Без компромиссов с совестью Монахи очень дорожат уникальным статусом Афона. 9 октября, 2014 Монахи очень дорожат уникальным статусом Афона. Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина можно назвать опытным святогорским паломником: впервые он попал на Афон четверть века назад и с тех пор бывал там неоднократно. В продолжение темы «Афон: сокровенная жизнь» Почему, побывав на Афоне, паломники стремятся попасть туда снова и снова? Какие изменения заметны в жизни Святой Горы? Эти и другие вопросы мы задали Владыке. — Когда Вы впервые побывали на Афоне и какое впечатление произвело на Вас первое посещение Святой Горы? — Мне посчастливилось посетить Святую Гору Афон впервые достаточно давно — в 1989 году, когда обычному паломнику из тогдашнего Советского Союза попасть туда было практически невозможно. Лишь один раз в год официальная делегация посещала русский монастырь на престольный праздник — в день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона. Как правило, в такую группу входило несколько человек в священном сане, мирян практически не было. Поэтому можно сказать, что как на Святую Землю, так и на Афон доступ для наших соотечественников был тогда практически закрыт. Хотя все верующие люди, конечно, знали об Афоне, читали о нем и интересовались тем, что там происходит. В 1986 году я стал послушником в Троице-Сергиевой Лавре, и как раз в то время на Афон собиралась достаточно большая группа монашествующих Лавры — не первая, но самая большая. Те, которые отправлялись раньше, в основном из Псково-Печерского монастыря, из Почаева, и группами сложно было назвать — по три-пять человек, а тут — сразу около десяти монахов. По тем временам это было значительное количество братии. Я умел печатать на машинке, что в те докомпьютерные времена было редкостью. Поскольку лаврские машинистки не справлялись с объемом работ, я помогал некоторым братиям, по их просьбе, печатать анкеты, автобиографии и прочие необходимые документы для выезда за границу. Сам я попал на Афон через несколько лет, когда учился в Болгарии, благодаря помощи владыки Нафанаила  , тогда викарного епископа Святейшего Патриарха Болгарского Максима.

http://pravmir.ru/bez-kompromissov-s-sov...

Белая Церковь Русская церковь в городе Белая Церковь Огромная свинцовая туча застилала полнеба. Было почти темно. Я входил, сливаясь с толпой, словно со всем человечеством, в большой корабль и вошел в каюту, мне предназначенную. У ее двери, внутри, стоял Юноша со светящимся лицом. От него исходило, изливалось какое-то особое, удивительное добро, с которым я еще не встречался. Оно входило в глубину моего существа. Такого внутреннего удивительного общения и единства с кем-либо у меня никогда не было... Юноша был Хозяином корабля, его Капитаном, я это сейчас же понял. И я был в недоумении пред этим светлым, сострадающим и предельно дружественным взором. И Хозяин корабля ответил сейчас же на возникшее во мне недоумение. Я услышал не обычный голос, а беззвучно изливающийся из его существа в глубь меня: «Ты устал, тебе надо отдохнуть, тебе нужно на дачу»... И я почувствовал, как верны его слова. Но эту правду я не мог бы сам выговорить. Мне оставалась непонятной неустроенность моей большой каюты: она была пустая, и в левом углу ее (как сейчас это вижу) лежала куча пыли и мусора. Капитан ответил тотчас на мое недоумение, опять своим внутренним голосом и сиянием: «Это несущественно, это все будет убрано, устроено»... И огромное радостное доверие вошло в меня. Я пробудился от вошедшей в меня любви. И в мыслях не было у меня, что все это исполнится буквально через несколько месяцев. И большое путешествие на корабле Церкви начну я с «отдыха на даче», отдыха от мира в монастыре Святого великомученика Пантелеимона на Афоне, о чем так прикровенно и чудесно сказал мне, ничего еще не понимавшему в своих путях, светлый Капитан. На парижской Сергиевой горке второй академический год начался осенью 1926 года. Меня записали в студенты академии и поселили через улицу, за академическими воротами, в домике, который был прозван студентами «Еродиевым жилищем». Комнату во втором этаже разделили занавесями на четыре угла, и в одном поселился я, другие углы заняли два монаха и один мирянин, бывший русский военный атташе.

