И понеже убо первый дней неделя заключает яко воскресна, первая сущи, и осмая, и конечная, изрядно соделающе второму дню, рекше, понедельнику, первую уставиша песнь. Абие же третиему дню, рекше, вторнику, песнь вторую. Четвертому, рекше, среде третию. Пятому четвертую, еже есть, четвертку. И шестому дню, рекше, пятку, пятую песнь. Шестую же субботе, яве убо и седмую, и прочыя две, осмую и девятую, яже общно вси дни яко истиннейшя имут. Якоже убо Божественный косма, в велицей субботе положи четверопеснец, тамо сотворив: аще и послежде премудрейший царь Лев 3 , повелев в совершение канон епископом Идрунским, монаха Марка, содела. И поскольку первый из дней, День Господень, как воскресный, заключает седмицу, будучи и первым, и восьмым, конечным, то для второго дня, понедельника, назначили они преискусно сложенную первую песнь, и таким же образом для третьего дня, вторника, песнь вторую, для четвертого, среды, – третью, для пятого, четверга, – четвертую и для шестого, пятницы, – пятую. А для седьмого, субботы – понятно, седьмую и еще шестую с прочими двумя, восьмой и девятой, которые, как главнейшие песни, и во всех остальных днях имеются. Это и божественный Косма установил для Великой субботы, введя туда четверопеснец, хотя позже епископ Идруитский Марк Монах, по распоряжению премудрейшего царя Льва 3 , тот канон довершил. Потребовательне же, Триодь 4 именуется, ни бо присно трипеснец имать: ибо всесовершенна правила предлагает. но мню от множайшаго именование прияти: или еже великия ради седмицы, якоже речено бысть прежде бывша. Мысль убо Святым нашым отцем, книгою триодию всею, вкратце все елико о нас Божия Благодеяния изначала воспомянути, и на воспоминание всем изложити: како от него создани быхом, и от пищи райския изгнахомся, и данную нам ко обучению заповедь отвергше, и отвержени быхом завистию первозлобника змия и врага, низложеннаго за гордость. И како пребывахом отвержени от благих, и от диавола водими. Како же Сын и слово Божие милосердием своим пострадав, преклонив небеса сниде, и в Деву вселися, и нас ради бысть Человек, и по нему жительством на небеса восхождение показа, рекше, смирением предводительно и постом и отвержением злых, и прочими его деянии. Како же пострада и вскресе, и на Небеса взыде паки, и Духа Святаго низпосла Святым своим учеником, и Апостолом, и како Сын Божий, и Бог совершенный, от сих всех проповедася. Что же паки божественнии апостоли, благодатию Пресвятаго Духа содействоваша, яко от конец Святых всех вкупе собраша проповедию, наполняюще вышний мир 5 : еже и мысль бяше изначала создавшему.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

Еще важнее в рассуждении о мнимой тождественности субботы с днем Сатурна различие самого характера этих празднеств. Восток считал Сатурна не богом счастливой и блаженной жизни, но скорее боялся его, как грозного и мрачного божества, так, например, у арабов он назывался «великой неудачей»; Халдеи при жертвоприношениях в честь его были в траурных одеждах и просили его пощадить их от своего вредоносного влияния; его изваяния делались из черного камня и ему посвящалась селезенка, орган желчи и меланхолии; из семи металлов, относимых к разным планетам, Сатурну посвящали не какой-либо из благородных, например, золото или серебро, но серый, тяжелый свинец 310 . Далее и на Западе эта планета называлась stella nocens, или sidus triste, а самый день Сатурна считался dtes ater 311 . Словом, праздник Сатурна имел печальный и даже зловещий характер. Празднование Еврейской субботы отличалось как раз противоположным характером: это был день радости, тихого, так сказать, умиленного покоя; он отнюдь не был печальным и зловещим, а светлым, радостным, словом благословенным днем. Как очевидно отсюда, культ Сатурна и суббота взаимно исключают друг друга и, следовательно, они не могут стоять в отношении причины к следствию. Наконец, нельзя упускать из виду и той высокой цели, которую преследовал Моисей при установлении положительного закона о субботе и учреждении субботнего культа. Такой целью, постоянно строго и последовательно выдерживаемой им, было желание возможно глубже запечатлеть в сознании склонных к язычеству Евреев идею чистого монотеизма, путем непрестанного, усиленного напоминания о Боге, Творце и Промыслителе мира. Такой цели, разумеется, совершенно не отвечала бы суббота, если бы она имела хотя малейшее отношение к языческим Сатурналиям. И Моисей, бывший не новатором, а восстановителем древней, чистой религии отцов, конечно, никогда не мог бы так резко и быстро сообщить субботе новый, противоположный старому, характер. После всего сказанного, мы считаем себя в праве согласиться с Reinke, который говорит: «нет ничего более противоречивого тексту, более неисторичного и нефилософского, чем отождествление библейской субботы с языческими сатурналиями» 312 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

