Но говорит ли оно, что в сем образе есть слишком печальные и страшные черты, что оно желало бы носить токмо приятные и радостные, а распятие воли предоставить Распятому за нас плотию, что из детской преданности Богу должно исключить Богом утвержденные права разума и свободы? Ведайте, что сии или подобные сим чувствования и желания суть хотя тихие и отдаленные отголоски оного вопля Иерусалимского против Иисуса: Возми, возми, распни Его (Ин.19:15), между подражателями и врагами распятого Иисуса нет среднего состояния. Иже несть со Мною , - говорит Он, - на Мя есть (Мф. 12:30). Должно взять один из двух жребиев непременно: или жребий Распятого, или жребий распинателей. Сам Распятый нашего ради спасения благодатью своею да дарует всем нам верою разумети Его, и силу воскресения Его и сообщение страстей Его подражанием, сообразуяся смерти Его (Флп.3:10) во умерщвлении воли своей и самопредании в волю Божию, да тако и мы достигнем в воскресение мертвых [Флп.3:11]. Аминь. Слово в Великий пяток, 1806 Слово в Великий пяток, 1813 Слово в Великий пяток, 1816 Слово в Великий пяток, 1817 Великая Пятница О Великой пятнице: евангелисты, Лев Великий, Косма Маюмский, Илия (Минятий), Симеон Метафраст, Филарет Московский, Феофан Затворник, Иннокентий Херсонский, Игнатий (Брянчанинов), Иоанн Кронштадтский, Лука Крымский, Николай Сербский, Иустин (Попович), Сергий Мечев, Антоний Сурожский, Александр Мень, Александр Геронимус, Борис Гладков, Аверкий (Таушев), Кассиан (Безобразов), Чарльз Додд, Мария Красовицкая, Постная Триодь. Читать книгу Великая Суббота О Великой субботе: Кассия Константинопольская, Косма Маюмский, Амфилохий Иконийский, Епифаний Кипрский, Фотий Константинопольский, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама, Феофан Затворник, Иннокентий Херсонский, Серафим (Звездинский), Антоний Сурожский, Александр Мень, Георгий Чистяков, Иоанн Мейендорф, Иларион (Алфеев), Александр Геронимус, Мария Красовицкая, Триодь Постная. Читать книгу Георгий Чистяков «Страстная неделя» В результате получается, будто в смерти Иисуса не виноват никто.

http://predanie.ru/tema/strastnaja-sedmi...

Анализ содержания памятника позволяет выделить в нем апокалиптический раздел, к-рый занимает первые 18 глав по изданию Рахмани. Далее следуют главы об устройстве храма, об избрании епископа и о хиротонии епископа, об обязанностях епископа, о совершении Евхаристии, об освящении елея для больных (см. ст. Елеосвящение ), об освящении воды (см. ст. Водоосвящение ), о чине утрени (славословии на заре), о чтениях из Свящ. Писания и проповеди, о тайноводственном учении, об избрании епископа и о хиротонии пресвитера , об обязанностях пресвитера, о молитве, совершаемой пресвитером, об избрании диакона , об обязанностях диакона, о диаконской ектении, о служении диакона, о хиротонии во диакона, об исповедниках, о вдовах (см. ст. Вдовицы церковные ), о поставлении вдов, об обязанностях вдов, о молитве, совершаемой вдовами, об иподиаконах, о чтеце, о девах , об имеющих дары, о приходящих для слушания Слова, о принимаемых в разряд оглашенных, об оглашении, о литургии оглашенных, о молитве над оглашенными, об избранных (т. е. о тех, к-рые будут крещены в ближайшее время), об экзорцизмах, о торжественном чине Крещения, о запечатлении новокрещеных, о причащении новокрещеных, о седмице Пасхи , о днях Пятидесятницы , об общей трапезе, о начатках, о милостыне, о благословении плодов, о трапезе, о последних днях Пасхи, о Великой субботе , о пасхальном торжестве, об одержимых, о псалмопении, об умерших, о часах молитвы (т. о., в основной части автор «З. И. Х.» сохраняет структуру «Апостольского предания», при этом дополняя и редактируя его текст очень значительно). Завершается сочинение напоминанием об обещанном спасении тем, кто исполняют заповеди, о передаче «З. И. Х.» язычникам и посылке его в Иерусалим. Апокалиптический раздел написан в форме беседы Иисуса Христа с апостолами после Воскресения (ср. ст. Диалоги Иисуса Христа неканонические ). Согласно «З. И. Х.», Господь беседует сначала с Фомой, Матфеем и Иоанном, затем с Петром, Андреем и Матфием и, наконец, с Марфой, Марией и Саломией. В основном затрагиваются эсхатологические темы - знамения конца мира и признаки пришествия антихриста (Test. Dom. 1. 