Классическое богослужение Древней Церкви в Пасхальную ночь начиналось за час-два до заката солнца субботы. По западным обрядам во дворе храма разжигался костер, и там читалось благословение нового огня, внесением которого в храм и начиналось пасхальное бдение. Восточные обряды в этом отношении немного отличались: неугасимая лампада, как мы уже отметили, горела на ложе Гробницы Иисуса (а вне Иерусалима — на св. трапезе алтаря, а потому все последующие нижеописываемые обряды вне Иерусалима совершались в алтаре). На богослужение собирались засветло, и первая часть службы состояла исключительно из ветхозаветных чтений. Она относилась к уходящей субботе. Храм Воскресение Христова (храм Гроба Господня). Иерусалим Когда наступали глубокие сумерки и без искусственного освещения уже было невозможно находиться в храме, наступал момент перехода в Пасхальной части бдения. Священство облачалось во все белое (до этого оно либо сидело просто в рясах, либо в темных ризах) и торжественной процессией спускалось к кувуклии, в которую входил предстоятель, читал молитву на благословение огня и выносил его, с пением стихиры «придите, примите свет Христа, воссиявшего из Гроба», раздавая огонь народу. Затем сразу же читалось 1-е Евангелие о Воскресении — Мф 28 (в русском переводе неверно «на рассвете первого дня недели», в славянском более точно — «в вечер субботы», а непонятное словечко «свитающи» обозначает время вечернего зажжения светильников), после прочтения которого, собственно, и начиналось приветствие «Христос Воскрес». Не с полуночи (как это стало принято у нас), а именно с заката солнца Великой субботы (и сейчас чтение этого Евангелия полагается на 1-й пасхальной литургии свт. Василия Великого , которую положено совершать субботним вечером, но которую в большинстве случаев совершенно незаконно совершают либо поутру субботы, либо вообще в ночь на субботу). В храмах восточной традиции за пределами Иерусалима возжжение пасхального огня совершалось в алтаре от неугасимой напрестольной лампады (в то же самое время, т. е. на Бдении Пасхи с вечера субботы). Это и поныне сохраняется в армянском, коптском, эфиопском, маланкарском, малабарском, ассирийском, словом, во всех древнехристианских восточных богослужебных обрядах. 3. Благодатный огонь стали считать чудом во времена арабского правления

http://blog.predanie.ru/article/kto-zazh...

Надписание объясняет изображенное как «Воскресение Иисуса Христа» – по-гречески «Анастасис». Этот образ появился в Византии и вместе с христианством был воспринят на Руси. Противоречия переименования Воскресение Иисуса Христа Образ «Воскресение Иисуса Христа» (Анастасис) сейчас называется также «Сошествие во ад», хотя для этого нет никаких оснований ни в иконографии, ни в церковной традиции. Во-первых, такое название противоречит подписи на ней. Важно, что новое название стало относиться к ней не так давно, чуть более ста лет назад, с конца XIX века – причем в искусствоведческой литературе. Напомним, что, по словам отца Павла Флоренского, давать иконе названия, не принятые Церковью, – «это, в сущности, то же, что в гражданской жизни подпись официального документа за другое лицо» . Надписывая икону «Воскресение», мастер свидетельствовал о том, что здесь изображено не иное, как то, что он назвал, и подразумевать другое – значит, подразумевать лжесвидетельство. Это расхождение названия и надписания почему-то не оспаривается. Наоборот, делаются попытки его объяснить, что порождает рассуждения о некоей «традиции» но почему тогда мы не видим ее в Византии? Почему ее нет в момент расцвета древнерусского искусства? Жены-мироносицы у гроба В попытках истолкования такого странного расхождения можно дойти вплоть до страстного утверждения, что «в православной иконографии нет иконы Воскресения Христова!» Подобные мнения высказывались и другими богословами: так как Сошествие Христа во ад воспоминается Церковью в Страстную субботу, Леонид Успенский предлагал выносить образ «Воскресение Иисуса Христа» (Анастасис) в этот день, в Великую субботу, а в сам праздник Пасхи – икону «Жены-мироносицы у гроба». Но, как мы видим, здесь уже второе расхождение с тем, что принято в Православной Церкви: такое предложение идет вразрез с древней церковной традицией, по которой «Анастасис» возлагается на аналой и в Пасху, и в каждый воскресный день года. Несмотря на такое двойное противоречие – и надписанию иконы, и священной церковной традиции, даже богословы не подвергают сомнению правильность нового названия и соответствующей названию интерпретации. Наоборот, они пытаются выяснить и обосновать, почему изображение, якобы по времени относящееся к Великой субботе, признается православными радостным! Если здесь событие Сошествия во ад, то Христос показан в момент Своего кенозиса, то есть умаления и уничижения . Но, самое главное, тогда Он показан и до Своего Воскресения («во аде душею»), в разделении души и тела, то есть в состоянии смерти! Зададим вопрос, возможно ли такое изображение в Православии?

