Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ [англ. Anglican Church, лат. Ecclesia Anglicana]: 1) общеупотребительное название Церкви Англии (The Church of England), офиц. протестант. Церкви Великобритании; 2) в расширительном смысле - определение, применяемое ко всем Церквам, исторически связанным с Церковью Англии и разделяющим доктрину англиканства (см. Англиканское содружество ). Коронация королевы Елизаветы II. Лондон. Вестминстерское аббатство. 2 июня 1953 г. Коронация королевы Елизаветы II. Лондон. Вестминстерское аббатство. 2 июня 1953 г. История Англ. Реформация опиралась на национальную традицию критики Римско-католической Церкви, изложенной в трудах теоретиков соборного движения , теологических трактатах и проповедях Дж. Уиклифа и лоллардов , в произведениях Дж. Фишера, Дж. Колета и др. на рубеже XV-XVI вв. Впервые идеи лютеран. Реформации стали проникать в Англию в нач. XVI в. Почва для восприятия протестант. учения была подготовлена, поводом к началу т. н. «королевской реформации», поддержанной кембриджскими богословами (Т. Кранмером , У. Тиндалом , М. Ковердейлом , Н. Ридли, Х. Латимером и др.), стал конфликт между кор. Генрихом VIII и папой Римским Климентом VII из-за нежелания последнего аннулировать брак короля с Екатериной Арагонской. С 1529 по 1536 г. созванный по инициативе короля Парламент Реформации принял ряд законов, ограничивших юрисдикцию, финансовые права и влияние папы Римского в Англии: акты «Об ограничении аннатов» (SR 23 Hen Viii. P. 20) (1532), «О подчинении духовенства» (SR 25 Hen VIII. P. 19) (1534), «Об ограничении апелляций к Риму» (SR 24 Hen VIII. P. 12) (1533), «О церковных назначениях» (SR 25 Hen VIII. P. 20) (1534), «Об отмене папских диспенсаций и выплаты пенни св. Петра» (SR 25 Hen VIII. P. 21) (1534), «Об отмене папской юрисдикции в отношении английского духовенства» (SR 28 Hen VIII. P. 10) (1536). Парламент принял Акт о супрематии (1534), провозгласивший короля верховным главой Церкви, и впервые узаконил независимую от Рима национальную англикан.

