Мои воспоминания (Тетрадь Марии Михайловны) Все началось с 1920 года, с летних школьных каникул. Я ходила на церковные службы, почти во все храмы, находящиеся около нашего дома. Не буду перечислять их. Так все было, пока к нам не пришел однажды в воскресный день земляк моей матери прямо с обедни и восторженно заявил о своем восхищении, говоря: – «Ой, кума! Я сейчас пришел к вам прямо от обедни из Александро-Невской Лавры! Слушал там проповедь молодого архимандрита отца Николая. Он очаровал меня своею проповедью. Как он говорит! До сих пор я не слышал ничего подобного... Хорошо у нас на Стремянной говорит проповеди отец Иоанн Титов, а этот отец Николай всех покроет! Да и личность его очень приятная, располагающая, симпатичная... Прошу тебя, сходи, брось свои хлопоты, сходи, не раскаешься. Вот увидишь, как тебе будет приятно услышать его и увидеть...» – Я только что пришла из церкви, и, услышав сие, решила в себе, что обязательно побываю в соборе Лавры, хотя Лавра и далековато от нас, и увижу чудо-проповедника. Через несколько дней я решила исполнить свое желание. День был будничный. Пошла я пешком и пришла в собор уже к концу службы. Отец Николай уже стоял на нижней ступени солеи и давал верующим крест. Народу было не так много. Не спеша я подошла к отцу Николаю, поцеловала Крест и его руку, державшую Св. Крест, и отошла в сторону на небольшое расстояние от него и стала его внимательно разглядывать. Первое, что мне бросилось в глаза, это внимательно-приветливое и ласковое выражение его лица. Он как бы каждого подходящего ко Кресту изучал и старался зафиксировать в своей памяти. Постояв еще немного, я направилась к раке Александра Невского и далее, – вышла из собора и направилась к своему дому, неся в своем сердце радостное, непонятное до сих пор, духовное, возвышенное настроение. Следующее мое посещение было в воскресный день. Пришла я в Троицкий собор к началу Божественной литургии. После чтения Евангелия на амвон вышел о. Николай и произнес свою яркую, выразительную, бесподобную проповедь, которая всецело поглотила все мое девичье внимание. Я твердо решила не пропускать его богослужения. Я стала постоянной поклонницей его таланта. На его службы меня тянуло с неимоверной силой, как магнитом; и когда о. Николай служил в храме, – этот день для меня был настоящим праздником, душа ликовала. Почитатели о. Николая заметили меня и познакомились со мной, даже кто-то из них подарил мне фото о. архимандрита Николая. Фотография эта была сильно затемнена, но я и ею была довольна и на своем письменном столе в рамке поставила против себя. Крепко подружилась я с Еленой Андреевной Шнуренко, близко знакомой с Ярушевичами. Она мне рассказывала, как она ухаживала еще за маленьким Борей в больнице, когда он болел. И еще рассказывала, как он маленьким ребенком чуть не умер от яичной скорлупы, и что великомученик Пантелеимон спас его, за что он всегда ему молится с благодарением за свое спасение...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 26. Старец Варсонофий в Маньчжурии. Епископ Трифон (Туркестанов) в скиту Оптиной пустыни В Летописи скита под 9 апреля 1904 года значится: «Сегодня отбыли из скита иеромонахи скитские отцы Адриан [Акильев] 409 и Варсонофий [Плиханков], назначенные высшею церковною властию на место военных действий на Дальнем Востоке для духовного утешения и напутствования раненых воинов» 410 . В Московском Богоявленском монастыре, где остановился отец Варсонофий, епископ Трифон, который знал его и беседовал с ним во время приездов в Оптину, благословил его в дальний путь иконой великомученика и целителя Пантелеимона. В Синодальной конторе калужские иеромонахи (их было всего пятеро из разных обителей) получили деньги на проезд и каждому вручен был ящик с церковной утварью, облачениями и прочим: походная церковь . Из Харбина отец Варсонофий писал владыке Вениамину, епископу Калужскому: «В пути нигде не останавливались, следуя таким образом безостановочно с 13 апреля по 2 мая – 19 суток. Только пришлось переждать несколько часов при переправе чрез озеро Байкал – на пароходах... Почти