Разделы портала «Азбука веры» 3 Апр 2023 Фото: mitropolia.spb.ru Открывает его пасхальное послание  митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия  и проповедь владыки “На пороге великого события”, посвященная Великой Субботе. Тема раздела “Подробно” — “Иностранные студенты  СПбДА ”. В материале “Иностранцы за партами” Евгений Перевалов беседует с методистом международного отдела СПбДА Иваном Ивановым. Материал “Академия без границ”, подготовленный группой студентов духовной академии, — серия мини-интервью со студентами-иностранцами, получающими образование в Санкт-Петербургских духовных школах. Раздел “Образы и смыслы” открывает интервью Татьяны Кириллиной с кинорежиссером Сергеем Дебижевым, озаглавленное “Я — последовательный традиционалист”. Режиссер рассказывает о своем фильме “Святой архипелаг”, посвященном Соловецкому монастырю. Фильм получил ряд престижных наград, а главное — вышел в широкий прокат в кинотеатрах Санкт-Петербурга. Продолжает раздел материал  Тимура Щукина  “Церковь в ожидании турок и под турками”, герой которого — византийский патриарх Геннадий II Схоларий, времена правления которого пришлись на захват Константинополя турками. Раздел “Люди в Церкви” открывает очерк Евгения Перевалова “По ступенькам вверх”, посвященный приходу  Спасо-Парголовского храма . Материал Татьяны Кириллиной “Носитель живого предания” посвящен памяти недавно ушедшего из жизни  протоиерея Бориса Глебова  (1936–2023). Очерк Марины Ланской “Ключ для многих дверей” посвящен недавно открытому в Гатчине православному детскому развивающему центру “Ключ разумения”. В материале “Театр — нравственная кафедра” Наталья Савельева беседует с режиссером Романом Грибковым и его супругой, актрисой и театральным педагогом Марией Маркеловой. В разделе “Что читать, слушать, смотреть” — обзор интересных выставок месяца. Страничка  радио Санкт-Петербургской митрополии “Град Петров”  посвящена новым аудиодискам: циклу бесед “Забытая музыка при дворах российских императоров XVIII века” Андрея Решетина и Ольги Суровегиной, аудиокниге “Папа, мама, бабушка и восемь детей в Дании” Анне-Катрине Вестли, циклу бесед  протоиерея Георгия Митрофанова  “История Русской Православной Церкви XX века”, аудиокниге Николая Лескова “Праведники”, циклу бесед Константина Махлака и Марины Лобановой “Святые отцы богословы. Василий Великий ”, сборнику “Великий пост. Православные посты и праздники”, аудиокниге Николая Бердяева “Спасение и творчество. Два понимания христианства”, циклу бесед Даниила Варламова и Елены Якубовской “Музыкальный фольклор. Архив Пушкинского Дома”.

http://azbyka.ru/news/vyshel-aprelskij-n...

