История православия на Смоленщине. Вчера и сегодня. РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_95223.html 20 июня 2012 Александр Щипков История православия на Смоленщине. Вчера и сегодня. Выступление Александра Щипкова на презентации книги о. Серафима (Амельченкова) " Русская православная церковь и общество " Ваше Преосвященство! Дорогие отцы! Коллеги! Благодарю вас за приглашение в Смоленск и возможность высказать свое мнение о новой книге иеромонаха Серафима (Амельченкова) " Русская православная церковь и общество " . В наше время очень часто приходится говорить о переписывании истории Великой Отечественной войны. Этой проблеме посвящено уже немало статей в различных изданиях. Одновременно с этим нам, людям церковным, приходится сталкиваться с белыми страницами в истории РПЦ ХХ-го века. Уникальность работы о. Серафима заключается в том, что перед нами автор разворачивает параллельно две исторические линии. Одна из них связана с историей Великой Отечественной войны, другая – с религиозной и духовной жизнью православных христиан на Смоленщине. Это соединение выводит данную работу совершенно на иной уровень. Автор предлагает нам не узкое краеведческое исследование, а широкий взгляд на проблему религиозного возрождения в России. В 70-е годы мне приходилось слышать рассказы очевидцев о том, в каких непростых условиях немецкой оккупации они пытались возрождать русское православие. Они рассказывали мне о православных просветительских кружках, которые действовали на оккупированных территориях Ленинградской области в Гатчине и Луге. Каково же было мое удивление и радость, когда описание схожей ситуации я обнаружил в книге о. Серафима. Православные жители Смоленска объединялись в кружки, занимались просвещением и благотворительностью. Следовательно, это не было единичным случаем, это было направление мысли, направление духа. Это свидетельство неуничтожимости народной веры. Обработка и систематизация подобных исторических материалов имеет огромную ценность.

http://religare.ru/2_95223_1_21.html

Кременчуг. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Крюкове Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В последнее время мы всё меньше интересуемся своей историей. Много кременчужан не знают, что до революции город считался еврейским. Ведь людей этой национальности проживало почти 60%. Поэтому, наверное, и было в Кременчуге 3 большие синагоги и больше, чем 30 молитвенных еврейских домов, и лишь 12 православных церквей. Одна из них - Успенская церковь города. В 1883 г. городской архитектор Кременчуга Александр Несвицкий разработал проект одноглавой церкви для Крюковского кладбища. Последние работы по её сооружению завершились в 1887 г.  Того же года церковь была освящена метрополитом Переяславським и Полтавским Иоанном на отсюда и название. Церковь была задумана как кладбищенский храм, то есть она предназначалась исключительно для отпевания умерших и выполнение обрядов, связанных с погребением, и была приписана к Покровской приходской церкви. После революции, когда Советская власть начала набирать силу, бригадой комсомольцев-активистов церковь была закрыта. Звоны переплавлялись на вагоностроительном заводе, в самом сооружении был создан рабочий факультет, а в подвалах церкви для работников завода консервировались овощи. Со временем храм превратили в спортзал и так он просуществовал до Великой Отечественной войны. О религии в те года не могло быть и речи. Ведь с 1937 г. «большим правителем» Иосифом Сталиным была объявленная безбожная пятилетка. Во время Великой Отечественной войны, когда оккупанты заняли город, по просьбе местных жителей они разрешили в 1942 г. в Успенской церкви проводить службы - так бывшая кладбищенская церковь превратилась в приходскую. Люди сносили сюда иконы, церковную утварь. Церковь была спасена благодаря 4 женщинам: Евдокии Резниченко, Прасковьи Иванюк, Ефросинии Андреевны и Домникии. Первым священником, который начал молебные, панихиды, отпевание, был протоиерей Григорий. В конце 1950-х г.г. в Советском Союзе разворачивается ещё одна антирелигиозная компания, направленная на закрытие большинства действующих церквей. К тому времени Кременчугская Успенская церковь была единым действующим религиозным центром на Кременчугский, Глобинский, Козельщенский и близлежащие районы. И только благодаря усилиям архимандрита Порфирия, храм удалось спасти от закрытия.

