Тот несчастный вылетел, и через два для Владыка Вениамин тоже вылетел. Он каким-то образом умел не видеть некоторых вещей. Другой случай у него в Америке был, куда он был назначен после Франции. Он был приглашен на какой-то обед представителей Белой армии в Нью-Йорке. Там был такой момент, когда Владыка Вениамин всех ошарашил, сказав: «Дорогие мои, вы меня простите, я должен вас оставить, потому что я должен ехать на прием в Советское посольство». Тут Белая армия собралась, а он прямиком – туда. Для него была только одна Россия. Я помню, ему ставили это в упрек, потому что в то время очень резко относились к Советам. Когда мне было восемнадцать лет, и я присоединился к патриаршей Церкви, многие из моих близких знакомых сказали мне: «Больше не смей к нам ходить! – Ты стал красным…» – что было совершенно неправда, так как у нас в Трехсвятительском подворье были люди самых разных расцветок. Были ярые монархисты, были люди левого типа. Скажем, Вадим Орловский, который был монархистом, стоял справа на этой шкале, с другой стороны был Бердяев – левого крыла. Между ними были все оттенки. Владыку Вениамина спрашивали: «Как Вы, главный священник Белой армии, смогли пойти в красную церковь ?» Я помню, он выражался иногда очень грубо: «Если бы моя мать стала бы проституткой, я бы от нее не отрекся, но Русская Церковь проституткой не стала, а попала в плен. Я от нее никогда не отрекусь». Это меня очень поразило – мне было тогда семнадцать лет. У Владыки Вениамина было одно потрясающее свойство, подобное которому было и у Владыки Владимира (Тихоницкого) на rue Daru. Когда они принимали участие в службе, даже не служа, они как-то поднимали службу, и она от земли возвышалась к небу. Я помню, как Владыка Вениамин стоял на службе, и от того служба делалась цельной и возносилась. Но проповедник он был опасный. В том смысле, что не все люди, которые слушали его проповеди, благодарили его за нее. Я помню два случая. Один случай был такой: он вышел на проповедь , перекрестился, посмотрел вокруг себя направо, налево, вглубь церкви и начал: «В одном из приходов, где я служил, жили двое, мужчина и женщина…» – и тут он стал рассказывать все их частные дела – «его звали Иваном, ее звали Марией…». Оба этих человека, которые на самом деле были в церкви, стоят, переминаются с ноги на ногу и тают от ужаса. И вот такие проповеди он говорил.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Скончался протоиерей Серафим Исупов, старейший клирик Вятской епархии 22.03.2021 Утром 21 марта 2021 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, преставился ко Господу старейший священник Вятской епархии, клирик Серафимовского собора города Кирова митрофорный протоиерей Серафим Исупов . Серафим Афанасьевич Исупов родился 28 июля 1929 года в деревне Исуповы Арбажского района Кировской области. В 1951 году окончил Московскую духовную семинарию. Продолжил духовное образование в академии, которую окончил в 1955 году со степенью кандидата богословия. 4 декабря 1956 года был рукоположен в сан диакона; в том же году архиепископом Вениамином (Тихоницким) рукоположен во пресвитера. Был назначен штатным священником Серафимовского собора города Кирова. За годы служения отец Серафим был удостоен митры, права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш», второго креста с украшением, а в 1996 году — ордена князя Даниила Московского II степени. 27 декабря 2016 года Серафимовский приход праздновал 60-летие пастырского служения отца Серафима. По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка священнику была вручена архиерейская грамота. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 22.03.2021 20:00:13

