Там нет той высшей надежды, в которой и заключается существенная новизна христианской смерти. Да, мы по-прежнему мертвы. Да, труба, возглас, снисхождение – все это еще не произошло. Но мы знаем, мы почти знаем, как знал апостол Павел, как это будет, хотя слова его с трудом поддаются нашему пониманию. И потому эта тишина – как в Великую Субботу – еще до крестного хода, до «Христос воскрес из мертвых», перед закрытыми вратами (ничего еще не произошло) – все же Благословенная Суббота. Этот мир, этот покой уже здесь. Черные облачения сняты, и гроб в середине церкви цветет; окруженная цветами, это – жизнь уже торжествующая. Именно поэтому, взирая на Великую Субботу, я бы предложил в качестве «психотерапевтического совета» (хотя я не большой поклонник таких советов) не проявлять слишком большого интереса к знаменитому «промежуточному состоянию». Если вы спросите меня: «Где находятся сейчас мои бедные усопшие близкие?», я предложу вам не искать ответа ни в современных, ни в древних книгах, но подумать о Великой Субботе. Если в вашем приходе нет этой службы – быстрее забудьте о смерти и восстановите Великую Субботу! Отбросьте все остальное! Объявите мораторий на похороны, пока не восстановите Великую Субботу! В ней – истинное обретение «смерти как перехода», ибо здесь истинная надежда – предвкушение Царства Божия, почти знание его. Если мы можем сказать после литургии в мире сем: «И дай нам причаститься Тебе в день невечерний в Царствии Твоем...» («Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего»), то даже сейчас, ничего точно не зная, глядя сквозь тусклое стекло как через туман, мы уже предвкушаем Его Царствие. В лучшие моменты своей жизни мы знаем, что имеем в виду, говоря: «Да приидет Царствие Твое», и мы знаем, почему купец все продал для того только, чтобы купить ту единственную жемчужину, знаем, почему люди покидают мир, чтобы быть там и только там, – если это возможно здесь, то насколько же в большей степени это удел тех, кто уже не отягощен заботами мира сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

2 . Земля покрывает Меня по воле Моей, но привратники ада трепещут, видя (Меня) Матерь, облеченнаго в окровавленную одежду отмщения; ибо, поразив врагов, на кресте, как Бог, я опять воскресну и возвеличу Тебя ( Иов.38:17 ; Быт.49,11 ; Ис.59:17 ). 3 . Да радуется тварь, да веселятся все землеродные; ибо отнята добыча у враждебнаго ада; с ароматами сретайте (Меня), жены; я избавляю Адама и Еву со всем родом, и в третий день воскресну ( Мк.16:1 ; Мф.28:10 ). Ирмосы канона принадлежат авторству одной женщины инокини, именем Кассии (IX век). Первые четыре песни написаны Марком Монахом; прочее, начиная с 6-й песни – Космой Маюмским (VIII век). После шестой песни поются кондак и икос на глас 6-й, а читается синаксарий. Кондак: «Бездну затворивый мертв зрится: и смирною плащаницею обвит, во гробе полагается бессмертный, яко смертен. Жены же приидоша помазати Его миром, плачуще горько и вопиюще: сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув, воскреснет трехдневен». Икос «Содержаяй вся на крест вознесся, и рыдает вся тварь Того видяща нага висяща на древе. Солнце лучи сокры, и звезды отлогаху (не давали) свет, земля же со многим страхом колеблется: море побеже и камене распадошася: гробы же мнози отверзстая, и телеса святых мужей восташа. Ад низу (внизу) стенет (стонет) и Иудее совещаются оклеветати Христово воскресение. Жены же взывают: сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув, воскреснет трехдневным». В связи с содержанием этих текстов стоит и эпиграфическое двустишие к синаксарию: «Всуе (напрасно) хранити гроб, кустодие (стража). Не удержит бо рака (гроб) самосущую жизнь». Синаксарий этот, несмотря на свою краткость, отличается чрезвычайной углубленностью богословской мысли, художеством выражения и яркостью формулировок. Пасха уже заключена в Великой Субботе, как плод во чреве материнском. Еще немного – и совершится преславное рождение этого Плода «Праздников Праздника и Торжества из Торжеств. Что зримое видите (что значит видение) ныне? Кое настоящее успокоение (каково настоящее успокоение)?.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» ( 16  голосов:  4.3 из  5) 1944 10 января ….О речениях псалтыри. Они как бы не связны, иное не внятны, отрывисты, вдохновенны, поэтичны, замкнуты для внешнего ока. Но имеющие удел духа (например, старец Феофан Соловецкий) вопияли: читай псалтырь, одну псалтырь!… В службе оной Субботе Великой гимны Божественному мертвецу чередуются с псаломскими стихами, в коих повторяются всё время речения «оправданий твоих незабых, оправданиими твоими поучухся». «Сведения твоя вожделех, сведения твоя взысках», «судьбы твоя возжелах», «судьбы твоя возлюбих», «оправданий твоих возжадах»… Сокровенны сии речи, в сих контекстах, в сию неизреченную и таинственную нощь на Великую Субботу. Сокровенны и многознаменательны словеса сии у гроба Жизнедавца. Словеса сии вся тварь рыдая речет своему Единому Возлюбленному. Что здесь значат обозначения — «закон твой», «сведения твоя», «оправдания твоя», «заповеди твоя». Отнюдь не кодексы правил, не статьи законов, не таблицы заповедей… 11 января. Понедельник Безбожный прогресс, мертвенная цивилизация, напрасные науки, душегубное изобретательство с их внешней эффективностью, наружным блеском притупили и убили в человеке, в роде человеческом высшия способности, способности духа… В кромешных буднях, в плаче и скрежете зубов человек все мысли сосредоточил только на том, чтоб не подохнуть с голоду и холоду. Вся цель существования — урвать где лишние 100 грамм… А улучивши эту вожделенную мечту, вырвав хоть на один месяц какую-нибудь «литеру», как мы счастливы, как превозносим благодетельную . И наоборот, впав почему-либо в немилость перед «вяжущими» и «разрешающими» (а это всегда 100% сволочь и воры) и получив вместо сик А, сик Б, о как мы бываем убиты, в какую отчаянность впадаем… …Так живя, умилённо заглядывая в свиные глазки всякой сволочи, от которой зависит дать тебе лишних 200-150 грамм (а это голодному так много!) и не дать, так живя три года и более, видя вокруг себя сплошь… как тут о горнем будешь мыслить, как самому-то переключиться, где силы взять, силу духа чтоб «Это» всё принимать как пост…

