служили два священника с длинными бородами и дьякон. Я не понимал причины этих перемен в течение многих лет. Священник без бороды был будущим митрополитом Антонием (Блумом), в то время он был безбородым и служил в приходе Московского Патриархата.

http://bogoslov.ru/article/3884519

К. был учителем принца Эдуарда (до 1550) и с июля 1544 г. занимал должность раздающего милостыню (almoner) от его лица. После прихода Эдуарда VI к власти в 1547 г. и связанных с этим перемен в англ. церковной жизни карьера К., придерживавшегося протестант. взглядов, стала более успешной. В апр. 1548 г. он был назначен каноником часовни св. Георгия в Виндзорском замке, а в окт. 1549 г.- деканом Вестминстерского аббатства. Несмотря на то что К. не имел епископского сана, его ответы на вопросы о совершении литургии, заданные в начале правления Эдуарда VI, предполагалось использовать для реформирования богослужения. Позднее он вошел в состав Виндзорской комиссии, занимавшейся ревизией вероучения церкви Англии и подготовкой Книги общих молитв 1549 г., а также др. документов. Кроме того, К. неоднократно привлекали к проведению визитаций; он был членом неск. комиссий, занимавшихся реформированием канонического права и подготовивших к 1552 г. проект нового свода - «Reformatio Legum Ecclesiasticarum», который так и не был принят. С мая 1547 по нояб. 1552 г. К. занимал должность канцлера Оксфордского ун-та. Он активно боролся с католич. пережитками в ун-те (в частности, в ходе визитации 1551 г.), а также покровительствовал протестант. богословам, приезжавшим в это время в Англию из континентальной Европы. Благодаря его протекции нек-рые из них (напр., Петр Вермилий, с к-рым К. поддерживал дружеские отношения до его смерти в 1562) получили кафедры в Оксфорде и играли важную роль в жизни ун-та. В 1553 г., после смерти Эдуарда VI, К. был арестован по подозрению в участии в заговоре Дж. Дадли, герц. Нортамберлендского, пытавшегося отстранить Марию I Тюдор от наследования престола и передать корону Джейн Грей, кузине умершего короля. По этой причине, а также из-за начала в Англии Контрреформации К. был лишен всех должностей и в авг. 1553 г. провел неск. недель в тюрьме Маршалси. В мае 1554 г. он вместе с Э. Сандисом (впосл. архиепископ Йоркский) бежал из Англии в Антверпен, а в сер. марта 1555 г. переехал во Франкфурт. Здесь он принял активное участие в споре о Книге общих молитв и порядке совершения литургии, разгоревшемся внутри англ. общины в 1554 г. Опираясь на критические замечания Ж. Кальвина о Книге общих молитв, группа англ. протестантов во главе с приехавшим из Женевы Дж. Ноксом (1505-1572) пыталась убедить др. членов общины в необходимости реформирования вероучения по кальвинист. образцу. К., как и прибывший одновременно с ним Дж. Джуэл, выступил против них. Компромисс так не был достигнут, но в кон. марта 1555 г. К. и его сторонники обвинили Нокса за одну из его проповедей в измене императору и Нокс был вынужден покинуть Франкфурт. О дальнейшем пребывании К. на континенте известно мало: вероятно, он жил в основном во Франкфурте, не занимая должностей в англ. церковной общине, а также провел нек-рое время в Страсбурге, в кон. 1558 г. был в Вормсе.

