На Божественной литургии Великой Субботы – это 4/17 апреля – канонарх отец Василий». Эта литургия совершается вместе с вечерней Святой Пасхи. Отец Василий исповедовал и с исповеди приходил читать паримии, потому что в храме почти никого из братии не было. Это обычное дело: к Великой Субботе все настолько устают, что на литургии Великой Субботы перед Святой Пасхой многие экономят силы. Отец Илий всегда служит эту литургию. Все служащие диаконы читали пятнадцать паримий, и то не хватало чтецов. Мне пришлось идти к месту исповеди и просить, чтобы отец Василий оставил исповедь и шел читать паримии. И здесь я заметил, что в паримии пророка Исайи вместо слов Светися, светися, Иерусалиме (Ис. 60, 1) он прочел: «Светися, светися, Новый Иерусалиме» . «Отец Василий также читал канон Великой Субботы на пасхальной полунощнице – она совершается перед самой Светлой заутреней (это около 23.30). Святую проскомидию к пасхальной литургии совершал также иеромонах Василий с иеродиаконом Н.». Проскомидийного иеромонаха не должны были ставить читать канон, а его поставили – то ли из-за голоса (из-за четкости произношения), то ли из-за того, что другие отказались читать… По этому случаю облачены они были, отец Василий и иеродиакон Н., в красное, все же остальные служащие были в белом. Кто-то по незнанию спросил батюшку: «Ты не рано?» Он ответил: «Мы уже воскресли…» «Звон к Святому Евангелию, читаемому на Божественной литургии Святой Пасхи, сложный и очень красивый, был исполнен удивительно четко. Братия благодарили звонарей. Вообще все эти дни звон был мощный. Звонили иеродиакон Л., инок Ферапонт, инок Трофим, послушник А.». «В расписании отец Василий был еще записан на проповедь в Светлую Субботу, на 24 апреля. Этой проповеди он уже не говорил… Самый день Пасхи, 5/18 апреля – Светлое Христово Воскресение, Пасха. После Божественной литургии, свитающи (так записано в летописи) иеромонах Василий, инок Ферапонт, инок Трофим окончили жизнь земную смертью, по общему мнению, мученическою. Отец Василий направлялся в Скит на святую литургию для совершения исповеди. Отец Трофим и отец Ферапонт звонили в колокола. Так все они пребывали на иноческом послушании».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Во время Пасхальной недели, начиная с вечера Великой Субботы, читали бы книгу Деяний святых апостолов, Послания соборные, Послания апостола Павла и Апокалипсис. Когда читают Полунощницу, тогда чередной псаломщик или воспитанник института и частный попечитель в самом деле исполняли бы в церкви сие полночное Богослужение, на которое могли бы приходить по произволению и другая братия. По исполнении же Полунощницы продолжалось бы псалмопение. Вспомнив о Великой Субботе, воображаю, как благолепно и умилительно было бы совершаемо Богослужение Страстной недели, и в особенности трех великих дней, в Миссионерской Образовательной общине. В Великий Четверток вся братия приобщалась бы Святых Таин. На Великой Вечерни в Пяток пред целованием изображения снятого с Креста и погребаемого Спасителя – проповедь; на Великой Вечерни в первый день Пасхи – проповедь. И в каждый день Святой Недели, начиная со второго, по воскресным дням в каждой неделе и во все великие праздники и в царские дни целого года воспитанники высшего возраста произносили бы на Литургиях проповеди, или ими сочиненные, или избранные знаменитых учителей Церкви. На Утрени песнь «Слава в вышних Богу», на Литургии «Елицы во Христа крестистеся» в известные дни, а всегда уже «Верую во единого Бога» и " Отче наш», а на Великой Вечерни «Свете тихий» и «Многолетие» воспитанники пели бы вкупе с клиросами. Кроме Великого поста 186 , и во все другие братия Миссионерского Образовательного монастыря приступали бы к приобщению Тела и Крови Христовой, а согрешения свои исповедовали бы и часто как пред общими духовниками, так и каждый особенному руководителю своему, если у кого будет особенный, только бы и это было с благословения настоятеля. Никто в Миссионерском Образовательном монастыре не оставался бы без надзора и попечения по состоянию душевному. У воспитанников, проходящих науки, были бы частные попечители; у братьев, обучающихся художествам, – надзиратели в числе сих же художников или в числе священноиноков, исполняющих постоянное Богослужение в церкви. Сей же порядок был бы и между братиями, приставленными к разным делам по экономии монастыря, в больнице, в поварне, в хлебне, в просфорне, на заднем дворе, между пустынниками, на пасеке, на хуторе, ибо для показания воспитанникам обихода экономии сельской Миссионерская Образовательная община имела бы нормальный хутор с немалым числом коров, быков, коз, овец и лошадей, пасеку сколько возможно многочисленную, несколько десятин пахотной земли, довольное количество хороших лугов, рощи для прогулок, лес для дров и построек, воды для рыбной ловли, завод кирпичный, мельницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

