88 . Никто внутрь свящ. храма да не вводит никакого животного. Аще же кто усмотрен будет без нужды вводящий животное во храм: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен. 89 . Верным дни спасительного страдания, в посте и молитве, и в сокрушении сердца провождающим, подобает прекращать пост в средние часы нощи по великой субботе: поскольку Бож. евангелисты Матфей и Лука, первый речениями: в вечер субботний ( Мф.28:1 ), а второй рсчениями: зело рано ( Лк.24:1 ), изображают нам глубокую нощь. Вопрос о времени прекращения поста пред св. пасхою занимал многих еще в первые века, по причине разногласии об этом предмете. В одних местах, как напр. в римской церкви, пост прекращался по полуночи с вел. субботы на день воскресения; в других, напр. в Африке, в Александрии и пр. – ранее, даже с вечера субботы. Св. Дионисий александрийский (III в.) в свое время дал правило разрешать пост не ранее действительного наступления пасхи, т. е. по полуночи субботы (св. Дионис. прав.1) 134 . Тоже утверждает VI вселенский Собор в настоящем правиле, назначая для прекращения поста средние часы ночи по великой субботе, так как воскресение Спасителя, по сказанию Евангелистов, последовало не ранее этого времени. 90 . От Богоносных Отцов наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести воскресения Христова. Это было общее правило Церкви всех веков (см. св. Петра алекс. пр. 15. I всел. Соб. пр. 20. Васил. вел. пр. 91). О порядке соблюдения его вселенский Собор замечает: «да не пребываем в неведении, как соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в Субботу, по вечернем входе священнослужителей в Алтарь, но принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе, в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по Субботе приемля предтечею воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет преводит, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем Воскресение». Глубокое значение этого обычая в Церкви прекрасно раскрывает св. Василий Великий в своих правилах 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Постараемся показать, что это именно так. Иудеям, как видно из Библии , в дни опресноков приходилось вести три счёта дней: Первый – счёт дней обычных седмиц: от субботы к субботе. Дни недели не имели названий и обозначались простым счётом: 1-й день, 2-й день и т. д., кроме предшествующего субботе шестого дня, называемого в Евангелии – παρασκευ – приготовление, в который иудеи делали приготовления к субботе, ко дню покоя, полагавшемуся по закону. Христиане этот день называют пятницей, так как он стал пятым днём после воскресения. Второй – счёт семи опресночных дней, начиная с первого дня пасхи, с 14 нисана, и кончая 20 нисана включительно. Третий – счёт дней и суббот «седми седмиц» (так как кроме дней надо считать и субботы) или семи суббот до праздника Пятидесятницы, отсчитываемых от второго дня пасхи – 15 нисана, согласно закону: «Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясения, семь полных недель, до первого дня после седьмой недели отчитайте пятьдесят дней, и тогда принесите новое хлебное приношение Господу» ( Лев. 23: 15–16 ). Следует, однако, заметить, что если на день 15 нисана, от которого идёт отсчёт, выпадет суббота, тогда отсчёт начинается со следующего дня, то есть с 16 нисана (согласно Писанию: «на утрие перваго дне субботы, да вознесет его жрец» ( Лев. 23:11 – слав.), так как субботний покой запрещает всякую жатву. Так было в год распятия Спасителя. Пасха в тот год была в пятницу 14 нисана, а следующее число, 15 нисана, – суббота, названная евангелистом Иоанном «великой» ( Ин. 19:31 ). И в этот день должен быть праздник опресноков, в который по закону должен был возноситься сноп нового урожая ячменя, но его, субботы ради, перенесли на 16 нисана, а это уже был день Воскресения Христова. И здесь открывается связь Ветхого и Нового Заветов и обнаруживается скрытый смысл ветхозаветного возношения и потрясения иереем пред Богом первого снопа колосьев ячменя из нового урожая. Сноп – символ всеобщего Воскресения людей и, прежде всего, Христова Воскресения. Как зерно, будучи брошено в землю, возродившись, даёт новое тело – колос, и хлеб – животную жизнь человекам, так «начаток умерших, перворожден из мертвых» (из Литургии св. Василия Великого ) – Воскресший Христос – даёт людям жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