Но если римские императоры, в виду интересов политических, иногда относились покровительственно к еврейской субботе, то, с другой стороны, римские писатели, говоря о евреях, никогда не упускали случая сделать несколько сатирических замечаний об их праздновании седьмого дня. Уже сам Август в одном из своих писем к Тиверию с иронией отзывается о том усердии, с каким иудеи хранят посты в субботу 295 . Другие писатели или прямо называли празднование субботы „глупым обычаем“ 296 , грубым суеверием и неразумием, или видели в нем только проявление национальной лени и нравственной распущенности евреев. „В числе других суеверий гражданской теологии“, говорит бл. Августин, „Сенека порицает и обряды иудеев, в особенности субботу, утверждая, что они делают это напрасно, потому что, празднуя субботу чрез каждые семь дней, они теряют по пустому почти седьмую часть своей жизни и бездействием наносят ущерб многому такому, что необходимо бывает по требованию времени“ 297 . Как на проявление лени, смотрел на празднование субботы и Тацит. „Говорят“, пишет он об иудеях, „что в седьмой день им показался приятным покой, потому что (этот день) положил конец их трудам. Потом, прельстившись праздностью, они отдали покою и каждый седьмой год“ 298 . Подобные же сатирические замечания о еврейской субботе встречаются у Овидия, Ювенала, Рутилия и Марциала 299 . – Эти насмешки со стороны языческого общества были настолько чувствительны, что в одно время со стороны самих иудеев вызвали попытку вывести празднование субботы. Иосиф Флавий рассказывает, что в правление Веспасиана, в Антиохии, начальник живших здесь иудеев, по имени Антиох, заручившись согласием и помощью римского правителя города, принуждал своих единоплеменников исполнять в субботу все дела, запрещенные законом. „И своими притеснениями“, замечает Флавий, „он довел иудеев до такой великой крайности, что не только в Антиохии отменили празднование седьмого дня, но поначалу этого города подобное сделано было на некоторое время и по прочим“ 300 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

ЖМП 4 апрель 2022 /  22 апреля 2022 г. 13:00 Если Христос снисходит в ад — нисходи с Ним и ты О СМЫСЛАХ БОГОСЛУЖЕНИЯ ВЕЛИКОЙ СУББОТЫ Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением. Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии  священник Антоний Борисов.  PDF-bepcuя. Проявление Божественного кенозиса Для оправдания своего отношения к Великой Субботе всего лишь как к времени ожидания Пасхи подчас используется неверно понятое богослужебное выражение «Господь субботствует» 1 . Логика здесь примерно такова: «Отдыхает Он — отдохнем и мы». Некорректность данного отношения вполне отчетливо была отмечена протопресвитером ­Иоанном Мейендорфом: «Богословие искупления не будет ни полным, ни адекватным, если оно станет рассматривать смерть и воскресение Христа просто как два события мгновенные ­и раздельные. Подлинное значение таинства Пасхи открывается в литургическом " тридневии " — таинстве, являющем нам полноту человечества Христа, равно как и величие Божественной любви. Таким образом, вершина искупительного служения Иисуса Христа есть Его пребывание во гробе: тайна Великой Субботы» 2 . Вспомним, что после телесной смерти Иисуса Христа на Голгофе Его искупительный подвиг продолжился — только за границей возможностей телесного зрения. А тот кенозис (Божественное самоуничижение), которым был ознаменован весь земной путь Спасителя, не только не сошел на нет, но даже усилился. Ведь вочеловечившийся Господь, пережив мучительный опыт умирания тела, душой отправился туда, где богооставленность присутствовала во всей своей угнетающей мощи. Сын Божий осуществил искупительное путешествие в глубины адовой тьмы, что требует от нас соответствующего отклика.