http://sobory.ru/article/?object=37431

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Иванов Иван Спиридонович; 6.02.1912, Псков - 17.11.1966, Киров), еп. Кировский и Слободской. Из семьи ремесленника. С 1926 г. псаломщик в псковской ц. во имя святых Константина и Елены, позднее служил в других храмах Пскова. В 1927 г. окончил неполную среднюю школу, в 1933 г.- муз. школу по классу скрипки в Пскове, в 1936-1938 гг. учился 2 курса на вокальном отд-нии Ленинградского муз. техникума им. П. И. Чайковского. Окончил бухгалтерские курсы, с кон. 1938 г. работал бухгалтером в городском жилищном управлении. Во время Великой Отечественной войны после оккупации Пскова нем. войсками 30 июля 1941 г. стал певчим, а 2 июля 1942 г.- псаломщиком в псковском Троицком кафедральном соборе. 6 июня 1943 г. рукоположен целибатом во диакона Патриаршим экзархом Прибалтики Виленским и Литовским митр. Сергием (Воскресенским) , служил в псковском Троицком соборе. 22 авг. 1943 г. митр. Сергием рукоположен во иерея к храму свт. Николая погоста Любятово под Псковом. Активно помогал партизанам. 7 марта 1944 г. вместе с прихожанами вывезен немцами в Шяуляйские трудовые лагеря (Литва), но вскоре был освобожден по ходатайству митр. Сергия. С кон. марта до 11 окт. 1944 г. в составе «Внутренней православной миссии в Литве» (см. Псковская миссия ) окормлял рус. беженцев в г. Кретингене (Крятинге). После прихода советских войск вернулся в кон. окт. 1944 г. в Псков. В 1945 г. был арестован, но после проведенной проверки освобожден. За участие в партизанском движении награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Был одним из организаторов восстановления разрушенного во время войны Троицкого собора Пскова, стал в 1946 г. его настоятелем. С 1948 г. служил в храмах Ленинграда, был благочинным одного из городских благочиннических округов. В 1950 г. окончил заочно Ленинградскую ДС. С 1953 г. священник Спасо-Преображенского собора Ленинграда. В 1954 г. окончил заочно Ленинградскую ДА со степенью кандидата богословия, был возведен в сан протоиерея. С 1957 г. ключарь Троицкого собора Александро-Невской лавры. 7 июня 1958 г. по благословению Патриарха Алексия I Псковским и Порховским еп. Иоанном (Разумовым ; впосл. митрополит) в пещерной Успенской ц. Псково-Печерского мон-ря пострижен в монашество с именем Иоанн в честь св. прор. Иоанна Предтечи. 22 нояб. назначен настоятелем храма во имя св. Иова на Волковом кладбище Ленинграда. В 1959 г. возведен в сан игумена, 20 нояб. 1962 г.- в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/469480.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. В. Матвеев. Фотография. Сер. ХХ в. Николай Васильевич (23.01.1909, Вильна - 8.06.1992, Москва), регент, педагог. Род. в семье железнодорожного служащего. Родители М., будучи глубоко верующими, привили ему любовь к богослужению и церковному пению. В 1915 г. семья М. эвакуировалась в г. Новозыбков (Черниговская губ.), в 1918 г. переехала в Сергиевский посад (Московская губ.; с 1919 г. Сергиев, с 1930 Загорск, ныне Сергиев Посад), где в том же году М. начал учиться в муз. школе и петь в хоре Ильинской ц. В 1925-1930 гг. учился на вечернем дирижерско-хоровом отд-нии 1-го муз. техникума. В 15 лет начал руководить школьным хоровым кружком, с 18 лет - церковными хорами в Сергиеве. В 1930-1935 гг. учился в Московском архитектурном ин-те, впосл. работал в проектных орг-циях города. С началом Великой Отечественной войны был привлечен к сооружению оборонительных укреплений вокруг Москвы. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». После войны занимался восстановлением разрушенных зданий. С 1945 г. был регентом в ц. Покрова Пресв. Богородицы в с. Черкизове (ныне пос. Пушкинского р-на Московской обл.). Весной 1948 г., оставив архитектурную деятельность, М. посвятил себя церковному служению в качестве регента во вновь открывшейся ц. Преображения Господня (иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость») на Б. Ордынке по приглашению настоятеля храма прот. Михаила Зёрнова, ранее служившего в Покровской ц. в Черкизове (с 1961 Киприан (Зёрнов) , еп. Подольский, затем еп. Дмитровский, с 1963 архиепископ, с 1964 архиеп. Берлинский и Среднеевропейский). С 1952 г. М. учился на заочном отд-нии дирижерско-хорового фак-та Государственного музыкально-педагогического ин-та им. Гнесиных, к-рый окончил в 1957 г. с отличием по классу хорового дирижирования у проф. К. Б. Птицы. Годы сотрудничества с владыкой Киприаном, который в 1966-1987 гг. был почетным настоятелем храма, оказались наиболее плодотворными для М. Они оба обладали тонким вкусом в выборе репертуара, ценили творчество выдающихся рус. композиторов. Событиями церковной и муз. жизни Москвы становились дни поминовения великих рус. композиторов - П. И. Чайковского , С. В. Рахманинова , а также Д. С. Бортнянского , А. Л. Веделя , А. Ф. Львова , А. В. Никольского , П. Г. Чеснокова , когда хор Скорбященского храма за богослужением исполнял литургические циклы этих авторов. Особенно известными стали исполнения «Всенощного бдения» Рахманинова и «Литургии» Чайковского, собиравшие ценителей церковной музыки со всей Москвы.

