Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик протоиерей Михаил Тихоницкий – †7/20 сентября 1918 Прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских Память празднуется 7/20 сентября (преставление) и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) ОБРАЩЕНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II по случаю прославления священномученика протоиерея Казанско-Богородицкого собора города Орлова Вятской епархии Михаила Тихоницкого Ваше Высокопреосвященство, всечестные отцы, дорогие братья и сестры богоспасаемой земли Вятской! От всего сердца поздравляю Вас с торжеством прославления в сонме новомучеников великого подвижника и мученика за веру Христову протоиерея Михаила Тихоницкого. В ХХ веке Русская Православная Церковь шла тернистым путем исповедничества и мученичества. Бесчисленное множество священнослужителей, монашествующих и мирян с твердостью и смирением приняли кончину, как это подобает каждому подвижнику и делателю на ниве Божией. Претерпевая великие скорби, они сохранили в сердце мир Христов, стали светильниками веры и благочестия. Память о них навсегда останется в сознании православного народа земли Российской. Ныне совершается прославление священномученика Вятской епархии протоиерея Михаила Тихоницкого. Церковное Предание и мученические акты свидетельствуют о святости отца Михаила, которому было дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него ( Флп 1:29 ). Его мученический подвиг умножил славу Христовой Церкви на Вятской земле и явил святость и высокое благочестие, подтверждая слова апостола Павла о том, что временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас, ибо ничто не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим 8:18,39 ). Молитвами священномученика Михаила да укрепит нас всех Господь и да осенит Своим благословением духовное возрождение земли Вятской! АЛЕКСИЙ Патриарх Московский и всея Руси ОБРАЩЕНИЕ Архиепископа Вятского и Слободского ХРИСАНФА по случаю прославления в лике новомучеников Российских священномученика Михаила Тихоницкого

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из семинарии в академию на конкурсный экзамен В. Тихоницкий был послан «на казенный счет», как один из первенцев, за успех которых педагогический совет семинарий ручался, рискуя, в противном случае, расплатой из своего кармана. Вячеслав Тихоницкий был принят на казенную стипендию и стал счастливым студентом в блаженные времена казавшегося нескончаемым ректорства благодушного «папаши» — протоиерея А. П. Владимирского и затем ослепительного ректорства а-рх. Антония Храповицкого . Антоний был несравненным церковным педогогом — чаровником, увлекшим своими талантами ряд студенче-ских поколений, поочередно — петербургской, московской и казанской духовных академий, победившим господство в них пресного светского вольномыслия и вернувшим им энтузиазм пастырства и церковности. Вспыхнула небывалая тяга к монашеской карьере, пред тем почти угасшая. Великий «авва» (так обычно величала многолюдная школа монахов-пострижеников своего вождя — Антония) не мог не обратить своего любовного внимания на кроткого и благочестивого студента Тихоницкого. Он задал ему подходящую тему для кандидатского сочинения: «Три типа древнерусского монашества — свв. Иосиф Волоцкий , Нил Сорский и  Максим Грек » и в начале IV kypca постриг его самого с именем Владимира, 27-1Х 1897 г. 11-Х 1897 г. монах Владимир стал иеродиаконом, a 22-II 1898 г. (в неделю православия) — иеромонахом. Хиротонию совершал в кафедральном соборе архиепископ Арсений (Брянцев), в сослужении и ректора — еп. Антония и кафедр. прот., проф. Евф. Малова. Казанская духовная академия отличалась от других духовных академий своим специальным Миссионерским отделением, как бы факультетом по изучению Ислама, Буддизма с языками арабским, татарским, монгольским и др. Идея внешней инородческой миссии там была живой. Молодой иеромонах Владимир, хотя и кончил академию в 1898 г. по так наз. Словесному отделению, но не захотел пойти по дороге большинства, т. е. по учебной службе. Он избрал себе, с благословения «аввы», смиренную миссионерскую работу среди инородцев Сибири.

http://azbyka.ru/fiction/zhiznennyj-put-...