А такового называет мирным: ибо правый и незлобивый находится в мире с Богом и святыми людьми. 38. Б еззаконницы же потребятся вкупе. Беззаконные, говорит, однако ж люди не оставляют памяти по смерти, но с памятью об них и они истребляются. Это означает—вместе, что поясняет и следующий стих. Останцы же нечестивых потребятся. То есть, всякий памятник, говорит, и память нечестивых истребится по смерти, где нечестивыми называет всех злых. 39. Спасение же праведных от Господа! и защититель их есть во время скорби. 40. И поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешник, и спасет их, яко уповаша на него. Смотри, читатель, как Божественный Давид изображает здесь многоразличными словами многоразличное заступление и помощь подаваемую Богом праведникам; ибо различны способы такой помощи Божией, и различным образом подается от Него праведным по великой и многоразличной мудрости и попечительности Его. Слова сии ясны и не заключают в себе никакой не удобопонятной мысли. Псалом 37 Псалом Давиду, в воспоминание о субботе. Этот псалом имеет сходство с шестым псалмом, потому что имеет одно и то же начало с ним и подобно оному оплакивает бедствия, приключившиеся Давиду по согрешении; и потому что и сей, равно как и тот, содержит молитву к Богу об освобождении Давида от несчастий и облегчении участи его. Следовательно, этот псалом написан во время преследования Давида Авессаломом. В надписи означено «в воспоминание», то есть, грехов Давида и несчастий и злостраданий последовавших за грехами его. В других (списках) прибавлено к означенной надписи псалма: (в воспоминание) о субботе, какового прибавления, не знаю, почему изъяснитель Кир — Евфимий не имееет. А в Своде Никиты так изъясняются слова—в воспоминание о субботе. Итак, проливающим слезы о грехах надлежит приносить Богу означенное исповедание, как жертву субботнюю, которая приносилась вдвойне и напоминала приносившим ее о той, которая от Бога. Или это—в воспоминание— дает мысль о некотором сокращенном учении касательно нашего спасения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

Указ 156, 29 июня 1952 г. Указ о значении утрени Великой Субботы Разъясняется клиру и пастве, что погребение Христово вспоминается на вечерне, почему вечерня Великого Пятка совершается среди дня, когда по крестной смерти Христовой тело Его было снято с креста и погребено Иосифом и Никодимом, что изображается выносом плащаницы в конце вечерни. Читаемый затем на повечерии канон изображает скорбь Богородицы у гроба и плач Богородицы над ним. На утрени Великой Субботы воспевается пребывание Христа телом во гробе и схождение душою во ад, чем были потрясены основания ада и освобождены томившиеся в нем души, ожидавшие Христа. Скорбь о смерти Спасителя соединяется уже с торжеством разрушения Им ада и предвкушением победы над смертью. Крестный ход в конце утрени, после Великого славословия, изображает именно то победное сошествие во ад и возведение освобожденных душ в Царство Небесное, где на Престоле Божеством Своим не переставал быть Христос со Отцом и Духом, в знак чего по обнесении плащаницы вокруг храма она подносится к царским вратам с возглашением «Премудрость, прсти», и крестный ход заканчивается. Имея лишь внешнее некоторое сходство с погребением, означенное обхождение с плащаницей, как и всё последование утрени Великой Субботы, отнюдь не является таковым по своему смыслу. Вечерня Великой Субботы, соединенная с литургией, есть благоговейное углубление в тайну совершаемого Христом избавления рода человеческого от смерти и приуготовление к прославлению Воскресения из мертвых Христа, воскресшего при наступлении следующего дня. Уподобляясь мироносицам, ждавшим рассвета первого по субботе дня, дабы помазать тело Христово, христиане призываются отложить мирские попечения и духовно приготовиться, вместо мира,– песнь принести Владыце, имеющему встать от гроба. Полунощницей заканчивается скорбь, прекращается пение над гробом Христовым, ибо после полуночи, на рассвете первого (по субботе) дня, уже была явлена Ангелом весть о Воскресении Христовом. Точно неизвестен час Воскресения, у евангелистов описываются лишь многократные приходы мироносиц на гроб Христов; точно лишь известно, что оно произошло глубокой ночью перед рассветом первого дня, как то ясно из сличения евангельских повествований и как то приняла и держит изначала Святая Церковь , о чем свидетельствуют святые отцы первых веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

