Великая Суббота — день высочайшей тайны: Спаситель, будучи во гробе плотски, находился в раю душой и одновременно сошел во ад Своей божественной природой, разрушил его твердыню и освободил узников. Протоиерей Георгий Бреев  рассказывает о событиях Великой Субботы . Великая Суббота изначально обозначена как день покоя. Еще когда Бог творил мир, седьмой день был для Него днем покоя. Конечный результат чаяния всех верующих людей – это обрести покой, стать наследниками вечного покоя, который символизирует собой жизнь вечную, безболезненную, несопричастную тлению, греху, смерти. И Великая суббота открывает этот покой. В Церкви это считается день высочайшей тайны: Спаситель, будучи во гробе плотски, находился в раю душой и одновременно сошел во ад Своей божественной природой, разрушил его твердыню и освободил узников. Существует два канона иконы Воскресения Христова. На одном изображается Христос воскресший и ангелы около Него. На другом – Христос выводит из ада Адама и Еву. Эта икона очень сильная. Христос разрушил твердыню ада и вывел праотцев, всех праведников и всех людей, которые услышали проповедь Иоанна Предтечи. «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» – восклицает апостол Павел. Поэтому Великая суббота – поистине высочайший день – таинственный, глубочайше неизмеримый, день, когда Господь вошел в свою славу. Всемогущим Богом Он разрушил тот ад, шеол, который наследовали даже праведники, от первого человека до последнего. Великая суббота для нас – это день, в который Церковь говорит: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным». Предстоят Ему ангелы и херувимы, которые закрывают лица, зря это Божественное таинство. Это день навевает какой-то особый духовный внутренний мир, как будто все отошло, страдания прекратились. Обретается даже в природе какое-то предчувствие… В Великую субботу освящают пасхи и куличи, многие причащаются и уже готовятся к самому дню Пасхи. К Великой Субботе приуготовляется Плащаница – она выносится на середину храма, в пятницу вечером обходят с ней вокруг храма, совершают чин Погребения, и целый день в субботу люди прикладываются к Плащанице, радуются этому таинственному торжеству.

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-bre...

Великая Суббота. День, когда я чувствую себя любимым Я предчувствую ночь и верю, что после смерти не буду оставлен одиноким 27 апреля, 2019 Я предчувствую ночь и верю, что после смерти не буду оставлен одиноким Каждый год я пишу что-то о Великой Субботе. Этот день в году мне как-то ближе остальных: по настрою и смыслу, по самоощущению, по восприятию окружающего мира. В Великой Субботе я нахожу объяснение и своему существованию. Поэтическое объяснение, не рациональное. Сергей Маляров Про распятие и смерть Христа мы знаем многое: евангелисты описали достаточно подробно то, что происходило в эти дни. Богословы, ученые и христианские писатели исследовали множество исторических аспектов и привнесли в это знание массу деталей. Так что мы можем более или менее полноценно представить то, что происходило в дни страданий. Чуть меньше, но все же достаточно много, мы знаем о Пасхе, о Воскресении Христа на третий день. Но вот про второй день известно не слишком много, сосуд будто специально оставлен пустым для того, чтобы каждый из нас мог наполнить его каким-то собственным смыслом. Всю Страстную в Церкви читались и пелись сильные и глубокие тексты. В субботу же, на мой взгляд, гимнография — наиболее глубокая и сконцентрированная на потустороннем. Христос сошел в ад. Мы не знаем и не можем узнать, как именно это происходило. Бог умер на кресте и лежит в пустыне, среди камней, скрытый в расщелине того мира, который Он создал словом Своим. Ближайшие ученики спрятали Его под спудом земным, словно стараясь сохранить. Подобно тому, как Он сохранил в древности народ Свой волнами моря, спасая от погони, даря им радость Пасхи. И вот народ Его скрывает Его Самого, сохраняя от гонителей, хотя всякая погоня уже бессмысленна: Его никто не смог уберечь от смерти. Смерть для разумного существа кажется противоестественной. И все же она вплетена в жизнь, и сплетение это настолько плотно, что распутать его не под силу никому. Для каждого из нас умирать — дико. Кажется, что этого не может случиться ни со мной, ни с теми, кто окружает и составляет мой мир. Вероятность смерти меня и всех любимых мною людей — абсолютна, но каждый раз, встречаясь с ней, я удивляюсь так, будто этого-то как раз вообще и не должно было случиться. Человеческая рациональность не может ужиться с возможностью такого нерационального и бессмысленного сценария. Однако эта бессмысленность вплетена в мою суть и имеет такие же права, как и жизнь. Смысл Великой Субботы — парадоксален. Бессмертный Бог умер. Безграничный Творец закрыт в пещере. Создатель Млечного пути, всех звезд, бесконечности галактик, Создатель принципов этого мира, устроенного бесконечно мудро, — убит.