8 . О сей благой и благодатной радости прославления нового священномученика возвестить духовенству и мирянам Вятской епархии. Предстательством священномученика Михаила да укрепит Господь православную веру среди чад церковных древней и богохранимой земли Вятской. Аминь. Божией милостию смиренный ХРИСАНФ архиепископ Вятский и Слободской Священномученик Михаил Тихоницкий родился в 1846 г. в семье сельского псаломщика в Вятской губернии; дед его был диаконом, а сам он с малых лет помогал отцу читать и петь на клиросе. Окончив Духовное училище в Вятке, Михаил поступил в семинарию, твердо решив посвятить себя служению Богу и Его Церкви. Семинарию он закончил в 1868 г. и, вступив в брак с дочерью священника, вскоре был рукоположен. Первое место его иерейского послушания – Ильинская церковь Ижевского завода, незадолго до того отданная единоверцам, где молодой священник ревностно проповедовал Слово Божие и успешно обращал своих прихожан из раскола. На паству воздействовали не только его проповеди, но и пример его трудовой и добродетельной жизни; видя добрые дела батюшки, люди оставляли заблуждения и возвращались в лоно Матери-Церкви. Два года спустя отца Михаила перевели в село Подрелье, где он взял на себя и преподавание в училище, которому отдавал много сил душевных. Было отмечено, что отец Михаил, проповедуя Слово Божие и разъясняя учение Церкви, “располагает к ней зараженных расколом прихожан”, которые искренне любили своего пастыря, точно так же, как любили его и ученики. Через некоторое время, будучи переведенным в село Быстрица, отец Михаил привлекал сердца не только своей пастырской деятельностью, но и всем укладом своей семейной жизни. Его усилиями, стараниями матушки дом священника был образцом для прихожан, и батюшка находил время для того, чтобы заниматься воспитанием детей. Двое из его сыновей стали иерархами, третий сын – работником просвещения; все три дочери были талантливыми педагогами. Отличаясь сострадательностью и милосердием, отец Михаил от всей души трудился и в обществе Красного Креста, где получил почетный знак за помощь больным и нуждающимся. Занимался он и церковным строительством: в одном из храмов, где служил, его попечением была устроена красивая каменная ограда с решеткой, сохранившаяся до наших дней, в другой был полностью обновлен интерьер и поставлен новый иконостас. Сам же батюшка, переезжая из прихода в приход, всегда жил в церковном доме и не получал жалованья, довольствуясь добровольными пожертвованиями. Его смирение проявлялось не только в этом: умирали его малые дети, а в возрасте 35 лет он овдовел, утратив любимую жену, верного друга, помощника и единомышленника. Но все эти скорби отец Михаил переносил кротко и безропотно и с еще большим рвением трудился на ниве Божией, занимался преподаванием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Епископ Анастасий (Грибановский) единственная русская православная школа в Палестинской автономии. В ней учатся более 400 девочек, работает детский приют. Больница со временем превратилась в муниципальную больницу Вифании. Так что даже тяжелые времена нередко приносят благодатные плоды. – Когда русские паломники вернулись на Святую Землю? – После Второй мировой войны, в 1950-е годы. Это были русские эмигранты, жизнь которых к этому времени стала легче. Возродил паломничество русский архиерей, владыка Мефодий (Кульман). Он жил во Франции и был викарием митрополита Евлогия (Георгиевского) и потом митрополита Владимира (Тихоницкого). До войны он регулярно ездил на Валаам, чтобы оказаться в русской монастырской атмосфере, не покалеченной историческими перипетиями. После Второй мировой войны, когда это стало невозможным, владыка Мефодий отправился на Святую Землю. Там первым делом он посетил Елеонский и Гефсиманский монастыри и обрел то, что раньше находил на Валааме. Так русская Палестина стала для русских эмигрантов частью дореволюционной России. И с начала 1950-х годов на Святую Землю поехали русские паломники из Западной Европы и из США. Они в течение многих лет помогали сохранять русские общины на Святой Земле, особенно в те годы, когда русская Палестина находилась на территории Иордании. Жить на территории Иордании русским было политически неплохо, но экономически очень тяжело. Владыка Мефодий предпочитал останавливаться именно в русских монастырях, чаще всего в Вифании. Игумения Мария и монахиня Варвара в Париже в гостях у митрополита Владимира (Тихоницкого) и епископа Мефодия (Кульмана) Изменение условий паломничества произошло после 1967 года, когда Святая Земля объединилась в составе государства Израиль. Паломники владыки Мефодия пишут, что теперь можно «прилетать на авионе» в «европейский аэропорт» и путешествовать на «автобусах с кондиционерами». А в начале 1990-х годов, когда распался Советский Союз и Россия, Украина, Белоруссия установили дипломатические отношения с Израилем, целый поток паломников хлынул из этих стран. С каждым годом их становится все больше и больше.