Фото: vagankovo.net Не просто икона. О чем говорит Плащаница Зачем Христа изображают на ткани 14 апреля, 2023 Зачем Христа изображают на ткани Фото: vagankovo.net «Образ Святой Плащаницы являет нам образ Бога, ставшего Человеком, жившего и умершего, как человек. И эта плоть Богочеловека Христа лежит во гробе…» Протоиерей Николай Чернышев — о выносе Святой Плащаницы.   Протоиерей Николай Чернышев Созерцая Распятого Завершились события Великого Четверга. Отдал Господь последний Свой дар ученикам — Себя Самого, Свое тело и кровь. Он был предан на неправедное судилище, а вслед за этим — на позорную крестную смерть. Человек убил своего Бога – происходит непостижимое и для святых ангелов, не только для человека… Как икона это отражает? События, предшествовавшие Крестной смерти, да и сама Крестная смерть описаны в 12-ти Страстных Евангелиях, которые читаются вечером в четверг, а посередине храма в этом время стоит Крест Господень, и именно его созерцают верующие. Все происходит при созерцании, непосредственном созерцании Распятого, Умершего за каждого из нас Спасителя. Мы видим и кровь, вытекающую из Его ребер, и Его самого, обнимающим Собою весь мир. Пелены И вот наступает великий итог — день Его погребения, мы готовимся к Великой Субботе. Как здесь иконография освещает нам эти события? Есть устойчивая традиция делать священные изображения на досках в иконной, темперной технике, которые поставляются посреди Церкви в течение всего года, а перед чином Погребения Спасителя выносится из алтаря Святая Плащаница. Плащаница из Бачковского мон. 15 в. Болгария. Христос во гробе, Христос покрыт пеленами, такими же, какими был покрыт и праведный Лазарь, пропитанными такими же смолами, которые не дают возможности никакого движения. Поэтому чаще всего вместо иконы, написанной на доске, и видим мы Плащаницу, образ, выполненный, вышитый на материи, на ткани. Этот образ призван напоминать нам о той Плащанице, которой было покрыто Тело Христа во гробе. Целомудрие в обобщении Формы рисунка, которые мы видим на Святой Плащанице, гораздо более обобщенные, чем на большинстве икон, еще более обобщенные, чем на Распятии, написанном в православной традиции.

http://pravmir.ru/ne-prosto-ikona-o-chem...

Великая Суббота. Колыбель для Бога Постное письмо 42. Субботний покой погребения 15 апреля, 2017 Постное письмо 42. Субботний покой погребения Кого увидели мироносицы у входа в пещеру? Кто беспечно сидел у пустой колыбели Бога? Что сказал Марии лучший из садовников? Скоро об этом закричит весь свет! Архимандрит Савва (Мажуко) Жизнь Христа началась в пещере. В пещере завершился Его путь на земле. В ночь Рождества Бог нашел приют в пещере пастухов. В ночь Распятия пещера ученика дала приют бездомному Владыке. Рождество в пещере предсказало субботний покой погребения. В пещере Рождества над Младенцем склонялась Мария, а старец Иосиф пеленал беззащитного Бога. В пещере покоя обнимала Мария уснувшего Сына, и другой Иосиф бережно прятал Его тело в погребальные пелены. Первый Иосиф посвятил Богу свою старость, второй Иосиф уступил Богу свой гроб. Икона Рождества – откровение о Плащанице. Заповедь о субботе – пророчество о субботнем покое Творца. Бог в своей последней колыбели. Великая Субботасуббота покоя и молчания. Лишь раз в году поется на литургии вместо «Херувимской песни» торжественный и строгий гимн с призывом к молчанию: Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет! Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Но в этом молчании нет суровой безнадежности. Это безмолвие, чреватое жизнью и радостью. Присмотритесь хорошенько к литургии Великой Субботы – среди пепла черных риз притаилась живая радость. Начинают службу в черных облачениях. Идут из алтаря к Царским вратам с Евангелием, степенно проходя мимо Плащаницы. Не возглашая прокимна, начинают читать длинные паремии. Пятнадцать огромных отрывков из Ветхого Завета. Полностью их прочитывают только на крещальной литургии, чтобы занять молящихся, пока священник крестит оглашенных. Поэтому на литургии Святой Субботы вместо «Святый Боже» всегда поют «Елицы во Христа крестистеся». И вот читают Апостол. Он тоже крещальный – знаменитый отрывок из послания к Римлянам. А после Апостола – самое интересное! – момент, которого я жду весь Великий пост. Во время чтения что-то происходит в алтаре, а чтец, прочитав девяносто первое зачало, вместо того, чтобы возглашать привычное «Аллилуия», закрывает Апостол и молча уходит. К Плащанице выходят певчие и начинают петь удивительные по красоте стихи:

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-kolyi...