http://drevo-info.ru/news/26691.html

Митрополит-Экзарх Владимир, в миру Вячеслав Михайлович Тихоницкий, родился 22-ΙΙΙ-1873 г. в семье священника уездного города Орлова, Вятской губернии. Старый священнический род их принадлежал к тому народному, местному слою, который не имел устойчивых фамильных прозваний и получал их только в своей духовной школе в латинизированной часто форме: Сперанский, Мультановский, Обтемиперанский, Мансветов, Пурикордов, Кляритский и т. п. Крестили этими фамилиями обычно при самом зачислении в школу 10-летних мальчиков начальники духовных («уездных ») училищ, называвшиеся громко «ректорами». Так вот и в данном случае ректор уездного училища г. Вятки привезенного в 20ых годах XIX века в сдачу на бурсу деда владыки Владимира спросил: «Как твоя фамилия?» – «Федоров ». Спросил следующего, и тот случайно оказался тоже Федоров. Но когда среди поступающих оказался и третий Федоров, ректор, по обычаю, дал им новые фамилии. Ректорское творчество не было достаточно остроумным и грациозным. Он сказал деду: «Ты поклонился мне тихо, низко, – поэтому будь Тихонизким». Эстетическое чутье переработало затем фамилию в Тихоницкий. Они были коренные местные люди, северяне, из той расовой амальгамы, которую создали великороссы-обрусители, растворя в себе финскую кровь зырян, вотяков, вогулов, самоедов, лопарей... Они дали нам длинную вереницу тихих, кротких, долготерпеливых и святых строителей земли русской на северо-востоке: Свв. Стефана Пермского, Феодосия Тотемского, Никодима Кожеезерского, Трифона Печенежского и многих других. Слабенький, ежегодно попадавший в больницу от простуд, Вячеслав Тихоницкий, однако, успешно·, не застряв ни в одном классе, прошел всю 15-летнюю лестницу низшей, средней и высшей духовной школы, начиная с приготовительного класса Вятского духовного училища и(1883 – 1888 г.), продолжая Вятской же Духовной семинарией (1888 – 1894 г.) и завершая Казанской Духовной академией (1894 – 1898 г.). Из семинарии в академию на конкурсный экзамен В. Тихоницкий был послан «на казенный счет», как один из первенцев, за успех которых педагогический совет семинарий ручался, рискуя, в противном случае, расплатой из своего кармана.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Разделы портала «Азбука веры» Карташев А.В. Жизненный путь митрополита-экзарха Владимира " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 3  голоса:  5.0 из  5) Митрополит-Экзарх Владимир, в миру Вячеслав Михайлович Тихоницкий, родился 22-ΙΙΙ-1873 г. в семье священника уездного города Орлова, Вятской губернии. Старый священнический род их принадлежал к тому народному, местному слою, который не имел устойчивых фамильных прозваний и получал их только в своей духовной школе в латинизированной часто форме: Сперанский, Мультановский, Обтемиперанский, Мансветов, Пурикордов, Кляритский и т. п. Крестили этими фамилиями обычно при самом зачислении в школу 10-летних мальчиков начальники духовных («уездных») училищ, называвшиеся громко «ректорами». Так вот и в данном случае ректор уездного училища г. Вятки привезенного в 20-ых годах XIX века в сдачу на бурсу деда владыки Владимира спросил: «Как твоя фамилия?» — «Федоров». Спросил следующего, и тот случайно оказался тоже Федоров. Но когда среди поступающих оказался и третий Федоров, ректор, по обычаю, дал им новые фамилии. Ректорское творчество не было достаточно остроумным и грациозным. Он сказал деду: «Ты поклонился мне тихо, низко, — поэтому будь Тихонизким». Эстетическое чутье переработало затем фамилию в Тихоницкий. Они были коренные местные люди, северяне, из той расовой амальгамы, которую создали великороссы-обрусители, растворя в себе финскую кровь зырян, вотяков, вогулов, самоедов, лопарей… Они дали нам длинную вереницу тихих, кротких, долготерпеливых и святых строителей земли русской на северо-востоке: Свв. Стефана Пермского, Феодосия Тотемского, Никодима Кожеезерского, Трифона Печенежского и многих других. Слабенький, ежегодно попадавший в больницу от простуд, Вячеслав Тихоницкий, однако, успешно·, не застряв ни в одном классе, прошел всю 15-летнюю лестницу низшей, средней и высшей духовной школы, начиная с приготовительного класса Вятского духовного училища (1883 — 1888 г.), продолжая Вятской же Духовной семинарией (1888 — 1894 г.) и завершая Казанской Духовной академией (1894 — 1898 г.).

http://azbyka.ru/fiction/zhiznennyj-put-...

