Закрыть itemscope itemtype="" > Бог правду видит, да не скоро скажет Мифы и правда нашей истории 17.04.2011 2179 Время на чтение 12 минут Памяти новопреставленного протоиерея Василия Швеца В ночь с 10 на 11 марта скончался 98-летний протоиерей Василий Швец. Мы ему обязаны важнейшим прорывом в правду нашей истории ХХ века о заступлении Царицы Небесной нашего народа в Великой Отечественной войне . Примерно в 1986-м году пришли ко мне перепечатанные на машинке странички в неподписанном конверте - самое привычное для нас тогда чтение, самиздат, 3-й или 4-й экземпляр. Сверху стояло: «Казанская икона Божией Матери - благословение России и Петербургу». Автор указан не был. Я прочитал этот вдохновенный текст, который дышал великой любовью к Царице Небесной, к России, к Петербургу - и просто мурашки прошли по спине: вся наша история, вплоть до нынешнего времени, до Великой Отечественной войны - сплошное чудо Божией Матери! После этих удивительных страниц навсегда осталось великое благоговение к Казанскому образу Пречистой, невозвратная надежда на нашу Заступницу Усердную . В конце их приводился для нас тогда совершенно новый, а ныне широко известный факт о том, что осенью 1941 года, в самые критические дни войны, митрополиту Гор Ливанских Илие (Караму) по его горячим молитвам явилась Матерь Божия и открыла, что нужно сделать, чтобы Россия не погибла. Открыть храмы, монастыри, духовные семинарии и академии; выпустить священников из тюрем, с фронтов, и им начать служить; Ленинг рад врагу не сдавать, обнести город Казанской иконой; перед этой иконой служить в Москве молебен; затем Казанская икона должна идти с войсками до границ России; икона эта должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя; когда война закончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена. В сказании говорилось: «Владыка связался с представителями Русской Церкви и с Советским правительством и передал им все, что было определено... Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия, митрополита Сергия и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение. Все произошло так, как и было предсказано».

http://ruskline.ru/analitika/2011/04/18/...

Проект памятника. Фото сайта rzhev.histrf.ru ЖМП 5 май 2020 /  7 мая 2020 г. 11:57 Ржевский мемориал советскому солдату готов к открытию 9 мая в год 75-летия Великой победы в поселке Хорошево (Тверская область) планировалось открыть мемориальный комплекс в память обо всех солдатах Великой Отечественной войны. Возведение памятника началось по инициативе ветерановй Ржевской битвы, которые в 1942-1943 гг. сумели удержать этот стратегический рубеж, обескровив силы гитлеровской группы армий «Центр». Но из-за эпидемии торжественные мероприятия пришлось отложить. Между тем, накануне праздника автор скульптуры Андрей Коробцов рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей работе. Как известно, инициативу российских ветеранов Великой Отечественной войны поддержали Президенты России и Республики Беларусь Владимир Путин и Александр Лукашенко. В конкурсе приняли участие 32 проекта из России и Беларуси. Однако, на первом этапе конкурса отборочная комиссия отвергла все предложенные варианты памятника и попросила «добавить в него души». «Мы изучили и просмотрели множество материалов — фильмы, книги, стихи, выезжали на места боев, — рассказал Андрей Коробцов. — Может показаться, что у нас на 90 % повторяется хрестоматийный образ — памятник советскому солдату с автоматом ППШ в руках. Но пластические и композиционные решения здесь другие». Отправной точкой для авторов стали известные стихи Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом». Они-то и помогли найти нужный образ. «В ходе работы мы рассматривали самые разные варианты, прежде чем пришла мысль дополнить образ солдата стаей журавлей, символом павших за родину героев. Лицу солдата мы постарались придать несколько отрешенное выражение, как будто он смотрит вглубь себя», — добавляет Андрей. Поначалу скульптор лицо воина хотел списать со своего деда, который прошел всю войну, а Победу встретил в Варшаве командиром танка Т-34. Но постепенно автор пришел к мысли, что внешность солдата должна быть собирательной, и создал его образ по фотографиям бойцов, сражавшихся под Ржевом.

http://e-vestnik.ru/news/rzhevskiy_memor...