http://pravoslavie.ru/2670.html

Библиография трудов святителя Феофана и литературы о нем По фондам Владимирской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Тамбовской областных универсальных научных библиотек и Рязанской епархиальной библиотеки Источник КНИГИ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА 1 . Акафист святому великомученику Димитрию Солунскому, составленный святителем Феофаном, Затворником Вышенским . – Владимир: Транзит-Икс, 2005. – 34, с.: ил. (В) 2 . Богоугодная жизнь вообще: слова епископа Феофана: (из слов к Тамб. и Владимир. паствам, 1859–1866 гг.). – 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеимонова монастыря. – [Козельск]: Издательство Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни, 1998? . – 115 с. (Е) 3 . Болезнь и смерть: выдержки из писем. – [Владимир]: Издательский отдел Владимирской епархии, 1996. – 62 с. (Е) 4 . Взыщите Господа: из писем святителя Феофана Затворника . – [Загорск]: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1990. – 31 с. (Р, О) 5 . Взыщите Господа: из писем святителя Феофана Затворника . – Пушкино: МП «Принтэкс», 1990. – 32 c. (В) 6 . Внутренняя жизнь. – Москва: Отчий дом, 2010. – 188, с. – (Духовный собеседник). (Р) 7 . Внутренняя жизнь: избранные поучения. – Москва: Сестричество во имя преподобномученицы Великой княгини Елизаветы, 1998. – 414 с. (Е) 8 . Внутренняя жизнь: избранные поучения. – Москва: Сестричество во имя преподобномученицы Великой княгини Елизаветы, 2001. – 415 с. (Р) 9 . Внутренняя жизнь: слова епископа Феофана: (из слов к Тамб. и Владимир. паствам, 1859–1866 гг.). – Репр. изд. – [Москва]: Галактика, 1994. – 138, II с. (В) 10 . Во славу Божию: из писем Феофана/отв. за вып. Н. Мишина. – Москва: МП «Палея», 1991. – 30 с. (В, Р) 11 . Воплощенное домостроительство: опыт христианской психологии в письмах. – Москва: Правило веры, 2008. – 464 с. (Е) 12 . Двери покаяния: слова и проповеди . – Москва: Правило веры: Моск. Сретен. монастырь, 2002. – 601 с. (Р) 13 . Душа и ангел – не тело, а дух. – Москва: Талан, 1997. – 206 с. (Е) 14 . Душеполезные поучения: [болезнь и лечение, мытарства, смерть детей, поминовение усопших]. – Москва: О-во содействия православному просвещению «Изографъ», 2008. – 32 с. (О)

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Борисовка. Борисовская Тихвинская пустынь. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Борисовская Тихвинская пустынь, заштатная, на горе, при реке Ворскле, в 27 верстах от города Грайворона, близ слободы Борисовки. Основана в 1714 году графом Борисом Петровичем Шереметевым, в воспоминание о Полтавской победе. Здесь находится чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, сопровождавшая графа Б.П.Шереметева во всех его походах и принесенная им в дар обители при ее основании. При монастыре церковно-приходская школа и больница. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Утраченные храмы Борисовского района: р.п. Борисовка Николаевская трехпрестольная церковь, каменная, 1797 г. постройки. Троицкая трехпрестольная церковь, каменная, 1864 г. постройки. Успенская пятипрестольная церковь, каменная, 1738 г. постройки. Борисовская женская пустынь. Тихвинская двухпрестольная церковь, каменная, 1822 г. постройки. Преображенская двухпрестольная церковь, каменная, 1861 г. по­ стройки. Николаевская (больничная) церковь, деревянная, 1903 г. постройки. Борисовская Тихвинская женская пустынь. В 2015 году исполнился 1 год со дня возрождения монашеской жизни. Сестры восстанавливают монастырь из руин. Это тяжелый и кропотливый труд, который уже дал свои плоды: обустроены храм великомученика Пантелеимона, кельи, трапезная, отремонтирована просфорня, действует, как в былые времена, иконописная мастерская, работает котельная, строится Преображенская часовня. Женский монастырь в слободе Борисовка был основан графом Борисом Петровичем Шереметевым в 1714 году. Отправляясь в Полтаву, Борис Петрович даёт обет в случае победы над шведами построить монастырь, взяв с собой в поход чтимую им Тихвинскую икону Божией Матери. Предание повествует, что когда Nemp I решил дать шведам генеральное сражение, то назначил его на 26 июня (по новому стилю 9 июля) - в день празднования явления чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Но благочестивый фельдмаршал Б.П. Шереметев упросил царя перенести срок на один день, чтобы почтить праздник и испросить русскому воинству молитвенный покров и заступничество Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=21186