«Нам, Богородице, Тебя почитающим, невозможно достойно воспети славу Твою, мы только можем молчать перед величием Твоим; но любовию Твоею, Мати, даждь нам силу, елико есть произволение, достойно почтить Тебя». Смысл Херувимской: Как херувимы, чисто и с любовью воздают хвалу Господу, так и мы, стоя в церкви, должны быть чисты и помышлять о божественном, а не о земном. О, если бы мы думали о том, что происходит сейчас, мы бы не смотрели по сторонам и не скучали бы в церкви! Великое, непостижимое таинство! То, что происходило на Голгофе, сейчас опять повторяется. На каждой обедне Господь отдается в жертву, в искупление прегрешений… " Да молчит всякая плоть человеча»! Когда священник носит на руках Господа, Ангелы поддерживают его. Старайтесь вникать в происходящее, молитесь понимающе, усердно, и вы не останетесь без утешения. Только духовное направление дает утешение, духовный путь приводить к истине, а это через посредство Церкви и таинств. Если обретаете в душе иногда утешение, духовную радость, то это исключительно от благодати Духа Святого, которая как роса небесная нисходит на верующую душу при усердной молитве. Помолилась с благоговением и усердием Заступнице Небесной, находясь в скорби, и получила от Нее благодатное утешение. Не смущайся и никогда не падай духом от постигающих искушений, ибо сие обычное явление: когда кто получает особую духовную радость, враг наш всегда старается вскоре же причинить нам какую?либо скорбь, чтоб омрачить или ослабить наше восторженное, светлое настроение. Подвижники и наставники наши духовные хорошо это знают, ждут сих козней и спокойно отражают своими молитвами. Так и ты, дитя, прежде всего, припадай к Заступнице рода Христианского всей твоей душой, взирая на образ Ее как Живую, тебя видящую и слышащую… Если " друзья Божьи» – угодники слышат и исполняют наши просьбы, тем паче Господь и Его Пречистая Матерь. В церкви дается сила творить добро, совершать добрые дела. А добрые дела, которые совершаются не во славу Божию, а для своей славы теряют свое значение. Когда сделаешь что?нибудь хорошее, надо потом забыть об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

3163 Как писал хорошо знавший его и переписывавшийся с ним до самой его кончины Е. М. Махароблидзе, владыка Феофан «утверждал, что у него имеются сведения, что Царь и Семья его спасены и обретаются в надежном месте. Он не служил по Ним панихид и эту веру сохранил до конца своей жизни». В июне 1936 г. архиепископ Феофан сообщал Махароблидзе из Франции о смерти своего преданного друга Федора Васильевича Порохова-Вальконен (в семье которого долгие годы жил) следующее: «О времени своей кончины он знал ранее, на основании бывшего ему откровения. Умирал он тихо и с улыбкой. «Я исполнил возложенное на меня Господом послушание, говорил он, и смерти не боюсь» (в данном случае он разумел спасение Государя Императора и Царской Семьи). Супруга Ф. В. по этому случаю получила от Государя Императора искреннейшее соболезнование. Он глубоко ценил Ф. В. как человека, положившего за него свою душу» (Махароблидзе Е. Священной памяти святителя Полтавского Феофана//Церковное обозрение. 1940. 4. С. 8). См. также: Архиепископ Аверкий. Высокопреосвященный Феофан, Архиепископ Полтавский и Переяславский. К столетию со дня рождения: 1872–1971 г.г. Jordanville, 1974. 3164 К вопросу о русском посольском храме в Софии. С. 4. Отметим, что часть прихожан, оставшихся верными епископу Серафиму и, соответственно, в юрисдикции Архиерейского Синода, усматривала в подобных действиях «бунт» против своего архиерея, инициированный масонами и непосредственно протопресвитером Г. Шавельским , близким к митр. Евлогию человеком, «честолюбивым» и давно стремящимся к настоятельству в Николаевском храме. 3169 ЦДА. Ф. 1442 к. 31. Заметки служебно-биографические... Л. 178. По словам митрополита Евлогия, указ был получен им во время его пребывания на конференции в Лозанне. 3170 Кроме самого митр. Евлогия и H. H. Глубоковского, в совещании приняли участие архиепископ Ниццкий Владимир (Тихоницкий), протоиереи: И. Смирнов, Г. Спасский, С. Булгаков , гр. В. Н. Коковцев, профессора В. В. Зеньковский и А. В. Карташев , а также И. П. Демидов, П. Б. Струве, Б. А. Татищев, Н. С. Вахрушев, кн. Г. Н. Трубецкой, К. И. Зайцев, И. В. Никаноров, Е. П. Ковалевский, М. Н. Гире и Е. К. Миллер (Совещание у митр. Евлогия//Последние новости. 1927. 2352, 31 авг.). Сообщение об этом совещании помещено также в софийском еженедельнике «Пастирско дело» 37, 10 сент. С. 2). В воспоминаниях митрополита Евлогия есть краткое упоминание об этом совещании: «Мнения разделились. M. H. Гире высказался весьма резко против соглашения с митрополитом Сергием, о. Булгаков, Карташев, Демидов... стояли за соглашение» (Путь моей жизни. Воспоминания Митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М., 1994. С. 566–567).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Мирная ученая жизнь отца Киприана иногда прерывалась периодами внешней активности, от которых он уставал и которым предпочитал безмолвие в собственной келье или занятия в библиотеке. С большими волнениями была для него связана подготовка литургического съезда в 1953 году. Инициатива созыва съезда, на который должны были прибыть ведущие литургисты мира, принадлежала отцу Киприану; подготовку съезда поручили также ему. Научными результатами съезда отец Киприан был очень доволен, но с облегчением вздохнул, когда съезд закончился: Предприняли мы это дело широко, то есть не только пригласили к себе разных ученых мужей, но и надо было устраивать их в гостиницах, кормить их… В результате съезд сошел, могу сказать, блестяще. Съехались очень интересные люди, доклады были глубоко содержательны, устройство всего дела было на высоте… Я ни о чем другом не мог думать… только и делал, что писал во все концы Европы письма, печатал приглашения, бегал по гостиницам, волновался паче меры. Боялся я, конечно, главным образом, личных обид, разных амбиций, недовольств, неудовлетворенных честолюбий и пр. Все это, по милости Божией, позади Организованный отцом Киприаном литургический съезд был одним из первых в истории русского Зарубежья мероприятий подобного рода. Он позволил западным ученым монахам соприкоснуться с живой традицией русской православной духовности. Не только доклады, читавшиеся на съезде, но и сама обстановка Сергиевского подворья произвела глубокое впечатление на католиков и протестантов, принявших участие в съезде. Многие из них впервые в жизни лицом к лицу встретились с православными иноками и иерархами. Борис Зайцев, присутствовавший на открытии съезда, говорит о впечатлении, произведенном на одного католического аббата почетным председателем съезда митрополитом Владимиром (Тихоницким), возглавлявшим в то время русские православные приходы Константинопольской юрисдикции. Приведем выдержку из рассказа Зайцева (митрополит Владимир фигурирует в рассказе под именем Иоанникия, а архимандрит Киприан под именем Андроника):