http://pravoslavie.ru/64329.html

Рака, где покоятся мощи святого Михаила – В храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Орлова, где пребывают мощи святого Михаила Тихоницкого, чувствуется особая благодать… Соборное единение прихода… – Действительно, прихожане почитают священномученика Михаила, это их святой. Ощущается очень приятное духовное настроение в храме и вокруг батюшки – отца Николая Торопова, который долгое время служил настоятелем на приходе. – Отец Иоанн, что вы лично ощутили, оказавшись потомком канонизированного святого? Мой младший сын родился сразу после канонизации святого Михаила Тихоницкого, и его крестили в честь прапрадеда – Ощутил великую радость, что его подвиг прославлен. Это и урок всем нам. В связи с тем, что это мой родственник, мой прадед, люди говорят: «Какой ты счастливый, что у тебя святой в роду!» Но ведь это и особая ответственность. Ты должен соответствовать этому человеку. Когда в роду все разбойники, то и моральная ответственность иная. Сейчас вот сижу здесь, даю интервью, а люди проявляют интерес не просто потому, что приехал диакон-француз из Парижа, а потому что я правнук священномученика Михаила. Мои дети также здесь были, приезжали всей семьей. Младший сын Михаил Иванович родился сразу после канонизации, и его крестили в честь прапрадеда священномученика Михаила. Он это очень ценит и говорит: это мой святой. И нужно свидетельствовать о святости отца Михаила и продолжать жить. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Марьям 29 сентября 2023, 00:04 Для Иоанна_: а до 40-го года даже США отказывались признавать независимость Прибалтики, которую эти страны получили в после Первой мировой Елена О. 28 сентября 2023, 09:16 В молодости не понимаешь, что " смутное время " - это и есть земная жизнь. У каждого свой " град Китеж " и " золотой век " живет в сознании. Иоанна_ 27 сентября 2023, 10:59 Конечно была оккупация в 1940 году! А что ещё? Следом за Красной армией шло НКВД со всеми вытекающими отсюда последствиями. Пока будем отрицать (или " не замечать " ) репрессии - не замиримся ни с соседями, ни сами с собой, что ещё более важно. Статья понравилась! Потому что пишет человек, который старается вникнуть в русскую жизнь, а не судит со стороны или свысока - это ценно и интересно.

http://pravoslavie.ru/156197.html

Речь идет о попытке митрополита Евлогия вернуться в Московскую Патриархию в конце жизни. После его смерти митрополит Владимир (Тихоницкий) сумел при согласии большинства духовенства вернуть русскому Экзархату в Западной Европе прежний статус. На епархиальном съезде 1949 г. он сказал, обращаясь к духовенству и мирянам: «Вот уже прошло три года с тех пор, когда мы приняли все вместе решение о нашем церковном пути и, смею сказать, Господь Бог благословил нас в нашем решении. Церковная жизнь наша не угасла, но развилась за эти годы. Наш путь был и остался все тем же – служить правде Православия. Не по нашей воле мы покинули нашу Родину, о коей всегда тоскует наша душа, но, очутившись вне Родины, мы осознали, хотя и не сразу, хотя порой с большими трудностями – вселенский смысл Православия. Его нельзя замкнуть в рамках одной какой-либо национальности, оно ныне предлагается всем народам. И как ни тяжко нам быть вне нашей Родины, но, если нам дано жить вне ее, мы не можем перестать быть исповедниками святого нашего Православия... Нам предстоит немалый путь, но не будем смущаться им, мы призваны к великому и благословенному делу. Да увенчает же Господь наш соборный труд нужными для святой Церкви решениями и постановлениями и да будет с нами благодать Всесвятого Духа». (Митрополит Владимир (Тихоницкий). «Слова и поучения», Вятка, 2005. С.603-604). Из святых русской эмиграции во Франции были прославлены в 2004 г. Константинопольским Патриархатом как мученики м.Мария (Скобцова), о.Дмитрий Клепинин, Георгий Скобцов и Илья Фундаминский. А также святой праведный о.Алексий Медведков (Южинский). Иоанн (Максимович) (1896–1966), архиепископ Шанхайский, затем Сан-Францисский. Канонизирован в 1994 г. Антиний (Храповицкий) (1863–1936), митрополит. Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви с 1921 г. Умное Небо. Переписка протоиерея Александра Меня с монахиней Иоанной (Ю.Н.Рейтлингер). М., 2002.  Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru.