http://pravenc.ru/text/2562562.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (1941-1945) И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СССР Религиозные организации и Советское государство накануне Великой Отечественной войны Непосредственно перед началом Великой Отечественной войны (ВОВ), ставшей переломным этапом во взаимоотношениях между гос-вом и большинством религ. объединений в СССР, гос-во продолжало проводить курс на построение «безрелигиозного общества», что выливалось в гонения против существовавших религ. общин и духовенства. В первую очередь это относилось к наиболее крупной из всех существовавших в СССР конфессий - РПЦ. Очередная масштабная волна закрытия молитвенных зданий и гонений на духовенство всех исповеданий пришлась на 1937-1941 гг. Только в 1937 г. было закрыто более 8 тыс. правосл. храмов, ликвидировано 70 епархий и вик-ств, расстреляны ок. 60 архиереев, замучены десятки тысяч правосл. священно- и церковнослужителей, а также верующих мирян ( Шкаровский. РПЦ при Сталине и Хрущёве. С. 92; см. также в ст.: Дамаскин (Орловский), игум. Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период//ПЭ. Т.: РПЦ. С. 186-187). В 1940 г. число правосл. общин в СССР составляло 8279, из них большинство находилось на территории присоединенных в 1940 г. Прибалтики, Молдавии, зап. областей Украины и Белоруссии. В РСФСР к 1940 г. было зарегистрировано 950 общин, однако реально действовали ок. 100 храмов, находившихся в основном в крупных городах. На Украине были закрыты все правосл. церкви в Винницкой, Кировоградской, Донецкой, Николаевской, Сумской, Хмельницкой областях, по одной церкви действовало в Ворошиловградской, Полтавской, Харьковской областях. В Киевской епархии из 1710 приходов, существовавших до 1917 г., сохранились 2. Гос. политика в отношении общин др. религий и исповеданий (старообрядчество, католицизм, протестантизм, ислам, иудаизм, буддизм и др.) также осуществлялась в форме гонений против «служителей культа» и через сокращение числа молитвенных зданий. В кон. 30-х гг. обычным явлением были судебные процессы над руководителями религ. объединений, к-рые обвинялись во «вредительско-шпионской деятельности», «связях со спецслужбами иностранных государств» и т. п.

http://pravenc.ru/text/Великая ...

Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор 10 октября 2018 г. 15:21 Жизнь и молитва на Смоленской земле В этом году Смоленск отпраздновал свое 1155-летие. За почти 12 веков существования этот город неоднократно становился крепостью на пути рвущихся к Москве захватчиков и навсегда вписал себя в ле­топись воинской славы России. Но есть у него и еще одна особенность. Не случайно на Днепровских воротах, на въезде в историческую часть Смоленска, на огромном плакате с изображением Предстоятеля Русской Церкви написано: «Смоленск — земля Патриарха». Над духовным возрождением города Святейший Патриарх Кирилл трудился без малого четверть века. Как сегодня организована и развивается здесь духовная жизнь, какие проблемы стоят перед ее духовенством и как оно отвечает на вызовы времени, «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. ПДФ-весия — Ваше Высокопреосвященство, вы возглавляете Смоленскую кафедру уже пять лет. Святейший Патриарх Кирилл посвятил ей почти 25 лет своего архипастырского служения. И две его известные фразы — «милейший город Смоленск» и «через Смоленск я узнал Россию» — ёмко характеризуют отношение Его Святейшества к своему служению на Смоленской земле. А с чем у вас ассоциируется Смоленск? Связывало ли что-то вас с этим городом раньше? — У меня Смоленск ассоциируется прежде всего с той великой славной историей, с примером воинской доблести и мужества, которые стали частью истории России. С героями Великой Отечественной войны, с защитниками Родины, отдавшими за нас с вами свои жизни. Поэтому я считаю, что к памяти погибших в Вяземском котле, на Соловьёвой переправе и в других местах Смоленщины, нужно относиться со благоговением и любовью. Но история Смоленска — это и подвиг воина-мученика Меркурия, решившего исход битвы во время нашествия хана Батыя, героев, сопротивлявшихся польской интервенции в XVII веке, и воинов, павших в боях во время Отечественной войны 1812 года. Первый раз в жизни я оказался в Смоленске на следующий день после своей архиерейской хиротонии, чтобы принять дела от преосвященного епископа Пантелеимона. Сегодня я чувствую себя частью Смоленска, я такой же его житель, как и 300 с лишним тысяч смолян. И очень надеюсь, что Смоленск меня полюбит так же, как полюбил его я. У меня такое ощущение, словно я прожил здесь всю жизнь. И другого города, если благословит Его Святейшество, мне не нужно.

http://e-vestnik.ru/church/mitropolit_sm...

