22 мая 2005 г. О примирении народов России, Германии и других стран Цикл публикаций «Церковного вестника», посвященный истории России ХХ века и, в частности, Великой Отечественной войне, был отмечен многими нашими читателями. Некоторые из писем мы готовим к публикации в ближайших номерах ЦВ.   Уважаемая редакция «Церковного вестника»! Обращаемся к вам по поручению группы православных ветеранов Великой Отечественной войны и группы германских ветеранов Второй мировой войны из организации «Товарищество 15-го Казачьего кавалерийского корпуса» (Кельн). В рамках подготовки к празднованию 60-летия окончания Второй мировой войны по инициативе Российской Федерации и других стран СНГ 19 ноября 2004 г. была принята судьбоносная для всего мира резолюция ООН «Об объявлении Организацией Объединенных Наций 8 и 9 мая днями памяти и примирения». В связи с этим благодарим вас за публикацию статьи Кирилла Александрова «Другая война» (ЦВ 5, 2005). До последнего времени эта трагическая страница нашей отечественной истории полностью замалчивалась. А немногие публикации на эту тему были крайне тенденциозными и сводились к бездумному повторению идеологических штампов сталинско-брежневского богоборческого агитпропа. Ярлыки «пособников белобандитов и фашистов, врагов народа и советской власти» навешивались у нас в России и на тех немногих историков и публицистов, которые пытались объективно разобраться в подлинных истоках и причинах участия более чем миллиона советских граждан и десятков тысяч белоэмигрантов в войне на стороне Германии. Тот, кто забывает уроки истории, обречен их повторить! В годы Второй мировой войны чины Русской Освободительной армии под командованием генерала А.А. Власова, почти все белоэмигранты и антисоветски настроенные казаки и другие участники антисталинского движения находились под юрисдикцией и духовным окормлением Русской Православной Церкви Заграницей, возглавляемой в те годы митрополитом Анастасием. Именно поэтому в конце 70-х годов прошлого века в Соединенных Штатах Америки вышла уникальная книга — «Облик генерала А.А. Власова. Записки военного священника», автором который был известный православный священник и миссионер протоиерей Александр Киселев — участник антисталинского движения в годы Второй мировой войны. В связи с кончиной о. Александра в «Церковном вестнике» 19, октябрь 2001 г.) была помещена большая статья Андрея Золотова-Светозарова «Возвращение на Родину». И мы также благодарим Вас за эту публикацию.

http://e-vestnik.ru/history/o_primirenii...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Ленинградцы оставили нам великое духовное наследие!» Размышления ветерана Великой Отечественной войны Михаила Ивановича Фролова к 75-летию начала блокады Ленинграда 08.09.2016 912 Время на чтение 5 минут Ровно 75 лет назад, 8 сентября 1941 года, немецко-фашистские захватчики овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинг рад от всей страны с суши. Началась почти 900-дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху. Блокада города Ленинграда продолжалась до 27 января 1944 года. Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и председатель Законодательного Собрания города Вячеслав Макаров в связи с этой трагической годовщиной выступили с обращением к горожанам: «Уважаемые ленинградцы-петербуржцы! 8 сентября - скорбная дата для каждой ленинградской семьи. В этот день, оставивший тяжелый след в памяти всех поколений, началась 900-дневная блокада нашего города. Битва за Ленинград - одна из самых трагических, и, вместе с тем, героических страниц в истории Великой Отечественной войны. Ценой многих и многих тысяч жизней наши солдаты вместе с жителями осажденного города защитили его от врага, выстояли и победили. Их оружием в беспощадной борьбе с фашизмом стали самоотверженность и взаимовыручка, стойкость и мужество, безграничная любовь к своему городу и своей стране. В голоде и холоде, под обстрелами и бомбежками Ленинград жил, работал¸ сражался. Подвиг блокадников и защитников города стал символом величия духа советских людей¸ предзнаменованием будущей Великой Победы. Вечная память и слава всем, кто погиб, защищая Ленинград¸ кто отдал свои жизни во имя его будущего. Низкий поклон ветеранам - жителям блокадного города, воинам-фронтовикам - за счастье жить и трудиться в Санкт-Петербурге, среди сохраненной ими красоты. Желаем всем ленинградцам-петербуржцам мира, добра и благополучия!» О блокаде Ленинграда и беспримерном подвиге ленинградцев размышляет в интервью «Русской народной линии» ветеран Великой Отечественной войны, доктор исторических наук, вице-президент Академии военно-исторических наук, профессор Михаил Иванович Фролов :