http://bogoslov.ru/article/2988402

Не зная французского языка, с католиками митрополит почти не общался. Однако в его дневнике обращает на себя внимание следующая запись, сделанная за год до смерти, 24 декабря 1958 года: «Вечером в соседнем доме ёлка с огнями разноцветными. В полночь слышны звоны в католических церквах к праздничным службам. Воспел тропарь и кондак келейно». Благоговейный молитвенник и тишайший инок, Рождество, когда его празднуют французы, он встречает молитвой. В этой связи нельзя не упомянуть и о том особенном чувстве, с которым он относился к святому Франциску Ассизскому. Так, в одном из писем владыка говорит: «Вспоминайте советы блаженного Франциска, а также праведную Клару и нашего старца, преподобного Серафима, их светлое, радостное настроение, пламенную любовь ко Христу, к ближнему, к природе, к пташечкам, к животным, зверям и ко всякой твари.» Что же касается католиков, то, как писал Б. К. Зайцев, многие из западных христиан просто преклонялись перед митрополитом. В 1958 году он принял участие в литургическом съезде (начиная с 1953 года по инициативе о. Киприана Керна они проводились ежегодно) в Свято–Сергиевском институте, где собралось более 50 учёных различных исповеданий со всего мира. Архимандрит Киприан по поводу встречи владыки с участниками съезда писал: «Вы, Владыко, сами того не замечая, одним Вашим появлением и Вашим духовным обликом приобрели в среде всех этих учёных мужей и просвещённых европейцев такие симпатии и такую любовь, что это сильнее всякой пропаганды». Надо, наверное, вспомнить, что будущий митрополит Владимир (Вячеслав Тихоницкий) родился 22 марта 1873 года в селе Быстрица Орловского уезда Вятской губернии в семье протоиерея Михаила Тихоницкого, который будет потом, в сентябре 1918 года, расстрелян коммунистами в самый канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В подвале той самой тюрьмы, где в дореволюционные времена он постоянно бывал как священник. Икона: священник Михаил Тихоницкий, отец митр. Владимира. Убит большевиками. Вячеслав учился сначала в Вятке, затем — в Духовной академии в Казани. Монах с 20 лет (постриженный епископом Антонием Храповицким - будущим митрополитом и первоиерархом Синодальной Церкви), он изучил киргизский язык (так называли тогда казахский) и стал миссионером; в течение восьми лет проповедовал в степях Семипалатинской и Акмолинской областей и совершал вместе со своим дьяконом–киргизом богослужения на киргизском языке. В 1907 году был хиротонисан во епископа Белостокского, викария Гродненской епархии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Псарев А., диакон Профессиональные интересы: Церковное право Конфессии: Православие Краткая биографическая справка: Преподаватель Свято-Троицкой семинарии в Джорданвиле (Русская Зарубежная Церковь, США) В статье клирика Русской Православной Церкви заграницей диакона Андрея Псарёва раскрывается опыт РПЦЗ, касающийся совместных молитв с представителями других христианских исповеданий. Автор показывает, что позиция Русской Зарубежной Церкви относительно таких молений в ходе её истории менялась в зависимости от экклезиологических воззрений тех или иных иерархов и священников, которые находились у церковного кормила. Бежавшие из России после революции представители Русской Православной Церкви оказались в разных странах. Некоторое время они не могли договориться о своей юрисдикционной принадлежности и существовали как независимые экзархаты. Предлагаем читателям ознакомиться с перепиской Первоеиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского) и главы Западно-Европейского экзархата, митрополита Владимира (Тихоницкого), который предлагал объединиться под омофором Константинопольского патриархата. Об особенностях церковной жизни во время охватившей мир пандемии рассказал в интервью диакону Андрею Псареву главный редактор портала «Богослов.Ru» протоиерей Павел Великанов. Мэтью Нэми – создатель и редактор сайта orthodoxhistory.org, посвященного истории православия в Соединенных Штатах. О том как продвигается работа над созданием сайта, определяется тематика публикуемых статей, рассказал он в интервью диакону Андрею Псареву. Предлагаем читателям портала интервью с историком-архивистом А.В. Поповым. Область его научных интересов обширна – это и история Русской Православной Церкви, и русское зарубежье, особенно православие за рубежом, и архивоведение. Также Андрей Владимирович является автором многочисленных учебников, учебных пособий, монографий и статей в ведущих научных журналах.

