Я-то, воспитанная советской школой, всегда была уверена, что человек рожден для счастья, как птица для полета. И Церковь меня в этом только утвердила. Может, потому, что я впервые вошла в нее в Пасхальную ночь? До этого я никогда не заходила в храм во время службы - там люди молятся, а я что, глазеть на них приду, как в зоопарк? А тут как-то само вышло: подруга затащила, за компанию. Народу битком, все со свечками в руках, свет притушен, где-то впереди что-то происходит, но из-за голов ничего не разобрать... Подруга куда-то нырнула, вынырнула с двумя свечами, одну дала мне. И тут, словно по команде, все вдруг затихло, и откуда-то еле слышно донеслось: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех...» И побежали по толпе огоньки - от свечки к свечке, и поплыли из глубины на нас хоругви, двинулся крестный ход - и я за ним. Кто-то протянул мне горящую свечку, я зажгла от нее свою и вдруг почувствовала: это мой дом, и никуда я больше из него не уйду. Такого абсолютного счастья я никогда не испытывала. И ни одного сурового лица вокруг. И все поют. Просто от радости. Через неделю я крестилась. А много лет спустя наткнулась в дневниках отца Александра Шмемана практически на то же переживание: «Некоторые вещи (дни, минуты) я не вспоминаю, а помню, как если бы они сами жили во мне. В эти минуты дана была некая абсолютная радость. Радость ни о чем, радость оттуда, радость Божьего присутствия и прикосновения к душе. И опыт этого прикосновения, этой радости потом определяет ход, направление мысли, отношение к жизни и т. д. Например, та Великая Суббота, когда перед тем как идти в церковь, я вышел на балкон и проезжающий внизу автомобиль ослепляющее сверкнул стеклом, в которое ударило солнце. Все, что я всегда ощущал и узнавал в Великой Субботе, а через нее - в самой сущности христианства, вспыхнуло, озарило, явилось в то мгновение. Вечная жизнь - это не то, что начинается после временной жизни, а вечное присутствие всего в цельности. Все христианство - это благодатная память , реально побеждающая раздробленность времени, опыт вечности сейчас и здесь».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

И понеже убо первый дней неделя заключает яко воскресна, первая сущи, и осмая, и конечная, изрядно соделающе второму дню, рекше, понедельнику, первую уставиша песнь. Абие же третиему дню, рекше, вторнику, песнь вторую. Четвертому, рекше, среде третию. Пятому четвертую, еже есть, четвертку. И шестому дню, рекше, пятку, пятую песнь. Шестую же субботе, яве убо и седмую, и прочыя две, осмую и девятую, яже общно вси дни яко истиннейшя имут. Якоже убо Божественный косма, в велицей субботе положи четверопеснец, тамо сотворив: аще и послежде премудрейший царь Лев 3 , повелев в совершение канон епископом Идрунским, монаха Марка, содела. И поскольку первый из дней, День Господень, как воскресный, заключает седмицу, будучи и первым, и восьмым, конечным, то для второго дня, понедельника, назначили они преискусно сложенную первую песнь, и таким же образом для третьего дня, вторника, песнь вторую, для четвертого, среды, – третью, для пятого, четверга, – четвертую и для шестого, пятницы, – пятую. А для седьмого, субботы – понятно, седьмую и еще шестую с прочими двумя, восьмой и девятой, которые, как главнейшие песни, и во всех остальных днях имеются. Это и божественный Косма установил для Великой субботы, введя туда четверопеснец, хотя позже епископ Идруитский Марк Монах, по распоряжению премудрейшего царя Льва 3 , тот канон довершил. Потребовательне же, Триодь 4 именуется, ни бо присно трипеснец имать: ибо всесовершенна правила предлагает. но мню от множайшаго именование прияти: или еже великия ради седмицы, якоже речено бысть прежде бывша. Мысль убо Святым нашым отцем, книгою триодию всею, вкратце все елико о нас Божия Благодеяния изначала воспомянути, и на воспоминание всем изложити: како от него создани быхом, и от пищи райския изгнахомся, и данную нам ко обучению заповедь отвергше, и отвержени быхом завистию первозлобника змия и врага, низложеннаго за гордость. И како пребывахом отвержени от благих, и от диавола водими. Како же Сын и слово Божие милосердием своим пострадав, преклонив небеса сниде, и в Деву вселися, и нас ради бысть Человек, и по нему жительством на небеса восхождение показа, рекше, смирением предводительно и постом и отвержением злых, и прочими его деянии. Како же пострада и вскресе, и на Небеса взыде паки, и Духа Святаго низпосла Святым своим учеником, и Апостолом, и како Сын Божий, и Бог совершенный, от сих всех проповедася. Что же паки божественнии апостоли, благодатию Пресвятаго Духа содействоваша, яко от конец Святых всех вкупе собраша проповедию, наполняюще вышний мир 5 : еже и мысль бяше изначала создавшему.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

