Скачать epub pdf Митрополит Антоний Сурожский (Блум Андрей Борисович; 1914–2003) – глава Сурожской епархии Московского Патриархата. Беседа с ним была записана в Лондоне 27 апреля 2002 г. В ней также принимал участие ключарь кафедрального собора Успения Божией Матери и Всех Святых в Лондоне протоиерей Михаил Фортунато. Беседу вела С.Г. Зверева. С.Г. Зверева: Трехсвятительскому подворью в Париже исполнилось 70 лет. Не могли бы вы, пожалуйста, рассказать о подворье, о тех людях, которые были связаны с церковным пением. К примеру, о владыке Вениамине (Федченкове) . Владыка Антоний: Владыка Вениамин – один из ранних основателей Трехсвятительского подворья 1 . Он сыграл для нас большую роль своей молитвой и своей личностью: во время богослужения он стоял перед иконостасом, и было такое чувство, что он уносит всю нашу молитву к небу. Описать, объяснить я не умею, могу только сказать, что это было вот такое чувство. То же самое чувство было в свое время с владыкой Владимиром (Тихоницким) 2 . Совершенно разные люди они были, но когда становились на молитву, ничего не оставалось кроме молитвы. Это одно. Второе: как личность владыка Вениамин был смесью литургического величия и изумительной человеческой простоты. Я его тогда мало знал, потому что я был юношей и в такие высокие круги не ходил, но помню, как-то я пришел на Трехсвятительское подворье поздно вечером, церковь была в подвальном помещении, там была маленькая лесенка, коридор и кельи, где спали наши священники. И я вижу, владыка Вениамин лежит на каменном полу, укутавшись в своей черной монашеской рясе. Я говорю: «Владыка, что вы здесь делаете?» – «Да, знаешь, у меня в комнате места не хватает». Я говорю: «То есть как?» – «Один нищий сейчас на кровати лежит, а другой нищий лежит на матрасе, а третий закутался в моих одеялах, а четвертый уже без одеяла, но на подушках, а мне там места уж не хватило, и я решил здесь поспать спокойно». Вот что меня в нем так поразило: с одной стороны, литургическое величие, а с другой стороны – такая подлинная христианская простота и великодушие.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

321 В 1926 году произошел разрыв отношений между управляющим западно–европейскими русскими приходами митрополитом Евлогием (Георгиевским) и возглавлявшимся митрополитом Антонием (Храповицким) зарубежным Синодом (Карловацким). На Архиерейском Соборе 1926 года митрополит Евлогий пытался поднять вопрос о порядке управления Русской Православной Церковью Заграницей (объективно он обладал всей полнотой канонических полномочий для управления русскими приходами за рубежом), но участники Собора не пожелали менять намеченную повестку его работы. Митрополит Евлогий покинул Карловцы. Ушел с Собора и митрополит Платон (Рождественский), возглавлявший Северо–Американскую епархию, так как его обвинили в церковном сепаратизме. Примирения не получилось. Решение Собора о создании Германской епархии, подчиненной Синоду, усугубило разделение, так как новая епархия создавалась на канонический территории митрополита Евлогия. В 1927 году митрополит Евлогий принял (с оговорками) «декларацию о лояльности» митрополита Сергия (Страгородского) и остался (до 1931 года) в юрисдикции Московской Патриархии, а Карловацкий Синод осудил Декларацию. Разрыв оформился окончательно. Епископ Вениамин (Федченков) вместе с епископом Владимиром (Тихоницким) пытались в 1926 году, прибыв в Сремски Карловцы, содействовать примирению, но их усилия оказались напрасными. (См.: Вениамин (Федченков) , митр. Дневники. 1926–1948. М., 2008. С. 115–147) Относительно «кирилловского движения» следует отметить следующее. 31 августа (ст. ст.) 1929 года в своем «Воззвании к православным русским людям» митрополит Антоний (Храповицкий) призвал признать законным царем двоюродного брата Николая II великого князя Кирилла Владимировича, а его законным наследником – великого князя Владимира Кирилловича. (См.: Политическая история русской эмиграции. 1920–1940: Документы и материалы/Под ред. Киселева А. Ф., проф. М., 1999. С. 672–673.) 322 Архиепископ Иоасаф (в миру – Иван Васильевич Скородумов, 1888–1955) родился в Новгородской губернии в семье сельского священника. Окончил Санкт–Петербургскую духовную академию. В 1912 году принял монашеский постриг. В 1920 году эмигрировал в Югославию; работал преподавателем Закона Божия в Кадетском корпусе. В 1930 году хиротонисан во епископа Канадского. С 1950 года – архиепископ Аргентинский и Парагвайский в юрисдикции Синода РПЦЗ.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