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-den-k...

«Ида» – фильм о Великой субботе? Все участники разговора признавались, что фильм настолько их ошеломил, что начинать обсуждение сразу было невозможно 23 февраля, 2015 Все участники разговора признавались, что фильм настолько их ошеломил, что начинать обсуждение сразу было невозможно В киноклубе при храме Живоначальной Троицы в Хохлах состоялся просмотр и обсуждение польского фильма «Ида». 22 февраля фильм получил «Оскар». На премию «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм» в этом году номинирован не только «Левиафан» Андрея Звягинцева , но и картина польского режиссёра Павла Павликовского «Ида» (и фильм получил «Оскар» — прим. ред.) – фильм года по версии Европейской киноакадемии. Этот фильм был неоднозначно встречен в Польше, потому что затрагивает болевые точки, оставшиеся чувствительными со времён войны. Действие «Иды» происходит в 60-е годы, главная героиня – послушница католического монастыря. «Правмир» предлагает несколько мнений об этом фильме, прозвучавших в киноклубе при храме Живоначальной Троицы в Хохлах – это отзывы прихожан храма, гостей и настоятеля, протоиерея Алексия Уминского. После финальных титров в зале несколько минут стояла абсолютная тишина, потом все участники разговора признавались, что фильм настолько их ошеломил, что начинать обсуждение сразу было невозможно. Татьяна Хромова: Хочется отметить невероятную красоту кадра. Конечно, вспоминается старое черно-белое кино 60-х годов. Этот фильм, как хорошее стихотворение – очень чистый, в нем нет ничего случайного, каждая маленькая деталь на месте и что-то предвещает. Фильм очень чистый и целомудренный. О жестких, кровавых и страшных вещах заявляется не с гражданским пафосом, а говорится тихо, сдержанно и потому еще более сильно. Ида была послушницей, но она еще не готова к монашеству и сознательно отказывается от него, а вот вторую инициацию, инициацию миру, в который её вытолкнули, как котенка, она вынуждена пройти. И мы пытаемся понять, что происходит у неё в душе. У Иды совершенно непроницаемое лицо, только музыка подсказывает и показывает, что это чистая душа, не затронутая этим миром.

http://pravmir.ru/ida-film-o-velikoy-sub...

«Воскресни, Боже, суди земли…» Литургия Великой Субботы (+Аудио) В Церкви нужна реанимация наших душ, они все уже совсем светские, они о земном. Надо душу восстановить, чтобы мы почувствовали, как Господь нас спасает 19 апреля, 2014 В Церкви нужна реанимация наших душ, они все уже совсем светские, они о земном. Надо душу восстановить, чтобы мы почувствовали, как Господь нас спасает Протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Святой Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, в беседах с прихожанами говорит о глубине, смыслах богослужений и Евангельских чтений дней Страстной Седмицы. Беседа 19 из цикла «Богослужения Великого Поста»  Модули смысла …Дважды во время чтения паремий открываются Царские врата. И хор поет на клиросе, и хор поет в алтаре, и чтец поет – все поют песнопение: «Славно бо прославися: коня и всадника верже в море. Поим Господеви, славно бо прославися». Эта песнь является песней всех первых песней канонов. Во весь год в любой праздник канон поется, начиная с этого: «Поим Господеви, славно бо прославися». И вот, рядом с Мариам, стоит инокиня Кассия и вместе с отроковицами они поют «Поим Господеви, славно бо прославися». Тут важнейший смысл! У меня нет такого языка академического, научного, чтобы объяснить, что это — как бы некая некая модель, модуль. Как корабль когда строят, бревно-киль положат на песок, и потом всё к нему размеряют. Вот эти паримии и это пение «Поим Господеви, славно бо прославися» и «Отроки в пещ и » – модули, на которых весь мир сотворен, весь мир из этого и для этого и через это существует. И Господь пришел, —  и вот это всё мы воспеваем, слышим, радуемся. Протоиерей Сергий Правдолюбов Вы чувствуете мое полное бессилие передать то, что я ощущаю в конце своей жизни? Полное бессилие. Но я это вижу, чувствую. Я десять лет изучал форму канона. Десять лет искал, почему они такие взяли песни, а не другие. И вот ответ я нашел в Великой Субботе. Это смысл всего человечества, смысл жизни, смысл нашего существования. В каждом празднике это всё время переливается – то в одном, то в другом событии, но каждый раз это все связано с историей нашего спасения, которая нам раскрывает бесчисленные крас о ты спасения нашего, данного нам Господом.   Состояние понимания

http://pravmir.ru/voskresni-bozhe-sudi-z...