2-14), далее говорится о значении молитвы и роли Церкви, а также о том, что следующий заповедям «З. И. Х.» уподобляется ангелам. Особенностью «З. И. Х.» является то, что апокалипсис находится в начальной части, тогда как в др. известных литургико-канонических памятниках аналогичные разделы всегда помещены в конце текста (ср., напр.: Didache. 16; Didasc. Apost. 23-25). Впрочем, финальная часть «З. И. Х.» представляет собой по сути окончание апокалипсиса: Господь вновь обращается к Иоанну, Андрею и Петру с наставлением сохранять то, чему Он их научил, апостолы же, поклонившись Христу, записывают «З. И. Х.» (подписями текст скрепляют Иоанн, Петр и Матфей) и посылают экземпляры в Иерусалим через Досифея, Силу, Магна и Акилу. Особенности устройства храма

http://pravenc.ru/text/182427.html

Богослужение Страстной седмицы Приемля живое участие в страданиях Иисуса Христа, сообразуяся смерти Его ( Флп.3:10 ), св. Церковь в седмицу страданий и смерти Его облекается в темные одежды и действия свои согласует со своими печальными воспоминаниями. При Богослужении на Страстную седмицу Церковь особенно произносит благовестия Евангелистов. В первые три дня Страстной седмицы Церковь совершает одинаковое Богослужение – великое повечерие, утреню и литургии преждеосвященных даров. В целом своем составе Богослужение Страстной седмицы продолжительнее и торжественнее ежедневного великопостного Богослужения. Богослужением Страстной седмицы Церковь делает нас участниками крестного пути Христова и призывает нас особенно на подвиг духовного бодрствования сообразно с заповедью Господа: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и произнесенною Господом пред Его страданиями: да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими ( Лк.21:34 ). Побуждая нас в Страстную седмицу особенно к духовному бодрствованию и деланию добра со Спасителем, Церковь в великие дни этой седмицы произносит умилительную песнь: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши». В три первые дня седмицы Церковь постановила прочитывать при Богослужении всю Псалтырь, кроме 118 псалма, отнесенного к великой субботе, и сим чтением изображает нам живые ожидания древними Искупителя и вводит нас в сознание глубокого падения природы человеческой, чающей оправдания только свыше. Сопровождая Господа на вольные страдания и смерть, Церковь на утрени, на часах и литургии многократно произносит благовестия Евангелистов о Иисусе Христе, и сею радостною вестью и на крестном до пути Голгофы облегчает верующим следовать за Грядущим на вольную страсть. В первые три дня Страстной недели Церковь постановила благовествовать верующим среди храма на часах глаголы всех Евангелистов о жизни, учении и деяниях Господа, – начинать это благовестие с рождества Его по плоти и продолжать до вольных Его страданий и смерти 357 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Отец и мать преподобного Антония отошли к Богу в добром исповедании веры. Преподобный же научился грамоте и изучил все Писание на греческом языке. И стал он прилежно читать книги Ветхого и Нового Завета и предание святых отцов семи соборов, что изложили и изъяснили христианскую веру; и пожелал он принять иноческий чин. Он помолился Богу и роздал нищим имение своих родителей, а прочее из своего имущества вложил в сосуд делву, то есть в бочку, и, закупорив ее и надежно запечатав, спрятал и предал ее морю. Сам же он ушел из города в дальние пустыни, чтобы разыскать монахов и подвижников во имя Бога, которые скрывались от еретиков в пещерах и в земных расселинах. И вскоре промыслом Божиим нашел он монахов, живущих в пустыни, среди которых был один, имевший священнический сан. Преподобный Антоний много и слезно молил их, чтобы они приобщили его к своей Богом избранной пастве. Они же много и строго расспрашивали его о христианстве и о римской ереси, боясь искушения от еретиков; он же поведал им про себя, что христианин. А они