М.С. Красовицкая Лекция 18. Утреня и божественная литургия в субботу преблагословенную Утрени Великого Пятка и Великой Субботы (как, впрочем, и любая утреня), по Уставу, должны быть ночными службами, должны совершаться действительно в течение всей ночи. Утреня Великой Субботы в полной мере нам являет исключительность этого дня в церковном году, и одновременно – богослужебную сущность субботы как дня седмицы. Суббота – это день смерти и Воскресения. Это бывший седьмой день; в Ветхом Завете это был день, посвященный Богу, и в этот день нельзя было делать мирских дел. В христианском богослужении главным днем и началом седмицы стало воскресенье, но суббота остается особым днем и никогда не бывает днем постным. Суббота – самый таинственный день в седмице; воскресное празднование понятно, а в субботе оказывается очень много недоговоренного. С одной стороны, это день, когда Господь лежал во гробе, с другой – в это время уже совершается победа над смертью и адом. Смерть и воскресение в этот день всегда вспоминаются вместе, и именно поэтому суббота становится естественным днем для поминовения усопших. Радоница, вторник второй седмицы по Пасхе – это праздник не уставной, это просто русская традиция, идущая в разрез с устроением нашего богослужения. Чтобы понять богослужение Великой Субботы, надо поговорить прежде всего об источниках церковного знания о Великой Субботе. Дело в том, что в Четвероевангелии, как известно, не сказано ничего о сошествии Господа во ад; там говорится только о смерти и воскресении. Сошествие во ад в Четвероевангелии не упоминается, о нем говорится лишь в посланиях апостольских ( Еф. 4: 8–7 ; 1Петр. 3: 19–20 ), причем довольно кратко. Но вместе с тем мы имеем очень развитое богослужение этого дня, в котором говорится именно о сошествии во ад, причем в таких подробностях, которые домыслить невозможно. С другой стороны, мы имеем древнюю и разработанную иконографию. Известно, что икона Воскресения в том виде, в каком мы очень часто ее видим: Господь в белых одеждах, с хоругвью, Крест, гроб, камень, Ангел – это очень поздняя иконография, а Византия и Русь знали Воскресение, изображаемое в виде Сошествия во ад. Именно икона Сошествия во ад долгие века на православном Востоке была единственным изображением Воскресения Христова. Если взглянуть на эту икону, мы увидим черную бездну, в которую спускается Господь; обычно при этом Его гиматий развевается – этим, очевидно, изображается стремительность Его движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Архив Пн О Великой субботе 18 апреля 2009 г. 00:00 Великая Суббота это последний день перед Пасхой. Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В этот день Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад. В этот день Иосиф из Аримафеи, член синедриона, пришедши к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства, можно было, предавать их погребению. Иосиф купил плащаницу — длинное и ценное полотно. Тело Христа сняли с Креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа. Фарисеи знали, слова Христа о Своем воскресении, и опасаясь, что Апостолы похитят Тело Христа и скажут народу, что Он воскрес, выпросили у Пилата стражу, приставили к гробу и гроб запечатали. Такими действиями они усилили доказательства Христова Воскресения. По традиции Православной Церкви день Великой Субботы начинается с вечера чином утрени: посреди храма, на возвышении, украшенная цветами, находится икона Христа, лежащего во гробе Святая Плащаница. Песнопения утреннего канона славят Христа, Своею смертью победившего смерть. После малого повечерия с чтением канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…»: Святая Плащаница обносится вокруг храма. Именно на этой службе в первый раз, говорится, что эта суббота самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира. Это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть», лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы. Утром в субботу служится вечерня с литургией св. Василия Великого одна из самых красивых служб года. Часть Литургии вход в Евангелием, Великий вход совершаются в центре храма перед Плащаницей. На службе читаются 15 паремий отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом.

http://patriarchia.ru/db/text/619845.htm...