Зачем в Великую Субботу мы вспоминаем пророка Иону? Почему священники переодеваются из темных одежд в светлые? Где и когда начинается путь к Воскресению? Зачем в Великую Субботу мы вспоминаем пророка Иону? Почему священники переодеваются из темных одежд в светлые? Где и когда начинается путь к Воскресению? О Великой Субботе рассказывает иеромонах Димитрий (Першин) . Съемки осуществлены при поддержке благочинного Успенского округа города Москвы настоятеля храма Троицы Живоначальной в Троице-Лыково протоиерея Стефана Пристая. «Царствует ад, но не веченствует, — говорит нам Церковь словами этого канона. — Ибо Ты положил Себя во гробе, Державне». Смерть умерла, потому что Ты умер, но если Ты умер, значит, Ты соприкоснулся со смертью, но ведь Ты – Жизнь – значит, смерть умрет, значит, все мы воскреснем. И этим предожиданием Пасхи исполнена служба Великой Страстной Субботы, когда в Древней Церкви священники крестили оглашенных, а в церквях вспоминали те Ветхозаветные пророчества, которые говорили о Воскресении. Вот эти паремии Великой Субботы, куда входит много разных текстов из Ветхого Завета, в том числе удивительная книга пророка Иона, читаются в храмах. Г. Доре. Пророк Иона призывает ниневитян к покаянию Книга пророка Иона замечательна тем, что там пророк был послан провозвестить гибель города Ниневия, но, зная, что Бог милосерден, он не пошел, потому что решил: «Я пойду, скажу, что город погибнет, а он не погибнет. Как же так?» Но Господь его направил все-таки в этот город, и Иона проповедовал покаяние, народ начал каяться, а Иона очень хотел, чтобы произошло землетрясение и город погиб. Он забрался на близлежащий холм, чтобы увидеть, как город Ниневии будет стерт с лица Земли, а этого не происходит, и он страшно обиделся, надулся, а Господь его вразумил. Рядом с ним выросла тыква за одну ночь, и он очень обрадовался этому растению, спрятался под его листочками от палящего солнца, а потом, на другую ночь, это растение засохло, потому что червяк подгрыз его корни. Господь послал червячка, и Иона страшно обиделся, страшно расстроился, даже хотел жизнь свою оборвать в связи с этим.

http://pravmir.ru/ob-obizhenom-ione-i-mi...

Якщо Христос до пекла — спускайся з Ним ти 23 2022 р. 11:08 Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением. Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. Статья опубликована в апрельском номере «Журнала Московской Патриархии» ( 4, 2022 , PDF-bepcuя ). Проявление Божественного кенозиса Для оправдания своего отношения к Великой Субботе всего лишь как к времени ожидания Пасхи подчас используется неверно понятое богослужебное выражение «Господь Логика здесь примерно такова: «Отдыхает Он — отдохнем и мы». Некорректность данного отношения вполне отчетливо была отмечена протопресвитером Иоанном Мейендорфом: «Богословие искупления не будет ни полным, ни адекватным, если оно станет рассматривать смерть и воскресение Христа просто как два события мгновенные и раздельные. Подлинное значение таинства Пасхи открывается в литургическом " тридневии " — таинстве, являющем нам полноту человечества Христа, равно как и величие Божественной любви. Таким образом, вершина искупительного служения Иисуса Христа есть Его пребывание во гробе: тайна Великой Вспомним, что после телесной смерти Иисуса Христа на Голгофе Его искупительный подвиг продолжился — только за границей возможностей телесного зрения. А тот кенозис (Божественное самоуничижение), которым был ознаменован весь земной путь Спасителя, не только не сошел на нет, но даже усилился. Ведь вочеловечившийся Господь, пережив мучительный опыт умирания тела, душой отправился туда, где богооставленность присутствовала во всей своей угнетающей мощи. Сын Божий осуществил искупительное путешествие в глубины адовой тьмы, что требует от нас соответствующего отклика.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5919702...