КАК ПРОВЕСТИ СТРАСТНУЮ СЕДМИЦУ ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА О Страстной седмице О Великом понедельнике О Великом вторнике О Великой среде О Великом четвертке О Великом пятке О Великой субботе Канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, читаемый у Плащаницы КАК ПРОВЕСТИ СТРАСТНУЮ СЕДМИЦУ Московский Сретенский монастырь [ < < назад вперед > > к оглавлению ] О Великой среде       Этот день - день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.       Ночь на среду Господь провел в Вифании (Мф. 26, 6-17). Здесь в доме Симона прокаженного в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, - некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о ее поступке.       Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку жены «грешницы», родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой среды прославляется жена «грешница» и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.       «Егда грешная, - воспевает в этот день Святая Церковь, - приношаше миро, тогда ученик соглашашеся пребеззаконным; овая убо радовашеся, истощающи миро многоценное: сей же тщашеся продати Безценнаго; сия Владыку познаваше, а сей от Владыки разлучашеся; сия свобождашася, а Иуда раб бываше врагу»; «о Иудина окаянства, от негоже избави. Боже, души наша».       Тропарь - см. Великий понедельник. Кондак, глас 4-й:        Паче блудницы, Блаже, беззаконновав, слез тучи никакоже Тебе принесох: но молчанием моляся, припадаю Ти, любовию облобызая пречистеи Твои нозе: яко да оставление мне, яко Владыка, подаси долгов, зовущу Ти, Спасе: от скверных дел моих избави мя. [ < < назад вперед > > к оглавлению ] [ главная ] [ Великий Пост ] [ новоначальному ] [ в библиотеку ] [ главная библиотека новости родителям ] Copyright © Zavet.Ru Православное чтение, 2001-18 г.

http://zavet.ru/ssedm03.htm

КАК ПРОВЕСТИ СТРАСТНУЮ СЕДМИЦУ ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА О Страстной седмице О Великом понедельнике О Великом вторнике О Великой среде О Великом четвертке О Великом пятке О Великой субботе Канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, читаемый у Плащаницы КАК ПРОВЕСТИ СТРАСТНУЮ СЕДМИЦУ Московский Сретенский монастырь [ < < назад вперед > > к оглавлению ] О Великом вторнике       На утрени этого дня вспоминаются события, описанные у евангелиста Матфея (22 глава с 15 стиха и 23 глава).       Но содержание службы вторника заимствовано из притчи о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в понедельник повествования о втором пришествии Христовом.       Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу себе самому, когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40).       В песнопениях этого дня Святая Церковь настойчиво внушает нам обязательность духовного бодрствования и религиозно-нравственного совершенствования, взывая: «Жениха, братие, возлюбим, свещы своя украсим, в добродетелех сеяющи и вере правой: да яко мудрыя Господни девы готови внидем с Ним на браки»; «приидите, вернии, делаим усердно Владыце: подавает бо рабом богатство, и по равенству кийждо да многоусугубим благодати талант: ов убо мудрость да приносит делы благими, ов же службу светлости да совершает; да преобщается же словом верный тайны ненаученному, и расточает богатство убогим другий: сице бо заимованное многоусугубим, и яко строителие вернии благодати, Владычния радости сподобимся».       Тропарь - см. Великий понедельник. Кондак, глас 2-й:        Час, душе, конца помысливши и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная, бодрствующи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова.       В этот день вечером (в среду) последний раз совершается великопостное великое повечерие. [ < < назад вперед > > к оглавлению ] [ главная ] [ Великий Пост ] [ новоначальному ] [ в библиотеку ] [ главная библиотека новости родителям ] Copyright © Zavet.Ru Православное чтение, 2001-18 г.