Великая Суббота — день высочайшей тайны: Спаситель, будучи во гробе плотски, находился в раю душой и одновременно сошел во ад Своей божественной природой, разрушил его твердыню и освободил узников. Протоиерей Георгий Бреев  рассказывает о событиях Великой Субботы . Великая Суббота изначально обозначена как день покоя. Еще когда Бог творил мир, седьмой день был для Него днем покоя. Конечный результат чаяния всех верующих людей – это обрести покой, стать наследниками вечного покоя, который символизирует собой жизнь вечную, безболезненную, несопричастную тлению, греху, смерти. И Великая суббота открывает этот покой. В Церкви это считается день высочайшей тайны: Спаситель, будучи во гробе плотски, находился в раю душой и одновременно сошел во ад Своей божественной природой, разрушил его твердыню и освободил узников. Существует два канона иконы Воскресения Христова. На одном изображается Христос воскресший и ангелы около Него. На другом – Христос выводит из ада Адама и Еву. Эта икона очень сильная. Христос разрушил твердыню ада и вывел праотцев, всех праведников и всех людей, которые услышали проповедь Иоанна Предтечи. «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» – восклицает апостол Павел. Поэтому Великая суббота – поистине высочайший день – таинственный, глубочайше неизмеримый, день, когда Господь вошел в свою славу. Всемогущим Богом Он разрушил тот ад, шеол, который наследовали даже праведники, от первого человека до последнего. Великая суббота для нас – это день, в который Церковь говорит: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным». Предстоят Ему ангелы и херувимы, которые закрывают лица, зря это Божественное таинство. Это день навевает какой-то особый духовный внутренний мир, как будто все отошло, страдания прекратились. Обретается даже в природе какое-то предчувствие… В Великую субботу освящают пасхи и куличи, многие причащаются и уже готовятся к самому дню Пасхи. К Великой Субботе приуготовляется Плащаница – она выносится на середину храма, в пятницу вечером обходят с ней вокруг храма, совершают чин Погребения, и целый день в субботу люди прикладываются к Плащанице, радуются этому таинственному торжеству.

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-bre...

О Великой субботе: Кассия Константинопольская, Косма Маюмский, Амфилохий Иконийский, Епифаний Кипрский, Фотий Константинопольский, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама, Феофан Затворник, Иннокентий Херсонский, Серафим (Звездинский), Антоний Сурожский, Александр Мень, Георгий Чистяков, Иоанн Мейендорф, Иларион (Алфеев), Александр Геронимус, Мария Красовицкая, Триодь Постная. Группа Вконтакте Facebook группа Великая суббота О Великой субботе: Кассия Константинопольская, Косьма Маюмский, Амфилохий Иконийский, Епифаний Кипрский, Фотий Константинопольский, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама, Феофан Затворник, Иннокентий Херсонский, Серафим (Звездинский), Антоний Сурожский, Александр Мень, Георгий Чистяков, Иоанн Мейендорф, Иларион (Алфеев), Александр Геронимус, Мария Красовицкая, Триодь Постная. Предание.ру - самый крупный православный мультимедийный архив в Рунете: лекции, выступления, фильмы, аудиокниги и книги для чтения на электронных устройствах; в свободном доступе, для всех. Кассия Константинопольская. «Волною морскою…» (канон на Великую Субботу) «Волною морскою…» (канон на Великую Субботу). Пер. Т. А, Сенина (Перевод с комментарием приводится по публикации: Т. А. Сенина (монахиня Кассия), " Волною морскою… " . Канон на Великую Субботу, составленный св. инокиней Кассией, песнописицей Константинопольской/Пер. с древнегреч. и комм.//Τχνη γραμματικ (Искусство грамматики). Вып. 2 (Новосибирск, 2006) 473–481.) Песнь 1, глас 6 Скрывшего некогда волною морскою гонителя мучителя под землёй скрыли спасённых дети; но мы, подобно отроковицам, Господу да воспоём, ибо Он славно прославился. Безумный старец, ненасытный ад, разверзшись, принимаешь всех Жизнью Погллощая же , извергаешь души праведных, которые поглотил прежде; разрушает тебя Господь, ибо Он славно прославился. Иисусе, Боже мой, воспеваю Твои страдания, ибо Ты добровольно умер за жизнь всех и удостоил быть погребенным в плащанице и в смирне; гроб прославляю Твой, воспеваю и Твое воскресение. Песнь3. Тебя, повесившего на водах всю землю без опоры, видя висящего на лобном месте, тварь содрогалась от многого ужаса, «нет святого, кроме Тебя, Господи», взывая.