одновременно следовал с нами воинский поезд с сибирскими казаками. Нам сказали, что за ними следуют оренбургские и уральские казаки в числе восьми полков и двух конно-артиллерийских батарей (две дивизии). Донесся слух о первом нашем сражении на реке Ялу. 28 апреля прибыли в Маньчжурию. На границе станция, и называется также Маньчжурия. Здесь также встретили задержку, совершалась пересадка. В первый раз мы увидели китайцев. Это все – рабочие. С русскими китайцы живут мирно, и русские им нравятся. От станции Маньчжурия дорога, на всем протяжении ее до города Харбина, 85 верст, уже охраняется войсками, – разъезжают конные солдаты и казаки. Незадолго до нас изловили японцев, которые хотели взорвать туннель железной дороги у Хингана, во время хода поезда в 40 вагонов с войсками. Бог спас – взрыв последовал после прохождения поезда. Всех их судили военным судом и повесили в Ляояне. На станции Маньчжурия обрадовала нас весточка об удачном нападении на японцев генерала Ренненкампфа с двумя полками казаков, причем японцы понесли страшные потери. Утешил нас вид русских церквей на станциях сибирской железной дороги. Кругом пустыня. Но вот – церковь и вокруг нее группируется несколько, десятка два-три, домиков. Это Русь Святая в маленьком виде. И светло и отрадно становится на душе. В Харбине с вокзала мы все проехали в здание Красного Креста, где нас приютили и оказали радушный прием. Русский Харбин расширяется, и его можно сравнить с любым небольшим уездным городом. Есть в нем три церкви деревянные, служба совершается ежедневно» 411 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

монах Моисей Святогорец Содержание От издателей Различение и убийство страстей Воспитание сердца Божественное откровение в нашей жизни Стяжание Святого Духа Выход из современного духовного кризиса     «Мужество состоит в том, чтобы победить свои страсти» – это слова одной из пяти бесед, которые включены в этот сборник. Они принадлежат афонскому старцу Моисею (1952–2014). Эти беседы – о разрушительности для души греховных страстей, борьбе с ними и о стяжании Духа Святого – главной цели жизни каждого христианина. Для широкого круга читателей.   Монах Моисей Святогорец (1952–2014) родился в Афинах. От природы он имел различные дарования: был иконописцем, поэтом, литературным критиком и духовным писателем. Старец более тридцати пяти лет подвизался на Святой Горе. За эти годы им было издано 52 книги и написано более тысячи статей. Его труды были переведены и изданы во многих странах мира. Он был основателем и главным редактором святогорского журнала «Протат». Занимал должность старшего секретаря в Священном Киноте Святой Горы. Около двадцати пяти лет являлся старцем каливы святителя Иоанна Златоуста скита святого великомученика Пантелеимона от монастыря Кутлумуш. Старец Моисей был одним из самых известных современных афонских монахов и писателей. От издателей Перед вами книга бесед монаха старца Моисея Святогорца. Первая беседа рассказывает о страстях и способах их отсечения. Во второй беседе речь идет о возделывании нашего сердца, находящегося обычно в запустении. Третья – посвящена откровению Бога в нашей жизни. В четвертой беседе делается акцент на главной цели жизни христианина – на стяжании Святого Духа. В последней, пятой, описан кризис современного мира, по сути являющийся не столько экономическим, сколько духовным, а также даются некоторые советы по выходу из него. Старец Моисей многие годы трезво и рассудительно, со смирением и скромностью проводил беседы, писал книги, жития святых, сказания о святых отцах. Его духовное слово всегда было наполнено глубоким содержанием и служило на пользу всем христианам и во славу Божию. Старец провел сотни бесед по всей Греции и за ее рубежом. И каждая из них свидетельствовала о его горячем стремлении помочь братьям во Христе на их сложных путях духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Новосибирск. Часовня Николая Чудотворца на Красном проспекте (утраченная). /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Неорусский стиль Год постройки:1914. Год утраты:1930 (снесена) Архитектор:А.