9 мая 2005 г. С именем Димитрия Донского, или Церковь в период войны Церковь в период войны не ограничивалась духовной и моральной поддержкой защитников Отечества, но оказывала и материальную помощь армии. Во всех приходах был организован сбор пожертвований на нужды обороны. На собранные  средства были созданы танковая колонна имени князя Димитрия Донского и эскадрилья имени Александра Невского. Одновременно по храмам шли сборы и на другие нужды: на теплые вещи для фронтовиков, на подарки им к праздникам, на уход за инвалидами войны и на воспитание детей военнослужащих. Поражение немецко-фашистских войск под Сталинградом стало началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Однако враг обладал к этому времени еще мощным военным потенциалом. Его разгром требовал намного большего напряжения сил. Для решительных боевых действий Красной Армии не хватало бронетанковой техники, и по всей стране начался сбор средств на постройку танков. Русская Православная Церковь стремилась внести посильный вклад во всенародную помощь армии. 30 декабря 1942 года Митрополит Сергий обратился с призывом о сборе средств на постройку танковой колонны имени Дмитрия Донского. «Пусть, — писал он, — наша церковная колонна понесет на себе благословение православной нашей Церкви и ее неумолкаемую молитву об успехе русского оружия». Этот призыв был услышан всей Церковью. Собранные средства — свыше 8 млн. рублей, большое количество золотых и серебряных предметов — пошли на строительство 40 танков. Около 2 млн. рублей внесли верующие Москвы и Московской области. От верующих Ленинграда поступил 1 млн. рублей, Куйбышева — 650 тысяч рублей. Полмиллиона перечислили на специальный счет верующие Пензы, по 400 тысяч поступило из Вологды, Казани и Саратова. Духовенство и верующие сельских церквей также вносили крупные суммы. Например, от Ивановской области было собрано свыше 146 тысяч рублей. Даже сельские приходы на свободной от фашистских захватчиков земле внесли посильный вклад в общенародное дело. Свидетельством глубокого патриотизма наполнены воспоминания протоиерея церкви села Троицкого Днепропетровской области И.В. Ивлева: «В церковной кассе денег не было, а их надо было достать... Я благословил двух 75-летних старушек на это великое дело. Пусть имена их будут известны людям: Ковригина Мария Максимовна и Горбенко Матрена Максимовна. И они пошли, пошли уже после того, как весь народ уже внес свою посильную лепту через сельсовет. Пошли две Максимовны просить Христовым именем на защиту дорогой Родины от насильников. Обошли весь приход — деревни, хутора и поселки, отстоящие в 5—20 километрах от села и в результате — 10 тысяч рублей, сумма по нашим разоренным немецкими извергами местам значительная». Вот так собирались те миллионы.

http://e-vestnik.ru/society/s_imenem_dim...

«Дети войны» в закарпатских селах Червенево и Домбоки Монахини Домбокского монастыря. Нач. 1940-х гг. Одним из наиболее ярких примеров христианского милосердия и жертвенности в Закарпатье в конце Великой Отечественной войны стало спасение мирянами и монахинями около 200 советских детей. О «детях войны» писали Ю. Анохин , Б. Галанов , Е. Довганич , В. Томин . Несколько публикаций на эту тему было и в белорусских электронных СМИ, но, к сожалению, в них о спасении детей в Закарпатье не было сказано . Как же оказались советские дети в Закарпатье, которое в 1939 году было оккупировано Венгрией и включено в состав своего государства? В 1944 году под натиском советской армии немецкие войска отступали на Запад. С собой они увозили множество пленных – детей и взрослых, которых планировали использовать для нужд войны. Когда один из эшелонов проезжал мимо железнодорожной станции Жорнава, он подвергся, как вспоминали позже те, кто ехал в нем, бомбардировке. Среди пассажиров этого поезда были и дети, вывезенные немцами из Белоруссии – из села Новоельня Дятловского района Гродненской области, в котором были расположены детский санаторий и пионерский лагерь. Есть несколько вариантов рассказов о том, как дети попали в Червенево и Домбоки после того, как поезд был разрушен. По одному из рассказов, к руководству русского Красного Креста в Ужгороде в конце лета 1944 года обратился венгерский офицер с просьбой взять под опеку 186 девочек и мальчиков возрастом от 5 до 15 лет. Отец Василий (Пронин), который руководил этой организацией, поручил секретарю Красного Креста Ольге Люсиевской (или Лосиевской) поехать в Домбоки и Червенево и договориться с отцом Иоанном Карбованцем о перевозке детей в названные села и в монастырь в Домбоках . По-иному о спасении детей писал в 1967 году в журнале «Украина» Ф. Прокопенко: «Лесом проходил житель села Червенево Мукачевского района Иван Иванович Карбованец, который их и обнаружил» . Наиболее достоверный рассказ о спасении детей и перевозке их в Червенево, где они были размещены в брошенных еврейских домах и хозяйствах некоторых крестьян, принадлежит старосте с. Червенево Курте, который сам ездил в Ужгород и на автомобилях перевез детей в село .

