Кировская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Кировской области [ править править код ] С начала русской колонизации Средней Вятки в конце XII века приходы Вятской земли входили в состав Новгородской архиепископии. Далее с 1489 Хлынов и окрестности составляли церковную десятину и управлялись патриаршим десятильником (назначавшимся из представителей местной церковной верхушки, главным образом из рода Юферевых) — земли входили в Митрополичью область. По соборному определению 1657 года и повелением Патриарха Никона была открыта самостоятельная Вятская епархия; начала свою деятельность в 1658 с приездом первого епископа Александра, которому был дан титул вятского и великопермского. С декабря 1937 по декабрь 1942 не имела своего правящего архиерея. Управляющим епархией с 23 апреля 1978 года по 4 января 2011 года являлся митрополит Вятский и Слободской Хрисанф (Чепиль). 5 января 2011 года временным управляющим епархией назначен архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн (Тимофеев). Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года новым правящим архиереем назначен архиепископ Марк (Тужиков). 4 октября 2012 года из состава епархии были выделены Уржумская и Яранская епархии со включением их и Вятской епархии в состав новообразованной Вятской митрополии. Населённые пункты [ править править код ] Киров Святыни Кировской области [ править править код ] Свято-Успенский Трифонов монастырь (Киров) : мощи преподобного Трифона Вятского (XVI в.). Преображенский Вятский женский монастырь : мощи священноисповедника Виктора, епископа Вятского и Глазовского Свято-Серафимоский собор (Киров) : список «Великорецкой» иконы свт. Николая. Филейское кладбище: могила преп. Стефана Филейского (XIX в.). Храм Св. Новомучеников и Исповедников Российских на Филейке: икона муч. Пантелеимона Целителя (келейный образ преп. Стефана). Свято-Троицкий собор (Яранск) : мощи преп. Матфея Яранского (ХХ в.). ОРЛОВ. Кладбище: могила сщмч. Михаила Тихоницкого (ХХ в.). Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Орлов) : мощи Михаила Тихоницкого

http://azbyka.ru/palomnik/Кировская_обла...

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! ХХ век стал для Русской Православной Церкви эпохой величайшего испытания веры и благочестия. Беспрецедентные в истории гонения претерпели православные люди в эти страшные годы. Бесчисленный сонм святителей, пастырей, благочестивых мирян приняли мученическую кончину от богоборческой власти и явили высокий идеал христианского подвига. Церковь Русская свидетельствует о святости и величии этого подвига, прославляя верных чад своих в лике новомучеников и исповедников Российских. Одним из первых на Вятской земле сподобился принять мученический венец протоиерей Казанско-Богородицкого собора города Орлова Михаил Тихоницкий. Исполняя свой пастырский долг, 15 февраля 1918 года отец Михаил прочитал послание святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. 20 сентября, в канун празднования Рождества Пресвятой Богородицы, почтенный старец и всеми любимый пастырь был расстрелян. Своей праведной жизнью, твердой верой, исполнением заповедей Христовых, подвигом мученичества, верностью Всероссийскому Патриарху отец Михаил явил пример твердого стояния на стези Православия, жертвенного служения Богу, Церкви и людям. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II определяется: 1 . Протоиерея Михаила Тихоницкого, претерпевшего 20 сентября 1918 года мученическую кончину за благочестивое житие, верность Церкви и послушание Святейшему Патриарху – причислить к лику священномучеников Российских. 2 . Внести имя священномученика Михаила в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века. 3 . Останки священномученика Михаила именовать святыми мощами. 4 . Память священномученика Михаила совершать в день его мученической кончины – 20 сентября. 5 . Составить сему священномученику особую службу для местного епархиального употребления, а до составления таковой отправлять общую по чину священномученическому. 6 . Писать новопрославленному угоднику Божию честные иконы для поклонения, согласно определению Седьмого Вселенского собора. 7 . Напечатать житие священномученика Михаила для назидания чад Православной Церкви в стоянии за веру Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