http://pravmir.ru/arhimandrit-kiprian-ke...

Наконец, протопресвитер Василий — человек, стоявший у истоков Русского студенческого христианского движения. Начиная с первого Пшеровского съезда, он бессменный председатель РСХД, мыслимого им как путь христианизации современного человека.В.В.Зеньковский обладал редким педагогическим и пастырским даром: «Я люблю людей,— писал он,— в их индивидуальности, в их своеобразии. Если угодно, это есть чутье к чужой душе». Вероятно, только человек с таким чутьем, предполагающим честность и открытость, смог бы осуществить (не он один, конечно) такой действительно уникальный опыт, каким было студенческое христианское движение, объединявшее молодежь эмиграции по всей Европе. Видеть дальше других Всегда окруженный молодежью Василий Васильевич очень мечтал о женитьбе, о семье, но так и не женился. В 1939 году во Франции (за день до объявления войны!) Зеньковский был арестован как подозреваемый в связях с немцами (все-таки бывший министр прогерманской Директории). Заключение длилось около года: сначала в тюрьме, затем в лагере. Именно в этот период жизни Зеньковский пришел к решению принять священство, не откладывая. В марте 1942 года митрополит Евлогий (Георгиевский) совершил священническую хиротонию Василия Зеньковского.К священству Зеньковский шел и осознавал его иначе, чем, например, его коллега по Богословскому институту протоиерей Сергий Булгаков. Булгаков расценивал священство как выражение и завершение богословского умозрения, для Зеньковского акцент в священстве стоял скорее на экклезиологическом, общественном служении. И на пастырстве.Его обвиняли в склонности к компромиссам как в жизни, так и в творчестве. В его «Истории русской философии» чувствуется стремление все понять и все простить, критическая реакция почти всегда смягчена добрым словом о заслугах и позитивном вкладе. Но чутье к чужой душе и опыт психолога позволяли Зеньковскому видеть дальше других и трезво оценивать ситуацию. Например, в 1946 году, после смерти митрополита Евлогия, благодаря протопресвитеру Василию Русский Экзархат остался в лоне Константинопольского Патриархата, хотя значительная часть духовенства и мирян выступала за воссоединение с Московской Патриархией. Сегодня нам легко представить, какова была бы судьба этих русских приходов в Европе, учитывая, что Церковное управление в России (особенно его «внешнеполитическая» деятельность) было полностью подчинено интересам богоборческого режима. В 1959 году, после смерти преемника митрополита Евлогия — митрополита Владимира (Тихоницкого), отцу Василию было предложено архиерейство, но от перспективы возглавить Экзархат он наотрез отказался.Умер протопресвитер Василий Зеньковский в Пасху 1962 года. Слова пасхального канона «Христос воскресе» были последними, что он слышал.