На Пасху того же года храм, располагавшийся на улице Петель (rue Pemel), был освящен. В 1930-е гг. он был одной из немногих церквей русского зарубежья, сохранявших верность Московской Патриархии. 2 Митрополит Владимир (Тихоницкий Вячеслав Михайлович; 1873–1959). Приехал во Францию в 1924 г., в сане архиепископа служил в Ницце, управлял викариатством Южной Франции. После смерти митрополита Евлогия (Георгиевского) в 1946 г. был утвержден экзархом Западно-Европейских русских приходов Константинопольского Патриархата. В 1947 г. возведен в сан митрополита. 3 В 1931 г. большая часть русского духовенства во главе с митрополитом Евлогием, отстраненным от должности управляющего русскими православными приходами Московской Патриархии в Западной Европе за нелояльность, перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Таким образом возник русский православный Экзархат Константинопольского Патриархата, во главе которого встал митрополит Евлогий, получивший титул экзарха. В числе духовных лиц, не пошедших за своим архипастырем, оказался епископ Вениамин (Федченков) . Поступок бывшего епископа армии и флота Вооруженных сил Юга России (ими командовал генерал П.Н. Врангель) шокировал эмигрантское общество. 4 Указом от 22 ноября 1933 г. владыка Вениамин был назначен временным экзархом Московского Патриархата с титулом архиепископа Алеутского и Северо-Американского. 5 Митрополит Елевферий (Богоявленский Дмитрий Яковлевич; 1870–1940). В 1930 г., после отстранения митрополита Евлогия от управления Западно-Европейскими приходами Московской Патриархии, владыка Елевферий был назначен на его место. 7 Архимандрит Афанасий (Нечаев Анатолий Иванович; 1886–1943) так же, как и владыка Вениамин, не последовал за митрополитом Евлогием и остался в юрисдикции Московского Патриархата. С 1933 по 1943 г. он являлся настоятелем Трехсвятительского подворья. В 1943 г. во время оккупации Парижа помогал преследуемым евреям, был арестован гестапо. 9 С 1931 по 1936 г. о. Стефан (Светозаров) являлся помощником настоятеля храма Трехсвятительского подворья, с 1935 по 1945 г. возглавлял Свято-Троицкий приход в Ванве. В 1947 г. вернулся в СССР: некоторое время монашествовал в Троице-Сергиевой лавре, а в последнее десятилетие жизни, с 1959 по 1969 г., являлся наместником Свято-Духовского монастыря в Вильнюсе.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Саратовского. Литургия началась в 10 часов; храм, временный Патриарший Казанский собор на ул. Водников,15, освященный из польского костела, был полон народу. Служило 4 архиерея. После литургии, хиротонии и молебна еп. Григорий вышел пятым. Вечером за ужином митр. Сергий говорил о желательности возобновления издания ЖМП, указывая на еп. Григория как редактора, и переводе его для этого поближе к Москве, например, в Орехово-Зуево. Владыка знал о прежней деятельности еп. Григория в качестве многолетнего сотрудника Олонецких Губернских и Епархиальных Ведомостей и редактора печатного органа Карельского братства – еженедельной газеты «Олонецкая неделя». 15 окт. еп. Григорий был возведен в сан архиепископа согласно указу 594 от 15 окт. 1942 г. «во внимание к свыше 45-летнему служению в священном сане и в должности епархиального наблюдателя церковно-приходских школ, ректора Духовной семинарии и, наконец, ректора Богословского института в Ленинграде, магистра богословия». В удостоверительной грамоте от 15 октября 1942 г. епископу Богоспасаемого города Саратова митрополит Сергий поручал управление патриаршими православными приходами Саратовской области. Подпись к фотографии слева направо: епископ  Саратовский Григорий (Чуков), архиепископ Уфимский Стефан (Проценко),  Патриарший Местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский), архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын),  архиепископ Рязанский Алексий (Сергеев). Ульяновск  14 октября 1942 г. Архиепископ Григорий вступил на Саратовскую кафедру 5 ноября 1942 года, за всенощным бдением на праздник в честь иконы «Всех Скорбящих Радости». Так же, как и прот. Н.Чуков (1870–1955), в «одиннадцатый час» своей жизни в 1942 г. вышли на служение, получив благодать архиерейства, вдовый протоиерей Сергий Городцев, в монашестве Варфоломей (1866–1956), и заслуженный вятский прот. Вениамин Тихоницкий (1869–1957), в монашестве Вениамин. Все они неоднократно подвергались репрессиям, а митр. Новосибирский Варфоломей, с которым владыка Григорий находился до конца своей жизни в теплом молитвенном общении и переписке, провел в заключении с 1917 по 1934 гг.