- Когда русские паломники вернулись на Святую Землю? - После Второй мировой войны, в 1950-е годы. Это были русские эмигранты, жизнь которых к этому времени стала легче. Возродил паломничество русский архиерей, владыка Мефодий (Кульман). Он жил во Франции и был викарием митрополита Евлогия (Георгиевского) и потом митрополита Владимира (Тихоницкого). До войны он регулярно ездил на Валаам, чтобы оказаться в русской монастырской атмосфере, не покалеченной историческими перипетиями. После Второй мировой войны, когда это стало невозможным, владыка Мефодий отправился на Святую Землю. Там первым делом он посетил Елеонский и Гефсиманский монастыри и обрел то, что раньше находил на Валааме. Так русская Палестина стала для русских эмигрантов частью дореволюционной России. И с начала 1950-х годов на Святую Землю поехали русские паломники из Западной Европы и из США. Они в течение многих лет помогали сохранять русские общины на Святой Земле, особенно в те годы, когда русская Палестина находилась на территории Иордании. Жить на территории Иордании русским было политически неплохо, но экономически очень тяжело. Владыка Мефодий предпочитал останавливаться именно в русских монастырях, чаще всего в Вифании. Игумения Мария и монахиня Варвара в Париже в гостях у митр.Владимира (Тихоницкого) и еп.Мефодия (Кульмана). Изменение условий паломничества произошло после 1967 года, когда Святая Земля объединилась в составе государства Израиль. Паломники владыки Мефодия пишут, что теперь можно «прилетать на авионе» в «европейский аэропорт» и путешествовать на «автобусах с кондиционерами». А в начале 1990-х годов, когда распался Советский Союз и Россия, Украина , Белоруссия установили дипломатические отношения с Израилем, целый поток паломников хлынул из этих стран. С каждым годом их становится все больше и больше. (Окончание следует.) С диаконом Александром Занемонцем беседовала Александра Никифорова Фото диакона Александра Занемонца, Александры Никифоровой, а также из открытых интернет-источников.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

– Что делается на приходе в плане прославления вятского святого Михаила Тихоницкого? Каким образом верующие могут помолиться именно священномученику Михаилу? – В целях сплочения прихода, чтобы люди друг друга лучше знали, общались, и, конечно, для знакомства со святынями Вятской земли по благословению митрополита Вятского и Слободского Марка мы совершаем паломнические поездки от храма – в Орлов, Медяны, Великорецкое. В уборке храма, в паломнических поездках нередко участвуют люди и с других приходов. И после приятно их видеть в храме на богослужениях. Приход – это община, где люди друг друга знают, друг за друга молятся Те, кто поучаствовал в паломнических поездках, узнали о жизни святого отца Михаила Тихоницкого, посмотрели, где служил батюшка, где принял мученическую кончину, начинают понимать, насколько близка нам наша история, пусть и кровавая, которая может повториться в любой момент. Новомученики повторили путь Христов уже в современных условиях. И когда люди соприкасаются со святынями, они проникаются особым духовным состоянием. Паломнические поездки сближают прихожан, и люди начинают контактировать, а еще молиться друг за друга. Приход – это община, где люди друг друга знают, друг за друга молятся. Постепенно люди приходят. Но стоит еще много потрудиться для жизни прихода. Мы каждый вечер после службы поем тропарь, кондак, величание святому Михаилу Тихоницкому – это обязательно. Приходите все желающие, и мы помолимся вместе. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ольга 21 сентября 2023, 17:18 Тоже подумала о детях. И разве святые не от тех же болезней и не в том же возрасте умирали, что и грешники? Галина 21 сентября 2023, 11:08 «И среди них был студент, казах по национальности, не имевший к Православию никакого отношения. Зайдя в храм, он наблюдал, как причащаются люди. Подойдя к молодому человеку, будущему монаху, он задал вопрос, почему у батюшки на плече сидит голубь и у некоторых причастников с ложечки склевывает частичку, и тот пустую ложку принимает. И тут молодой человек понял, что этому обычному туристу было открыто видеть, что в этом таинстве Причащения причастились единицы. К причастию подходили многие, но действенно таинство было лишь для некоторых. И это явление Святого Духа было открыто совершенно неверующему человеку». – из чего следует, что этот молодой человек был неверующим?