http://e-vestnik.ru/analytics/velikaja_s...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 16. Великая суббота и освящение куличей Пасха без куличей? Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня мы поговорим о значении Субботы (и не только великой), а также о традиции освящать куличи! Последнее для некоторых представляется самым важным, хотя все внимание в этот день должно быть обращено совсем не к этому. Но обо все по порядку. Тема Великой Субботы Тема Великой Субботы в полной мере являет нам исключительность этого дня в церковном году, и одновременно — богослужебную сущность субботы как дня седмицы. Суббота — самый таинственный день в седмице. Воскресное празднование понятно, а в субботе много недоговоренного. С одной стороны, это день, когда Господь лежал во гробе, с другой — это время, когда совершается победа над смертью и адом. Последнее изображается на иконе «Сошествия во ад», когда Господь стоит на разрушенных вратах ада, вокруг летают гвоздики, петли, ключики. Все засовы и укрепления адовы разлетаются в пух и прах. Справа и слева от Христа изображаются ветхозаветные беседующие друг со другом пророки, говоря, наверное, вот об этом мы и предсказывали. Господь берет за руку Адама, который долго ждал и наконец дождался. Это знаковый момент в истории — выведение человечества из ада. Здесь вспоминаются стихиры прощеного воскресенья: “Седе Адам прямо рая, и рыдая, плакаше…” — момент расставания с раем, и вот сейчас состоялась долгожданная встреча и возвращение в рай. Вопр. А откуда нам известно, что происходило в аду в день сошествия туда Христа? - Об этом рассказали те, кто воскрес в день смерти Христа. Мы же знаем из Евангелия, что “многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскресении Христа, вошли во святый град и явились многим” и обо всем подробно рассказали ( Мф. 27, 52-53 ). Так что суббота — это день не только смерти, но и победы над смертью. Вот почему она является днем для поминовения усопших. Обо все этом говорит тропарь Великой Субботы: “Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества, егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже нас, слава Тебе!”

http://azbyka.ru/video/16-velikaja-subbo...

Если Христос снисходит в ад — нисходи с Ним и ты 23 апреля 2022 г. 11:08 Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением. Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. Статья опубликована в апрельском номере «Журнала Московской Патриархии» ( 4, 2022 , PDF-bepcuя ). Проявление Божественного кенозиса Для оправдания своего отношения к Великой Субботе всего лишь как к времени ожидания Пасхи подчас используется неверно понятое богослужебное выражение «Господь Логика здесь примерно такова: «Отдыхает Он — отдохнем и мы». Некорректность данного отношения вполне отчетливо была отмечена протопресвитером Иоанном Мейендорфом: «Богословие искупления не будет ни полным, ни адекватным, если оно станет рассматривать смерть и воскресение Христа просто как два события мгновенные и раздельные. Подлинное значение таинства Пасхи открывается в литургическом " тридневии " — таинстве, являющем нам полноту человечества Христа, равно как и величие Божественной любви. Таким образом, вершина искупительного служения Иисуса Христа есть Его пребывание во гробе: тайна Великой Вспомним, что после телесной смерти Иисуса Христа на Голгофе Его искупительный подвиг продолжился — только за границей возможностей телесного зрения. А тот кенозис (Божественное самоуничижение), которым был ознаменован весь земной путь Спасителя, не только не сошел на нет, но даже усилился. Ведь вочеловечившийся Господь, пережив мучительный опыт умирания тела, душой отправился туда, где богооставленность присутствовала во всей своей угнетающей мощи. Сын Божий осуществил искупительное путешествие в глубины адовой тьмы, что требует от нас соответствующего отклика.

http://patriarchia.ru/db/text/5919700.ht...

