Санкт-Петербург. Церковь Пантелеимона Целителя в Соляном переулке. Церковь Святого Великомученика Пантелеимона в Соляном переулке Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Одновременно с созданием Партикулярной верфи на берегу Фонтанки, на её территории была сооружена часовня. В 1722 году был выстроен деревянный мазанковый храм. Освящение его состоялось 2 сентября 1722 года в отсутствие императора Петра I, бывшего в Астрахани и приславшего приказ об освящении церкви во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона. Особое внимание к этому храму связано с тем, что он был задуман императором как храм-памятник боевой славы российского флота, в знак благодарности за две морские победы в Северной войне - при Гангуте 27 июля 1714 г. и Гренгаме 27 июля 1720 г. - обе в день памяти св. Пантелеймона. В 1734 г. по повелению императрицы Анны Иоанновны рядом с обветшавшей к тому времени деревянной церковью был заложен каменный храм, сохранившийся почти в первоначальном виде до нашего времени. Каменная церковь строилась в 1735 – 1739 годах по проекту архитектора из штата Полицеймейстерства Н. Шумахера. Однако на стадии проектирования неопытный в храмовом зодчестве архитектор, вероятно, был вынужден внести существенные поправки, предложенные Иваном Коробовым, который одновременно перестраивал в камне сооружения Партикулярной верфи. Освящение церкви состоялось 27 июля 1739 года. Поднявшийся вблизи Фонтанки одноглавый храм с высоким куполом стал одним из самых посещаемых петербуржцами. Строение решено в стиле анненского барокко, особенностями которого являются сложность конфигураций высоких кровель и фронтонов, уплощенность фасадов, украшенных пилястрами, фигурное обрамление окон и двухцветность окраски. Здесь мы видим фасады, скупо декорированные плоскими пилястрами дорического ордера, фигурный барочный фронтон над полукруглой алтарной апсидой, барочное оформление восьмигранного барабана, перекрытого граненым куполом с небольшой луковичной главкой под крестом, колокольню со шпилем своеобразного рисунка. В самом начале 1764 г. при храме была устроена и 25 января освящена церковь святой великомученицы Екатерины, однако в 1783 году по повелению императрицы Екатерины II ее перенесли в храм святого Пантелеймона и сделали западным боковым приделом.