http://pravoslavie.ru/156157.html

– Насчет исповеди также бытуют разные мнения. Одни говорят, что чем чаще – тем лучше, хоть каждый день, чтобы жить с чистой совестью; другим и раз в год кажется вполне достаточным. – Опять же – как человек исповедуется? Есть перечисление грехов, а есть покаяние. Это абсолютно разные вещи. И кто как обращается к Богу – так жизнь и показывает: хожу в храм, а ничего не меняется. «Главное – победить в душах людей равнодушие» – Расскажите о жизни прихода священномученика Михаила Тихоницкого, настоятелем которого вы являетесь. Храм небольшой, прикладбищенский, и можно ли говорить о жизни прихода как такового? – Владыка Марк назначил меня настоятелем храма пресвитера Михаила в феврале 2020 года. Храм небольшой, и приход, соответственно, также. Людей сдерживает, во-первых, то, что храм находится за переездом. Это несколько отделяет некоторые жилые дома. Во-вторых, то, что церковь прикладбищенская. Из-за этого сдерживающего психологического фактора креститься и венчаться к нам не многие идут. При этом все отмечают, что храм – легкий, радостный, светлый. Сама постройка очень красивая. С Воронежской области звонил батюшка и спрашивал о том, где взять техническую документацию. Им храм понравился, и они хотят построить у себя такой же. Примечательно, что рядом с храмом – могила архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина, который родился в Орлове, где пребывают мощи святого Михаила Тихоницкого, – такая духовная связь. Некоторые вообще считают, что это часовня. Приходится объяснять, что здесь совершаются службы. Богослужения в нашем храме совершаются в субботу, воскресенье, на неделе, если есть праздники. Работы много. Храм надо приводить в порядок, потому что некоторые деревянные конструкции обветшали и сгнили. Нужно решать многие проблемы. Но когда нет денег и людей – вопросы эти растягиваются во времени. От активности прихожан зависит жизнь прихода. Хочется надеяться, что после пандемии храм снова наполнится молящимися. Учитывая потребности современных прихожан, мы организовали сайт храма . Главное – победить в душах людей равнодушие. Но, с другой стороны, количество прихожан отражает процент истинно верующих.

http://pravoslavie.ru/156157.html

Чтобы смеяться не над другими, но над самим собою, надо быть по–настоящему смиренным человеком и подлинным мистиком. Как раз таким и был самый большой русский философ, умерший сто лет тому назад, 31 июля 1900 года, но это настолько смущало окружающих, что сразу после его смерти они начали создавать миф о Соловьеве. Миф, над которым потрудились и Блок с Андреем Белым, и Сергей Соловьев, и многие другие. Этот миф естественным образом жил в нашем сознании, когда тексты Владимира Соловьева были недоступны, новые издания не появлялись, а старые в библиотеках не выдавались читателям. Но миф этот жив и теперь, хотя за последние двенадцать лет (первый двухтомник его философских текстов появился в 1988 г. в издательстве " Мысль " ) заново опубликованы, правда, во многих случаях наспех и с ошибками, почти все сочинения Соловьева. Объясняется это, конечно же, тем, что сам философ, живя по принципу " врать нельзя " , сказал о себе так много и сам нарисовал такой объемный свой " автопортрет " , что осмыслить его почти невозможно. Когда где-то за границей Соловьева окликнули на лестнице в отеле, приняв его за некоего отца Иоанна, он, ерничая, ответил, что не является отцом ни в каком смысле. Однако в этом ерническом ответе, как это у него бывает всегда, заключен глубочайший смысл. Он, действительно, не отец и не " гуру " , не " мэтр " и не наставник, но настоящий брат и в высшей степени откровеннейший собеседник для каждого, кто начинает вчитываться в его тексты и всматриваться в обстоятельства его нелепой, чистой и такой необычной жизни. «ВЕЧНАЯ КРАСОТА ЛИЧНОСТИ» (О МИТРОПОЛИТЕ ВЛАДИМИРЕ ТИХОНИЦКОМ) «Инок скромный». Так назвал свою статью о митрополите Владимире (Тихоницком), появившуюся на первой полосе газеты «Русская мысль» на другой день после кончины владыки 18 декабря 1959 года, её главный редактор Сергей Водов. «Молитвенник необыкновенной духовной чистоты… он всегда был примером настоящего, а не официального ипоказного русского благочестия», — писал Водов. Задолго до этого «тишайшим молитвенником» назвал владыку о. Валент Роменский в докладе о пути к святости, опубликованном в «Церковном вестнике» за 1952 год. И хотя сам митрополит в своём экземпляре «Вестника» эти слова вычеркнул и приписал на полях «неправда!», что такое сила его молитвы и какова тишина, царящая в его душе, среди православных на Западе было известно каждому.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