http://pravenc.ru/text/115120.html

В качестве примера привлекательности православной культуры и традиции владыка привел распространение и, следовательно, востребованность в современном обществе (в том числе европейском) православных икон. Их можно сейчас увидеть в храмах и молитвенных помещениях и тех христианских общин, в которых иконопись прежде отвергалась. «Мне довелось во многих англиканских храмах в Великобритании, включая Вестминстерское аббатство, видеть православные образа, которые настоятели этих храмов заказывали у православных художников», — рассказал также председатель ОВЦС. Французские студенты проявили особый интерес к теме православно-католических связей. Митрополит Иларион подробно ответил на вопросы гостей, рассказал о трудностях межконфессиональных взаимоотношений на Украине, с особенной остротой проявившихся в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века, а также об их исторических корнях. Коснувшись по просьбе слушателей темы отношений между братскими Поместными Православными Церквами, глава Отдела внешних церковных связей остановился на одном из важных принципов межправославных отношений — необходимости уважения канонических пределов Поместных Церквей. Напомнив слова апостола Павла: Я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании (Рим. 15, 20), владыка Иларион подчеркнул: «Точно так же мы не проповедуем там, где уже имеется другая Православная Церковь. Например, вся Африка является канонической территорией Александрийского Патриархата . Поэтому мы можем помогать Александрийскому Патриарху в его миссионерской работе, но не насаждаем там свои структуры, хотя в регионе проживает немало наших соотечественников». В тех же странах, которые не входят в каноническую территорию какой-либо Поместной Православной Церкви, Московский Патриарх ведет активную миссионерскую деятельность, отметил архипастырь. Говоря о результатах таких проповеднических трудов, он упомянул, в частности об автономной Японской Православной Церкви , которая стала плодом подвижнической деятельности русского миссионера святого равноапостольного Николая Японского. В будущем году исполняется сто лет со дня его кончины. Наследие, которое он оставил, — это десятки православных приходов по всей территории Японии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1420265...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОР [англ. Gore] Чарлз (22.01.1853, Уимблдон (ныне в черте Б. Лондона) - 17.01.1932, Лондон), еп. англикан. Церкви, богослов, один из лидеров 2-го поколения англо-католич. движения. Происходил из знатной семьи, воспитывался в элитной школе Харроу, в 1871 г. поступил в Бейллиол-колледж (Оксфорд). С 1875 г. член научного сообщества Тринити-колледжа. В 1876 г. рукоположен во диакона, в 1878 г.- во священника, после чего был назначен вице-ректором англо-католич. богословского колледжа в Каддесдоне (близ Оксфорда). С 1884 г. возглавлял Пьюзи-Хаус (Оксфорд). Достаточно активно занимаясь социальным служением, в 1889 г. основал Христианскую социальную школу и Рабочую образовательную ассоциацию; в 1901 г. возглавил Христианский социальный союз. В 1893 г. служил викарием в дер. Радли близ Оксфорда, где организовал монашескую общину Воскресения, к-рой руководил до 1901 г. В 1894 г. стал каноником Вестминстерского аббатства. В 1902 г. избран епископом Вустерским, в 1905 г., после разделения этого диоцеза,- епископом Бирмингемским. В 1911 г. переведен в Оксфорд, но в 1919 г. ушел на покой из-за внутрицерковных разногласий. В 1924-1928 гг. был деканом богословского фак-та в Кингс-колледже (Лондон). В 1930-1931 гг. побывал в Индии. По возвращении в Англию состояние его здоровья резко ухудшилось, и через нек-рое время он скончался. Похоронен в Мерфилде (совр. графство Уэст-Йоркшир). Автор множества трудов по богословию, экзегетике, социальному учению Церкви. Его взгляды представляли собой синтез трактарианизма и библейской критики. Свою позицию он определял как «либеральный католицизм», основными положениями для него были учение об апостольском преемстве, высокий сакраментализм и общее правило веры. Г. выступал против романизации англо-католицизма и против нападок либеральной критики на Символ веры. Его работы отличает пристальное внимание к наследию греч. отцов Церкви, он стремился сочетать традиц. богословские методы с достижениями совр. ему философии. По мнению Г., человеческое знание в области религии, как и в науке, постепенно возрастает и прогрессирует. Св. Дух освящает все творение, а потому не существует противоречия между правдой Божией в царстве благодати и правдой Божией в царстве природы. Хотя Свящ. Писание, Свящ. Предание и разум не совпадают, они могут исправлять или интерпретировать друг друга. Признавая значение научных открытий, Г. стремился сохранить авторитет Церкви, водимой Св. Духом, определяя ей роль арбитра в споре Свящ. Предания и науки. В области догматики Г. выступал с позиций минимализма, отвергая нововведения католич. богословов (учения о непорочном зачатии и о папской непогрешимости).