http://pravoslavie.ru/145822.html

Святой Георгий — всадник, поражающий змия — стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. 3 травня 2009 р. 00:00 3 мая память святых Жен-мироносиц [Стаття] Святая Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок, подчеркивает их особую и важную роль в семье и обществе, укрепляет их в их самоотверженном подвиге любви и служения ближним. 2 травня 2009 р. 00:00 2 мая — память святой блаженной Матроны Московской [Стаття] Природа подвига блаженной Матроны своими корнями уходит в многовековые традиции народного благочестия, поэтому и помощь, которую люди получают, молитвенно обращаясь к праведнице, приносит духовные плоды: люди утверждаются в православной вере, исполняются надеждой и любовью, приобщаются к повседневной молитвенной жизни. 30 2009 р. 00:00 30 апреля день памяти преподобного Зосимы, игумена Соловецкого [Стаття] Преподобный Зосима, игумен Соловецкий, великий светильник русского Севера, основатель иноческого общежития на Соловецком острове, родился в Новгородской епархии, в селе Толвуе близ Онежского озера. Воспитанный в строгом благочестии своими родителями Гавриилом и Варварой, он с ранних лет отличался кротостью и смирением. 24 2009 р. 00:00 24 апреля — празднование иконе Божией Матери «Живоносный Источник» [Стаття] Ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь совершает празднество иконе Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник». 18 2009 р. 00:00 О Великой субботе [Стаття] Великая Суббота это последний день перед Пасхой. Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В этот день Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад. ← попередня 2 3 4 5 6 7 8 9 наступна → Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота → Богослужебные указания 19 2024 р. Предстоятель Церкви вручив служби протоколу Бондаренку медаль князя Володимира 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Ihmepb " ю Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних © Patriarchia.ru , 2005 – 2024 права захищено © Зроблено в Stack Group Про проект Правова Контакти