http://bogoslov.ru/article/1368994

На пророка Аввакума, 2-го декабря, митрополит Евлогий рукоположил меня в иеродиаконы. В этот день было большое пастырское Собрание, сослужило митрополиту более двадцати священников в Соборе на Рю Дарю. Я стал священнослужителем. Лекции в Академии читали интересно. Состав профессоров в Академии был высоким. Особенно мы, студенты, любили вдохновенные лекции А.В. Карташева . Была в Париже церковная весна. Утром и вечером шли службы, студенческий хор пел, управляемый знатоком древних распевов православных Мих. Мих. Осоргиным. Преподаватель пения М. М. Осоргин был и заведующий хозяйством Подвория. В 1925 году он был послан митр. Евлогием в Париже на торги, где продавалось вымороченное имущество немецких протестантов, поместье с церковью на Рю де Кримэ, У митр. Евлогия не было денег для такой покупки, но участок, с его строениями и храмом, очень подходил для Академии, и нужда в пастырях в русской эмиграции была велика. Митрополит Евлогий указал Мих. Михайловичу идти в торгах до конца; и городской участок с церковью остался за нашей православной Епархией. Это был праздник и героическое дело русской эмиграции. Об этом, Сергиевское Подворье говорит и сейчас, в 80-е годы; а тогда, может быть, впервые, эмиграция русская осознала, что свои чемоданы, лежавшие открытыми, ей надо убрать и начать строить что было можно: Православную Церковь . Таков был смысл существования русского Зарубежья. И начался сбор денег для уплаты за купленный участок и устроение Духовной Академии; люди жертвовали последнее, женщины снимали с себя кольца и серьги. Так возникло училище православной веры в Западной Европе. Незадолго перед тем, Патриарх Тихон, на которого легла огромная тяжесть хранить Церковь в государстве, объявившем свою атеистичность, определил Архиепископа Евлогия, б. Холмского, быть Митрополитом Западно-Европейских Православных Русских Церквей, с центром в Париже. К этому церковному образованию, которое было расширением дореволюционного петроградского викариатства, присоединились архиепископ Владимир (Тихоницкий), епископ Сергий (Королев) и епископ Вениамин (Федченков) , бывший Севастопольский, мой старец-духовник, о котором я писал в первой книге своих воспоминаний, и как, через него, был призван к служению Церкви. Епископ Вениамин был инспектором Сергиевой Академии, а ее деканом стал о. Сергий Булгаков , известный русский профессор-экономист, бывший марксист, ставший священником после революции.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