Обратите внимание, что это воскресный тропарь 2 гласа. Да, выбран он потому что больше других говорит о сошествии во ад. Но все-таки этот воскресный тропарь! Это означает, что суббота тесно связана с воскресеньем. Вспомните тут еще субботу Лазаря! Ветхозаветный седьмой день и новозаветный седьмой день как бы соединяются в субботе, являя нам и покой, и смерть, и воскресенье: “Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет; Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими, и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе, и вопиюще песнь: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя”. Господь приходит “датися в снедь верным”, в пищу верным, и бесплотные Ангелы закрывают от ужаса лицо, они не могут смотреть на эту тайну, а мы вкушаем Тело и Кровь Господню. Этот текст, который звучит на службе раз в году, является ключом к пониманию Великой Субботы. Это день покоя и тишины — день, когда мы уже знаем о победе, хотя она еще не явилась в полной мере и мы все замираем в ожидании… А что происходит у нас обычно в это время? – Прежняя суета еще более усиливается. Кто-то затевает генеральную уборку, готовит пищу на разговение, все идут освящать куличи и всякого рода снеди! А ведь это противоречит не только духу, но и букве Великой Субботы. Давайте разбираться… «Освящение» куличей Обращаю внимание на то, что в храме в конце пасхальной службы освящается пасхальный Артос (хлеб), с которым затем всю седмицу совершаются процессия обхождения храма, а в субботу его раздают всем прихожанам. Что это за действа и что они означают, мы обсудим в своем месте, а пока лишь скажем, что кулич, который все пекут дома к Пасхе – это тоже артос, но только домашней церкви. Зачем его приносят в субботу освящать для меня загадка. Есть конечно, свои предположения… Но дело в том, что священник над ним не читает молитвы, как и на храмовый Артос, и вообще не читает над ним никакой молитвы. На это нет никаких указаний в Уставе. Напротив, можно найти такое указание священнику: «Хотя у православных христиан есть обычай в домах приготовлять хлеб (кулич), как бы домашний артос, и приносить его в первый день Пасхи в притвор храма для освящения, вместе с сыром и яйцами, но чтение особой молитвы собственно для освящения хлебов, приносимых в первый день Пасхи, не положено».

http://azbyka.ru/video/16-velikaja-subbo...

Этими смыслами наполнена сегодняшняя суббота — преблагословенная Великая Суббота. И да поможет нам Господь укрепиться в вере. Да поможет нам Господь осознать ту великую милость, которую Он принес роду человеческому. И да поможет нам Господь встать на путь истины, избегая греха, преодолевая соблазны и устремляясь к Нему — Источнику жизни вечной. Всеми этими мыслями мы должны особенно проникнуться в святой день Великой Субботы. Ведь мы не чужие, а свои Богу, как сказал Господь, — свои через таинство Крещения, через принятие Его Тела и Крови. А что может сделать нас чужими? Только наше личное предательство, отречение от Бога, неисполнение Его заповедей, шествие не по тому пути, который Он нам указал, а по пути, который указывает нам лукавый враг рода человеческого. Вступая в таинство Святой Пасхи, будем просить Господа, чтобы Он дал нам силу благодатную преодолевать соблазны и искушения, все то, что мешает делу нашего спасения. Будем просить Господа, чтобы через Его смерть и Воскресение нам была дарована благодать, ведущая ко спасению. И верим, что Господь слышит нашу молитву, если эта молитва проистекает от чистого сердца и сопровождается искренним исповеданием наших прегрешений. Всех вас, мои дорогие, сердечно приветствую с вхождением в великий и светозарный праздник Святой Пасхи! А для того чтобы Пасха Христова не была омрачена, мы этот день должны провести разумно. Нужно стараться не вовлекать себя в повседневную суету настолько, чтобы устать, утомиться, может быть, даже озлобиться. Бывает так, и я был свидетелем, как православные люди в Великую Субботу ругаются. Устали: и то нужно сделать, и другое, и третье; вот и забывают о Великой Субботе, забывают о призыве «да молчит всяка плоть человеча» и вступают в распри. Поэтому мое предпасхальное пожелание к каждому — сегодня особенно хранить себя, свой внутренний мир, свои мысли, избегать слов пустых, ненужных, тем более несущих другим что-то нехорошее. И да поможет нам Господь с чистым сердцем и с очищенной покаянием совестью войти в радость Его Пресветлого Воскресения! Аминь.