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

Вся ситуация, которая там показана – это такой социальный ад, о котором мы хорошо знаем на примере Советского Союза. Общество разделено самым чудовищным образом, вместе живут и убийцы, и жертвы. И я не уверена, правильно ли, что красота фильма заглушила эту социальную остроту. Слишком красиво получилось. Кадр из фильма «Ида» Протоиерей Алексий Уминский: Этот фильм о том, что Бог умер. Вспомните первые же кадры: девушки-послушницы несут статую Христа под музыку Баха – они хоронят Христа. Все начинается с погребения Христа. Умер Бог, Его нет в этом мире. И это все время доказывается всем фильмом. Прежде всего, это показывает Ванда, а затем в какой-то момент это происходит и с Идой: она теряет Бога. Я бы назвал это фильмом о Великой субботе. Когда мы переживаем Великую субботу, мы знаем, что будет Пасха, но когда Великую субботу переживали те, кто был со Христом, они не знали, что Пасха наступит. И вот Великая суббота, которая показана нам в этом фильме, – та, первая, в которой нет больше Бога. Красивая, чистая девочка хочет служить Богу, а Бога нет. Когда она старается полюбить и начинает понимать свою тетку, именно через нее она и увидела, что Бога нет в этом мире, что все умирает. Она пытается начать другую жизнь, найти смысл в жизни без Бога, но «а что потом?», где смысл жизни без Бога? Его тоже нет. И вот этот последний кадр возвращения: конечно, она идет в монастырь, но она идет пока еще без Бога, она только пытается снова встретить Его в своей жизни. Как мироносицы идут ко гробу, еще не зная что там увидят, примерно так идет и Ида. В этом фильме показывается, что в любом человеке сразу может быть все: Христос, Мария Магдалина, Иуда – и измена, и глубочайшее покаяние, и отчаяние «почто Ты Меня оставил?». Поэтому фильм так красив, красив, как богослужение, он вводит человека в это великопостное переживание Великой субботы. Это седьмой день – мир, в котором нет Бога. И поэтому странно задавать вопрос «почему в этом мире так много зла?», «почему умирают дети?», «почему так много несправедливости?», «почему все так ужасно и отвратительно?». Потому что умер Бог.

http://pravmir.ru/ida-film-o-velikoy-sub...

Потом нашелся продюсер Игорь Толстунов и компания «Профит». Он сразу нашел 50 млн рублей, а потом еще 70. В результате я снял картину. И в итоге от написания сценария до выхода ленты на экран у меня ушло четыре с половиной года. Все это время я отказывался от других заманчивых предложений, в основном на телевидении. Там проще, потому что их бюджет — это деньги возвратные. За счет рекламы за 1-2 показа фильм окупается. Но я отказывался от этого ради моего замысла. Спрашиваете, когда мой фильм окупится и принесет ли какую-то прибыль? Никогда он не окупится! Из российского кино окупаются только единицы, и то лишь комедии и картины про героев. Здесь все зависит от проката и рекламы. Мы особо не надеялись на большой прокат или большое количество копий. У нас их всего 200, поэтому и прокат очень скромный. Афон и Легион У меня принцип — не снимать явно медийных актеров. Зрителю легче поверить в персонажа, если за ним шлейфом не идет десять ролей. По поводу актера на роль беса, у меня была задача, чтобы это вообще был неизвестный артист, потому что он играет того, кого мы никогда не видели. Я нашел его в московском театре Васильева. Это был его дебют в большом кино. И я как увидел его, сразу понял, что нашел. Внешне он такой и в жизни — с бородой и усами. Но без рогов, конечно. Странная вещь. Георгий Фетисов, который играл Легиона, дважды был на Афоне, а Тимофей Трибунцев, игравший монаха, ни разу не был и даже не собирается. Когда мы стали делать картину, я Георгию говорю: ты забудь про Афон, забудь про это все. Ты бес, черт. Читайте также — «Ида» – фильм о Великой субботе? Георгий Фетисов в роли Легиона Некоторые сцены мы хотели снимать в Израиле и Иерусалиме, но когда подсчитали, сколько это будет стоить, поняли, что не осилим. Единственное, что было по карману — город Петра и Мертвое море в Иордании. Все остальное снимали в Крыму, в Бахчисарае и под Судаком в Генуэзской крепости. Прихожане против Мы снимали в городе Кириллове, и одна из сцен была возле храма. И вдруг народ вышел на демонстрацию против наших съемок.