По мнению архиепископа Саратовского и Сталинградского Григория, который уже почти год, с октября 1942 г., возглавлял кафедру, и ему приходилось лично общаться с местными властями разных городских учреждений и уровней и товарищами из НКВД (или НКГБ?) создание Совета было явлением не только положительным, но и необходимым. Его дневниковые записи показывают достаточно внимательное отношение и центрального аппарата Совета, и его местных представителей к его личным обращениям практически по всем вопросам: «Плохо, что долго не назначают уполномоченных при облисполкомах: нет лица, которое бы специально было заинтересовано духовным делом», – писал архиепископ о ситуации в Сталинградской епархии (см. публикацию, 1 марта 1944 г.) Нельзя не согласиться со ставшей крылатой фразой И. В. Сталина 1935 г.: «Надо понять, что при нынешних условиях “кадры решают все”» .Е го «кадры» НКВД–ГПУ к началу войны успешно «порешали» вопросы уничтожения как епископата, так и рядового духовенства. В ходе Великой Отечественной войны Сталин изменил свое отношение к Церкви и позволил провести Собор,который состоял всего из 19 правящих архиереев. Поэтому вопрос «кадрового голода» едва не уничтоженной Российской Церкви, согласно Священному Писанию, звучал как «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:36–38). Поскольку изменение отношения власти к Церкви началось еще в первый год войны, в 1942 г. местоблюститель получил возможность призвать к епископскому служению «надежных старцев» – вдовых протоиереев Сергия Городцова, в монашестве Варфоломея (1866–1956 гг.), заслуженного вятского протоиерея Вениамина Тихоницкого (1869–1957 гг.), в монашестве Вениамина, Николая Чукова (1870–1955 гг.), в монашестве Григория, Владимира Градусова (1881–1956 гг.), в монашестве Димитрия. Сразу после Собора патриарх в очередной раз поставил перед властями вопрос обосвобождении 24 репрессированных архиереев и двух священников и 11 января 1944 г. поинтесовался о результате своего запроса .Немногих уцелевших освободили. О многих в Патриархии так ничего и не узнали. Архиепископ Григорий писал: «17 октября г.] Патриарх надумал, если возможно, вызвать еп[ископа] для должности управделами. Я дал ему нужные сведения о нем; он обратился в Совет с ходатайством о возвращении из ссылки нескольких архиереев (кого –неизвестно; может быть, если жив, освободят и еп[ископа] Из записей владыки Григория также следует, что в Патриархии не знали, что уже нет в живых ни бывшего члена Временного Синода при заместителе Местоблюстителя архиепископа Иувеналия (см. публикацию, 12 апреля 1944 г.), ни многих других архиереев.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Постригал его архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын); по пострижении, он сказал речь о Павле Препростом, которого преп. Антоний сначала не хотел постригать из-за старости, и который, по свидетельству Антония, затем в подвигах был даже выше его. Обряд прошел, по отзыву очевидцев, «очень умилительно», многие плакали, певчие-монахини от волнения даже прервали пение «Объятия Отча…». После всенощной было наречение, после которого растроганный иеромонах Григорий сказал благодарственное слово: «…Никогда я не мечтал об этом высоком сане и думал, что моя активная церковная деятельность уже окончилась... И вдруг я слышу призыв твой, Блаженнейший Первостоятель нашей Русской церкви, «препоясать чресла свои и идти на делание на ниве Господней».В великое смущение пришел мой дух от этого зова, и не сразу я откликнулся на него, боясь и величия сана, и соединенной с ним огромной нравственной ответственности, и сознавая слабость моих дряхлеющих сил в этот, уже одиннадцатый час моей жизни. Но вот печальные события в судьбе моих детей тяжелым ударом отозвались в моем сердце, и я почувствовал в этом голос Божий, подтверждающий призыв меня к новому служению Господу…» 14 октября, в день Покрова Божией Матери, происходила хиротония во еп. Саратовского, а 15 октября владыка Григорий был возведен в сан архиепископа «во внимание к свыше 45 - летнему служению в священном сане и в должности епархиального наблюдателя церковно - приходских школ, ректора Духовной семинарии и, наконец, ректора Богословского института в Ленинграде, магистра богословия». На момент хиротонии епископа Григория в пределах СССР находилось 15 епископов. С начала войны до сентября 1943 года, число правящих архиереев увеличилось с двух до двадцати. Среди тех, кто был хиротонисан в эти годы - три старца на восьмом десятке лет. Так же, как протоиерей Николай Чуков, в «одиннадцатый час» своей жизни, в 1942 году получили благодать архиерейства и вышли на служение вдовый протоиерей Сергий Городцов, в монашестве Варфоломей (1866-1956), и заслуженный вятский протоиерей Вениамин Тихоницкий (1869-1957), в монашестве Вениамин. Все они неоднократно подвергались репрессиям, а митр. Новосибирский Варфоломей, с которым владыка Григорий находился до конца своей жизни в теплом молитвенном общении и переписке, провел в заключении с 1917 по 1934 г.. Все они знали, на что идут, знали, что такое НКВД, знали, что с именно с этим ведомством им придется иметь дело – однако же пошли.