ему сказали: «Чадо Антоний, ты молод и не сможешь вынести подвижнической жизни и трудов чернических» (поскольку ему в то время было восемнадцать лет), и многим другим его пугали. Он же непрестанно им кланялся и умолял о восприятии иноческого чина; и насилу достиг своего желания – постригли его в монахи. И пробыл преподобный с ними в той пустыни двадцать лет в трудах и в посте и в молитвах Богу день и ночь. Была же, – говорил он, – подальше от нас, верст за тридцать, малая церковка во имя боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, построенная в пустыни живущими там монахами. Существовал обычай всем монахам из пустыни собираться к Великой субботе (на службу), а священники и дьяконы служили Божественную службу, и причащались все Божественных Тайн, и пели и молились весь тот день и всю ночь; утром же в самый день светлого Христова тридневного его Воскресения, на Святую Пасху, отпев заутреню и святую божественную Литургию, причастившись также Святых и Пречистых Божественных и Животворящих Христовых тайн, расходились каждый в свою пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перед причащением мирян иеромонах Роман, который вырос в Сан-Франциско и мальчиком прислуживал Владыке, в тишине наполненного богомольцами храма, громким, срывающимся от величия переживаемого момента голосом, сказал слово: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры! «Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего доброго и светлого торжества». Так призывает нас святой Златоуст в ночь Святой Пасхи. И ещё раз повторим эти слова... ибо сегодня Господь подаёт нам великую милость. Наступило долгожданное время – великий наш святитель Иоанн причисляется к лику святых. Пройдёт лишь только несколько часов, и святые нетленные мощи владыки Иоанна будут перенесены из усыпальницы сюда, и мы ещё раз сможем припасть со слезами к Владыке и лобызать его честное тело. Но не со слезами печали и скорби, как было 28 лет тому назад, а со слезами радости и утешения, ибо Господь его прославил. Церковь на небе и Церковь на земле в тесном общении. Как только владыка Иоанн скончался, мы сразу молитвенно начали обращаться к нему, ибо мы, христиане, веровали, что Господь услышит его молитвы, и наша вера не была посрамлена. Сколько чудес совершилось и совершается по его святым молитвам! И сейчас Господь свидетельствует о святости владыки Иоанна и показывает нам его нетленные мощи. Это не может не повлиять на нас, мы не сможем отойти от них не изменившимися. Самое горькое и неприятное для владыки Иоанна было то, когда его чада, его пасомые не ладили, спорили, враждовали. Он переживал это и плакал, ибо он видел и понимал, что этой вражде сатана радуется и издевается над человеком, венцом Божия творения, и над Самим Богом. Также Владыка видел, как бес путает людей в своих гибельных сетях. А самым радостным для Владыки было то, когда люди жили в мире, в единении, когда прощали друг другу свои обиды. Итак, братия и сестры, встретим нашего любимого и великого Святителя, как подобает православным христианам, имея любовь между собой. Сегодняшняя служба подобна Великой Субботе, так как мы чувствуем, что стоим на пороге чего – то великого и таинственного. Как перед Пасхой, мы приготовляемся духовным очищением и прощением, по словам стихиры Пасхи: «просветимся торжеством и друг друга обымем; рцем, братие, и ненавидящим нас простим вся Воскресением». И только с таким настроением можем надеяться достойно встретить святителя Иоанна и приобщиться этому великому торжеству. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Субботний покой при гробе Иисуса возводит нашу мысль и к той великой, вечной Субботе, которая открывается чадам Божиим со дня Воскресения Христова. Об этом говорит апостол: «Для народа Божия еще остается субботство. Ибо кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак, постараемся войти в покой оный» ( Евр. 4, 9–11 ). Надежда на это великое, вечное субботство поддерживает и ободряет нас при всех несчастьях, которыми преисполнена земля, эта юдоль плачевная. Этою надеждою утешаемся мы при гробах и могилах наших близких, умерших в вере, и говорим с уверенностью: «Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» ( Откр. 14, 13 ). Будем же ежедневно с верою переноситься мыслью к тихому и безмолвному гробу Спасителя. Тогда будем мы и при всех несчастьях и превратностях, так часто поражающих человека на этой бедной земле, насколько хватит у нас сил, стараться о том, чтобы пребыть в том священном покое и блаженном мире Божием, который царствовал вокруг Христова гроба и наполнял собою учеников и учениц Иисуса Христа. Тогда и в жизни своей, и в страданиях постепенно мы будем делаться все более и более кроткими. Тогда и при кончине своей мы не нарушим этого священного покоя и мира Божия. Ты же, тихий, кроткий Иисус, не имеющий подобных Себе – Владыка мира, Ты, Который с такою кротостью, «в покое» исполнял волю Своего Отца, Который так кротко, «в покое» терпел оскорбления и муки врагов Своих и на кресте, который «в покое» царствуешь в Своем царстве, помоги нам всем достигнуть совершенной кротости – «священного покоя», чтобы Ты мог действовать в нас. Ниспошли в наши беспокойные, мятежные сердца тихий, кроткий дух смирения и любви, послушания и терпения! Помоги нам достигать здесь, на земле, все большей и совершеннейшей кротости, чтобы там, на небесах, мы могли некогда предстать дерзновенными пред очами Твоими. Господи Иисусе Христе! помоги мне достигнуть того покоя, в котором Ты пребываешь, и пребывать там, где Ты пребываешь. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Анна 15 апреля 2017, 12:48 Моя пятилетняя дочь, которой я ничего не рассказывала об именно сегодняшнем дне, Великой Субботе, вдруг сказала: " Какой сегодня серьезный день. " Alexey Kryuchkov 11 апреля 2015, 19:10 Спаси Господи! Нина 11 апреля 2015, 16:50 Но как быть если суета создается в храме не по вине прихожан? если настоятель решает около Плащеницы выставить вплотную столы для освещения пасх и т.д. Когда захожане ( посетители ритуала освящения) и прихожане всю Литургию " устраивают " свои куличи на столы,а затем заняты выковыриванием со столов драгоценных явст и нет им дела до Священной Плащеницы. И так из года в год.. Мы живет в жаркой стране -Эмиратах и проблемы выставить столы во двор церкви нет. Нет желания и воли настоятеля. Какое благоговейное отношение формируется у людей к Плащенице и ко дню Покоя -Великой Субботе? Мария 11 апреля 2015, 13:43 Давно об этом задумывалась. Спасибо за статью, так и есть, нашла для себя много полезного. - 11 апреля 2015, 11:09 " С Кем и черствый кусок черного хлеба слаще пасхи и залитого глазурью кулича. " Именно так. Не понимают этого люди, суетятся, передают эту суету другим. Да разве важны эти куличи, если нет главного на потребу... Андрей Васильев 11 апреля 2015, 07:47 я люблю игумена Нектария,духовнокомпитентный автор,и душеполезные статьи. Екатерина 19 апреля 2014, 10:59 Может ошибаюсь, но думаю, что веселье " до конца не осмысленное, стихийное, душевно-телесное и ничуть не духовное " возможно только у тех, кто совсем не трудился Великим постом, а просто ждал очередного праздника. Перед Страстной пятницей я морально не могу заниматься приятными хлопотами. Уборка в четверг обязательно, но и она помогает настроиться на очищение души и пятничную исповедь. А готовлю в субботу утром. Сейчас много простых хороших рецептов, и если не готовить на всю Светлую седмицу, то днем вполне можно найти время для покоя, чтения духовной литературы. Елена М 8 мая 2013, 13:42 05 15:05Елена: " По-моему, к Великой субботе все хопоты заканчиваются. " Вы правы, Елена. Я тоже всё это делаю в чистый четверг: и дом убираю, и куличи пеку, и творожную пасху делаю и яйца крашу, а заканчиваю день в ванной, чтобы тоже быть чистой. Многие говорят, что в чистый четверг необходимо причаститься, но вот этого я себе позволить не могу - как можно после причащения заниматься уборкой и потом еще купаться? Поэтому я причащаюсь в Вербное воскресенье.А в статье, по-видимому, речь идет о тех, кто находится в постоянной суете и всё пытается успеть в последнюю минуту.Я в молодости тоже многое не успевала. Каждому своё .....