http://pravoslavie.ru/153156.html

Вальсамон . Святое крещение есть образ погребения и воскресения Господа, почему и узаконено совершать крещения в великую субботу как посредствующую между погребением Господним и воскресением. Итак, желающие просветиться в великую субботу должны во всю четыредесятницу предочищаться постом и подвигом. А если кто после второй седмицы придет с тем, чтобы принять оглашение и в пасху креститься, не должен быть принят, как не постившийся в течение целой четыредесятницы, и в это время не должен быть принят по таковой причине; а после этого, если приготовится по правилам, должен быть крещен; ибо выражение: « не должно принимати » – не следует понимать без ограничения, но о великой субботе. Славянская кормчая . 44. Не подобает первую неделю великого поста приимати на просвещение. Умни бо суть приступающе от начала поститися. Толкование . Правило се дващи можется разумети; или яко по двою неделю святого и великого поста приходяще к вере и поститися наченше, не сподобятся крещения в великую субботу, якоже от начатка святого поста воздержание показавше, и довольно постившеся. Или яко аще прежде великого поста приступивше нецыи к вере, и начаша поститися, и потом прежде даже не сподобитися им святого крещения, наста великий пост, не ожидают великие субботы крещения ради, якоже от начала великого поста поститися наченше: но прежде скончания 2е недели поста, скончавше реченый им пост, да сподобятся святого крещения. Аще же дотоле не докончаша постящеся, по скончании 2е недели поста, не подобает им креститися: но да ожидают и тии хотящих креститися в великую субботу, яко тии токмо прияти суть, от начала великого поста постившеся, якоже се тех воздержанию сущу совершену и не постыдну. Книга правил . Правило сие относится к крещению возрастных, которое, по древнему обычаю, совершалось в великую субботу. Кто сначала четыредесятницы, или по крайней мере в течении 2х первых недель ее, не изъявил решительного желания принять крещение, и не начал готовиться: того правило не позволяет принимать к крещению в сию четыредесятницу, а ожидать дальнейшего усмотрения его усердия в вере.

http://azbyka.ru/pravo/laodikijskij-sobo...

И вот мы трепетно будем ждать того мгновения, когда сегодня ночью и до нас дойдет эта победоносная весть, когда мы услышим на земле то, что в преисподней гремело, то, что в небеса пожаром поднялось, услышим это мы и увидим сияние Воскресшего Христа… Вот почему так тиха литургия этой Великой Субботы и почему, еще до того как мы воспоем, в свою очередь, «Христос воскресе», мы читаем Евангелие о Воскресении Христовом. Он одержал Свою победу, все сделано: остается только нам лицезреть чудо и вместе со всей тварью войти в это торжество, в эту радость, в это преображение мира… Слава Богу! Слава Богу за Крест; слава Богу за смерть Христа, за Богооставленность Его; слава Богу за то, что смерть уже не конец, а только сон, успение… Слава Богу за то, что нет больше преград ни между людьми, ни между нами и Богом! Его Крестом, Его любовью, Его смертью, сошествием во ад и Воскресением и Вознесением, которого мы будем ждать с такой надеждой и радостью, и даром Святого Духа, Который живет и дышит в Церкви, все совершено – остается нам только принять то, что дано, и жить тем, что нам от Бога даровано! Аминь. Вы прочитали материал Великая Суббота. Последний день перед Пасхой. Читать также о Великой Субботе: Видео о Великой Субботе: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно 380 673 Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 21 марта, 2024 20 марта, 2024 18 апреля, 2009 3 мая, 2013 13 апреля, 2012 7 апреля, 2024 1 апреля, 2024 24 марта, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2024 20 марта, 2024 18 апреля, 2009 3 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-posle...

