Фильм о жизненном пути человека удивительной судьбы — солдата Великой Отечественной войны, профессора геологии, тайного священника Русской Православной Церкви эпохи гонений 70-80 годов, известного церковного писателя и катехизатора, тюремного священника — отца Глеба Каледы (1921-1994). К 9-му дню со дня кончины матушки Георгии (Лидии Владимировны Каледы-Амбарцумовой) мы публикуем прекрасный документальный фильм об отце Глебе Каледе, его служении, семье. О покойном супруге рассказывает матушка Лидия Каледа-Амбарцумова и множество знавших его людей Год выпуска: 2008 Режиссер: Сергей Князев Фильм «Отец Глеб» снят по благословению и с участием Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Фильм о жизненном пути человека удивительной судьбы — солдата Великой Отечественной войны, профессора геологии, тайного священника Русской Православной Церкви эпохи гонений 70-80 годов, известного церковного писателя и катехизатора, тюремного священника — отца Глеба Каледы (1921-1994). «Я думал , что жизненный путь таких подвижников веры , как отец Глеб Каледа , должен многих научить, как нужно жить , как нужно приходить к Богу , обретать Бога в своем сердце и служить ему»-сказал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в интервью для этого фильма.  Фильм является лауреатом международных православных кинофестивалей «Покров» (Киев , 2008 год) ,»Радонеж» (Москва , 2008 год ) Об отце Глебе: Люди жаждали слова о вере: у истоков Свято-Тихоновского Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет 18 ноября отметил свой Актовый день. О том, как создавался вуз, вспоминает ректор – протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ. 24 Ноя 2009 Протоиерей Владимир Воробьев Продолжение Дорогою волхвов. Профессор-протоиерей Глеб Каледа, христианин и ученый Годы отрочества и юношества будущего пастыря пришлись на конец двадцатых – тридцатые годы – время первых пятилеток, коллективизации, раскулачивания и голода, годы массовых арестов и репрессий и жесточайшего в истории гонения на Церковь. Он и его близкие стали свидетелями и участниками этих событий.

http://pravmir.ru/otec-gleb/

Шлиссельбург. Собор Рождества Иоанна Предтечи в крепости. Иоанновский собор Карта и ближайшие объекты В ноябре 1610 г. шведский король Карл IX, воспользовавшись русской Смутой, начал наступление на северо-западные рубежи России. Крепость Орешек пал 12 мая 1612 г., выдержав штурм, но уступив длительной осаде. Крепость была переименована в Нотебург, а Россия на 90 лет оказалась отрезана от Балтики, путь в которую лежал через Неву. Шведы не подвергали крепость серьезной перестройке, ограничиваясь текущим ремонтом. Поначалу в этом действительно не было необходимости – еще в 1656 г. гарнизон успешно отбил атаки воеводы Петра Потемкина. 27 сентября 1702 года войска Петра I начали осаду Нотебурга. Армией командовал фельдмаршал Б.П. Шереметев. Царь участвовал в осаде и штурме в качестве капитана бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка. 11 октября 1702 г. после ожесточенного штурма крепость пала. Согласно договору, шведы оставили Нотебург 14 октября. В тот же день русские войска вступили в отбитую цитадель. Все деревянные строения, поставленные шведами внутри крепостных стен, сгорели, стены и башни были сильно повреждены. Крепость, переименованная в Шлиссельбург ( " Ключ-город " ), нуждалась в срочном ремонте и модернизации. К осени 1703 г. у подножия старых башен поднялись земляные бастионы, к середине XVIII в. облицованные камнем. Крепостной собор перестроен в дереве из лютеранской кирхи в 1702 году. Каменный собор построен в 1776-1779 годах по проекту А.Ф. Виста. Он не действовал с 1802 года и разобран в 1822 году. Новый каменный храм выстроен в 1826-1831 годах архитектором А.Е. Штаубертом. Собор закрыт в 1917 году и был сильно разрушен в годы Великой Отечественной войны. Сейчас находится в руинированном состоянии. Крепость однако имела не только военное значение, но и была одним из духовных центров Приневья. Здесь хранилась икона Казанской Божьей Матери, которая чтилась еще в царствование царя Иоанна Васильевича Грозного и находилась в часовне в крепости Орешке. Перед сдачей крепости шведам в 1611 году ее защитники приняли решение замуровать икону в стене церкви, превращенной потом шведами в кирху. Здесь икона хранилась около ста лет. Было замечено, что одно место в алтарной стене постоянно остается влажным. Сколько ни возобновляли окраску и штукатурку, ничто не помогало. Повторное обретение иконы состоялось в 1705 г. Однажды ночью, стоявший тут на часах солдат увидел необыкновенный свет, исходивший из этого места, потом в ней образовалась трещина, через которую увидели лик Казанской иконы Божией Матери. Стену разобрали и обнаружили иконы Казанской Божьей Матери и св. Иоанна Предтечи, которые Петр I распорядился передать в крепостную Иоанно-Предтеченскую церковь. С тех пор храм в крепости являлся местом постоянного паломничества. Икона была утрачена в конце 1930-х гг. Окончательно следы ее теряются в годы Великой Отечественной войны. Судьба чудотворного образа неизвестна.