http://zavet.ru/ssedm02.htm

Поминовение усопших Панихида по замерзшим [Фото] Каждый год, когда заканчивается самое страшное для бездомных время года, ранней весной «Друзья Общины святого Эгидия» - «Друзья на улице» собираются, чтобы вспомнить тех, кто умер на улице от холода и равнодушия окружающих. Вася + Римма: Один раз и на всю жизнь У него был второй инсульт, у нее почти совсем разрушилось бедро. Мама вспоминает случай, когда они оба лежали (в спальной стоят 2 небольшие кровати) и Римма говорит: «Васек, полежи со мной». Удивительным образом, дедушка как-то перебрался к ней на кровать. А тут звонок в дверь – врач. Вот-те на, больные… Усопшим нужна наша молитва: о родительской субботе Неделя за неделей, мы вспоминаем каждую субботу наших усопших родственников. Какое счастье, что Церковь в Великий пост дала нам дни особых молитв, в которые мы можем всецело уделить внимание умершим сродникам, всем от века почившим православным христианам. Живая связь Наши умершие не только слышат наши молитвы, но и сами молятся за нас. Связь наша с ними не прерывается, а лишь временно ослабляется. Панихида в Беслане В Беслане завершается трехдневная Вахта памяти по погибшим в школе 51 час 50 минут на руинах школы горят свечи. Столько времени – с 9:15 1 сентября до 13:05 3 сентября – провели заложники в захваченном террористами спортзале. Радоница (в 2016 году 10 мая): встречи и жизни Я не любил бывать на кладбище. Даже больше, кладбище всякий раз напоминало мне о конечности моей жизни, и это было грустно. Грустно жить на земле человеку, чья жизнь конечна. Жить? А ради чего? Для того, чтобы умереть? Бессмысленно. Когда уходят близкие… Вера Николаевна Глазова, 95-летняя прихожанка храма пророка Илии в Обыденном переулке в Москве, - о прощании с близкими людьми, уходящими в вечность, о памяти и об утешении. По слову князя. Дмитровская родительская суббота День был днем великой радости и великой печали. Жены, матери, дети и старцы с нетерпением ожидали своих. – Гонец привез весть, что потери огромные. – Они вышли навстречу князю и дружине, зная, что за ними следует великое множество подвод с раненными и убитым Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. 12

http://pravmir.ru/tag/pominovenie-usopsh...

Церковь верует и исповедует, что Господь Иисус был распят и умер на Кресте. Господь почил сном Великой Субботы. «Смерть Твою, Господи, возвещаем и воскресение Твое исповедуем», – говорится в древних литургиях Церкви. Секулярность, даже верующая религиозная христианская секулярность – здесь достаточно вспомнить теологический манифест Джанни Ваттимо Credo di Credere (1996) – вслед за Ницше постулирует смерть Бога на Кресте и, в странном герменевтическом кульбите игнорируя Воскресение, останавливается на Великой Субботе. Таким образом, Великая Суббота предстает как матрица самоупразднения Бога и первоисточник секуляризации. Церковь говорит о том, что смертный покой Господа был недолгим. Согласно свидетельству Послания апостола Петра и текстам древних символов веры, смертный покой Господа в Великую Субботу не был самоупразднением, но временем Его домостроительной, то есть экономической, деятельной неутомимости. «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Петр. 3:18-19). Наконец, богословие Великой Субботы есть провозвестие свободы. Не философской свободы – как способности выбирать между добром и злом, но библейской и новозаветной свободы во Христе, понимаемой как способность любить и совершать только добро. Другой пророк безоговорочной секулярности, отец всех неверующих Жан-Поль Сартр (1905-1980) в 1943 году провозгласил, что «ад – это другие» . Ведь человек, по мысли Сартра, есть абсолютная самоутверждающаяся свобода. Но таких (других по отношению друг ко другу) свобод так же много, как много людей… Уснув сном Великой Субботы, Господь Иисус свободным сошел во ад. Так, свобода бесконечного следования только добру Господа Иисуса – этого единственного исторического Само-Откровения Бога – вышла навстречу небытию, упраздняя таким образом вечную само-изоляцию человека, которая когда-то началась в Раю и в своем трагическом самоутверждении за счет других более не могла остановиться.