http://pravoslavie.ru/38258.html

Потеря троих взрослых детей в блокадном Ленинграде побудила его согласиться на предложение митрополита и, получив 14 сентября 1942 г. новую телеграмму-молнию («По делам службы прошу немедленно прибыть в Патриархию – Ульяновск. Митрополит Сергий»), он направил митрополиту письмо о том, что отдает себя «в его полное распоряжение» . Однако он задержался с отъездом в Ульяновск, так как ожидал приезда архиепископа Андрея для организации открытия в Саратове «старого» собора (см. публикацию, 18 сентября 1942 г.). 7 октября 1942 г. протоиерей Николай писал: «Итак, совершился большой перелом в моей жизни – еду на пароходе “Микоян” из Саратова в Ульяновск по вызову митрополита Сергия Страгородского для посвящения во епископа. Никогда не думал об архиерействе для себя, и вот Господь приводит к этому!» 15 октября 1942 г. в Ульяновске после возведения в сан архиепископа Владыка писал: «Вчера за ужином в разговоре Владыка-митрополит между прочим сказал, что за время его управления Русской Церковью (с 1926 года) я являюсь 54-м епископом, им назначенным и рукоположенным» . Результатом многолетней политики истребления советскими властями духовенства и епископата явилось то, что в пределах СССР тогда находились только три митрополита в числе 15 архиереев, порядок которых 16 октября 1942 г. архиепископ записал в дневнике: Сергий (Страгородский), митрополит Московский и Коломенский; Алексий (Симанский), митрополит Ленинградский; Николай (Ярушевич), митрополит Киевский и Галицкий; Андрей (Комаров), архиепископ Казанский; Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ бывший Ташкентский; Алексий (Палицын), архиепископ Куйбышевский; Сергий (Гришин), архиепископ Горьковский и Арзамасский; Иоанн (Соколов), архиепископ Ярославский и Ростовский; Алексий (Сергеев), архиепископ Рязанский; Варфоломей (Городцов), архиепископ Можайский; Стефан (Проценко), архиепископ Уфимский; Василий (Ратмиров), архиепископ Калининский; Григорий (Чуков), архиепископ Саратовский; Георгий (Анисимов), епископ Вологодский; Питирим (Свиридов), епископ Калужский . С 22 июня 1941 г. по 8 сентября 1943 г. число правящих архиереев увеличилось с 2 до 20, из них 7 были хиротонисаны , в том числе три старца старше 70 лет. Митрополит Сергий собирал «старую гвардию», и так же, как протоиерей Николай Чуков, в «одиннадцатый час» своей жизни, в 1942 г. получили благодать архиерейства и вышли на епископское служение вдовый протоиерей Сергий Городцов, в монашестве Варфоломей (1866–1956 гг.), и заслуженный вятский протоиерей Вениамин Тихоницкий, в монашестве Вениамин (1869–1957 гг.) .