http://pravmir.ru/monah-i-bes/

Искажение домостроительства Божия ярко отразилось в адвентистском понимании субботы. Заповедь о субботе была дана одному лишь еврейскому народу и как постановление вечное ( Ис. 31:16 ). Писание нигде не требует соблюдения субботы от христиан и не называет эту заповедь прерывистой: вначале обязательной, потом факультативной, потом отвергнутой, потом снова решающей для спасения. Однако именно так она выглядит с точки зрения адвентизма. Е. Уайт говорит, что до 1844 г. христиане «не имели света и не испытывались истиной о субботе» 32 , т.е. ни самого Писания, ни Предания Церкви, по ее мнению, не было достаточно для ясного распознавания значения субботы 33 . Следовательно, адвентистская интерпретация субботы отрицает значение Писания, ставя его ниже видения Е. Уайт. Важным элементом последнего времени, кроме субботы, для адвентистов является начавший следственный суд. Однако в 1844 г. не было никаких видимых событий, связанных с очищением святилища, и не было никакого видимого суда. Хотя адвентисты пытаются снять это возражение тем, что исполнительный суд только впереди 34 , однако такой аргумент беспочвен. К началу тысячелетия исполнительный суд также еще не начнется, что не помешает воскресшим адвентистам наслаждаться благами тысячелетнего царства. Если следственный суд не предполагает никаких немедленных решений, то остается неясным, в чем именно заключается его судебная составляющая. Несомненно, суд имеет основанием всеведение и всевластие Божие, которые должны показать себя на деле в исполнении приговора, а не в пустых словах. Непонимание взаимоотношений Христа и Церкви привело Е. Уайт к утверждению, что в 1844 г. в Святом святых, т.е. задолго до Второго пришествия, «Иисус сочетался с Новым Иерусалимом» 35 . Однако св. Андрей Кесарийский учит, что брак Агнца ( Откр. 19:7 ) «означает союз Церкви со Христом, которого Божественные апостолы были устроителями, даровав Церкви духовное обручение, потому что некогда она получит обручение истинное». В этом браке, продолжает св. Андрей,– и светлость добродетелей Церкви, и тонкость в ведении и созерцании божественных оправданий (виссон святых) 36 . Небесный Иерусалим прилепляется к Владыке и соединяется с Ним в совершенном и нерасторжимом союзе 37 , что происходит уже в вечности (ср. Откр. 21:2 ). Видение Е. Уайт, относящееся к событиям до великой скорби, не только искажает божественное домостроительство, но и игнорирует свободную волю людей времен антихриста. Оно противоречит и остальным частям доктрины адвентистов, которые до «последнего кризиса» не отрицают свободную волю у всех людей. История адвентизма знает множество случаев, когда и высокопоставленные пасторы, и рядовые адвентисты покидали « церковь остатка».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Пиония 2, 1; 3, 6) и что Диоклетиан начал гонения 303 г. в день 23 февраля. Впрочем, упоминание о «великой субботе» можно рассматривать как литературно-символическую дань Ин. 19, 31 , если принимать во внимание общую установку Муч. Полик. Такой позиции придерживается Г.Бушманн (с. 20). По близкому мнению двух франкоязычных ученых, эпитет «великая» (μγα) добавлен к слову «суббота» с аналогичной целью, однако Муч. Пиония , явно параллельные Муч. Полик ., противоречат такому предположению. Еще одна позиция предложена П.Бриндамуром, который, ссылаясь на PGL 1220 (текст Епифания, IV в.), считает, что «великая суббота» может означать и в Муч. Полик. просто «воскресение», а поскольку 23 февраля 167 г. как раз приходилось на воскресение, это якобы снимает все трудности. Однако, как правильно возразил Б.Дехандшуттер 1102 , такое выражение не встречается в значении «воскресения» ранее IV века. Кроме того, добавим от себя, в Муч. Пиония речь идет явно о субботе (см. 2, 1, где сказано «с наступлением субботы» без эпитета «великая»). Новый литературный жанр. «Мученичество согласно Евангелию» Муч. Полик. открывает собой новый род христианской литературы. Автор намеренно проводит параллели между смертью мученика и страстями Христа (1, 2) (ср. уже Деян.8:59–60 ; Ирин. Лион. ПЕ III, 18, 5; Евс. ЦИ III, 32, 3): мученик предан ближними, которые сравниваются с Иудой (6, 2), арестован человеком по имени Ирод (там же), везут его на осле (8, 1); автор не забывает и о похожих деталях: день и час смерти (21, 1), отказ Поликарпа от пригвождения (13, 1), исполнитель казни, который приканчивает мученика кинжалом (16, 1). Смелость мучеников питается надеждой избежать вечного наказания чрез быстротечную муку (2, 3), но также и присутствием Спасителя, Который делает их нечувствительными к пыткам (2, 3–4). Это присутствие Господа сопровождается чудесами, явленными в мученичестве Поликарпа: за три дня он предвидит, каким образом умрет (7, 2); небесный голос, ободряющий его, слышим христианами (9, 1); огонь не касается его тела (15, 2) и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