Кто зажигает Благодатный огонь? Исторические детали и богословие обряда в 12 тезисах Архимандрит Феогност (Пушков) Кандидат богословия, заштатный клирик Луганской епархии УПЦ, автор многочисленных публикаций на богословские темы. Подпишитесь на наш Телеграм Приближается праздник Пасхи , и у православных христиан начнутся ежегодные споры о природе Благодатного огня (который на самом деле в иерусалимской традиции носит официальное название «Святой свет»). О его естественном происхождении говорилось уже много раз. Так в 1949 г. светило русской литургической науки Н. Д. Успенский прочел доклад «К истории обряда святого огня, совершаемого в Великую субботу в Иерусалиме» , а в 2019 г. сам настоятель храма Гроба Господня в Иерусалиме архиепископ Иерапольский Исидор (Факицас) дал интервью греческому церковному журналисту Деметросу Аликакосу, в котором честно сказал: «Это я зажигаю Святой свет» (необходимо включить русские субтитры). Несмотря на это, многие фанатично настаивают на сверхъестественном происхождении этого огня. Для тех, кто не может себе позволить чтение объемных научных исследований и просмотра многочасовых интервью, архимандрит Феогност (Пушков) в 12 тезисах излагает историю этого обряда и богословский смысл, а также объясняет, почему именно с точки зрения христианского богослужения Благодатный огонь не может и не должен быть сверхъестественным. 1. Традиция зажжения и благословения пасхального огня пришла из древности Зажжение и благословение пасхального огня (в вечер субботы — при начале Бдения Пасхи) является неотъемлемой чертой всех древних литургических обрядов Церкви. Своими корнями она восходит к иудейской традиции зажжения вечерней субботней свечи, что ознаменовало прекращение суток субботы, субботнего покоя и начало новой трудовой седмицы. Но поскольку речь идет о траурной Великой субботе («когда ото всех дел своих в гробнице опочил единородный Сын Божий», согласно тексту одной великосубботней византийской стихиры), то и обряду возжжения огня предшествовал день «строгого воздержания от использования огня». В восточных культурах знаками траура являются строгий пост, т. е. отказ от пищи, питья, секса и даже омовения; траурная одежда; отсутствие музыки, шуток и любого увеселения; погашенные очаги. Поэтому после «плача на погребение Христа» (на рассвете субботы) гасились все огни в храме (в иерусалимской традиции оставался только неугасимый свет лампады на самом ложе Гробницы). 2. Пасхальная часть бдения совершалась не с полуночи, а с заката солнца Великой субботы

http://blog.predanie.ru/article/kto-zazh...

«Пастухи уже в поле». Почему скорбеть в сочельник неуместно Пост в сочельник — предвкушение Рождества 6 января, 2022 Пост в сочельник — предвкушение Рождества В Рождественский сочельник постятся обычно даже те, кто весь Рождественский пост пропустил. Из-за этого да еще и из-за богослужебных особенностей (чтение Царских часов) этот день воспринимается покаянным и чуть ли не траурным, как Великая Пятница. Монахиня Елизавета (Сеньчукова) Хотя тематически он гораздо ближе к Великой Субботе — ведь как в ней звучит весть о Воскресении, так и в Навечерии Рождества мы уже празднуем приход Спасителя в мир. Что же касается поста, то никакого отношения к скорби, ни покаянной, ни какой-то еще, сам по себе он не имеет. Пост — это упражнение, способствующее «утишению» как плоти, так и души, а с точки зрения богословия, пожалуй, его можно рассмотреть как указание на Христово истощание — Его умаление до собственного творения, до маленького и слабого человека. Тогда да, тогда можно и с Великой Пятницей сравнить. Только скорбеть тут все же неуместно. И вот почему. Смерть Спасителя на Голгофе — следствие греха, греха первородного и греха конкретных людей, она бы не состоялась без падения наших прародителей. А вот Его воплощение — следствие Его милосердия и любви к нам — как и акт творения. Ведь и он, этот акт творения — это Его снисхождение к творению, находящемуся в тот момент в небытии, Его любовь к нему и призыв в бытие. И в этом нет ни одного мгновения скорби (как казалось философам-неоплатоникам — именно потому, что для них само творение — это унижение Нетварного, Высшего, нематериального). Это непреходящая радость дарованной нам жизни, хотя дальше будет и грехопадение, и смерть. В седальне канона Предпразднства Рождества читаем: «Небо мне показася днесь земля,/на ней бо раждается Творец/и в яслех восклонияется в Вифлееме Иудейстем./Со Ангелы поют пастырие непрестанно:/в Вышних слава, мир в мире;/видеша бо звезду, путешествующу с волхвы,/скоро же текуще принести дары, злато, смирну и ливан,/яко всех сущему Богу, и Царю вечному, и Зиждителю всяческих,/в вертепе за милосердие рождшемуся».

http://pravmir.ru/pastuhi-uzhe-v-pole-po...