Преподобный и Великая Победа мая 2016 Валерий Филимонов о молитвенном подвиге святого Серафима Вырицкого в годы Великой Отечественной войны … Подражая своему Небесному учителю (Преподобный Серафим Вырицкий принял великую схиму в честь преподобного Серафима Саровского, которому особо молился и стремился подражать в течение всей соей жизни), вырицкий старец принял на себя новый великий подвиг. После переезда в дом на Пильном проспекте он молился в саду на камне перед иконой преподобного Серафима, Саровского чудотворца о спасении России и Русской Православной Церкви (Это была икона, изображавшая Саровского чудотворца коленопреклоненно стоящего перед образом Пресвятой Богородицы " Умиление " . Эту икону вырицкий подвижник привез в 1903 году с Саровских торжеств, в которых вместе с супругой принимал участие). Это бывало в те дни, когда несколько улучшалось здоровье тяжело болевшего старца. Первые свидетельства о молении святого Серафима Вырицкого на камне относятся к 1935 году, когда гонители обрушили на Церковь новые страшные удары. На протяжении почти десяти лет совершал преподобный Серафим Вырицкий свой непостижимый подвиг. Это было воистину мученичество во имя любви к ближним. Со многими горячими слезами умолял Господа подвижник о возрождении Русской Православной Церкви и о спасении всего мира. Это был великий плач о всем человечестве; это была святая скорбь о мире, не ведающем Господа и любви Его. Сердце старца было исполнено невыразимой жалости ко всем заблудшим и погибающим. Для него всякий человек был творением и созданием Божиим. Отец Серафим молился за всех людей - верующих и неверующих, за врагов и гонителей Церкви, желая вечного спасения всем до единого человека. Это была великая молитва покаяния за грехи людские. Такие молитвы удерживают мир от катастрофы... С началом Великой Отечественной войны преподобный усилил подвиг моления на камне - стал совершать его ежедневно. Вот что рассказали внуки подвижника - Маргарита Николаевна Набоко и Александр Николаевич Муравьев, лично сопровождавшие старца до камня: " В 1941 году дедушке шел уже 76-й год. К тому времени болезнь очень сильно его ослабила и он практически не мог передвигаться без посторонней помощи. В саду, за домом, метрах в пятидесяти, выступал из земли гранитный валун, перед которым росла небольшая яблонька. Вот на этом-то камне и возносил ко Господу свои прошения отец Серафим.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: деятельность ОВЦС можно сравнить со служением пограничников 75 лет назад, в 1946 году, у Русской Православной Церкви появился свой МИД. После трех десятилетий страшных лет гонений Церковь получила возможность устанавливать новые общественные контакты и начать миротворческую деятельность. Для этого и был организован старейший синодальный отдел внешних церковных сношений. Как прошли эти годы и какие важнейшие события истории этой эпохи отражены в церковных анналах, «Российской газете» рассказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . – Владыка Иларион, во время Великой Отечественной войны Церковь, несмотря на многолетние довоенные репрессии, была рядом с воюющим народом. Всем известна телеграмма Сталина митрополиту Сергию от января 1943 года, где вождь благодарит за патриотическую позицию, возвращает Церкви статус юрлица и разрешает открывать счета для сбора денег на помощь фронту. Возникновение отдела, который вы сейчас возглавляете, было необходимо, чтобы окончательно сломать изоляцию Русской Православной Церкви? – Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата (до 2000 года он назывался Отделом внешних церковных сношений) был образован вскоре после Великой Отечественной войны, в 1946 году. В тот период особенно актуальными стали поддержка развивающейся миротворческой активности Церкви, ее первых за три десятилетия непрерывных гонений контактов с общественными организациями. Даже в тех тяжелейших условиях Церковь начала постепенно выходить из изоляции, навела первые мосты с христианами иных конфессий, с представителями других религий, с русским церковным зарубежьем. – Но тут подоспела так называемая хрущевская реформа, которая предполагала, по сути, откат к самым страшным временам в отношениях советского государства и Церкви...

