Луптюг. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В архивном фонде Вологодской духовной консистории и в объединенном архивном фонде церквей Вологодской епархии, в клировых ведомостях Христорождественской Луптюжской церкви Никольского уезда имеются следующие сведения о строениях, принадлежащих комплексу церкви Рождества Христова. За 1903 год: «…теплая церковь – каменная, построена в 1894 году, освящена 12 декабря того же года. Фундамент холодной церкви заложен в 1890 году…, в 1902 году наружная постройка окончена.  Первоначальное свое существование в приходе церковь восприяла в 1699 году по благословению Высокопреосвященнейшего Александра, архиепископа Великоустюжского и Тотемского, что усматривается из храмозданной грамоты, данной им от 14 марта 1699 года…». За 1917 год: «Главная теплая церковь во имя Рождества Христова построена в одной связи с холодной церковью и с колокольней, каменные, крыты железом. Стены холодной церкви были оштукатурены в 1914 году. В зимнем храме два престола: правый освящен в честь Рождества Христова, левый – во имя Серафима Саровского Чудотворца». В настоящее время в зимнем храме: престол Рождества Христова, освятил епископ Костромской и Галичский Никодим (Руснак) 23 декабря 1962 года. Престол в честь преподобного Серафима Саровского, освящен архиепископом Кировским и Слободским Вениамином (Тихоницким) 12 августа 1950 года. Летний храм не достроен и в нем нет престола. Материалы приходского сайта ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. КОМПЛЕКС, нач. 20 в. Незаурядный пример крупной сельской церкви периода эклектики, выделяющейся усложненной объемно-пространственной композицией и развитым фасадным декором, в котором преобладают черты русского стиля. По рассказам местных жителей, строительство церкви Рождества Христова началось на средства прихожан в 1905 г. и продолжалось около десяти лет. Однако при разборке строительных лесов перекрытие основного объема рухнуло и его пришлось возводить заново. К 1915 г. была отделана и освящена лишь трапезная, а основной престол не успели освятить из-за начавшейся революции.

http://sobory.ru/article/?object=45354

Это оказалось промыслительным - ведь список с Тихвинской иконы Богородицы на Вятку привез еп. Иона в 1675 г. из Тихвинского монастыря, где был настоятелем в 1668-1675 гг. Тихвинская икона, по словам историка А. С. Верещагина, была Ионою " глубоко почитаемой " , стала одной из главных святынь Вятской земли. Находилась Тихвинская икона в Вятском Свято-Троицком Кафедральном соборе , и, " по преданию, писана архиепископом Ионою " . В 1839 году была освящена Тихвинская больничная церковь в Вятском Преображенском женском монастыре. В храме находился и образ, по свидетельству прот. Д. Рязанцева, " очень древней живописи " . Перед ним в 1911 году получила исцеление женщина по имени Серафима. Благодарственный молебен служил о. Вениамин Тихоницкий, будущий вятский архиерей. Изначально престол в Серафимовской церкви был один, следовательно, места для молящихся было немного. Есть упоминания, что в 1950-е гг. был создан нижний храм во имя преп. Трифона и блаж. Прокопия Вятских, а уже позже, в 1980-е гг. был освящен придел в честь св. Хрисанфа и Дарии. В " Очерках истории Вятской епархии " эти события описываются несколько иначе: " Одним из важных свершений епископа Хрисанфа стало в эти годы создание в Серафимовском соборе " криптового " , нижнего храма во имя преподобного Трифона Вятского… несколько " разгрузило " верхний храм, позволило войти в церковь новым прихожанам " . Архивные документы помогают дополнить картину и свидетельствуют, что попытки расширить площадь храма предпринимались еще в начале 1980-х гг. 29 ноября 1982 г. городские власти отказали епархии в реконструкции, после того, как официальная комиссия посетила собор и пришла к выводу, что " при раскрытии боковых палаток будут нарушены основные несущие конструкции. Это может привести к разрушению здания церкви " . Следует обратить внимание, что параллельно этим событиям верующие просили вернуть им Успенский собор, но, как сообщается в докладной записке от 09 сентября 1982 г. руководства горисполкома в облисполком: " …передать в пользование православной церкви Успенский собор Трифонова монастыря не представляется возможным, т. к. по постановлению Совета министров РСФСР от 24.01.80 а также решению облисполкома от 07.04.80… весь комплекс Трифонова монастыря предлагается использовать под музей " . Также подчеркивалось, что " расширить Серафимовский собор не представляется возможным из-за нарушения архитектурного облика здания " .