http://sobory.ru/article/?object=10047

  разделы   рассылка  распечатать Елизавета Киктенко День подснежников О Победе, памяти и фильме " Поп " Источник:  Фома Фильм " Поп " режиссера Владимира Хотиненко вышел в кинопрокат к 65-летию великой Победы. В основу сюжета была положена малоизвестная широкому зрителю история Псковской православной миссии, действовавшей в годы Великой Отечественной войны на оккупированной немецкими войсками территории Северо-Западных епархий России. Нина Усатова сыграла в картине " Поп " роль матушки Алевтины. Журнал " Фома " беседует с актрисой о фильме, о семейных традициях празднования дня Победы, о непростой и очень разной " правде о войне " и о том, какой будет наша память о Великой Отечественной, когда уже не останется на земле ее героев. Не дай нам Бог попасть в жернова истории... – Нина Николаевна, каким было Ваше первое знакомство с ролью матушки Алевтины? – Владимир Иванович Хотиненко задолго до съемок мне говорил, что у него скоро будет роль для меня. И я не знала, что это будет за роль, пока он мне не дал сценарий по роману Александра Сегеня " Поп " . Я тогда сразу подумала, что это очень ответственное дело – играть матушку. Я не знала, как сыграть жену священника, и постепенно пришла к выводу теперь, что роль матушки – по своей сути такая же, как и любой другой женщины. У священника особое призвание – к нему прихожане, особенно деревенские, идут в поисках веры, с покаянием, и батюшке они доверяют так, что открывают самые сокровенные свои тайны. А матушка – это земная женщина, а в " Попе " она еще и с характером, иногда строптивая, иногда резкая. Я поначалу все спрашивала Александра Сегеня: " Что же она так все на батюшку-то... покрикивает? " А на премьере картины в Храме Христа Спасителя консультант картины игумен Кирилл (Коровин) окончательно разрешил мои сомнения: " Вот Нина у меня спросила, может ли так матушка крикнуть на батюшку, как в фильме, – и я обратился с этим вопросом к жене моего друга-священника. " Еще и не так может! " – был мне ответ " .