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

Если мама прочитает хотя бы что-то из службы Великого Понедельника, ее мысли весь день будут направлены по определённому пути В понедельник, как обычно, дети идут в школу. Загружать их и без того ранний и тяжёлый учебный день еще и специальными службами не стоит. А вот мама вполне может прочитать хотя бы что-то из утрени или вечерни Великого Понедельника. Это может занять не более десяти-пятнадцати минут, зато мысли на весь день будут направлены по определённому пути. Вернувшись из школы, старшие дети вместе с младшими приводят в порядок свои «зоны ответственности» – игрушки, парты, ящики. Чтобы сохранить порядок до Пасхи, малыши с этого дня могут выбрать только три игрушки на целый день, ни во что другое играть уже нельзя – ни в железную дорогу на всю детскую комнату, ни в кубики, ни в лего. Такое ограничение в эти несколько дней помогает и выделить это время как совершенно особенное, и будет развивать фантазию у наших избалованных обилием игрушек деток, и позволит несравненно меньше времени тратить на ежедневную уборку во все оставшиеся до Пасхи дни. В понедельник мы заканчиваем делать украшения и поделки к Пасхе. Это могут быть деревянные яички, подставки для них, легкие яички-подвески для пасхального дерева, самодельные открытки, пасхальные надписи и рисунки для украшения дома, слова «Христос Воскресе» и буквы «ХВ» для домашних икон, расписные коробки для освящения яиц в Великую Субботу – в общем, это последний день для всякого рода поделок. Укладывая детей спать, читаем им те книги, в которых рассказывается о Страстной седмице Во время вечерней молитвы читаем и поем что-то из службы Великого повечерия , и таким образом заканчиваем день. Укладывая детей спать, читаем им Шмелева, Никифорова-Волгина, Клавдию Лукашевич, другие детские книги, в которых рассказывается о Страстной седмице.      Великий Вторник Также как и в понедельник, дети идут в школу, папа – на работу. Сегодня убираемся во всем доме. Также именно сегодня можно подготовить одежду на пасхальную службу: что-то нужно постирать, что-то догладить. Таким образом, сокращаем количество дел на предпасхальные дни. Вместе с младшими детьми идем встречать старших из школы, и все вместе отправляемся на небольшую прогулку в лес. Ищем самую красивую веточку. Дома эту веточку ставим в вазочку на подоконник. Все эти дни наши дети – дикие городские жители – будут наблюдать, как на нашем подоконнике, на веточке созревают и распускаются почки, а к Великой Субботе должны появиться маленькие липкие листики. Это и будет наше «пасхальное дерево» – на эту веточку мы повесим легкие яички из папье-маше, пенопласта, ткани.