А. В. Муравьёв отмечает, что особый акцент на понятии является одним из маркеров христологии Иакова Саругского . Кроме этого, мар Иаков постулирует истинность Боговоплощения, а также подлинность Божества и человечества Господа Иисуса Христа, отталкиваясь от понятия образа , что роднит его с учением прп. Ефрема Сирина, которого Иаков Саругский считал своим идейным вдохновителем и называл «столпом Церкви» и «духовной кифарой» . Ещё одной важной особенностью, которая говорит в пользу аутентичности гомилии «На ночь Великой Субботы», является характерное толкование истекшей из бока Христа Спасителя крови и воды как образа рождения в Церкви духовных людей ( ). Профессор Себастьян Брок отмечает, что такое толкование встречается лишь у прп. Ефрема Сирина и мар Иакова Саргуского . Помимо этого, стоит подчеркнуть и многочисленные аллюзии на текст Ветхого Завета и размышления о мессианских прообразах, что в совокупности выступает в гомилии в качестве идейного фундамента и связующего звена между составными частями её идейной композиции. Эта особенность, в свою очередь, характеризует большинство аутентичных гомилий мар Иакова . Несмотря на приведённые нами доводы, в гомилии «На ночь Великой Субботы» присутствуют особые темы, которые требуют более подробного идейного и богословского анализа. Образ шеола () Центральным событием Великой Субботы, безусловно, является Сошествие Господа Иисуса Христа во ад/шеол, поэтому неудивительно, что тема шеола в рассматриваемой нами гомилии мар Иакова одна из ключевых. Впрочем, Сошествие во ад рассматривалось сирийскими отцами как незаурядное событие и вне размышлений о Великой Субботе, поскольку оно является непосредственной частью домостроительства нашего спасения. Как замечает исследователь Роберт Мюррей, «одной из самых богатых символических тем раннего сирийского христианства, перешедшей в совокупности на весь христианский мир, была драма Сошествия Христа во ад» . Для того чтобы понять, как именно представлял себе шеол мар Иаков, необходимо в первую очередь рассмотреть разнообразные наименования, которые ему присваивает автор: город смерти ( ), селение мёртвых ( ), страна смерти ( ), дом мёртвых ( ), плен (), а также имплицитно — могила () .