http://pravenc.ru/text/166165.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАМБЕТСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ Совещания епископов Англиканского содружества, созываемые с целью обсуждения теологических, организационных и др. актуальных вопросов жизни англикан. Церкви. Л. к. проходят с 1867 г. каждые 10 лет по инициативе Архиепископа Кентерберийского (за исключением периода 1930-1948). Встречи проводятся в Ламбетском дворце в Лондоне, благодаря чему они и получили свое название. Л. к.- один из 4 организационных «инструментов содружества», 3 другие - исторически обоснованное первенство Архиепископа Кентерберийского как духовного главы Англиканского содружества; Англиканский консультативный совет, собирающийся 1 раз в 3 года начиная с 1971 г.; собрание примасов, действующее с 1979 г. Л. к. являются высшим органом Англиканского содружества. Несмотря на этот статус, конференции носят только совещательный и консультативный характер: решения Л. к. не являются обязательными для исполнения, они призваны лишь засвидетельствовать единство автономных национальных и региональных конференций. Впервые идея об их проведении была предложена в 1851 г. еп. Вермонтским Дж. Г. Хопкинсом. Однако инициатива не получила должного внимания и осталась частным обращением на имя Архиепископа Кентерберийского. В 1865 г. Синод канад. епископов обратился к архиеп. Кентерберийскому д-ру Ч. Лонгли с предложением собрать епископов для обсуждения вопросов, связанных с единством и целостностью англикан. Церкви в будущем. Учитывая важность поднятых вопросов в письме канад. епископов, архиепископ согласился с предложением и созвал в 1867 г. 144 епископа Англиканского содружества на конференцию в Ламбет. При этом мн. епископы отказались приехать на 1-ю конференцию, не желая участвовать в мероприятии, к-рое может нарушить сложившиеся традиции и повлечь за собой создание механизмов, копирующих римско-католич. вертикаль управления, когда вся Церковь подчиняется одному органу власти. По этой же причине было принято решение не проводить встречу в Вестминстерском аббатстве, чтобы не придавать событию высокий статус. В пригласительных письмах епископам архиеп. Ч. Лонгли подчеркнул, что данное совещание епископов не будет иметь юридической силы для англикан. Церкви, т. к. встреча будет консультативной.

http://pravenc.ru/text/2462579.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОГАН [Вон; англ. Vaughan] Герберт Алфред (15.04.1832, Глостер, Великобритания - 19.06.1903, Милл-Хилл, близ Лондона), кард., архиеп. Вестминстерский. Род. в старинной англ. семье, на протяжении неск. столетий сохранявшей верность католицизму. Из 7 братьев В. 3 впосл. стали пресвитерами, 2 - епископами Римско-католической Церкви. С 1841 по 1850 г. обучался в иезуитских коллегиях в Англии (Стонихерст-колледж) и Бельгии, в Брюжлете, затем в течение года воспитывался в бенедиктинском аббатстве Даунсайд (Англия). В 1851-1854 гг. учился в Римском коллегиуме (Collegio Romano), по окончании к-рого он был рукоположен во пресвитера (28 окт. 1854). Осенью 1855 г. архиеп. Вестминстерский кард. Н. П. Уайзмен назначил В. вице-президентом колледжа св. Эдмунда в Уэре, главной католич. семинарии Юж. Англии. Находясь на этой должности, В. оказался втянутым в конфликт между кард. Уайзменом и представителями монашеской конгрегации облат св. Карла, к-рые осуществляли руководство колледжем и стремились единолично контролировать подготовку англ. духовенства. Не желая участвовать в конфликте, В. оставил колледж и в 1861 г. направился в поездку по странам Сев. и Юж. Америки, во время к-рой им были собраны средства для организации центра по подготовке клириков-миссионеров. В июне 1865 г. архиеп. Вестминстерский Г. Э. Маннинг вызвал В. в Англию, где в 1866 г. при поддержке кард. Маннинга В. были организованы миссионерское об-во св. Иосифа и колледж по подготовке миссионеров для стран Азии и Америки. Для миссионерской работы в Англии В. использовал периодическую печать, с 1868 г. ему принадлежала газ. «The Tablet». 27 сент. 1872 г. по представлению Конгрегации пропаганды веры папой Римским Пием IX В. был определен на Солфордскую кафедру. Епископское рукоположение В., совершенное 28 окт. 1872 г. в кафедральном соборе Солфорда, возглавил кард. Маннинг. В числе первых дел, осуществленных В. в Солфордском еп-стве, стало создание местной ДС, что позволило готовить католич. клириков непосредственно в Англии. По инициативе епископа организовывались специальные учреждения для детей из бедных католич. семей. В кон. 70-х гг. по поручению кард. Маннинга В. вошел в состав комиссии, созданной для решения проблемы подчинения монашеских орденов на территории Англии англ. католич. епископату. По результатам работы комиссии в 1881 г. папа Лев XIII издал буллу «Romanos Pontifices», определившую отношения между епископатом и монашествующими организациями в странах, признанных миссионерской территорией.