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ образован в сент. 1945 г. в связи с возвращением в юрисдикцию Московского Патриархата общин, ранее пребывавших в Западноевропейском Экзархате русских приходов К-польского Патриархата ; включал приходы РПЦ на территории ряда западноевроп. гос-в, а также в Сев.-Зап. Африке. В нач. ХХ в. рус. правосл. приходы в Зап. Европе находились в подчинении С.-Петербургских (Петроградских) архиереев. 8 апр. 1921 г. Патриарх Московский и всея России св. Тихон предписал считать русские правосл. церкви в Зап. Европе «вплоть до восстановления правильных и беспрепятственных сношений с Петроградом» под упр. находившегося в эмиграции Волынского архиеп. Евлогия (Георгиевского ; с янв. 1922 митрополит). С кон. 1922 г. митр. Евлогий пребывал в Париже, где была организована временная администрация (епархиальное управление) зарубежных русских приходов, находившихся в каноническом подчинении Московского Патриархата. 10 июня 1930 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) в связи с неск. выступлениями митр. Евлогия, трактовавшимися как участие в антисоветских действиях, издал указ об его увольнении от управления западноевроп. приходами и передаче их под временное упр. викарному архиеп. Владимиру (Тихоницкому) . После отказа архиеп. Владимира принять это назначение 24 дек. 1930 г. митр. Сергий поручил временное управление рус. приходами в Зап. Европе Литовскому митр. Елевферию (Богоявленскому ; с 30 апр. 1931 управляющий западноевроп. приходами). Однако большинство приходов остались в подчинении митр. Евлогию и были по его просьбе приняты в февр. 1931 г. под омофор К-польского Патриарха в качестве Экзархата. В марте того же года еп. бывш. Севастопольский Вениамин (Федченков ; с апр. 1932 архиепископ, впосл. митрополит) организовал в Париже Патриаршее подворье с храмом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (Трехсвятительское подворье). Оно стало новым центром русских правосл. приходов в Зап. Европе, сохранивших верность Московской Патриархии. Архиеп. Вениамин исполнял в Париже обязанности викария митр. Елевферия до своего отбытия в 1933 г. в США, где был назначен временным экзархом Североамериканской епархии. В 1937 г. во Франции существовало 3 рус. и 2 франц. прихода Московской Патриархии. Также в каноническом подчинении митр. Елевферия находился приход Московского Патриархата при Владимирской ц. в Берлине. После начала второй мировой войны и кончины митр. Елевферия в дек. 1940 г. западноевроп. русские приходы Московского Патриархата остались без архиерейского окормления.

http://pravenc.ru/text/182575.html

В нояб. 1928 г. Е. совершил поездку в Москву для доклада на Временном Свящ. Синоде о деятельности Церкви за рубежом. 28 нояб. указом Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) Е. был возведен в сан митрополита, получил право самостоятельно решать все церковно-адм. вопросы Литовской епархии. По впечатлениям о поездке Е. написал кн. «Неделя в Патриархии», содержавшую как описание поездки, так и обзор основных событий церковной жизни в России в 20-х гг. В книге обосновывалась с канонической т. зр. позиция, занятая Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием, и осуждались выступления его противников - организаторов григорианского раскола и сторонников митр. Иосифа (Петровых) . «Неделя в Патриархии» была неоднозначно встречена рус. эмиграцией за положительный в целом отзыв о положении Церкви в СССР после принятия «Декларации» 1927 г. митр. Сергия и предоставления РПЦ легального статуса. По словам Е., «на Родине совершается великое дело Божие, духовный рост нашей Церкви среди почти безнадежных условий». При этом у Е. не было сомнений в отношении правящего в СССР режима: «Безбожная власть уже по самому существу своему не может быть равнодушной, лояльной к Церкви Христовой, видя в Ней всегдашнего непримиримого врага себе». 10 июня 1930 г. митр. Сергий и Временный Свящ. Синод издали указ об увольнении митр. Евлогия (Георгиевского), управлявшего западноевроп. приходами РПЦ, и о временной передаче дел еп. Владимиру (Тихоницкому). После отказа еп. Владимира принять это назначение 24 дек. 1930 г. Е. был назначен временно управляющим западноевроп. приходами (управляющий с 30 апр. 1931). В 1931 г. Е. дважды посетил Париж, пытаясь вместе с еп. Вениамином (Федченковым) убедить митр. Евлогия не подвергать Церковь новому расколу. Однако митр. Евлогий вместе с большинством западноевроп. приходов неканоническим образом перешел в юрисдикцию К-польской Патриархии, образовав в ее составе Западноевропейский экзархат русских православных приходов . Верными Московской Патриархии остались только организованный еп. Вениамином Трехсвятительский приход в Париже и община прот. Г. Прозорова при Владимирской ц. в Берлине.

http://pravenc.ru/text/189717.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010