Сегодня все утро писал письма, лежавшие у меня камнем на совести. Писал предисловие к брошюре о Великой субботе для Connie [Tarasar]… Сейчас три часа – иду в семинарию. Всенощная. Завтра после обедни – отъезд с Л. в Homestead, Va., куда мы " спасаемся " на три дня. Смерть в Роттердаме епископа Дионисия (Лукина) – лежал с ним (молодой иеромонах) в одной комнате[в госпитале] летом 1936г. Смерть Ю.С. Сречинского: встречался с ним в Париже в 1941-1942гг., во время немецкой оккупации. Четверг, 1 апреля 1976 Три дня с Л. в The Homestead, старом, огромном, " аристократическом " отеле в Hot Springs, Virginia. Отель почти пустой, и мы бесконечно наслаждаемся его салонами, залами, всем этим остатком и пережитком старой жизни. Уехали в воскресенье, после Литургии, вернулись вчера к вечеру. Пятница, 2 апреля 1976 Два предельно " суматошных " дня – главным образом из-за трудностей с City Hall (новая семинарская постройка) и завтрашней поездки на два дня в Вашингтон. Сегодня (конечно, тайно от всех и вся) переезжает в Америку Солженицын! " Каково будет целование сие? " . Эта страна никого не оставляет таким, каким он приехал сюда. Какова будет " химическая реакция " : Увидит ли он за деревьями (раздражительный " американизм " ) – лес, то есть саму Америку? Письма от Андроникова, Вани Морозова, какой-то женщины, читающей Кавасилу. Почему я органически не способен отвечать на письма понемногу, а должен ждать, чтобы их набралась гора, чтобы с отчаянием ухлопать на ответы целый день? Потому, наверное, что каждое письмо требует частицы сердца, а на это все мы скупы. Размышления все эти дни – в связи с новой серией скриптов для " Свободы " – об идеологии, религии, вере. Ошибка – при всех заслугах – Мирча Элиаде и всей этой школы в том, что они и христианство сводят к религии, так же как другие (И.А. Ильин, книжечку о котором Н.П. Полторацкого я только что просматривал) видят в нем если не идеологию, то хотя бы основу идеологии. Христианство " разлагается " и в религии ( " священность " ), и в идеологии. Религия и идеология совместимы. Христианство (вера) несовместимо ни с той, ни с другой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

124 Сербская псалтирь: Munich, Staatsbibliothek, cod. slav. 4, fol. 222v; Der Serbische Psalter. Ed. H.Belting. Wiesbaden, 1978–1983. Псалтирь Томича: Москва, ГИМ, Муз. 2752, л.296; Щепкина М.Б. Болгарская миниатюра XIV века. Исследование Псалтири Томича. M., 1963, ил.63, с.82. Паломнические описания носивших Одигитрию в процессии по 125 вторникам указаны в прим.24. В «Синакаре» отмечались четыре осады города: осада 619 г.–5 июня (Synaxarium СР, 729.30–731.5); осада 677 г.–25 июня (там же, 772.8 – 16); осада 626 г., которую отмечали во Влахернах 7 августа (там же, 869.49 –876.3); осада 717–718 гг. –16 августа (там же, 901.30–904.27; ср. 895.46 –897.45). 126 См.: Mateos/. Le Typicon de la Grande Eglise. II. OCA 166, Rome, 1963, p.53.20–54.24. B конце IX–X вв. (Патмосская рукопись этого типикона) дата праздника еще не была закреплена, и его могли отмечать на пятой или шестой субботе Великого Поста, по усмотрению патриарха (там же, с.53, прим.2). Ср. Типикон Великой церкви по дрезденской рукописи XI в.: Arranz M. Les prieres presbyterales de la «Pannychis» de l’ancien Euchologe byzantin et le «Panikhida» des defunts//OCP. 40 (1974), p. 337. Процессия возвращалась в Св. Софию; утреня была в Халкопратии; см.: Дмитриевский А. Древнейшие патриаршии типиконы. Киев, 1907, с.197–201. 