http://pravoslavie.ru/78436.html

С первого взгляда, например, присутствие в КО глав о крещении, посте и вечерях остается непонятным. Если же обратиться к «Учению XII апостолов», то порядок их совершенно естественен. Он соответствует его VII-X главам, которые говорят именно о крещении, посте и Евхаристии. Особенно много, как мы видим, в КО вторичных дополнений в копии этого памятника. Но и их присутствие здесь непременно поддастся объяснению, если применить к ним указанный выше метод. Нужно еще только привлечь сюда для сравнения все существующие редакции КО и других родственных ему памятников. Если мы обратимся к одному только «Завету Господа нашего Иисуса Христа», то в его части, соответствующей указанным отделам КО, мы увидим богатейшее собрание правил и предписаний, связанных между собою весьма часто самыми рискованными ассоциациями сходства и смежности. Какая, например, связь между правилами о посте пред Пасхой, о посещении епископом больных, о частной молитве поутру, о причащении натощак? В «Завете» она понятна: Iubeat episcopus proclamari, ne quis quidpiam gustet, donec sacrificium expletum fuerit, et universum ecclesiae corpus novam escam suscipiat (речь идет о Великой Субботе и Пасхе)... Si quis fldelium morbi causa domi maneat, diaconus ipsi deferat sacrificium (Следуют еще два пункта о больных). De iis, qui aegrotant, faciant certionem episcopum, ut episcopus pro facultate eos visitet; ingenti enim solatio afficitur aegrotus, et praesertium, si fldelis est, cum summus sacerdos eius meminerit. Еи, qui in ecclesia psallit (вероятно, в связи с предшествующим описанием великосубботней службы), virgines et pueri respondeant psallentes. Si et domi privatim psallant duo vel tres, similiter sibi invicem respondeant psallentes: similiter et viri (XX-XXII). Указанная особенность в плане КО, Т и, отчасти, КН, то есть присутствие в них ряда глав о крещении, посте и вечерях, имеет большое значение в вопросе о происхождении всех данных па­мятников. Несомненно, что относительно, например, агапы они дают более древние известия, чем Апостольские Постанов­ления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Вселенская Суббота покоя – но впереди у нас много работы И рядом с почившими мы ожидаем Господа 26 мая, 2018 И рядом с почившими мы ожидаем Господа Что стало с заповедью о хранении субботы и почему именно накануне Пятидесятницы поминальная суббота – Вселенская, рассказывает инокиня Евгения (Сеньчукова). Инокиня Евгения (Сеньчукова) Откуда-то взялась в народном богословии идея, что заповедь о хранении субботы перешла в христианстве на воскресенье – хотя на самом деле суббота считается Церковью днем праздничным, в субботу, кроме Великой, запрещается пост, и даже в Великую Субботу он ослабляется. Воскресенье же – первый день недели на земле, освящающий предстоящие шесть дней, и восьмой – в вечности, свидетельствующий о наступлении последних времен – времени воцарения Царя царей и Господа господ. Отменено скрупулезное исполнение заповеди о субботнем покое, как и любой ветхозаветной заповеди, но это не значит, что сам покой тоже отменен. Напротив. Именно субботу Христос избирает временем многих Своих чудес, в том числе и наиболее великих – исцеление женщины, восемнадцать лет страдавшей от тяжкого недуга, буквально прижимающего ее к земле, слепорожденного, исцеление много лет лежавшего в параличе человека у Овчей купели, а если опираться на церковный устав – даже воскрешение Лазаря. И Сам Он лежал во гробе в субботу Всякий раз чудеса вызывают негодование у всегдашних оппонентов Спасителя – фарисеев. Формально придраться было не к чему – даже Синедрион, осуждая Его на смерть, вынужден прибегать к помощи лжесвидетелей, но и этого не хватало. Ведь исцеление возложением рук никак не может быть отнесено к запрещенной работе. Но сама активность Этого Человека казалась провокацией. А ведь все просто. Христос не просто не нарушал заповедь о субботе – Он ее исполнял в других. «Придите ко мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Вот Он и давал покой измученным и обремененным недугами, уставшим от этой тяжести земного бытия, полного трудов и скорбей. Открывал им глаза, поднимал их с одра болезни, даже возвращал к жизни. Само пришествие Его – суббота мира.

http://pravmir.ru/vselenskaya-subbota-po...