Д. Крячков (?), (либо) М.М. Панин (??), И.С. Дуров (строительный надзор) Адрес: Россия, Новосибирская область, г. Новосибирск, Красный пр-т, д. 17А (восстановленная часовня) Координаты: 55.026351, 82.921585 Проезд:станция метро " Площадь Ленина " Изменить описание объекта Восстановлена в 1993 г. на прежнем месте с незначительным изменений размеров и пропорций по проекту П.А. Чернобровцева Карта и ближайшие объекты Часовня Святого Николая в Новосибирске располагалась на главном проспекте города - Николаевском (до 1925 г. город носил название Новониколаевск). 20 июля 1914 года была заложена часовня Святого Николая на пересечении Красного проспекта и улицы Горького (ранее на пересечении улицы Тобизеновской и Николаевского проспекта). В России пышно отмечали 300-летие Дома Романовых (1913 г.), и по этому случаю власти города Новониколаевска заказали примерно 25000 альбомов с различными видами города. Благотворительное общество " Ясли " хотело увековечить эту дату более фундаментально и начало ходатайствовать перед властями города о построении часовни Святого Николая (царствующий император и сам город носили это имя). Томское епархиальное управление дало разрешение на строительство часовни в октябре 1913 года. 27 октября 1915 года строительство часовни было завершено. Каменное сооружение построено в центре города, на самом видном месте, отведенном Городским Управлением, отпустившим, кроме того, в кредит на строительство 50 тысяч штук кирпича, цемент и другие строительные материалы. Часовня сооружена на пожертвования верующих. Известный архитектор А. Д. Крячков составил план и смету на постройку часовни. Другой архитектор, Ф.Ф. Рамман, осуществлял наблюдение за строительством. Преосвященнейший Анатолий, епископ Томский и Алтайский, прислал в дар часовне старинную икону московского письма Святителя и Чудотворца Николая с частицей мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона.

http://sobory.ru/article/?object=48113

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Аристоклий Афонский (1838–1918)                   Прп. Аристоклий Афонский (1838–1918), память 24 августа      Старец Аристоклий родился на Урале в благочестивой крестьянской семье, предположительно в 1838 году, при крещении был назван Алексеем. Отца Алексей потерял в раннем детстве. В десятилетнем возрасте после тяжёлой болезни у него отнялись ноги. Матушка Алексея, Матрона, долго слёзно молила святителя Николая о предстательстве пред Господом об исцелении сына, в те дни дала обет уйти в монастырь, как только сын войдет в иноческий возраст, и в этой жизни с ним больше не встречаться. В день празднования Церковью святителя Николая, 6/19 декабря произошло чудесное исцеление Алексея.   Когда сыну исполнилось семнадцать лет, Матрона удалилась в монастырь, а Алексей по благословению матери отправился на Святую Гору Афон. При постриге послушнику Алексею было дано имя Аристоклий, в честь Кипрского священномученика пресвитера Аристоклия Саламинского. Более четверти века подвизался иеромонах Аристоклий в русском Свято-Пантелеймоновом монастыре на Святой Горе, а в середине 1880-х годов был направлен в Москву на подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, расположенное на Большой Полянке. Десять лет он возглавлял подворье и был настоятелем часовни святого великомученика Пантелеймона. Люди тянулись к доброму пастырю, по молитвам которого совершались чудесные исцеления больных. Старец вразумлял, наставлял, молился за своих чад, всей душой желая им спасения. Слухи о прозорливом старце быстро разлетелись по столице. Сотни людей нуждающихся в молитвенной помощи старца ежедневно бывали на подворье афонского монастыря. Многочисленные пожертвования верующих старец отдавал нуждающимся людям: оплачивал обучение детей из неимущих семей, устраивал жизнь многих людей.   Благодаря стараниям старца на Афонском подворье с 1888 года начал издаваться журнал “Душеполезный Собеседник”, который рассказывал о жизни русских монахов на святом острове, знакомил с жизнеописаниями афонских подвижников, с письмами старцев к своим духовным чадам, мудрыми мыслями святых отцов. Благодаря его просветительской деятельности русские монастыри на Афоне стали пополняться новыми молитвенниками за землю Русскую. На щедрые пожертвования россиян восстанавливались пострадавшие от пожаров постройки старинных монастырей, возводились новые храмы в честь почитаемых на Руси святых. Однако в 1894 году после ложного доноса старцу пришлось покинуть Москву и вернуться в родную обитель.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1190