127 Текст (BHG, 1060), описывающий события осады 626 r., был помещен Симеоном Метафрастом в девятую книгу (февраль–апрель) его «Менология» в качестве «слова» или проповеди к празднику Акафиста (PG, 92, coi. 1353D–1372; cp. Ehrhard A. Überlieferung und Bestand der hagiographischen und homiletischen Literatur der griechischen Kirche. II. Leipzig, 1938, p.593–594; cp. также прим. 31. Другой текст (BHG, 1063), приписываемый Никифору Каллисту, сообщает об осадах 626, 674–678 и 717–718 гг.; он был включен в Триодь (PG, 92, col. 1348–1353). Не позднее XI в. гимн разными путями вошел в канон и проповедь; в монастыре Эвергетиды, например, порядок службы был следующий: прооймион 1, слово на часть 1 Акафиста, оды 1–6 из богородичного канона Иосифа Гимнографа (PG, 105, col.1020–28), прооймион 2, икосы 1–4 Акафиста, прооймион 2, икосы 5–8 Акафиста, прооймион 2, икосы 9–12 Акафиста, прооймион 2 икосы 13–16 Акафиста, прооймион 2, икосы 17– 20 Акафиста, прооймион 2, икосы 21–24 Акафиста, прооймион 2, слово на часть 2 Акафиста, оды 7–9 канона Иосифа (Дмитриевский А. Описание, I, с.537).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Τατα μν, ς φρον, συμβουλεων περ τοτων γραψα. Зонара . Отвечая на этот вопрос, (св. Отец) говорит: « ты взыскуешь положити точное время, и определенный час воскресения Господа, – что и не удобно и не безопасно. Ибо (всеми) признано, что празднество Воскресения должно начинать после того, как Господь восстал, пребывая дотоле в посте и, таким образом смиряя свои души » (ибо смирение тела постом совершается для смирения души, так что если душа постящегося остается неискушенною, пост напрасен). К сему прибавляет, что все, приходившие ко гробу, обрели Господа уже воскресшим. И мы не должны думать, говорит (св. Отец), что евангелисты разногласят и противоречат друг другу, потому что, согласно повествуя о воскресении, что Господь восстал в эту именно ночь, не говорят ясно о часе, в какой Он воскрес. Потом приводит и самые слова, или лучше, места Писания, где каждый из евангелистов говорит о воскресении Господа, и соглашает кажущееся разногласие их; при этом говорит, что прекращающих пост прежде полуночи мы не одобряем, как малодушных и невоздержанных, потому что они пресекают течение поста, не пождав немного времени; а тех, которые терпят до четвертой стражи, то есть до утра, одобряем; если кто и (вскоре) после полуночи успокоился, то есть прекратил изнурение себя постом, докуда смог, не стужаем таковым, то есть, не виним их за то, что не потерпели до утра: ибо шесть дней седмицы страстей Господних не все одинаково проводят; одни постятся все (эти дни), другие – 2 или 3, иные больше, а другие и ни одного. Итак, постившимся и трудившимся большее число дней должно быть дано снисхождение, если они раньше вкусят пищи. Если же кто не только не постился в течение каких-либо дней, но и роскошествовал в предыдущие четыре дня седмицы, а воздержался от пищи только в пятницу и субботу, и думает, что сделает что-либо великое, если пребудет без пищи до утра воскресного дня, тот совершает не одинаковый подвиг, то есть не одинаково поступает с теми, которые подвизались в течение большего числа дней. И 89е 6го собора говорит, что пост должно прекращать в средние часы ночи по великой субботе, проводя прочие дни страстной седмицы в посте, сетовании и молитве.

http://azbyka.ru/pravo/dionisiya-aleksan...