http://pravenc.ru/text/155051.html

Вестминстерское аббатство подсветят красным в знак солидарности с христианами Ближнего Востока 10 августа, 2016. Новостная служба Организаторы акции призывают присоединиться к ней все приходы страны 10 августа. ПРАВМИР. Акция в поддержку гонимых христиан Ближнего Востока пройдет в ноябре в центре Лондона. Вестминстерский собор и Вестминстерское аббатство будут подсвечены красным в ноябре этого года, чтобы подчеркнуть положение преследуемых христиан на Ближнем Востоке, сообщает британская The Catholic Herald. Организаторы акции призывают присоединиться к ней все приходы страны. «Если каждый приход в стране сделает то же самое, то может быть наши политики наконец увидят масштаб страдания», — говорится в заявлении члена Палаты лордов Элтона Ливерпульского. По словам лорда Элтона, в более чем 100 странах мира христиане подвергаются гонениям. «Мы слышали о том, как христианскому пастору в Алеппо велели отречься или умереть. Он был вынужден наблюдать, как его 12-летнего сына пытали: мальчику отрезали пальцы на руке. Ни отец, ни сын отреклись от своей веры, и оба были казнены». Лорд раскритиковал правительство Великобритании за то, что оно до сих пор отказывается признать происходящее геноцидом. Ранее в ходе похожей акции знаменитый фонтан Треви в Риме окрасился в красный цвет. Таким образом фонд Aiuto alla Chiesa che Soffre постарался напомнить о многих христианских мучениках, которых убивают в современном мире из ненависти к вере. По данным МИД РФ, число христиан в Сирии с начала войны сократилось на миллион: с 2,2 миллиона до 1,2 миллиона человек. Христианское население Ирака за годы, прошедшие после американского вторжения 2003 году и прихода ИГИЛ (организация запрещена в РФ), сократилось в десять раз — с 1,5 миллионов до 150 тысяч человек. В мире происходит 214 разрушений христианских храмов и 772 случая нападений и агрессии против христиан каждый месяц. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/vestminsterskoe-abbats...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕСТМИНСТЕРСКАЯ АССАМБЛЕЯ [англ. Westminster Assembly], синод протест. богословов, созванный англ. Долгим парламентом для реформирования Церкви Англии в 1643-1649 гг. Результатом ее работы стало создание т. н. Вестминстерских стандартов: Вестминстерского исповедания (Westminster Confession), Полного вестминстерского катехизиса (Larger Westminster Catechism), Краткого вестминстерского катехизиса (Shorter Westminster Catechism), Руководства по богослужению (Directory of Public Worship of God ) и церковному устройству (Form of Church Government). В В. а. приняли участие 20 делегатов от палаты общин и 10 - от палаты лордов, представители от англ. духовенства (от каждого графства) и от пресвитерианской церкви Шотландии, к-рые присоединились к ассамблее с правом совещательного голоса после подписания в сент. 1643 г. «Торжественной лиги и завета». Заседания В. а. начались 1 июля 1643 г. в Вестминстерском аббатстве и регулярно продолжались до 22 февр. 1649 г. (всего 1163 заседания), затем проходили время от времени до роспуска Долгого парламента в 1653 г. Официально В. а. так и не была закрыта. Перед ассамблеей стояла задача создания на Британских о-вах единой реформатской (пресвитерианской) церкви, но окончательное решение парламент оставил за собой, сведя ассамблею до уровня консультативного органа. В «Тридцати девяти статьях» (ст. 21) запрещался созыв такого рода синодов без «разрешения и изволения государей», т. е. парламент, открыв В. а., воспользовался привилегией, принадлежавшей только королю. Кор. Карл I специальным постановлением запретил ассамблею, что сделало практически невозможным участие в В. а. англикан. епископов. Первые 3 месяца в соответствии с указом парламента от 5 июля 1643 г. В. а. занималась пересмотром «Тридцати девяти статей» (15 из них). После подписания «Торжественной лиги и завета», т. е. заключения гражданско-религ. союза между Англией и Шотландией, парламент потребовал от В. а. приступить к работе над новыми документами - руководством по богослужению, к-рое заменило бы англикан. «Книгу общих молитв», и исповеданием веры для церквей Англии, Шотландии и Ирландии (окт. 1643). Большинство делегатов В. а. были кальвинистами, поэтому догматические вопросы не вызывали продолжительных споров. Самые длительные и жаркие дискуссии в 1643-1644 гг. были посвящены вопросам церковного устройства, напр., дискуссия «о божественном праве пресвитерий» продолжалась 30 дней (получила название «долгая дискуссия»).