http://ruskline.ru/news_rl/2016/09/08/le...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Ветераны и дети Великой Отечественной войны правительству и народу Германии» По событиям на Украине 04:24 06.03.2022 945 Время на чтение 5 минут Источник: Душепопечительский Православный центр св.пра. Иоанна Кронштадского Сегодня, когда правительство Германии решило поставлять Украине летальное оружие, мир поменялся — силуэты новой мировой войны более, чем ясно обозначились! И снова — Германия! Но в Германии есть честные люди, антифашисты, и мы надеемся, что это Послание попадет к ним в руки. Статус «детей войны» в России имеют люди, родившиеся между 1927 и 1945 годом. Под этим письмом могут подписаться все те, кто пережил ту войну. Мы думаем, что собственно подписи необязательно, предлагаем прочесть ветеранам (или «детям войны») это письмо, самостоятельно или с чьей-то помощью, и прислать нам (по указанным ниже координатам) примерно следующее: г. Москва , Иванов Иван Иванович, 90 лет, инвалид войны (или иное), Герой Советского Союза (или Кавалер орденов Славы… или иное), в войну был репатриирован в Германию (или иное). Или просто город, ФИО и возраст. Главное, что бы это были реальные люди, ознакомленные с текстом.

http://ruskline.ru/opp/2022/03/06/vetera...

Перед возложением венка и цветов была возглашена «Вечная память». В этот же день от имени Генерального консульства Российской Федерации в Алма-Ате был дан торжественный прием, посвященный 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. По приглашению Генерального консула России в Казахстане А.М. Демина в мероприятии принял участие митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Глава Православной Церкви Казахстана тепло поздравил собравшихся с Днем Великой Победы, сказав слова особой признательности присутствующим ветеранам войны и труда, труженикам тыла. Перед участниками мероприятия с праздничной концертной программой, включающей песни и стихи военных лет, выступили студенты Алма-Атинской духовной семинарии (музыкальный преподаватель — А.М. Бортникова) и учащиеся воскресной школы Вознесенского кафедрального собора (музыкальный руководитель — Н.О. Головина). 9 мая, в праздник Великой Победы, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в Константино-Еленинском соборе Астаны. Главе Митрополичьего округа сослужили благочинный храмов столицы архимандрит Сергий (Карамышев) и духовенство столичных храмов. За богослужением в День Победы в Великой Отечественной войне, в соответствие с Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года, состоялось особое поминовение усопших. На заупокойной ектении во время Литургии и после окончания службы — на литии, митрополит Александр, духовенство и верующие молились о упокоении «вождей и воинов, на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада скончавшихся, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, и всех Победы ради потрудившихся». По отпусте Литургии был совершен благодарственный молебен Господу Богу за дарование Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, ежегодно совершаемый по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, а также состоялось славление светлому Христову Воскресению — духовенство и хор поочередно исполнили стихиры Святой Пасхи, после чего митрополит Александр похристосовался с духовенством и верующими. Владыка митрополит обратился ко всем участникам богослужения со словами поздравления с Днем Великой Победы и архипастырской проповедью.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4076264...