http://bogoslov.ru/person/252982

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Епископ Мефодий Кампанский (1902-1974): возобновитель русских паломничеств на Святую Землю Представленная статья посвящена незаурядной личности епископа Кампанского Мефодия (Кульмана), благодаря трудам и опеке которого сотни русских паломников из Русского Зарубежья впервые после полувекового перерыва смогли снова посещать Святую землю. Статья «Владыка Мефодий молился, он был большой молитвенник. Говорят, он очень хороший администратор. Он был главное — монах, он главное был — молитвенник. И любящий молитвенник. Понимаете, он любил людей. Вот его, я бы сказала, самое главное качество, что он подходил к каждому человеку особенно, как будто он один для него. Это редко бывает. И это у него осталось навсегда. В паломничестве говорили: как он все организовал! А я говорю: как он подходил к каждому паломнику! Все узнавал: у кого беда какая, радость, как они живут... А администрация - — да, все это было. Но на первом месте у него была душа человека». Игуменья Ольга (Слезкина)      На одной из могил в крипте Успенской церкви на русском кладбище св. Женевьевы под Парижем есть надпись: «Епископ Мефодий. 25.VII. 1902 — 13.IV.1974. Настоятель Храма Христа Спасителя в Аньере. Возобновитель Православных Паломничеств на Святую Землю. Отошел ко Господу в Великую Субботу 1974. Слава Богу за все» . Епископ Мефодий (Кульман) родился и вырос в дореволюционной России. После революции и Гражданской войны, как и многие, он оказался в изгнании и большую часть жизни провел во Франции. В течение более чем сорока лет он являлся настоятелем небольшого приходского храма в Аньере, под Парижем, который назвал во имя Христа Спасителя, так как приход был создан в год взрыва московского Храма Христа Спасителя («наш приход — говорил владыка — это наше общее бревнышко на устроение многострадальной русской церкви» ). В 1953 году о. Мефодий был возведен в епископский сан с титулом Кампанский, являясь викарным архиереем при митрополите Владимире (Тихоницком), а затем архиепископе Георгие (Тарасове) — предстоятелях русского Экзархата в Западной Европе (Вселенский патриархат).

http://bogoslov.ru/article/510017

священник Илия Ничипоров Скачать epub pdf Протопресвитер Александр Дмитриевич Шмеман (1921–1983) – выдающийся пастырь, мыслитель, педагог, проповедник, автор научно-богословских сочинений и дневниковой, эссеистской прозы, один из основоположников Православной Церкви в Америке. Его научное и литературное наследие, ставшее яркой страницей культуры Русского Зарубежья, пока только начинает осмысляться гуманитарным сознанием 1 . Отец Александр Шмеман принадлежал к поколению «детей эмиграции», которым не довелось побывать в России, но которые, благодаря семейным традициям и собственным внутренним ориентирам, навсегда сберегли в себе дух русской культуры. Его отец, Дмитрий Николаевич Шмеман (1893–1958), происходил из семьи сенатора Николая Эдуардовича Шмемана, действительного тайного советника, члена Государственного совета, получил образование на юридическом факультете Петербургского университета, служил боевым офицером в лейб-гвардии Семеновском полку и вскоре после революции был вынужден вслед за женой Анной Тихоновной и малолетней дочерью Еленой уехать в эмиграцию. Супруги обосновываются в Эстонии, где 13 сентября 1921 г. у них рождаются братья-близнецы Андрей и Александр. Впоследствии семья перебирается в Белград, а затем и в Париж. Александр Шмеман учился вначале в русском кадетском корпусе в Версале, а позднее во французском лицее Карно. Желая получить духовное образование, он поступает в Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. В январе 1943 г. в парижском соборе св. Александра Невского А.Шмеман венчается со своей супругой Ульяной Сергеевной (урожденной Осоргиной), счастливый брак с которой продлится более сорока лет 2 . В период обучения в богословском институте Шмеман слушает лекции С.Булгакова , Б.Вышеславцева , А.Карташева , К.Мочульского, с большим увлечением изучает русскую литературу и под руководством А. В. Карташева защищает диссертацию по византийской церковной истории. По окончании Свято-Сергиевского института, с 1945 по 1951 гг., А.Шмеман преподавал там церковную историю. 22 октября 1946 г. архиепископом Владимиром (Тихоницким) он был рукоположен в диаконский чин, а 20 ноября того же года – в сан священника. На протяжении ряда лет отец Александр совмещал приходское служение и настоятельство с преподаванием, научно-богословской деятельностью и редактированием епархиального журнала «Церковный вестник».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010