http://bogoslov.ru/article/6172491

Я уже сказал, что чтение этого послания апостола Павла совершается во время таинства Крещения, и оно же, что очень важно, читается на вечерне Великой Субботы, что еще раз выказывает тождество между событием, которое мы сейчас ошибочно воспринимаем как частное, и таким вселенским событием, как воспоминание крестной смерти Христовой и схождения во ад. После окончания чтения Апостола поется слово прокимна «Воскресни, Боже, суди земли, яко ты наследиши во всех языцех», где Суд и Воскресение не разносятся исторически от точки Воскресения Господня до грядущей точки Его Второго пришествия, а выявляется их единосущность. В это время священники переоблачаются из великопостных одежд в светлые ризы. В деревенском приходе, где я когда-то служил, был такой умилительный обычай: верующие женщины приходили на службу Великой Субботы в черных платочках, а брали с собой белые, и в то самое время, когда священник переоблачался в светлые ризы, они переоблачались в белые платочки. И когда я оборачивался, вся церковь из черной делалась белой. Это было замечательно. Каждый раз перед началом Божественной литургии священник или диакон, совершая каждение церкви, читает тропарь канона четвертого гласа Октоиха: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в Раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный». Таким образом, в богослужении Страстной недели выражена вся полнота Божественной истины, и в той степени, в какой мы можем приникать к богослужениям этих дней, мы тоже будем приобщены тайне любви Бога к человеку. Мария Красовицкая. Литургика. Богослужение в Великую Субботу. У трени Великого Пятка и Великой Субботы (как, впрочем, и любая утреня), по Уставу, должны быть ночными службами, должны совершаться действительно в течение всей ночи. Утреня Великой Субботы в полной мере нам являет исключительность этого дня в церковном году, и одновременно — богослужебную сущность субботы как дня седмицы. Суббота — это день смерти и Воскресения. Это бывший седьмой день; в Ветхом Завете это был день, посвященный Богу, и в этот день нельзя было делать мирских дел. В христианском богослужении главным днем и началом седмицы стало воскресенье, но суббота остается особым днем и никогда не бывает днем постным. Суббота — самый таинственный день в седмице; воскресное празднование понятно, а в субботе оказывается очень много недоговоренного. С одной стороны, это день, когда Господь лежал во гробе, с другой — в это время уже совершается победа над смертью и адом. Смерть и воскресение в этот день всегда вспоминаются вместе, и именно поэтому суббота становится естественным днем для поминовения усопших. Радоница, вторник второй седмицы по Пасхе — это праздник не уставной, это просто русская традиция, идущая вразрез с устроением нашего богослужения.

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

Поэтому естественно было бы петь на полунощнице не «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный», а «Камени запечатану от иудей» (1-го гласа). Но этот тропарь повествует о событии Воскресения Христова: «Камени запечатану от иудей, и воином стрегущим Пречистое Тело Твое, воскресл еси тридневный Спасе...», тогда как в тропаре 2-го гласа воспевается только сошествие Господа во ад и воскрешение Им умерших: «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества, егда же и умершия от преисподних воскресил еси...», то есть то, что происходило в промежуток времени с часа смерти Спасителя на Кресте до востания Его из Гроба и о чем свидетельствует святой евангелист Матфей: «И гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (27, 52—53). Итак, тропарь «Егда снизшел еси к смерти, Животе Бессмертный» говорит об особенном, необычном воскресном содержании служб Великой субботы.    Наконец, понимание литургии Великой субботы как пасхального богослужения явно противоречит 89-му правилу VI Вселенского Собора, гласящему: «Верным, дни спасительного страдания в посте и молитве и в сокрушении сердца провождающим, подобает прекращати пост в средине часа нощи по Великой субботе».    В свете сказанного произносить на богослужении Великой субботы воскресный отпуст «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш» не следует. При отсутствии в Служебнике нарочитого отпуста должно ограничиться общим для великих праздников кратким отпустом: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует...» Этот же отпуст, в соответствии с прямым указанием Типикона: «и отпуст преждеписанный», следует произносить и в конце полунощницы, потому что она совершается до полуночи.    Полные праздничные отпусты – это отпусты, на которых, кроме имени Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и указанных выше святых, поименно призываются святой храма, а также «прилучившийся, или рядовой, святой», или, что то же, «святый, егоже есть день», а на литургии, кроме того, еще святитель, «егоже есть литургия».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Чтения Страстей Господних заканчиваются отрывком о запечатывании гроба из Евангелия от Матфея. В Великую пятницу, когда умер на кресте Спаситель, Божественная Литургия не совершается, но на службе Часов, в пятницу утром, снова прочитываются Евангелия о Его страстях. Вечерня Великой Пятницы («Вынос Плащаницы») посвящается погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня, но по своему смыслу она уже относится к Великой субботе и становится как бы первой её службой. Перед её началом в середине Церкви устанавливается возвышение – «гроб», украшенный цветами, а на престол помещается Плащаница – большой плат, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя. Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. После входа с Евангелием и пения «Свете тихий» читаются отрывки из Книг Исхода, Иова и 52-я глава Книги пророка Исайи. Апостол читается из первого Послания к Коринфянам и Евангелие опять составлено из четырёх повествований о Христовых смерти и погребении. Стихи прокимнов и «Аллилуйи» заимствованы из пророческих псалмов, уже слышанных нами раньше. Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий. ( Пс.21:18 ) Боже, Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси. ( Пс.21:1 ) Положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. ( Пс.87:6 ) После добавочных песнопений, тоже о смерти Христовой, во время пения молитвы св. Симеона Богоприимца, священник надевает полное облачение (самое тёмное) и кадит Плащаницу, всё ещё находящуюся на престоле. Затем после «Отче наш», во время пения тропаря, он поднимает Плащаницу над головой, обходит престол, выходит на середину церкви и помещает её на гроб. Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями  (т. е. благовониями) во гробе нове покрыв положи.  (Тропарь Великой субботы) В некоторых церквях после Вечерни поётся Повечерие или так называемый «Плач Пресвятой Богородицы». Великая Суббота Утреня Великой субботы обычно служится в пятницу вечером. Она начинается с пения «Бог Господь…», тропаря «Благообразный Иосиф…» и следующих тропарей:

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

«Воскресни, Боже, суди земли…» Литургия Великой Субботы (+Аудио) В Церкви нужна реанимация наших душ, они все уже совсем светские, они о земном. Надо душу восстановить, чтобы мы почувствовали, как Господь нас спасает 19 апреля, 2014 В Церкви нужна реанимация наших душ, они все уже совсем светские, они о земном. Надо душу восстановить, чтобы мы почувствовали, как Господь нас спасает Протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Святой Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, в беседах с прихожанами говорит о глубине, смыслах богослужений и Евангельских чтений дней Страстной Седмицы. Беседа 19 из цикла «Богослужения Великого Поста»  Модули смысла …Дважды во время чтения паремий открываются Царские врата. И хор поет на клиросе, и хор поет в алтаре, и чтец поет – все поют песнопение: «Славно бо прославися: коня и всадника верже в море. Поим Господеви, славно бо прославися». Эта песнь является песней всех первых песней канонов. Во весь год в любой праздник канон поется, начиная с этого: «Поим Господеви, славно бо прославися». И вот, рядом с Мариам, стоит инокиня Кассия и вместе с отроковицами они поют «Поим Господеви, славно бо прославися». Тут важнейший смысл! У меня нет такого языка академического, научного, чтобы объяснить, что это — как бы некая некая модель, модуль. Как корабль когда строят, бревно-киль положат на песок, и потом всё к нему размеряют. Вот эти паримии и это пение «Поим Господеви, славно бо прославися» и «Отроки в пещ и » – модули, на которых весь мир сотворен, весь мир из этого и для этого и через это существует. И Господь пришел, —  и вот это всё мы воспеваем, слышим, радуемся. Протоиерей Сергий Правдолюбов Вы чувствуете мое полное бессилие передать то, что я ощущаю в конце своей жизни? Полное бессилие. Но я это вижу, чувствую. Я десять лет изучал форму канона. Десять лет искал, почему они такие взяли песни, а не другие. И вот ответ я нашел в Великой Субботе. Это смысл всего человечества, смысл жизни, смысл нашего существования. В каждом празднике это всё время переливается – то в одном, то в другом событии, но каждый раз это все связано с историей нашего спасения, которая нам раскрывает бесчисленные крас о ты спасения нашего, данного нам Господом.   Состояние понимания

http://pravmir.ru/voskresni-bozhe-sudi-z...