http://bogoslov.ru/article/6027579

Бальтазар настаивает на том, что мы должны воспринять со всей серьезностью солидарность Христа с мертвыми и признать, что Он после смерти пребывал в шеоле, который не был освещен «светом спасения», так как Он Сам «заместительно отказался» от этого света, чтобы быть способным даровать его другим (С. 151). Сошествие во ад есть пребывание во тьме смерти,  предельная точка кенозиса Слова Божьего, Его вторая, или душевная, смерть. Событие Великой субботы имеет крайне важное сотериологические измерение. Христос, приняв за всех полноту наказания за грех, делает возможным спасение для всех умерших, живших «как до, так и после [Его] явления» (С. 156). Христос «внутренне претерпел смерть» и через это «лишил смерть власти, сделав ее для Себя и для всех “прошлым”» (С. 133). Но Христос является не только Спасителем, но и Судьей. Христос, реально прошедший опыт ада и возвышенный в Воскресении Отцом (С. 176-177), имеет ключи ада и может «выносить решение о вечном спасении и проклятии человека» (С. 156). « Я был мёртв, и вот Я жив во веки веков, и имею ключи смерти и ада»(Откр. 1:18), –говорит о Себе Христос. Бальтазар завершает рассуждение о Великой субботе словами Григория Богослова: «Если [Христос] сходит во ад, [то и] ты сойди с Ним. Познай также [находящиеся] там Христовы тайны» (Orat. 45, 24). Бальтазар предполагает, что этот призыв Григория сойти во ад со Христом необходимо понимать как предложение не сопроводить Христа, поскольку шеол есть место совершенного одиночества, но разделить с Ним это одиночество. Мы должны «быть мертвыми вместе с мертвым Богом» (С. 162). Колоссальная разница между подходом Бальтазара к догмату о сошествии во ад и тем подходом, который отражен в Предании Церкви, как Римо-Католической, так и Православной, не может не броситься в глаза тому, кто хоть немного знаком с традиционным пониманием этого догмата. Если Церковь всегда видела в событиях Великой субботы активное действие Христа, заключающееся в триумфальной победе над адом, разрушение и наполнение ада сиянием Божественной славы, то в концепции Бальтазара Христос предстает как страждущий пленник мрака и одиночества шеола. Но дает ли это нам основание считать, что Бальтазар совершил разрыв с Церковным Преданием или же, переосмыслив  догмат о сошествии во ад, он всего лишь показал, так сказать, его обратную сторону?