http://pravenc.ru/text/158238.html

Прах Стивена Хокинга захоронят в Вестминстерском аббатстве рядом с Ньютоном и Дарвином 21 марта, 2018. Новостная служба «Важно, чтобы наука и религия работали вместе, стремясь ответить на великие вопросы жизни и Вселенной» 21 марта. ПРАВМИР. Прах британского ученого Стивена Хокинга будет погребен в Вестминстерском аббатстве. Его похоронят рядом с могилами физика и математика Исаака Ньютона, автора теории эволюции животных Чарльза Дарвина, «отца» ядерной физики Эрнеста Резерфорда и лауреата Нобелевской премии по физике Джозефа Джона Томсона, сообщается на с айте аббатства. «Абсолютно логично, что останки профессора Стивена Хокинга будут похоронены в аббатстве, рядом с другими выдающимися учеными… Мы считаем важным, чтобы наука и религия работали вместе, стремясь ответить на великие вопросы и тайны жизни и Вселенной», – отметил настоятель Вестминстерского аббатства Джон Холл. Дата церемонии прощания пока неизвестна. Близкие ученого простятся с ним на закрытой церемонии в университетской церкви в Кембридже 31 марта. Британский физик-теоретик, популяризатор науки, писатель и общественный деятель Стивен Хокинг  скончался 14 марта . Знаменитый ученый ушел из жизни в возрасте 76 лет. Стивен Хокинг занимался научными изысканиями в области космологии и квантовой гравитации. Он стал автором теории «испарения» черных дыр за счет радиации – явление получило название «излучение Хокинга».  Ученого считают одним из основоположников квантовой космологи. Стивен Хокинг всю жизнь занимался наукой, несмотря на то, что был полностью парализован. Он не только делал научные открытия, но также писал книги, занимался популяризацией науки, выступал с докладами и участвовал в общественной деятельности. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 15 января, 2008