Закрыть itemscope itemtype="" > О помощи Пресвятой Богородицы в Великой Отечественной войне 29.10.2021 2212 Время на чтение 10 минут Книга архимандрита Наума (Байбородина; 1927-2017) с этим названием вышла в издательстве «Сибирская Благозвонница» (М., 2020, 222 с). В редакционном предисловии к ней говорится: «Автор этой книги – ветеран Великой Отечественной войны, известный и почитаемый в России и за ее пределами Лаврский старец архимандрит Наум (Байбородин, 1927–2017). В октябре 1944 года Николай Байбородин был призван в ряды Красной Армии и проходил срочную службу в авиатехнических частях… Участвовал в войне с фашистской Германией и Японией… В ноябре 1952 года демобилизовался в звании старшего сержанта. Вернувшись домой, поступил на физико-математический факультет Киргизского государственного университета, а в 1957 году – в Московскую духовную семинарию. 14 октября того же года он был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Спустя год пострижен в монашество. Затем он был хиротонисан во иеродиакона, а ровно через год – рукоположен в иеромонаха. В 1960 году успешно окончил семинарию по первому разряду. 25 апреля 1970 года возведён во игумены, в 1979 году ко дню Святой Пасхи – в сан архимандрита. В течение многих десятилетий после братского молебна он ежедневно принимал богомольцев для исповеди и духовного наставления. Его неустанное молитвенное делание и ревность к служению являлись высоким примером для монастырской братии. Преставился ко Господу 13 октября 2017 года на 90-м году жизни. Похоронен за алтарем Духовского храма Свято-Троицкой Сергиевой Лавры рядом с могилой архимандрита Кирилла (Павлова). В своих трудах о Победе в Великой Отечественной войне архимандрит Наум (Байбородин) много внимания уделял и вопросам технического оснащения нашей армии, и событиям операций боевых действий на фронтах, и политической обстановке. Но особо он отмечал помощь Господа, Пресвятой Богородицы и Небесных Сил нашему Отечеству, которая и принесла Победу. Русские люди всегда молитвенно обращались за помощью к Богу».

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/29/...

Закрыть itemscope itemtype="" > О попытках идеологического демонтажа Великой Победы Советофобия, навязываемая извне, преследует те же цели, что и русофобия 02.09.2021 756 Время на чтение 5 минут Источник: " Хризма " Фото: 12.08.1943 Жители города Дмитровск-Орловского встречают своих освободителей. Архив " РИА Новости " . 1 сентября – годовщина начала Второй Мировой войны. А 2 сентября – годовщина её окончания. А ещё в этом году мы вспоминаем 80-летие начала Великой Отечественной войны. Страшные войны, согласно Библии и святым отцам, являются следствием грехов человеческих, отступления от заповедей Божиих. «Если под словом мир будешь разуметь освобождение от войн, а злом назовешь трудности, сопровождающие воюющих дальние походы, труды, бдения, беспокойства, пролитие пота, раны, убийства, взятие городов, порабощения, отведение в плен, жалкий вид пленных и вообще все скорбные последствия войн, то утверждаю, что сие бывает по праведному Суду Божию; Бог в войнах насылает казни на достойных наказания» (свт. Василий Великий). Наш канал посвящён вопросам церковной жизни. Однако, мы не пренебрегаем и значимыми общегражданскими темами, стараясь смотреть на них именно как верующие, а не сторонники или противники тех или иных мирских движений и идеологий. Говоря о Второй Мировой войне, о Великой Отечественной войне, мы понимаем эту по сути единую войну и Победу в ней не через призму противоборства режимов и идеологий, а через попытку понять и принять Промысел Божий о нас, выразить благодарность Богу за окончание катастрофической, горькой, ужасной войны, которая затронула почти все семьи России, Украины , Беларуси и других стран. В наше время часто раздаются голоса тех, кто пытается очернить Победу (выстраданную и вымоленную), принизить подвиг наших предков. В том числе под видом критики коммунизма и сталинизма. Разумеется, речь не о коммунизме и сталинизме, а о Родине. О России, которую многие хотят унизить и расчленить. Равным образом как и Русскую Православную Церковь, которая от радостей, нужд и бед своего народа – будь то в России, Украине, Беларуси или Киргизии – никогда себя не отделяла.

http://ruskline.ru/opp/2021/09/02/o_popy...