http://pravoslavie.ru/32972.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Сотвори им, Господи, вечную память!» 22 июня. День начала Великой Отечественной войны. День памяти и скорби 22.06.2009 343 Время на чтение 5 минут В этот день панихида и молебен будут совершены у мемориала защитникам Отечества на Воскресенском кладбище города Саратова. Траурный митинг пройдет в парке Победы на Соколовой горе — в нем в рамках молодежно-патриотической акции примут участие выпускники школ нынешнего года. Дню памяти и скорби будут посвящены встречи духовенства Саратовской епархии с ветеранами войны и труда в центрах социального обслуживания населения, которые пройдут накануне этой даты. «Прошу вас, как участник войны, прислать свои наиболее яркие воспоминания о военных событиях и о днях Победы, а также, если знаете, о патриотических действиях духовенства и верующих в 1941-1945 годах». Такое письмо в 1984 году, за год до 40-летия Победы, было направлено Архиепископом Пименом (Хмелевским) на приходы Саратовской епархии. В помощь участникам войны была отпечатана и разослана анкета-вопросник из 16 пунктов. Благодаря Владыке Пимену таких воспоминаний, написанных от руки на листках из школьной тетради, хранится сегодня в архиве Саратовской епархии более сорока. Скупые строчки, и в каждой — живая история… «Я, диакон М.В. Антипов, призывался в 1943 году в ряды армии и был направлен на 4-й Украинс кий фронт, где сражался до Победы. Имею четыре ранения и три контузии. Третье ранение я получил 23 сентября 1944 года. В госпитале меня лечил хирург Вячеслав Федорович Островидов. Священник, он относился к больным очень аккуратно, и многие были ему благодарны за его отеческую заботу. Еще сражался со мной в звании капитана протодиакон Гавриил Александрович Овчаренко, который руководил сложными операциями. День Победы я встретил в городе Штефене в Германии, не доезжая до Берлина около 40 километров. Этот день был вдвойне радостным для нас, верующих,— шла Светлая Седмица, и мы приветствовали друг друга: «Христос Воскресе!» — читаем мы в воспоминаниях участника войны диакона Михаила Антипова, клирика Воскресенской церкви города Пугачева.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

ЦВ 9 (430) май 2010 /  14 мая 2010 г. Долгий путь с войны. Бывший офицер вермахта вернул старинную икону, вывезенную из России 6 мая, по окончании Божественной литургии в московском Свято-Георгиевском храме-памятнике в честь победы в Великой Отечественной войне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал в дар храму старинную икону Успения Божией Матери, вывезенную в Германию в годы войны и ныне возвращенную в Россию. Так сбылась мечта Ханса Больтендаля — бывшего офицера вермахта, бывшего военнопленного, ставшего реставратором и иконописцем. Мы публикуем фрагменты из его воспоминаний. Долгая история «чудесного спасения» и возвращения в храм иконы Пресвятой Богородицы началась много десятилетий назад, в годы страшной войны. Как ее спасли из горящей церкви, как вывезли в Германию, мне неизвестно. Я могу рассказать только о том, как она попала ко мне, какой путь прошла, чтобы вернуться в Россию. Я уверен, что с этой иконой не может происходить ничего случайного. Было ли случайностью, что икона попала именно ко мне? Было ли случайным мое увлечение иконописью?.. Мой интерес к иконам возник в период моего пребывания в русском плену после Второй мировой войны. Именно там я впервые обратил внимание на потемневшие от времени строгие лики святых и был потрясен, потому что ничего подобного до этого не видел. Многие годы спустя, во время многочисленных поездок в Святую землю, в Грецию, Египет, Иорданию, Болгарию, по русскому Золотому кольцу, а также по Германии, я стремился как можно полнее ознакомиться с миром икон, потому что не мог себе объяснить, по какой причине меня так влечет к ним и в монастырях, и на различных выставках и в музеях. Теперь-то я понимаю, что именно духовная жажда пробуждала мое любопытство. Через некоторое время я стал размышлять о том, как же пишутся иконы. И решил учиться иконописи. Естественно, я понимал, что это будет непросто, но я решился. На своей первой иконе я изобразил Архангела Михаила. Три недели я посещал курсы при представительстве Московского Патриархата в Дюссельдорфе. Во время паломнических поездок я вновь и вновь посещал монастыри и разговаривал с монахами. У них я научился тому, что иконы следует писать в спокойном, умиротворенном состоянии и призвав на помощь всю свою веру. И в моей мастерской стало появляться все больше икон. Со временем мне удалось усовершенствовать мою технику. Посещая курсы университета народных ремесел, я научился еще и резьбе по дереву. Для самых красивых икон я вырезал деревянные рамы – киоты, выбирая для их украшения растительные орнаменты. В мою мастерскую приходило множество заинтересовавшихся посетителей, которым я рассказывал о духовной силе икон. После проведения четырех выставок в нашем городе Гладбеке я стал известен и за его пределами.