http://pravenc.ru/text/1841724.html

Мне кажется, большинство прихожан не волновал вопрос о юрисдикциях. Они просто приходили в эту церковь , потому что это была русская церковь. Но, технически говоря, она делилась между двумя группами. Я помню то всенощное бдение, когда я впервые зашел туда в 1952 году. Я был занят в воскресные дни утром – ходил на богослужения в Вестминстерское Аббатство. В тот первый для меня субботний вечер в церкви были два священника с длинными седыми бородами и дьякон. В следующую субботу там был только один священник – и у него не было бороды. А в последующую субботу снова служили два священника с длинными бородами и дьякон. Я не понимал причины этих перемен в течение многих лет. Священник без бороды был будущим митрополитом Антонием (Блумом), в то время он был безбородым и служил в приходе Московского Патриархата. В таких обстоятельствах состоялся мой первый контакт с РПЦЗ. Когда я переехал в Оксфорд, я познакомился с теми русскими людьми, которые были связаны с университетом – прежде всего с Николаем Михайловичем Зёрновым  и его женой Милицей. Он читал лекции по культуре восточного православия. После того как он ушел на пенсию, я получил это место. Также я познакомился с такими людьми, как Дмитрий Оболенский и его жена Елизавета. Некоторое время спустя в Оксфорд приехала профессор Надежда Городецкая. Так я познакомился с университетскими преподавателями. Чета Зёрновых, конечно, была уже студентами, когда произошла революция, тогда как Дмитрий Оболенский только родился в 1917 году. Благодаря Зёрновым у меня была возможность услышать о дореволюционной России. Русский приход в Оксфорде принадлежал к юрисдикции Московского Патриархата. Приходским священником был архим. Николай (Гиббс), наставник Царевича Алексея и других детей Императора Николая. О. Николай (Гиббс) был рукоположен в 1930-х годах митрополитом Нестором Камчатским. Мне кажется, его рукоположили в Китае. После революции он служил в таможенной службе Китая. Благодаря связям о. Николая митр. Нестора пригласили в Англию в 1938 году, и он принял участие в некоторых богослужениях в одной из святынь Англиканской Церкви, в Уолсингеме.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/v-...

Неоднозначность признания «теории» эволюции в обществе подтверждается обилием сатирических изображений на тему дарвиновского учения. Подобные карикатуры впервые стали появляться в XIX веке и продолжают вдохновлять творчество современных художников (см. иллюстрации на страницах 28–29). Если говорить о мipoboй известности, то Дарвин, безусловно, попал в список наиболее прославленных имён. В честь него названы музеи, университеты, улицы и даже город – столица Австралийского штата. На новом здании Ленинской библиотеки в Москве его бронзовый барельеф красуется в ряду великих учёных между М.В. Ломоносовым и Д.И. Менделеевым. При этом само учение Ч. Дарвина продолжает оставаться «предметом пререканий» (по-славянски: знамение пререкаемо – Лк. 2:34 ). Выдающийся русский мыслитель Н.Я. Данилевский отмечал: «Ясно, какой первостепенной важности вопрос о том, прав Дарвин или нет , не для зоологов и ботаников только, но для всякого мало-мальски мыслящего человека. Важность его такова, что я твёрдо убеждён, что нет другого вопроса, который равнялся бы ему по важности, ни в области нашего знания и ни в одной области практической жизни. Ведь это, в самом деле, вопрос «быть или не быть», в самом полном, в самом широком смысле» с. 58]. Мы постараемся отделять встречающиеся отзывы о Дарвине как о человеке, с одной стороны, от оценок его учения, именуемого дарвинизмом, с другой стороны. Итак, вдохновившись словом «православного эволюциониста» митрополита Ярославского Иоанна (Вендланда) , «остановимся на великом имени Чарльза Роберта Дарвина (1809–1882), прах которого покоится в Вестминстерском аббатстве рядом с останками И. Ньютона и Ч. Диккенса» с. 53]. Глава 2. К портрету основоположника эволюционного учения 1. Был ли Чарльз Дарвин христианином? Весьма неоднозначно оценивается биографами и специалистами по истории науки вера самого Дарвина. Известны такие его признания: «Я абсолютно не имел в виду писать в атеистическом духе» [цит. по: 107, с. 78]. «В самые крайние моменты колебаний я никогда не был атеистом в том смысле, чтобы отрицать существование Бога» [там же].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010