На кладбище престарелого священника заставили копать себе могилу, в страхе очень торопили. Старец не разрешил связывать себе руки и завязывать глаза. Тут же над могилой его расстреляли. Сын мученика епископ Владимир узнал о казни отца в Москве, где он был на Поместном соборе. Святейший Патриарх сам приехал к нему преподать утешение. Священник Михаил Тихоницкий стал одной из первых жертв террора. Но его преодолевающая все преграды любовь к Богу преодолела и смерть; его духовная связь с чадами как бы и не прерывалась и сохраняется доныне. Каждый обращающийся к священномученику за помощью въяве ощущает его молитвенное предстательство перед Богом. Тропарь, глас 4 Богоугодному житию всею душею возревновав и мученическою кровию верность Христу запечатлел еси, священномучениче Михаиле, моли Всеблагаго Бога нашего, да сохранит Церковь и землю Российскую от ересей, расколов, мятежа и брани, укрепит нас в Православии и единомыслии, возниспослет нам милости Своя и молитвами твоими спасет души наша. Кондак, глас 1 Во граде Орлове пастырь добрый был еси и Вятския земли первый новомучениче. Спасу подобне за убийц своих молился еси, о их прощении Господеви взывая. И ныне у престола Человеколюбца предстоя о прощении прегрешений наших взывати не престай, священномучениче Михаиле, теплый наш ходатаю и скорый помощниче. Молитва О священномучениче отче Михаиле, землю Вятскую кровию своею оросивый, юже за Христа излиял еси. Страданиями своими Церковь укрепил еси и богоборческия шатания укротил еси. Приими ныне благомощное моление наше и испроси у Бога и Господа Сил, Иже венцем мученическим тебе увенчавый, да даст Церкви Православней мир и да сохранит ю от расколов, ересей и нестроений, град наш и всю землю Русскую да сохранит от мятежа и брани, нашествия иноплеменник, труса, потопа, огня, меча, нас же в вере православней укрепит и всех к познанию истины призовет. Научи, отче Михаиле, данною ти от Бога благодатию нас грешных и неразумных любви ко Господу и ближнему своему, милосердию, нестяжанию и воздержанию. Наставь нас чад наших любити и воспитати их в вере и благочестии, да воспоем вкупе Богу и благодетелю нашему, даровавшему нам тебе, заступника и молитвенника: слава Тебе, Боже, во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

    Протоиерей Александр Федчук (Луцк, Украина), кандидат исторических наук, проректор по научной работе Волынской духовной семинарии. Тема доклада: «“Я отдал предпочтение аресту, чем быть убитым”: к вопросу о послевоенных репрессиях против волынского духовенства». 18.00–18.30: Дискуссия Секция 2: «Новомученики и исповедники ХХ века: подвиг и наследие» 14.30–18.30 (корп. 64, КДА, аудитория 4 класса) Модераторы: монах Адальберто Майнарди, Пярт Ирина Петровна, Данилец Юрий Васильевич     Филипп (Осадченко), митрополит Полтавский и Миргородский, председатель Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Украинской Православной Церкви, ректор Полтавской миссионерской духовной семинарии УПЦ. Тема доклада: «Мученики за веру на Полтавщине в ХХ веке»;     Монах Адальберто Майнарди (Бозе, Италия), кандидат философских наук, секретарь по научной работе католического монастыря Бозе. Тема доклада: «Смысл новомучеников ХХ века в СССР для западных христиан»;     Пярт Ирина Петровна (Таллин, Эстония), доктор исторических наук, профессор, старший исследователь кафедры истории Церкви теологического факультета Тартуского университета. Тема доклада: «Балтийские мученики 1919 года: рецепция и практики памяти»;     Протодиакон Иоанн Дробот-Тихоницкий (Париж, Франция), клирик кафедрального собора св. Александра Невского в Париже (Архиепископия западноевропейских приходов). Тема доклада: «Вятский первый новомученик: сщмч. Михаил, пресвитер Орловский (Тихоницкий)»;     Харьковщенко Евгений Анатольевич (Киев, Украина), доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой религиоведения Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Тема доклада: «Священник Павел Флоренский: история жизни и гонений»;     Балакшина Юлия Валентиновна (Санкт-Петербург, Россия), доктор филологических наук, ученый секретарь Свято-Филаретовского православно-христианского института. Тема доклада: «К 100-летию со дня мученической кончины прот. Константина Аггеева: материалы к канонизации».