Вселенская Суббота покоя – но впереди у нас много работы И рядом с почившими мы ожидаем Господа 26 мая, 2018 И рядом с почившими мы ожидаем Господа Что стало с заповедью о хранении субботы и почему именно накануне Пятидесятницы поминальная суббота – Вселенская, рассказывает инокиня Евгения (Сеньчукова). Инокиня Евгения (Сеньчукова) Откуда-то взялась в народном богословии идея, что заповедь о хранении субботы перешла в христианстве на воскресенье – хотя на самом деле суббота считается Церковью днем праздничным, в субботу, кроме Великой, запрещается пост, и даже в Великую Субботу он ослабляется. Воскресенье же – первый день недели на земле, освящающий предстоящие шесть дней, и восьмой – в вечности, свидетельствующий о наступлении последних времен – времени воцарения Царя царей и Господа господ. Отменено скрупулезное исполнение заповеди о субботнем покое, как и любой ветхозаветной заповеди, но это не значит, что сам покой тоже отменен. Напротив. Именно субботу Христос избирает временем многих Своих чудес, в том числе и наиболее великих – исцеление женщины, восемнадцать лет страдавшей от тяжкого недуга, буквально прижимающего ее к земле, слепорожденного, исцеление много лет лежавшего в параличе человека у Овчей купели, а если опираться на церковный устав – даже воскрешение Лазаря. И Сам Он лежал во гробе в субботу Всякий раз чудеса вызывают негодование у всегдашних оппонентов Спасителя – фарисеев. Формально придраться было не к чему – даже Синедрион, осуждая Его на смерть, вынужден прибегать к помощи лжесвидетелей, но и этого не хватало. Ведь исцеление возложением рук никак не может быть отнесено к запрещенной работе. Но сама активность Этого Человека казалась провокацией. А ведь все просто. Христос не просто не нарушал заповедь о субботе – Он ее исполнял в других. «Придите ко мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Вот Он и давал покой измученным и обремененным недугами, уставшим от этой тяжести земного бытия, полного трудов и скорбей. Открывал им глаза, поднимал их с одра болезни, даже возвращал к жизни. Само пришествие Его – суббота мира.

http://pravmir.ru/vselenskaya-subbota-po...

От переводчика Гомилии (или проповеди), безусловно, являются важным источником богословской мысли. Однако помимо этого они представляют собой значительный и не до конца оцененный исторический источник . Естественно, их использование в этом качестве связано с рядом ограничений, накладываемых жанром. К ним относится обилие общих мест – так называемых топосов: казалось бы – неинформативных риторических фигур, цитат, особенно библейских. Однако, с другой стороны, те же «ограничивающие моменты» можно использовать для получения исторической информации, прибегая, в частности, к методу библейских семантических ключей . Необходимо отрешиться от потребительского подхода и прямолинейного отношения к документу, а также от представлений о том, что богословский текст не может быть историческим источником. В ряде случаев он может дать бесценную информацию о тех или иных событиях, о политических взглядах автора, а также являться памятником истории общественного сознания. 17-я гомилия, произнесенная святым патриархом Фотием Константинопольским в 867 году, непосредственно связана с праздником Торжества Православия . Имя патриарха Фотия в научной среде традиционно соотносится с Мириобиблионом, или Библиотекой , с собиранием античного наследия. Справедливость требует признать подобную точку зрения односторонней : святой патриарх Фотий – самобытный и яркий писатель, глубокий богослов. Его перу принадлежит ряд таких шедевров, как «Амфилохий», «Мистагогия» – первое аргументированное опровержение западного учения о Filioque , трактаты против манихеев и, наконец, гомилии. В период патриаршества Фотия было окончательно сокрушено иконоборчество, интенсивно шло церковное строительство , совершилась миссия Константина к хазарам, произошло крещение болгар (865) , а также началась кирилло-мефодиевская миссия (862) . 17-я гомилия была произнесена в Святой Софии Константинопольской в присутствии царя Михаила и его соправителя кесаря Василия. Поскольку их совместное правление продолжалось с 26 мая 866 года по 24 сентября 867 года , а проповедь, судя по ее содержанию, относится к Великой субботе, то она была произнесена 29 марта 867 года , всего за несколько месяцев до первого низложения патриарха.

http://pravoslavie.ru/61321.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010