http://mospat.ru/ru/news/87328/

Скачать epub pdf Выдающийся святой и исповедник Русской Православной Церкви Преподобный Серафим Вырицкий был с юности и до праведной кончины человеком удивительного внутреннего смирения, милосердия и преданности воле Божьей. Конечно же, все святые имели эти добродетели, но по меткому замечанию знаменитого патролога современности, доктора церковной истории, профессора А. И. Сидорова «каждый святой имеет свой аромат». В жизни преп. Серафима Вырицкого нам было особенно ярко явлено сочетание именно этих добродетелей. И, следует особенно отметить, что эти качества христианской души были крайне востребованы в эпоху страшных испытаний Великой Отечественной войны, как в судьбе всего Отечества, так и отдельных семей и людей. «Судьбы Господни истин­ны, оправдан­ны вкупе» ( Пс 18.10 ), – говорит псалмопевец, но нелегко бывает человеку принять эти слова глубиной души посреди жестоких испытаний и устрашающей зияющей неизвестности будущего. Василий Муравьев через всю жизнь пронес готовность принимать судьбы (суды) Божии, открытые как через жизненные обстоятельства, так и через решения старших. Исполнять именно не свою волю, а Божью волю будущий старец учился, начиная с самого юного возраста. Преподобный достиг высокой меры духовного совершенства, находясь еще именно в миру. Он приходит в монастырь осенью 1920 года (ему в это время исполнилось 55 лет), и пишет прошение на вступление в братию Александро-Невской Лавры. А уже в 1926 году он избирается на общем собрании братии Александро-Невской Лавры духовником как для монашествующих, так и для мирян. Эта должность – духовника главного монастыря столицы Российской империи, подразумевала также обязанность принимать исповедь епископата трех епархий – Петроградской, Олонецкой и Новгородской. Преподобный Серафим подал, таким образом, пример духовного преуспеяния в миру, пример духовного трезвения и благочестивого христианского устроения, не повреждаемого соблазнами мира сего. Добродетели смирения, милосердия и преданности воле Божьей, которые мы особенно выделили в духовном облике преп. Серафима Вырицкого , помогли купцу Муравьеву идти посреди мира по пути, который привел его к старческому служению. Смирение и милосердие не позволяли тратить на себя лишние средства, а преданность Божьей воле создавала полноту ощущения себя на службе Богу и ближним. Эти же добродетели помогли ему совершать служение молитвы и пророческого вразумления в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны и трудное время восстановления гражданской жизни в послевоенный период.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Утверждена сводная программа I Славянского форума искусств «Золотой Витязь» 17 мая, 2010. Редакция " Правмира " Утверждена сводная программа I Славянского форума искусств «Золотой Витязь», открывшегося 5 мая в Москве. Утверждена сводная программа I Славянского форума искусств «Золотой Витязь», открывшегося 5 мая в Москве. 5 мая. Музыка , СФИ. 19-00. Торжественное открытие I Славянского форума искусств «Золотой Витязь» Большой зал консерватории Подробная информация http://www.zolotoyvityaz.ru/content/view/605/171/ http://www.zolotoyvityaz.ru/content/view/643/129/ 6 мая 2010 года, Музыка 19.00. Концерт солистов театра «Геликон–опера», лауреатов международных конкурсов Михаила Гужова и Светланы Российской  Ветеранам Великой Отечественной войны Конференц-зал РГБ им. В. И. Ленина 7 мая. Музыка. 19-00. Концерт хора и солистов Академии хорового искусства им. В. С. Попова и оркестра театра «Новая опера» Песни времён Великой Отечественной войны Концертный зал «Новой оперы» им. Е.В. Колобова 7-21 мая . Изобразительное искусство Выставка   «Клыковы. Проба  династии»    А.В. Клыкова   (ул. Большая Ордынка,  д.33) Тел. 697 9857, 697 7310 Вход свободный. 7 мая. Изобразительное искусство 12-00. Открытие I Славянского Форума изобразительных искусств «Золотой Витязь». Галерея А.М. Шилова (ул. Знаменка д. 5) Вход для журналистов по аккредитации. Для посетителей выставки — билеты в кассах галереи. Тел. 697 9857, 697 7310 Подробная информация: http://www.zolotoyvityaz.ru/content/view/649/203/ 7 мая . Изобразительное искусство 15-00. Открытие выставки « Художники России – I -ому СФИ «Золотой Витязь». «Выставочный зал «Галерея в Измайлово» (Измайловский проезд, д. 4) Вход для журналистов по аккредитации. Для посетителей выставки — вход свободный Тел. 8 (495) 166-1727 8 мая. Изобразительное искусство 15-00. Открытие выставки  «Православные монастыри и славянский дух»  Милены Велчевой (Болгария).  8 мая -7 июня. Музей Храма Христа Спасителя (ул. Волхонка, д. 15) Вход для журналистов аккредитации.

http://pravmir.ru/utverzhdena-svodnaya-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010