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/7/92...

Епархиальное собрание 1927 года осознавало, что Патриаршее поручение митрополиту Евлогию было индивидуально и не было равнозначно учреждению кафедры в Западной Европе. В «Объяснительной записке» подчеркивалось: на замещение кафедры «в форме... избрания епархиального архиерея... мы здесь не имеем права » . Принцип, изложенный в «Правилах» так никогда и не был применен: после кончины митрополита Евлогия представители западноевропейских приходов обратятся с ходатайством к Константинопольскому престолу утвердить во главе Западноевропейского тогда уже экзархата архиепископа Владимира (Тихоницкого). Оставленная неопределенность открывала путь к самым широким трактовкам принципов избрания главы экзархата. В нынешнем уставе экзархата подавляющее значение имеет голос клирико-мирянского собрания экзархата, вопреки решениям Собора 1917-1918 гг., предусматривавшего уравновешенную систему замещения епископских кафедр, с решающим участием епископата . Вторым отклонением, или вернее новшеством, по отношению к определению Всероссийского Церковного Собора является учреждение «собрания епископов», состоявшего из управляющего западноевропейскими приходами и его викариев, и придание этому собранию особых прав и обязанностей, связанных с епархиальным управлением. Такой институт и вовсе не был предусмотрен Собором 1917-1918 гг., который стремился, скорее, если не к упразднению, то к большему сокращению численности викариев, насколько это возможно. Однако в условиях существования западноевропейских приходов собрание епископов было необходимо. Так как, будучи физически оторваны от российского епископата и разобщены с русским епископатом в Сремских Карловцах, западноевропейские приходы митрополита Евлогия лишались реально действующей высшей инстанции, в лице легко доступной Высшей церковной власти или архиереев митрополичьего округа (создание таких округов планировалось на Всероссийском Соборе). То есть Совещание епископов было призвано частично взять на себя функции Высшей церковной власти, как в области апелляционной, так и в области управления, например: Совещанию епископов предоставлялось право «рассмотрения уставов... духовно-учебных заведений, утверждение их программ» - по определениям Всероссийского Собора, такое право принадлежало Высшей церковной власти .

http://bogoslov.ru/article/288318

Подлинное подписал: Вашего Высокопреосвященства преданный во Христе собрат Митрополит Анастасий. 4 [Оригинал на бланке ARCHEVÉQUE des Eglises Orthodoxes Russes en Europe Occidentale EXARQUE DU PATRIARCHE OECUMÉNIQUE. 12, Rue Daru- Paris 8.] 9 августа 1948 г. Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Митрополиту Анастасию Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь, Тот обмен письмами, который произошел в недавнее время между нами, и равно те письма, которыми Вы обменялись с моим викарием Епископом Кассианом [Безобразовым] , свидетельствуют о том, что объединение церковных сил для согласованных действий в пользу новых русских беженцев сознается как неотложная задача и с Вашей и с нашей стороны. Вам, может быть, известно, что сознание неотложности этой задачи возникло и в более широких общественных кругах, группирующихся вокруг издаваемой в Париже газеты национального направления «Русская Мысль». Весьма показательно, что и эти попытки объединения стре­мятся его осуществить под знаком Церкви. Но мне, и моим сотрудникам представляется несомненным, что единение, к ко­торому мы стремимся, может оказаться действительным не иначе, как при условии, что оно распространится на все пра­вославно и национально мыслящие русские группировки за ру­бежами России. Первым шагом к этому объединению было бы, по моей мы­сли, личное свидание возглавителей трех основных частей Русской Зарубежной Церкви: я разумею Ваше Высокопреосвященство, Митрополита Феофила [Пашковского, первоиерарха Северо-Американской митрополии] и себя. Доказывать целесообразность такой встречи мне представляется излишним. Вопрос о переселении «Ди-Пи» [от английского displaced persons – перемещенные лица] за океан делает необходимым деятельное участие в этом начинании и Русской Цер­кви в Америке. Зная болезненное состояние Митрополита Феофила, я был бы, со своей стороны, совершенно готов, чтобы намечаемое мной свидание состоялось бы Америке. По обсуждении этого вопроса с моими ближайшими сотрудни­ками я пришел к решению братски предложить Вашему Высоко­преосвященству нашу встречу втроем в Соединенных Штатах. Одновременно об этом пишу Высокопреосвященнейшему Феофилу.

http://bogoslov.ru/article/6166725

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010