http://e-vestnik.ru/church/dolgij_put_s_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Он все еще служит Ветеран Великой Отечественной протоиерей Дмитрий Хмель вот уже 55 лет служит Богу и людям в сане священника 07.05.2004 409 Время на чтение 4 минуты Ветеран Великой Отечественной протоиерей Дмитрий Хмель вот уже 55 лет служит Богу и людям в сане священника. В судьбе этого человека слились воедино два служения - ратное и пастырское. И это глубоко символично. Ибо армия и Церковь имеют одинаковое призвание: защищать людей от врагов. Только армия защищает народ и страну от внешнего, видимого, противника, а Церковь оберегает свою паству от врага невидимого, духовного Давно закончилась война, и все меньше ветеранов с медалями и орденами тех далеких лет можно увидеть во время торжеств 9 мая. Еще более редкое зрелище - боевые награды на черной ткани священнической рясы. У настоятеля одного из храмов Минской епархии - Свято-Георгиевского в Несвиже - их немало. Это орден Отечественной войны ¶ степени, медали " За отвагу " , " За боевые заслуги " , " За взятие Кенигсберга " , а также церковные награды - ордена святых Владимира, Сергия Радонежского, Даниила Московского. Есть у батюшки еще одна награда - лента почетного гражданина Несвижа. Ее можно назвать видимым знаком того уважения, с каким относятся к нему жители города. Отец Дмитрий родился и вырос на Украине в небольшом городке Бершадь, неподалеку от границы с Румынией. Он был четвертым ребенком среди восьми детей зажиточного крестьянина Петра Хмеля. Трудолюбивая и богобоязненная семья Хмелей немало горя и скорбей претерпела от тогдашней власти. Но недаром сказано, что " хранит Господь всех любящих Его " , - до ареста дело не дошло. Когда Дмитрий учился в педагогической школе, началась война. Шестнадцатилетний юноша хотел вместе со старшим братом пойти на фронт, но остался - ради матери. Его час пришел в 44-м, когда Бершадь, оккупированную румынами, союзниками немцев, заняла Красная Армия. Дмитрий ушел воевать. Благодаря хорошим математическим способностям парня его взяли в артиллерию наводчиком 76-миллиметровой пушки.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

К 20-летию кончины архиепископа Михаила (Чуба) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 27 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 В 2005 году исполнилось 20 лет со дня кончины архиепископа Тамбовского и Мичуринского Михаила (Чуба). В связи с этим хотелось бы кратко остановиться на основных этапах служения владыки Михаила Церкви и отечеству. Будущий архиепископ Михаил родился 18 февраля 1912 года в семье диакона Андрея Трофимовича Чуба, служившего в храме в честь Божией Матери “Всех скорбящих Радость” в Царском Селе, ныне г. Пушкин Ленинградской области. Впоследствии отец его был рукоположен во пресвитера к Константино-Еленинскому храму в Царском Селе, в котором прослужил около 20 лет. Все детские воспоминания архиепископа Михаила связаны с этим храмом, который он полюбил с первых лет своей жизни. Воспитание в духовной атмосфере определило и дальнейшее направление жизни и деятельности будущего епископа. У него рано появилась любовь к молитве (с детства он наизусть знал акафист Божией Матери), любовь к уединению, к чтению святоотеческих творений, которые стали постоянными спутниками его жизни. Среднее образование получил в первой трудовой школе Царского (позднее Детского) Села. С 1933 по 1935 гг. работал библиотекарем-переводчиком во Всесоюзном институте растениеводства в Пушкине. В 1935 г. вместе с родителями был выслан в административном порядке в Казахстан. После ссылки в конце 1930-х гг. получил возможность проживать с родителями в г. Рыбинске. Заочно обучался в институте иностранных языков, который окончил в 1940 году. Способности к языкам владыка Михаил унаследовал от своих родителей и особенно от матери, которая знала несколько европейских языков. Сам архиепископ Михаил владел французским, немецким и английским, знал другие европейские языки, а также древнееврейский. В годы Великой Отечественной войны Михаил Андреевич преподавал иностранный язык в танковом училище в г. Рыбинске. Он был удо­стоен правительственных наград, в частности медалей “За победу над Германией в Вели­кой Отечественной войне 1941—1945 гг.”, “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.” 1 .

http://pravmir.ru/k-20-letiyu-konchinyi-...