http://sobory.ru/article/?object=01571

Монастырь этот основан в начале просвещения России светом Христовой веры, во времена равноапостольного князя Владимира и сына его Ярослава, о чем упоминается в истории государства российского 1 . Следовательно, это один из древнейших русских монастырей. В нем хранятся грамоты русских царей, патриарха Всероссийского Иова и архиепископа Константинопольского, Вселенского патриарха Каллиника. Вследствие политических и других обстоятельств монастырь св.Пантелеимона в длинный период своего существования подвергался разным переворотам; в минувшем же столетии пришел в такую крайнюю скудость, что едва не был закрыт; а в настоящее время он стал наряду с первыми афонскими обителями, превосходя их числом братства, доходящим до 400 человек 2 . Соборных храмов в нем два: во имя св.великомученика и целебника Пантелеимона и Покрова Пресвятой Богородицы. Прочие храмы более замечательные: в честь Успения Богоматери и во имя святителя Христова Митрофана. Всех же храмов в монастырской ограде и вне оной 33. – Храмы эти украшены хранящимися в них благодатными святынями; здесь представляются благоговейному поклоннику: части животворящего древа креста Господня; чудотворные иконы Богоматери, именуемые «Иерусалимской», «Избавительницей», также чудотворные иконы Усекновения главы Предтечи Господня, страстотерпца Христова и целителя Пантелеимона; драгоценные сокровища: многоцелебная честная глава и части святых мощей св.великомученика Пантелеимона; святые главы угодников Божиих: св.преподобномученика Стефана Нового, св.преподобномученицы Параскевы, святых преподобномучеников Афонских, пострадавших в сем веке: Евфимия, Игнатия и Акакия, и части мощей многих иных великих святых. Правила соблюдаются в монастыре, издревле установленные святыми отцами для общежительной братии: ничего не считать своим, но все иметь общее. Богослужения продолжительные: они начинаются в обыкновенные дни с полуночи, а на дни воскресные, двунадесятые праздники и праздники великих святых совершаются во всю ночь. Кроме того, инокам назначено келейное правило, состоящее из поясных и земных поклонов. Братиям, посвященным в великую схиму, назначено более продолжительное келейное правило. Частое исповедывание и постоянное открытие старцам сердечных помыслов стоит во главе афонской иноческой жизни; смирение считается основной ее добродетелью. Св.Христовых Таин, по древнему обычаю, вся братия причащается еженедельно по субботам или в случающийся на неделе праздник. В будни, в свободное от богослужения время, братия занимается трудами, назначаемыми применительно к силе и способностям каждого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поучение в день св. великомученика и целителя Пантелеимона, 27-го июля Нынешний день Св. Церковь совершает память св. великомученика и целителя Пантелеимона, и вы хорошо сделали, братие, что пришли в храм Божий помолиться св. великомученику. Только вот что нехорошо, други мои: о св. мучениках некоторые из вас толкуют неправильно. Некоторые толкуют, что в день мученика не должно браться за работу, потому что это тяжелый день, – не должно, напр., выезжать в поле пахать или сеять, не должно начинать строить нового дома и под. сему. Кто начнет в этот день работать, – не пойдет работа его впрок, и он будет мучиться. Неправильно толкуют они и о св. великомученике Пантелеимоне: они называют его грозным святым и, по неразумию, именуют его не Пантелеимоном, а Палием, по той будто бы причине, что на кого он разгневается, того он или дом запалит, или хлеб в поле. – Судите, православные, не грешно ли христианину так думать и судить о св. мучениках? Св. мученики возлюбили Христа величайшею любовью, и за веру Христову потерпели мучения и кровь свою пролили, молились даже за своих мучителей. А мы, грешные, называем их грозными, боимся их, как будто они для нас не милостивы, и день памяти их считаем для себя тяжелым днем. За что же это? Ужели потому боится кто св. мучеников, что они мученики? Ужели чрез них и ему будет такая мука? Худая же вера такого христианина! Нет, други мои, св. мученики для нас люди милосердые; они наши усердные молитвенники и покровители пред Богом. Прошу вас выслушать, как милостивы для нас св. мученики. И прежде всего скажем про св. великомученика Пантелеимона. Прежде назывался он Пантелеон (Лев по всему), но потом когда он во время своих мучений помолился, Сам Господь свыше назвал его Пантелеимоном, т. е. всемилостивым, давая ему благодать миловать всех, притекающих к нему во всех бедах и скорбях. И св. Пантелеимон, точно был милостивый. Он был врач, и своим врачебным искусством славился при царском дворце. Но он был еще язычник. И вот от христианского пресвитера, св. Ермолая, он научился знать истинного Бога – Иисуса Христа, Который есть источник исцелений душевных и телесных. С того времени он сделался несравненно славнейшим врачем, безмездно врачевал всех от всяких болезней, оказывал милосердие и помощь всякому страждущему. Он благотворил особенно исповедникам и мученикам в темницах во время гонения при нечестивом царе Максимиане. И это милосердие к страждущим его самого довело до страдальческой, великомученической кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Акафист святому великомученику и целителю Пантелеимону Пантелеимон родился в 3 веке в Малой Азии, отец его был знатным язычником, а мать – христианкой, которая воспитывала сына в вере до своей ранней кончины. После этого отец отдал сына на обучение медицине, в чем мальчик весьма преуспел. Познакомившись с христианским священником, мальчик с интересом внимал рассказам о Христе, а после совершенного им самим чуда воскрешения ребенка по молитве Господу, Пантелеимон искренне уверовал и крестился. После этого он стал безвозмездно лечить бедных, много помогал христианам, за что на него ополчился император Максимиан и повелел юношу умертвить. Но никакие пытки и казни не властны были над великомучеником, пока голос Самого Господа не призвал его в Царство Небесное. Тогда многие уверовали, даже палачи, которые отказывались исполнять казнь. Но Пантелеимон попросил себя обезглавить, приняв мученическую кончину. За помощь в исцелении болезней святого великомученика и целителя Пантелеимона почитают верующие всех христианских конфессий и даже мусульмане. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Акафист святому великомученику и целителю Пантелеимону Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 13-314-2141) Текст печатается по изданию: Акафистник. М.: Даниловский благовестник, 2000 Кондак 1 Избранный страстотерпче Христов и врачу благодатный, туне подаяй недугующим исцеления, песньми восхваляем тя, заступника нашего. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких бед и болезней свобождай нас, любовию тебе зовущих: Радуйся, великомучениче и целителю Пантелеимоне. Икос 1 Ангела земнаго и небеснаго человека вемы тя, славный Пантелеимоне: ангельскою бо непорочностию и мученичеством украшен, преселился еси от земли на Небо, идеже со Ангелы и всеми святыми предстоя Престолу Господа славы, молися о нас, земных, почитающих тя звании сими:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 16 (29) ноября Преподобномученик Пантелеимон (Аржаных) Преподобномученик Пантеле имон родился 29 июня 1872 года в деревне Залипаевка Федоровской волости Мало-Архангельского уезда Орловской губернии в семье крестьянина Тимофея Аржаных и в крещении был на­речен Павлом. Хозяйство семьи Аржаных было бедным, и, чтобы поддержать хоть какое-то благосостояние, отцу приходилось много работать. С двенадцатилетнего возрас­та Павел помогал отцу: был пастухом в деревне, работал у помещика, подрабатывал у крестьян. Когда удавалось, он отправлялся молиться в Оптину Пустынь. В 1894 году Павел был призван на действительную военную службу и зачислен рядовым в Камчатский полк. После года службы он был отправлен на фельдшерские курсы, по окончании которых назначен ротным фельдшером. В 1898 году Павел был уволен из армии. Он посту­пил фельдшером в Житомирскую губернскую больницу и одновременно учился в Волынской фельдшерской школе. Окончив школу, Павел Тимофеевич вернулся в родную деревню. Полгода он прожил дома, раздумывая над тем, каким ему путем идти дальше, тем более что и возраст уже был таков, когда серьезных ошибок можно и нужно было избегать. Семьи у него не было, а житейского опыта, сложившегося из наблюдений окружающей жизни во время службы в армии и работы фельдшером в губернской боль­нице, было достаточно. Вспомнились тогда посещения и молитвы в Оптиной Пустыни. Строгая жизнь в монастыре не пугала: за четыре года армейской службы он привык к дисциплине. В 1900 году Павел Тимофеевич направился в Оптину и пробыл там послушником около семи лет, после чего настоятель монастыря, архимандрит Ксенофонт, постриг его в мантию с именем Пантелеимон в честь великомученика и целителя Пантелеимона, учитывая его земную профессию врача, предваряя его будущее как мученика. 15 марта 1909 года епископ Калужский и Боровский Вениа­мин (Муратовский) рукоположил монаха Пантелеимона во иеродиакона. В 1911 году иеродиакон Пантелеимон был рукоположен во иеромонаха. В монастыре он нес послу­шание фельдшера в монастырской больнице.