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Серафимо...

«Из того же детского периода моей жизни особенно запечатлелись в моей памяти две довольно далекие поездки с матерью. Одна из них на богомолье на «Великую реку», верст за 45 от Орлова, ко времени весеннего прихода туда из Вятки иконы Николая Чудотворца, чтимой вятским населением и собирающей к этому времени на Великую реку богомольцев чуть не со всей Вятской губернии и по настоящее время. Красивая местность, чудная река, часовня на высоком, крутом и лесистом берегу, переполненная народом, не вмещающая и тысячной доли из тех пеших и конных богомольцев, прибывших сюда, чтобы в этой часовне перед временной гостьей – чудотворной иконой – отслужить молебен. Шум и гомон многотысячной толпы, ожидающей своей очереди, а дальше ярмарка, также переполненная народом – все это необычное зрелище не могло не действовать на детское воображение». Очевидно, что все это не могло не оказать влияния на характер и интересы будущего архитектора, которые до конца своих дней сохранил любовь к малой родине. Неслучайно лучшим своим творением Иван Аполлонович считал «замок», возведенный по заказу своего старшего товарища и земляка – купца и пароходчика Тихона Филипповича Булычева (1847-1926), некогда служившего гласным городской думы и главой города Орлова. Нет сомнений, что горькая судьба Булычева после революции не могла не тронуть сердце архитектора. Как и известие о том, что осенью 1918 года, в дни «красного террора», в Орлове был расстрелян наместник Спасского монастыря игумен Мартиниан (Ершов). Всего в те трагические сентябрьские дни были убиты 30 человек, в том числе священники Михаил Тихоницкий и Вениамин Сенилов, служившие в Казанском соборе монастыря. Очевидно, что Иван Аполлонович и родные не могли об этом не знать и не сопереживать их мученической кончине.    Старший брат Известно, что примером в большой семье, зачастую, служат не только родители, но также старшие братья и сестры, которым младшие стараются подражать. В связи с этим нельзя не сказать о старшем брате архитектора Николае Аполлоновиче Чарушине (1852-1937), который прожил долгую и полную многих событий жизнь и не мог не оказать влияния на своего младшего брата.

http://radonezh.ru/2022/02/23/ivan-charu...

В моей семье атмосфера была, естественно, русская, но без всяких националистических натяжек. Говорили только по-русски (другого языка я не знал до семи лет), но дети ходили во французские школы, где образование было лучшим. Моя семья не любила «эмигрантщины» и считала, что приобретение европейской культуры отнюдь не противоречит верности России. В приходскую русскую школу я ходил по четвергам (четверг был свободным днем во французских школах). Там преподавался русский язык и Закон Божий. Но воскресеньям и праздникам я всегда прислуживал в соборе. Стал чтецом и иподиаконом при митрополите Евлогии и позже, при его преемнике митрополите Владимире (Тихоницком), продолжал прислуживать в храме 149 . В послевоенное время я учился в Парижском университете (Сорбонна) и одновременно в Свято-Сергиевском Богословском институте. К богословию и священству я подходил постепенно. В средней школе изучал классические языки, интересовался историей. Л потом, как-то естественно, пришло соединение интересов научных и церковных: стал византологом. Этому содействовало участие в Русском Студенческом Христианском Движении (возобновившемся после немецкой оккупации), дружба с молодым Сашей Шмеманом, который тоже прислуживал в соборе, встречи с профессорами Богословского института, особенно с архимандритом Киприаном (Керном) … Что из себя представлял Богословский институт после Второй мировой войны? Учился я в Богословском институте с 1945 по 1950 г. и по окончании был оставлен при кафедре истории Церкви (Л.В. Карташевым). Преподавал в Институте (1951–1959). Одновременно закончил Сорбонну и защитил докторскую диссертацию о Святом Григории Паламе (1958). Начал печатать статьи и книги. До войны Богословский институт ста,ч крупным богословским центром. Под эгидой митрополита Евлогия собрались профессора, представляющие старые Академии (епископ Вениамин Федченков , Н. Глубоковский , А. Карташеи), а также «интеллигенцию» (отец С. Булгаков , Б.П. Вышеславцев , Г.П. Федотов , В.В. Зсньковский и др.). Н.А. Бердяев считал себя свободным философом, в Институте не преподавал, но профессора Института регулярно печатались в издаваемом Н.Л. Бердяевым журнале «Путь». Протоиерей Георгий Флоровский занимал как бы особое положение: сын протоиерея и интеллигент, эрудит и крупный патролог (бывший в Праге евразийцем), он относился отрицательно к софиологии отца С.Булгакова , хотя пребывал в очень корректных отношениях и никогда печатно не полемизировал с «софиологами». По-существу, однако, все три его большие книги («Отцы IV века», «Византийские отцы V-VIII вв.» и «Пути русского богословия») были опровержениями софиологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