На Литургии прозвучали особые благодарственные молитвы за дарование Победы в Великой Отечественной войне, а также прошения о упокоении «вождей и воинов наших, на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада скончавшихся, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, и всех Победы ради потрудившихся». Богослужение завершилось пасхальным крестным ходом. Поздравить владыку митрополита, архиереев, духовенство и верующих прибыли первый заместитель акима Кызылординской области А.Ш. Альназарова и руководитель управления по делам религий области Б.Ж. Камалов. В тот же день митрополит Астанайский и Казахстанский Александр возложил венок к мемориалу Славы павшим воинам в годы Великой Отечественной войны на площади «Тагзым» в Кызылорде. Затем в областном акимате состоялась встреча митрополита Александра с акимом Кызылординской области К.Е. Кушербаевым. Во встрече приняли участие: со стороны Православной Церкви — архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий, настоятель Казанского храма г. Кызылорды протоиерей Виталий Ивашинин, руководитель Информационного отдела Митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов, руководитель протокола митрополита протодиакон Роман Головин; со стороны руководства области — заместитель акима А.Ш. Альназарова и руководитель управления по делам религий области Б.Ж. Камалов. В начале встречи стороны обменялись поздравлениями с Днем Победы, подчеркнув, что патриотизм и дружба между людьми разных национальностей были той моральной силой, которая стала основой Победы. 130 000 кызылординцев приняли непосредственное участие в Отечественной войне и 37 000 из них полегли на полях сражений. Глава региона рассказал о социальных проектах поддержки ветеранов и тружеников тыла в области. В разговоре было отмечено взаимодействие между светскими органами власти и руководством традиционных религий — ислама и Православия, утверждаемое в Казахстане политикой Президента Республики Н.А. Назарбаевым.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3644688...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вышло в свет уникальное издание «Свет и тени Великой войны. Первая мировая в документах» 06.09.2014 546 Вышло в свет уникальное издание «Свет и тени Великой войны. Первая мировая в документах эпохи» (М., 2014 - 414 с.), подготовленное Российским государственным архивом социально-политической истории (РГАСПИ) и Фондом исторической перспективы. Книга вышла в серии «Первая мировая. Великая. 1914–1918» издательства «Политическая энциклопедия» (РОССПЭН), сообщает сайт РГАСПИ . Предстоит еще многое сделать, чтобы Великая война 1914–1918 годов перестала быть «белым пятном» отечественной истории. Настоящее издание знакомит с документами и материалами этой эпохи. В разделе I «Голоса современников» публикуются русские мыслители, публицисты, государственные деятели: П.Н.Дурново, Ю.С.Карцов, А.Е.Вандам (Едрихин), В.В.Розанов, П.Б.Струве, Е.Н.Трубецкой, Д.И.Иловайский, М.О.Меньшиков, И.А.Ильин, П.И.Ковалевский, О.А.Новикова, Н.В.Устрялов, В.В.Шульгин; представители Церкви: Иоанн (Восторгов), Антоний (Храповицкий), Никон (Рождественский). Подбор, публикацию и комментирование текстов осуществили д.и.н. А.В.Репников и д.и.н. А.А.Иванов . Архивные документы из фондов РГАСПИ — раздел II «Свидетельствуют архивные документы» — отражают политический спектр военных лет по отношению к войне, в том числе позиции А.Л.Парвуса, Г.Л.Пятакова, Н.И.Бухарина, А.В.Луначарского и др. Публикацию этих документов осуществила ведущий специалист РГАСПИ Е.Л.Суббота. Современные ученые в разделе III «Всматриваясь в прошлое» на базе публикуемого материала размышляют над процессами в общественном русском сознании, порожденными Первой мировой войной и в преддверии Русской революции. Авторы статейной части издания - д.и.н. А.А.Иванов, к.и.н. Б.С.Котов, д.и.н. А.В.Репников: Иванов А.А., Котов Б.С . «Предвидение необычайной силы»: о «пророческой» записке П.Н.Дурново; Котов Б.С . «Сеющие ветер»: российская пресса о политике австро-германского блока в дни Июльского кризиса; Репников А.В . «Война России с Германией привела бы к печальным результатам…»: геополитические прогнозы русских консерваторов;

http://ruskline.ru/news_rl/2014/09/06/vy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010