http://pravmir.ru/prah-stivena-hokinga-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИКС [англ. Dix] Грегори (наст. имя - Джордж Эглингтон Олстон; англ. Eglington Alston) (4.10.1901, Лондон - 12.05.1952, аббатство Нашдом), англ. литургист. Получил образование в Вестминстерской школе (окт. 1915-1920) и оксфордском Мертон-колледже (1920-1923), а также прослушал курс лекций в Уэльском богословском колледже (1923-1924). С 1924 по 1926 г. Д. читал лекции по совр. истории в оксфордском Кибл-колледже. В 1927 г. Д. было присвоено звание магистра гуманитарных наук, в 1949 г.- бакалавра и д-ра богословия. В 1924 г. был посвящен в англикан. диакона, в 1925 г.- в священника. В 1926 г. Д. поступил послушником в аббатство Першор, а в 1936 г.- в аббатство англикан. бенедиктинцев Нашдом, где в следующем году произнес временные монашеские обеты, а в 1940 г.- торжественные. В 1946 г. Д. избран проповедником Кембриджского ун-та. С 1946 по 1952 г. был надзирателем Совета Оксфордской епархии. С 1948 г. и до кончины настоятель аббатства Нашдом. Д.- автор неск. работ в области литургики (полн. библиогр. см. в кн.: Stevenson. P. 40-41). Наибольшую известность получило его соч. «The Shape of the Liturgy» (Форма литургии), впервые изданное в 1945 г. В исследовании автор задается вопросом о происхождении и развитии богослужения Евхаристии и пытается выяснить, какими были обряды Евхаристии в апостольское время. Д. выделяет 7 действий, совершенных Господом над хлебом и вином на Тайной вечере: взятие хлеба; его благословение; преломление и раздаяние хлеба; взятие чаши; ее благословение и раздаяние. Эти действия, как считал Д., в церковной практике упростились до 4 действий (поскольку благословения хлеба и чаши объединились) и «составляют ядро евхаристического обряда» (The Shape of the Liturgy. L., 1945. P. 48), включающего приношение Даров, их освящение, преломление Св. Хлеба и причащение. Это ядро, согласно Д., и определяет структуру литургии, тогда как содержание молитв вторично по отношению к ней; Евхаристия есть в первую очередь действие и лишь во вторую - определенные слова (Ibid. P. 57). Д. также подчеркивал значение Евхаристии как анамнесиса (воспоминания). Эти и др. идеи Д. оказали большое влияние на англикан. литургическую науку (см.: Cuming G. J. A History of Anglican Liturgy. L.; N. Y., 1969. P. 250) и зап. литургическое движение в целом и использовались в ходе реформ англикан. и католич. богослужения во 2-й пол. XX в.; в правосл. мире они получили известность благодаря работам прот. Александра Шмемана , активно развивавшего нек-рые из идей Д. (напр., об особой роли приношения в литургии). В наст. время историки богослужения, признавая значимость работ Д. для истории развития литургики, тем не менее отмечают их неактуальность и указывают на ряд ошибочных положений, на к-рых они основываются (см., напр.: Bradshaw P. F. The Search for the Origins of Christian Worship: Sources and Methods for the Study of Early Liturgy. L., 20022. P. 6-7, passim).

http://pravenc.ru/text/172028.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАЛЕСТИНСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ФОНД [Англ. Palestine Exploration Fund], брит. научно-исследовательская орг-ция, изучаюшая культуру, историю, археологию, этнографию Израиля и Палестины. Основан в 1865 г. под патронажем кор. Виктории англ. группой ученых и церковных деятелей. Инаугурационным событием стала встреча, произошедшая 12 мая 1865 г. в Вестминстерском аббатстве . Основой для П. и. ф. послужила более ранняя орг-ция со сходными целями - Палестинская ассоциация (Palestine Association, создана в 1804 г.) ( Bliss. 1906. P. 255-256). Первые 20 лет после основания существование фонда во многом зависело от др. орг-ции - Корпуса королевских инженеров, в к-рый должны были направляться отчеты П. и. ф., необходимые для проводящейся модернизации региона, в т. ч. с целью его большей доступности. В 1865-1886 гг. П. и. ф. функционировал уже в качестве независимой орг-ции при финансовой поддержке Военного мин-ва. Исследования были направлены в первую очередь на полномасштабное картографирование с целью контроля над территориями восточнее Суэцкого канала. На базе П. и. ф. проведено множество раскопок библейских и др. мест в Палестине. Одну из первых полномасштабных археологических экспедиций в 1867 г. возглавил Ч. Уоррен с целью научного изучения топографии Иерусалима . В ходе исследований были обнаружены древние системы подземных цистерн (позже водная система получила название «шахта Уоррена»). Эта же экспедиция провела первые раскопки Телль-эс-Султана в Иерихоне , открыв древнейшие остатки города. После 1890 г. П. и. ф. функционировал без прямых патронов, орг-ция нанимала наиболее известных археологов, таких как У. М. Питри (1891), Ф. Блисс (1891-1900), Р. Макалистер (1900-1909), Д. Маккензи (1910-1912). В 1913-1914 гг. П. и. ф. занимался сбором информации для Военного мин-ва. После 1918 г. перед П. и. ф. военно-стратегические задачи более не ставились. К наиболее важным проектам, проведенным под руководством исследователей П.

http://pravenc.ru/text/2578714.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010