4 . Наступление Тысячелетнего царства. Праведники царствуют с Иисусом Христом в Новом Иерусалиме. Уничтожение грешников и заключение сатаны на Земле. Суд осуждения. 5 . Небесный Иерусалим спускается на землю. «Третье» пришествие Иисуса Христа. Воскрешение грешников. Исполнительный суд: уничтожение сатаны и грешников. 6 . Конец «Великой борьбы». Конечная цель эсхатологических событий, согласно вероучению АСД, не только и не столько спасение человека, сколько Божье оправдание перед творением от возводимых на него сатаной обвинений в ведущейся сатаной с Богом «Великой борьбе», в том числе и в отношении Закона. «Сатана осужден своими же делами. Божья мудрость, Его справедливость и доброта полностью оправданы. Все поймут, что во всех Своих действиях в этой великой борьбе Он преследовал Цель вечного блага для своего народа, а также для всех сотворенных им миров… История греха вечно будет свидетельствовать о том, что счастье всех сотворенных Господом существ неотделимо от соблюдения закона Божьего» 317 . Эсхатология АСД тесно связана с другими особенностями адвентистского вероучения, выделяющими АСД из других протестантских деноминаций. Таким элементам вероучения, как учению о субботе, о смертности человеческой души, об Остатке отводится существенное место в эсхатологических построениях АСД и эсхатологию АСД невозможно целостно рассмотреть в отрыве от этих особенностей вероучения. Любой из существенных фрагментов вероучения АСД подтвержден «Духом пророчества», то есть авторитетом Е.Уайт. Можно сказать, что в основу эсхатологии АСД положена система толкования ряда фрагментов Св. Писания, имеющая внебиблейские подтверждения, признающиеся АСД сверхъестественными по происхождению 318 . Соответственно и любые попытки изменения эсхатологии АСД неизбежно вступают в противоречие с откровениями Е.Уайт и без изменения оценки роли и места Е.Уайт в организации АСД, либо трактовки её наследия, существенные изменения в их вероучении невозможны. Список источников и литературы 1. Священное Писание 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

Итак, утреня Великой Субботы: двупсалмие, шестопсалмие, великая ектения. Но далее уже поется Бог Господь, и в замене постного Аллилуйя на Бог Господь можно увидеть уже знамение нового в богослужении, явление чего-то ранее не бывшего, приближение к Воскресению. За песнопением Бог Господь следуют три тропаря. Два из них, первый и последний, нам знакомы, это Благообразный Иосиф и на И ныне — Мироносицам женам. Все это было на вечерне. Но между ними на Славу вставляется тропарь Великой Субботы: «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества, егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже нас, слава Тебе!» Что это такое? Это воскресный тропарь второго гласа. Воскресных тропарей существует восемь, но из них выбран тот, который больше других говорит о сошествии во ад. Но подумаем о другом: все-таки этот тропарь воскресный! На вечерне его не было, а на утрени он уже добавляется; ведь на утрени всегда полнее и глубже раскрывается празднуемое событие. На вечерне уже появлялись воскресные, победные тексты, а на утрени они являются в еще большей степени, и вот уже звучит воскресный тропарь. Нам открывается, что суббота неотторжима от воскресенья, любая суббота года чрезвычайно тесно связана с воскресеньем. Корень этого — в богослужении Великой и Лазаревой Суббот, которые во многом являются богослужениями воскресными. Ветхозаветный седьмой день и новозаветный седьмой день как бы соединяются в субботе, являя нам и покой, и смерть, и воскресенье, и это единство нужно обязательно чувствовать. Ни в коем случае не отменяется исключительное значение воскресенья, и ни в коем случае не исчезает особенный акцент субботы, но они постоянно будут сталкиваться и научать нас чему-то такому, что трудно выразить в конкретных словах, но можно опытно узнать, участвуя в богослужении. Тропарь Благообразный Иосиф — это тропарь о положении во гроб, а Егда снизшел еси — это тропарь о сошествии во ад и победе над ним, и в нем говорится, что Господь уже воскресил умерших, а Мироносицам женам — это тропарь о том, как мироносицам явился Ангел и сказал о том, что Господь воскрес.