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Духовник и соборный старец: Иеросхимонах Феодорит (Константинов). День памяти — 19 ноября Духовник и соборный старец: Иеросхимонах Феодорит (Константинов). День памяти — 19 ноября Иеросхимонах Феодорит (в миру Федор Семенович Константинов) родился в 1856 году в крестьянской семье в селе Погожем Тимского уезда Курской губернии. Его мать звали Параскевой. Мальчик получил начальное образование в сельской школе, а при достижении совершеннолетия был призван на военную службу, завершил которую в 1882 году в чине унтер-офицера. Участвовал в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов, где отличился особой храбростью и отвагой, за что был награжден многими военными наградами. Но главным результатом его участия в военных действиях было полное преображение его внутреннего мира. Массовая резня, обесценивание человеческой жизни, бессмысленные страдания и жестокость побудили молодого воина задуматься о смысле жизни. Долго размышляя над этими вопросами, он пришел к выводу, что люди убивают друг друга потому, что потеряли в себе образ Божий. Грех уничтожил в нас первородное, заложенное самим Творцом в нас естественное свойство любить, и мы поэтому, как обычные животные, истребляем друг друга. Тяжело стало на душе Федора Семеновича, и он посреди царствия безбожной ненависти решил любыми средствами хотя бы в себе восстановить первородный образ Божий. В 1883 году Федор Семенович прибыл на Афон и поступил в монастырь святого великомученика Пантелеимона. Старцы Иероним и Макарий определили его на послушание в больницу обители. Мудрые наставники человеческих душ сразу поняли, что израненная жестокостями войны душа молодого послушника требовала жертвенного служения другим людям. И, действительно, Федор Семенович полностью предался делу служения болящим, находя в этом оправдание своим прежним вынужденным жестоким действиям. 21 сентября 1885 года он был пострижен в рясофор с именем Феодор, а 24 февраля 1887 года в мантию с тем же именем. После пострига его отправили на Новый Афон, где он принимал активное участие в строительстве Ново-Афонской обители. В 1889 году отца Феодора отправили на подворье в Москву, где он провел почти двадцать лет. Был правой рукой отца Аристоклия (Амвросиева), заведовал складом при часовне, продавал книги, иконы и различные сувениры, связанные с Афоном.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2991

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Особенности богослужения на Успение Богородицы в Афонском Пантелеимоновом монастыре Торжества на Успение Богородицы в Афонском Пантелеимоновом монастыре В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре торжественно отметили праздник Успения Пресвятой Богородицы. Все праздничные торжества проходили в Свято-Успенском соборе обители, который находится возле собора святого великомученика и целителя Пантелеимона Кроме этого, в день Успения Пресвятой Богородицы, по традиции, из Свято-Пантелеимоновой обители священнослужители, певчие и паломники прибыли в принадлежащий русскому монастырю Свято-Успенский скит «Ксилургу», дабы украсить Престольный Праздник этой древнейшей Русской обители на Святой Горе. Уставной особенностью Афонского богослужения в день Успения является то, что оно совершается в соединении с чином погребения Плащаницы, на которой изображена Пресвятая Богородица, лежащая на смертном одре. Обычные для праздничного богослужения полиелейные псалмы в этот день не используются, поскольку поется 17 кафизма с величаниями или похвалами, разбитая