Борщевое. Церковь Иверской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Заложен 2 сентября 1896 г., строился 20 лет на пожертвования благотворителей и доброхотных дателей. Храм бывшего женского монастыря, соборный, двухэтажный. В верхнем этаже три престола: главный - в честь Иверской иконы Божией Матери, в приделах: в честь Успения Божией Матери и свт. Феодосия Черниговского. В нижнем этаже три придела: в честь иконы " Скоропослушницы " Божией Матери, святителя и Чудотворца николая, великомученика и целителя Пантелеимона. Освящен в 1913 г. После 1917 г. закрыт. Сохранились лишь стены и своды без куполов и кровли. В августе 2000 г. была зарегистрирована община. Храм восстанавливается. Единственный сохранившийся храм этого монастыря – Иверский – пока не имеет статуса памятника. Это выявленный объект культурного наследия, согласно списку выявленных объектов, представляющих историко-культурную ценность по Тульской области от 24.11.2004 г. С архитектурной точки зрения этот храм и весь бывший монастырский комплекс представляют определенный интерес. В середине XIX века село Борщевое, а в то время сельцо, было приписано к приходской Троицкой церкви села Богородицкое Веневского уезда. Село принадлежало дворянам Хрипковым. Первый храм был построен по ходатайству Елизаветы Хрипковой. Первоначально храм хотели построить деревянным, но в 1859 г. построили каменный, однопрестольный, из-за значительного накопления средств. Но на приобретение церковной утвари и богослужебных книг средств недоставало. Тогда храмоздательница возобновила сбор денег, для облегчения и успешности которого выхлопотала разрешение печатать и продавать копии с чудотворной иконы Успения Божией Матери, привезенной ею из Иерусалима. Этот труд не пропал даром и все необходимое для храма было приобретено. В 1862г. храм был освящен Епископом Тульским и Белевским Никандром в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня и приписан к близлежащей церкви села Богородицкого. Елизавета мечтала устроить при церкви небольшую женскую общину, но при жизни мечте ее не суждено было сбыться, т.к.

http://sobory.ru/article/?object=02230

В Ростовской епархии состоялся социальный марафон «Спешите делать добро» 28 сентября 2022 г. 11:54 22 сентября 2022 года в рамках выставки «Дон православный» по благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия состоялся социальный марафон «Спешите делать добро». Организаторы мероприятия — отдел по церковной благотворительности и социальному служению Ростовской епархии и православная служба помощи «Милосердие-на-Дону». Марафон открыл руководитель епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению иерей Евгений Осяк. Мероприятие включало в себя три встречи, первая из которых была посвящена сестринскому служению и больничному добровольчеству. Своим опытом поделились представители православных сестричеств Ростовской епархии. О жизни сестер самого молодого сестричества епархии в честь великомученика и целителя Пантелеимона г. Батайска рассказала старшая сестра София Михайлова: «Мы всегда приглашаем наших подопечных на причастие, стараемся, чтобы люди воцерковлялись, участвовали в церковной жизни. Сестры дежурят в церковном пункте временного размещения беженцев в Иверском монастыре, помогают инвалидам, одиноким старикам, многодетным семьям и тем людям, которые воспитывают детей с инвалидностью». Директор региональной благотворительной общественной организации «Дела милосердия» Татьяна Истомина рассказала об организации кормления малоимущих. Проект «Дела милосердия» реализуется приходом святителя Луки Крымского г. Азова уже более двух лет. Идея родилась во время пандемии, когда сестры милосердия начали разносить горячие обеды тем, кто не может выйти из дома. «Когда ходили по адресам, то увидели, как много людей нуждаются в помощи. Поэтому решили продолжить. К нам стали присоединяться прихожане, потом их родственники. Сработало сарафанное радио. Многие были не против выделить час времени, чтобы по пути на работу завезти еду одиноким пожилым людям, — отметила Татьяна Истомина. — На средства Фонда президентских грантов была приобретена мобильная кухня для приготовления обеда с печкой и другим оборудованием. За время существования проекта было приготовлено более полусотни тысяч обедов. Также сестры ухаживают за тяжелыми пациентами в больницах: страдающими онкологией, перенесшими сложные операции».

http://patriarchia.ru/db/text/5963345.ht...