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

«Пастухи уже в поле». Почему скорбеть в сочельник неуместно Пост в сочельник — предвкушение Рождества 6 января, 2022 Пост в сочельник — предвкушение Рождества В Рождественский сочельник постятся обычно даже те, кто весь Рождественский пост пропустил. Из-за этого да еще и из-за богослужебных особенностей (чтение Царских часов) этот день воспринимается покаянным и чуть ли не траурным, как Великая Пятница. Монахиня Елизавета (Сеньчукова) Хотя тематически он гораздо ближе к Великой Субботе — ведь как в ней звучит весть о Воскресении, так и в Навечерии Рождества мы уже празднуем приход Спасителя в мир. Что же касается поста, то никакого отношения к скорби, ни покаянной, ни какой-то еще, сам по себе он не имеет. Пост — это упражнение, способствующее «утишению» как плоти, так и души, а с точки зрения богословия, пожалуй, его можно рассмотреть как указание на Христово истощание — Его умаление до собственного творения, до маленького и слабого человека. Тогда да, тогда можно и с Великой Пятницей сравнить. Только скорбеть тут все же неуместно. И вот почему. Смерть Спасителя на Голгофе — следствие греха, греха первородного и греха конкретных людей, она бы не состоялась без падения наших прародителей. А вот Его воплощение — следствие Его милосердия и любви к нам — как и акт творения. Ведь и он, этот акт творения — это Его снисхождение к творению, находящемуся в тот момент в небытии, Его любовь к нему и призыв в бытие. И в этом нет ни одного мгновения скорби (как казалось философам-неоплатоникам — именно потому, что для них само творение — это унижение Нетварного, Высшего, нематериального). Это непреходящая радость дарованной нам жизни, хотя дальше будет и грехопадение, и смерть. В седальне канона Предпразднства Рождества читаем: «Небо мне показася днесь земля,/на ней бо раждается Творец/и в яслех восклонияется в Вифлееме Иудейстем./Со Ангелы поют пастырие непрестанно:/в Вышних слава, мир в мире;/видеша бо звезду, путешествующу с волхвы,/скоро же текуще принести дары, злато, смирну и ливан,/яко всех сущему Богу, и Царю вечному, и Зиждителю всяческих,/в вертепе за милосердие рождшемуся».

http://pravmir.ru/pastuhi-uzhe-v-pole-po...

и продолжается до сих пор в силу посреднического служения Христа в святом святых физического небесного храма, затем продолжится в течение Его совместного с праведниками тысячелетнего заочного суда над грешниками, а завершится временным воскрешением грешников и их окончательным уничтожением вместе с сатаной. Жизнеописание и доктрина Е. Уайт недавно стали предметом изучения с православных позиций 424 . На английском языке издано обширное (почти 300 страниц) исследование А. Касперсена «Елена Уайт – миф и правда» 425 . В этой книге, обильно цитируя первоначальные адвентистские источники, автор описывает ее лжепророчества и дает ясное представление об источнике ее вдохновений и их несоответствии с евангельскими истинами. Согласно исследованиям, «Великая борьба» не является оригинальной книгой Е. Уайт, хотя она и подкрепляет ее авторитет своими многочисленными видениями сцен из книги, оценивая ее «выше золота и серебра» 426 . Е. Уайт заимствовала концепцию, структуру и идеи книги из одноименного сочинения адвентиста Х.Л. Гастингса, изданного в 1858 г. (т.е. непосредственно перед первым изданием ее собственной книги, получившей тогда название «Духовные дары»), но уточнила и расширила его книгу. В частности, она сделала акцент на субботу и ковчег завета в небесном храме, описала восстание человека и условия его примирения с Богом (опять-таки через субботу), а также санкции для отступников от 10 заповедей. Схему великой борьбы Е. Уайт взяла у одного из лидеров миллеритского движения Ч. Фитча 427 . Помимо Гастингса, Е. Уайт широко использовала работы автора доктрины о субботе Дж. Бейтса, но не непосредственно, а через книгу Дж. Уайта «Жизненные происшествия», откуда в нее вошли фразы, цитаты, мысли, предложения, параграфы и целые страницы текста 428 . Детали доктрины о святилище она «заимствовала» у Урии Смита 429 , а схему великой борьбы – у одного из лидеров миллеритского движения Ч. Фитча 430 . Иногда она подписывала своим именем статьи своих секретарей. Ее супруг Дж. Уайт активно участвовал в редактировании переизданий ее книг, устраняя из них «неправильные» видения 431 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010