Бальтазар настаивает на том, что мы должны воспринять со всей серьезностью солидарность Христа с мертвыми и признать, что Он после смерти пребывал в шеоле, который не был освещен «светом спасения», так как Он Сам «заместительно отказался» от этого света, чтобы быть способным даровать его другим (С. 151). Сошествие во ад есть пребывание во тьме смерти,  предельная точка кенозиса Слова Божьего, Его вторая, или душевная, смерть. Событие Великой субботы имеет крайне важное сотериологические измерение. Христос, приняв за всех полноту наказания за грех, делает возможным спасение для всех умерших, живших «как до, так и после [Его] явления» (С. 156). Христос «внутренне претерпел смерть» и через это «лишил смерть власти, сделав ее для Себя и для всех “прошлым”» (С. 133). Но Христос является не только Спасителем, но и Судьей. Христос, реально прошедший опыт ада и возвышенный в Воскресении Отцом (С. 176-177), имеет ключи ада и может «выносить решение о вечном спасении и проклятии человека» (С. 156). « Я был мёртв, и вот Я жив во веки веков, и имею ключи смерти и ада»(Откр. 1:18), –говорит о Себе Христос. Бальтазар завершает рассуждение о Великой субботе словами Григория Богослова: «Если [Христос] сходит во ад, [то и] ты сойди с Ним. Познай также [находящиеся] там Христовы тайны» (Orat. 45, 24). Бальтазар предполагает, что этот призыв Григория сойти во ад со Христом необходимо понимать как предложение не сопроводить Христа, поскольку шеол есть место совершенного одиночества, но разделить с Ним это одиночество. Мы должны «быть мертвыми вместе с мертвым Богом» (С. 162). Колоссальная разница между подходом Бальтазара к догмату о сошествии во ад и тем подходом, который отражен в Предании Церкви, как Римо-Католической, так и Православной, не может не броситься в глаза тому, кто хоть немного знаком с традиционным пониманием этого догмата. Если Церковь всегда видела в событиях Великой субботы активное действие Христа, заключающееся в триумфальной победе над адом, разрушение и наполнение ада сиянием Божественной славы, то в концепции Бальтазара Христос предстает как страждущий пленник мрака и одиночества шеола. Но дает ли это нам основание считать, что Бальтазар совершил разрыв с Церковным Преданием или же, переосмыслив  догмат о сошествии во ад, он всего лишь показал, так сказать, его обратную сторону?

http://bogoslov.ru/article/4474057

Связующим звеном между двумя Пасхами – распятия и воскресения – является Великая Суббота, день воспоминания сошествия Христа во ад, тексты которой, по справедливому замечанию В.Н. Ильина, «напоминают о цене готовящейся возсиять Радости» . В сознании ранних христиан образ Христа страдающего был неотделим от образа Христа воскресшего. Все события Голгофской истории – арест, бичевание, распятие на кресте, сошествие во ад и воскресение – воспринимались как звенья одной цепи, как фрагменты единой большого пазла под названием «Божественное домостроительство человеческого спасения». Об этом постоянно напоминают пасхальные службы. Ведь мы даже на Пасху продолжаем поклоняться Кресту, т. к. он стал источником радости всему миру, как поется о том в одном из важнейших пасхальных песнопений утрени: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши». Для христиан древности Пасха – это единство Страстей и Воскресения. Страсти Христовы христиане чествовали постом, отсюда и появилось название Страстной Седмицы. Воскресение Христово отмечалось великой и торжественной радостью, а сама неделя получила название Светлой седмицы. Христиане издревле созерцали Воскресение Христово неотрывно от Страданий. Предательство Иуды – Пасха. Суд у Пилата – Пасха. Терновый венец – Пасха. Ангел у гроба – Пасха. Слезы Магдалины – Пасха. Уверение Фомы – Пасха. Поэтому и в богословских трудах отцов Церкви, и в богослужебных текстах Православной Церкви тема страданий и Воскресения Христова переплетены, и отделить одну от другой практически невозможно. Например, в конце вечерни Великой Пятницы, которая относится уже к Великой Субботе, мы слышим стихиру: «Тебе одеющагося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом и, видев мертва нага непогребена, благосердный плач восприим, рыдая, глаголаше: увы мне, Сладчайший Иисусе! Егоже вмале солнце на Кресте висима узревшее мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса: но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть.

http://bogoslov.ru/article/6027170

КАК ПРОВЕСТИ СТРАСТНУЮ СЕДМИЦУ ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II КАК ПРОВЕСТИ СТРАСТНУЮ СЕДМИЦУ Московский Сретенский монастырь © Составление, набор, верстка, оформление «Новая книга», 1997 [ См. также: Великий пост - памятка для христианина ] [ Великий пост: СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА ] СОДЕРЖАНИЕ О Страстной седмице О Великом понедельнике О Великом вторнике О Великой среде О Великом четвертке О Великом пятке О Великой субботе Канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, читаемый у Плащаницы О Страстной седмице       Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении.       Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, - говорится в Синаксаре, - превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая суббота. Называется эта седмица великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя...»       По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни все тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.

http://zavet.ru/ssedm.htm

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010