http://fond.ru/kalendar/1262/panteleimon...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – август 2020 28 мин., 27.08.2020 1-я страница обложки: На фоне звездного неба –  деревья, растущие в поле. В небе - комета C/2020 F3 (NEOWISE). Наверху надпись: У ВАС ОДИН НЕОТВЕЧЕННЫЙ ВЫЗОВ, а внизу – более мелкими буквами: Как по-христиански ответить на посланные тебе испытания (фото Pavol Putnoki, www.putnoki.photo), (см. раздел " Вопрос номера " С.14-26). Пролог : (на заставке — фото Наталии Ро) Семен Кирсанов « Дождь ».Стихотворение. 1967//Фома. - – август 2020. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: август //Фома. - – август 2020. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены:     26 августа. Исполняется 70 лет ректору МГИМО Анатолию Торкунову. [Анатолий Васильевич сыграл огромную роль в истории нашего журнала. Во многом именно благодаря его поддержке «Фома» смог вырасти в цветной и регулярно выходящий журнал федерального уровня]. Ил.: А. Торкунов. Фото Владимира Ештокина. – С. 4;     1 августа. Обретение мощей преподобного Серафима Саровского. августа 1903 года состоялась канонизация преподобного Серафима. Спустя 70 лет после его кончины, в день рождения святого, в Сарове были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку]. Ил.: Торжества по случаю обретения мощей Серафима, в которых принял участие и Николай II. Фото - С.4;     28 августа. Успение Божией Матери. [Успение – слово, означающее состояние сна. Для христиан смерть перестала быть финальным событием в истории жизни человека. Мы веруем, что Бог воскресит всех умерших, как бы пробудив их ото сна. Поэтому и праведная кончина Божьей Матери именуется в Церкви не смертью, а Успением.]. Ил.: Успение Пресвятой Богородицы. Икона. – С. 4;     9 августа. День памяти великомученика и целителя Пантелеимона . [Он родился в III веке в городе Никомидии и выучился врачебному делу. По преданию, однажды Пантелеимон увидел на дороге мертвого ребенка, ужаленного змеей. Он решил проверить, действительно ли так сильна христианская молитва. Он стал молиться – и в этот момент ребенок ожил. После этого Пантелеимон принял святое крещение и стал лечить людей не только врачебными средствами, но и молитвой ко Христу]. Ил.: Целитель Пантелеимон. Иконография. - С.5;

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-208-...