о. распространялось поддержанное властями обновленчество . В 1927 г. от священноначалия РПЦ отделилась часть приходов Вятской епархии во главе с еп. священноисп. Виктором (Островидовым) . В результате гонений 20-30-х гг. XX в. Вятская епархия была практически уничтожена, с 1938 г. она не имела правящего архиерея. К 1942 г. действующими на территории области оставались 6 храмов. Восстановление церковных структур произошло в период Великой Отечественной войны , в 1942-1946 гг. возобновилось богослужение в 74 церквах. Труд воссоздания церковной жизни лег на плечи Кировского и Слободского архиеп. Вениамина (Тихоницкого) , управлявшего Кировской епархией с дек. 1942 по апр. 1957 г. (в сане архиепископа с 1945). К 1 янв. 1958 г. на территории К. о. гос. регистрацию имели 80 правосл. общин, большинство храмов (61) находилось в сельской местности, монастырей и духовных школ в епархии не было. В приходах Кировской епархии несли послушание 97 священников и 21 диакон. На территории области имелось более 300 церковных зданий, из которых 164 были заняты под склады зерна, 73 под промышленные и др. предприятия, 44 - под культурно-просветительские учреждения, 19 были свободны. Тем не менее на все обращения верующих о передаче храмов Кировский облисполком отвечал отказом. Антирелиг. кампания 1958-1964 гг. (см. в ст. Хрущёв Н. С. ) имела катастрофические последствия для Церкви в К. о. В 1968 г. на территории К. о. действовало 34 прихода, служили 44 священника. В кон. 80-х гг. XX в. в регионе началось восстановление церковной жизни. В 1989 г. был возрожден Великорецкий крестный ход. В 1994 г. Кировскую епархию впервые посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II . В 1994 г. епархии было возвращено историческое название - Вятская и Слободская. С 1992 г. ежегодно заключалось соглашение о сотрудничестве между правительством К. о. и Вятской епархией, в 2005 г. впервые подписано бессрочное соглашение. В 2007 г. епархия насчитывала 220 приходов и 8 мон-рей. К нач. 2012 г. Вятская епархия имела 253 прихода, в ней служили 212 клириков (183 священника, 29 диаконов), действовали 7 мон-рей (2 мужских, 5 женских).