На самом деле система была уже настолько мертва, дух–то уже из нее ушел и придумать они ничего не могли. Ну еще одна из пакостей, которые устраивались в предпасхальное время - это субботник. Обычное дело. В Великую субботу вам, пожалуйста, субботник, то есть работающим - выходи на работу, учащимся - выходи на учебу. Дело в том, что, если Пасха с середины апреля и позднее, она приходится на день, удаленный от дня рождения Ленина, двадцать второго апреля. А его полагалось отмечать ленинским субботником. Ну, как же, вождь мирового пролетариата, как все знают, бревно таскал, что запечатлено на картине, которая тогда везде тиражировалась, поэтому субботник всегда стремились приурочить к Великой субботе.  Помню, что в университетские годы, я старался записаться на овощебазу заранее, чтобы в другой день отработать, а в Великую субботу постараться попасть в храм Божий. Хорошо помню 1986 год, уже Горбачев при власти, но все еще по–прежнему Пасху сделали в тот год рабочим днем, кажется ради праздника солидарности трудящихся. Я вспоминаю народное стихотворение, которое тогда появилось: Спасибо партии родной за доброту и ласку, Что отменила выходной и запретила Пасху. Это активно звучало, как раз, в том 1986 году. А когда, Пасха совпала с 1 мая, то поздравляли друг друга и говорили: ну, с народным тебя и с международным и с Пасхой. Кстати, в некоторых храмах была еще ночная служба на Страстной седмице в ночь с пятницы на субботу, так было, например, в храме Святителя Николая в Хамовниках, кажется до восемьдесят девятого года там продержалась эта традиция. Там утреннее чинопогребение переходило в литургию Великой субботы. Служба эта заканчивалась очень рано и начиналось освящение куличей. В том храме куличи начинали освящать часов в семь утра. И как–то раз я был на этой ночной службе в храме святителя Николая в Хамовниках, было удивительное ощущение от этого Богослужения, конечно, физически очень тяжело, потому что две ночи получалось не спать. Но радость Великой субботы при этом непрерывном, бесконечном ночном Богослужении тоже была очень, очень сильной.

http://radonezh.ru/analytics/tserkovnaya...