http://bogoslov.ru/article/4474057

Образ шеола () Центральным событием Великой Субботы, безусловно, является Сошествие Господа Иисуса Христа во ад/шеол, поэтому неудивительно, что тема шеола в рассматриваемой нами гомилии мар Иакова одна из ключевых. Впрочем, Сошествие во ад рассматривалось сирийскими отцами как незаурядное событие и вне размышлений о Великой Субботе, поскольку оно является непосредственной частью домостроительства нашего спасения. Как замечает исследователь Роберт Мюррей, «одной из самых богатых символических тем раннего сирийского христианства, перешедшей в совокупности на весь христианский мир, была драма Сошествия Христа во ад» . Для того чтобы понять, как именно представлял себе шеол мар Иаков, необходимо в первую очередь рассмотреть разнообразные наименования, которые ему присваивает автор: город смерти ( ), селение мёртвых ( ), страна смерти ( ), дом мёртвых ( ), плен (), а также имплицитно — могила () . Само сошествие в шеол мар Иаков представляет как разрушение города, неприступные стены которого сокрушаются голосом Богочеловека. Христос сокрушает этот город, ломает его внешние () и внутренние () стены, а затем выводит всех пленников на свободу. Особый акцент на неприступности стен города смерти и упразднении последнего наводит на мысль о параллели между разрушением шеола Господом Иисусом Христом и взятием Иерихона Иисусом Навином (Нав. 6:1–19). Данная параллель не нова для сирийской богословско-экзегетической мысли и встречается ранее, например, у прп. Ефрема Сирина . Как и у любой страны, в шеоле Иакова Саругского есть свои собственные законы и правила «пересечения границы». Мар Иаков отмечает, что внутрь страны смерти может попасть только одна душа, то есть пропуск в неё есть не что иное, как печать смерти. Ничто живое в шеол не войдёт. Поскольку Господь Иисус Христос, будучи хоть и вторым, но всё же безгрешным Адамом, собирается попасть в совершенно чуждую для Себя страну, Он намеренно принимает образ мёртвых , в каком-то смысле обманывая и в то же время соблюдая законы этой страны. Говоря о принимаемом Христом образе, мар Иаков употребляет заимствованное из персидского слово (), обозначающее «цвет» или «облик». Похожую формулировку мы встречаем и у прп. Ефрема Сирина, который, в свою очередь, употребляет заимствованное из греческого слово (τπος). Приводимое ниже сопоставление отрывков из гимнографии прп. Ефрема Сирина и мар Иакова служит прекрасной иллюстрацией уже упомянутой мысли проф. Себастьяна Брока об особом значении символа и образа для христологии и экзегезы Иакова Саругского.

http://bogoslov.ru/article/6172491

Описывается сокрушение ада и сатаны, причем, видимо, это разные фигуры, т.е. имеет место некая персонификация, олицетворение ада, чего-то отдельного, и отдельно еще говорится о победе над сатаной. Такой прием, как олицетворение, часто фигурирует в церковной культуре. Вспомним, например, некоторые иконы Крещения Господня, где в водах Иордана, как сквозь темное стекло, видно человеческую фигуру – это олицетворение Иордана. И в богослужении мы будем встречать олицетворение, там есть тексты, в которых говорится: «Днесь ад, стеня, вопиет...» – сегодня ад со стоном говорит, и жалуется, и плачет. В уста ада влагаются некоторые слова, и основано все это на Евангелии от Никодима. Итак, утреня Великой Субботы: двупсалмие, шестопсалмие, великая ектения. Но далее уже поется Бог Господь, и в замене постного Аллилуйя наБог Господь можно увидеть уже знамение нового в богослужении, явление чего-то ранее не бывшего, приближение к Воскресению. За песнопением Бог Господь следуют три тропаря. Два из них, первый и последний, нам знакомы, это Благообразный Иосиф и на И ныне – Мироносицам женам. Все это было на вечерне. Но между ними на Славувставляется тропарь Великой Субботы: «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества, егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе!» Что это такое? Это воскресный тропарь второго гласа. Воскресных тропарей существует восемь, но из них выбран тот, который больше других говорит о сошествии во ад. Но подумаем о другом: все-таки этот тропарь воскресный! На вечерне его не было, а на утрени он уже добавляется; ведь на утрени всегда полнее и глубже раскрывается празднуемое событие. На вечерне уже появлялись воскресные, победные тексты, а на утрени они являются в еще большей степени, и вот уже звучит воскресный тропарь. Нам открывается, что суббота неотторжима от воскресенья, любая суббота года чрезвычайно тесно связана с воскресеньем. Корень этого – в богослужении Великой и Лазаревой Суббот, которые во многом являются богослужениями воскресными. Ветхозаветный седьмой день и новозаветный седьмой день как бы соединяются в субботе, являя нам и покой, и смерть, и воскресенье, и это единство нужно обязательно чувствовать. Ни в коем случае не отменяется исключительное значение воскресенья, и ни в коем случае не исчезает особенный акцент субботы, но они постоянно будут сталкиваться и научать нас чему-то такому, что трудно выразить в конкретных словах, но можно опытно узнать, участвуя в богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010