http://religare.ru/2_75347.html

  разделы   рассылка  распечатать Митрополит Иларион: Великая Отечественная война высвободила мощный внутренний потенциал нашего народа Источник:  Русская православная церковь 10 мая 2015 года гостем передачи " Церковь и мир " , которую ведет на телеканале " Россия-24 " митрополит Волоколамский Иларион, стал научный директор Военно-исторического общества, профессор кафедры всемирной и отечественной истории Московского государственного института международных отношений Михаил МЯГКОВ. МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу " Церковь и мир " . 70 лет Великой Победы – юбилей, который отмечает вся наша страна и весь наш народ. Сегодня мы будем говорить о Великой Отечественной войне и об участии в ней Русской Православной Церкви. У меня в гостях – научный директор Военно-исторического общества, профессор кафедры всемирной и отечественной истории Московского государственного института международных отношений Михаил Мягков. Здравствуйте, Михаил Юрьевич! М. МЯГКОВ: Здравствуйте! 70-летие Победы, праздник Победы – это, действительно, самый светлый наш праздник. Его отмечают в нашей стране, и во многих других государствах мира. Наш советский солдат, действительно, освободил не только свою страну, но фактически весь мир от угрозы " коричневой чумы " – нацизма, от человеконенавистнической идеологии. Ведь невозможно себе представить, что было бы с миром, если бы не победа наших воинов. Когда мы сегодня говорим о роли религии в те годы, то обращаем внимание на тот факт, что, например, по переписи 1937 года, которая была в нашей стране, 57 процентов населения считали себя православными. Будучи студентом, я лично участвовал в работе многих поисковых отрядов на местах былых боев Великой Отечественной войны недалеко под Москвой, где в 1941-42 годах в неравной схватке сражались и погибали бойцы Советской армии. И каково же было мое удивление, когда мы находили рядом с останками этих воинов серебряные, а то и просто деревянные крестики. Люди шли на войну с верой, сохраняя ее несмотря ни на что: какие бы режимы ни были у нас в стране, люди сохраняли свою веру, надеялись на лучшее. И в последний бой они шли с Богом в душе.

http://religare.ru/2_106766.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Выступление предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополита Андриана на IX Всемирном Русском Народном Соборе Ваши Преосвященства! Дорогие братия и сестры! Позвольте мне от имени православных старообрядцев приветствовать участников IX Всемирного Русского Народного Собора. Тема сегодняшнего Собора имеет особое значение, потому что Победа в Великой Отечественной войне является одной из немногих вех нашей истории, которая бесспорно принимается всем народом России как событие величайшей важности, независимо от конфессиональной, партийной и национальной принадлежности. Понять причины и сущность, глубину трагизма, а также провиденциальный, смысл великой Победы и сделать соответствующие выводы, думается, является важнейшей задачей современного российского общества. Недавно, во время посещения: христиан богоспасаемого града Ржева, мне довелось узнать об одном эпизоде времен Великой Отечественной войны. Ржев - один из тех городов, которые война буквально стерла с лица земли. Уцелело всего лишь несколько зданий, и среди них - старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Сохранился рассказ командира разведчиков Коновалова, отряд которого первым ворвался в Ржев, оставленный немцами. Бойцы Коновалова должны были захватить немецкий штаб, но опоздали, так как враг успел отступить. Разведчиков насторожило, что во всем городе не видно было ни одной живой души. Но вскоре они обнаружили, что все оставшееся в живых население Ржева, около 300 человек, фашисты согнали в Покровскую церковь и заперли, а храм заминировали. Почему отступающие немцы не взорвали церковь вместе с запертыми в ней людьми, одному Богу известно. Как бы то ни было, люди остались живы, никто из них не погиб, и это было настоящее чудо. Трое суток люди без пищи и воды готовились к смерти, прощались. Те, кто умели, - молились, кто не умели, - просили помолиться за них. Там были старообрядцы, и новообрядцы, верующие и неверующие люди разных национальностей. Когда двери храма распахнулись, неверующих среди этих трехсот человек уже не было. Так общая опасность сплачивает людей и помогает им духовно прозреть.

http://mospat.ru/archive/86448-vystuplen...