В седмичные дни, кроме среды и пятка, если нет предпразднства или попразднства, поется тропарь дневного святого из Месячной Минеи однажды. Если же случится два святых, из коих каждому положен тропарь в Минее, то сперва поется тропарь другого святого (Тип., гл. 52). Если в Месячной Минее не положено тропаря святому, то поется тропарь из Общей Минеи – по чину, или лику святого. После тропаря на «Слава и ныне», или, если два тропаря, после «И ныне», в понедельник, вторник, среду, четверток поется Богородичен, а в среду и пяток – Крестобогородичен «от меньших» (Тип., гл. 52, см. о Неделе вечера), по гласу тропаря святого, а если два тропаря, по гласу второго тропаря. В субботу же поется «Богородичен от меньших настоящаго гласа», «писан в субботу в конец утрени», а не по гласу тропаря святого (Тил., гл. 52, см. о Субботе). Эти Богородичны печатаются в конце каждой книги Месячной Минеи и Следованной Псалтири под таким заглавием: «Богородичны отпустительны по тропарех святых, поемые во все лето, во вечерни же, и на «Бог Господь» на утрени, и паки в конце утрени». По «Благо есть» и «Отче наш» поется тот Богородичен, пред которым напечатано: «в конце утрени». Если в седмичные дни случится предпразднство или попразднство, то после тропаря святому или двух тропарей поется тропарь предпразднства или попразднства (Тип., гл. 52). Если же в Минее не положено тропаря святому, то поется только один тропарь предпразднства или попразднства (Тип., гл. 52, еще предпразднство или попразднство). В среду и пяток сырные, в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток Великой Четыредесятницы (23-го и 26-го марта), в понедельник, вторник и среду страстной седмицы поется тропарь: «Во храме стояще славы Твоея» (Тип., послед. сырной; послед. понед. 1-й седм. Вел. поста и послед. понед., среды страстной седмицы). Но если случится Благовещение или святой с полиелеем, то по «Благо есть» поется тропарь праздника (Тип., 25-го марта) или святого (Тип., 24-го февр., аще в понедельник Четыредесятницы, 9-го марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   Со духи праведных... в пяток 4-го гласа на вечерни стиховны.    Пред выносом тела из дома, после Евангелия, после прощания пред отпустом и по опущении гроба в могилу.    Вечная память на панихиде соответствует молебному Многая лета живым. Последнее и возглашается и поется громогласно. Так же громогласно должно возглашаться и петься и наше заключительное благожелание усопшим — вечной памяти.    Эту формулу вообще следует иметь в виду для возглашения на общих панихидах, в особенности при возглашении Во блаженном успении. При окончании панихиды, службы довольно не краткой, когда и силы и внимание молящихся утомилось, достаточно ограничиться общей формулой, а не перечитывать вновь имена, не раз уже прочитанные.    Полный чин панихиды для этих двух дней излагается в Пентикостарионе в службе субботы Пятидесятницы. В Триодионе же в службе субботы Мясопустной делается только общее указание: по отпущении вечерни творим панихиду за усопших. Это же указание и в Типиконе. Но службы обеих суббот — и Мясопустной и Пятидесятницы совершенно одинаковы по строю своему. В Типиконе даже совсем не излагается служба субботы Пятидесятницы, а делается только ссылка: Поем всю службу усопших вечер и утро, якоже предызъявися в субботу мясопустную во всем подобно. Также после изложения службы субботы Мясопустной Типикон и Триодион отмечают: Ведати же подобает, яко сие последование бывает непременно и в субботу пред Святою Пятидесятницею. Основываясь на этих указаниях, должно заключить, что и в субботу Мясопустную поется служба во всем подобно субботе Пятидесятницы в тех частях, которые более подробно в ней изложены. Это, между прочим, касается и панихиды, только с заменой на ней канона 6-го гласа каноном рядового гласа Октоиха.    После тропарей на непорочных, по 3, б и 9 песням канона.    По 1-й кафисме, по 1 и 2 стихословии непорочных, по 3, 6 и 9 песням канона.    Во всех последованиях погребения, которые по строю своему приближаются к утрени,— великой ектении заупокойной нет. Нет ее и в сокращенной заздравной утрени — молебне.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Принимая во внимание широкую сферу применения освященного елея, Н.Ф. Красносельцев делает «предположение об употреблении его и для освящения лиц, проходивших подвиг покаяния» . Вероятно, такие люди, совершив подвиг, воссоединившись с Церковью или окончательно подготовившись к этому, приносили елей в храм как символ Божия милосердия, в воспоминание о блуднице, помазавшей ноги Иисуса и получившей прощение грехов. См. также схожие суждения А.П. Голубцова . Если рассматривать обряд освящения и помазания в таком контексте, то он становится ни чем иным, как чином, который дополняет торжественную обстановку воссоединения публично каявшихся. А значит, ему нужно приписывать лишь историко-символический смысл. Вышеизложенное позволяет ответить на вопрос, почему общее маслосвящение приурочено к определенным дням – к Великому Четвергу и Великой Субботе. Здесь нужно вспомнить, что по древним уставам торжественное воссоединение с Церковью лиц, приносивших публичное покаяние, как и крещение оглашенных, приурочивалось установленным датам. На Востоке совершать такое присоединение было принято тогда же, когда совершалось крестили оглашенных. А так как этим днем по преимуществу был день Пасхи или вернее канун Пасхи – Великая Суббота, то тогда было и воссоединение кающихся. На Западе дата была немного смещена – на Четверток, что, вероятно, практиковалось и в некоторых Восточных Церквах. Значит, приурочение общего маслосвящения к указанным дням является воспоминанием об этих древних сроках воссоединения с Церковью кающихся, а само маслосвящение нужно считать исторически видоизмененным обрядом помазания кающихся елеем покаяния. И снова встает вопрос: каким образом это – поначалу чисто символическое – последование в хронологической динамике изменилось в Таинство елеосвящения. Ответить на него помогает анализ особенностей богослужения и обрядов древнехристианской Церкви, которые фиксируются в самый частотный для совершения общего маслосвящения день – в Великий Четверток. В настоящее время в Православной Церкви в этот день бывает омовение ног, приготовляются запасные дары для больных и совершается освящение мира. На Западе же сюда присовокупляются и другие обряды: в частности, в связи с освящением мира совершается освящение елея для оглашенных и елея для больных, принимающих Таинство Елеосвящения. Эта практика весьма древняя – она берет свое начало еще в VIII столетии.