Всем верующим также хорошо известно прекрасное песнопение в честь Пренепорочной Владычицы, которое поется перед великим славословием на утрене. В нем мы славим Пречистую Благословенную Деву Марию, ибо через воплотившееся от Нее Слово «ад пленися, Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, смерть умертвися и мы ожихом». Кроме того, Православная Церковь специально празднует в Великую Субботу торжественное событие Сошествия Христа Спасителя во ад. «Великая Суббота важнее Пасхальной вечерни». 402 Синаксарь этого великого дня дает поистине великое известие о благословенной Субботе: «Во святую и Великую Субботу боготелесное погребение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и еже во ад сошествие празднуем», которым неизреченное человеколюбие Божье призвало человеческий род вернуться от тления к тому состоянию, в котором он находился до того, как согрешил Адам, вернуться и снова достичь Вечной Жизни. И святой составитель синаксария, восхваляя событие погребения тела Господня и Сошествия Господа во ад, добавляет: «Напрасно и тщетно ты охраняешь гроб, римский стражник, ибо невозможно удержать гроб Того, Кто Сам есть Жизнь и Источник Жизни. Так «смерть была совершенно уничтожена и исчезла». 403 Вообще песнопения Великой Субботы, несравненные и непревзойденные в их поэтическом мастерстве и духовной силе, своей глубиной потрясающие души и сердца верующих, насыщены этой истиной. «Днесь ад стеня вопиéт», – повторяют три стихиры самогласны вечерни Великой Субботы, составленные великим учителем нашей Церкви преподобным Иоанном Дамаскиным . Вопиет и рыдает ад, ибо «разрушся власть» его, ибо упразднена и «изнемогает держава» его. 404 В тот же день читается прекрасное, такое благодатное и живое пророчество Ионы. Ведь в этом пророчестве «ясно преднаписано таинство» Сошествия Господа во ад. Речь идет о пророке Ионе, «безвредно сокрывшемся в ките и без болезни исшедшем из кита» и предначертавшем почти за восемьсот лет до Рождества Христова будущее пребывание Господа в аду. 405 Поскольку же приключение Ионы рассматривается как одно из наиболее важных преобразований смерти и Воскресения Господня, оно является и предметом песнословия Воскресения Христова (Пасхи): «Снисшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя, Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба». 406

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

И утреня заканчивается не воскресным Евангелием, а снова рассказом о запечатанном гробе. Но здесь раскрывается последний смысл, дается последнее откровение об этом «среднем дне» — между Крестом и Пасхой. Христос воскрес, и Его воскресение мы будем праздновать в пасхальную ночь. Но для нас, в этом мире живущих, наступила с Христом и как бы сквозь всю нашу жизнь продолжается Великая Суббота. Она продолжается и для усопших. Мы ждем Воскресения мертвых и жизни будущего века. Мы знаем и верим, что смертью Христовой «жало смерти» разрушено, и смерть перестала быть безнадежным концом, распадом и разлукой навсегда. От воскресшего Христа, от Его жизни, воссиявшей из гроба, мы все время «наполняемся бесконечной Его жизнью, наслаждаемся неистощимой Его пищей». В жизни Церкви, в таинствах, в общении любви, в причастии Духу Святому мы уже причастны жизни вечной и созерцаем радость Царства Божия. Мы живем этими прорывами в Царство воскресения… И все-таки мы еще здесь и нам предстоит это умирание и принятие смерти, это рождение — через смерть в «царство будущего века».Мы ждем — с верой, надеждой и любовью. И это ожидание, эта направленность к грядущему воскресению, к жизни будущего века, эта радостная уверенность, что наша подлинная жизнь «скрыта со Христом в Боге» — все это и есть наше состояние в мире сем и в этом смысле наша жизнь сейчас есть жизнь в Великой Субботе… «Спит живот» — но вот и мы, говорит Апостол Павел, «умерли, и жизнь наша сокрыта со Христом в Боге…» (Кол. 3:3–4). Все в этом мире становится постепенно прозрачным для света, сияющего оттуда, все яснее, что «проходит образ мира сего»… что «единое на потребу» — там, в нетленной жизни со Христом. Каждый год в Великую Субботу, после описанной утрени, после этого радостного узнавания в смерти Христовой — победы над смертью, после откровения о живоносном гробе, мы ждем пасхальной ночи и полноту пасхальной радости. Мы знаем, что она наступит, но как медленно идут часы, как нарастает в нас волнение и ожидание! И так должно было бы быть всегда в жизни верующего, ибо вея наша жизнь, в последнем счете, осмыслена этой радостной, этой белой тишиной Великой Субботы, этим нарастанием в ней Пасхи Христовой и невечернего дня Царствия Его.

http://pravmir.ru/siya-est-blagoslovenna...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010