В грозные дни вражеского нашествия 22 июня 1941 года – скорбная дата в истории нашего Отечества: этот день открыл счет дням Великой Отечественной войны. Война началась в воскресенье, когда разгромленная, но несокрушенная Русская Православная Церковь чествовала всех святых, в земле Российской просиявших. И сегодня мы молитвенно вспоминаем 67-ю годовщину начала войны, вспоминаем ее героев, те горести и лишения, которые с верой претерпел в войну русский народ. «Мы недаром присягу давали…» В XX веке в России Героями Советского Союза стали более 12 тысяч человек. И лишь 2,5 тысячи человек – полными кавалерами ордена Славы, обладателями всех трех его степеней. Эта награда была учреждена в 1943 году как преемник Георгиевского креста – самой почетной награды для солдат и унтер-офицеров Российской империи. При этом среди кавалеров ордена Славы есть особая категория лиц: это те, кто имеет четыре орденов Славы (получив два ордена, как правило, 3-й степени), те, кто своим подвигом как бы возродили четырехстепенность Георгиевского креста. Таких людей очень мало – менее 20 человек. Многие из них стали кавалерами четвертого ордена уже после войны, и все благополучно прошли ее до конца. Это люди различных национальностей – русские, украинцы, белорус, башкир, киргиз, узбек, казах и мордвин, разных возрастов (но каждый третий в войну разменял только второй десяток) и разных родов войск. Среди них есть разведчики и артиллеристы, автоматчики, снайпер и сапер. Но всех их объединяет одно – опасность действительно была «их стихией, тем ради чего они родились на свет» (А. Маклин). Но есть человек, который выделяется из числа кавалеров даже этой весьма немногочисленной категории. Илларион Григорьевич Меркулов (1913–1945) – единственный кавалер четырех орденов Славы, погибший во время войны. Его боевой путь еще при жизни стал легендой. Как писала в 1950-е годы газета военного округа, в котором служил сын Меркулова, Илларион Григорьевич был «настоящим богатырем. 22 раза он был ранен, но, излечившись, снова вставал в строй. Пройдя трудный и славный путь от Москвы до Берлина, он вступил в этот поверженный город Героем Советского Союза. Несколько дней не дожил герой до дня победы, пав в одном из уличных боев». Почти все факты в этой цитате – вымысел, но правда о жизни этого «богатыря» полутораметрового роста оказалась еще более впечатляющей…

http://pravoslavie.ru/1370.html

Девятьсот дней в аду Духовенство Ленинградской епархии, награжденное медалями ’За оборону Ленинграда’ вместе со своим митрополитом Алексием (Симанским). Октябрь 1943. Фото из музейной экспозиции Успенской церкви на Малой Охте, Санкт-Петербург. К началу Великой Отечественной войны советское руководство под влиянием внешнеполитических обстоятельств вынуждено было отказаться от идеи полного уничтожения Русской Православной Церкви в стране. Перспектива надвигавшейся войны заставила правительственные органы по-иному оценить роль Церкви внутри страны и на международной арене. Однако ее положение оставалось трагичным, множество запретов затрудняло ее деятельность, сотни священников томились в тюрьмах и лагерях. К концу 1930-х гг. в Советском Союзе на свободе оставалось всего 4 правящих православных архиерея. В одной из крупнейших епархий страны, Ленинградской, к 1941 г. уцелел лишь 21 православный храм, были закрыты монастыри и духовные учебные заведения, отсутствовала церковная печать. К этим трудностям прибавились и суровые тяготы войны и блокадного города. Ленинградскую епархию в тот период возглавлял известный церковный деятель митрополит Алексий (Симанский), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. В самом городе и северных пригородах, оказавшихся в кольце блокады, в его ведении находились Никольский кафедральный и Князь-Владимирский соборы, а также церкви: Никольская Большеохтинская, Волковская кладбищенская св. Иова, Димитриевская Коломяжская и Спасо-Парголовская. К обновленческому течению принадлежали Спасо-Преображенский собор и церкви на Серафимовском кладбище и в поселке Лисий Нос, которыми управлял протопресвитер Алексий Абакумов. Кроме того, в городе оставался один действующий иосифлянский храм - Троицкий в Лесном, где служил иеромонах Павел (Лигор). Общее количество православных священнослужителей в Ленинграде не превышало 25 человек. " Церковь зовет к защите Родины " С первых дней войны Русская Православная Церковь посвятила себя защите Родины. Уже 22 июня 1941 г. Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) обратился с посланием к верующим. Оно зачитывалось в храмах Ленинграда, и люди уходили на фронт как на подвиг, имея благословение Церкви. Глава епархии митрополит Алексий 26 июля написал свое обращение к духовенству и верующим " Церковь зовет к защите Родины " . Особенную известность получила его проповедь, произнесенная 10 августа. В ней говорилось прежде всего о патриотизме и религиозности русского человека. Авторитет и влияние Ленинградского митрополита в это время были настолько велики, что 12 октября 1941 г. Патриарший Местоблюститель в своем завещательном распоряжении именно его назначил своим преемником.