на 3 статии. По святогорской традиции, после Великого Славословия, в Свято-Пантелеимоновой обители был совершен крестный ход с выносом плащаницы, символизирующий собой погребение Пресвятой Богородицы. Крестный ход с погребением плащаницы на Святой Горе был заимствован в древности из Иерусалимского Устава, где он совершается не вокруг храма, а из Иерусалима в Гефсиманию, буквально повторяя скорбное шествие апостолов, совершавших погребение Пресвятой Богородицы. Погребение плащаницы широко распространилось из Иерусалима во всех Поместных Церквях, однако везде оно приобрело свои отличия, как по чину, так и по времени совершения, поскольку невозможно в точности повторить в местных условиях особенности Иерусалимского Типика. Важно отметить, что с Афона эта традиция с древнейших времен была заимствована и в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре. По Уставу Святой Горы Афон празднование Успения Пресвятой Богородицы продолжается здесь до 28 августа/10 сентября.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2648

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Панигир Покрова Божией Матери в Пантелеимоновом монастыре на Афоне Панигир Покрова Божией Матери торжественно отметили в Пантелеимоновом монастыре на Афоне          Праздник Покрова Богородицы является вторым престольным праздником (панигиром) русской святогорской обители и традиционно отмечается с особенной торжественностью и благоговением. В Панигире Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря приняло участие более 500 паломников из России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Греции и других стран. Традиционно в русской святогорской обители перед началом праздничного бдения было совершено торжественное перенесение чудотворных мощей небесных покровителей монастыря св. великомученика Пантелеимона и преп. Силуана Афонского в соборный монастырский храм Покрова Пресвятой Богородицы, где им смогли поклониться многочисленные паломники. Утром, после литургии, в обители был совершен праздничный молебен ко Пресвятой Богородице. А вечером отслужена большая ктиторская панихида, за которой сугубо поминались строители и жертвователи чествуемого храма Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день в русской святогорской обители воспоминаются чудесные явления Пресвятой Богородицы в Свято-Покровском соборе монастыря. Как известно, этот собор связан со многими знамениями и явлениями Божией Матери, из-за чего он нередко именуется Чудотворной церковью, как и собор Киево-Печерской Лавры. Здесь дважды, в 1862 и 1863 гг., Пресвятая Богородица обновила чудо, бывшее древле во Влахерне. По сохранившимся многочисленным свидетельствам очевидцев, в эти годы Матерь Божия в день Своего Покрова явно была видима многими молящимися во храме обители с распростертым Омофором. Воспоимнания об этом сохранились в дневниках братий, а также самого старца иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова).     Чудесные явления Пресвятой Богородицы на праздник Покрова в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне На праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре воспоминаются чудесные явления Божией Матери в Свято-Покровском соборе обители. Как известно, этот собор связан со многими знамениями и явлениями Богородицы, из-за чего он нередко именуется Чудотворной церковью, как и собор Киево-Печерской Лавры. Здесь дважды, в 1862 и 1863 гг., Пресвятая Богородица обновила чудо, бывшее древле во Влахерне. По сохранившимся многочисленным свидетельствам очевидцев, в эти годы Матерь Божия в день Своего Покрова явно была видима многими молящимися во храме обители с распростертым Омофором.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2699