Харьков. Церковь Пантелеимона Целителя на Песках. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь св. великомученика и целителя Пантелеимона (на Песках) В 2000 г. от Рождества Христова Свято-Пантелеимоновскому храму г. Харькова исполнилось 115 лет со дня освящения. Пески возникли на рубеже XVIII XIX вв. когда за клочковым хутором, который дал название улице, в окружении многочисленных левад, под холмом, на котором раскинулся Университетский сад, поселилось несколько крестьянских семей. В первой половине XIX века северная окраина Харькова Пески были предместьем г. Харькова, хуторком хат в 30, рубленных, мазанных глиной и крытых соломой. Население Песков состояло из крестьян-малоросов, занимавшихся хлебопашеством. Многие из них, имея 1015 пар волов, занимались, до проведения железной дороги, чумачеством, доставляя произведения юга на север и обратно. Песчаное подгорье с востока примыкало к Университетской горе и саду, с запада к земле крупных владельцев Бедрягиных, с севера Сердюковых: на юге были непроходимые болота, позже преобразованные в городской скотоприимный двор, к которому примыкали левады и огороды песковских хлебопашцев. Со временем район Песков быстро разрастается. Идет переселение крестьян в другое место, а земля застраивается. На этой земле, для какого-то университетского здания, оставлен был незастроенным лишь тот участок, в 784 кв. саженей, где сейчас Пантелеимоновский храм. На этом участке под горой от громового удара открылся источник прекрасной воды, которая считается и до сих пор целебной. Вскоре, по распоряжению губернатора Кокошкина, под этой горой вырыто было несколько колодцев, снабжавших жителей Песков здоровой водой. С увеличением населения возрастала потребность в выделении Песок в самостоятельный приход. Еще в 1866 г. Г.Г Федоров много хлопотал, чтобы Университет отдал эту незастроенную землю под церковь. По многим причинам эта попытка не увенчалась успехом. Прежде всего у населения не оказалось средств для постройки. Старые обыватели обеднели: железная дорога подорвала чумачество, а распоряжение губ. Кокошкина не ставить на Песках стогов хлеба и сена дурно отозвалось на хлебопашестве. К началу 1880-х гг. в этом районе появляются несколько выдающихся по своему общественному и материальному положению лиц: К.Н. Захарьев, Н.А Жевержеев, В.Ф. Федоров, В.И. Богданов, М.Ф. Алексенко и др. В январе 1882 г. было подано прошение преосв. еп. Харьковскому Иустину, который дал добро. О большом желании иметь храм свидетельствует и сумма в 10 тысяч рублей, собранная при сборе подписей среди жителей.

http://sobory.ru/article/?object=03882

08.08.14. Прямой эфир. Тема – великомученик и целитель Пантелеимон. Ведущая поэтесса Нина Карташева. 15.12.2014 09:11:39 Кульков Сергей Андреевич Дорогие братья и сестры! Радио Радонеж в прямом эфире. Сегодня с вами я, поэтесса Нина Карташева. И мы с  вами принимаем гостей из подмосковного  Мураново, где находится музей Федора Ивановича Тютчева. Его стихи мы любим с детства. Пошли Господь свою отраду Тому, кто в летний жар и зной, Как бедный нищий мимо саду Бредет по жесткой мостовой. Кто смотрит вскользь через ограду На тень деревьев, злак долин, На недоступную прохладу Роскошных светлых луговин. Не для него гостеприимно Деревья сенью разрослись, Не для него, как облак дымный, Фонтан на воздухе повис. Лазурный грот как из тумана Напрасно взор его манит. И пыль росистая фонтана, Его главы не оросит. Пошли Господь свою отраду, Тому, кто жизненной тропой, Как бедный нищий мимо сада, Бредет по знойной мостовой. Федор Иванович Тютчев напоминает нам этими евангельскими строками о евангельской доброте и милосердии  друг к другу, дорогие братья и сестры. Вера без милосердия, вера без любви, увы, часто вырождается в ханжество или фанатизм. Будем же внимательны  друг к другу. Ну, если не ко всем, то хотя бы к ближним. Давайте любить друг друга. А сейчас я с радостью представляю вам гостей сегодняшнего прямого эфира. Игумена Феофана (Замесова) вы все знаете. Вы часто просите, чтобы он почаще приезжал к нам на «Радонеж». Мы его знаем, любим. Но вот я хочу зачитать все его регалии: Московский патриархат, Московская епархия, Пушкинское благочиние, настоятель Александро – Невского храма Софринской бригады внутренних войск МВД России и Спасского храма усадьбы Мураново, ответственный за взаимодействие с силовыми структурами по Пушкинскому благочинию игумен Феофан (Замесов). - Добрый вечер, уважаемая Нина Васильевна, добрый вечер, дорогие братья и сестры. Мир вам и божие благословение. - Спаси Господи. Батюшка, Вы приехали не один, и, уже второй раз в эфире ваш помощник, рядовой военнослужащий соединения противоракетной обороны Воздушно – космических войск Антон Валентинович Ратников.

http://radonezh.ru/analytics/08-08-14-pr...