http://pravoslavie.ru/4874.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Благочестивый шантаж В Абхазии закрылись храмы вплоть до определения Патриархом Кириллом статуса «Абхазской православной церкви» 22.02.2021 2345 Время на чтение 7 минут Глава православных приходов в Абхазии, которые себя неформально называют «Абхазской православной церковью» (АПЦ), иерей Виссарион Аплиа заявил в эфире абхазского телевидения о прекращении богослужений в храмах Абхазии вплоть до определения статуса АПЦ. При этом храмы остаются открытыми для прихожан, передаёт РИА Новости. «Сегодняшние священнослужители, которые были отпущены в свои определённые епархии, пускай они там поставят вопрос перед своими архиереями, чтобы архиереи поставили вопрос перед Святейшим Патриархом Кириллом, как дальше быть. Тридцать лет вот так находиться в какой-то такой ситуации – это невозможно... Поэтому я сейчас приостановил (службы в храмах - ред.)», - заявил священнослужитель. При этом отец Виссарион отметил, что не стал приостанавливать богослужения в главном соборе в Сухуме. «Я в нём служил и до войны, и после войны, поэтому каноническое право имеет кафедральный собор», - добавил он. Глава «Абхазской православной церкви» считает, что во время Великой Отечественной войны, когда Русская Православная Церковь, после встречи Священноначалия с лидером страны И.В. Сталиным, признала автокефалию Грузинской, местные грузинские власти присоединили АПЦ к Грузинской Православной Церкви без соборного и канонического решения. Он выразил надежду на то, что Московский Патриархат решит церковную ситуацию в Абхазии, определив статус АПЦ. «Канонический статус этих священников (рукоположенных РПЦ - ред.) должен быть определён. Самое главное, что они должны сюда вернуться со статусом для Абхазской Православной Церкви. Мы не можем быть частью Грузинской Церкви, мы не были частью Грузинской Церкви и не будем», - решительно заявил иерей Виссарион Аплиа. Руководитель религиозной редакции «Царьграда» Михаил Тюренков считает, что глава АПЦ просто пошёл ва-банк. «И лично я его могу понять: вот уже почти тридцать лет абхазская церковная проблема не решена, - подчеркнул эксперт. - Формально Абхазия остаётся канонической территорией Грузинской Православной Церкви, однако после кровопролитной войны 1992-1993 годов, в которой Грузинский Патриархат занял одну воюющую сторону, духовное окормление Абхазии Грузинской Церковью просто невозможно».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/22/bl...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дети Победы на литературном фронте 06.05.2016 673 Время на чтение 20 минут Мои сверстники принадлежат к поколению детей Победы. Цена, заплаченная за нее, столь велика, что вот уже более 70 лет продолжается в нашей стране, худо-бедно, но все-таки мирная жизнь - срок для России неслыханный. Это тот срок, в который уложилось наше беззаботное детство, годы учебы (говоря диким языком современных чиновников, годы бесплатно предоставлявшихся народу «образовательных услуг»). В этот срок вошли еще годы, когда многими из нас был набран «опыт - сын ошибок трудных», и те годы, в которые были осмыслены эти ошибки. Мы успели (благодаря Победе нам была дарована такая возможность!) осознать многое в себе, в этом мире, в стране, наконец, созреть для того, чтобы прийти к Православной вере, окрепнуть в ней и постараться по этой вере жить. Цена Победы - это огромное число пожертвовавших собой и неизмеримо большее число спасенных ими. Они отдали себя, чтобы жизнь на земле продолжалась и чтобы она была достойной и свободной. Те страны, которые не были готовы платить такую цену, сдавались врагу. Россия взошла на крест, в том числе и за жителей этих стран. Теперь их правящие верхушки стараются стереть, уничтожить благодарную память своих народов, исказить, оклеветать в их глазах ход и суть исторических событий. Да и наши доморощенные «лакеи мысли», которые точно так же обязаны участникам войны самим фактом своего существования , пытаются развенчать народную, священную войну как ложный миф. Но живы мы, дети Победы - свидетели правды о наших отцах, и наш священный долг - встать на их защиту. Речь здесь пойдет о детях Победы, которые лично знакомы автору и которые, как представляется, принадлежат к числу тех, кто в наши дни сражается на передовой сегодняшней жестокой информационной войны. Сражаются оружием слова за правду и за Россию. Один из них - Александр Леонидович Казин. Он родился в победном сорок пятом, 21 ноября, в день архистратига Михаила, полководца Ангельских сил. Вместе с Георгием Победоносцем и Ильей пророком Архангел Михаил, победитель демонов, является покровителем русского воинства. Родители А. Л. Казина, Леонид Александрович и Мария Борисовна, во время Великой Отечественной работали на фронтах военными врачами. В конце войны их медсанбат стоял в немецком городке Мариенвердер. Сразу после войны, в августе 1945 г. Леонид Александрович умер от брюшного тифа. Мария Борисовна вернулась в родной Смоленск. Вскоре там родился сын, нареченный Александром. Однако дома его привыкли звать Леней - в память об отце. Через много лет он получил имя Леонид при крещении. В преемственной связи с отцом - не только кровной, но и воспринятой через святое имя - чувствуется что-то неслучайное.