http://pravenc.ru/text/1841115.html

«В его деяниях участвовало 19 архиереев — все, кто в это время находился на кафедрах на неоккупированных территориях: митрополиты Сергий, Алексий и Николай, архиепископы Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий), Сарапульский Иоанн (Братолюбов), Казанский Андрей (Комаров), Куйбышевский Алексий (Палицын), Уфимский Стефан (Проценко), Горьковский Сергий (Гришин), Ярославский Иоанн (Соколов), Рязанский Алексий (Сергеев), Калининский Василий (Ратмиров), Новосибирский Варфоломей (Городцев), Саратовский Григорий (Чуков), епископы Молотовский Александр (Толстопятов), Курский Питирим (Свиридов), Кировский Вениамин (Тихоницкий), Ульяновский Димитрий (Градусов) и Ростовский Елевферий (Воронцов). На Собор многих архиереев доставляли на военных самолетах. Почти все они были исповедниками, прошедшими через тюрьмы, лагеря и ссылки. Архиепископ Сарапульский Иоанн (Братолюбов) и епископ Молотовский Александр (Толстопятов) были освобождены незадолго до Собор открыл митрополит Сергий, выступивший с докладом о патриотической деятельности Церкви за первые два года войны. Затем митрополит Ленинградский Алексий произнес речь о долге христианина перед Церковью и Родиной в условиях противостояния с врагами Отечества, после чего перешел к вопросу об избрании Предстоятеля Церкви. Он сказал: «Я считаю, что никто из нас, епископов, не мыслит себе другого кандидата, кроме того, который положил столько трудов для Церкви в звании патриаршего Местоблюстителя». Его слова были встречены полным одобрением присутствовавших, воскликнувших: «Просим, просим! Аксиос, аксиос, аксиос!» Митрополит Московский и Коломенский Сергий был избран Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Тогда же был избран Священный Синод при Патриархе из трех постоянных и трех временных членов. Архиерейским Собором была принята декларация об осуждении изменников веры и Отечества, осуждавшая тех представителей духовенства и мирян, которые опозорили себя сотрудничеством с оккупационными властями, предавали ближних и поддерживали фашистов, в том числе пользуясь их покровительством для учинения расколов.

http://patriarchia.ru/db/text/6070337.ht...

События 1926 года вызвали много волнений в нашей среде. В июле состоялся третий местный съезд Движения во Франции, в Клермоне на Аргоне, недалеко от Вердена. На нём участвовало около 80 человек. Туда приехали митрополит Евлогий и два его викария: епископы Вениамин и Владимир (Тихоницкий. 1873–1959). Съезд прошёл исключительно дружно, осуждение и Движения и митрополита сблизило пастырей с паствою. Все единогласно сплотились вокруг иерарха, назначенного патриархом Тихоном управлять приходами в западной Европе. Более сложное положение создалось на четвёртом общем съезде Движения, который состоялся в Бьервилле, во Франции, в начале сентября 1926 года. В Клермоне все члены принадлежали к епархии митрополита Евлогия. В Бьервилле они съехались из всех стран русского рассеяния. Только год отделял эту конференцию от Хопова, но контраст между ними был разителен. За прошедший год Движение значительно выросло и укрепилось, на съезде были представители кружков из Франции, Бельгии, Англии, Германии, Чехии, Сербии, Болгарии, Польши и Эстонии. Перед нами встал непредвиденный раньше вопрос, сможет ли Движение сохранить своё единство? Студенческий кружок в Софии работал самостоятельно, не имея связи с местным русским епископом Серафимом (Соболевым 1881–1949). Последний всецело разделял взгляды архиепископа Феофана, считал отца Сергия Булгакова еретиком 71 , а всех инославных христиан – безблагодатными и «неотличающимися», поэтому, «от язычников» 72 . Сотрудничество с софийским кружком не представляло никакой трудности. Совсем иное положение было в Белграде, где братство святого Серафима находилось в постоянном общении с митрополитом Антонием и другими иерархами. П. С. Лопухин и Н. А. Клепинин, главные идеологи подчинения Движения руководству епископов и преобразования его в союз православных братств, продолжали горячо защищать свои предложения на съезде. Для них, как и для большинства, события, происшедшие на соборе, были тяжёлым ударом. Принимая в учёт раскол, они предложили компромисс, согласно которому каждый кружок будет искать окормления у местного епископа, а всё Движение будет раз в год посылать отчёт о своей работе зарубежному собору. Они также настаивали, что слово «христианское» следует заменить «православным». Члены съезда горячо спорили на эту тему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