http://bogoslov.ru/event/6024079

19 сентября 1918 года был проведен допрос, а 20 сентября " следователь Юревиц, произведя следствие по делу священника Тихоницкого, по обвинению его в контрреволюционной деятельности постановил: за распространение воззваний против власти свящ. Тихоницкого - расстрелять " . В тот же день Юревиц написал председателю Орловской ЧК: " Прошу привести к исполнению приговора Тихоницкого расстрелом " . Священномученик Михаил Тихоницкий Расстрелян 20 сентября 1918 года в 9 часов вечера на городском кладбище г. Орлова , в составе группы из 30 человек. Одна из гимназисток вспоминала: " Я видела с подругами гимназистками как о.Михаила вели на расстрел. Он шел, как всегда, неспешно, слегка опустив голову, и все молился вслух: " Господи, прости их, они не знают, что делают " , и только вот это все повторял. Он был одет в рясу, которую потом снял и бросил знакомой прихожанке, с просьбой передать домой. Конвоиры не препятствовали. Когда его довели до церкви, при которой была богадельня для престарелых, батюшка осенил себя крестным знамением и благословил здание. Его привели на кладбище. Заставили копать могилу. Торопили. Видимо, боялись, что придут люди на выручку. Старец трудился из последних сил, но выкопал не глубоко. Сказали: хватит. Отец Михаил попросил помолиться. После молитвы повернулся к конвоирам и стал ждать. Не разрешил связывать руки и завязывать глаза. Стоял прямо, как-то даже грозно. Прогремели выстрелы. Он упал в могилу, которую быстро стали засыпать. От страха мы боялись даже дышать, как будто неведомая сила прижала нас к земле. Дождались, когда все ушли, и убежали домой " . Могила о.Михаила стала местом благоговейного почитания, на ней по молитвам происходили исцеления. 6 сентября 1991 года прот. Михаил был реабилитирован. В 1995  году начался сбор документов для канонизации отца Михаила. 30 июля 2003 года Священный Синод Русской Православной Церкви включил Михаила Тихоницкого в Собор новомучеников и исповедников Российских . 20 сентября 2003 , в годовщину смерти нового святого, в Успенском соборе Трифонова монастыря прошла торжественная служба его прославления.

http://drevo-info.ru/articles/309.html

«Святой в роду – это особая ответственность» Икона святого Михаила Тихоницкого – В последние годы вы, приезжая в Росиию, посещаете Троице-Сергиеву лавру, а после нее – Вятку. – Во-первых, я считаю, что прибыть из-за границы в Москву и не побывать в лавре – это даже грешно. Но у меня особая привязанность к этому духовному месту. Как только я начал приезжать в Россию, стал бывать у преподобного Сергия. В год тысячелетия Крещения Руси в Париж прибыл хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры под управлением архимандрита Матфея. Мы тогда с ним познакомились. И когда я потом приезжал в лавру, то пел у него на клиросе, и мы, не дерзну сказать, не то что подружились, но очень сблизились духовно. Я с юных лет интересовался церковным пением, и очень многому у него научился. После его кончины каждый год собираются в лавре его бывшие певчие. Отец Матфей скончался 15 сентября, а 20 сентября – память священномученика Михаила. И я после лавры еду в Вятку. – Как часто вы бываете в дни памяти вашего прадеда – священномученика Михаила Тихоницкого – на Вятской земле? – Каждый год. Впервые приехал сюда с мамой еще до канонизации священномученика Михаила в 2001 году. В 2003-м была канонизация, и с тех пор я практически каждый год приезжаю. – Ежегодно бывая на Вятской земле, наблюдаете ли вы какие-то изменения в православной жизни Вятки, России, которые особенно видны «взглядом со стороны»? Если не воспитывать в людях историческую память, это очень сильно сказывается на духовности – Естественно. Православие возрождается. Это так. Уже не такими темпами, как в 1990-е, когда многие храмы вернули Церкви. Сейчас немножко все меняется. Во-первых, потому что старшее поколение постепенно уходит – отец Матфей скончался, митрополит Хрисанф скончался, отец мой скончался. И приходит новое поколение, которое, во-первых, уже позабыло, что такое Советский Союз (для тех, кому сейчас 25–30 лет, это уже абстракция). Если не воспитывать в людях историческую память, это очень сильно сказывается на духовности. С приходом молодого поколения что-то меняется и внутри Церкви. Если еще в 1980-е, в начале 1990-х люди шли в Церковь по призванию, потому что хотели служить, то бывает, что люди приходят в Церковь, потому что знают, что там можно получить рабочее место. Конечно, человек верующий, но… как в чиновники пошли. Такие случаи не многочисленны, но они существуют. Таковы мои личные наблюдения. Но постепенно, когда человек начинает служить, психология меняется – служение Церкви становится самым главным.

http://pravoslavie.ru/156197.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010