Казанский собор ЖМП 9 сентябрь 2011 /  20 сентября 2011 г. Возвращение Казанского собора. К 200-летию шедевра отечественной архитектуры К 200-летию шедевра отечественной архитектуры Казанский собор в Санкт-Петербурге был возведен архитектором А.Н. Воронихиным в 1811 году. Прежде на этом месте стояла небольшая каменная церковь Рождества Богородицы, построенная в 1737 году архитектором М.Г. Земцовым. Собор стал ее преемником, из нее была перенесена сюда чтимая Казанская икона Божией Матери. В 1922 году большевики передали собор обновленцам, а в 1932 году открыли в нем Музей истории религии и атеизма. Потребовалось еще более шестидесяти лет, чтобы в стенах величественного храма вновь зазвучала молитва и он вернулся в лоно Русской Православной Церкви.   Первые попытки Эта мысль постоянно жила в умах и сердцах мирян и церковного священноначалия. Как только появлялась малейшая надежда, верующие снова поднимали этот вопрос. Одну из попыток вернуть храм сразу после окончания Великой Отечественной войны предпринял митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). Он несколько раз обращался с этой просьбой к городским властям. В отчетах епархии за 1947–1948 годы говорится: «Весьма желательным и давно ожидаемым является открытие Казанского собора в качестве кафедрального». Но эти пожелания не нашли сочувствия у властей. Однако с началом перестройки ситуация изменилась. В Ленинграде, как и во многих других городах, всё настойчивей звучали требования восстановить историческую справедливость. Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) несколько раз обращался к городским властям с просьбой передать епархии некоторые храмы, в том числе и Казанский собор. В декабре 1987 года исполнилось 175 лет со дня освобождения России от нашествия армии Наполеона. На Рождество в 1988 году у памятников Кутузову и Барклаю де Толли состоялся митинг и возложение венков. А затем его участники направились в Казанский собор, пропели у гробницы великого полководца Кутузова «Вечную память», возложили цветы и огласили коллективное требование превратить собор в музей Отечественной войны 1812 года. Вскоре на Всесоюзном съезде художников председатель Ленинградского отделения Советского фонда культуры академик А.А. Мыльников публично потребовал изменить назначение Казанского собора, имея в виду его возвращение Церкви. Так началась многолетняя борьба за передачу собора верующим.

http://e-vestnik.ru/analytics/vozvrashch...

  разделы   рассылка  распечатать Григорий (Чуков), митрополит Ленинградский и Новгородский Ленинград в дни Великой Отечественной войны Источник:  Богослов. ру В годовщину снятия Ленинградской блокады портал " Богослов.ру " публикует статью архиепископа Псковского и Порховского Григория, посвященную подвигу защитников и жителей блокадного города и вкладу в Победу его духовенства и верующих. Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий с иподиаконом Константином Федоровым. Ленинград.Никольский собор. 1944 г.Ленинград, по восторженному описанию Пушкина – " полночных стран краса и диво " , в дни Отечественной войны действительно показал себя " красой и дивом " и в подвиге перенесенного им мученичества, и в геройской и мужественной самозащите, и в высоком подвиге патриотизма. Занимая исключительно важное стратегическое положение на всем Северо-западе русской земли, Ленинград подвергся особенному натиску неприятеля, мечтавшего овладеть этим прекрасным городом и тем оттеснить нас от берегов Балтийского моря со всеми огромными политическими и экономическими последствиями этой потери. Спустя только два месяца от начала войны, Ленинград уже был обложен немцами, и в течение 900 дней перенес одну из ужаснейших осад, какие только приходилось нашей Родине нести в истории войн вообще. В течение 900 дней это был город – фронт. Ежедневные обстрелы разных частей города, часто по несколько часов подряд, особенно в местах скопления народа – на трамвайных остановках, бомбежка с воздуха; разрушение зданий. Какое нужно напряжение нервов, чтобы ежедневно слышать вблизи эти разрывы шрапнели, жить под обстрелом в верхних этажах домов, ежеминутно ожидая смерти, передвигаться перебежками по городским улицам, видеть кровь невинных жертв безумного вандализма! Прибавьте к этому абсолютную темноту в вечернии часы, порчу водопровода и неизбежное хождение за водой на реки и каналы, остановку транспорта при громадных расстояниях и непрекращающейся непрерывной работе учреждений и заводов; сокращение пищевого пайка и вместе с тем напряженную оборонную работу, которую мужественно и доблестно несли все граждане.