На Mф. XII, 1–8 . Христос не нарушал субботы без причины • Как защищает Он учеников от обвинения их фарисеями в нарушении субботы • Цель ветхозаветного закона о субботе • Бесполезность его в новом завете • Истинный праздник состоит в удалении от всякого зла • Благодать делает легким исполнение заповедей, когда мы прилагаем и собственное старание. Беседа 40 На Mф. XII, 9–24 . Милосердие Господа и бесчеловечие и злоба иудеев • Благодеяния, оказываемые Христом, особенно возбуждали против Него ненависть иудеев • Зависть • худшее из зол • Средства освобождения от зависти: сознание великой греховности ее, причиняемого ею вреда самому завидующему и ничтожества внешних преимуществ, возбуждающих зависть. Беседа 41 На Mф. XII, 25–32 . Опровержение клеветы фарисеев и цель его • В каком смысле хула на Духа Св. не прощается • Самоосуждение и сердечное сокрушение • путь к совершенству и избавлению от наказаний. Беседа 42 На Mф. XII, 33–37 . Цель обличения фарисеев • Почему Христос называет их порождениями ехидн • Выражаемое словами, • худое ли, доброе ли, • есть только избыток внутреннего • Всякий будет судим по собственным словам • Обижающий несчастнее обижаемого; подтверждающие это примеры • Не должно оглашать чужих грехов, даже и явных • Должно заниматься испытанием собственной совести • Время и место для такого испытания • Беспечность и леность • причина недоступности добродетелей. Беседа 43 На Mф. XII, 38–45 . Для чего фарисеи просили знамения • Знамением силы Христовой служат бедствия, постигшие иудеев • Действительность смерти Христовой • Справедливость наказаний, понесенных иудеями после смерти Христа • Освободившийся от зол, но не сделавшийся благоразумнее, подвергается более тяжкому наказанию • Сильные страдания не облегчаются видом страданий других • Польза напоминания о геенне • Увещание к исправлению жизни. Условия общественной и семейной жизни не служат препятствием для добродетели. Беседа 44 На Mф. XII, 46-XIII, 9 . Цель упрека, сделанного Христом матери и братьям • Родство по плоти не приносит никакой пользы, если нет родства духовного • Изъяснение притчи о сеятеле • Семя погибает не по вине сеющего • Погибель и плодоношение зависят от воли приемлющего • Для спасения недостаточно одной какой-либо добродетели • Вред, причиняемый телу и душе пресыщением. Беседа 45

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но это слова, и зрение еще не засвидетельствовало их, и еще не предстала очевидность дел? Видя, как слепые после рождения празднуют возрождение глаз и действием зрения прогоняют врожденный недуг; как глухие слышат, и ноги хромых выправляются словом, и мертвые восстают, и скалы расседаются при Владычнем страдании, солнце омрачается и вместо лучей и великого блеска облачается в скорбный вид и тьму; как пустеют могилы, и мертвецы вместе с живыми прообразуют и празднуют общее воскресение – видя это, как же ты не отступил от того, благодаря чему собрал для себя соблазны и уязвил свой ум, как же, с великой спешкой и скоростью прибегнув к покаянию, не показал исправления, чтобы через него приобрести и прощение грехов? Но ты не позволяешь даже таким вещам смягчить ослепление твоего сердца, и еще больше усердствуешь в утверждении безумия и богоборства, и то из-за излишнего и несвоевременного пристрастия к субботе бранишь Божественные знамения, которые выше субботы, то, не имея субботы в качестве повода для хулы, и видя, как народ освобождается от бесовской напасти, прибегаешь к Веельзевулу, то, лишенный всякой возможности придумать и такой предлог, решаешь взять себе в помощники и союзники убийство и смерть, и простираешь преступные руки и намерения, чтобы вернуть к ней того, кого она не могла удержать четверодневным мертвецом (ведь »иудеи искали убить и Лазаря« ( Ин. 12:10 )), и в конце концов осуждаешь Совершившего эти чудеса на крест и смерть, и просишь стражу, и накладываешь печати на мертвеца и на гроб, и – что самое бесстыдное, и