http://pravoslavie.ru/52676.html

1629 Ипотип. § 17; ркп. Моск. Синод. б. 330/380, л. 3 об. и др. л. 68 об. (5 сент.) л. 1174 (29 ин.); но 24 ин. и 29 авг. 9 (л. 170 об. 193 об.). 1630 Никол-Касул. Тип. гл. 12 (8). 16 (9) и др. Иногда и для свв. 8, например, Евергетид. 29 авг. (Дмитриевский, Τυπικà, 496). 1635 Ипотип. §§ 3. 13. 14; о Четыредесятнице здесь сказано: «4 καθσματα», должно быть, описка (в Ватопед ркп. этой главы нет). Лиатип. по Дмитр. 249. Студ. Ал. уст. Синод. б. 330/380 л. 71 об. 9. Ник.-Кас. Тип. гл. 1. 1641 Последнее можно считать с Toscani (Ad Typ. graec. 18) и отголоском борьбы за иконопочитание, что свидетельствовало бы о большой древности обычая (в ю. Италию, родину рассматриваемых Типиконов, спасались именно от иконоборчества), и указанием на то, что эти «величания» уже тогда, как и ныне, пелись пред иконами. 1652 Toscani, Ad Typ. graec. 49. 54. 61. 68. Студ.-Алекс. уст. по. ркп. Моск. Синод. библ. 330/380, л. 4. 72. 114. Дмитриевский, Τυπικà 264. 263. 383. 357. 1657 Никон Черногорец, Тактикон Сл. I, л. 4 (304). Ср. в Студ. Ал. Уст. о великой субботе: «утреннее пение, рекше Слава в вышних Богу, певчески поют, его же николиже бе обычай творити, точию ныне». Ркп. Моск. Синод. библ. 330/380, л. 37. 1661 Там же 870–871. Эти молитвы должно быть, в Евхологиях X-XI в. Синайск. библ. 958 и Париж. национ. 213. Дмитриевский Εχολ. 35. 1003. См. ниже «Часы». 1664 Родом из К-поля, Ниокн должен был удалиться из Раифского мон., где принял иночество, из-за недовольства братии в Черногорский, по разорении которого сначала турками в 1085 г., а потом крестоносцами в 1098 г. возвратился в Раифский. Известен, как автор «Пандект» («Сборни») соч. канонического содержания и «Тактикона» («Устав») богослужебного и монастырско-дисциплинарного и др. соч. Сочинения его на греч. язык еще не изданы (сохранились в ркп. Синайской библиотеки), исключая отрывков (у Pitra и др.): «Пандекты» и «Тактикон» пользовались большим уважение в древней России, и дали много материала для «Кормчей» книги. Напечатаны на слав. язык в Отроге 1645 г. Почаеве 1795 г. и Москве в единоверч. типографии 1859 г. Мансветов, Церк. Уст., 187 и д. Голубинский, Ист. рус. ц. I, 1, 748.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010