http://pravoslavie.ru/61322.html

Елена 5 мая 2013, 15:05 По-моему, к Великой субботе все хопоты заканчиваются. Яйца покрашены, куличи куплены, пасхи сделаны (это же все после утренней службы освящается), убираться сил нет совершенно. Неужели после страстных служб и утренней службы в Великую Субботу у кого-то есть ещё силы что-то делать перед ночной службой?! марина 5 мая 2013, 14:42 Ещё один урок благочестия выучен. Спасибо батюшка за вразумление! Спаси,помилуй и вразуми нас Господи ! Ольга 5 мая 2013, 00:58 Спасибо автору за статью.И спасибо Мае за комментарий.Так мало таких ,как вы, людей.Все в основном заняты суетой.Проповеди им короткие ПОДАВАЙ.А ведь так много хочется понять и успеть понять. Надежда 5 мая 2013, 00:13 Христос Воскресе! Слава Богу за все! Орфографию требуется исправить - на без, а то же прочитывается и душа от ужаса сжимается. Елена 5 мая 2013, 00:04 Всё так и есть! Господи, прости нас грешных. И помоги. МАЙЯ ЕВСТРАТОВА 4 мая 2013, 20:08 А Я ХОТЕЛА БЫ ЧТОБЫ В НАШИХ ХРАМАХ КАЖДОЕ СЛОВО МОЛИТВЫ И ПРО- ПОВЕДИ ЗВУЧАЛО ОТЧЕТЛИВО. Я ИЗ ТЕХ У КОГО НЕТ ВЫХОДНЫХ И ОЧЕНЬ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ . Я БУКВАЛЬНО ВЫСЧИТЫВАЮ КАК УСПЕТЬ НА ДРАГОЦЕННУЮ ДЛЯ ДУШИ СЛУЖБУ В ХРАМЕ, КАК ИЗБЕЖАТЬ ПРЕПЯТСТВИЙ И ОЧЕНЬ ПРИСКОРБНО НИЧЕГО ТАМ НЕ ПОНЯТЬ , ДОМА ИЗЫСКИВАТЬ ВРЕМЯ ИЗУЧАТЬ И ЧИТАТЬ В ИНТЕРНЕТЕ ТО, ЧТО БЫЛО НА БОГОСЛУЖЕНИИ Тамара 4 мая 2013, 19:58 Спаси Господи и помилуй нас! И слезы текут, и душа плачет! Прости нас Господи за все грехи наши! Илья 4 мая 2013, 18:40 Благо Дарю за это слово. Илья 4 мая 2013, 18:02 До чего же трогает душу. Наталия 4 мая 2013, 16:56 Спаси Господи! Как-то никогда не задумывалась о Великой Субботе как о дне покоя.Всегда много хлопот и пытаешься побыстрей наверстать упущенное до начала празднования. Еще раз благодарю Вас! Виренея 4 мая 2013, 16:29 Спасибо!!! Екатерина 4 мая 2013, 15:00 Спаси Господь! Елена 4 мая 2013, 14:03 Спаси Вас, Господь. прочитала Вашу проповедь и слезы не только из глаз, но и дуща плачет и Надежда на Спасителя, что не оставит нас грешных. андрей 4 мая 2013, 13:06

http://pravoslavie.ru/61322.html

Полик. Дата Вопрос о датировке мученичества вызвал столетнюю дискуссию, временами в какой-то степени способствуя реанимации проблемы достоверности Муч. Полик ., разобранной выше. По словам такого корифея хронологии, как В.В. Болотов , проблема датировки Муч. Полик. является самым знаменитым и трудным сгих’ом церковно-исторической науки, породившим обширную научную литературу. Трудность состоит в том, чтобы примирить между собой время проконсулата Стация Квадрата, понтификата Филиппа Траллиана, указания Евсевия и упоминание о «великой субботе» (21). 1100 Не вдаваясь в особенные подробности, укажем здесь на итог научных дискуссий на сегодняшний день. По мнению одних ученых, придерживающихся хронологии проконсулата Стация Квадрата, это 23 февраля 155 (Ваддингтон, Ляйтфут, Цан, Гарнак, Функ, Барденхевер и др.) или 22 февраля 156 г. (Литцманн, Бильмайер, Альтанер, Квастен). Но эта дата не согласна с указанием Евсевия (ЦИ IV, 15, 13; Хрон. р. 205, 5 Helm) 1101 , который датирует мученичество седьмым годом правления Марка Аврелия (=167/8), что послужило основанием для других ученых (Марру, Бриндамур) предложить 23 февраля 167 г. Однако