превосходит всякое безбожие, и никоим образом не оставляет никакого извинения – измышлением кражи похищаешь воскресение, не будучи смущен и переубежден даже таким чудом, превосходящим все от века совершенные невероятные и сверхъестественные дела, но замыслив против него тем большее злодеяние, чем большее преимущество это чудо имело перед другими? Посему тот, кого ничто из блистательно сияющего присущими Божеству достоинством и необоримой силой, то есть из деяний и свершений Духа, не явило передумавшим или покаявшимся от тех дурных и душепагубных представлений, которыми он измучил и изъязвил самого себя из-за человеческого [во Христе], и кто, напротив, своими дерзкими поступками сделал даже из Божественного прибавление безумия и вящее богоборство – ясно и очевидно, что таковой не оставил себе ничего, благодаря чему он предпочел бы лучшее дурному и жарким и скорым покаянием разрешил бы предыдущие согрешения, и что он вовсе не удостоится прощения, ни в сем веке, ни в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Согласно исследованиям, «Великая борьба» не является оригинальной книгой Е. Уайт, хотя она и подкрепляет ее авторитет своими многочисленными видениями сцен из книги, оценивая ее «выше золота и серебра» 52 . Вместе с тем, Е. Уайт заимствовала концепцию, структуру и идеи книги из одноименного сочинения адвентиста Х.Л. Гастингса, изданного в 1858 г. (т.е. непосредственно перед первым изданием ее собственной книги, получившей тогда название «Духовные дары»), но уточнила и расширила его книгу, добавив акцент на субботу и ковчег завета в небесном храме, описала восстание человека и условия его примирения с Богом (опять-таки через субботу), а также санкции для отступников от 10 заповедей. Помимо Гастингса, Е. Уайт широко использовала работы автора доктрины о субботе Дж. Бейтса, но не непосредственно, а через книгу Дж. Уайта «Жизненные происшествия», откуда в нее вошли фразы, цитаты, мысли, предложения, параграфы и целые страницы текста 53 . Детали доктрины о святилище она «заимствовала» у Урии Смита 54 . Итак, хотя Е. Уайт заявляет о вдохновленности «Великой борьбы» видениями непосредственно от Бога и Его ангелов, в действительности эта книга представляет компиляцию разных авторов. Кроме Е. Уайт, множество других адвентистов также обращались к эсхатологической и вообще вероучительной проблематике. Так, по необходимости кратким, однако авторитетным источником является официальный катехизис церкви адвентистов седьмого дня «В начале было Слово…» 55 . В этом катехизисе, помимо общего изложения вероучения с многочисленными цитатами из Е. Уайт, особое внимание уделяется апологии пророческого дара этой «вестницы Господа» и божественного происхождения ее видений (гл. 17). Аналогичным образом в авторитетной и обширной «Настольной книге по теологии» 56 почти все главы завершаются параграфом «Комментарии Елены Уайт». «Настольная книга по теологии» и «В начале было Слово…» дают цельную и практически исчерпывающую картину эсхатологии адвентистов, поэтому именно на трудах Е. Уайт и на этих двух книгах в настоящей работе строится изложение доктрины адвентистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

1) Как известно, византийцы чрезвычайно чутко относились к священной хронологии и наступлению полноты времен. Кончина мира ожидалась ими в 500 и 532 гг. (вместе с 5500 годами до Р. Х. оставшиеся 500 лет составляли ровно 6000 тысяч), затем в 1324 г. (через 1000 лет после основания Константинополя), и, наконец, в 1492 г. (конец 7-го тысячелетия). 27 Например, некий сирийский писатель VI в., видоизменяя пророчество Сивиллы IV в., пророчествовал столичному граду Константинополю: «Не гордись, град Византии, ты не процарствуешь и трижды по 60 лет» 28 . Через 180 лет после основания Константинополя должны были наступить как раз 500 годы, они пришлись на царствование Анастасия, который вполне мог поэтому считаться последним императором 29 . 