http://religare.ru/2_99348.html

9 мая 2010 г. Храмы в память о войне: от Мамаева кургана до Поклонной горы Традиция ставить храмы в честь побед российского воинства пошла со времени Димитрия Донского. Почему именно храмы? Потому, что всякая победа — это не только торжество воинской доблести и героизма, но одновременно и печаль по солдатам, не вернувшимся с поля битвы. А тех, кто отдал за победу самое дорогое — свою жизнь, надо непременно помнить и поминать в молитвах. Сегодня мы рассказываем о храмах, возведенных в память о победе нашего народа в Великой Отечественной войне. На Мамаевом кургане В Волгограде на территории памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане завершается строительство храма Всех Святых. Первый камень в основание белокаменного пятикупольного храма был заложен в ноябре 2000 года, но само место строительства освящено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием в 1995 году. Все это время строительство церкви велось на добровольные пожертвования верующих и деньги спонсоров. Сегодня уже закончены отделочные работы внутри помещений, на пол положена трехцветная гранитная плитка, осталось установить иконостас и облагородить зелеными насаждениями прилегающую территорию. Ко дню Победы в обновленном виде предстанет и военно-мемориальное кладбище. Здесь будут установлены 540 гранитных плит с именами воинов, погибших в боях под Сталинградом. 9 мая 2005 года состоится торжественный крестный ход из центра города на Мамаев курган, который возглавит мотрополит Волгоградский и Камышинский Герман.   На Курской дуге 12 июля 1943 года, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, произошло крупнейшее в истории Великой Отечественной войны танковое сражение. Битва под Прохоровкой, в которой сошлись свыше 1200 танков, стала переломным моментом в ходе войны. Это было настолько значимое событие, что тогда в честь победы наших танкистов прозвучал первый салют Великой Отечественной войны. В наши дни в этих легендарных местах на Курской дуге построен мемориал, включающий в себя несколько храмов и колокол единения. 

http://e-vestnik.ru/society/hramy_v_pamy...

Псковская Православная миссия в годы Великой Отечественной войны Пользуясь тем, что за время Советской власти на Псковской земле не осталось ни одного действующего прихода, Гитлер и Розенберг разработали план восстановления здесь православной жизни. С тем, чтобы народ на оккупированных землях не роптал против захватчиков, а, напротив, восхвалял гитлеровскую власть. В то же время Сталин и Берия выработали свой план, по которому на оккупированных территориях православные священники и монахи должны были стать вовлечёнными в борьбу с фашистскими оккупантами. 29 марта, 2010 Пользуясь тем, что за время Советской власти на Псковской земле не осталось ни одного действующего прихода, Гитлер и Розенберг разработали план восстановления здесь православной жизни. С тем, чтобы народ на оккупированных землях не роптал против захватчиков, а, напротив, восхвалял гитлеровскую власть. В то же время Сталин и Берия выработали свой план, по которому на оккупированных территориях православные священники и монахи должны были стать вовлечёнными в борьбу с фашистскими оккупантами. В последнее время открылась ещё одна святая страница в летописи Великой Отечественной войны . Связана она с Прибалтикой и Псковской землей и, в частности, с историей старинного Псково-Печерского монастыря. Благодаря стараниям многих исследователей восстановлена весьма полная картина существования так называемой Псковской Православной миссии в годы 1941–1944. Особенно заметными стали книги Сергея Фомина «Кровью убелённые», Михаила Шкаровского «Церковь зовёт к защите Родины», а также отдельный выпуск Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей. Сегодня же наибольший интерес представляют исследования в этой области, проводимые замечательным псковским учёным историком Константином Обозным. Явление это было подлинно удивительным. Хотя бы даже потому, что создана была Псковская Православная миссия одновременно стараниями главного идеолога нацизма Альфреда Розенберга с одной стороны и советской разведкой с другой. Пользуясь тем, что за время Советской власти на Псковской земле не осталось ни одного действующего прихода, Гитлер и Розенберг разработали план восстановления здесь православной жизни. С тем, чтобы народ на оккупированных землях не роптал против захватчиков, а, напротив, восхвалял гитлеровскую власть. В то же время Сталин и Берия выработали свой план, по которому на оккупированных территориях православные священники и монахи должны были стать вовлечёнными в борьбу с фашистскими оккупантами. Основная ответственность была возложена на главного организатора разведывательно-диверсионной работы на оккупированных территориях Павла Анатольевича Судоплатова.

http://pravmir.ru/pskovskaya-pravoslavna...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010