9 августа 2009 года, в день памяти Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона, в престольный праздник домового храма первого международного православного лагеря для русскоговорящих детей, открывшегося 1 августа в небольшом швейцарском курортном городке Лейзан, Преосвященнейший епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (Донсков) (РПЦЗ) совершил малое освящение воды, освятил все помещения дома, в котором расположен лагерь, возглавил Божественную литургию и Крестный ход. 9 августа 2009 года, в день памяти Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона, в престольный праздник домового храма первого международного православного лагеря для русскоговорящих детей, открывшегося 1 августа в небольшом швейцарском курортном городке Лейзан, Преосвященнейший епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (Донсков) (РПЦЗ) совершил малое освящение воды, освятил все помещения дома, в котором расположен лагерь, возглавил Божественную литургию и Крестный ход. Ему сослужили иерей Адриан Этшевария и протодиакон Георгий Жоннэрэ из Крестовоздвиженского кафедральномго собора Женевы, а также духовник лагеря иерей Георгий Егоров, прибывший сюда из Франции по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Корсунского Иннокентия. Алтарником впервые был 12-летний уроженец Цюриха Кристиан Кости. Среди причастников были почти все дети, приехавшие в лагерь, около двадцати православных верующих из приходов Женевы и Веве и десять девочек из Елизаветинского приюта Марфо-Мариинской обители милосердия, отметившей в этом году свой 100-летний юбилей, а также сотрудники лагеря. Перед приездом епископа Михаила начальник лагеря Ольга Александрэ, руководитель Русского детского центра «Матрёшка», показала ребятам документальный фильм Владимира Кривцуна из Сыктывкара (Республика Коми) «Великая княгиня Елизавета», из которого дети узнали, что Елизавета Федоровна, воспитанная как протестантка, после посещения Святой Земли приняла Православие, почувствовав, что это – истинная вера и что ничего не может быть выше нее.

http://pravmir.ru/torzhestvo-pravoslaviy...

     Портал « Православие.Ru » завершает цикл повествований о новых чудесах преподобного Сергия, собранных диаконом Валерием Духаниным . Надеемся, что посредством знакомства с ними читатель обретет укрепление в вере и вдохновится на своем личном пути к Богу. Святой елей от лампады Преподобного Пожилой прихожанин сергиево-посадского храма великомученика Пантелеимона Николай долгое время страдал от старой травмы большого пальца, который совершенно не сгибался. Это значительно затрудняло действия, а как-то разрешить ситуацию не представлялось возможным. В 2013 году Николай нашел у себя дома пузырек с елеем от лампады у раки преподобного Сергия, который набрала давным-давно его супруга. Он стал мазать грыжу елеем от преподобного Сергия. И вскоре обнаружил, что мышцы ровны и гладки и никакой грыжи нет. Масло оказалось настолько старым, что было вязким. Однако Николай решил регулярно мазать свой палец – и в одно утро, проснувшись, собираясь куда-то по делам, Николай неожиданно заметил, что палец двигается, словно никакой травмы и не было. После этого он решил: «Дай-ка помажу и грыжу». Паховой грыжей он страдал уже десять лет. Всякий раз после душа он вправлял грыжу в проемы мышц живота и надевал корсет. И вот он стал мазать грыжу святым елеем от преподобного Сергия. В один день, выйдя из душа, Николай привычным движением взялся руками за живот, но тут же с удивлением обнаружил, что мышцы ровны и гладки и никакой грыжи нет. «Надо же!» – удивился он и, еще не предполагая о чуде, всё равно надел по привычке корсет. Вечером, перед сном снял корсет – грыжи не было. Утром проснулся – грыжи опять не оказалось. Корсет он больше не надевал. А врач, к которому он после этого показался, сказал, что такое вообще невозможно, потому что так просто мышцы внутри живота срастись не могут – нужна специальная операция. В благодарность за исцеление Николай заказал иконописцам написать большую икону Знамения Пресвятой Богородицы , которую преподнес в 2014 году в дар родному храму великомученика Пантелеимона.

http://pravoslavie.ru/72302.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010