2) Роль царя как военноначальника и народного вождя была более чем значима во время противостояния двух народов или даже двух цивилизаций – христианской и нехристианской. Персы, арабы и турки, а также гунны и авары 30 , особо досаждавшие Византийской империи, каждый из этих народов по-своему и в соответствующее время воспринимались византийцами как последний враждебный народ, победа над которым как бы означала эсхатологическое завершение судеб всего человечества. Именно в данной перспективе рассматривались знаменитые войны императора Ираклия с персами 31 . Согласно пророчеству, которое приписывалось персидскому царю Хосрою II, после четырех недель, преисполненных поражениями византийцев, последует неделя, когда над персами будет одержана сокрушительная победа. При этом шесть дней этой победоносной недели, символически сближаемые с днями творения мира, уподоблялись и предшествовавшим шести годам войн с персами (619–626), тогда как торжественное возвращение Ираклия в столицу в 628 г. типологически соответствовало Великой субботе и концу времен 32 . Византийцы также уподобляли Ираклия царю, который пробуждается от сна и вручает царство свое Богу на Голгофе, как было сказано в «Откровении» Мефодия Патарского 33 , созданном, согласно научным изысканиям, именно в ту эпоху.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Приняв такое предположение, весьма легко уже будет объяснить, почему общее маслосвящение приурочено у нас к определенным дням, а именно: к великому четвергу и великой субботе. Стоить только, припомнить, что по уставам древнехристианской церкви торжественное воссоединение с церковью лиц, приносивших публичное покаяние, как и крещение оглашенных, приурочивалось тоже к определенным срокам. На востоке совершать это воссоединение считалось наиболее приличным в тот же день, в который совершалось и крещение оглашенных 108 . А так как этим днем по преимуществу был день Пасхи, или вернее, канун Пасхи – великая суббота 109 , то в субботу же совершалось и воссоединение кающихся. На западе же более употребителен был обычай совершать воссоединение кающихся несколько ранее, а именно в великий четверток 110 , что вероятно практиковалось и в некоторых восточных церквах. Приурочение общего маслосвящения к указанным дням есть, очевидно, воспоминание об этих древних сроках воссоединения с церковью кающихся, а самое маслосвящение – видоизмененный с течением времени обряд помазания кающихся елеем покаяния, символически напоминавшим елей блудницы, помазавшей ноги Иисуса и получившей отпущение грехов. Но каким образом этот, вначале чисто символический обряд, с течением времени изменился до того, что принял вид таинства елеосвящения? Нам кажется, что для объяснения этого следует обратить внимание на особенности богослужения и обрядов древнехристианской церкви, соблюдавшихся в один из наиболее употребительных сроков совершения у нас общего маслосвящения, а именно в великий четверток. В настоящее время, по уставам православной церкви, в этот день бывает омовение ног, приготовляются запасные дары для больных и совершается освящение мира. В западной же церкви в этот день, кроме того, совершаются некоторые другие обряды и, между прочим, в связи с освящением мира совершается освящение елея для оглашенных (oleum cathechumenorum) и елея для больных, принимающих таинство елеосвящения (oleum infirmorum).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Но действительно ли так было дело? Названные выше ученые утверждают, что «книга Закона», т.