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

F. Bradshaw. Portland, 2004. P. 53-64; Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М., 2006. С. 553-558. М. В. Никифоров Сочинения Д. В. в каноническом праве Послание каноническое к епископу Василиду (260) содержит ответы на 4 вопроса, поставленные Д. В. еп. Пентапольским (в Ливии) Василидом. Послание соответственно было разделено на 4 правила. В Книге правил и Пидалионе содержится полный текст правил, к к-рым присоединено заключение послания. Правила Д. В. входят в Кормчую (гл. 26), но в др. порядке: вначале выделен вопрос о том, когда следует оканчивать Великий пост, затем под названием «Того же от сущих без общения» следуют 4 правила - 1-е является извлечением из послания Д. В. Конону, 2-4-е представляют собой вторую половину послания к Василиду, без заключения. Это в точности соответствует правилам Д. В. в Синопсисе ( Никодим [Милаш]. Правила. Т. 1. С. 34). 1-е прав. Д. В. подробно рассматривает вопрос о том, когда нужно заканчивать пост по Великой субботе: определить точное время, час - «и неудобно, и не безопасно». В Евангелиях не говорится точно о часе Воскресения: «...евангелисты различно описали приходивших ко гробу в разные времена, и рекли, что все они обрели Господа уже воскресшим». Господь воскрес в ночь по прошествии субботы (см. ст. Воскресение Иисуса Христа ). Тех, кто спешат закончить пост еще до полуночи, Д. В. считает малодушными и невоздержными и одобряет тех, кто не торопятся быстро закончить пост, но продолжают его до «четвертой стражи», т. е. до 3 ч. (4-я стража длилась с 3 до 6 утра по рим. времясчислению); однако не осуждает он и тех, «которые, по особому своему побуждению, или по своей возможности, между тем и другим временем успокаиваются от поста», так как люди по-разному постятся и разное количество дней проводят в пощении. Это правило в сокращенном виде было повторено 89-м прав. Трулльского Собора: «Верным, дни спасительного страдания в посте и молитве и в сокрушении сердца провождающим, подобает прекращати пост в средние часы нощи по великой субботе», т. е. в полночь. Правила 2-4 разбирают различные состояния верующего, чтобы показать, в каком он может приступать к молитве и к Евхаристии, а какое требует воздержания и очищения. Ср.: Трул. 13: «Ибо предстоящим олтарю, в то время, когда приступают к святыне, подобает быти воздержными во всем, да возмогут получити от Бога в простоте просимое».

http://pravenc.ru/text/178450.html

Вся ситуация, которая там показана – это такой социальный ад, о котором мы хорошо знаем на примере Советского Союза. Общество разделено самым чудовищным образом, вместе живут и убийцы, и жертвы. И я не уверена, правильно ли, что красота фильма заглушила эту социальную остроту. Слишком красиво получилось. Кадр из фильма «Ида» Протоиерей Алексий Уминский: Этот фильм о том, что Бог умер. Вспомните первые же кадры: девушки-послушницы несут статую Христа под музыку Баха – они хоронят Христа. Все начинается с погребения Христа. Умер Бог, Его нет в этом мире. И это все время доказывается всем фильмом. Прежде всего, это показывает Ванда, а затем в какой-то момент это происходит и с Идой: она теряет Бога. Я бы назвал это фильмом о Великой субботе. Когда мы переживаем Великую субботу, мы знаем, что будет Пасха, но когда Великую субботу переживали те, кто был со Христом, они не знали, что Пасха наступит. И вот Великая суббота, которая показана нам в этом фильме, – та, первая, в которой нет больше Бога. Красивая, чистая девочка хочет служить Богу, а Бога нет. Когда она старается полюбить и начинает понимать свою тетку, именно через нее она и увидела, что Бога нет в этом мире, что все умирает. Она пытается начать другую жизнь, найти смысл в жизни без Бога, но «а что потом?», где смысл жизни без Бога? Его тоже нет. И вот этот последний кадр возвращения: конечно, она идет в монастырь, но она идет пока еще без Бога, она только пытается снова встретить Его в своей жизни. Как мироносицы идут ко гробу, еще не зная что там увидят, примерно так идет и Ида. В этом фильме показывается, что в любом человеке сразу может быть все: Христос, Мария Магдалина, Иуда – и измена, и глубочайшее покаяние, и отчаяние «почто Ты Меня оставил?». Поэтому фильм так красив, красив, как богослужение, он вводит человека в это великопостное переживание Великой субботы. Это седьмой день – мир, в котором нет Бога. И поэтому странно задавать вопрос «почему в этом мире так много зла?», «почему умирают дети?», «почему так много несправедливости?», «почему все так ужасно и отвратительно?». Потому что умер Бог.

http://pravmir.ru/ida-film-o-velikoy-sub...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010