Вача. Церковь Тихона Амафунтского. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Тихона Амафунтского Год постройки:Между 2010 и 2011. Адрес: Россия, Нижегородская область, Вачский район, поселок Вача, ул. Высоковольтная Координаты: 55.798454, 42.776419 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью 29 июня 2011 года в поселке Вача был совершен чин великого освящения нового деревянного храма в честь святителя Тихона Амафунтского. Чин освящения возглавил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, который в этот день совершает свой архипастырский визит в Вачский район. Малым иерейским чином этот храм был освящен в декабре прошлого года, в день памяти священномученика и исповедника Николая Зеленова, который подвизался в Вачском районе. До постройки храма, на сегодняшний момент единственного в Ваче, жители райцентра в течение многих лет посещали молельный дом. Как рассказал священник Давид Покровский, новый храм возведен недалеко от того места, где до революции стояла церковь в честь святителя Тихона Амафунтского. Однако прежний храм был больше и имел три престола. Его боковые приделы были освящены в честь великомучеников Димитрия Солунского и целителя Пантелеимона. На месте уничтоженного старого храма сейчас расположен обелиск воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Поскольку общественность района была категорически против переноса обелиска, новый храм было решено поставить недалеко от его исторического места. По словам Виктора Лунина, на том месте, где построен новый храм, ранее находился больничный комплекс. Больницу перевели в другое место, и от нее осталось только здание санэпидемстанции. Сейчас идут переговоры о его передаче церкви. Информация с сайта Нижегородской епархии Об истории основания Вачских церквей Самое раннее документальное упоминание о Ваче относится к концу восьмидесятых годов XVI столетия (1588г.), когда писец Иван Талызин и подьячий Постник Степанов побывали на земле ныне существующего Вачского района.

http://sobory.ru/article/?object=10621

Всем православным христианам во Отечестве и в рассеянии сущим Серия издается иждивением Международного Фонда восстановления и сохранения культурного и духовного наследия Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.     Предисловие к серии В 2016 году весь православный мир будет праздновать 1000-летие 1 пребывания русских монахов на Афоне. К этой праздничной дате наш монастырь святого великомученика Пантелеимона на Афоне планирует издать серию книг под общим названием «Русский Афон XIX-XX веков», в которую войдут следующие сочинения: жизнеописания выдающихся русских подвижников на Афоне, сыгравших значительную роль в истории Святой Горы; история Русского Свято-Пантелеимонова монастыря и всех больших и малых русских обителей; духовные и исторические творения русских афонцев. Большинство планируемых к изданию материалов никогда не были ранее опубликованы и, несомненно, вызовут огромный интерес российского общества. В первой половине XI века на Афоне был пострижен в монахи русский человек, который впоследствии стал известен как преподобный Антоний, родоначальник монашества в России и основатель Киево-Печерской Лавры. С тех пор на протяжении 1000 лет русские подвижники непрерывным потоком шли в удел Божией Матери, чтобы и самим обогатиться неповторимой афонской традицией аскетики, и внести свой вклад в афонскую монашескую школу. Особенно большим приток русских людей на Афон был с 30-х годов XIX века вплоть до 20-х годов XX века, так что исследователи истории Афона называют это время «русским периодом». Но, к сожалению, до сих пор именно этот отрезок истории Афона оставался малоизученным вследствие известных исторических перипетий, послуживших причиной почти 100-летнего разрыва отношений Афона с Россией. Только в 2007 году насельники Русского Свято-Пантелеимонова монастыря начали разбирать и систематизировать архив обители, благодаря их усилиям были открыты многие ценнейшие документы как по истории русских обителей на Афоне, так и по истории жизни отдельных насельников Святой Горы. Теперь на основе этих материалов мы имеем возможность представить суду дорогого российского читателя новые книги о Святой Горе Афон. Предисловие к первому тому