е. Второзаконие была составлена пророками, желавшими улучшить религиозную жизнь Израиля, и обнародована через посредство священников в намеренно приданной ей форме древнего законодательства, составленного самим Моисеем, с целью произвести большое впечатление на царя и народ. Но в этом утверждении есть две несообразности. Лучшие люди Израиля, его краса и гордость – пророки – представляются здесь людьми недобросовестными, способными на дерзкий подлог. Царь Иосия смутился и разодрал свои одежды в великой скорби от нарушения закона, никому до того неизвестного. Но кроме того, Библия дает и положительные свидетельства того, что закон Моиссев был известен задолго до царя Иосии. Таковые, прежде всего, находятся в книгах пороков Амоса и Осии, признаваемых отрицательной критикой за подлинные. Оба пророка прямо говорят, что их современники забыли и отвергли закон Бога своего ( Ам. 2:4 , Ос. 4:6 ). Что здесь речь не об устно передаваемом законе, видно из Ос. 8:12 : «Написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие» Если бы мы даже согласились с толкованием этого места отрицательной критикой, в смысле «если бы я написал», то и таком случае ясно, что во время пророков существовало искусство письменности, и что прежде всего, конечно, постарались предать письменности законы, усвояемые Моисею. Содержание книг Амоса и Осии, обличавших современников за совершение богослужения в местах не надлежащих, например, в Вефиле, Дане, Галгале, Варсавии, требовавших от лица Божия милости, а не жертвы ( Ос. 6:6 ) указывает на знакомство этих пророков с книгами Второзакония (12:11–14) и Левит (5:5–6). Пророк Амос обличает израильтян в том, что они продают правого за серебро, а бедного за пару сандалий; что они возлежат на одеждах, взятых в залог ( Ам. 2:6–8 ), т.е. за то, что запрещается в книгах Исход, 22:26 и Второзакония, 27:19. Он упоминает о новомесячии и субботе как об установлениях, с которыми соединено ограничение в торговле, об употреблении фальшивых мер и весов ( Ам. 8:5–6 ), имея в виду, очевидно, Исход, 20:10; 28:11–14, книгу Чисел, 10:10, книгу Левит, 16:26, Второзаконие, 25:14.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Уст.), «от менших» (сн. 850 стр., 41 прим.), по гласу тропаря, но в первом случае он поётся на «Слава» и «И ныне», а во втором случае – на «И ныне» и притом по гласу тропаря второго святого. Если в указанные дни случится святый, «емуже вход, или славословие, или полиелей, или бдение», то поётся тоже тропарь святого 2-ды и на «Слава» и «И ныне», по гласу тропаря святого, отпустительный (см. там же) богородичен, но не «от менших», а воскресный (из тех, которые в 53 гл. Уст.). Порядок пения тропарей в субботы («егда поется Бог Господь») – таков же, как и в прочие седмичные дни; после же тропарей в субботы всегда поются только что указанные отпустительные воскресные богородичны, обозначаемые также и наименованием «первые», так как на утрене они предваряют собою другие богородичны (сн. 845 стр., 22 прим.); причем, если в субботу не положено бдения или полиелея, то поётся воскресный «богородичен первый по гласу тропаря святого» («настоящего же гласа», т.е., рядового, «глаголется богородичен по 1-й кафизме, по 1-м седальне»), если же в субботу празднуется память святого с бдением, полиелеем или великим славословием, то поётся «богородичен первый настоящего гласа», т.е., того гласа, который пелся в предшествующее этой субботе воскресенье. – В воскресные дни, если особого «тропаря святому не будет», поётся только тропарь воскресный рядового гласа 2-ды и на «Слава» и «И ныне» поётся богородичен настоящего гласа, т.е., гласа этого воскресного тропаря (он указан и в Октоихе на ряду, а печатается в службе великой вечерни); если есть тропарь святому (хотя бы и Имеющему бдение), то этот тропарь, после двухкратного пения воскресного тропаря, поётся на «Слава», а если «случится в неделю другий святый имеяй тропарь», то воскресный тропарь поётся 1-ды, затем поётся тропарь первого святого 1-ды и на «Слава» – тропарь второго святого; во всех этих случаях на «И ныне» положен воскресный богородичен по гласу того тропаря, который поётся на «Слава», а «первый богородичен настоящего (т.е., рядового) гласа» глаголется «по 1-м седальне, рядового же богородична (положенного в Октоихе после этого седальна, на ряду) не глаголем».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010