упоминаемые в «Хронике» Евсевия под 167 г. лионские мученики пострадали на самом деле в 177 г. Последней даты придерживались Грегуар и Оржель, но это мнение не нашло поддержки. Предпочтение, по-видимому, следует отдать дате 155/6, ибо в случае 167 г. вряд ли было возможно путешествие Поликарпа при Аницете (Аниките) (Ирин. Лион. ПЕ III, 3, 4; Письмо Викт. – у Евс. ЦИ V, 24, 16–17), хотя неясная хронология епископата этого папы сама зависит от Муч. Полик. Кроме того, 167 г. плохо согласуется со словами св. Поликарпа в Муч. Полик. 9, 3. Что же касается «великой субботы», то, по предположению В.Рордорфа, языческий праздник Терминалий приходился на субботу (и таким образом был одновременно выходным и для язычников, и для иудеев; аллюзию на иудейскую пасху ученый исключает) как раз в 156 г.; это объясняет и стечение народа на стадионе (цирке). Он же замечает, что веком позже Пионий также был замучен в «великую субботу» ( Муч.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Чрез это помазание верующие несомненно освящаются, но не так, как в таинстве (а как же?), на что есть довольно ясный намек и в наших старопечатных требниках... Вследствие всего этого общее помазание освященным елеем в великий четверток или в субботу нужно считать отличным от помазания в таинстве елеосвящения (стр. 88, 89); чтобы как-нибудь уяснить значение этого обряда для верующих, для которых освящается масло, автор делает целый ряд аналогий, сближений, предположений и догадок, и в конце концов приходит к заключению, что приурочение общего маслоосвящения к указанным дням (т. е. к великому четвергу и великой субботе) есть очевидное воспоминание об этих древних сроках воссоединения с церковью кающихся, а само маслоосвящение – видоизмененный с течением времени обряд помазания кающихся елеем покаянья, символически напоминавшим елей блудницы, помазавшей ноги Иисуса и получившей отпущение грехов (стр. 94). Все эти крайне неопределенные, сбивчивые суждения по настоящему вопросу произошли от совершенно неправильной постановки вопроса, который должен начинаться не с того, есть ли это помазание таинство или не таинство, а с рассмотрения самого чинопоследования, как давно оно вошло в практику древне-греческой церкви, действительно ли это чинопоследование представляет нечто особенное, отличное от чинопоследования таинства елеосвящения или оно тождественно с ним. Правильное решете этих вопросов приведет нас естественным путем к решению и второго занимающего нас вопроса. Нам достаточно хорошо знакома литургическая письменность или церковно-богослужебные книги греческой церкви. На основании этого знакомства, мы категорически можем сказать, что во всех этих памятниках ни единым словом не упоминается о чине общего маслоосвящения в великий четверток или в великую субботу, хотя, с другой стороны, в них довольно часто, кроме чина таинства елеосвящения, совершаемого от семи священников над живыми ( κολουθ α το γ ου λα ου γιαζομνου π πτ ερων), встречается совершенно подобный чин над умершими, который иногда, главными образом в старопечатных греческих евхологиях, приписывается Николаю, митрополиту Афонскому ( κολουθ α το γ ου λα ου ψαλλομνη ες κοιμθντας π πτ ερων, πο ημα Νικολου μητροπολ του θηνν).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010