В Великую Субботу происходит одно из главных чудес Православной Церкви: схождение Благодатного огня. Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения. По окончании Литургии поется Пасхальный тропарь: близится начало праздника Пасхи. Благословляются хлебы и вино, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц. В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых. В Великую Субботу Святейший Патриарх посещает ряд московских храмов. Митрополит Сурожский Антоний (1914-2003) ЛИТУРГИЯ ВЕЛИКОЙ СУББОТЫ. Бывает, что после долгой, мучительной болезни умирает человек; и гроб его стоит в церкви, и, взирая на него, мы проникаемся таким чувством покоя и радости: прошли мучительные дни, прошло страдание, прошел предсмертный ужас, прошло постепенное удаление от ближних, когда час за часом человек чувствует, что он уходит и что остаются за ним на земле любимые. А в смерти Христовой прошло и еще самое страшное то мгновение Богооставленности, которое заставило Его в ужасе воскликнуть: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?.. Бывает, стоим мы у постели только что умершего человека, и в комнате чувствуется, будто воцарился уже не земной мир мир вечный, тот мир, о котором Христос сказал, что Он оставляет Свой мир, такой мир, какого земля не дает... И так мы стоим у гроба Господня. Прошли страшные страстные дни и часы; плотью, которой страдал Христос, Он теперь почил; душою, сияющей славой Божества, Он сошел во ад и тьму его рассеял, и положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра. Действительно, мы находимся в тишине преблагословенной субботы, когда Господь почил от трудов Своих.

http://patriarchia.ru/db/text/619845.htm...

Потому что Пасха – это свет и уверение в жизни будущего века, слава Царствия Божьего, которое стало воочию зримо, ощутимо, проповедано Святой Церковью. Потому что Воскресение – это уже не мифы, которые тысячелетиями проповедовало язычество. Воскресение – явно, и апостол так и говорит: мы не проповедуем сочиненные баснотворцами сказки, а говорим о фактах, которые сами видели и сами ощущали – что Христос умер и Христос воскрес. Это стало основой, зерном проповеди, которая потом пошла по всему миру после Воскресения Христова. Ученики Его даже боялись что-то добавлять к этому. Потому что прилагать к этому факту что-то человеческое – невозможно. Именно это и было заповедано апостолам: идите, проповедуйте, говорите, что вы видели, чему были свидетелями – Я умер и Я воскрес. Так Христос исполнил все чаяния и заветы. «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь».  Читайте также: Протоиерей Георгий Бреев о Великом понедельнике (Видео) Протоиерей Георгий Бреев о Великом Вторнике (+ Видео) Протоиерей Георгий Бреев о Великой Среде (+ Видео) Протоиерей Георгий Бреев о Великом Четверге (+ Видео) Протоиерей Георгий Бреев о Великой Пятнице (+Видео) Протоиерей Георгий Бреев о Великой Субботе (+Видео) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 23 апреля, 2023 17 апреля, 2023 16 апреля, 2023 16 апреля, 2023 15 апреля, 2023 15 апреля, 2023 15 апреля, 2023 13 апреля, 2023 30 апреля, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-bre...