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/07/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Личное дело Об исповеднике веры Иване Павлове 21.02.2020 1175 Время на чтение 6 минут Летом 2019 г., накануне 100-летнего юбилея архимандрита Кирилла (Павлова), сотрудники Центрального архива Минобороны РФ обнаружили пакет уникальных документов военного времени: личное дело кандидата в члены ВКП(б) красноармейца Ивана Дмитриевича Павлова (имя отца Кирилла до пострига). Документы проливают свет на некоторые неизвестные ранее детали боевого пути всероссийского старца в годы Великой Отечественной войны. Автобиография Ивана Павлова Годом ранее в архиве Троице-Сергиевой Лавры была обнаружена редкая видеозапись отца Кирилла, сделанная в 90-е гг. XX века в Свято-Даниловском монастыре. В неформальной обстановке, за чашкой чая старец не без юмора вспоминает о том, как в годы войны был «половинным» партийцем – кандидатом в члены партии. И как затем, найдя в полуразрушенном сталинградском доме Евангелие, он никогда больше с ним не расставался. Когда истек кандидатский срок – он отказался стать коммунистом, назвав себя верующим христианином. Известно, что политическую работу в Сталинграде курировал Н.С. Хрущев, отличавшийся партийным усердием и негативным отношением к Церкви: фронтовые газеты периода Сталинградской битвы пестрят сообщениями о вступлении в партию солдат и офицеров – «прямо в разгар боя, в минуты наивысшего напряжения». Хрестоматийная фраза «если умру – считайте меня коммунистом» возникла в годы войны. Церковь была все еще гонима: известная встреча Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), после которой в отношениях начнется «оттепель», состоится только в сентябре 1943 г. Анкета вступающего в кандидаты члена ВКП(б) Ивана Дмитриевича Павлова от 06.02.1943 Отказ вступить в партию и назвать себя христианином в условиях гонений на Церковь, да еще в военное время, когда изменников Родины казнили без суда и следствия, означало почти верную гибель. Защитник легендарного Дома Павлова Илья Воронов после войны рассказывал киножурналу «Летописец России» о том, как сотрудничая с Особым отделом, был свидетелем расстрела на месте бойца, который всего лишь начал роптать на то, что их бросили защищать «развалины».

http://ruskline.ru/opp/2020/02/21/lichno...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010