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Пасха красная или испытание веры. 23 апреля - память мученической кончины покровителей Русика свщмч. Григория V Константинопольского и князя Скарлата Каллимаха Пасха красная или испытание веры. 23 апреля - память мученической кончины покровителей Русика свщмч. Григория V Константинопольского и князя Скарлата Каллимаха          23 апреля на Афоне в Свято-Пантелеимоновом монастыре уже более 190 лет из года в год свято чтут память мученической кончины покровителей Русика – священномученика Григория V, Патриарха Константинопольского, и князя Скарлата Каллимаха, убиенных турками в преддверии Пасхи Господней 10/23 апреля 1821 года. Пасху Господню, Светлое Христово Воскресение мы воспринимаем исключительно с чувствами радости и хвалы, что и подобает величайшему Празднику нашей веры. Но не всегда Светлая и Святая Пасха Господня приносит одни только положительные эмоции, полноту самых светлых духовных переживаний, что именуется пасхальной радостью. Иногда, по промыслительному Божию попущению, Пасха Господня приносит величайшую скорбь, подвиг и испытание. При правильном перенесении этого испытания, конец его приводит к величайшей пользе для многих и прославлению имени Господня. Так случилось 195 лет назад. Пасха 1821 года унесла жизни трех самых дорогих для афонской Свято-Пантелеимоновой обители людей. В Великую Субботу, в самое преддверии Пасхи Господней, в Дарданельской крепости по указанию турецкого султана был перехвачен драгоман Великой Порты князь Скарлат Каллимах, спешивший к Пасхе в Пантелеимонову обитель, куда вез церковную богослужебную утварь и пожертвования. Князь Скарлат был извещен о своей безвременной смерти самим великомучеником Пантелеимоном, хотя и не знал точно, когда это произойдет. Святой Пантелеимон явился ему во сне и сказал: " Имение твое великое, а смерть твоя – близка, Монастырь же мой – до конца разоряется; помоги ему, пока есть время " . Князь Скарлат все свое состояние отдал на строительство Нового Прибрежного Руссика, который стоит по сей день. В светозарную ночь, когда восставал из гроба Господь, князь Скарлат был удушен турками, а пожертвования, предназначенные для Руссика, были присвоены турецким пашой.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2884

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Схимник и духовный писатель о. Денасий Святогорец Схимник и духовный писатель о. Денасий Святогорец. День памяти - 27 июня       Схимонах Денасий (в миру Димитрий Иванович Юшков) родом из города Сарапуль Вятской губернии. Его мать звали Фаиной. Родился он в 1859 году. В 1882 году в 23-летнем возрасте он прибыл на Афон и поступил в Русский монастырь святого великомученика Пантелеимона, где был пострижен в мантию 15 марта 1885 года. Послушание проходил в канцелярии и библиотеке. В 1889 году незадолго до своей смерти старец-игумен Макарий (Сушкин) благословил отца Денасия ходить по всему Афону и записывать все, что он сочтет важным и особенным. С тех пор, почти до самой своей кончины, на протяжении более 30 лет отец Денасий со всем возможным старанием выполнял это благословение старца. В результате его неустанной деятельности мы имеем прекрасный источник для изучения афонского быта того времени. Свои наблюдения он передал нам в серии статей «Душеполезного Собеседника» под названием «Записки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям». Отец Денасий является также автором-составителем еще нескольких книг. За свою книгу «Повесть об обращении на Афоне угрорусса униата в православие и о русских, о православии, об унии в прикарпатской подъяремной Руси прежде и теперь», напечатанную в Калуге в 1913 году, он получил благодарность лично от Государя Николая II. Кроме всего прочего отец Денасий в газете «Церковные Ведомости» печатал статьи под псевдонимом «Святогорец», был редактором «Душеполезного Собеседника», написал летопись монастыря с 1918 по 1927 год. Он вел оживленную переписку с библиотекарем Русика отцом Матфеем (Ольшанским), главным редактором «Душеполезного Собеседника» отцом Владимиром (Колесниковым) и князем Дмитрием Голицыным-Муравлиным. Был активным противником имябожнического учения, за что в 1914 году Священным Синодом был награжден образом Спасителя.   О духовной жизни отца Денасия можно хорошо судить по его записям.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=260...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010