Другая женская роль – несчастная Ванда. В фильме потрясающая сцена самоубийства, такая сильная и одновременно такая сдержанная. Так просто и так страшно, так пусто сразу. Кадр из фильма «Ида» Наталья: Я еще раз убедилась, что польское кино прекрасно. Как они это делают, я не знаю. Самое ценное, когда кино поворачивает человека к самому себе, заставляет посмотреть на себя со стороны. Поэтому я понимаю Иду и понимаю, через что она проходит прежде, чем возвратиться в монастырь. Протоиерей Алексий Уминский: Там нет пока возвращения к Богу. Этот путь Иды в конце фильма сделан, как роуд-муви –дорога, длинный путь, мелькающие кадры. Очевидно, что Ида что-то потеряла, но пока еще не нашла. И в конце она идет искать. Да, она идет в монастырь, но готового решения у нее нет. Когда она должна была принять монашеский обет, она действительно не понимала, что это такое, и, скорее всего, никто из этих девочек-послушниц, которые рядом с ней, не понимали. Они сироты, они попадают в этом мир, как царевич Гаутама – из-за ограды. Ксения Лученко: Там есть потрясающий диалог: «а потом?». Именно из-за этого «а что потом?» она и ушла. Вообще, про этот фильм очень трудно говорить, потому что он обо всем, это целый космос. И при этом очень мало слов, диалогов, фильм очень тихий. Вопрос: Но ведь трудно представить, чтобы в советской Польше главным прокурором была еврейка? Лидия Чаковская: Антисемитизм в Польше – самый страшный антисемитизм в Европе. Он страшен тем, что, во-первых, евреев там уничтожили практически всех (как мы видим на примере кладбища, в которое героини пролезают через какую-то дырку, потому что оно заброшено). Во-вторых, когда война закончилась, в 1946 году случился погром в Кельце – совершенно беспрецедентная история, когда добивали остатки тех евреев, которые ещё были в Польше. После этого евреи, как только появилась возможность, в 1948 году массово уехали в Израиль. Поэтому действительно ситуация, когда героиня-еврейка смогла стать главным прокурором – странная. Но она же была героем войны, членом партии, поэтому для неё стало возможным занять такую должность.

http://pravmir.ru/ida-film-o-velikoy-sub...

Если мама прочитает хотя бы что-то из службы Великого Понедельника, ее мысли весь день будут направлены по определённому пути В понедельник, как обычно, дети идут в школу. Загружать их и без того ранний и тяжёлый учебный день еще и специальными службами не стоит. А вот мама вполне может прочитать хотя бы что-то из утрени или вечерни Великого Понедельника. Это может занять не более десяти-пятнадцати минут, зато мысли на весь день будут направлены по определённому пути. Вернувшись из школы, старшие дети вместе с младшими приводят в порядок свои «зоны ответственности» – игрушки, парты, ящики. Чтобы сохранить порядок до Пасхи, малыши с этого дня могут выбрать только три игрушки на целый день, ни во что другое играть уже нельзя – ни в железную дорогу на всю детскую комнату, ни в кубики, ни в лего. Такое ограничение в эти несколько дней помогает и выделить это время как совершенно особенное, и будет развивать фантазию у наших избалованных обилием игрушек деток, и позволит несравненно меньше времени тратить на ежедневную уборку во все оставшиеся до Пасхи дни. В понедельник мы заканчиваем делать украшения и поделки к Пасхе. Это могут быть деревянные яички, подставки для них, легкие яички-подвески для пасхального дерева, самодельные открытки, пасхальные надписи и рисунки для украшения дома, слова «Христос Воскресе» и буквы «ХВ» для домашних икон, расписные коробки для освящения яиц в Великую Субботу – в общем, это последний день для всякого рода поделок. Укладывая детей спать, читаем им те книги, в которых рассказывается о Страстной седмице Во время вечерней молитвы читаем и поем что-то из службы Великого повечерия , и таким образом заканчиваем день. Укладывая детей спать, читаем им Шмелева, Никифорова-Волгина, Клавдию Лукашевич, другие детские книги, в которых рассказывается о Страстной седмице.      Великий Вторник Также как и в понедельник, дети идут в школу, папа – на работу. Сегодня убираемся во всем доме. Также именно сегодня можно подготовить одежду на пасхальную службу: что-то нужно постирать, что-то догладить. Таким образом, сокращаем количество дел на предпасхальные дни. Вместе с младшими детьми идем встречать старших из школы, и все вместе отправляемся на небольшую прогулку в лес. Ищем самую красивую веточку. Дома эту веточку ставим в вазочку на подоконник. Все эти дни наши дети – дикие городские жители – будут наблюдать, как на нашем подоконнике, на веточке созревают и распускаются почки, а к Великой Субботе должны появиться маленькие липкие листики. Это и будет наше «пасхальное дерево» – на эту веточку мы повесим легкие яички из папье-маше, пенопласта, ткани.

http://pravoslavie.ru/78436.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010