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Высшая награда Сербской Православной Церкви — орден святого Саввы Сербского, 1 степени, будет вручена Президенту России Дмитрию Медведеву. Торжественная церемония состоится сегодня, 20 октября, в ходе посещения российским лидером Патриаршего двора и встречи с иерархами Сербской Православной Церкви, временно возглавляемой митрополитом Черногорским и Приморским Амфилохием. Орден Святого Саввы учрежден в 1883 году в период правления Милана Обреновича. Изначально им награждал лично король Сербии, но после упразднения монархии в Югославии это стало прерогативой Патриарха, и отличие приобрело исключительно церковный статус. Орден является высшей наградой Сербской Церкви и имеет три степени (в прошлом их было 5). Решение о его присуждении за выдающиеся заслуги в духовной, просветительской и гуманитарной областях принимается лично Патриархом и Синодом Сербской Церкви. Орден может вручаться как духовным, так и светским лицам, а также коллективам и организациям. Среди его кавалеров — известные сербские и иностранные политические деятели, в том числе глава Правительства РФ Владимир Путин. Источник: Седмица.ru Справка Святитель Савва Сербский. День памяти 12-14/25-27 января. Святитель Савва, первый архиепископ Сербский, в миру Ростислав (Растко), был сыном самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам. В 17-летнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон, Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь. (По Промыслу Божию в год рождения святого — 1169 — древний монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона был отдан на вечное владение русским инокам). Отец его, узнав, что сын на Афоне, снарядил целую дружину с верным воеводой и написал правителю области, куда входил Афон, что, если ему не вернут сына, он пойдет на греков войной. Прибыв в монастырь, воевода приказал дружинникам глаз не спускать с Ростислава. Но однажды, во время вечернего Богослужения, когда воины уснули, Ростислав принял постриг (1186 г.) и послал родителям свою мирскую одежду, волосы и письмо. Инок Савва сумел убедить своих державных родителей принять монашество. Отец преподобного (память преподобного Стефана, во иночестве Симеона, царя Сербского, 13 февраля) вместе с сыном подвизался в Ватопедской обители.

http://pravmir.ru/dmitriyu-medvedevu-vru...

Группа студентов Московской Духовной Академии и Семинарии занимающихся изучением новогреческого языка, была приглашена в Грецию Фессалоникийским Университетом для получения языковой практики. Их разместили в здании новоустроенной семинарии в городе Килкисе, который является столицей одного из греческих номон и располагается в часе езды в северном направлении от Фессалоник. Программа их пребывания в Греции была очень плотной: много часов занятий, встречи с преподавателями Богословского факультета Фессалоникийского университета, знакомство с Северной Грецией, преемницей Македонии, посещение Олимпа и Метеоры, поездка на святую гору Афон. Святая гора Афон занимает в жизни Греции и всего мира особое место. Это – заповедник, возделанный святыми, удел Божией Матери. Здесь таинственно соединяется земное и небесное: в водах моря, ограждающего сушу, отражается небо, на лицах монахов запечатлена неземная радость. Срок нашего пребывания в Греции уже начинал подходить к концу. Греки нас часто спрашивали: «Вы уже побывали на Афоне?» Или: «Вы поедете на Афон?» Побывать в Северной Греции и не попасть на Афон для многих кажется странным. Люди, живущие в неудержимом ритме современной действительности, часто как бы оправдываются тем, что есть места, где царит иной закон, и искренне желают, чтобы вы туда попали. Только 6 человек из нашей группы получили разрешение на посещение Афона. Ранним утром 2 апреля мы выехали из Килкиса и должны были успеть на паром, который отправляется из Уранополиса в Дафни ежедневно в 10 часов утра. Запомнилась последняя треть пути. Мы ехали по дороге среди гор. По левую руку – морские просторы, загоравшиеся красными отблесками восходящего солнца. Если таково преддверие, то каков же будет сам Афон? В Уранополис мы приехали с большим запасом времени. Сам город современной застройки, как и вся Греция. У причала возвышается древняя башня, построенная монахами. На набережной безлюдно. Вдалеке мы увидели одного монаха преклонных лет, шедшего к причалу, и обратились к нему по-гречески: «Благословите». «Бог благословит, – смиренно ответил он нам по-русски. – Вы откуда?» Сам он был из Русского монастыря – так называют на Афоне Пантелеимонов монастырь. В Греции часто можно услышать русскую речь, но редко краткая беседа бывала так радостна. По дороге в Дафни на пароме нам встретилось много монахов из разных монастырей. И уже можно было понять, что мы попали в монашеское царство. Плыли с нами и миряне, в основном греки. Сначала мы увидели брошенные келии. Мы проплывали мимо нескольких монастырей: Зографского, Дохиарского, монастыря Ксенофонта – и делали остановки у каждого причала. Затем показался монастырь святого великомученика Пантелеимона, а вдалеке – гора Афон.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010