1 окт. 1945 г. Е. обратился к К-польскому Патриарху Вениамину с сообщением, что «наше воссоединение с административным организмом Московской Патриархии и каноническое подчинение ему отныне предрешено. Но формы нашего подчинения, управления и дальнейших при этом взаимоотношений со Вселенским Престолом еще не выяснены... Всем этим указуется срок окончания действия статута нашего Экзархата во всей ее настоящей полноте особыми актами Вселенского Престола и Московского Патриарха». 4 нояб. Патриарх Московский Алексий I сообщил К-польскому Патриарху, что с его устного благословения, переданного из К-поля Е., было «осуществлено присоединение к нашей Матери-Церкви Экзархата Западной Европы», и просил на это благословения К-польской Патриархии. Документально упоминание о таком устном благословении не подтверждается. Е. не получил отпускной грамоты от К-польского Патриарха, 14 февр. 1946 г. Патриарх Вениамин благословил Е. возносить свое имя за богослужениями до окончательного решения вопроса о Западноевропейском Экзархате, хотя одновременное упоминание имен двух Патриархов, К-польского, а затем Московского, создавало неясность в вопросе о канонической принадлежности Экзархата. Отпевание Е. 12 авг. возглавил прибывший из СССР Ленинградский митр. Григорий (Чуков) . Е. был похоронен в крипте Успенской ц. на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Указом от 9 авг. Свящ. Синод РПЦ подтвердил фактическое и формальное прекращение временной юрисдикции К-польской Патриархии над рус. приходами в Зап. Европе и назначил новым экзархом митр. Серафима (Лукьянова). Однако вступивший в управление Западноевропейским Экзархатом согласно завещанию Е. архиеп. Владимир (Тихоницкий) отказался принять этот указ, врученный ему митр. Григорием 14 авг., к исполнению, сославшись на отсутствие отпускной грамоты Константинопольского Патриарха. Собравшийся в Париже епархиальный съезд 16 окт. высказался за сохранение Экзархата в юрисдикции К-польской Патриархии. После смерти Е. издана была кн. «Путь моей жизни», представляющая собой воспоминания Е. о годах до начала второй мировой войны, записанные с его слов и обработанные Т. И. Манухиной.

http://pravenc.ru/text/Евлогия ...

Архиерейский Собор состоялся 4 дня спустя после беседы в Кремле - 8 сентября 1943 года. В деяниях Собора, проходившего в здании Патриархии, участвовало 19 архиереев: митрополиты Сергий, Алексий и Николай, архиепископы - Горьковский Сергий (Гришин), Красноярский Лука (Войно Ясенецкий), Рязанский Алексий (Сергеев), Казанский Андрей (Комаров), Ярославский Иоанн (Соколов), Уфимский Стефан (Проценко), Саратовский Григорий (Чуков), Куйбышевский Алексий (Галицын), Можайский Варфоломей (Городцев), Калининский Василий (Ратмиров), Сарагульский Иоанн (Братолюбов), епископы Калужский Питирим (Свиридов), Кировский Вениамин (Тихоницкий), Ростовский Елевферий (Воронцов), Моло товский Александр (Толстопятое) и Ульяновский Димитрий (Градусов). Некоторые из них доставлены были в Москву из лагерей и ссылок. Митрополит Сергий выступил на Соборе с докладом о патриотическом служении Церкви в Великую Отечественную войну. Первоочередным делом Собора было избрание Патриарха. Слово взял митрополит Алексий: «Уже давно среди нас, епископов, - сказал он, - зрел вопрос о том, что необходимо довершить строительство церковное настоящим возглавлением Православной Русской Церкви - Святейшим Патриархом. Владыка митрополит Сергий в течение 17 лет фактически несет обязанности Патриарха. Я думаю, что этот вопрос бесконечно облегчается для нас тем, что у нас имеется уже носитель Патриарших полномочий, поэтому я полагаю, что никто из нас, епископов, не мыслит себе другого кандидата, кроме того, который положил столько трудов для Церкви в звании Патриаршего Местоблюстителя». Предложение было встречено единодушным одобрением. В ответ на свое избрание митрополит Сергий сказал: «Это избрание меня Патриархом будет продолжением того служения, которое пало на меня много лет назад, но теперь оно делается более ответственным, потому что сопровождается такой необычайной почетностью, которая требует и необычайного исполнения этого служения. Я благодарю за то, что вы остановились на мне и вручаете мне продолжение служения в новом звании. Прошу у всех молитв и всяческого содействия».

http://sedmitza.ru/lib/text/440004/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЕНИАМИН (ТИХОНИЦКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вениамин (Тихоницкий), архиеп. Кировский. Фотография 1950 г. Редакция текста от: 18.01.2013 15:13:01 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/23241.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010